Что такое дуэль в литературе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, по мнению Ю.М.Лотмана, роль дуэли – социально-знаковая. [Лотман, 1999, с. 164]

Отношение к дуэли в русской литературе неоднозначно. В произведениях XIX века она представлена с разных сторон, что свидетельствует о неоднозначном отношении к этому явлению русских писателей.

ВложениеРазмер
del_v_russkoy_kulture_i_literature_19_veka.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

в русской культуре и литературе XIX

Селецкая средняя школа

Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, по мнению Ю.М.Лотмана, роль дуэли – социально-знаковая. [Лотман, 1999, с. 164]

Именно благодаря своей двойственности дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. Только пунктуальное следование установленному порядку отличало поединок от убийства. Но необходимость точного соблюдения правил вступала в противоречие с отсутствием в России строго кодифицированной дуэльной системы. Никаких дуэльных кодексов в русской печати, в условиях официального запрета, появиться не могло, не было и юридического органа, который мог бы принять на себя полномочия упорядочения правил поединка. Конечно, можно было бы пользоваться французскими кодексами, но излагаемые там правила не совсем совпадали с русской дуэльной традицией. Строгость в соблюдении правил достигалась обращением к авторитету знатоков, живых носителей традиции и арбитров в вопросах чести. [Лотман, 1999, с.169]

Дуэль начиналась с вызова. Ему, как правило. Предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники уже не должны были вступать ни в какие общения: это брали на себя их представители-секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли – от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).

Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они, прежде всего, обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. На обязанности секундантов лежало изыскивать все возможности, не нанося ущерба интересам чести и особенно следя за соблюдением прав своего доверителя, для мирного разрешения конфликта. Даже на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Кроме того, секунданты вырабатывают условия дуэли. В этом случае негласные правила предписывают им стараться, чтобы раздраженные противники не избирали более кровавых форм поединка, чем это требует минимум строгих правил чести. Если примирение оказывалось невозможным, секунданты составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры. [Лотман, 1999, с.169]

Надо учитывать также еще одно существенное обстоятельство. Дуэль с ее строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо – жертвоприношение ради чести, обладает жестким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен. [Лотман, 1999, с.174]

Любая дуэль была в России уголовным преступлением и становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве закона, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая, однако, в дальнейшем для офицеров чаще всего заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги (перевод на Кавказ давал возможность быстрого получения снова офицерского звания). [Лотман, 1999, с.176]

Неоднозначно представлено отношение к дуэли и в русской литературе. Как социальное явление целой эпохи дуэль является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.

Изначально дуэль воспринималась как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о ее бессмысленности и жестокости.

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир.

Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь, в противоположность Ленскому. На место поединка Евгений опаздывает, чем демонстрирует своё отношение к данному событию: это не безразличие, а нежелание губить невинного человека из-за пустой формальности. По жребию Онегину выпадает стрелять раньше Ленского. Он убивает юного поэта. Это событие стало настоящим потрясением для героя, положившим начало его перерождению, переосмыслению всех жизненных ценностей.

Таким образом, в своем романе Пушкин размышляет о человеческих отношениях, говорит о ценности жизни, о бессмысленности придуманного и наигранного дворянского представления о чести.

Уже в литературе XIX века мы находим примеры, где поединок представляется способом удовлетворения мелких и темных страстей.

Полувековая история высокой дуэльной традиции в России была историей возмужания, самосознания и падения русского дворянства [Гордин, 1980, с.115]

Классическая русская дуэль изжила себя вместе с несбывшейся мечтой русского дворянства о создании гармоничного и справедливого государства, общества, построенного на законах дворянской чести, общества гордых, независимых, уважающих друг друга людей [Гордин, 1980, с.116]. Это мировоззрение нашло отражение и в классической литературе. Дуэль в произведениях XIX века представлена с разных сторон, что свидетельствует о неоднозначном отношении к этому явлению русских писателей.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основные вопросы, которым посвящен данный проект: почему персонажи приходят к дуэли? какова её роль в тексте?

Для этого мне нужно изучить дуэльный кодекс, ознакомится с произведениями русской литературы, где присутствует эпизод дуэли, сопоставить и проанализировать полученную информацию, систематизировать данные, предоставить информацию в виде методических рекомендаций.

Дуэльный кодекс

Обычай дуэли зародился в Новое время среди западноевропейской аристократии и был перенят русскими. Власть Российской империи с ним активно боролась до определённого момента. Первым дуэльным кодексом, регулирующим процедуру дуэли, считается французский документ 1836 г. Его издал граф де Шатовильяр. Другим общеевропейским сводом правил, регулирующих процедуру дуэли стал сборник, выпущенный в 1879 г. графом Верже. Именно этими документами руководились русские дуэлянты до появления дуэльного кодекса В.Дурасова. Данный документ появился вскоре после 13 мая 1894 г. когда Александр III фактически легализировал дуэли. Кодекс Дурасова устанавливал поводы и причины поединков, порядок их проведения, возможности отклонения и принятия вызова.

В. Дурасов говорит о различных родах дуэли: законные, исключительные и по секретным мотивам. Главное их отличие состоит в том, что ни один из противников не вправе отказаться от законного рода дуэли, основываясь на его природе, в то время как каждый из них вправе не принять исключительной дуэли. Если дуэль происходит по скрытым мотивам, соперники не сообщают секундантам причин дуэли, но в таком случае поверенные должны отказать. Согласиться они могут только при наличии заявления от противников под честным словом и подтверждённого своею подписью, что мотивы поединка не могут быть оглашены по причинам личного характера.

Согласно кодексу Дурасова, при получении оскорбления, оскорблённый должен заявить, что пришлёт секундантов. Если противники не знакомы, они обмениваются адресами. Вызов может быть произведён как незамедлительно, так и в течение 24 часов, в данном случае вызов осуществляется секундантами. После вызова все личные сношения между противниками запрещены. Они могу общаться исключительно через секундантов.

Секунданты занимают особое место в процедуре дуэли: являются поверенными доверителя и обязаны хранить в тайне все детали дела, при этом важно, что секунданты имеют право знать причины дуэли.

Автор документа подчёркивает: дуэль может проводиться с помощью разного холодного оружия: шпаги, пистолеты. В данном проекте речь идёт именно о дуэли с пистолетами.

В.Дурасов даёт подробное описание процедуры дуэли с пистолетами. Место дуэли выбирают секундантами до дуэли. Площадка должна быть совершенно открытая, ровная, с твёрдой почвой. Места противников распределяются подкидыванием жребия.

Выбор пистолетов может происходить по двум системам:

1) Противники пользуются своим личным оружием.

2) Противники личным оружием не пользуются.

Пистолеты, используемые во время дуэли, должны быть обыкновенного образца, то есть одноствольные, не центрального боя, а заряжающиеся с дула.

Различается несколько видов дуэли на пистолетах:

1)Дуэль по команде

2)Дуэль на месте по желанию

3)Дуэль на месте с последовательными видами

4) Дуэль с приближением

5)Дуэль с приближением и остановкой

6)Дуэль с приближением по параллельным линиям.

Проведение некоторых из них будет рассмотрено на примере произведений русской литературы в данном проекте.

Данная дуэль прежде всего раскрывает характеры героев. Виден пылкий нрав Ленского, который сподвиг поэта на поединок. Дуэли можно было бы избежать, если бы Владимир дал Евгению шанс объясниться. Также показана зависимость Евгения от мнения света, ведь главный герой принимает вызов друга потому что боится осуждения. Александр Сергеевич подчёркивает бессмысленность дуэли между близкими людьми. Когда Владимир падает замертво, Онегин бросается к нему, жалея о потери, но уже поздно. Убийство совершено.

Таким образом, дуэль между Онегиным и Ленским произошла по причине оскорбления третьей степени. Но сражения можно было бы избежать. Оно принесло только боль.

Отношения этих героев изначально были ужасными. Герои постоянно спорят: они по-разному смотрят на мир. Базаров-нигилист, отрицает всё, а Кирсанов-ценитель устоявшихся правил. Но у их дуэли был конкретных повод: Евгений Васильевич ухаживал за Фенечкой, в которую был тайно влюблён Павел Петрович и. Став свидетелем поцелуя этой женщины с Базаровым, он впал в ярость. Павел Петрович сам пришёл к Базарову и, угрожая расправой, вызывал на дуэль. Подобный повод можно отнести к третей степени, так как имеет место оскорбление действием (Базаров оскорбил Кирсанова, поцеловав Фенечку ) .

Итак, в данном случае дуэль-кульминация конфликта между отцами и детьми. Она сыграла важную роль в становлении сюжета произведения: именно после дуэли начинается новый этап жизни Базарова: изменяются его взаимоотношения с другими героями. Дуэль также помогает раскрыть характеры героев. Например, мы узнаём о неожиданной доброте Базарова.

В названном произведении Л.Н. Толстого находится эпизод дуэли. Она происходит между Федором Ивановичем Долоховым, обедневшим дворянином, и Пьером Безуховым, незаконным сыном, получившим наследство и ставшим графом. То есть дуэль происходит между неравными противниками. Дуэль происходит по причине неосторожного высказывания Долохова про измены жены Безухова Элен в эпизоде обеда в английском клубе. Это оскорбление второй степени- посягательство на честь оскорбляемого лица. Пьер вызывает его на дуэль. Долохов ни о чем не жалеет и не думает перед дуэлью. Пьер размышляет всю ночь и даже приходит к выводу, что Долохов не виноват в измене жены. Секунданты делают предложение о примирении участником, но те, осознавая всю абсурдность и бесполезность столкновения, все равно не соглашаются прекратить. Они определяют границу и расстояние. Начинается действие. Противники сходятся, постепенно поднимая пистолеты. Пьер стреляет первым и попадает. Затем по праву делает выстрел Фёдор. Последствия дуэли оказались не так печальны. Никто не погиб. Важно, что автор вводит эпизод дуэли для раскрытия характеров героев. Так, Безухов предстает мнительным и слабым. Долохов-стойким и холоднокровным.

Итак, дуэль может происходить по различным причинам: от словесного до физического оскорбления. Роль дуэль в произведении также различна. Она помогает раскрыть характеры героев, работает на сюжет , так как может являться кульминацией.


ДУЭ́ЛЬ, -и, ж. Поединок между двумя лицами (обиженным и обидчиком) с применением оружия на заранее определенных условиях. Вызвать на дуэль. Драться на дуэли. Дуэль на пистолетах. || перен. Состояние, борьба двух человек. Этот спектакль — была дуэль насмерть между двумя признанными талантами. С. Аксаков, Литературные и театральные воспоминания. Алексей следил за этой словесной дуэлью [между Ковалевым и Воробейчиком] с интересом. Горбатов, Мое поколение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Дуэ́ль (фр. duel Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение

между двумя противниками по вызову одного из них.

Д. между кем-н. и кем-н. Д. Пушкина с Дантесом. Драться с кем-н. на дуэли. Вызвать кого-н. на д. || перен. Состязание, борьба двух каких-н. сторон (книжн. газет.). Словесная д. между защитником и прокурором. Англо-американская д.

дуэ́ль

1. поединок с применением оружия, происходящий по определённым правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них ◆ Убит на дуэли. ◆ Дуэль Пушкина с Дантесом. ◆ Драться на дуэли. ◆ Вызвать на дуэль.

2. перен. книжн. газет. состязание, борьба двух каких-нибудь сторон ◆ Словесная дуэль между защитником и прокурором. ◆ Англо-американская дуэль.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: псевдокультура — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


Противники

Оскорбление

Оскорбление, за которое можно получить вызов, обязательно публичное, при свидетелях. Оскорбить можно было, отрицая в противнике качества, присущие истинному дворянину — благородство, храбрость, честность. Обозвать могли подлецом, трусом, лжецом, молокососом или мальчишкой — все это для дворянина в обществе неприемлемо. Равным образом он не будет терпеть насмешек над его родственниками или дамой сердца. Ударить дворянина каким-либо предметом, замахнуться на него или плеснуть в него супом — верная дорога к барьеру.


Вызов

Секунданты

Итак, вызов принят, и дело будет решаться на поединке. Теперь каждый из противников должен выбрать себе секунданта (или нескольких) — ведь противники, согласно традиции, не могут общаться, а организовывать дуэль надо. Если не удавалось оперативно найти секундантов, секундант мог быть один на двоих; однако дуэли без секундантов немыслимы — это уже практически драка.


Первым и главным стремлением секундантов должно быть примирение противников — однако примирение на равных, с соблюдением правил чести. В остальном секунданты выступают гарантами правил дуэли, но в то же время следят, чтобы их принципалы не были ни в чем ущемлены. Секундант передает вызов и вместе с секундантом противника вырабатывает условия поединка. Обычно условиями служит устный договор. Но если дуэль особо серьезная, условия предпочитали записать (так было в случае дуэли Пушкина с Дантесом).


Власть

Именно секунданты поднимут тревогу, если увидят жандармов — государство было против дуэли, и ясно, почему: дуэль утверждала главенство личной чести над нуждами государства, фактически лишая царя подданных.


Оружие

Почему пистолеты прижились в русской дуэли больше, чем шпаги? Выбирая шпаги, дворянин не может быть уверен, что его визави не брал уроки фехтования. Что же это тогда за поединок равных, если на стороне одного — деньги, возможно, и не свои, которые он заплатил за уроки? Дуэльные гладкоствольные пистолеты, с их плохо предсказуемой отдачей и смертоносностью, напротив, уравнивают шансы. Известно множество случаев, когда новичку удавалось тяжело ранить или убить опытного дуэлиста.

Готовить оружие — обязанность секундантов. Они подтверждают честным словом, что пистолеты не знакомы ни одному из дуэлянтов. Заряжают пистолеты на месте дуэли, а готовят и осматривают их накануне, также готовят пули и порох.

Еще один вариант сговора — так называемая пробочная дуэль, когда оба дворянина желают сохранить лицо, но боятся быть убитыми, и договариваются с секундантами инсценировать поединок. Такое название — то ли от того, что пистолеты заряжали пробками вместо пуль, то ли как указание на то, что выстрел пробки шампанского в трактире, куда дуэлянты едут отмечать удачный исход сражения, остается единственным выстрелом в этот день.

Поединок

Принципалы и секунданты прибыли на место дуэли. В Петербурге в таком качестве были популярны острова и дорога на Выборг — особенно после того, как там, в районе Черной речки, стрелялся Пушкин; москвичи ездили выяснять дела чести в Петровский парк, Марьину Рощу и Сокольники. В карете на отшибе ждет средней руки наемный эскулап — солидные доктора старались не вмешиваться в уголовные преступления, каким была дуэль.


Различались два типа дуэли: с места и со сближением. Выстрелы с места могли производиться по очереди, по команде секундантов или по желанию. В данном случае расстояние играло определяющую роль: если стреляли с места больше чем на 15 шагах друг от друга, вероятность попасть очень мала; чем ближе, тем смертоноснее становится дуэль. Вариантов тактики у противников немного.

Гораздо более была распространена дуэль со сближением. Ближние барьеры ставились на 8–10 шагах. Противники стояли на дальних барьерах, не более чем в десяти шагах от ближних — таким образом, вначале между ними 30 метров или меньше, и они по команде начинают сближение. Каждый имеет право выйти сразу к ближнему барьеру или подойти на нужное расстояние и выстрелить.

В этих условиях были возможны две тактики. Либо, выйдя на позицию и хорошо прицелившись, стрелять по идущему навстречу сопернику, когда он замешкается, стремясь первым выстрелом убить или ранить. Либо сразу быстро выдвигаться к ближнему барьеру — или получится успеть выстрелить с близкого расстояния, или противник занервничает и выстрелит без подготовки, после чего подзываем его к барьеру, где его шансы крайне малы.

Если обмен выстрелами был безрезультатен, противники возвращались на исходные позиции (жребий первого выстрела бросался заново). Бой велся до первой крови, ранения или смерти одного из противников — если это вообще оговаривалось в условиях. В ином случае все зависело от самих дуэлянтов, часто предложение продолжать дуэль звучало прямо на поле — отказать противнику в таком случае граничило с бесчестием.

Исход

Примирившиеся же противники по традиции отправлялись отмечать удачный исход дуэли шампанским в ресторан.


Конец дуэльной эпохи

Преследование дуэли в николаевское время дало свои результаты. Да и постарело к 30-м годам поколение лихих рубак двенадцатого года, для которых честь была дороже жизни и комфорта. Стали возможны такие сцены, как в воспоминаниях московского дипломата и сенатора А.Я. Булгакова:

Офицер Бойко достал из ящика два пистолета: один подали фон Корену, другой Лаевскому, затем произошло замешательство, которое ненадолго развеселило зоолога и секундантов. Оказалось, что из всех присутствовавших ни один не был на дуэли ни разу в жизни и никто не знал точно, как нужно становиться и что должны говорить и делать секунданты.

— Господа, кто помнит, как описано у Лермонтова? — спросил фон Корен, смеясь. — У Тургенева также Базаров стрелялся с кем-то там…

Словом, вместе с девальвацией понятия дворянской чести изжила себя и дуэль — главный ритуал определения чести как единственного предмета, который может быть важнее жизни. Редкие теперь поединки были большими развлекательными событиями. Случалось, приглашали фотографа — дуэль превратилась в театр. В нее с удовольствием играли литераторы — Белый и Брюсов (вызов, примирение), Волошин и Гумилев (бескровная дуэль) и другие — и политики, использовавшие вызовы и извинения как инструмент борьбы.

Читайте также: