Что такое чонгури кратко

Обновлено: 18.05.2024

грузинский и аджарский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни.

Большая Советская Энциклопедия

грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус грушевидный, внизу усечённый. Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны; 4-я (короткая) струна крепится к колку, находящемуся сбоку, на середине шейки. Струны шёлковые (или из капрона). Строй преимущественно ре, соль, си 1-й октавы, ре 2-й октавы. На Ч. играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные Ч. используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Лит.: Аракчиев Д., О грузинских музыкальных инструментах из собраний Москвы и Тифлиса, в кн.: Материалы и исследования по изучению народной песни и музыки. Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 2, М., 1908, с. 124≈25, 137, 155, 170, 190, 198, 200; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, 2 изд., М., 1975, с. 127≈28.

Словарь музыкальных терминов

1. Грузинский 4-х струнный щипковый инструмент с корпу­сом грушевидной формы и 4-я струнами. Используется для сопро­вождения пения и танцев, реже — соло.

2. Название грузинского 3-х струнного щипкового инструмента пандури.

грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус грушевидный, внизу усечённый. Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны; 4-я (короткая) струна крепится к колку, находящемуся сбоку, на середине шейки. Струны шёлковые (или из капрона). Строй преимущественно ре, соль, си 1-й октавы, ре 2-й октавы. На Ч. играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные Ч. используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Лит.: Аракчиев Д., О грузинских музыкальных инструментах из собраний Москвы и Тифлиса, в кн.: Материалы и исследования по изучению народной песни и музыки. Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 2, М., 1908, с. 124—25, 137, 155, 170, 190, 198, 200; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, 2 изд., М., 1975, с. 127—28.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Чонгури" в других словарях:

Чонгури — Гурийцы с чонгури Классификация … Википедия

ЧОНГУРИ — грузинский и аджарский 4 струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни … Большой Энциклопедический словарь

чонгури — ч онгури, чонг ури нескл. м. Грузинский четырёхструнный музыкальный щипковый инструмент, имеющий грушевидный корпус. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

чонгури — сущ., кол во синонимов: 2 • инструмент (541) • лютня (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Чонгури — 1) Груз. 4 струн. щипковый муз. инструмент. Корпус клеёный из тутового дерева (составлен из отд. клёпок), грушевидной формы, внизу усечённый. Общая дл. ок. 1000 мм. На верхней деке имеются мелкие резонаторные отверстия. Ч. бывают с ладами … Музыкальная энциклопедия

чонгури — неизм.; м. Грузинский четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент с грушевидным корпусом. * * * чонгури грузинский и аджарский 4 струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. * * * ЧОНГУРИ ЧОНГУРИ, грузинский и аджарский 4 струнный… … Энциклопедический словарь

чонгури — чонг ури, нескл., ср … Русский орфографический словарь

чонгури — нескл., с … Орфографический словарь русского языка

чонгури — неизм.; м. Грузинский четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент с грушевидным корпусом … Словарь многих выражений

Все о чонгури

Чонгури – это четырёхструнный народный музыкальный инструмент, получивший распространение в западных регионах Грузии (Гурия, Самегрело, Аджария). Относится к щипковой группе музыкальных инструментов. В разных местах имеет незначительные отличия в конструкции. В основном инструмент используется для аккомпанирования. В сопровождении чонгури принято исполнять песни – как сольные, так и на большее количество голосов.



История

Традиционно чонгури воспринимали как сугубо женский инструмент, однако теперь игре на нём нередко обучаются и мужчины. При этом довольно успешно. Чаще партия чонгури выступает аккомпанементом к пению и пляскам, а вот сольно звучит очень редко. Считают, что этот народный музыкальный инструмент появился не ранее XVII века. Скорее всего, он является лишь усовершенствованным вариантом другого щипкового музыкального инструмента в этих краях – пандури, имеющего всего 3 струны.

Основной приём игры на самобытном грузинском инструменте заключается в бряцании по трём или четырём струнам. Чонгури усовершенствовался в 30-е годы прошлого столетия благодаря мастерству К. А. Вашакидзе, К. Е. Цанаве, С. В. Тамарашвили и прочих специалистов. Существует семейство чонгури, в которое входят такие инструменты: прима, бас и контрабас. Эти инструменты конструкции Вашакидзе состояли в оркестровом ансамбле грузинских народных инструментов.

В числе музыкантов, освоивших игру на чонгури, немало виртуозов. Инструмент звучит необычно и чарующе, словно рассказывает красивую легенду о красотах Грузии.



Особенности

Рассматриваемый инструмент имеет свои особенности, отличающие его от других подобных изделий в музыкальной культуре народов мира.

  • Не так давно в изготовлении струн для чонгури использовался только конский волос, а сегодня это уже не так актуально. Теперь для струн в основном используют качественные шёлковые нити.
  • На современном чонгури можно играть в разных тональностях, что зависит от исполняемых песен. Однако отдельные мелодии от начала до конца могут исполняться в одной и той же тональности.
  • Традиционно шейка (гриф) чонгури не имеет делений на лады (по подобию скрипки), но можно встретить варианты и с ладами (подобно домре или гитаре).
  • Для игры на этом инструменте используют пальцы, держа чонгури в вертикальном положении на левом колене.
  • Размер изделия в длину составляет примерно 100 см (корпус вместе с шейкой и головкой шейки).



Наверное, тому, кто интересуется чонгури, любопытно будет узнать и секрет изготовления инструмента. В наиболее продуваемом ветром месте выбирали самое гладкое дерево без сучков (обычно выбирают тутовое дерево). Преимущественно для грузинского чонгури используется ровная часть дерева между ветвями. С кривыми частями мастера не работают.




Деда обрабатывают так: долотом вынимают сердцевину, а затем вычищают. Подготовленную заранее переднюю часть крепят к подготовленной деда и держат несколько часов. После этого на шейке устанавливают заклепки и укрепляют ярмо (или мостик). Затем делается скоба на которой крепят струны. На мостике и скобе пропиливают четыре насечки для укладки натянутых шелковых струн.

Для звонкого звучания чонгури древесина середины трёхчастной верхней деки инструмента должна быть сосновой.

Изготовление одного такого занимает три дня, что соответствует правилам создания данного музыкального инструмента.


Строение

Длина чонгури составляет в среднем 100 см. Этот показатель может отличаться в диапазоне 1,5-3 см. Погрешности в размере не имеют принципиального значения для этого предмета искусства.

Конструкция чонгури довольно простая. Он состоит:

  • из корпуса;
  • шеи (шейки);
  • головки шейки;
  • дополнительных частей (скоба, ярмо, колки для крепления струн).



Чонгури не совсем тот же инструмент, что пандури, хотя в некоторых районах восточной Грузии его так и называют. И дело не только в количестве струн. Пандури всегда имеет деление на лады. Во время исполнения мелодии на чонгури музыканты ведут пальцами снизу вверх, а при игре на пандури движения производят в обратном направлении. Но функционально и внешне они очень похожи. Оба инструмента в основном выступают в качестве аккомпанемента, используются для сопровождения песен при коллективной работе грузинских женщин. В равной мере инструменты применяются и при проведении старинных обрядов.

Корпус чонгури фрагментарно построен из тонких древесных пластинок, что позволяет добиться максимального утончения стенок корпуса. Их можно согнуть для создания большего объёма резонанса, что положительно сказывается на тембре и громкости музыкального инструмента.


Еще больше информации о чонгури смотрите в следующем видео.

Музыкальный инструмент чонгури

Грузинские песни славятся своей тягучестью, мелодичностью и душевностью. А еще они часто исполняются под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов. Один из них – чонгури. История этого представителя семейства струнных уходит глубоко в века, но от этого популярность его не становится меньше. Под звучание чонгури проходят национальные праздники, обряды, его мелодичные звуки сопровождают труд грузинских мастериц.

Описание инструмента

Музыкальный инструмент чонгури

Устройство чонгури

Устройство определяют три важные детали – округлый или грушевидный корпус, длинная шейка и головка с колками, к которым крепятся струны. Для изготовления применяются ценные породы дерева, высушенные в течение суток при особых условиях. Только так можно добиться уникального резонанса, тонкого звучания. Пластины корпуса и деки тонкие, соединены между собой тонкой пластиной. У классического инструмента шейка не имеет ладов. В усовершенствованных моделях они могут присутствовать.

При изготовлении используют преимущественно сосну или ель для более звонкого звучания. Три струны крепятся к верхнему концу шейки с одной стороны и к металлической петле на деке с другой. Ранее их изготавливали из конского волоса, сегодня чаще встречаются капроновые или шелковые.

Отличие от пандури – четвертая струна, которая крепится между I и II, натягивается с обратной закругленной стороны шеи и имеет самое высокое звучание.

История

Музыковеды не перестают спорить, какой из инструментов появился ранее – пандури или чонгури. Большинство сходятся во мнении, что второй стал всего лишь усовершенствованной версии первого, а в основе все-таки лежит музыкальная традиция пандури. В любом случае появился он не позднее XVII века.

Как выглядит инструмент чонгури?

Первыми овладели искусством игры народы восточных регионов Грузии, которые жили преимущественно в долине. Играли на чонгури в основном женщины. Звуки инструмента сопровождали их песни. Иногда он мог звучать и сольно. В 30-е годы прошлого столетия К.А. Вашакидзе провел работу по его усовершенствованию, в результате чего было создано целое семейство чонгури – бас, прима, контрабас. Делом всей жизни инструмент стал для знаменитой тбилисской династии Дарчинашвили, в мастерской которой создаются лучшие экземпляры.

Звучание чонгури

Грузинская музыкальная национальная культура имеет удивительные корни, а отношение народа к музыке трепетное, почти благоговейное. Чонгури в качестве сувенира часто привозят туристы, чтобы вспоминать о мелодичных напевах женщин в красивых традиционных нарядах, о красоте гор и гостеприимстве гурийцев.

Чонгури распространен в западной Грузии (в регионах Самегрело, Гурия, Аджара). Чонгури в разных уголках имеет различную конструкцию. Чонгури в основном представляет инструмент для аккомпанемента. В его сопровождении можно исполнять одно, двух и трехголосые песни. Объединение Чонгури и Доли в ансамбль часто встречается в Аджарии. В таких в случаях в ансамбле участвует один Чонгури или один Доли, два или несколько Чонгури одновременно не применяются.

Под аккомпанемент Чонгури, женщины исполняли песни во время коллективного труда. Женская рабочая группа - "Нади" собиралось поздно вечером, когда женщины были свободны от домашнего труда и исполняли песни сопровождением Пандури и Чонгури (труд женщин заключалось в трепке шерсти и её дальнейшей переработке, для приготовления ваты, нити и др.)

По словам лучших мастеров для изготовления Чонгури выбирали гладкое дерево без сучков в тех местах, где часто дует ветер. Для инструмента лучше брать часть дерево между ветвями. Кривые части для этой цели не годятся. Специально для этого дела срезанное дерево раскалывают на две половины. Обе части называют "Деда", и используются для изготовления Чонгури или Пандури. Принесенное дерево дома стараются укрыть от солнца и ветра, лучше хранить в прохладе. Хранят 30 дней. Если дерево хорошо не просохнет, оно потрескается и труд будет напрасен. "Деда" заготовляют так: долотой достают сердцевину, затем вычистят. Заранее приготовленную передную часть надо прикрепить к приготовленной "Деда", и так держат несколько часов, потом на ручке укрепляют заклепки и ярмо (мостик). Потом для струн делают скобу, (мостик) с четырьмя прорезами для того чтоб в них уложить натянутые струны. Древесина середины Чонгури должна быть из сосны, для того чтоб голос инструмента был звонкий. Для изготовления одного Чонгури требуется три дня. Такова правило изготовления музыкального инструмента Чонгури известного в восточной Грузии. Приблизительно также изготовляется Пандури.

"Чонгури" стоит на более высоком уровне развития чем "Пандури". Это выражено не только в усовершенственной конструкции (объём резонансного корпуса, её обработка, толщина стенок, материал струн) и в связанное с этим качестве тембра, но и в богатой гармонической возможности (что обусловлено большим запасом аккордов) и способах исполнения мелодии. Кроме того, эти инструменты различаются количеством струнок. Пандури имеет 3 струны, а Чонгури - 4.


На её верхней части сделаны 6 звуковых отверстии (каждый диаметром 3-5мм). Брюшная полость прикреплена на толстую деревянную пластину толщиной 2-3 мм. Верхняя дека (2) состоит из трёх частей склеенных вместе. Основная (средная) часть сделано из ели. На ней прикреплена с обоих сторон тонкие деревянные пластины формы пол-луны, которые сделаны из тутового дерева. Глубина брюшной полости 160-170 мм. Шея (4) сделано и дерева грецкого ореха. На головке (3) сделаны три отверстия для заклёпок и одна для ремня, чтобы вешать инструмент на стене. Доска (шея, 4) для приложения пальцев с верхней стороны плоская, а с нижней круглая. На ней (в середине) сделано одно отверстие, в которой вставлена заклёпка (5), натягивающая четвёртую струну - "зили". Шея (4) и корпус (1) соединены тонкими деревянными пластинами, которые сделаны из того же самого материала как и пластины корпуса. Чонгури имеет 4 струны. Длина четвёртой струны (зили) короче на 1/3 остальных трёх струн. Длинные струны одним концом прикреплены к заклёпкам вставленных в отверстиях на головке, а вторым концом все струны прикреплены к петле (ножке) в конце Чонгури. Четвёртая струна натянута между I и II длинными струнами, т.е. она вторая струна снизу.

До недавнего времени, струны Чонгури изготавливали из конского волоса, но сегодня такие струны больше не применяются. Их изготавливают из шёлкового материала. Чонгури имеет несколько тональности. Между тем, различные песни и мелодии исполняются в различных тональности. Одна песня или инструментальная песня мелодия выполняются сначала до конца в одном тональности. Диапазон Чонгури размещена в пределах ноты самого низкого звука издаваемый 3-ей струной и ноты самого высокого звука издаваемый 4-ой струной - "зили". И, поэтому её диапазон (звукопостроения) в каждой тональности разное: октава, септима или нона.

Строение музыкального инструмента следующее: с верху III струна - F, средная II струна - A, самое нижное I струна - C, Зили - E, C or A

Техника изготовления Чонгури более усовершенствована и стоит выше техники изготовления Пандури. У Чонгури (иногда у Пандури тоже) корпус построен частично из склеенных тонких деревянных пластинок, что даёт возможность максимально утончить стенки корпуса и согнуть их так чтоб создать большой объём резонанса, а это со своей стороны оказывает влияние на тембр инструмента. К этому добавляется и то, что для струн используется материал шёлковой нити, что является шагом вперед на пути улучшения тембра.


Чонгури от сегодняшнего Пандури отличается не только строением и количеством струн (у первой 4 струны, а у второй 3 струны) но и способом исполнения на нём мелодии. Когда играют Чонгури, пальцами ведут снизу, а на Пандури сверху вниз. Не смотря на то, что Пандури и Чонгури являются разными инструментами, они сходны по принципам звуковоспроизведения, по виду и в своих функциях (оба инструмента в основном служат для аккомпанемента, оба инструмента используются при коллективном труде женщин, оба инструмента используются при исполнении старинных обрядов). Принимая во внимание их функции, считается, что оба инструмента раньше были одним. Если учтём то обстоятельство, что развитие Пандури и Чонгури относятся к разным этапам развития можем сказать, что один из них представляет инструмент, который является результатом развития выше указанных признаков. Носителем таких признаков на сегодня представлен Пандури и поэтому считается, что Чонгури произошёл от Пандури. Поэтому Чонгури должен был появится не позднее 17 века.

Нужно подчеркнуть то обстоятельство, что в восточной Грузии, в основном в долине, трёхструнный Пандури называют "Чонгури", а в горных местах называют "Пандури" и "Чонгури". К тому же сказатели отмечают что "Пандури" более старое название чем "Чонгури".

Читайте также: