Что такое дорожная карта в политике россии и белоруссии кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Интеграция России и Белоруссии (Беларуси) многозначна, и вот что это значит: мы развиваем Союзное Государство, экономический союз ЕАЭС, а также военное объединение ОДКБ.

Если говорить простыми словами, то ОДКБ — это НАТО, ЕАЭС — это экономическая часть ЕС, а Союзное Государство — политическая часть ЕС с единой таможней, энергополитикой, системой налогов и даже роумингом . В своей интеграции Белоруссия и Россия повторяют путь Европейского Союза, конечно, со своей спецификой.

Об опыте Западной Европы по развитию своего союза у нас есть замечательная статья, в которой мы перечислили слабые и сильные стороны Европейского Союза . Специфика нашей ситуации заключается в том, что ранее мы уже находились в составе единой страны — Советского Союза. Давайте для начала поговорим, угрожает ли ЕАЭС, Союзного Государство и ОДКБ суверенитету Белоруссии.

Интеграция с Россией не несет угрозу суверенитету Беларуси: это значит, что РБ может выйти из союза в любой момент

  • Все страны Европейского Союза могут в любой момент его покинуть. Так, в 2020 году из ЕС вышла Великобритания.
  • О подобном шаге задумывается Польша, которую еврокомиссары критикуют за подрыв демократии в стране. Дело в том, что многие страны Восточной Европы (Польша, Латвия, Эстония, Литва) вступили в ЕС, чтобы получать солидную помощь.

Разумеется, выход из Европейского Союза чреват экономическими издержками для беглецов. Так, ожидается, что Великобритания потеряет чуть ли не 5% своего ВВП по итогам выхода из ЕС! Тем не менее, выход из ЕС вполне возможен для любого члена.

Но ведь и из СССР в 1991 году Белоруссия и многие другие республики вышли совершенно бескровно и без особенных проблем! Иными словами, даже в прошлом более крепком союзе с Россией, который назывался Советский Союз, Белоруссия в некотором смысле сохранила свой суверенитет и в нужный для себя момент смогла выйти из СССР.

Интеграция России и Белоруссии (Беларуси): что это значит для русских и белорусов

Аналогично РБ сможет, если потребуется, выйти из ЕАЭС, ОДКБ и Союзного Государства . Так что суверенитету республики ничего не угрожает. Вот почему все разговоры о том, что эти объединения как-то подрывают суверенитет Белоруссии — совершенно беспочвенны!

  • Такие разговоры являются пропагандой тех, кто хочет развернуть республику на Запад, в сторону ЕС. Но Белоруссии (Беларуси) выгодно интегрироваться с Россией, и сейчас я кратко объясню, почему.

Почему Белоруссии выгодна интеграция с Россией

В одной из наших статей мы уже рассказывали про интеграцию России и Беларуси, что это значит, а также почему республике экономически выгодно дружить с россиянами . Причем не просто дружить, а создавать единое экономическое пространство. Напомним простыми словами положительные стороны объединения с Россией, актуальные в 2021-2022 годах:

  • — последние 30 лет Россия обеспечивает до 85% всех потребляемых в Белоруссии топливно-энергетических ресурсов,
  • — более 45% инвестиций в республику приходит из России ,
  • — в ЕАЭС действует более 50 совместных производств России и Белоруссии,
  • — российские компании создали в РБ более 2200 производств,
  • — за интеграцию ЕАЭС выступает более 65% граждан Белоруссии.

Стоит отметить, что Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) не может заменить Белоруссии Союзное Государство. Как мы сказали ранее, ЕАЭС — это больше экономическое объединение, что-то вроде зоны свободной торговли, а вот Союзное Государство России и Белоруссии — это более глубокий вид интеграции. Перечислим основные бонусы, которые Белоруссия получает в рамках Союзного Государства:

Отметим, что в конце 2021 года Александр Григорьевич Лукашенко и Владимир Владимирович Путин практически утрясли все проблемные вопросы. В 2022 году Союзное Государство ждут большие изменения:

  • Все это сулит Белоруссии немалые дивиденды. Например, в государственных закупках России смогут принимать участие белорусские компании, граждане смогут свободно устраиваться в России на работу, где требуется высокая квалификация, белорусские школьники смогут поступать в российские университеты, сдав экзамены в Белоруссии, хотя бы по техническим специальностям.

Союз с Россией ничем не заменишь

К тому же в России уже создано прогрессивное законодательство. Достаточно сказать, что россияне могут списать долги от 50 тыс. российских рублей через процедуру банкротства — об этом белорусы могут только мечтать! И так во многих сферах жизни.

Видео: Союз укрепляет суверенитет Беларуси и России

Рекомендую посмотреть короткое видео, где известный белорусский политик развенчивает страхи о Союзе РФ и РБ, и подписаться на наш ютуб-канал:

Вводная картинка

В ходе переговоров, стороны не касались политических вопросов. При этом Путин сообщил, что общий объем кредитов Москвы Минску с сентября 2021 года до конца 2022 года составит около 630-640 миллионов долларов. Однако Лукашенко заявил, что власти Белоруссии пока не собираются обращаться к правительству России за новыми кредитами.
По словам Лукашенко, он попросил российскую сторону о сохранении за Минском остатка кредитных средств, выделенных на строительство Белорусской АЭС (БелАЭС), в том случае, если они останутся.

На переговорах об интеграции России и Беларуси Москва предлагала создать 12 наднациональных органов. В их числе — единый эмиссионный центр, подразумевающий введение единой валюты, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи, плюс регулятор объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии. РБК, ссылаясь на свои источники, рассказывает о содержании 31-й дорожной карты.

По данным издания, речь не идет о том, чтобы сразу сформировать эти органы, — предлагается разработать дорожные карты по их созданию. К какому сроку — непонятно. Также идет речь о разработке дорожных карт, касающихся совместной оборонной стратегии, создания общих банков данных правоохранительных органов, унификации законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных структур и спецслужб.

Но летом-осенью 2019 года Путин и Лукашенко договорились сосредоточиться на обсуждении 30 карт, а уже после, возможно, вернуться к 31-й. Сейчас переговоры поставлены на паузу по инициативе Минска, добавил собеседник издания.

В начале марта министр иностранных дел РБ Владимир Макей заявил, что Минск не видит смысла работать над интеграционным проектом, пока не разрешены нефтяные разногласия.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Вчера Владимир Путин сообщил, что на прошедшей в Кремле встрече с Александром Лукашенко были согласованы все 28 программ союзного строительства (точное содержание которых широкая общественность не знает до сих пор, но есть краткое). Сегодня документы были одобрены правительствами двух стран, а до конца года планируется провести заседание Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства, на котором программы утвердят. Таким образом, практически трехлетняя эпопея с планированием шагов по развитию белорусско-российской интеграции, кажется, как никогда близка к завершению. Zerkalo.io вспоминает, с чего начиналось обсуждение, что было известно о содержании обсуждаемых программ и как менялся статус самих документов.


2019: 31-я карта и протесты в Беларуси

Фото: Reuters

Путин, Медведев и Лукашенко. Фото: Reuters

Во многом именно атмосфера таинственности и потенциальной угрозы белорусскому суверенитету спровоцировала то, что в Минске во время встреч Лукашенко и Путина в России трижды проходили акции протеста. Примечательно, что милиция вела себя по отношению к массовым выступлениям на улицах относительно корректно: сами акции не разгоняли, а наказали только организаторов — и то постфактум. Из-за этого многие предполагали, что акции протеста в Минске были выгодны белорусским властям для отстаивания своей позиции в России.


Одна из акций против интеграции, декабрь 2019 года

В итоге до конца года стороны так ничего и не подписали, а работа по финализации проекта была отложена на следующий год.

2020: Тишина на интеграционном поле

Интеграционная повестка вновь всплыла после президентских выборов в Беларуси и последовавших за ними самых крупных в истории страны протестов и политического кризиса. Из-за массовых репрессий официальный Минск разругался с Западом, отношения с которым в последний год выходили на невиданно высокий уровень. Не имея международной поддержки и в условиях жесткого политического кризиса белорусские власти обратились за помощью к восточному соседу — и получили от того кредит в 1,5 миллиарда долларов. Уже в сентябре в повестку вернулся и вопрос с дорожными картами. Сначала о продолжении работы заявил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, а чуть позже факт возобновления обсуждения интеграционных вопросов подтвердил и посол Владимир Семашко.


Владимир Семашко

Однако до конца 2020 года никакой новой информации ни о продвижении переговоров по согласованию карт, ни об их количестве не было.

2021: Не карты — а программы, не 31 — а 33 (на самом деле 30 или 28)

В итоге, по словам Путина, 9 сентября документы согласовали. 10 сентября документы одобрили правительства двух стран, осталось утверждение на ВГС. Закончится ли на этом история с подписанием интеграционных документов, полное содержание которых до сих пор не опубликовано, мы должны узнать до конца года.

Читайте также: