Что такое фасилитация в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Халеева Оксана Ивановна

Населенный пункт: Нижегородская область, с. Саваслейка

Условием достижения качества дошкольного образования является консолидация родительской и образовательной общественности.

Важным аспектом сотрудничества с семьёй выступает привлечение родителей к непосредственному участию в развивающих и социализирующих образовательных мероприятиях, к совместной с детьми деятельности.

Исходя из требований Стандарта, модель вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ предусматривает выявление образовательных инициатив семьи, педагогическое информирование, совместное проведение образовательных мероприятий, реализация детско-взрослых проектов.

Взаимоотношения педагогов ДОО с семьей воспитанников для создания плодотворного сотрудничества в деле воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества - одна из самых сложных проблем. Весь исторический педагогический опыт говорит в пользу того, что только общие усилия семьи и детского сада могут достичь желаемого результата.

В современном обществе существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Как известно, на воспитание ребенка влияет, в первую очередь, его семья, его родители. И даже самые квалифицированные педагоги, с большим стажем и опытом, используя в работе современные методы, приемы и практики, не конкурентные с родителями.

Семья и дошкольная организация – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства. Поэтому, семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи [1, с.82-92].

Таким образом, возникает необходимость освоения новых технологий выстраивания партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников [4, с. 70].

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.

Значительным потенциалом для построения, поддержания и развития партнерских отношений в нашем ДОУ являются методы фасилитации.

Что же такое фасилитация?

Фасилитация – это (от англ. facilitate– помогать, направлять, облегчать) технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме того, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса [2, с. 25].

Педагог выступает в роли фасилитатора, т.е. делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон. Роль фасилитатора – облегчать, организовывать, направлять, оптимизировать процесс в рамках поставленной перед группой задачи [5, с. 90].

Личность фасилитатора должна обладать следующими качествами: эмпатия, открытость, принятие, уверенность, развитая рефлексия.

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

Алгоритм применения технологии фасилитации:

- объединение участников группы (родителей);

- постановка проблемы, донесение информативного материала;

В процессе дискуссии могут быть и конфликтующие стороны, педагог (фасилитатор) не встает ни на чью сторону, а предлагает

осмыслить позиции конфликтующих сторон и создать атмосферу принятия друг друга, которая объединит участников.

Продукт фасилитации – решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой изменения.

Таким образом, применение технологии фасилитации в ДОУ позволяет привлечь как можно большее количество лиц к совместному поиску оптимальных решений актуальных проблем дошкольного образования, повысить уровень ответственности родителей за воспитание детей, а также позволяет создать условия для конструктивного общения родительского коллектива.

. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты.

Семья и детский сад несут свою смысловую нагрузку и не призваны, да и не могут заменять друг друга. Главное – установить доверительный контакт и использовать все методы и формы, что в конечном итоге дает уверенность и поддержку обеим сторонам.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель — воспитывать будущее нашей страны. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, станут достойными гражданами нашей страны, будут любить и беречь своих близких.

Список литературы:

1. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1.

2. Давыдова, О.И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: Учебно-методическое пособие [Текст] / О.И. Давыдова, А.А.Майер – М.: Центр педагогического образования, 2014.

3. Кравцова, Е.В. Психологические основы стандартов дошкольного образования / Е.В. Кравцова, Г.Г. Кравцов.

4. Логинова, Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] / Е.В. Логинова, Е.В. Шиврина, И.А. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: мат-лы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015.

5. Майер, А.А. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией [Текст] / А.А. Майер // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования; под ред.

Л.Л. Тимофеевой. – М: Педагогическое общество России, 2013. – Вып. 5. – С.54–104.

6. Ромашина, С.Я. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: учеб. пособ. [Текст] / С.Я. Ромашина, А.А. Майер. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Автор: Яркина Елена Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида г. Заринска.
Описание работы: данный материал будет полезен педагогам детского сада для построения конструктивного взаимодействия с субъектами ДОУ через использование инновационных методик. На основе метода фасилитации педагогам можно организовывать родительские собрания, строить выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В начале практикума необходимо разделить педагогов на 3 подгруппы, ведущий - фасилитатор раздаёт участникам педагогического совета эмблемы, согласно которым педагоги занимают свои места за столами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для записи комментариев членов группы по ходу обсуждения (или доска с мелом), 3 стола, стулья по количеству участников, бумага, ручки, буклеты, звонок.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации мероприятий на основе метода фасилитации.
Задачи: совершенствование качества работы ДОУ при сотрудничестве с родителями, развитие коммуникативных, фасилитативных умений педагогов.






Давайте познакомимся с правилами работы нашего кафе:
1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
2. Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
3. Говорите открыто и от всего сердца.
4. Слушайте, чтобы понимать.
5. Связывайте и соединяйте идеи.
6. Получайте удовольствие от общения!

Принципы работы:
1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны.


Вопрос № 2. Какие активные методы, способствуют продуктивному взаимодействию с родителями?




Фасилитативные технологии в работе с родителями.

(Из выступления старшего воспитателя)

Моей педагогической находкой стало участие в фестивале педагогических инноваций и идей в ММРЦ г. Батайска.

Там я впервые услышала термин «Фасилитативные технологии в

И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.

Проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями:

• Нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах

• Снижение воспитательного потенциала семьи;

• Отстраненность от воспитательно - образовательного процесса;

• Перекладывание ответственности на педагогов;

В то же время ФГОС требует от нас создания единого пространства

развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками

полноценного воспитательного процесса.

Вот почему меня очень заинтересовала данная тема. И так, что же такое

фасилитация?

Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.

Фасилитировать – сделать легким.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей,

технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между

родителями и педагогами.

Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать

родителей полноправными участниками образовательного процесса,

понимающими значимость педагогического труда готовыми к интенсивным

взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных

ситуациях. Основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.

Анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство

вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей,

• не было ясной цели;

• много людей говорили одновременно;

• обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;

• скучно и неинтересно;

• одно и то же снова и снова;

• бесполезно, не было разницы, был я там или нет:

В результате большинство родителей просто подходят к воспитателю и

спрашивают: «Скажите сколько, за что и кому нужно сдавать денег, я не

Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь

дошкольного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых

родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать

интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный –

означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-

либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на

более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Некоторые из интерактивных методов организации родительских

Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

В течение определенного времени каждый участник индивидуально на

своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча

выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому

пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора

фиксируется на доске.

две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это

активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать

действиями первой команды и записывает свои замечания относительно

процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится

обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время

Что дает этот прием родителям? Возможность увидеть родителей со

стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют

свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.

Помогает участникам получить более глубокое представление об

определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.

За месяц до проведения мероприятия педагог собирает вопросы

образования, воспитания и развития наиболее актуальные в данный период.

Вопросы (могут быть и анонимные, классифицируются, подготавливают

ответы, помогают специалисты если нужно, на какие- то вопросы можно

предложить самим родителям поделиться опытом.

Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается по очереди

произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то,

высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других,

следить за происходящим на собрании.

Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они

видят будущее своего ребенка.

Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа:

фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик,

социальных институтов (школа, банк, больница, офис, предметы быта,

автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего. Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки

ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.

Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности,

а главное – результативности родительских собраний. Родительские

собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются

потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его

руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения

педагога, родителей и общих результатов работы.

5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и

1) Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)

2) Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители

обязаны в силу статуса)

3) Родительская почта

Приемная/педагоги (персональная информация, должностные

обязанности, обращения, объявления) и т. д.

и события, задания и просьбы) и др. Приемная/дети (персональная информация, девиз, хобби, права

Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех

родителей разрешения, использовать ту или иную персональную

21 век принес новые формы взаимодействия с родителями. Раньше

педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия

родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей.

Родительское собрание это монолог педагога, включающий в себя, как

правило оценку ребенка. Значение и мнение семьи полностью

игнорировалось. В новом Законе об образовании мы видим, что

ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги

дошкольных организаций обязаны всячески содействовать родителям, но не

заменять их. Сотрудничество, общение на равных – это такое

взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает

правом указывать и контролировать. Технологии фасилитации позволяют по-

другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на

место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.

Один человек пришел к Сократу и спросил:

-А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

-Подожди, - остановил его Сократ. - Просей сначала то, что собираешься

сказать через три сита.

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых,

через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

-Нет, просто я слышал….

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем

через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то

-Значит, - продолжал Сократ,-ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но

даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так уж

необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет необходимости.

- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни

пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить? Желаю вам, коллеги, всегда, прежде чем говорить, просеивать то, что хотите

сказать через три сита. Спасибо за внимание!

1. Давыдова О. И. Майер А. А., «Как эффективно использовать

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. «Интерактивные методы в

29 декабря 2012г №273-ФЗ)

Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ .Использование технологии фасилитации на родительских собраниях вМА ДОУ В современных условиях задача дошкольного образовательного учреждения.

Хорошо раскрыто само понятие фасилитации. Выделены основные виды данной технологии, которые можно использовать на родительских собраниях. Последовательно расписаны, как роли так и сам ход мероприятий.

ВложениеРазмер
Технологии фасилитации в ДОУ 708.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ Составила воспитатель : Селезнева Т.Н. Санкт-Петербург г. Колпино 2016 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №35 Колпинского района Санкт – Петербурга

Цель: изменение традиционного видения процесса совместной работы педагога с детьми и родителями. Задачи: Формировать умение Признать равенство позиций всех субъектов совместной деятельности Развивать умение Создавать оптимальный психологический настрой в группе, обеспечивая реализацию резервов (педагогов, родителей, детей) как партнеров по общению и учитывая эмоциональное состояние, индивидуальные особенности партнеров научиться гибко перестраивать позицию, менять роль в общениии , выбирая оптимальное сочетание средств общения и способов воздействия

Фасилитатор – не заинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одного из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации тренер не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Фасилитаторы – удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы: Диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений; Технология: постановка цели, анализ реальности, разработка вариантов действий, утверждение воли к действию; Помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы; Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы; Снятие барьеров и преград в общении; Развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации; Посредничество, актуализация позиций и чувств клиента; Содействие презентации субъекта; Выработка общего решения, предотвращение возмущения и невелирования его до выражения желания, мозгового штурма

Установки фасилитации – принятие ( безоценочное , уважительное отношение к другому); открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям ); конгруэнтность ( рефлексивность , эмпатийность , совпадение внутренних состояний).

2.Поиск будущего /используется, когда различным заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества/ Роли участников : -Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении). -организационный комитет (включает основных участников, кот. совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирают место проведения и обеспечивает логистику мероприятия). - фасилитатор (кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. -участники (как правило, представители различных групп: родители, специалисты ДОУ, управленцы) Требует тщательной подготовки – определения темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп.

4.Технология открытого пространства / метод используется только в том случае, если в учреждении имеется действительно сложная проблема и никто не знает как к ней подойти / Роли участников : - Спонсор (человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет тему мероприятия. - Фасилитатор – помогает спонсору сформулировать тему, запустить работу самоорганизующихся подгрупп, следит за тем, чтобы у участников была возможность зафиксировать отчет о работе своей подгруппы (лучше всего с помощью компьютеров) и чтобы отчет был вовремя доступен всем участникам группы, проводит завершение процесса. -Участники – все лица, заинтересованные в обсуждении (участие в мероприятии является исключительно добровольным).

6.Саммит позитивных перемен /используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения и ценностей/ . Роли участников : Спонсор - человек или группа заинтересованных в проведении) Группа планирования - ключевые участники, представляющие различные уровни и направления в организации). Фасилитатор - кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом саммита: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. Участники – внутренние и внешние представители учреждения. Составление правильных вопросов – ключевой шаг в процессе подготовки саммита.

7.Выход за рамки / межфункциональные или межуровневые группы сотрудников, специалистов, родителей обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на общем родительском собрании/. Роли участников : Спонсор – руководители ДОУ, комитета, отдела образования, заинтересованные в проведении изменений в организации). Команда разработчиков – совместно с консультантом- фасилитатором разрабатывает дизайн мероприятия и подбирает участников. Консультант(ы)- фасилитатор (ы) – помогает спонсору четко осознать, какие роли задействованы в процессе, кого необходимо включить в команды участников, разрабатывает дизайн мероприятия, помогает организовать логистику процесса. Участники – межфункциональные команды сотрудников, специалистов, родителей, близких к области планируемых изменений или решаемой проблемы.


Вовлеченность неразрывно связана с мотивацией. Задача педагога — создать такие условия, чтобы у воспитанников возникал интерес, внутренняя мотивация, к процессу познания. Желание прилагать все возможные усилия, должно возникать изнутри, а не под внешним давлением (позитивным или негативным).

Поиски привели к…

Что такое фасилитация и модерация?

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации : нахождение верного метода, который позволит группе работать результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Фасилитатор - э то тренер, владеющий технологиями эффективной коммуникации.

Модерация – это совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений.

Функция модератора – помочь каждому обучаемому лучше думать, выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация — немецкое, фасилитация — английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

2. Фасилитация — гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего . Участники не ограничены одной темой.

Что умеет делать педагог – фасилитатор для того, чтобы активизировать воспитанников?

ü Заранее готовится к успешному проведению детского совета.

ü Умеет задавать правильные вопросы.

ü Создает возможности для включения в работу всех воспитанников. Всем оказывает одинаковое внимание.

ü При обсуждении каких-либо проблем опирается на опыт детей. Понимает ,что для ребенка очень важно, когда ценят именно его опыт - удачный или не очень.

ü Следит, чтобы участники обсуждения не отклонялись от курса

ü Знает язык тела и невербальное поведение. Поддерживает зрительный контакт.

ü В процессе обсуждения для активизации участников использует визуальные средства (флипчарты, доски), фиксирует интересные предложения, ответы воспитанников в протоколах детского совета

ü Заранее готовит вспомогательные материалы, чтобы во время обсуждений не отвлекаться на технические моменты

ü Сочетает разные инструменты и техники в процессе работы с группой;

ü Быстро реагирует на изменение обстановки, затруднения участников — и, соответственно, быстро их преодолевает.

Читайте также: