Что такое цензура в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Всем известно, что в России с недавних пор существует определенное возрастное ограничение, которое действует и на телевизионных каналах, и на прочих ресурсах. Сделано это для того, чтобы маленькие дети с неокрепшей психикой не смогли услышать мат или грубость вперемешку с пошлостью, а воспитывались в нормальных адекватных условиях. Очевидно, что такой запрет распространяется не только на детей, ведь цензура сказывается и на старшем поколении, которое имеет полное право выбирать, что слушать, и умеет разбирать хорошее и плохое.

Естественно, такой закон обладает огромным преимуществом в тех случаях, если необходимо провести открытое мероприятие на городской площади - например, один из государственных праздников, где вход свободен для всех желающих, и чаще всего такие мероприятия посещают всей семьей - родители берут своих детей на прогулку для того, чтобы поучаствовать в интересных мероприятиях и флешмобах. В таком случае цензура действительно уместна - вы можете не беспокоиться о психическом состоянии своего ребенка от ненароком услышанного бранного слова, а исполнители не понесут наказания за выражаемый ими протест в неуместной ситуации.

Но существует и обратная сторона медали - например, многих современных исполнителей просто блокируют на популярных ресурсах за то, что музыка не соответствует государственным стандартам - политический процесс, пропаганда или просто мат - вот это уже прямое ограничение свободы слова. Возможно, в таких запретах есть и масса преимуществ - очевидно, что без пропаганды и промывания мозгов негативные политические движения изживут себя, но, стоит учитывать, что даже у таких аудиозаписей есть своя целевая аудитория, для которой данный контент и создается.

Инстинкт самосохранения на службе у государства

Боевой транс использовался на протяжении всей истории человечества. У викингов на этой первобытной технике был основан ритуал посвящения в берсерков, славившихся сверхъестественной силой и выносливостью. Ее реликты мы находим и в современном военном деле: армейский шаг есть не что иное, как редуцированный танец, а строевые песни (в качестве которых нередко используются произведения популярных исполнителей) объединяют солдат сразу на нескольких уровнях сознания.

Ленивый и грубый царь Давид

Неудивительно, что во времена союза церкви и государства появляется иерархия музыкальных инструментов — от сакральных (читай: полезных) до дьявольских. Как православие смогло обойти завет царя Давида славить Господа на псалтири, гуслях и кимвалах?

Архиепископ Филарет Гумилевский начинает рассказ о том, как музыкальные инструменты вытеснялись из церкви, со слов (предположительно) святого мученика Иустина (II век н. э.):

Спустя три века в том же духе высказывается Иоанн Златоуст:

Ученик Златоуста Исидор Пелусиотский уточняет, что таким образом Создатель хотел отвлечь иудеев от шумных языческих праздников.

Это и послужило причиной первого перекоса в христианской сакральной практике использования инструментов. Произошел отказ от традиционной функции музыки как медиатора эмоционального и физического состояния человека. Так наметился раскол между мирским и духовным, и этот конфликт с течением веков будет только усугубляться.

Католики на празднике дураков


Питер Брейгель Старший. Праздник дураков. Источник

Протокабаре Ивана Грозного

Бесовской флер окружает инструментальную музыку на протяжении всего Средневековья. Однако до XVI века ее использование в мирском быту законодательно никак не регулировалось.

Первым тревожным звоночком стал Стоглавый Собор 1551 года (правление Ивана Грозного). Царь владел собственным потешным двором, состоявшим из артистов и музыкантов, и порой сам участвовал в представлениях, что говорит о демократичной форме, близкой к кабаре. Известен случай, когда за пренебрежение скоморошьими развлечениями Иван Грозный велел казнить спесивого христианина князя Михаила Репнина. Убийство произошло прямо в церкви, во время литургии.


Константин Маковский. Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного. Источник

Эволюция сакрального и святая труба смерти

К этому времени уже сформировалась иерархия инструментов, которая резко отличалась от всего, что имело место в другие исторические эпохи. В Древней Греции флейты олицетворяли дионисийское начало, а лиры — аполлоническое. В схватке между флейтистом-виртуозом из людского рода и лучшим исполнителем на лире среди богов выигрывает, конечно, последний.

Потому греки наверняка были бы разочарованы, узнав, как сильно сбились эстетические ориентиры у их потомков: христианский мир сакрализирует трубу, главная функция которой — призывать воинов на рать. Струнные же инструменты — гусли и смычки — низведены в ранг сатанинских.

О чем это говорит? О системе властных структур, которые выдают патент сакральности лишь тому, что подчиняет массы их интересам, и, как труба, гонят народ на смерть.

Подобные меры обусловлены инстинктом самосохранения больших групп: они выводят инструменты объединения масс в область сакрального, продолжая традицию первых гоминидов. Иными словами, церковь в своей политике действует сообразно законам эволюции, хотя и не признаёт их.

В 1648 году патриарх Никон доводит до логического завершения постановление Стоглавого Собора и полностью запрещает игру на инструментах. Но и это еще не всё: переняв опыт европейских коллег (таких как Савонарола), он инициирует сожжение музыкального инвентаря.

Стагнация длится 34 года — до прихода к власти Петра I, в правление которого искусства начинают развиваться полным ходом.

Империи vs. революции

Россия становится одним из главных центров развития европейской музыки, но Октябрьская революция меняет баланс сил: многие представители элиты искусства эмигрируют, оставшиеся пытаются выживать в новых условиях.

Если в Российской империи музыка была развлечением избранных, то теперь, по завету Ленина, она принадлежит народу, а значит, обязана удовлетворять эстетические потребности этого самого народа, вкусы которого формировались вовсе не в императорских театрах.


Источник

Похожий поворот произошел и после Великой французской революции: демократизация искусства, по мнению Арнонкура, стала причиной деградации музыки и появления массовых жанров. Французская волна социализма размыла ориентиры музыкального прогресса, а русская, помимо прочего, еще и унесла немало жизней.

Обиженные большевики

Оппозиция большевиков и интеллигентов многим представляется в ярких красках супергеройского комикса, где один персонаж — озлобленный крестьянин, а его противник — несчастный слабак, попавший в руки злодея. Однако и те и другие были по обе стороны баррикад, а о дипломатических неудачах большевиков в первые годы после Октября старательно умалчивали.

Историк Вячеслав Никонов сообщает в биографии Молотова, что в 1917 году Луначарский пригласил к себе на собрание 150 наиболее выдающихся петроградских интеллигентов, но явилось только пятеро.

Первой организацией, регулирующей создание нового советского искусства, был Пролеткульт, однако его деятельность начала затухать после критики Ленина в 1922-м. В этом же году Владимир Ильич хотел закрыть Большой театр, но Молотову и Сталину удалось его переубедить.

Владимир Щербачев. Нонет, 1-я часть

Отрешенный от мирских забот композитор — образ, который может существовать лишь в идиллических фантазиях и грезах. В реальности же человек, пишущий музыку, создает себе материальную или репутационную базу, необходимую для выживания. Оттого искусство, рождающееся вопреки обстоятельствам, приобретает особый статус. В эти же сложные годы появляются 4-я и 5-я симфонии Мясковского.

Николай Мясковский. Симфония № 5

Рельсы народного искусства

Искусство становится на агитационный путь развития. Конечная цель — укрепить Красную армию, но в основе лежит всё то же стремление к выживанию — только священная труба зовет уже не в крестовый поход, а на защиту социалистического государства.

Демиургические амбиции не дожившего до революции Скрябина, который жаждал духовного преображения всего человечества, подхватило следующее поколение — и трактовало в духе времени:

Однако в своем стремлении вернуть музыку на народную почву деятели культуры порой доходили до абсурда.

Арсений Авраамов предлагал уничтожить рояли, в которых сконцентрирована равномерная темперация Баха, калечащая слух композитора и народа.

Цензура начинает запрещать некоторые оперы западных композиторов: Верди, Массне, Керубини, Вагнера, — делать купюры неугодных номеров в произведениях русских авторов и одним росчерком отменяет множество премьер.

В это же время начинаются бурные дискуссии вокруг РАПМ: организация демонстрирует полную несостоятельность, никто из композиторов не может представить хоть сколько-нибудь сносный художественный материал.

С этих пор на РАПМ обрушивается шквал критики, и ассоциации не остается ничего другого, кроме как самораспуститься и войти в состав нового образования — Союза советских композиторов.

После Сталина

После смерти вождя обстановка изменилась, но не кардинально. Некоторые по-настоящему авангардные композиторы в политических играх не участвовали и под запреты не попадали — например, Галина Уствольская, чья музыка долгое время была известна только знатокам.

Эта модель безопасного и тихого выживания применялась и к другим авангардистам. Тихон Хренников, директор Союза композиторов с 1948 по 1991 год, прибегая к хитрым уловкам и непопулярным решениям, спасал многих сочинителей от излишнего внимания КГБ. В частности, запрет на выезд за границу Эдисона Денисова объяснялся стремлением защитить композитора, хотя не исключено, что истинной целью было сохранить ценный кадр на родине, ведь для многих командировки оставались единственной возможностью законного бегства из страны.

Не без препятствий со стороны чиновников существовали кружки авангардных композиторов, где начинали свой путь София Губайдулина и Альфред Шнитке. Но серьезных гонений на академическую музыку, как в сталинские времена, уже не было.

Цензура и поп-музыка


Источник

Интеллигенты и шансон

Поколению 90-х трудно понять, почему их родители с таким трепетом относятся к песням Высоцкого и Окуджавы. Иконой советского музыкального протеста стал Егор Летов, но сибирская панк-волна возникла не на пустом месте — она была подготовлена бардами.

Кукин, Городницкий, Ким — в 1970-х магнитные ленты с их песнями контрабандой вывозили за границу и распространяли среди советских эмигрантов, которые, в свою очередь, переписывали материал на пластинки и той же контрабандой ввозили в Советский Союз.

Владимир Туриянский. Мы никогда у сильных не просили

…Ловить шаги охраны на посту,
Следить, как меркнет свет в глухом оконце
И как, последний раз блеснув на солнце,
Погаснет паутинка на лету.
Считать шаги и по диагонали
Пространство клетки мерить, а к утру
Услышать крик вороний на ветру,
И звон ключей, и скрип дверей в централе.

Тюремная лирика и русский шансон обнаруживают глубокое диссидентское наследие, значение которого до сих пор не осознаётся в полной мере.

В своем отечестве пророков, как известно, нет — появляются они тогда, когда на них нам укажут с Запада.

Дина Верни. Свадебная лесбийская

КГБ-рок

Гражданская оборона. КГБ-рок

В 1981 году КГБ создает гибрид ДК и клуба — Ленинградский рок-клуб становится центром официальной рок-культуры. Бывший генерал-майор Олег Калугин уже после распада СССР рассказывал, что большая часть местной творческой интеллигенции находилась под пристальным присмотром комитета:

Впрочем, на протяжении последних лет существования СССР разрешенные и запрещенные группы не раз менялись местами, а КГБ для острастки совершал облавы и на тех, и на других.

Зарубежная музыка тоже подверглась жесткому регулированию: были запрещены Нина Хаген, Scorpions, Sex Pistols, Iron Maiden, Black Sabbath, Pink Floyd, Kraftwerk, Nazareth, Kiss, Майкл Джексон и многие другие.

Указ о запрете на проигрывание пластинок и кассет, 1984 год. Источник Более подробный указ, датируемый следующим годом, о запрете на проигрывание пластинок и кассет

Путинские гайки

1990-е и начало нулевых стали временем свободы, когда еще было возможно создание t.A.T.u. — группы, работающей в русле лесбийской тематики.

t.A.T.u. Полюбить

Мэрилин Мэнсон, Behemoth, Batushka — концерты этих музыкантов были отменены из-за петиций православных активистов. Россия — один из крупнейших рынков европейского шоу-бизнеса, и подобные запреты грозят большими финансовыми потерями.

Лидер группы Behemoth Адам Дарский записал видеообращение, где открещивается от сатанинской пропаганды и уверяет, что искусство важнее религиозных и политических войн. Впрочем, войны здесь скорее финансовые: анафема пала на две польские блэк-метал-группы. Совпадение? Или внутринишевые разборки менеджеров этого рынка?

Видеообращение Адама Дарского к поклонникам из России
Коловрат. Узники совести
Александр Харчиков. Ворован Ворованович Путин
Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля. Просто он работает Медведевым

Сегодня опальный Владимир Сорокин признан во всём мире, оперы на его тексты пишет, например, Беат Фуррер, считающийся живым классиком европейского искусства.

Куда повернет цензура и как скажется отделение РПЦ от Константинополя на чувствах верующих? Можно ли надеяться, что запреты на искусство постепенно уйдут в прошлое? Ответ, скорее, отрицательный.

Недолгие периоды свободы регулярно сменяются скрытой или открытой диктатурой. Властные институты всегда будут защищать свои интересы, повинуясь древнему инстинкту выживания. А творцы никуда не уйдут от мучительного выбора: примкнуть к сильнейшему, соглашаясь на его условия, или плыть против течения в борьбе с режимом.

Parental Advisory: это лого мы видим едва ли не на каждом сингле от американских музыкантов. Оно же нередко появляется на футболках, становится частью принта спортивных костюмов. Знак везде, вот только не совсем понятно, что именно он обозначает.

На деле лейбл Parental Advisory мог бы и не появиться, не начни родительский комитет масштабную борьбу против хитов 80-х, создав мощный институт цензуры в музыкальной сфере. Рассказываем, как школьников исключали за майку с логотипом группы Korn, почему рокеров обвиняли в связях с оккультистами, через какие круги ада приходится проходить едва ли не каждому рэперу и причем тут Darling Nikki от Принса.

50-е: ментальные пинки в сторону Пресли и физические — для темнокожих музыкантов

Для начала стоит отметить, что музыкальная цензура как таковая действует не во всех странах: ограничения на тексты песен действуют в Афганистане, Австралии, Великобритании, Вьетнаме, Канаде, Китае, Иране, Израиле, Малайзии, Северной Корее, США, Польше, Южной Корее. Так, в одних государствах запрещено отображение европейского уклада жизни, в других порицаются композиции от стран-соперниц, в третьих не допускают употребления оскорбительной лексики. Для наглядности рассмотрим развитие музыкальной цензуры в США — здесь в 80-е годы прошлого века было место прецеденту, изменившему индустрию в целом.

Дальше — круче. В 50-е католики из Бостона контролировали работу местного радио, боясь, что песни превратят подростков в озабоченных людей, жаждущих секса. Доставалось и Элвису Пресли: полиция Флориды грозилась арестовать певца, если тот не прекратит исполнять непристойные синглы. В Алабаме тогда же члены Совета белых и вовсе организовали нападение на джазмена Ната Кинга Коула во время выступления — группа злоумышленников утверждала, что темнокожий музыкант являлся частью заговора цветных жителей США, цель которого — уничтожить Америку как таковую.

60–70-е: все меры хороши, когда музыканты отбирают популярность у Иисуса

После гайки завинчивались все активней: сперва радиостанции по всем США сжигали синглы с неприличным содержанием — в список входили некоторые хиты уже названного Пресли. Затем остракизму подверглись и другие культовые исполнители: так, Бобу Дилану запретили исполнять песню Talkin ‘John Birch Paranoid Blues на Шоу Эда Салливана, позже в черный список продюсеров попала группа The Doors. Затем мэр Кливленда запретил все рок-концерты, посчитав подобную музыку развращающей, а представители религиозных организаций окончательно возненавидели The Beatles после того, как Джон Леннон заявил по радио о том, что их группа популярней, чем Иисус. Ему это аукнулось еще раз — в 1969 году таможня США конфисковала его альбом Two Virgins, записанный с Йоко Оно: на обложке пластинки красовались обнаженные музыканты, что и смутило органы правопорядка.

Однако самые скандальные прецеденты, прогремевшие на всю страну, появились именно в 80-е.

80-е: никакой пощады патлатым

Апрель 1985 года, жену политика Альберта Гора, Типпер, смутил тот факт, что ее 11-летняя дочь напевает песню о мастурбации. Оказалось, девочка услышала трек Принса Darling Nikki, в котором и пелось о процессе.

Госпожа Гор заявила, что одна из моих песен — Under The Blade — поощряет насилие, рабство и садомазохизм. Однако я хочу сказать: лирика, цитируемая ею, нисколько не связана с этими темами. Трек же посвящен хирургии и страху, который люди с ней связывают. Потому я совершенно точно уверен, что садизм, мазохизм, подчинение и насилие живут исключительно в голове миссис Гор.

Позже, в интервью The Rolling Stone, посвященном 30-летию слушания, музыкант рассказал, о чем думал перед процессом, и что, по его мнению, управляло женщинами на самом деле.

Не ожидал такого размаха. Повсюду были камеры, журналисты, царила атмосфера циркового шоу. Однако мы с Заппой и Денвером отнеслись к делу серьезно. Дамочки ничего не понимали в песнях, обобщали, давали странные сравнения — по мне, не им судить о том, о чем поется. До последнего я и Фрэнк думали, как же поступит Джон — он же всеобщий любимец, то и дело мелькающий на ТВ каждое Рождество. А он такие сравнения с нацистской пропагандой и сжиганием книг выдал, что диву даешься.

После этой истории Twisted Sister потеряли своих фанатов и распались. Не хочу винить в этом исключительно PMRC, однако Сенат прослушивал мои звонки, проверял почту. Я был врагом народа № 1. Однако сейчас ни о чем не жалею: это было моим первым мудрым решением в карьере, ведь после него люди перестали считать меня патлатым идиотом.

Фрэнк Заппа не просто был на стороне рокеров — он взывал к необходимости людей в свободе самовыражения, утверждая, что подобные дела убьют всякое стремление к индивидуальности.

Предложение PMRC — это непродуманная чепуха. Она будет работать не во благо детей: ее задача — нарушать гражданские права взрослых. Меры, предложенные комитетом — радикальны и сходны с лечением перхоти путем обезглавливания. Сам же список требований PMRC читается словно инструкция к тому, чтобы полностью сломить всех творцов из-за вызывающих текстов некоторых из них.

Наше время: от защиты детей к политической расправе

Законопроект, предложенный PMRC, привел к откровенно странным последствиям: так, в 1990-м году власти штата Миссури и затем еще 20 штатов запретили продажу альбомов, где есть треки, содержащие описание сцен насилия или секса. В 1997-м владельцев концертного зала в Миссисипи арестовали на шесть месяцев за продажу билетов на выступление 2 Live Crew. Годом позже в Мичигане исключили ученика средней школы лишь за то, что он носил футболку с символикой группы Korn.

В наши дни некоторые старые запреты забываются, однако находится место новым. Так, в 2002 году власти Луизианы поначалу хотели запретить рейвы, считая, что во время проведения опен-эйров с электронной музыкой продаются наркотические вещества. Федеральный суд штата не нашел тому доказательств. Однако это, скорее, едва ли не единственный случай послаблений.

О том, как цензура влияет на современную музыку, можно написать отдельную статью. Сейчас же отметим, что из инструмента суда Линча, при помощи которого власти отдельных регионов и стран расправлялись с неугодными артистами, она превратилась в целый институт, при помощи которого можно заставить замолчать любого. Иногда она действительно охраняет детей от жестокого мира взрослых, но только в том случае, если ритейлеры следят за тем, как продаются пластинки. На деле подобное сложно контролировать, и цензура становится, скорее, механизмом по устранению тех, кто позволяет себе критиковать власть, поддерживать тех, о ком не стоит говорить, или попросту выражаться так, как хочется.


В наши дни жизнь современного человека сложно себе представить без музыки. Она с нами везде и во всем. Предпочтения в музыке, конечно же, у всех разные. Кто-то фанат бессмертной классической музыки, кому-то нравится протестный и матерный рэп, а кто-то любит тяжелый рок или металл, разрывающий перепонки. Однако если музыка подвергается цензуре, как быть? Необходимо менять формат выпуска или переписывать тексты? Может вообще поменять направление деятельности?

Цензура музыки – это редактирование музыкальных произведений с учетом моральных мотивов. Также это могут быть религиозные или политические причины. Это может быть законодательный запрет или частный.

Для того чтобы песня попала на радио или телевидение, она чаще всего проходит редактирование. Это делается для соблюдения соответствующих законов о вещании, а именно:

  • не пропускается ненормативная лексика;
  • не упоминаются темы секса и наркотиков.

Это также делается для того, чтобы музыкальное произведение пользовалось большей популярностью широкой аудитории. Если вы любите слушать музыку онлайн на радио, то здесь можно встретить много хороших музыкальных композиций.

Особенности цензуры музыки в России

Здесь есть ограничения по возрасту. Такое ограничение больше предназначено для того, чтобы маленькие дети, у которых еще не окрепшая психика, не травмировали ее пошлостью, матом или грубостью. Однако как быть старшему поколению, которое умеет отличить хорошее от плохого, вправе выбирать то, что им по душе, а это не всегда возможно по причине блокировки.

Как все происходит в Канаде

В Канаде музыкальные произведения регулируются в соответствии с этическим кодексом вещания. Здесь принимают меры с учетом жалоб общественности. В Канаде запрещена радиопередача нецензурной лексики, материалы, которые несут в себе сексуальный характер, а также материал, прославляющий насилие.

Цензура в Китае

В Китае запрещена любая музыка, в которой поддерживают независимость Тибета. Здесь музыкальные предпочтения довольно своеобразные.

Цензура в Иране

В Иране на государственных каналах запрещена западная музыка. Вся музыка в стране одобряется Министерством культуры.

В наше время музыка с нами всегда. Она дарит нам незабываемые моменты и впечатления. На нашем радио играет музыка любого формата для аудитории, у которой отменный вкус. На сайте вы можете слушать музыку на радио онлайн и наслаждаться моментами. Здесь выпускают в эфир музыку мирового класса, разных времен и самые лучшие новинки. Вы сможете получить удовольствие от прослушивания музыки.

Сейчас мы живем в свободной стране, где нет цензуры, где можно творить и писать все, что требует творческая душа. Однако, концерты все равно отменяются, музыка все равно удаляется. Давайте вспомним потрясающую историю об отмене концерта Мэрилина Мэнсона в 2014 году в рамках фестиваля Park Live в Москве. Под дождем несколько десятков тысяч человек стояли в ожидании выхода любимого кумира, после чего всех начали эвакуировать — поступил анонимный звонок о заложенной бомбе. Никаких взрывчатых приспособлений, конечно, не нашли, а вот между православными активистами (которые как раз выступали против концерта артиста) и фанатами разразилась нешуточная борьба, которая длилась несколько месяцев.

Как сегодня происходят отмены концертов и запреты музыкантов — разбираемся на примере трех больших кейсов последнего года.

IC3PEAK

Грустная сука



Если охватить их творчество, они действительно кажутся странными и недоступными ребятами. Хотя на самом деле это не так. Во время отмены концертов в сети появилось множество видео, где артисты, выходя из образов, оказывались обычными ребятами, которые делают то, что им нравится и то, что доставляет удовольствие миллионной аудитории. В такие моменты они с трепетом и любовью рассказывают о своих семьях, о том, как в детстве занимались музыкой и прочее.

Смерти больше нет


ХАСКИ

Обезглавить, обоссать и сжечь




ФРЕНДЗОНА

Бойчик, ты чего такой скромный


А мама думает, что это ее шутки смешат


КОРОЧЕ ГОВОРЯ

На волне происходящих историй, не могли не высказаться сильные мира сего. Музыкантов поддерживали все: фанаты, коллеги, журналисты и крупные СМИ. В конце концов, не выдержал даже спецпредставитель Президента РФ по культуре Михаил Швыдкой и сравнил запреты в современном мире с гонением рок-музыкантов в СССР в 1980-е годы. Первый замглавы Администрации президента РФ Сергей Кириенко призвал всех научиться работать с современной молодежной культурой, назвав отмены концертов глупостью. Все это было под занавес 2018 года.

При этом, свобода творчества — это часть свободы выражения собственного мнения, которая охраняется международном правом (например, статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Читайте также: