Что такое фанк в музыке определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это направление музыки. Пошло от джазового направления. Это один из видов джаз-рока.
Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон.

Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово "фанк" (Get funk!, Get funky!) джазмэны употребляли с начала 20го века когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово сканк (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

Deep Funk, P-Funk
Родственные:

Афробит, Acid jazz, G-Funk, Фанк-рок, Jazz funk

Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон.

Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово "фанк" (Get funk!, Get funky!) джазмэны употребляли с начала 20го века когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово сканк (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

История музыки Фанк

Funky Hotel

С подачи пианиста Хорэса Сильвера, который в 1952 году назвал одну из своих пьес “Funky Hotel”, словом “funk” в конце 50-х годов стали назвыать новую музыку, вышедшую из соула и отличавшуюся от него коренным образом.

Funk - на слэнге обитателей черных гетто означает “запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения” (поэтому последовательные фанкмены из постели не вылезают).

Во второй половине 50-х и в 60-е годы развитие фанка шло двумя путями - музыканты играли фанки-джаз, рассчитанный на широкую аудиторию и психоделик-фанк, доступный далеко не каждому. Типичными представителями фанки-джаза были уже упомянутый Хорэс Сильвер со своим ансамблем, Квинтет братьев Adderley, Stanley Turrentine, Donald Byrd, Grant Green, Jimmy Smith, Jack McDuff, и, конечно, барабанщик Арт Блейк - бессменный лидер группы “Jazz Messengers”. Последний за десятки лет творчества сумел собрать вокруг себя несколько поколений великих исполнителей, начиная с таких классиков как Benny Golson, Bobby Timmons, Lee Morgan, Wayne Shorter, и заканчивая представителями новой школы в лице российского трубача-эмигранта Валерия Пономарева и недавно взошедшей звезды - Winton Marsalis. Именно Арт Блейки и заложил основы фанк-джаза.

Фанк в Парламенте

“Выделению фанка” способствовала и калифорнийская психоделическая рок-музыка, в частности кислотный рок. В 1966 году Силвестр Стюарт, он же Слай Стоун создал в Сан-Франциско негритянскую группу “Sly and the Family Stone”, стиль которой определялся как психоделический фанк, оказавший заметное влияние как на белых фанов прогрессив рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких как, например, “Temptations”. И уже в 1971 году в хит-парадах крутилось несметное количество дисков и песен, в названии которых присутствовало слово “фанк”. В тот же период в молодежной туссовке стал чрезвычайно популярен саксофонист Charles Lloyd, который также начал использовать ритмику фанка, совмещая ее с медитативностью психоделического рока.

Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон. Он создал такие фанк-группы как “Parliament” “Funkadelic”, “Funkenstain” и т.д. Клинтон воспринимал фанк, как философию жизни. Ответ на все мировые проблемы. Обложки его пластинок конца 70-х украшались изображением знака фанка - буквой “U” и лозунгом “One Nation United under the Groove” (“Единая нация, объединенная грувом”).

Groove - чисто негритянский сленговый термин, обозначающий нечто зажигательное, душевный подъем, драйв. А знак “U” (поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем) - так называемая “коза”, употребляемая металлистами и новыми русскими, означает отнюдь не рога дьявола и не пальцы веером. Это символ единства, борьбы и свободы.

Одним из ярчайших представителей фанка был, есть и остается Eddie Harris. Он выделялся из туссовки джазменов своим особым пристрастием, до истеричности, к фанку и соулу. В начале 70-х, наряду с Тиной Тернер, Уилсоном Пикеттом и Карлосом Сантана, его включили в состав специальной труппы американских поп-звезд, совершившей турне по тем местам Западной Африки, откуда начался вывоз черных рабов в USA. Они давали концерты на больших сценах и в захолустных деревушках, пытаясь войти в контакт с совершенно иным миром. Сразу после этого вышел документальный фильм “Soul to soul”, где показана попытка воссоединения культур. Сам Эдди Харрис в 1966 году написал пьесу “Freedom Jazz Dance”, которая стала важной вехой перехода к новой ритмике “фанка”. Многие музыканты сразу просекли, откуда ветер дует, и стали делать свои версии этой композиции - ремиксы, то бишь. Первым из них был легендарный Miles Davis.

Джеймс Браун

Но. До сих пор наиболее заметной и влиятельной фигурой в фанк музыке, растянутой рэпперами на кусочки (надо же где-то дергать сэмплы!) остается Джеймс Браун, который к концу 60-х уже прославился, как исполнитель соул-гуру. Вдохновленный фанком он делает свою музыку более жесткой и ритмически острой - время диктует ритм, отличный от “мягкости” соула - убивают Мартина Лютера Кинга, активизмруются “Черные Пантеры”, жизнь хлещет через край…

Пик популярности Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х, после выхода пластинок “Sex Machine Today” и “Body Heat”. Манера его пения и характер оркестровки серьезно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, например, ребят из группы Cool and the Gang, Ohio Players, Crusaders.

Расизм

Несмотря на заявленное единство, как и в истории с соулом и джазом, черным музыкантам страшно не нравилось, что техникой фанка овладевают и белые парни. Как-то в интервью журналу “Down Beat” популярные в 70-х черные фанкмены братья Джонсон - барабанщик и гитарист - на вопрос, как они относятся к группе “Average White Band” (“Обыкновенный белый оркестр”), немного замявшись, ответили, что не знают такого коллектива. Понятное дело, это была откровенная лажа. Постепенно цвет кожи перестал быть показателем и здесь. Появилось немало смешанных групп в стиле фанки-фьюжн, например “Tower of Power”. В дальнейшем, переплыв океан, фанк причалил и к берегам Европы. Туманный Альбион порадовал такими группами как Linx, Shakatak и Level 42, Исландия - Mezza Forte, Дания - Entrance, Финляндия - Pirpaukke, Польша - Extra Ball, и даже Советский Союз не отстал, а подарил если не миру, то хотя бы себе любимому группу Арсенал с ее несменным лидером Алексеем Козловым.

Во второй половине 70-х и в 80-е годы стало ощутимо влияние стиля фанк на джаз, рок и поп-музыку. В джаз-рок, замененном в последствии термином “фьюжн” или “фанки-фьюжн”, на смену свойственной ему R&B фактуре приходит фанк. Скажем, если музыка группы “Chicago” напоминает рок, то уже “Mahavishny Orkhestra”, ‘Weather Report”, “Return to Forever” или записи Хэрби Хэнкока (начиная с диска “Head Hunters”) джаз-роком не назовешь - это уже джаз-фанк.

С 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно, противопоставляя себя “белому” гитарному року. Стили настолько проникли друг в друга, что если мы имеем дело не с классическими образцами музыки соул или фанк, определить где тот или иной стиль, зачастую невозможно. Даже в рамках одной композиции иногда встречаются характерные, как для фанка, так и для соула ходы.

Для фанка характерен ровный драйв с переносом акцентов на сильные доли, поэтому ритмическая основа фанка более монотонна, но и более изощренна. Фанк-музыканты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда! Именно в среде фанкменов зародилась особая техника игры на бас гитаре - slap (щелчок), повлиявшая, в первую очередь, на игру ударных.

Панк-фанк

В конце 70-х в фанк среде вспыхнул еще один бум, в связи с появлением его новой разновидности “панк-фанк|”, связанного с именами Рика Джеймса и Орнетта Коулмена. Последний выпустив в 1959 году альбом “Tha Shape of Jazz to Come” применил в некоторых композициях нестандартные для джаза приемы. В частности, он много экспериментировал с ритмом. Естественно Коулмена предали анафеме, но не прошло и двух-трех лет, как Орнетт был признан одним из отцов американского джазового авангарда. А ритм на “восемь восьмых”, столь любимый Коулменом стал использоваться его последователями в стиле “панк-фанк”. Черные фанк-виртуозы - Блад Алмер и Рональд Шенон-Джексон, взяв за основу гармолодическую теорию Коулмена, приложили ее на практике к жесткой, “припанкованной” манере исполнения в стиле фанк. К обычному фанку здесь прибавились все причиндалы панк-культуры: обесбашенная прическа, одежда, тематика песен, повышенная агрессивность поведения на сцене.

Начиная с 80-х годов фанк стал переходить на электронное звучание. Этому способствовали записи Майкла Джексона, Принса, Марвина Гея, Чаки Кхана - они сделали фанк одним из видов поп-музыки, более легким и доступнымдля публики.

Фанк в его наиболее ярких проявлениях оказался музыкой, которая требовала как от исполнителей, так и от фанатов огромных энергетических затрат и понимания. Поэтому вскоре выяснилось, что назвать себя настоящими фанкменами могут далеко не многие. Массовый потребитель (толпа, одним словом) требовал чего-то попроще, подоходчивее и поспокойнее. По времени это совпало со спадом интереса к арт-року, хард-року, блюз-року, фолк-року. И вот с середины 70-х годов на подмостки выходит “диско”, тот же фанк, обезличенный и выхолощенный, тупой до примитивизма. Да и сам стиль фанки-фьюжн начал постепенно упрощаться и переходить на коммерческую основу. Только в начале 80-х годов, когда диско-музыка окончательно приелась, фанк, как не менее танцевальная, но гораздо более живая и душевная форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.

Сool Jazz

В 90-е годы облегченный вид “фьюжн” стал называться cool jazz. Причем, если в понимании Майлза Дэйвиса, выпустившего в 1949 году пластинку “Birth of Cool”, термин cool-jazz означал именно “холодный” джаз, то в 90-е это уже переводилось, как “модный джаз”. А сам кул-джаз в лице его представителей Дэйвида Сэнборна, Гровера Вашингтона, Кенни Джи, Ли Ритенура, Боба Джеймса сделался одним из видов, хотя и культовой, но все же фоновой музыки.


  • Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.

1. стиль ритмичной музыки, возникший в США в 1960-х годах в результате слияния ритм-н-блюза, соула и элементов джаза

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова психодрама (существительное):

Этот жанр, уходящий корнями в афроамериканскую традицию, встречается вам гораздо чаще, чем вы думаете.

Зачем мне разбираться в жанрах музыки?

Музыка — верный друг, который сопровождает человека всегда и везде. Но иногда любимые композиции начинают надоедать, и нам трудно найти им замену.

Знание жанровых особенностей упрощает эту задачу: будет легче определить свои пристрастия и уточнить параметры поиска. Но это же знание расширяет горизонты — позволяет находить треки-фавориты у представителей другого музыкального течения. А значит, обогащать плейлист.

Хорошо. Тогда что такое фанк?

Фанк — это дерзость, напор и ритм, заражающий желанием двигаться. Ну а если серьёзно, это жанр популярной музыки, берущий своё начало в афроамериканской музыкальной традиции.

Как понять, что я слушаю фанк?

От любого другого течения фанк легко отличить по следующим чертам:

Но главное в фанке — это особый ритмический рисунок композиций, мощный, сбивчивый и неоднородный. Это и есть так называемый грув — ритм, который неминуемо вызывает у слушателя желание двигаться под музыку. Именно благодаря ему под фанк очень хочется танцевать. Ну или хотя бы притопывать ножкой.

А откуда фанк взялся?

На фоне этого в музыке происходили свои процессы: как ответ на рок-н-ролл, популярный у белого населения, появился соул. Позже он стал основой для многих других стилей.

Тогда в противовес этой коммерциализации из соула вышел фанк — очень похожий на своего предшественника, но резкий и порывистый.

Фанк был и более политизированным: музыканты не упускали возможности обращать внимание на пережитки расизма. Они говорили о том, что быть чернокожим не просто не стыдно, но и здорово.

Кто сделал фанк популярным?

Среди первых и самых значимых выделяют этих исполнителей.

Джеймс Браун

Брауну приписывают первые композиции жанра: Funky Drummer, Papa’s Got a Brand New Bag, Cold Sweat.

В композиции чётко видна социальная составляющая жанра. Текст песни не просто говорит о равенстве — он дерзко призывает гордиться своей идентичностью. Благодаря подобным текстам Браун стал идейным лидером афроамериканской общины.

Музыковеды и критики смело утверждают, что Браун определил звучание фанка и по сути создал этот жанр.

Джордж Клинтон

Музыкант привнёс в фанк мотивы рока, психоделики и подготовил почву для популяризации этого жанра.

Слай Стоун

Стоун разбавил фанковые мотивы психоделикой и, как и его коллега Джордж Клинтон, позволил жанру быть более всеобъемлющим.

Сложно. Где же тогда чистый фанк? Только у Джеймса Брауна?

На самом деле музыка — это довольно хаотичное явление, и чётко классифицировать его очень сложно. Один трек может сочетать в себе элементы множества жанров.

Не заморачивайтесь. Вы уже знаете отличительные особенности фанка (см. карточку 3), поэтому просто слушайте музыку и выискивайте в совершенно разных треках эти черты.

А что стало с фанком потом?

Диско-коллективы той поры активно сочетали в своём творчестве черты фанка, соула, ритм-энд-блюза и диско. Вот некоторые особо яркие представители этой музыкальной эпохи.

Earth, Wind & Fire

Американская группа, которой принадлежат хиты September и Boogie Wonderland, сочетала фанк, соул, джаз, рок и другие направления. Коллектив стоял вне политики (в отличие от многих групп-современников) и сочинял развлекательную музыку, которая отличалась виртуозными аранжировками.

В песне September бас-гитара создаёт забористый танцевальный ритм, духовые преимущественно звучат отрывисто, а вокал часто напоминает мелодичные выкрики, а не задушевное пение.

Коллектив из США, появившийся в конце 70-х годов. Chic стали изобретателями потрясающих семплов, на основе которых позже были написаны популярнейшие песни.

Например, чисто фанковый рифф из трека Good Times стал основой для трека Another One Bites the Dust культовой группы Queen.

Kool & the Gang

В песне Jungle Boogie также есть интересный гитарный рифф, резкие духовые и своеобразные возгласы вокалистов, что унаследовано от фанка.

Получается, всё закончилось на диско?

Нет. Черты фанка заимствовали и другие стили музыки.

Поп-музыка

Танцевальный ритм — чуть ли не главное оружие поп-музыки. Так как ритмы фанка заразительны и сочны, они часто ложатся в основу поп-композиций. Например, они ярко и безупречно играют в творчестве Майкла Джексона. Особенно показательны в этом плане песни из его прорывного альбома Thriller.

В Pretty Young Thing стоит обратить внимание хотя бы на вокал Джексона, который то набирает силу и становится набором возгласов, то звучит нежно и мягко. А стоны и крики, которые то и дело органично вплетаются в канву композиции, очень напоминают манеру главного кумира Джексона — Джеймса Брауна.

В песне особенно интересен ведущий семпл, исполненный на басовом синтезаторе. По сути это фанковая партия бас-гитары, которую передали другому инструменту.

В треке Dani California очень чётко слышится фанковый гитарный перебор.

Так появился джаз-фанк — поджанр, который характеризуется грувовым ритмом и использованием синтезаторов. Он был широко распространён в 70–80-е годы прошлого века в США.

Знаменитый джазовый трубач Майлз Дэвис посвятил экспериментам с джаз-фанком свой альбом On The Corner.

Позже фанк стал основой для возникновения хип-хопа. Музыковеды утверждают How a James Brown Jam Session Gave Us the ‘Greatest Drum Break of Them All’ , что этот жанр не появился бы без Джеймса Брауна.

Существуют ли современные фанк-исполнители?

С момента появления диско фанк в чистом виде стал большой редкостью, и исполняют его далеко не самые популярные группы для узкой аудитории.

В композиции Virtual Insanity особенно чётко слышится влияние фанка.

Однако и Jamiroquai в процессе создания треков опиралась не на чистый фанк: в творчестве группы много соула, джаза и хаус-музыки.

В 2000-е годы Jamiroquai стала экспериментировать со звуком. Фанк, который до той поры был одним из ведущих направлений в творчестве группы, начал уступать место электронике и техно.

А как фанк повлиял на других современных музыкантов?

Фанк смешался с другими жанрами и пробрался в творчество совершенно разных артистов. И подарил им свою лучшую часть — забористый танцевальный грув, который создаётся под звуки бас-гитары. Как правило, он сопровождается чередованием резкого и мелодичного вокала.

Читайте также: