Что такое бунчук кратко

Обновлено: 07.07.2024

"Сотник еще раз оглядел невысокую плотную фигуру Бунчука. Напоминал тот обдонское дерево караич: ничего особенного, бросающегося в глаза в нем не было, — все было обычно, лишь твердо загнутые челюсти да глаза, ломающие встречный взгляд, выделяли его из гущи остальных лиц."

"Бунчук улыбнулся ясной, простой, ребяческой улыбкой; странно было видеть ее на крупном угрюмом лице, будто по осеннему, тоскливому от дождей полю прожег, взбрыкивая и играя, светло-серый сосунок-зайчишка."

"Лицо Бунчука, перерезанное обычной для него скупой, словно вынужденной, улыбкой смотрело с белого квадрата бумаги."

"Трезвые холодные глаза его выжидающе, напряженно мигали, широкая ладонь ползала под распахнутым воротником сорочки, гладя поросшую дремучим волосом грудь."

"Улыбался он редко, излучинами губ, глаза от улыбки не мягчели, неприступно сохраняли неяркий свой блеск."

"И весь он был скуп на краски, холодно-сдержан, — караич, крутое, железной твердости дерево, выросшее на серой супеси неприветливой обдонской земли…"

— В Петербурге, Ростове-на-Дону, в Туле на оружейном… Я хочу просить о переводе меня в пулеметную команду.

Илья Бунчук является большевиком. Он является членом партии РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) с 1913 г.:

"Если я высказываюсь за поражение, то, следовательно, разделяю, и было бы смешно мне, члену РСДРП, большевику, не разделять точки зрения своей партийной фракции."

"Должна быть рабочая диктатура. Крестьянство пойдет за нами, часть мыслящей интеллигенции тоже, а остальных… а с остальными мы вот что сделаем… — Бунчук быстрым жестом скрутил в тугой жгут какую-то бумагу, бывшую у него в руках, потряс ею, процедил сквозь зубы: — Вот что сделаем!"

В 1914 г. во время Первой мировой войны Илья Бунчук поступает на фронт вольноопределяющимся, то есть идет служить не по обязанности, а по личному желанию. В пулеметной команде Бунчук учится на практике обращаться с пулеметом. Эти навыки он собирается использовать во время революции::

Служа в пулеметной команде, Бунчук настраивает казаков против царской власти и агитирует выступать за большевиков:

"Парень он странный, теперь объяснился, и многое стало ясным, а раньше я не знал, как его расшифровать. Знаешь, ведь он огромным успехом пользуется у казаков, в особенности у пулеметчиков."

В конце концов Евгений Листницкий раскрывает намерения большевика Бунчука. В ту же ночь Бунчук дезертирует из полка:

"Дезертировал… Понимаешь? Игнатьич, начальник пулеметной команды, — ведь он в одной землянке с Бунчуком, — говорит, что он не приходил от нас. Значит, как вышел от нас, так и махнул… Вот оно что."

После этого Бунчук получает поддельные документы и под чужим именем едет на следующее задание партии (судя по всему, он едет в Петроград):

"А через день Бунчук, переодетый и подкрашенный до неузнаваемости, с документами на имя солдата 441-го Оршанского полка Николая Ухватова, получившего чистую отставку по случаю ранения в грудь, вышел из местечка, направляясь на станцию."

"Итак, все же, кто ты? Погон нет, шинель солдатская… — Калмыков, шевеля ноздрями, презрительно и сожалеюще оглядел сутуловатую фигуру Бунчука. — Политический коммивояжер? Угадал?"

Вернувшись из Петрограда на Дон, в 1917 г. Бунчук по заданию партии организовывает пулеметную команду в Ростове:

"Вы сможете в возможно короткий срок организовать нам пулеметную команду из рабочих-красногвардейцев? — спросил Абрамсон."

Работая в пулеметной команде, Бунчук влюбляется в свою ученицу Анну. Между ними начинаются любовные отношения:

"И после этого Бунчук долго ощущал на себе не только ласку любимой, но и ее теплую, налитую вровень с краями материнскую заботливость."

В марте 1918 г. Бунчука назначаются комендантом в Революционный трибунал. Здесь Бунчук занимается казнью контрреволюционеров, то есть людей, не поддерживающих большевиков:

"В эту же ночь Бунчук с командой красногвардейцев в шестнадцать человек расстрелял в полночь за городом, на третьей версте, пятерых, приговоренных к расстрелу. Из них было двое казаков Гниловской станицы, остальные — жители Ростова."

Работа в трибунале морально истощает и опустошает Бунчука. В конце концов он уходит с этого места работы:

"За неделю он высох и почернел, словно землей подернулся. Провалами зияли глаза, нервно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска."

В 1918 г. во время боя возлюбленная Бунчука, Анна Погудко, погибает от ранения. Илья тяжело переживает ее смерть:

"Со дня смерти Анны чувства в нем временно атрофировались: ничего не хотелось, ни о чем не думалось."

После смерти Анны в мае 1918 г. Бунчук поступает в агитационную экспедицию Федора Подтелкова. Эта экпедиция агитирует население за Советскую влать и Красную армию:

". забрали несколько человек казаков-агитаторов, и 1 мая, уже под обстрелом немецких аэропланов, экспедиция тронулась по направлению на Каменскую."

В мае 1918 г. во время восстания казаков экспедиция Подтелкова попадает в плен к казакам-повстанцам. Бунчука и других членов экспедиции расстреливают. Расстрелом экспедиции занимается Митька Коршунов:

"Всех грабителей и обманщиков трудового народа, поименованных в списке ниже, всего в числе 80 человек, подвергнуть смертной казни через расстреляние. "


Это был цитатный образ и характеристика Ильи Бунчука в романе "Тихий Дон": описание внешности и характера в цитатах.


Бунчук (крымскотат. buncuk ) — древко с привязанным хвостом коня либо яка, служившее в XV—XVIII веках знаком власти. В Восточной Европе этот символ власти получил распространение после татаро-монгольского нашествия. [1] [2] [3]

Бунчук — слово турецкого происхождения. Бунчук использовался у османов вместо штандарта.

Содержание

Описание османского бунчука

Туг, или бунчук, — конский хвост, закрепленный на цилиндрическом, полом внутри и поэтому очень лёгком древке из мягкого дерева. На верхнем конце древка чаще всего помещался металлический шар, иногда — полумесяц. Ниже крепился простой или заплетённый в косы конский хвост, который окрашивался в синий, красный и чёрный цвета. На месте крепления хвоста древко обтягивалось тканью из конского и верблюжьего волоса. Волос окрашивался в различные цвета и иногда составлял очень красивый узор, а само древко украшалось восточными орнаментами [4] .

История

Османская империя

Речь Посполитая

Обычай бунчука перешел из Османской империи в Речь Посполитую. В походах поляков против османов и татар, также носили бунчуки — перед польным гетманом с одним хвостом, перед великим коронным гетманом — с двумя хвостами. Ян III Собеский так привык к бунчуку, что, став королём, всегда отправлялся в поход с бунчуком.

Казаки

Обычай ношения бунчука был и у украинских казаков, где их носили перед гетманом и запорожскими атаманами. Гетман имел несколько бунчуков, булаву же использовал только одну. Бунчуки носили перед гетманом в его походах. Также бунчуки выставлялись перед походной палаткой гетмана. [8]

См. также

Примечания

  • Османская империя
  • Речь Посполитая
  • Запорожская Сечь
  • Казачество
  • Государственные символы
  • Флаги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бунчук" в других словарях:

БУНЧУК — (тур.). 1) вызолоченный жезл, бывший знаком гетманского достоинства в Малороссии. 2) в Турции, знак военного достоинства, состоящий из лошадиного хвоста, повешенного на древке, с вызолоченной головкой, в виде луны. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

бунчук — хвост, древко Словарь русских синонимов. бунчук сущ., кол во синонимов: 4 • древко (16) • инструме … Словарь синонимов

БУНЧУК — (тюрк.) 1) длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце; знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15 18 вв2)] Ударный самозвучащий инструмент в… … Большой Энциклопедический словарь

БУНЧУК — БУНЧУК, бунчука, муж. (турец. bonguk, бусы, надеваемые на шею лошади) (ист.). Конский хвост на древке, как знак власти (гетмана, паши); см. булава. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БУНЧУК — БУНЧУК, а, муж. 1. У казачьих атаманов, гетмана: короткое украшенное древко с привязанным конским хвостом, кистями как символ власти. 2. В военных оркестрах: украшенный конскими хвостами ударный музыкальный инструмент в форме лиры. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

БУНЧУК — муж. хвост конский или индийского быка, на украшенном древке, бывший в употреблении в Турции, до введения строевого войска, как знак сана и власти пашей. | Булава, жезл гетманов малороссийских казаков. Бунчужный, относящийся к бунчуку. Бунчуковый … Толковый словарь Даля

БУНЧУК — (тюрк.), 1) знак власти у татаро монгол, а в XV XVIII вв. у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска. Представляет собой древко длиной до 2,5 м, на конце которого шар или остриё с прядями конских волос и … Юридическая энциклопедия

бунчук — а; м. [от тур. bund uk бусы на шее лошади] 1. В военных оркестрах: шумовой музыкальный инструмент в форме лиры, украшенный прядями из конских волос. 2. Древко с шаром или остриём на верхнем конце, с такими же прядями и двумя серебряными кистями… … Энциклопедический словарь

Бунчук — турецкое слово бисер, бусы, раковинки, разноцветные стеклышки, привешиваемые на шею лошади, как украшение и т. п. В указанном значении термин Б. уже упоминается в 1608 г. в росписи захваченного в Москве, по убиении первого самозванца, в которой,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

бунчук — конский хвост, ниспадающий с наконечника, имеющего форму полумесяца; символ высшей власти; гетманский жезл (Гоголь), укр. бунчук, польск. bunczuk, bonczuk турецкое знамя . Заимств. из крым. тат. bunčuk раковины, бусы на шее лошади , тур. bundžuk… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

бунч у к, бунчука, муж. (турец. bonguk, бусы, надеваемые на шею лошади) (ист.). Конский хвост на древке, как знак власти (гетмана, паши); см. булава.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Древко с привязанным конским хвостом, служившее знаком власти казацких атаманов, украинских и польских гетманов, турецких пашей.

* ► Она любила конный строй, И бранный звон литавр, и клики Пред бунчуком и булавой Малороссийского владыки. // Пушкин. Полтава // *

Словарь музыкальных терминов

(тур. boncuk ) — ударный инструмент турецкого происхождения, металлический фигурный ствол с ответвлениями, прикрепленный к древку. К стволу и ответвлениям прикреплены колокольчики и бу­бенчики, звенящие при встряхивании. Применяется в военных оркестрах.

Тюркизмы в русском языке

ж ист. конский хвост на древке как знак власти (гетмана, паши); тур. bonguk бусы, надеваемые на шею лошади (Ушаков, 1, 205). Сл. Акад., 1789 бунчук; Даль, 1, 142; Шанский, 1 Б, 228. "В тур. языке имеем bonchuk. в других та же форма, но с начальным м ср. туркм. монжук бусы, ожерелье, аз. мунчуг бусы, узб. мунчак бусы, ожерелье, новоуйг. мончак (то же), ног. моншак ожерелье, кирг. мончок бусы, тат. муйынча, башк. муйынса ожерелье. Все эти слова происходят от корня бойын (мойын шея). В основе русского заимство-1вания лежит, очевидно, олузская форма с начальным б (т. е. ближайшим образом турецкая)" (Дмитриев, 1958, 22). См. Фасмер, 1, 242; СРНГ бунчук (урал.) употр. в знач. жемчуг (3, 278). Радлов бунчук (крым.) = жош-чык, бунджук раковины, шарики, бусы, надеваемые на шею лошади; бунджук (тур.) = бунчук бусы, раковины (4, 1815); мунчак (узб., крым.) бисер, ожерелье из бус (4, 2190).

Энциклопедический словарь

  1. длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце; знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15-18 вв.
  2. Ударный самозвучащий инструмент в крупных военных оркестрах.

Словарь Ожегова

БУНЧУК, а, м.

1. У казачьих атаманов, гетмана: короткое украшенное древко с привязанным конским хвостом, кистями как символ власти.

2. В военных оркестрах: украшенный конскими хвостами ударный музыкальный инструмент в форме лиры.

| прил. бунчуковый, ая, ое и бунчужный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Древко с шаром или острием на верхнем конце, с конским хвостом и двумя серебряными кистями, служившее в старину знаком власти (казачьего атамана, украинского или польского гетмана, турецкого паши).
    2. Шумовой музыкальный инструмент в крупных военных оркестрах, украшенный конским хвостом.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — турецкое слово — бисер, бусы, раковинки, разноцветные стеклышки, привешиваемые на шею лошади, как украшение и т. п. В указанном значении термин Б. уже упоминается в 1608 г. в росписи захваченного в Москве, по убиении первого самозванца, в которой, между прочей сбруей, показан и Б. У турок Б., как знак власти и сана пашей, был в употреблении до введения строевых войск и обозначался словом туг , или кутас . Он представлял конский или тибетского быка хвост, насаженный на украшенное древко (длиною 3 аршина и более), оканчивавшееся вызолоченной медной или костяной маковицей. По числу навешенных хвостов паши получали названия "двухбунчужный", "трехбунчужный". Бунчуки носились при въезде губернаторов и начальствующих войсками, а перед султаном носили Б. с 7-ю хвостами. Почему русские и поляки турецкое туг переименовали в Б., неизвестно; также неизвестно и то, откуда вообще явилось понятие о Б., как регалии власти. Есть основание предположить, что Б. были известны нам и полякам гораздо ранее знакомства с турками, так как авары, булгары и другие приходившие из Азии народы тоже употребляли конские хвосты, как знамена и символы власти. В последнем значении Б. издавна употреблялись малороссийскими гетманами, в числе своих регалий имевшими Б., пожалованный в 1576 г. польским королем Стефаном Баторием, который, как видно из грамоты: "Бунчук пожаловал гетману: на знак звытяжства его з войском своим над народом Азиатским , от кого Клейнот сей добут працею гетманскою и кровию казацкою". Малороссийские бунчуки красились в красную краску; головка сплеталась из ниспадавших тонких волосяных веревок, белых и черных. Запорожские бунчуки были из белых волос с красными веревками. Гетман, избранный с согласия запорожских и украинских казаков, имел белые, черные и красные бунчуки. Богдан Хмельницкий давал наказным гетманам и малые бунчуки (2 аршина длиною), употреблявшиеся в обыкновенных случаях. Сверх того, при бунчуках подвешивались на серебряных шнурках 2 довольно большие серебряные кисти. Б. существовали и у донских казаков, которым были жалованы русскими государями. В 1706 г. Петр Великий, за верную службу донских казаков, усмиривших в Астрахани восставших стрельцов, даровал их войсковым атаманам и всему Донскому войску "честные и знатные войсковые клейноты", состоявшие из "Б. с яблоком, с доскою и с трубою серебряною, золочеными". В 1776 г. донцы получили от Екатерины II Б., с надписью на доске при нем: "Войска Донского, войсковому атаману Алексею Иловайскому, пожалован в 1776 г. etc.". Изображение Б. внесено (1803) в герб города Черкасска. Б. употреблялись при всех церемониях, радах, выходах к народу гетманов и т. п. На походе предводители всегда осенялись Б., которые при стоянках ставились перед их палатками. Как частный вид Б., следует упомянуть Бобылев хвост — регалия подобная Б., но древко наверху носило вызолоченный шар, на котором прикреплялся парящий орел, а белые волосы (в золотой сетке) свешивались из шара. Этот знак донские казаки применяли наравне с Б.; означал он волю и поныне употребляется казаками в торжественных случаях; его несут всегда впереди. Термин "бобылев" происходит от того, что "бобылем" называют коня чисто белой масти.

    В Петербургском артиллерийском музее можно видеть довольно много разнообразных бунчуков, отбитых от турок в разных сражениях прошлого века.

    Продолжаем серию рассказов про редкие музыкальные инструменты с малоизвестными названиями.

    Что же такое бунчук? Бунчук (ударение на второй слог) - это восточный самозвучащий музыкальный инструмент. Его название произошло от турецкого bun-cuk, что означает бусы, бисер.

    Основа инструмента - трубчатый металлический ствол с фигурными украшениями в виде шаров и полумесяцев, с двусторонними ответвлениями, на которых подвешивалось много маленьких колокольчиков. В современных бунчуках он изготавливается из легкой латуни и никелируется, а концах ответвлений крепятся декоративные конские хвосты. В XV - XVIII в.в. на бунчуках подвешивались либо конские хвосты, либо хвосты длинношерстных яков, нередко окрашенные в яркие цвета. Вся эта сложная и изящная конструкция одевалась на деревянное древко. Древко всегда красиво украшалось резьбой или обтягивалось тканью с причудливыми восточными орнаментами .

    Бунчук - это не только несложный музыкальный инструмент, но, исторически, он использовался еще и как символ власти. Изначально в Османской империи, затем в Восточной Европе.

    В Османской империи - знак власти турецкого паши. Причем, три хвоста на бунчуке обозначали более важного пашу, чем того, перед кем несли "однохвостый" бунчук .

    В Речи Посполитой бунчук несли перед гетманом. И опять количество хвостов было знаком отличия)

    Бунчук носили и на Украине перед гетманом и казачьими атаманами в военных походах.

    Как знак гетманского достоинства Мазепы, бунчук упоминается А.С.Пушкиным в поэме "Полтава":

    " ..И бранный звон литавр, и клики
    Пред бунчуком и булавой
    Малороссийского владыки.."

    До сих пор этот редкий инструмент используется в оркестрах, главным образом, в военных. Звук на бунчуке извлекается простым потряхиванием.

    Читайте также: