Что такое автоматическая система пожаротушения в школе

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема доклада:

Современные средства обеспечения пожарной безопасности

Современная система охранно-пожарной сигнализации в образовательном учреждении – представляет совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения, включение исполнительных установок систем против дымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Объект исследования в данной статье является государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 691 Невского района Санкт-Петербурга Невского района (далее – школа).

Предмет исследования: система охранно-пожарной сигнализации в данном учреждение.

Общая площадь здания – 17063,0 м 2 . Школа условно разделена секционно на 3 части так показано на рисунки. Секции отделяются от друг друга огнеупорными стенами и

дверьми 1 типа огнестойности.

С фасада здания, место нахождения возведенных стен можно рассмотреть на данном слайде. При возникновение сильного пожара в одной из секций, огонь не будет распространятся в другие секции здания, если пожар все таки случится.

Что позволит вовремя эвакуировать сотрудников и обучающихся школы до прибытия пожарно-спасательных отрядов. С целью привития навыков в школе ежеквартально с привлечением пожарно-спасательных отрядов проводятся тренировки по различным видам эвакуации (в том числе и пожарной эвакуации).

Для более слаженной эвакуации все эвакуационные выходы снабжены бесключевыми устройствами открывания дверей, что позволяет наиболее быстро покинуть здание.

Слаботочные системы обеспечивают надежную современную систему комплексной защиты здания, не только от пожара, но и от несанкционированного проникновения в здание, а также обеспечение оповещения сотрудников образовательной организации в случае чрезвычайной ситуации.

Комплексную систему защиты здания образуют:

ОПС – охранно-пожарная сигнализация

СОУЭ – система оповещения управления эвакуацией

СКУД- система контроля и управления доступом

СВН – система видеонаблюдения

СКПТ – система контроля приема телевидения

СВД – система вентиляции и дымоудаления

СПР – система проводной радиофикации

КТС – кнопка тревожной сигнализации

При срабатывание одной из систем, сигнал помимо помещения охраны дублируется в:

ЦАСПИ - централизованная автоматизированная система передачи извещений

ГМЦ – главный мониторинговый центр

РО (РГ) – Росохрана (Росгвардия)

Система ОПС в школе интегрирована на базе Компьютера с программным обеспечением "Орион".

Технические средства (ТС) ОПС в смонтированы в аппаратном шкафу МЕТА 49011 и выведены на пульты контроля и управления С2000М.

Устройства контроля размещены по всей территории школы (за исключением бассейна, душевых и санузлов) что позволяет своевременно обнаружить источник пожара.

К устройстам контроля в школе относятся:

- извещатель пожарный дымовой оптико-электронный ДИП-34А-01-02;

Это устройство относится к пожарной части ОПС и реагирует на появление дыма в контролируемом помещении. Дым поднимается к потолку и растекается по его поверхности, именно туда и устанавливают датчик задымления. Очевидно, что он не может применяться, например в классе кулинарии школы или школьной столовой, где образование дыма - вполне нормальное явление, иначе при готовке возможны ложные срабатывания пожарной сигнализации.

- извещатель пожарный тепловой С2000-ПИ-02-0;

Также относясь к пожарной части ОПС, это устройство срабатывает при значительном повышении температуры в помещении, причём при условии, что она нарастает не менее 10-30 сек.

- извещатель пожарный ручной ИПР513-ЗАМ;

Предназначен для оповещения охраны, при обнаружение пожара (взлома) сотрудником школы. Извещатель находится на установленной ГОСТом высоте, что дает возможность произвести оповещение как сотрудником школы, так и учеником.

- извещатель охранный магнитоконтактный С2000-СМК и извещатель охранный магнитоконтактный С2000-СМК Эстет;

Устанавливаемый на дверях и окнах, он реагирует на их открывание.

- извещатель охранный поверхностный С2000-СТ и извещатель охранный объемный инфракрасный С2000-ИК

Данные извещатели являются первичными техническими средствами для обнаружения изменения среды (проникновения, пожара).

В школе, как уже говорилось, технические средства смонтированы в аппаратном шкафу МЕТА 49011 и выведены на пульты контроля и управления С2000М предназначенные для приёма сигнала от извещателей, обработки его и передачи в удобном виде на АРМ, размещенное на диспетчерском пункте охраны.

Также, при приеме сигнала с двух или более пожарных извещателей, пульт контроля автоматически открывает системы управления доступом и опускает правый лифт на первый этаж (левый лифт, класса А, предназначенный для эвакуации детей с ограниченными возможностями и подъема прибывших пожарно-спасательных отрядов остается в работоспособном состоянии)

В секции где произошло задымление автоматически срабатывает система дымоудаления, система обменной вентиляции и кондиционирования воздуха выключается, что не позволяет распространится огню на другие этажи. Вентиляторы расположенные на крыше здания выбрасывают дым минимум на 4 метра от школы.

С целью обнаружения объекта возгорания охрана также использует систему видеонаблюдения (в школе установлены видеокамеры в количестве 64 штук).

Параллельно с действиями охранника срабатывает система оповещения учеников и сотрудником школы о возможном возгорание и начале эвакуации. Охранник (или зам директора) имеют возможность самостоятельно оповестить учащихся о ЧС через переговорные устройства, динамики расположены во всех коридорах и классах школы.

Также, учреждение на 100 % обеспечено и традиционными первичными средствами пожаротушения. Всего в школе имеется 34 шт. углекислотных (ОУ-3) и Огнетушители порошковые в количестве 34 шт. (ОП-4). Все огнетушители в исправном состоянии, промаркированы и над каждым вывешена инструкция по эксплуатации. Пожарные гидранты расположены вблизи школы на улице, что позволяет при необходимости до заправлять пожарные машины, на месте.

В щитах электрических используется условно новое устройство пожаротушения, пластина, автоматическая установка пожаротушения ФОГ-30, ФОГ-50 (в зависимость от объема щитовой), которая выделяет при ее нагреве более 120 градусов по Цельсию, особый газ, не позволяющей огню распространится далее.

В школе, в соответствии с Федеральным законом запрещено курить, о чем свидетельствуют таблички, с учениками проводится регулярная работа о вреде курения.

В соответствии с противопожарными требованиями, для более слаженной эвакуации при пожаре, школа полностью оборудована наглядными и световыми указателями (в том числе и для слабовидящих).

Подводя итоги можно прийти к выводу – что современные средства обеспечения пожарной безопасности , позволяют минимизировать риски возникновения пожара в учебном учреждение.

Пожарная безопасность в школе строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

Безопасность учебных заведений — одно из приоритетных направлений для компании БОНТЕЛ. Мы проектируем противопожарные системы в школах по собственным стандартам безопасности, которые полностью соответствуют требованиям надзорных органов. Оборудование BONTEL проверяют в независимых лабораториях, где тестируют инерционность, чувствительность датчиков, скорость выброса тушащего средства.

Размещаем в классах и коридорах средства пожаротушения, которые могут использовать учителя и ученики. Например, компактный спрей настолько прост в применении, что с ним справится даже первоклассник. Правильный подбор средств первичной защиты — это важный этап обеспечения безопасности детей в школе.

Размещение средств пожаротушения в школе регламентируется общими и локальными нормативными актами МЧС — их можно найти на сайте Министерства. На практике, без помощи специалистов организовать устройства не только правильно, но и результативно, сложно. Для того чтобы пройти проверки и максимально обезопасить помещение школы, специалисты ГК БОНТЕЛ усиливают автоматические системы пожаротушения не только первичными средствами, но и автономными приборами.

Сюда же, в систему противопожарной защиты школы, входит разработка полезной документации, например, плана эвакуации. Основная сложность его создания — сделать его полезным с учетом возраста детей. Стандартный план эвакуации рассчитан на компетентного взрослого, который умеет читать пиктограммы и хорошо ориентируется в помещении. Чтобы сделать план полезным, комбинируем понятные рядовому человеку картинки и обозначения, размещаем готовые щиты на комфортной учителям и детям высоте.

Повышенное внимание уделяем дымоудалению — как важной части противопожарной системы в школах. Если дымоудаление работает неправильно, есть риск отравиться угарным газом в процессе эвакуации или получить проблемы со здоровьем впоследствии. Специалисты ГК БОНТЕЛ разработают, внедрят или усовершенствуют систему удаления дыма, усилят критические места модулями с жидким веществом или спринклерами с тонкораспыленной водой.

image

image

Спрей BONTEL – является высокоэффективным средством для борьбы с возгоранием в быту и на транспорте. Компактность и простота использования позволяют применять его детям, женщинам и пожилым людям.

Проектирование и монтаж систем пожаротушения для учебных заведений

В ходе проектирования и монтажа автоматических систем противопожарной защиты в школе учитываем специфику объекта. Как правило, предлагаем следующее:

  • Точечная автономная защита. Модули BONTEL срабатывают автоматически, распыляя тушащий состав над местом возгорания. Подберем датчики разной чувствительности: для коридора, кабинета химии, столовой, душевых.
  • Первичные средства защиты. Разместим на всей территории школы воздушно-эмульсионные огнетушители (для учителей) и компактные спреи (для учеников). Небольшие спреи эффективно локализуют возгорание, при этом предельно просты в использовании.
  • Модернизация старых систем. Добавим систему подмеса и модульные устройства для того, чтобы улучшить существующую систему водяного пожаротушения. Тонкораспыленная жидкость осаждает дым, гарь, сажу, угарный газ.

Заказывайте противопожарные системы для школ под ключ на нашем сайте — оставьте заявку с помощью специальной формы, наш специалист свяжется с вами для обсуждения всех деталей.

Для обеспечения пожарной безопасности в школе разработан комплекс специальных требований, призванных защитить детей от огня и последствий возгораний.

Дополнительные правила и инструкции разрабатывает администрация конкретного учреждения применительно к данному объекту. Требования пожарной безопасности в школе подлежат обязательному выполнению, как сотрудниками заведения, так и учащимися.

Перечень противопожарных мероприятий безопасности в общеобразовательном учреждении

Как и на любом объекте, предназначенном для обучения детей и подростков, здесь организуется система противопожарной защиты и предпринимается комплекс мер, предназначенных для предотвращения возможности возгорания.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе включают:

1. Система оповещения. В школе должна устанавливаться автоматическая сигнализация, самостоятельно реагирующая на возникновение чрезвычайной ситуации. Монтируются извещатели , внутренняя телефонная связь, звонковое оповещение.

2. Первичные средства пожаротушения. Система противопожарной защиты укомплектовывается огнетушителями , пожарными щитами с набором инвентаря, кранами с рукавами . Осуществляется контроль над их техническим состоянием и работоспособностью.

3. План эвакуации. Разрабатывается комплект эвакуационных планов , включая общий, секционные, этажные и локальные. Осуществляется их размещение на объекте.

4. Тревожная система. Устанавливается система объявления пожарной тревоги. Монтаж производится с расчетом на полное и своевременное оповещение всех людей, находящихся в здании.

5. Размещение символики. По всему корпусу устанавливаются соответствующие знаки и таблички . Прежде всего, оснащаются эвакуационные выходы и пути.

6. Маршруты эвакуации. Все маршруты должны находиться в исправном состоянии, а выходы открытыми. С пути эвакуационного отступления убираются все предметы и имущество, способное помешать своевременному отходу из здания.

7. Наличие стендов. На видных местах размещаются стенды и плакаты с разъяснением мер пожарной безопасности.

8. Система обучения. С учениками, преподавателями и техническим составом проводятся соответствующие занятия. Обучение производится отдельно для категорий обучаемых и обучающих. Одной из мер является инструктаж по пожарной безопасности в школе для сотрудников и учащихся школы.

Ответственность за осуществление комплекса мероприятий лежит на администрации заведения – на директоре и заместителях. Преподаватели отвечают за конкретный, закрепленный за ними кабинет, в котором они, как правило, преподают.

При проведении учений приглашаются представители территориально ответственной пожарной части. В ходе отработки вопросов, подымаемых в ходе учений, доводится информация о порядке эвакуации, каким образом используются первичные средства пожарной защиты, какие действия необходимо предпринять после объявления тревоги.

Меры обеспечения пожарной безопасности в школе

Ответственность за выполнение комплекса противопожарных мер лежит на руководстве школы и, прежде всего, на директоре. Он же осуществляет контроль над действиями остальных должностных лиц учреждения и учеников. В числе мер обеспечения следует выделить:

  • разработка комплекта эвакуационных планов, утверждаемых директором;
  • выполнение графика инструктивных занятий по разъяснению правил ПБ;
  • совершенствование действующей системы защиты и устранение всех предпосылок, провоцирующих возникновение пожара;
  • в установочном приказе распределяются обязанности преподавательского и технического состава в случае возникновения возгорания;
  • готовится комплекс мер по оповещению лиц, находящихся в здании при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • здание должно регулярно очищаться от мусора и хлама, в качестве основных материалов отделки, ремонта, оформления должны применяться негорючие составы;
  • перед проведением мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей, осуществляется подготовка преподавательского состава с распределением обязанностей в случае возникновения пожара.

Организация обучения школьников

Меры и правила пожарной безопасности в школе предполагают обучение школьников действиям в случае возникновения возгорания. Инструктаж осуществляется уже на первых этапах обучения в стенах школы. Первоначальные занятия проводятся таким образом, чтобы объем предоставляемой информации был доступен для целевой аудитории.

Для учеников начальных классов процесс должен иметь характер игры, в этом случае детям легче воспринимать новые знания. Малыши хорошо усваиваются материал, полученный из мультфильмов, ярких книжек, соответствующих игр. Учитель может продемонстрировать способы тушения костров, наглядно показать варианты спасения от воздействия дыма и пламени.

Школы и другие детские учреждения – это объекты самого строгого контроля в области защиты жизни и здоровья детей. Пожарная безопасность в школе регулируется правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства №390 от 25.04.12 года, в которые ежегодно вносятся изменения и дополнения, вызванные практикой их применения.

Нормы и правила пожарной безопасности в школе

Каждое школьное учреждение разрабатывает индивидуальные правила пожарной безопасности в школе на основании существующих типовых планов, правил и рекомендаций.

В этих правилах учитываются следующие вопросы:

  • оснащение школы необходимым пожарным инвентарем и назначение лиц, ответственных за его содержание;
  • пожарная сигнализация в школе, ее монтаж, эксплуатация и сроки проверок;
  • системы оповещения по тревоге, их доступность и слышимость в любом помещении;
  • наличие планов эвакуации, наглядного материала на эту тему, поддержание в полной готовности эвакуационных выходов;
  • планы обучения работающего персонала и школьников правилам предупреждения возгорания и поведения себя во время пожара.

Отдельные планы разрабатываются для помещений повышенной опасности, например, кабинетов химии или блоков приготовления пищи. Также планы пожарной безопасности и назначение ответственных лиц производится для каждого школьного мероприятия, предусматривающего скопление массового количества детей в одном помещении.

Проведения эвакуации в школе

В школах, как и в любых учреждениях, в обязательном порядке должны быть планы эвакуации детей и взрослых из здания при возникновении угрозы пожара.

Инструктаж о пожарной безопасности в школе

  • разрабатываются, оформляются и хранятся у лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • оформляются в виде плакатов и размещаются на всех этажах школы в непосредственной близости от мест выхода (лестниц, лестничных клеток, дверей);
  • регулярно доводятся до работающего персонала школы и учащихся;
  • изучаются на специальных занятиях и инструктажах с преподавательским коллективом и на уроках и внеклассных занятиях с детьми;
  • вносятся изменения при каждом изменении конструкции здания, его перестройки, расширения, оборудования новых входов, изменения количества классов или учащихся;
  • подписываются руководителями школы и ответственными лицами.

В ходе занятий отрабатывается порядок оповещения людей о пожаре в школе и проведение организованной эвакуации. Перед проведением мероприятий производится практическая проверка готовности путей эвакуации (состояние основных и запасных выходов, лестничных пролетов).

Организация эвакуации в зависимости от места возникновения возгорания возлагается на учителей, ведущих уроки, или на лиц, ответственных за проводимое массовое мероприятие. Основные действия, которые обязаны провести организаторы эвакуации, после того, как вызовут помощь:

  • прекратить все занятия с детьми;
  • собрать их, одеть и подготовить к выходу;
  • открыть двери, через которые должна проходить эвакуация;
  • вывести детей к условленному месту сбора;
  • проверить наличие;
  • закрыть двери, чтобы ограничить распространение огня;
  • при необходимости оказать первую помощь;

Обратите внимание!

Основная задача эвакуации – сохранить жизнь и здоровье детей.

Какие виды пожарной сигнализации устанавливают в школе?

Для пожарной охраны в школах устанавливают системы комплексной сигнализации, которые подключаются к пультам, отвечающим за централизованное наблюдение за общественными зданиями. Обычно системы пожарной сигнализации устанавливаются совместно с комплексами охраны зданий и оборудованием для видеонаблюдения.

В системах устанавливаются датчики, реагирующие на задымленность воздуха, открытое пламя и тление. Способ активации оборудования – автоматический, т.е. с привлечением наружного пункта наблюдения.

Среди систем противопожарной защиты, используемых в больших зданиях, в школах рекомендуется устанавливать комплексы адресно-аналогового типа. Основное преимущество данного типа сигнализации – самостоятельный анализ работы и показаний извещателей и высокая скорость выявления мест возгорания. Системы адресно-аналогового принципа работы связаны со следующими способами оповещения:

  • голосовым (речевым), при котором объявление тревоги воспроизводится словами;
  • световым, с помощью мигающих табло.

Комбинация данных видов оповещения лучше всего воспринимается детьми и доступна в условиях большого здания школы. Такая пожарная сигнализация в спортзале школы слышна даже при повышенном уровне шума. Аналогичные системы используются в торговых комплексах, бизнес центрах, детских садах.

Если здание школы занимает более 3 этажей, то устанавливаются системы оповещения, обладающие расширенными возможностями, кроме перечисленных ранее используются:

  • световые указатели направления движения и обозначающие выход;
  • разбивка здания на несколько зон оповещения в связи с большой площадью помещения;
  • прямая передача информации диспетчерской пожарной службы и обратно.

Это позволяет частично передать в руки автоматики организацию эвакуации и обеспечить постоянную связь с пожарным пунктом.

Средства пожаротушения в школе

В школах и других детских учреждениях недостаточно установить только системы сигнализации. Тушение пожаров в школах и детских учреждениях должно начинаться с момента выявления возгорания. Основная задача средств пожаротушения – обеспечение безопасной эвакуации учеников и ликвидация очагов возгорания в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Для этого в школах в обязательном порядке устанавливаются пожарные щиты с первичными средствами тушения огня (песок, ручные огнетушители).

Первичные средства пожаротушения в школах

Но более действенным и эффективным способом защиты является установка автоматических систем пожаротушения.

Поскольку школы и другие детские учреждения относятся к помещениям, в которых постоянно находятся массы людей, единственным возможным огнетушащим средством является вода. Несмотря на то, что использование воды может нанести существенный вред имуществу, данный способ абсолютно безвреден для людей, оказавшихся в зоне работы автоматики. Также распыление воды помогает не только сдержать распространение пожара, но и вывести людей через зоны возгорания.

Вновь используемые системы пожаротушения используют дисперсионное распыление воды (спринклерные установки), позволяющее достичь тех же целей при меньшем расходе воды.

С учетом того, как реагируют пожарные на сигнализацию в школе, а они склонны в первую очередь подозревать факты хулиганства, необходимо использовать системы пожаротушения с максимальной защитой от ошибочных срабатываний.

Заключение

При выборе и монтаже пожарной сигнализация в школе нормы и правила соблюдаются особенно строго, так как незамеченное и не ликвидированное вовремя возгорание может привести к гибели детей, не умеющих соблюдать дисциплину во время чрезвычайных ситуаций. Основной принцип работы пожарных систем – быстрое реагирование и абсолютная безвредность для людей.

Читайте также: