Что такое философия религии кратко
Обновлено: 05.07.2024
Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразования, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) вероучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя.
Философия религии представала и предстает в разных видах. Как разрозненное множество философских высказываний о религии, принадлежащих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина не вплетенная в общефилософский контекст.
Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования в определенном аспекте, в соотношении с теологией.
Выделение философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII – XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, теолога и историка религии К. Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Соловьева и др.
В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения методологии какого-либо заданного философского направления – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т. д.
От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке (антропология), об обществе (социология, историософия), о познании (гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем. Значит, правомерно различать внерелигиозную, светскую и религиозную философию религии.
В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:
1. выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т. п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);
2. рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);
3. анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;
4. выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок религии;
5. изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);
6. исследование религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;
7. выявление содержания и специфики религиозной философии – религиозной метафизики и онтологии, эпистемологии, историософии, антропологии, этики и т. д.
В философии религии исходным и главным является:
· анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии;
· изучение религиозных верований (знаний, способов их присвоения, индивидуации), суждений (догматов, вероучительных положений), понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознания.
· Рассмотрение того, как религиозное сознание выражается в практике религиозных людей. – То есть необходимо раскрыть семантику естественных и искусственных языков в религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры, пространства и времени.
Обозначенные предметные области входят в современную философию религии. В истории же философия включала и такие знания о религии, которые с современной точки зрения не имели философского статуса – исторические, психологические, географические, лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные предметные области. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое место либо в иных разделах религиоведения, либо, в различных конкретных науках.
Рассмотрим место философии религии в контексте религиоведческого знания. Существует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны, религиоведение отрывают от философии, т.е. от философского мировоззрения и методологии; освобождают религиоведение от философии религии, нередко заменяя ее философской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой стороны, отвергают религиоведческое содержание самой философии религии. С этим во многом связано представление о религиоведении как об эмпирической науке. На наш взгляд, философия религии является вполне релевантным разделом, как философии, так и религиоведения.
Конечно, статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведении неодинаковы: в философии центральными разделами выступают метафизика, онтология, гносеология, социальная философия – философия религии взаимодействует с ними, а также логикой, этикой, эстетикой и другими философскими дисциплинами; в светском религиоведении философия религии сама является базовым разделом и связана с социологией, психологией, феноменологией, историей религии. Здесь философия религии соединяет разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, выполняет соответствующие методологические функции.
Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразования, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) вероучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя.
Философия религии представала и предстает в разных видах. Как разрозненное множество философских высказываний о религии, принадлежащих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина не вплетенная в общефилософский контекст.
Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования в определенном аспекте, в соотношении с теологией.
Выделение философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII – XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, теолога и историка религии К. Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Соловьева и др.
В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения методологии какого-либо заданного философского направления – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т. д.
От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке (антропология), об обществе (социология, историософия), о познании (гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем. Значит, правомерно различать внерелигиозную, светскую и религиозную философию религии.
В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:
1. выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т. п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);
2. рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);
3. анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;
4. выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок религии;
5. изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);
6. исследование религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;
7. выявление содержания и специфики религиозной философии – религиозной метафизики и онтологии, эпистемологии, историософии, антропологии, этики и т. д.
В философии религии исходным и главным является:
· анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии;
· изучение религиозных верований (знаний, способов их присвоения, индивидуации), суждений (догматов, вероучительных положений), понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознания.
· Рассмотрение того, как религиозное сознание выражается в практике религиозных людей. – То есть необходимо раскрыть семантику естественных и искусственных языков в религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры, пространства и времени.
Обозначенные предметные области входят в современную философию религии. В истории же философия включала и такие знания о религии, которые с современной точки зрения не имели философского статуса – исторические, психологические, географические, лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные предметные области. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое место либо в иных разделах религиоведения, либо, в различных конкретных науках.
Рассмотрим место философии религии в контексте религиоведческого знания. Существует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны, религиоведение отрывают от философии, т.е. от философского мировоззрения и методологии; освобождают религиоведение от философии религии, нередко заменяя ее философской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой стороны, отвергают религиоведческое содержание самой философии религии. С этим во многом связано представление о религиоведении как об эмпирической науке. На наш взгляд, философия религии является вполне релевантным разделом, как философии, так и религиоведения.
Конечно, статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведении неодинаковы: в философии центральными разделами выступают метафизика, онтология, гносеология, социальная философия – философия религии взаимодействует с ними, а также логикой, этикой, эстетикой и другими философскими дисциплинами; в светском религиоведении философия религии сама является базовым разделом и связана с социологией, психологией, феноменологией, историей религии. Здесь философия религии соединяет разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, выполняет соответствующие методологические функции.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
Неизбежность конфронтации религии (теологии) и философии была обусловлена их глубоким типологическим различием. Историческая религия (для Европы – это прежде всего христианство) и ее теоретическое (теологическое) выражение развивались в жестком русле, очерченном Библией и Священным Преданием, традицией, символикой богослужения. Любое знание признавалось и принималось лишь в той мере, в которой оно соответствовало церковному канону и укрепляло предписываемое им благочестие. Что же касается философии, то ее установки противоположны по определению: критический анализ всех форм культуры с позиции разума, опора на опытное знание, свободное исследование, не подчиненное признанным авторитетам и готовность к пересмотру фундаментальных положений и т.п. Приоритетный предмет философской рефлексии – то, что можно назвать метафизическими основаниями вероучительной системы: конечная природа и источник Вселенной, предназначение человека, отношение к разуму и рациональности, истоки нравственности и т.д. За этим стоит естественное для философии стремление выйти за рамки одной религии и разработать ее типологию как специфической формы культуры.
Если теология стремилась концептуально осмыслить и выразить реальную практику массового религиозного сознания – житейский опыт людей, пытавшихся реализовать христианские ценности, то становление философского критицизма фиксировало и обобщало в первую очередь достижения науки в познании мира, совершенствование ее теоретического инструментария, усиление роли достоверного знания в развитии общества, т.е. изменения всей социокультурной обстановки в процессе становления техногенной цивилизации с ее акцентом на развитие личности, плюрализм, свободную конкуренцию и т.д., – факторы, в конечном счете обусловившие секуляризацию европейского общества.
Подходы к религии представителей психоанализа различаются весьма существенно. Критика З.Фрейдом иллюзорного характера религии близка просветительской интерпретации религии, тогда как К.Г.Юнг позитивно оценивает роль религиозной символики в коллективном бессознательном. В отличие от других психоаналитиков Э.Фромм, переведя марксистскую теорию религиозного отчуждения на психоаналитический язык, пришел к концепции гуманистической религии будущего как выражению универсальной человеческой сущности.
В философской антропологии (М.Шелер, Г.Плеснер, А.Гелен) проблематика религии рассматривается в контексте определения сущности человека, его места в космосе, смыслополагания в культуре; в этом контексте религия предстает как необходимый компонент всякого знания.
Внутренне неоднородная аналитическая философия связывает рассмотрение проблем религии с анализом религиозного опыта и/или языка религии в качестве основы для проверки состоятельности и критики религии. Дж.Дьюи развивает прагматистский критерий проверки состоятельности и критики религии, предложенный У.Джемсом, и подвергает уничтожающей критике понятие сверхъестественного: трансцендентное не имеет реальности. Но этим не устраняется всякая религия вообще, поскольку любая идея имеет ценность, будучи практически полезной. Критическое отрицание религии наиболее отчетливо выразил логический позитивизм (Б.Рассел, на определенном этапе Р.Карнап, Л.Витгенштейн, А.Айер). Позднейшая аналитическая философия тяготеет к более осторожной и дифференцированной критике языка религии (А.Флю) или к признанию его позитивных функций (поздний Витгенштейн, Дж.Уисдом, Г.Р.Харре). К.Поппер в концепции критического рационализма, направленного сначала против позитивизма, обращает затем свою теорию фальсификации против притязаний религии на обладание абсолютной истиной и в особенности против догматического обоснования конечной цели теологии.
1. Аверинцев С.С. София – логос. Киев, 2000;
2. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991;
3. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994;
4. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. М., 1910;
5. Гараджа В.И. Протестантские мыслители новейшего времени. – В кн.: От Лютера до Вайцзеккера. M., 1994;
6. Гегель Γ.Β.Φ. Философия религии. В 2 т. М., 1975;
7. Гёффдинг Г. Философия религии. СПб., 1903;
8. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995;
9. К.Маркс и Ф.Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986;
10. Кант И. Религия в пределах только разума. – Собр. соч. В 8 т. Т. 6. М., 1994;
11. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998;
12. Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999;
13. Лавров П.Л. О религии. М., 1989;
14. Лёзов С.В. Попытка понимания. Избр. работы. М. – СПб., 1999;
15. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1990;
16. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979;
17. Мамардашвили М.К. Философия и религия. – Он же. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000, с. 258–279;
18. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994;
19. Митрохин Л.Н. Философия религии (опыт истолкования Марксова наследия). М., 1993;
20. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;
21. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. М., 1977;
22. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987;
23. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000;
24. Соловьев Вл.С. Оправдание добра. М., 1996;
25. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995;
26. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. М., 1994;
27. Христос и культура. Избр. труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996;
28. Уайтхед А.Н. Избр. работы по философии. М., 1990;
29. Фейербах Л. Сущность христианства. – Избр. филос. произв. В 2 т. Т. 1. М., 1955;
30. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. В 2 т. М., 1990;
31. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998;
32. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. М., 2000;
33. Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998;
34. Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии. СПб., 1910;
35. Юм Д. Естественная история религии. – Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1965;
36. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998;
37. Adorno Th.W., HorkheimerM. Dialektik der Aufklärung. В., 1947;
38. Dempf A. Religionsphilosophie. Darmstadt, 1937;
39. Dewey J. A Common Faith. New Heaven, 1934;
40. Flew A. God. A Critical Enquire. L., 1966;
41. Hick J. Philosophy of Religion. L., 1973;
42. Hudson Y. The Philosophy of Religion. Mountain View, Calif., 1991;
43. Mann U. Einführung in die Religionsphilosophie. В., 1970;
44. Nielsen K. Philosophy & Atheism. Buffalo, 1985;
46. Nygren A. Sinn und Methode. Prolegommena zu einer wissenschaftlichen Religionsphilosophie. Basel, 1979;
Философия религии — это раздел философии, который рассматривает установки, концепт и функции религии, обоснования существования божества, взаимоотношения религии с миром и человеком.
В узком понимании это понятие означает автономное философское рассуждение о Боге/божестве и вере.
Одним из самых значимых ученых в области философии религии был Ю. А. Кимелев — советский и российский религиовед, культуролог, социальный философ.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Кимелев разделял всю философию религии на две части — философское религиоведение и философскую теологию (богословие, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо веры). Различие, по его мнению, состоит в том, что с точки зрения религиоведения данная философия ограничивается исследованием и осмыслением верования и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности.
Задачи
Концепция в широком смысле решает следующие задачи:
- выявление сущности религии;
- определение места религии в духовной жизни общества;
- анализ влияния религии на человека;
- определение божественного, священного в отношении к земному, профанному;
- интерпретация понятий веры и сознания;
- обоснование существования Бога;
- философская концептуализация природы Бога;
- осмысление отношений между Богом и человеком;
- создание учения о Боге философскими средствами.
Слияние философии и религии
Для начала обратимся к самому понятию религии.
Религия — это система взглядов, основанная на вере в сверхъестественные силы. Она включает в себя комплекс моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в различные организации, основанные на идеях веры.
Помимо общего, безусловно, между религией и философией есть значительные различия. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения знаний об окружающем.
Однако, и сходства, и различия философии с религией повлияло на их слияние.
Философия религии в системе знаний
Существуют смежные с философией религии дисциплины:
- религиоведение;
- история религии;
- религиозная философия;
- теология.
Переплетение философии и религии в общей научной дисциплине положило начало возникновению многих междисциплинарных учений. Так, например, возникли философия науки и политическая философия. Также такого рода переплетение стало чаще встречаться в других областях философии и психологии. В экзистенциальных исследованиях это можно легко проследить.
Этапы развития
Сам термин появился только в девятнадцатом столетии, однако еще задолго до этого философские труды, связанные с религией, можно было найти в разных частях света. Наиболее остро этот вопрос интересовал философов азиатских стран.
Весь период становления дисциплины можно разделить на следующие этапы:
- Античность.
- Средневековье.
- Возрождение и Новое время.
- Новейшее время.
Античность
Средневековье
Возрождение и Новое время
Новейшее время
Религия становится одним из важнейших феноменов духовной культуры человечества. Множество научных деятелей создают труды, посвященные влиянию религии на жизнь человека, например, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, К. Г. Юнг и другие. Интерес к обсуждаемому вопросу и по сей день растет.
Взаимосвязь религиозной философии и философии религии
Очень часто эти два учения отождествляют, однако это совершенно разные понятия.
Под религиозной философией подразумевают рассмотрение различных проблем с точки зрения религии. Это философская рефлексия, которая всегда основывается на какой-либо религиозной системе. Существуют буддийская, исламская, христианская, индуистская, иудаистская, синкретическая и другие религиозные философии.
Теория данной дисциплины базируется на богословии, но, в отличие от теологии, религиозная философия занимается доказательством и обоснованием догматов веры, а не безусловно полагается на них.
Итак, чтобы отделять философию религии от религиозной философии, достаточно понимать основные функции и задачи первого понятия, а именно: осмысление и определение религии и божества с точки зрения философии. Именно эти функции и являются максимально кратким и понятным описанием философии религии.
Философия религии - раздел философии, в котором рассматривается религия как социокультурный феномен, как форма мировоззрения и общественного сознания.
При этом если философию понимать как особый способ мышления о мире месте в нем человека, а религию как форму мировоззрения, основанную на вере и поклонении сверхъестественному нравственно-духовному абсолюту, то получается, что философия религии – это способ осмысления религии, которому присущи такие черты философского мышления, как универсализм (всеобщность) и спекулятивизм (умозрительность).
Задачи, решаемые в рамках философии религии
- Выявление сущности религии.
- Определение места религии в духовной жизни общества.
- Анализ влияния религии на человека.
- Определение божественного, священного в отношении к земному, профанному.
- Интерпретация понятий веры и религиозного сознания.
Разделы философии религии
В философии религии можно выделить следующие разделы
- Онтология религии содержит представления о бытии религии, ее сущностных проявлениях в мире.
- Гносеология религии рассматривает, с одной стороны, религиозные формы познания (экстазис, мистическое озарение, откровение и тому подобные), а с другой особенности и возможности научного познания религиозных феноменов.
- Этика религии занимается изучением морального аспекта религиозных учений и проявления в них модусов добра и зла. религии выявляет ее ценностное измерение.
- Эстетика религии разрабатывает теорию религии с точки зрения соотношения прекрасного и безобразного.
Этапы развития философии религии
- креационизм
- провиденциализм
- идея спасения и греха
Читайте также: