Что такое чингизиды кратко

Обновлено: 07.07.2024

При определении потомков Чингисхана необходимо учитывать, что джучиды нередко брали себе жен из ильханской династии Персии, родоначальником которой считается Хулагу-Хан. Следовательно, у многих джучидов также присутствуют и гены Чингиза по материнской линии.
От Чингисхана вели род ряд азиатских династий — династия Юань в Китае, джучиды в Золотой Орде, хулагуиды в Персии, гиреи в Крыму, шейбаниды и аштарханиды в Бухаре.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингиз-хана, плюс несколько более малочисленных линий.

* Монгольские чингизиды
* Казахские чингизиды (торе)
* Узбекские чингизиды
* Башкирские чингизиды
* Чингизиды Казани
* Киргизские чингизиды
* Ногайские чингизиды
* Гиреи (потомки крымских ханов)

Чингисхан - военный ЧИН главного хана, избираемого только на время военного похода, из числа ханов учавствующих в этом походе. Так происходило, если ханов было несколько и войско-орда было большое.

Genghis Khan portrait

'Чингизиды — прямые потомки Чингизхана называются торе и "толенгит"'́. Предполагается, что сегодня около 16 миллионов человек является потомками Чингизхана по мужской линии [1] . Так, его старший сын оставил 40 сыновей. В свою очередь, внук Хубилай, правивший Китаем, имел 22 законных сына. Девочек от них должно было родиться не меньше.

Содержание

Сыновство Джучи

Часто имели место и другие факты, которые необходимо учитывать при определении потомков Чингиз-Хана. Так, Джучиды брали себе жен из Ильханской династии Персии, родоначальником которой считается Хулагу-Хан. Как результат, необходимо учитывать тот факт, что у многих Джучидов также присутствуют и гены Чингиза по материнской линии.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингиз-хана, плюс несколько более малочисленных линий.

1. Монгольские чингизиды
2. Казахские чингизиды
3. Узбекские чингизиды
4. Чингизиды Казани и Башкирии
5. Кыргызские чингизиды
6. Ногайские чингизиды
7. Гиреи (потомки крымских ханов)

Казахские Чингизиды

Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. С потерей суверенитета и присоединения Казахского ханства к Российской империи чингизиды были военными правителями, султанами; в советский период подвергались репрессиям, многие были расстреляны. Наиболее известный чингизид - казахский ученый, просветитель и путешественник Чокан Валиханов (1835 - 1865). В современном Казахстане чингизиды существуют и поныне (например — поэт Б. Канапьянов, скульптор Ш.-А. Валиханов, историк А.Айнакулов).

Чингизиды

Согласно генетическим исследованиям, сегодня около 16 миллионов мужчин вероятно являются потомками Чингисхана по мужской линии. Так, его старший сын оставил 40 сыновей. В свою очередь, внук Хубилай, правивший Китаем, имел 22 законных сына. Девочек от них должно было родиться не меньше.

Сыновство Джучи

При определении потомков Чингисхана необходимо учитывать, что джучиды нередко брали себе жен из ильханской династии Персии, родоначальником которой считается Хулагу-Хан. Следовательно, у многих джучидов также присутствуют и гены Чингиса по материнской линии.

Линии Чингизидов

От Чингисхана вели род ряд азиатских династий — династия Юань в Китае, джучиды в Золотой Орде (Казахстан, Средняя Азия и Юго-Восток России, Юг Украины и Северный Кавказ), Хулагуиды в Персии, Гиреи в Крыму, Туглуктимуриды в Могулистане и Могулии, Шейбаниды и Аштарханиды в Бухаре.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингисхана, плюс несколько более малочисленных линий.

Монгольские Чингизиды
Казахские Чингизиды (Торе)
Узбекские Чингизиды (Шейбаниды)
Башкирские Чингизиды
Киргизские Чингизиды
Ногайские Чингизиды
Гиреи (потомки крымских ханов)
Российские Чингизиды
и некоторые другие линии

В один из дней одна тысяча сто пятьдесят пятого года в урочище Делиун-Балдах, на правом берегу реки Онона, в юрте супружеской четы Есугей-бахадура из монгольского племени кият-борджигин и Оэлун-фуджин (хатун) из рода олкунут (ветвь племени кунграт) родился мальчик, сжимая в ладони правой руки сгусток запекшейся крови, похожей на кусок ссохшейся печени. Молодые родители нарекли своего младенца-первенца Темучином. У Оэлун-хатун и Есугей-бахадура родилось еще три сына — Хасар, Хачиун, Темуге-Отчигин (Отчигин) — и одна дочь по имени Темулун. От другой жены у Есугей-бахадура родились сыновья по имени Бектер и Бельгутай.

Чингиз-хан отличался не только личной отвагой и острым умом, но также сильным характером и исключительной целеустремленностью: достигнув поставленной цели, он всегда стремился к другой, более высокой. Став в 1206 г. ханом объединенной Монголии, свои военные таланты он использовал против внешних врагов. Судьба и тут благоволила ему во всем. Оканчивая каждую войну доблестно и удачно, к 1224 г. Чингиз-хан распространил свою власть от Северного Китая до Средней Азии включительно.

Заключение Чингиз-ханом большого количества браков не может считаться, по справедливому замечанию Е. И. Кычанова, признаком сексуальной мощи. В большинстве своем эти браки носили чисто политический характер, укрепляя связи Чингиз-хана с различными монгольскими родоплеменными группами и элитой, покоренных стран[2]. Среди тюрко-монгольских племен было несколько родов, которые имели преимущественное право поставлять девушек для рода Чингиз-хана. Одним из таких брачных партнеров рода Чингиз-хана с давних времен было племя кунграт. Согласно монгольской эпической хронике 1240 г., у кунгратов была даже своя песня:

Мы, унгиратское племя,

С давних времен знамениты

Красою и статностью дев…

Сокровенное сказание, с. 133.

Как показывает обзор генеалогической истории, кунграты сохранили за собой роль брачных партнеров мужских потомков Чингиз-хана на всем протяжении существования династии Чингизидов, и девушки этого племени были главными женами большинства монгольских ханов и принцев крови. Востоковед Ю. А. Зуев предлагает именовать кунгратов хатунским племенем в составе династийной коалиции монголов. С этим предложением следует согласиться.

Для обозначения наложниц Чингизидов и других знатных лиц монгольских улусов в мусульманских источниках обычно употребляется слово кумма (мн. ч. куммайан) и очень редко слово суррий (мн. ч. суррийат). Наложницами были обычно девицы-красавицы двух категорий: собственно монгольские девушки и юные пленницы из покоренных монголами народностей. Так, согласно предписанию Чингиз-хана, которое соблюдалось и его наследниками, по всей Монголии в начале каждого года (а иногда каждые два или три года) по племенам производили набор наиболее красивых девушек для самого государя и для принцев крови. После каждой победы в походах военачальники, выбрав луноликих девушек, захваченных в полон, приводили их к государю. Девушки, которых государь не пожелал оставить для себя, раздаривались его женам (хатунам) или раздавались его родственникам и придворным (Джувайни, изд., Т. 1. С. 24; Рашид ад-Дин. Т. 3. С. 209–210)[3].

Действительно, четыре сына Чингиз-хана, которые родились от его старшей жены Борте-хатун, пользовались большим почетом, чем остальные его дети; внук Чингиз-хана Хубилай (правил в 1260–1294 гг.) имел двенадцать сыновей, но из них влиятельнее были те четверо, матерью которых была Чабун-хатун, старшая жена Хубилай-хана. Есть и другие примеры, подобные приведенным.

Это правило в целом сохранялось на всем протяжении существования царского дома Чингиз-хана в Азии, и сыны Чингизидов, рожденные от наложниц, и их мужские потомки с полным правом ввязывались в борьбу за власть и часто вступали на престол. Примеров тому в источниках много, но мы приведем только два рассказа.

Ханы, правившие в Моголистане (Семиречье и Восточный Туркестан) и в Яркендском ханстве с середины XIV в. и до конца XVII в., были потомками Чагатаида Туглук-Тимура[5], матерью которого была наложница (подробнее см. Раздел II, глава 4).

Итак, все дети Чингизидов, как рожденные от супруги (хатун), так и прижитые от наложницы (кумма), считались законными и получали долю наследства в соответствии с порядком их рождения (старший сын, младший сын). Это положение важно для нашей темы, и мы еще вернемся к нему при рассмотрении вопроса о практике престолонаследия. Что же касается особого ранга сыновей Чингиз-хана от его старшей жены Борте, о чем пишет Джувайни, то это объясняется как важной ролью Борте-хатун в жизни Темучина — Чингиз-хана, так и деятельностью ее четырех славных сыновей.

Согласно официальной монгольской хронике 1240 г., Есугей-бахадур просватал Борте, дочь Дай-Сечена из племени кунграт, за своего старшего сына Темучина, когда тому было всего девять лет. По старинному монгольскому обычаю, Темучин в качестве жениха прожил в семье своей десятилетней невесты Борте какое-то время. Вскоре Есугей-бахадур погиб, но, несмотря на трагическую перемену в положении семьи жениха, Дай-Сечен выдал за Темучина свою дочь.

Словом, с позиции политического сознания той эпохи, настоящими представителями алтан уруга были только Джучи, Чагатай, Угедей, Тулуй и их мужские потомки, рожденные как от законных жен, так и от наложниц или служанок. По мере естественного роста числа царевичей, дробления алтан уруга и распада империи образовалось несколько параллельных династий Чингизидов — династия Джучидов (правила в Золотой Орде), Чагатаидов (правила в Средней Азии и Восточном Туркестане), Хулагуидов (правила в Иране) и династия Юань (правила в Монголии и Китае).

В самой Монголии и в восточных областях Монгольской империи царевичей дома Чингиз-хана именовали кобегун, со времени монгольской династии Юань (1260–1368) — тайджи, словом, взятым из китайского языка[9].

Чингизиды сохранили за собой свои особые права и сословные привилегии на всем протяжении существования их царского дома в Азии. Например, в XVIII–XIX вв. в Казахских ханствах, где сохраняли свою силу традиции и принципы политической идеологии степной государственности, султаны, представители политической элиты, не несли никаких повинностей, кроме военных. Все Чингизиды казахских улусов имели единую тамгу (знак собственности) и один особенный уран (пароль), выражаемый словом аркар; простой народ — кара-суйек — не мог использовать этот уран. Другие привилегии султанов перед другими членами общества заключались в том, что они были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев (родоначальников). Простые люди в разговоре не могли называть их по имени, но вместо имени должны были употреблять слово таксыр (господин). При встрече с султаном всякий простолюдин сходил с лошади и, становясь на одно колено, приветствовал его. Султан в ответ на приветствие клал ему на плечо свою руку и отвечал: аманба. Таким же образом поступали и в юртах. Одним из внешних признаков султанского достоинства считалась белая кошма. На общих собраниях и во всех остальных торжественных случаях все представители белой кости — султаны, саййиды и ходжи — садились только на белые кошмы. Если простолюдин присваивал себе из тщеславия титул султана, то подвергался наказанию от 15 до 30 ударов нагайкою. Если же человек черной кости, выдавая себя за носителя султанской крови, женился на султанской дочери или на другой его родственнице, то подвергался наказанию, выражавшемуся в выплате полного куна, как за убийство мужчины[10].

Важно отметить, что при этом султаны казахских улусов не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделялись на колена. Они были только представителями правящей династии и продолжали составлять замкнутую сословную организацию еще в начале XX в.

Совсем по-другому сложилась этническая и политическая судьба кочевых родов и племен Монголии, которые в полном составе или отдельной частью переселились в эпоху великих завоеваний в западные улусы Монгольской империи. Точных статистических данных о численности монголов, поселившихся в Улусе Джучи, Чагатайском улусе и в государстве Хулагуидов, нет: разные исследователи приводят разные цифры[11]. Уверенно можно утверждать лишь одно: в каждом из названных выше трех западных улусов оказалось несколько десятков тысяч монголов. С течением времени они приняли язык и веру народов покоренных ими стран и ассимилировались в их среде. Насколько известно, из потомков монголов, пришедших на запад при Чингиз-хане и его преемниках, только две небольшие группы сберегли свой язык до новейшего времени — это афганские монголы в составе хазарейцев и толмукгунцы в Кукунорской области. Данные источников позволяют исследователям сделать вывод о том, что особенно интенсивно процесс слияния монголов с местным населением и образования новых этнических общностей шел в Кипчакских степях.

Следующие разделы этой книги посвящены изучению властных отношений внутри Еке Монгол улуса, Золотой Орды, Чагатайского государства и их политических наследников — Моголистана, государства Тимура, Узбекских ханств и Казахского ханства. Чтобы ясно представлять себе эти властные отношения, необходимо дать краткие сведения о Ясе и биликах Чингиз-хана.

Наиболее подробные сведения о постановлениях Ясы мы находим у персидского историка XIII в. Джувайни и египетского писателя Макризи (ум. 1441–1442).

На основании сохранившихся фрагментов можно полагать, что основной задачей постановлений Чингиз-хана было создание новой системы права, которая отвечала бы запросам и потребностям нового монгольского общества.

Соблюдение постановлений Чингиз-хана было обязательно не только для всех жителей империи, но и для самих ханов. Но Яса, конечно, нарушалась как жителями империи, так и самими Чингизидами. Это и понятно. Яса Чингиз-хана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности в Средней Азии и Иране, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной. Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни оставались вовсе не регламентированы Ясой, а отдельные ее положения вступали в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего.

И еще. В империи было немало людей из военной аристократии, которым сам Чингиз-хан и последующие монгольские ханы даровали титулы, награды и привилегии за их особые заслуги перед государем и государством. Такие привилегированные люди назывались тарханами. По словам Джувайни, привилегии тарханов заключались в следующем: 1) они были освобождены от всяких податей; 2) вся добыча, захваченная ими на войне или на охоте, составляла их полную собственность; 3) во всякое время они могли входить во дворец без разрешения; 4) они привлекались к ответственности только за девятое совершенное ими преступление (при этом, однако, имелись в виду только те преступления, которые влекли за собой смертную казнь); 5) во время пира тарханы занимали почетные места и получали по чарке вина (Джувайни, изд. Т. 1. С. 27).

Теперь некоторые сведения о биликах Чингиз-хана.

«Чингиз-хан сказал: „Народ, у которого сыновья не следовали биликам отцов, а их младшие братья не обращали внимания на слова старших братьев, муж не полагался на свою жену, а жена не следовала повелению мужа, свекор не одобрял невесток, а невестки не почитали свекров, великие не защищали малых, а малые не принимали наставлений старших, великие стояли близко к сердцам [своих] служителей и не привлекали на свою сторону [сердца] бывших вне их окружения, люди, пользовавшиеся [всеми] благами, не обогащали население страны и не оказывали ему поддержки, пренебрегали обычаем и законом, соображениями разума и обстоятельства, и по этой причине [становились] противниками управителей государства: у такого народа воры, лжецы, враги и [всякие] мошенники затмевали солнце на его собственном стойбище, иначе говоря, его грабили, кони и табуны его не обретали покоя, а лошади, на которых, [идя в походы], выезжали передовые отряды, до того изнурялись, что, естественно, эти лошади падали, подыхая, сгнивали и превращались в ничто“. Вот такие неупорядоченные и безрассудные народы, как только взошло счастье Чингиз-хана, подчинились ему, и его чрезвычайно строгая яса водворила у них порядок: тех, кто были мудрыми и храбрыми, он сделал эмирами войска, а тех, кого он нашел проворным и ловким, поручив им стан (угрук), сделал заведующими табунами, невежд же, дав им плети, послал пасти скот. По этой причине дело его изо дня в день растет, словно молодой месяц, и с неба силою всевышнего Господа нисходит к нему божья помощь, а на земле с его помощью появляется благоденствие. Его летовки стали местом веселия и забав, а зимние стойбища бывали соответствующими и подходящими [своему назначению].

Еще он сказал: „Если великие люди [государства], бахадуры и эмиры, которые будут при многих детях государей, что появятся на свет после сего, не будут крепко держаться закона, то дело государства потрясется и прервется, будут страстно искать Чингиз-хана, но не найдут его!“.

Еще он сказал: „Только те эмиры туманов, тысяч и сотен, которые в начале и конце года приходят и внимают биликам Чингиз-хана и возвращаются назад, могут стоять во главе войск. Те же, которые сидят в своем юрте и не внимают биликам, уподобляются камню, упавшему в глубокую воду, либо стреле, выпущенной в заросли тростника, и тот и другая бесследно исчезают. Такие люди не годятся в качестве начальников!“.

Еще он сказал: „Каждый, кто в состоянии содержать в порядке свой дом, в состоянии содержать в порядке и [целое] владение; каждый, кто может так, как это положено, выстроить к бою десять человек, достоин того, чтобы ему дали тысячу или туман: он сможет выстроить их к бою“.

Еще он сказал: „Каждый, кто может очистить от [зла] свое внутреннее, может очистить от воров [целое] владение“.

Еще он сказал: „Каждого эмира десятка, который не в состоянии построить к бою своего десятка, мы обвиним вместе с женой и детьми, а из его десятка выберем кого-нибудь в качестве эмира, и таким же образом мы [поступим с эмирами] сотен и тысяч и эмиром-темником“.

Ряд исследователей XIX в., как, например, проф. И. Н. Березин и В. П. Васильев, по ошибке смешивали билики Чингиз-хана с положениями Ясы. Известный востоковед П. М. Мелиоранский в 1901 г. подверг билики Чингиз-хана специальному исследованию и установил, что разница между содержанием Ясы и биликами Чингиз-хана состояла в том, что в Ясе перечислялись и описывались разные проступки и преступления и указывались наказания, которым должно было подвергать виновных, а в биликах определялся порядок следствия и судопроизводства в монгольском суде.

Иными словами, Яса представляла узаконенное предписание, которому должны были строго следовать Чингизиды и их подданные, а билики являлись своего рода процессуальным кодексом, согласно которому совершался суд над нарушителями Ясы — действующего закона.

Билики Чингиз-хана были предметом преподавания: Чингизиды и военная аристократия в начале и конце каждого года должны были собираться вместе и внимать биликам Чингиз-хана. Знание биликов высоко ценилось: в Китае один раз вопрос о престолонаследии был решен в пользу того претендента, который обнаружил более основательное знание этих биликов.


Чингизиды, род Чингиза, Чингизовичи, Чингисиды — прямые потомки Чингисхана. У Чингисхана и его первой жены Бортэ было четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве, и только их потомки носили родовой титул Чингизидов.

Согласно генетическим исследованиям, сегодня несколько миллионов мужчин, являющихся носителями субклады С2а3-F4002 [3] Y-хромосомной гаплогруппы C-M130 [4] [5] , вероятно являются потомками близких и дальних родственников Чингисхана по мужской линии (род Борджигин) [6] . Так, его старший сын оставил 40 сыновей. В свою очередь, внук Хубилай, правивший Китаем, имел 22 законных сына.

При определении потомков Чингисхана необходимо учитывать, что джучиды нередко брали себе жен из ильханской династии Персии, родоначальником которой считается Хулагу. Следовательно, у многих джучидов также присутствуют и гены Чингисхана по материнской линии.


От Чингисхана вели род ряд азиатских династий — династия Юань в Китае, Джучиды в Золотой Орде (Казахстан, Средняя Азия и юго-восток европейской части России, Юг Украины и Северный Кавказ), Чагатаиды в Средней Азии, Хулагуиды в Персии, Гиреи в Крыму, Туглуктимуриды в Могулистане и Могулии, Шейбаниды и Аштарханиды в Бухаре, Торе в Казахстане, Арабшахиды в Хорезме, Аргуны в Синде, Тукатимуриды в разных областях Золотой Орды.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингисхана, плюс несколько более малочисленных линий.

  • Монгольские Чингизиды
  • Казахские Чингизиды (Торе)
  • Узбекские Чингизиды (Шейбаниды)
  • Татарские Чингизиды
  • Ногайские Чингизиды
  • Сибирские Чингизиды (Шибаниды, Кучумовичи)
  • Крымские Чингизиды (Гиреи)

и некоторые другие линии.

От Джучидов своё происхождение ведут такие роды, как Чингисы, Кучумовичи, Аничковы, а также некоторые другие дворянские и княжеские роды. Джучидами были Татарские царевичи, выехавшие на службу в Русское государство, а также потомки Ахмат-хана, известные в литературе как Ахматовы дети. Основываясь на сведениях из Нусрат-наме, некоторые исследователи возводят к Джучи происхождение Каринских арских князей (Деветьяровы, Касимовы, Яушевы и др.) [8] . По одной из версий, династия Тайбугинов ведёт происхождение от потомков джучида Тохтамыша [9] .

Монгольские Чингизиды

После распада империи Чингисхана в Монголии и Китае правили представители династии Юань (1271—1368), основанной Хубилаем. После отделения Китая от империи Юань в Монголии правила династия Северная Юань (1368—1691). После включения территорий, подконтрольных Северной Юань, в состав империи Цин вплоть до революции 1911 г. в Монголии правили различные ветви чингизидов:

    — ветвь старших потомков чингизида Гэрэсэндзэ, сына Даян-хана — средняя ветвь потомков Гэрэсэндзэ — младшая ветвь потомков Гэрэсэндзэ — младшая ветвь Дзасагту-ханов — младшая ветвь Тушэту-ханов

Потомки вышеперечисленных ветвей в Монголии ныне известны как носители таких родовых фамилий, как боржигон засаг, засаг боржигон, боржигон түшээт, боржигон сэцэн, сэцэн боржигон, алтан боржигон, сайн ноён боржигон и др. [10]

Казахские Чингизиды


Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. В частности, на территории Казахстана правили потомки Джучи и его потомка Урус хана (потомки ханов Керея и Жанибека), их род называется торе (существует и до сих пор). С потерей суверенитета и присоединения Казахского ханства к Российской империи Чингизиды были военными правителями, султанами. Известный чингизид — казахский учёный, просветитель и путешественник Чокан Валиханов (1835—1865). В современном Казахстане Чингизиды существуют и поныне (например — поэт Б. Канапьянов и скульптор Ш.-А. Валиханов).

Вблизи современного космодрома Байконур находится могила одного из представителей рода — Торе-Баба, в честь него назван посёлок Торетам.

Крымские Чингизиды

Основателем династии был первый хан Крыма Хаджи I Гирей, в результате долгой борьбы добившийся независимости Крыма от Золотой Орды. Гиреи — Чингизиды (потомки Чингисхана) [13] , ветвь Тукатимуридов. Они происходят от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша. Старший сын Джанак оглана, Ичкиле Хасан оглан, отец Улу Мухаммеда, родоначальника династии Казанских ханов.

Некоторые представители династии занимали также престол Казанского, Астраханского и Касимовского ханств.

Сегодня одним из претендентов, заявляющих о себе как о наследнике престола, является живущий в Лондоне Джеззар Памир Гирей и Эрмек Девлет Гирей, проживающий в России [14] .

Читайте также: