Что такое буллинг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Примерно каждый пятый подросток в США и каждый четвертый в России становится жертвой травли и преследований. Столкнувшись с издевательствами, человек подвергается ряду ментальных нарушений: в перспективе это снижает уровень жизни, формирует неустойчивую самооценку и делает личность дисгармоничной. Разбираемся, почему это возникает, кто участвует в травле, к чему приводит и что с этим можно сделать.

Что это такое

Форма агрессивного поведения , когда один человек намеренно неоднократно причиняет психологический или физический вред другому. Буллинг чаще всего встречается среди школьников с 11 до 13 лет. По мере взросления его частота уменьшается. Феномен травли встречается и среди взрослых, например, обидчик может быть начальником, коллегой по работе, романтическим партнером, членом семьи и любым другим человеком.

Травля может происходить где угодно: в школьной среде, за рабочим местом, на детской площадке, по дороге в учебное заведение, в кружках по интересам и спортивных секциях. Кроме того, сейчас набирает обороты кибербуллинг – намеренное преследование в интернете.

Буллинг очень схож с харассментом (приставаниями). Но есть ключевое различие : при буллинге человек становится жертвой только потому, что у обидчика вызывает агрессию, зависть, злобу или ярость то, как он говорит, как одевается, чем интересуется или с кем общается. Харассмент же – это преследования и приставания к человеку по определенному признаку: религиозному, сексуальному, расовому, возрастному или национальному.

Разновидности

Физический буллинг – это намеренное нанесение вреда телу человека или его имуществу: пинки, удары, щипки, плевки, избиения и порча личных вещей.

Кибербуллинг – это когда травля происходит в интернете или сотовой связи: в социальных сетях, по SMS, на форумах и звонками на личный телефон. В основном распространяется ложная, искаженная или недобросовестная информация. Согласно Системе наблюдения за рискованным поведением молодежи , за 2019 год почти 16% старшеклассников поддались актам кибербуллинга.

Почему происходит и кто жертва

Трудно ответить однозначно, почему возникает буллинг. В конечном итоге все сводится к двум факторам: психологии обидчика и среде, в которой происходит травля.

Большинство обидчиков имеют схожие психологические черты:

Этим чертам, как правило, предшествует определенный социально-психологический фон, например, обидчики могут долгое время поддаваться домашнему насилию или однажды пережить психологическую травму. Кроме того, нередко они сами страдают тревожностью, расстройством личности или расстройством поведения, например, вызывающим оппозиционным расстройством .

Ребенок может начать буллить вследствие следующих факторов:

    . Родители ребенка могут не участвовать в его воспитании, следовательно, формирование личностно-моральных ценностей может происходить хаотично
  • Крайне либеральный тип воспитания. Родители не прививают ребенку общие правила поведения, культурные ценности и социальные нормы. Не контролируют их и позволяют делать что-угодно. То есть, ребенок не чувствует никаких ограничений в поведении
  • Строгая физическая дисциплина. В семье, где родители в качестве наказания применяют грубые методы обращения, например, физическую силу, насилие, пристыжение, обзывательства, чаще вырастают дети, которые впоследствии обижают других
  • Конфликтность. Ребенок с малых лет усваивает типы общения между взрослыми и затем сам их перенимает. Так, он может наблюдать, как отец грубо обращается с матерью, или сестра регулярно издевается над младшим братом. Такое обращение встраивается в модели поведения ребенка, отчего в дальнейшем может сам издеваться над другими.

Дети, которые были хулиганами и обидчиками, нередко по мере взросления переносят агрессию как социальный тип взаимодействия во взрослый мир. Так, у некоторых формируется антисоциальное расстройство личности – пренебрежение общественным порядком, отсутствие сочувствия, склонность к антиобщественным поступкам (домашнее насилие, преступления, демонстративное пренебрежение правилами).

По словам Евгении Чмутовой, жертвой буллинга может стать кто-угодно: ребенок, подросток и взрослый. Любой признак может попасться на глаза обидчику и стать причиной буллинга: слишком высокий или низкий социальный статус, предпочтения в одежде, хорошие школьные достижения, новичок в классе, отсутствие друзей, низкий рост, застенчивость и так далее.

Как понять, что ребенка травят

Не всегда можно понять, что ребенок стал жертвой буллинга. Подчас он сам не рассказывает об этом по ряду причин, например, боится, что ситуация только ухудшится, имеет страх признать, что его обижают, или между ним и родителями нет доверия. Признаки, которые помогут родителю понять, что его чадо поддается буллингу:

  • неохотно посещает школу
  • старается быть скрытным и незаметным
  • у него мало или совсем нет друзей
  • не рассказывает о школьной рутине
  • имеет на теле следы физического насилия
  • плохо спит, часто просыпается, жалуется на кошмарные сновидения
  • с виду вялый, апатичный, отсутствующий, не вовлеченный
  • приходит с порванной одеждой, поврежденными личными вещами или совсем без них.

Также важно понять, что ребенок может сам быть обидчиком и травить других детей. Следующие признаки помогут это выяснить:

Что делать

Специалисты в рамках проекта по противодействию буллинга травли.нет разработали инструкции для детей , родителей и учителей , которые направлены на борьбу с травлей. С помощью этих руководств можно остановить преследование ребенка в школе на юридическом и правоохранительном уровне.

В первую очередь следует обратиться к сотрудникам школы (психологу, социальному педагогу или школьному администратору) и сообщить о том, что ребенок подвергается буллингу. Если школа не помогает решить конфликт, следует прибегать к юридическим методам борьбы, а если травля доходит до уровня физического насилия, прекратить водить ребенка в школу и обратиться за помощью в полицию.

Ребенку и взрослому, который пережил или переживает буллинг, требуется психологическая помощь, поскольку последствия не заканчиваются ровно в тот момент, когда прекращается травля, а могут тянуться на протяжении жизни. Наиболее приемлемый вариант – обратиться за помощью к психологу или психиатру для установления актуального психологического состояния и выработки стратегии помощи.

Психотерапия поможет выражать и понимать свои чувства по поводу травли, восстановить самооценку, побороть ощущение изоляции и одиночества, проработать глубинные убеждения и научит следить за эмоциональным состояниям и по необходимости самостоятельно его корректировать. Поскольку травля может вызвать депрессию и тревогу, врач может назначить медикаментозное лечение для восстановления настроения, устранения беспокойства и нарушений сна.

Последствия

Травля и издевательства не остаются без следа. У ребенка, который подвергался буллингу, могут возникнуть физические и психосоциальные проблемы как в детстве, так и уже во взрослой жизни.

К физическим и соматическим последствиям относится риск ожирения, головные боли, нарушение сна, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение, ночное недержание мочи и общее плохое самочувствие. Физические последствия, в свою очередь, могут провоцировать психологические проблемы, например, нарушения сна приводят к проблемам в эмоциональной регуляции, снижению внимания и памяти.

Психологические последствия включают тревогу, депрессию, суицидальные мысли и намерения, подавленность, формирование низкой или нестабильной самооценки. В долгосрочной перспективе у ребенка, который подвергался буллингу, выше вероятность развития алкогольной и наркотической зависимостей. Кроме того, повышается риск того, что уже во взрослом возрасте человек будет сам принимать участие в актах насилия и станет преступником.

Леди в печали

Что такое буллинг?

Буллинг — это агрессивное поведение группы людей по отношению к одному человеку (реже – к небольшой группе людей). Данное явление наиболее распространено в школьных классах. Объясняется это тем, что дети, впервые оказавшись в большом коллективе, только учатся социальному взаимодействию и ещё плохо понимают, какие вещи недопустимы. В результате продолжительной травли как у жертв, так и у агрессоров могут формироваться психологические проблемы и комплексы, преследующие их на протяжении всей взрослой жизни.

Для буллинга характерны следующие особенности:

  1. Неравенство сил. Агрессоры обычно физически сильнее либо чувствуют своё превосходство за счет численности. Также они могут использовать в качестве рычага для давления некоторые другие факторы, такие как наличие компромата или собственное влияние в коллективе.
  2. Повторяемость. Обычно травля – это не единичный случай, а длящийся процесс. Если ребёнок не смог за себя постоять и стал жертвой буллинга, скорее всего, ему предстоит снова столкнуться с нападками.

Обычно травля подразумевает не только физическое воздействие. Это могут быть угрозы, унижения, оскорбления, распространение слухов и сплетен, обман или сокрытие важной информации. К примеру, дети могут сказать доверчивому однокласснику, что на завтра не задали домашнего задания или что урока физкультуры не будет, поэтому спортивную форму можно не брать. Даже если это выглядит как безобидный розыгрыш, подобная ситуация может стать предпосылкой для перехода к более серьезной травле.

Разновидности буллинга

Все виды буллинга можно поделить на две группы:

  1. Прямая травля. Это открытые издевательства над человеком: физическое насилие, оскорбления, причинение различных неудобств (например, когда дети прячут портфель или шапку одноклассника).
  2. Косвенная травля. Это скрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытки опорочить человека и рассорить его с коллективом, сокрытие от жертвы важной информации.

Прямая травля распространена в детской среде. Дети ещё не знают, что жестокость – это плохо, поэтому неприкрытое издевательство над сверстниками кажется им вполне нормальной моделью поведения. Взрослые предпочитают скрывать плохие поступки, поэтому в рабочих коллективах чаще встречается косвенная травля.

По типу отношений между агрессором и жертвой можно выделить три основных вида буллинга:

  1. Вертикальный (сверху вниз). Давление начальника на подчиненного.
  2. Горизонтальный. Травля равнозначного участника коллектива.
  3. Вертикальный снизу вверх. Травля коллективом своего руководителя, учителя или преподавателя.

По типу воздействия можно выделить достаточно много типов буллинга. Психологи предлагают делить их на четыре группы:

  1. Физический буллинг. В эту группу входят все типы непосредственного воздействия за счёт грубой силы. Как правило, физический буллинг встречается только в детских коллективах (чаще всего в 6-8 классе). Дети толкают жертву, бьют, запирают, отнимают вещи, выбрасывают или прячут их.
  2. Вербальный. В эту группу входят угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростков и является основным способом травли в старших классах.
  3. Социально-психологический. О человеке распускают сплетни, высмеивают его, объявляют бойкот, игнорируют, избегают общения, пытаются манипулировать им. Социально-психологический буллинг наиболее распространен у взрослых, но встречается во всех возрастных группах. Он наименее заметен, при этом способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы.
  4. Виртуальный (кибербуллинг). Данная форма травли стала актуальной с развитием телекоммуникационных технологий. В эту группу входят все возможные виды давления: анонимные оскорбления и угрозы, распространение сплетен, взлом учетных записей, кража личной информации и последующий шантаж.

Причины буллинга

Прежде всего, буллинг – это попытка самоутверждения. Пытаясь лучше, понять, что такое буллинг и почему он возникает, психологи выделили несколько причин, заставляющих людей находить жертву для травли и травить её. Чаще всего агрессор, сознательно или бессознательно, преследует одну из следующих целей:

  • демонстрация собственного превосходства, силы и влиятельности;
  • стремление привлечь внимание к своей персоне;
  • попытка скрыть собственные комплексы и неуверенность в себе;
  • удовлетворение потребности в доминировании.

Беспричинная агрессия чаще всего является следствием неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением человек пытается захватить инициативу, чтобы самому не стать жертвой более инициативного агрессора.

Российский психолог А. Реан выделяет следующие причины буллинга:

  1. Стремление к власти. Некоторым людям необходимо ощущение собственной власти над другими. И причинение неудобств другому человеку позволяет им насладиться собственным доминированием.
  2. Внутренняя агрессия. У некоторых людей, как правило, обладающих властью и статусом, присутствует внутренняя агрессивность, которая проявляется через буллинг.
  3. Превентивная самооборона. Если агрессор сам боится стать жертвой буллинга, он может начать травить другого человека, чтобы перехватить инициативу. По этой причине агрессором может стать тот, кто в прошлом сам подвергался травле и не желает повторения данного опыта.
  4. Попытки заслужить авторитет. Буллинг часто является попыткой продемонстрировать собственную силу и решительность, чтобы заслужить авторитет и признание в коллективе.

Стороны буллинга

Буллинг – это социальный процесс, в котором задействовано три стороны: жертва, агрессор (агрессоры) и наблюдатели. Рассмотрим каждую сторону подробнее.

Жертва буллинга

Жертвой называется тот, кто подвергся буллингу. Обычно жертвами становятся те, кто не может постоять за себя и при этом имеет определенные предпосылки, такие как:

  • наивность, замкнутость, скромность, неуверенность в себе;
  • особенности развития, наличие физических дефектов;
  • физическая слабость, низкий рост, лишний вес;
  • нестандартные особенности внешности;
  • высокие оценки (или, наоборот, низкие);
  • покровительство со стороны учителей (или начальства);
  • бедность семьи и дешёвые вещи.

Большинство перечисленных особенностей обычно становятся предпосылками для буллинга в детской среде. У взрослых причинами для травли чаще становится личная неприязнь, возникающая по разным причинам.

Агрессор

Агрессорам свойственны такие черты как:

  • тревожность, низкая самооценка;
  • нарциссизм, эгоизм;
  • бесчувственность, неумение сопереживать;
  • стремление быть в центре внимания;
  • жестокость или желание сорвать злость.

Довольно часто агрессорами становятся социопаты, поскольку они не способны сопереживать. Также буллинг – это распространенное поведение среди тех, кто в прошлом был жертвой домашнего насилия или наблюдал его в своей семье.

Наблюдатели

В буллинге практически всегда присутствует и третья сторона – наблюдатели. Очень часто только ради них всё и затевается. К примеру, задира может спокойно общаться со своей жертвой наедине, но как только появляются свидетели, он становится более агрессивным и жестоким.

Наблюдатели делятся на 3 группы:

  • активные соучастники (поддерживают и поощряют агрессора);
  • молчаливые соучастники (изображают нейтральность, но с интересом наблюдают);
  • защитники (поддерживают жертву, предпринимают попытки защитить её).

Как правило, наблюдатели стремятся занять позицию соучастника, поскольку боятся, что любая солидаризация с жертвой может навлечь беду и на них.

Как бороться с буллингом?

Как было отмечено выше, травля – одна из главных проблем современной психологии и социологии. Несмотря на то, что психологи достаточно хорошо понимают, что такое буллинг и какова его природа, эффективного способа избежать травли в коллективе пока не существует. С этим постоянно сталкиваются не только школы, но и вузы и даже крупные компании, у которых буллинг в коллективе приводит к резкому снижению продуктивности.

Ситуация усугубляется тем, что случайные свидетели буллинга, как правило, не знают, как себя вести, поэтому предпочитают молчать. В частности, школьные учителя часто безучастно наблюдают за травлей в классе, считая, что это не их забота. Молчат обычно и жертвы. Поэтому агрессоры в большинстве случаев воспринимают травлю как норму и не видят причин себя ограничивать.

К счастью, существуют способы достаточно эффективно противостоять буллингу. Если травля направлена на вас или на вашего близкого, следует выполнить несколько шагов:

Профилактика буллинга

Чаще всего буллинг – это самоутверждение через физическое или психологическое (эмоциональное) насилие. Основной причиной подобного поведения обычно является социальное неравенство и отсутствие других способов для самоутверждения. Соответственно, чем более благополучным является общество, чем больше у человека возможностей для самореализации и тем меньше предпосылок для травли.

В большинстве случаев агрессоры являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Обычно у них имеется глубокая психотравма, делающая их тревожными, импульсивными и агрессивными. Чтобы сохранять уверенность в себе, им необходимо чувствовать собственное превосходство над кем-то, кого они выбирают в качестве жертвы.

Жертвами буллинга обычно становятся люди с виктимной моделью поведения. Для них характерны такие особенности как:

  • комплекс неполноценности;
  • заниженная самооценка;
  • недостаток уверенности в себе;
  • скромность, застенчивость, замкнутость;
  • тревожность, подавленность;
  • чрезмерная осторожность, склонность к сомнениям.

Практическая часть

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Заключение

Буллинг представляет собой серьезную проблему, против которой не существует достаточно эффективного средства. Агрессивное поведение по отношению к слабым и уязвимым заложено в человеческой природе. Об этом свидетельствует тот факт, что буллинг практически неизбежно возникает в любом детском коллективе, хотя детей этому никто не учил.

Лучший способ противостоять данному явлению – повышать осведомленность людей о проблеме, объяснять, почему она возникает и как с ней бороться. И конечно же, очень важно создавать благополучную среду, в котором людям просто не потребуется самоутверждаться за чужой счёт.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Изображение на обложке: Marina Rodukova / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться

Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.

Что такое буллинг — определение

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

Как отличить насмешки от издевательств

Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:

  • насмешка — обидная шутка, издевка;
  • издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.

Составляющие компоненты: как проявляется травля

  • обидчик и обиженный состоят в каких-либо отношениях;
  • в этих отношениях присутствует дисбаланс власти и / или силы (моральной, физической) либо пострадавший считает, что этот дисбаланс есть;
  • агрессор (по-другому называется буллером, буллем) целенаправленно вредит;
  • акты агрессии повторяются систематически на протяжении длительного времени.

Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.

Поговорим о видах буллинга, узнаем, что это такое.

Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического

 буллинг — это физическое и психологическое насилие

Буллинг бывает физическим и психологический.

Первое — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.

Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.

Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:

Вид Как проявляется
По содержанию Вербальный (словесный) Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства
Невербальный Избиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот
По характеру Прямой Предыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию
Косвенный Угрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других
По условиям В интернете (кибербуллинг) Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации
В быту Все примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии

Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.

Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.

Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе

буллинг на работе называется моббинг

Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.

Буллинг на работе

Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.

Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:

На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.

Буллинг в реальной жизни

Примеры буллинга в быту:

  • один сосед распускает сплетни о другом;
  • при встрече один знакомый постоянно оскорбляет другого и мучает его звонками по телефону или в дверь;
  • один родственник запугивает другого, оскорбляет его.

Буллинг в школе

Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе. Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание.

Примеры издевательств в школе:

  • класс объявил бойкот одному из школьников;
  • группа старшеклассников систематически отнимает карманные деньги у младших школьников;
  • один ученик ставит подножки другому, задирает его, бьет, оскорбляет;
  • класс систематически физически и вербально нападает на одного из школьников;
  • один или несколько учителей занижают оценки ученику, высмеивают его, оскорбляют и распускают о нем слухи.

Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.

Причины травли

буллинг — это самоутверждение за чужой счет

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Последствия травли

Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Последствия для здоровья

По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:

  • зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • проблемы в сексуальной сфере;
  • психические расстройства;
  • трудности с поиском и сохранением работы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • агрессия и аутоагрессия (нанесение самоповреждений, негативное и грубое отношение к себе).

Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.

Социальные последствия

Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.

Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.

Как бороться с буллингом — советы психолога

буллинг — это проблема, которую нужно решать сообща

Разберем отдельно советы из психологии о том, как бороться с каждым из типов буллинга: в школе, на работе, в быту.

В школе

Рекомендации для родителей жертв буллинга:

  1. Объясните ребенку, что насилие неприемлемо ни в каких проявлениях (ни по отношению к нему, ни от него). Скажите, что проблемы нужно решать другим способом, что он может обо всем поговорить с вами, и вместе вы непременно найдете решение.
  2. Не замалчивайте проблему и стимулируйте сына / дочь к общению с вами. Расскажите о том, что все решаемо, что можно подключить помощь на нескольких уровнях (родительский комитет, школа).
  3. Объясните пострадавшему, что проблема не в нем. Скажите, что вы любите его несмотря ни на что.

Фразы, которыми можно поддержать сына / дочь:

Не ругайте сына / дочь и не обвиняйте в слабохарактерности.

Что делать дальше:

  1. Научите школьника отражать нападения, защищать себя и отстаивать личные границы. Разберите вместе с ним ситуацию и продумайте стратегию, ответы обидчику.
  2. Скажите, что издевательства нельзя терпеть — нужно всегда обращаться за помощью ко взрослым.
  3. Поговорите с преподавателями, директором и матерью / отцом буллера, подключите школьного психолога или эксперта со стороны.
  4. Если педагоги не пытаются решить проблему и поощряют распространение травли, то стоит задуматься о смене школы.

Не все мальчики и девочки могут открыто рассказать об издевательствах. Взрослые должны быть внимательными и реагировать на признаки нападений: замкнутость, рваная или испачканная одежда, частые потери вещей, нежелание идти в школу, снижение аппетита, проблемы со сном, апатия.

Рекомендации для матери / отца/ родственников буллера:

Рекомендации для педагогов:

  1. Всегда вмешивайтесь, если видите, что в классе кого-то обижают.
  2. Поговорите с буллями и расскажите им о последствиях травли, предупредите о возможном наказании.
  3. Поговорите с родственниками буллера и пострадавшего.
  4. Фиксируйте и сохраняйте все, что можно использовать как доказательство случившегося.
  5. Поговорите о случившемся с директором, школьным психологом, если он есть. Если он не реагирует, идите дальше. Если этого требует ситуация, то дойдите до Министерства образования.

Согласно данным АПА, не стоит проводить совместную беседу с буллером и тем, кого обидели. Это смущает и пугает последнего.

Рекомендации для школьников, подвергшихся травле:

Рекомендации для свидетелей травли:

  1. Расскажите о случившемся хоть кому-нибудь.
  2. Не поддерживайте буллера, даже если боитесь, что он переключится на вас.
  3. Проявите сочувствие к тому, над кем издеваются, и предложите свою поддержку. Например, если его мама и папа не хотят помогать, то вы можете обратиться к своим родственникам или учителям.

Рекомендации для буллеров:

С целью профилактики буллинга нужно создавать благоприятный климат дома и в школе:

  • интересоваться дочерями и сыновьями, участвовать в их жизни;
  • строго разграничивать приемлемое и неприемлемое поведение;
  • подавать личный позитивный пример — не прибегать к физической и словесной агрессии, слушать и уважать других, открыто говорить о своих потребностях и чувствах, спокойно обсуждать разногласия;
  • пропагандировать уважительное отношение к любым внешним и внутренним особенностям, толерантное отношение.

На работе

буллинг на работе можно победить через сплочение коллектива

Рекомендации для пострадавших от моббинга:

  1. Прямо скажите обидчику о том, что вы не потерпите такого обращения. Сообщите, что именно вас не устраивает.
  2. Документируйте то, что считаете нападением, сохраняйте другие подтверждения случившегося.
  3. Старайтесь контактировать с обидчиком в присутствии коллег, чтобы они могли подтвердить ваши слова.
  4. Сообщите о моббинге начальнику или в HR-отдел.
  5. Найдите поддержку на работе, среди родственников, знакомых или посетите консультацию специалиста.

Исследователи отмечают, что избегание или игнорирование — неэффективная стратегия борьбы с моббингом. Нужно активно противостоять нападающему и просить о помощи других людей (многие из них не понимают, что жертва нуждается в поддержке).

Рекомендации для руководителей:

  1. Стимулируйте общение членов команды, организуйте групповые обсуждения, на которых они могут вместе решать проблемы и устранять разногласия.
  2. Учите сотрудников понимать друг друга. Организуйте тренинги на сплочение и для того, чтобы работники могли взглянуть на мир глазами друг друга, понять, что приемлемо и неприемлемо для каждого из них.
  3. Проводите презентации по теме моббинга, рассказывайте о его опасностях.
  4. Не провоцируйте и не поддерживайте своим поведением конфликты между сотрудниками.
  5. Ищите первопричину конфликтов и тут же пресекайте травлю.

В реальной жизни

Как победить травлю в быту:

  1. Не молчите и не игнорируйте действия обидчика. Не позволяйте ему почувствовать вседозволенность. Прямо скажите о том, что вы не приемлете такого обращения.
  2. Если обидчика можно привлечь к ответу по закону, то сделайте это. Например, запишите телефонный разговор, в котором на вас сыпятся угрозы, и используйте это как доказательство.
  3. Найдите поддержку. Родственники, друзья, форумы и группы поддержки в интернете — кто угодно, кто будет на вашей стороне.

Буллинг оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, самовосприятие и построение отношений в будущем. Однако, как отмечают исследователи АПА, не каждый из переживших травлю в школе вырастает в неприспособленного взрослого. С буллингом, моббингом и их последствиями можно и нужно бороться.


Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Главные компоненты буллинга:

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.

Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть:

Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
  • особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

  • притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
  • боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
  • меняется поведение и характер ребенка;
  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
  • частые просьбы дать денег, воровство;
  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
  • молчаливость, нежелание идти на разговор;
  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

  • кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
  • школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
  • школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
  • на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
  • один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
  • младшие школьники боятся зайти в туалет;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
  • Оказать поддержку потерпевшему.
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:

Читайте также: