Что такое блочная мозаика кратко

Обновлено: 06.07.2024

Как Вы это делаете?
Один, из традиционно задаваемых вопросов. Нет, блочная мозаика не набирается из маленьких кусочков дерева, почему то еще многие думают что при этом непременно используется лупа и пинцет (кстати, от пинцета чуть отстает версия про некий специальный принтер, которым это все пропечатывается).

Итак, поговорим о блочной мозаике.

Блочная мозаика, о которой я хочу рассказать, нашла наиболее широкое применение в оформлении музыкальных инструментов, а именно акустическая гитара, народные струнные инструменты (балалайка, лютня) и т.д.

Этот вид мозаики, набирается из деревянного шпона, различных пород дерева, и собирается блоками, по определенной технологии.
В дальнейшем я попытаюсь в общем описать принципы и последовательность сборки наиболее универсальных мозаичных блоков. Последовательность обработки материала и работу с основными заготовками я буду проводить на примере сборки так называемой розетки. В данном случае слово "розетка" является специфическим и обозначает
вполне определенное изделие которое в процессе изготовления музыкального инструмента устанавливается (врезается) в деку муз. инструмента, и является традиционным и необходимым украшением (оформлением ) вокруг резонаторного отверстия.
Далее я представляю перечень вопросов, которые постараюсь осветить в ходе дальнейшего разговора:
1 --- краткий обзор основных материалов;
2 --- набросок узора и рабочая сетка;
3 --- набираем и клеем основные заготовки;
4 --- пилим, режем, равняем ;
5 --- собираем основной блок -так называемый "карандаш" ;

Итак, вопрос номер 1(РАЗ) КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
На следующем фото показан основной материал который используется для изготовления мозаики, а именно - шпон* (клен - белый, дуб- светло-коричневый, красное дерево разных сортов -темно и красно-коричневый). Этот шпон уже подготовлен в работу, то есть : порезан на по определенному размеру, с левой стороны фото, окрашенный синтетическим красителем* клен, в центре фото - естественные цвета шпона, и, наконец все оттенки черного (от светло-серого до черного с синеватым отливом я получаю путем травления*, т.е. обработки шпона определенной породы дерева, химическими веществами *)

Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов., фото № 1

Переходим ко второму вопросу, итак, вопрос № 2 (ДВА) НАБРОСОК УЗОРА И РАБОЧАЯ СЕТКА
Вот сразу Вам фотография. Слева на фото зарисовка того, что захотелось набрать, правее- изображение этой же зарисовки, но уже на рабочей сетке:

Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов., фото № 2

Отмечу, что при переносе изображения, я не стараюсь скопировать набросок, а пытаюсь сохранить суть задуманного, в данном случае это некая прямоугольная форма, в которую по диагонали вписана элипсообразная форма с морозно-рваными краями (ну если это вообще поддается описанию )
И вот эта же задумка, но уже в дереве, и в изделии(акустическая гитара).

Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов., фото № 3


В этом же вопросе мне бы хотелось разобрать структуру розетки. Итак, наша розетка состоит из 3-х основных элементов которые набираются отдельно друг от друга и соединяются уже в момент склейки так называемой "трубы" :
--- центральный узор (самый широкий), в данном примере его размер 21квадрат по высоте и 25кв в длину (расстояние от/до центров симметрии);
--- окантовка (внешняя и внутренняя), размер окантовочного узора: 3 кв высота и 42 кв длина, кстати, как правило окантовку используют для оформления не только розетки но и контура муз. инструмента(дека,гриф);
--- разделительные, декоративные кольца.
Хочу отметить, что размеры перечисленных элементов выбираются мастером, и тщательно прорабатываются, еще и потому, что, розетка как изделие имеет ограничение по ширине. Так, максимальная ширина не должна превышать 25мм-27мм. В приведенном примере ширина розетки 22мм, что является средним и наиболее традиционным размером.
Переходим к третьему вопросу (ТРИ) НАБИРАЕМ И КЛЕЕМ ОСНОВНЫЕ ЗАГОТОВКИ
Основная склеиваемая заготовка является многослойной, муз. мастера называют ее "вафля". Не отходя далеко от нашего примера считаем сколько многослоек нужно склеить. Итак 25 штук для центрального узора, и 6 штук для окантовки, т.е всего 31 заготовка. Каждая заготовка состоит из 21 слоя шпона соответствующего цвета, слои набираются непосредственно по рабочей сетке.
В качестве клея на данном этапе работы я использую эпоксидную смолу*. На следующей фото показаны уже проклееные и просохшие заготовки, подготовленные к дальнейшей обработке.

Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов., фото № 4


Вопрос № 4 (ЧЕТЫРЕ) ПИЛИМ, РЕЖЕМ.
Это пожалуй самый трудоемкий блок работы. Каждая из 31(например ) заготовок распиливается по длине на специальном станке*, выравнивается по толщине*, точнее, толщина полученных распиленных пластинок должна соответствовать исходному материалу (если толщина шпона 0,5мм, то выводим* толщину пластин в 0,5мм, и соответственно если шпон 0,6мм или 0,65 выводим 0,6мм и т.д.) Это необходимо, для того чтобы в сечении получился квадрат. Мои заготовки имеют длину 20 см и ширину около 4см, и в результате с каждой заготовки я получаю по 25 одинаковых пластинок. На следующей фото показано, что из себя представляют полученные пластинки.

Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов., фото № 5


Вопрос № 5 (ПЯТЬ) СОБИРАЕМ ОСНОВНОЙ БЛОК.
Теперь наша задача, собрать из полученных пластинок "карандаш" (как выяснилось , заготовка карандашом называется потому, что у настоящего карандаша по всей длине проходит грифель(?), а в нашем карандаше по всей длине проходит заданный узор ). Используя рабочую сетку и соблюдая порядок набора, собираем вот такие карандаши:

Блочная мозаика. Оформление муз. инструментов., фото № 6


Обращаю Ваше внимание на то, что на фото, в сечении нашего блока, уже не прямоугольник, а трапеция* именно такая форма карандаша, позволяет уложить все подготовленные блоки в нужную нам, круглую форму*

На следующем фото уже готовая труба правда, представленная на най розетка, я имею ввиду узор,не из нашего примера, но по форме они (трубы) все одинаковые, отличаются только содержанием
Хочу отметить что на фото, одна из моих розеток, которую я набирала используя уже готовый (и такое бывает) понравившийся центральный узор :

Блочная мозаика из дерева — один из самых доступных и простых способов украсить предмет из дерева. Данная техника сейчас очень популярна при украшении деревянных столешниц, разделочных досок и прочей утвари и предметов интерьера.

Техника блочной мозаики

Рисунок разделочной доски

Техника блочной мозаики состоит в склейке брусочков/пластинок древесины разного сечения в блоки и распил их на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Можно, как составлять изделие целиком из напиленных дощечек/брусков, так и вставлять их в углубления и конечно же наклеивать на другие деревянные поверхности. Вот и у нас на курсах делают разделочные торцевые доски схожим образом!

История блочной мозаики

Чертозианская мозаика на шкатулке

Чертозианская мозаика на шкатулке

Но и восточные мастера не сидели без дела и развивали данное направление, которое до наших дней дошло не только в первозданном виде. Например из переклеенных блоков создаются большие панно, с которых слоями, рубанком снимают тонкий шпон. Этим шпоном потом фанеруются шкатулки и другие предметы, что дает такой же эффект при меньшем расходе драгоценных материалов.

Так же сейчас очень популярны объемные работы в технике блочной мозаики, хотя скорее всего большинство и не знает, что они работают в данной технике.

Чем примечательная блочная мозаика

Изготовление мозаичного украшения из блока, менее трудоемко, чем другие способы получения мозаичных узоров. В нынешнее времена технологического прогресса, любой желающий сможет изготовить что-то подобное быстро и без хлопот на распиловочном циркулярном станке или при помощи ленточного станка.

Вот и в нашей мастерской ребята и девчата без проблем изготавливают торцевые разделочные доски с блочной мозаикой на свой вкус из различных пород древесины.

Приходите попробовать и вы, в нашу столярную школу или столярный коворкинг в городе Москва.

i

Мозаика не так проста и однообразна, как кажется. Это огромный пласт знаний и умений, которое накопило человечество. Есть много разновидностей этого искусства, которые можно познавать вечно.

Принцип блочной мозаики

История появления

Многие из нас встречали такую технику. Деревянные шкатулки с геометрическим рисунком были изготовлены в блочной технике. Вообще эти приемы украшения деревянных изделий пришли с Востока. В Европе впервые появился интерес к этой технике в Италии. Здесь мастера придали этому делу ремеслу свой оттенок. Наряду с деревянными пластинами они применяли для склеивания в блоки совершенно разные материалы как кость или рог. Мозаика подобного исполнения получила название чертозианской по именованию монастыря, где и освоили эту технику. Испания также обратила внимание на подобную отделку. Кресла, стулья, деревянные бордюры панно обрамлял мелкий геометрический рисунок в блочном стиле. Мозаика из блоков технологически намного проще маркетри. Имея под рукой хорошие механизмы, небольшие станки по дереву, можно быстро сформировать исходный блок. Затем его умело вставлять в основной фон. В основном, применяются в таком способе отделки геометрические орнаменты. Это могут быть полосы, звезды, квадраты и т. д. Все вроде бы просто, но очень оригинально и, главное, из подручных материалов.

Сквозное окрашивание древесины

Еще хороший способ отделки деревянных изделий — с помощью сквозного (глубокого) крашения. Такой способ применяют для имитации дорогого сорта древесины, придания дереву глубокого цвета, ликвидации дефектов и ненужных пятен. Современный способ обработки – прогрев дерева до 100 градусов Цельсия. Далее, погружение в ванну с красителем. Краска заходит в поры древесины, окрашивая толщину бруса. Окрашенная таким способом древесина далее идет на изготовление лущеного шпона и изделий из него. Мебель не нужно отделывать шпоном из дорогих пород дерева. Есть экономия и мебель хорошего внешнего вида.


Цифровая полимерная мозаика
Полимерная мозаика для мебели, кухонных фартуков. Стендовые образцы.
Полимерная мозаика применяется для отделки кухонной мебели и межкомнатных дверей.

  • Древняя мозаика маркетри
    Современные технологии развиваются очень стремительно, создаются новые отделочные материалы, но дерево по-прежнему остается очень популярным материалом для отделки жилых .
  • Панно из дерева на стену
    Еще с глубокой древности дерево представляло для человека большую важность. Древесина являлась материалом, который широко использовался при изготовлении многочисленных предметов .
  • Мозаика в вашем доме
    Как бы удивительно это ни звучало, но каждый, кто хочет украсить свой дом, может самостоятельно создать мозаику. Этот материал обойдется гораздо дешевле, а выглядеть будет не .
  • Римская мозаика
    Римская мозаика уже одним своим названием говорит о происхождении. Культура и искусство древней империи Рима переплетаются в сюжетных образах мозаики, а также в самом способе её .
  • Керамическая мозаика: виды и использование
    Сейчас уже невозможно определить, где именно берет свое начало использование в отделке помещений керамической мозаики. Однако точно известно об ее использовании в Древней Греции, .

Преимущества керамической плитки-мозаики

Как выбрать клей для мозаики

Почему керамическая плитка безальтернативный вариант для отделки ванной

Мозаикой называют орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Русский орнамент часто состоит из стеблей вьющихся растений, заключающих в своей середине нечто вроде грозди или шишки хвойного дерева (рис. 42, а). В орнаменте постоянно встречаются фигурки птиц — символы тепла и богатого урожая (рис. 42, б).


Рис. 42. Орнаментные изображения: а — листья; б — птица с плодами

При художественной обработке древесины применяют различные виды мозаики: инкрустацию, интарсию, маркетри и блочную мозаику.

Инкрустация — украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов (рис. 43).


Рис. 43. Инкрустированная деревянная поверхность

Инкрустация широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (Черным деревом называли темного цвета древесину некоторых тропических пород деревьев.)

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов, т. е. выполняется заподлицо.

Одной из разновидностей инкрустации является контурный орнамент из металлической полоски (жилки), вбитой заподлицо в древесину. Полоски толщиной около 2 мм и шириной до 7 мм отрезают от металлического листа или получают расклепыванием (прокаткой) проволоки из латуни, бронзы золотистого цвета, меди, придавая им клинообразное сечение. Такие жилки изгибают на шаблонах и забивают в поверхность древесины.


Рис. 44. Узорчатый рисунок из металлических жилок

Интарсия — вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цвета. Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. На украшаемой поверхности древесины делают углубления определенных контуров, в которые вклеивают деревянные пластинки — вставки различных цветов и текстур (рис. 43, 49).

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, полируют, иногда лакируют.

Маркетри — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород и текстуры. В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы — гнезда (вырезки) в фоновом шпоне. Облицовывание — украшение поверхности листами шпона, бумаги, пластика и т. д.

Составленный набор с лицевой стороны склеивают клейкой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия (рис. 49).

С изобретением лобзика в XVI в. маркетри стали выполнять со сложноконтурным набором. При этом гнезда и вставки выпиливают одновременно в различных наложенных друг на друга листах шпона. Чередующиеся по цвету и породе листы шпона набирают в пачку и скрепляют. На верхний лист шпона наклеивают или наносят рисунок набора. По рисунку лобзиком выпиливают сложный контур мозаичного элемента. Выпиленные вставки из одного листа шпона вставляют в гнезда других листов. Получается многовариантность сочетаний фонов, текстур и цветов мозаики.

Блочная мозаика пришла с Древнего Востока. Основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок древесины (рис. 45, а, б, в), а затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором (рис. 45, г).


Рис. 45. Блочная мозаика: а, б — блоки, склеенные из разноцветных пластинок; в — блок, склеенный из пластин и брусков; г — мозаичная пластинка, вырезанная из блока

Такие узоры наклеивают на украшаемые поверхности или вставляют (вклеивают) в углубления на поверхности. Особенно удобно выполнять блочной мозаикой узоры звезд, розеток, лент.

Новые слова и понятия

Мозаика, орнамент, инкрустация, контурный орнамент, филигрань, интарсия, маркетри, облицовывание, гнездо, блочная мозаика.

Читайте также: