Что такое апостол кратко

Обновлено: 07.07.2024

Что ж, давайте по порядку.

Ученики и ближайшие спутники Христа

Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.

Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:

Не только двенадцать

Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.

Другие апостолы

Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.


1. По евангельскому преданию — каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения.

2. перен.; чего. Книжн. Ревностный последователь и распространитель какой-л. идеи, учения и т. п. Неутомимые бойцы мысли и дела, апостолы независимости и нового общественного порядка ---, — они-то нам протягивают --- дружескую руку. Герцен, К нашим. Сомова встретила студентка задорным восклицанием: — Ох, апостол правды и добра, какой вы смешной! М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

апо́стол

1. каждый из двенадцати учеников Христа, в более широком смысле — любой христианин, проповедующий Евангелие ◆ Двенадцать апостолов ◆ Семьдесят апостолов

Апо́стол

1. религ. в православии — богослужебная книга, содержащая Деяния святых Апостолов и апостольские послания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: безродный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «апостол»

Синонимы к слову «апостол»

Синонимы к слову «Апостол»

Предложения со словом «апостол»

  • Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола.

Сочетаемость слова «апостол»

Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов) — праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30 июня по юлианскому календарю), на следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о данном празднике встречаются с IV века.Праздник посвящён двенадцати апостолам: Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома, Левий Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, а также апостол Матфий.

Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей.

Апо́столы от семи́десяти (или от 72) — последователи Иисуса Христа, проповедавшие его учение в I веке (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла).

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — послан­ник, посол) – бли­жай­шие уче­ники Гос­пода Иисуса Христа, избран­ные Им и послан­ные для бла­го­ве­стия о Цар­ствии Божьем и устро­е­ния Церкви.

apostoly 1 - Апостолы

Имена бли­жай­ших две­на­дцати апо­сто­лов таковы:

Напи­сав­шие Еван­ге­лие апо­столы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – име­ну­ются Еван­ге­ли­стами. Апо­столы Петр и Павел – пер­во­вер­хов­ными апо­сто­лами, т. е. пер­выми из вер­хов­ных.

К апо­сто­лам иногда при­рав­ни­ва­ются святые, про­по­ве­до­вав­шие хри­сти­ан­ское учение среди языч­ни­ков, напри­мер, рав­ноап­о­столь­ные импе­ра­тор Кон­стан­тин Вели­кий и мать его царица Елена, князь киев­ский Вла­ди­мир.

Празд­нуя память каж­дого из 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых отдельно, Пра­во­слав­ная Цер­ковь с древ­них времен уста­но­вила также празд­но­ва­ние Собора Слав­ных и Все­х­валь­ных 12-ти апо­сто­лов 13 июля (новый стиль). Также, в преды­ду­щий день (12 июля), совер­ша­ется празд­но­ва­ние Слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов Петра и Павла.

ПОНЯТИЕ
Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает см. Посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении "посланник" (3Цар 14:6) , "посол" (Ис 18:2) . НЗ называет А. полномочного посланника, к-рому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. - это см. Ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) - это свидетель (см. Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1:21 и след.; ср. 1Кор 15:1 и след.) . В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синод. пер. - "посланник") - лицо, подвластное пославшему его господину (Ин 13:16) ;
2) А. как по-сланцы церквей ( 2Кор 8:23 - в Синод. пер. - "посланники"; Епафродит: Флп 2:25 - в Синод. пер. - "посланник"; см. Андроник и Юния: Рим 16:7 );
3) А. как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян 14:14 : "Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем. ");
4) те двенадцать, к-рых Иисус назвал А. (Мк 3:14 и след. - см. греч. текст; Лк 6:13) ;
5) Сам Иисус в Евр 3:1 назван А. (в Синод. пер. - "Посланником") и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса см. Иисус Христос);
6) существует и понятие "лжеапостолы" (А. - лжецы: Откр 2:2 ), лжеучителя, к-рых Павел иронически называет "высшими Апостолами" (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание "чрезвычайные А.") (2Кор 11:5; 12:11) , к-рые в действительности являются обманщиками (2Кор 11:13) .

1) Симон, сын Ионин, прозвище см. Петр (греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. "камень" (Ин 1:42) );
2) Брат Симона см. Андрей (Ин 1:42) ;
3) см. Иаков, сын Зеведеев (Мк 1:19) ;
4) Брат Иакова см. Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согл. Мк 3:17 , были наречены также (может быть, под влиянием Лк 9:54 ) см. Воанергес , т.е. "сыны громовы";
5) Филипп ( Мф 10:3 , не путать с диаконом Филиппом: Деян 6:5; 8:5 и след. );
6) см. Варфоломей = Нафанаил (Мф 10:3; Ин 1:43-51) ;
7) см. Фома (Ин 20:24-29) ;
8) см. Матфей, мытарь (Мф 9:9) , он же Левий (Лк 5:27) ;
9) см. Иаков, сын Алфеев (Мф 10:3) ;
10) см. Фаддей = см. Иуда, сын Иакова (Мф 10:3; Лк 6:16; Ин 14:22; Деян 1:13) ;
11) см. Симон Кананит, или см. Зилот, т.е. "ревнитель" (Мф 10:4; Лк 6:15) ;
12) см. Иуда Искариот, т.е. "человек из Кариота", предатель (Мф 26:14-16; Мк 14:10 и след.; Лк 22:3-6; Ин 13:21-30) ; после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. см. Матфий (Деян 1:15-26) .
В НЗ приведены четыре списка А. (Мф 10:2-4; Мк 3:16-19; Лк 6:14-16; Деян 1:13) . Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:
Мф 10:2 и след. Симон
Андрей
Иаков
Иоанн
Филипп
Варфоломей
Фома
Матфей
Иаков
Фаддей
Симон
Иуда Искариот
Мк 3:16 и след. Симон
Иаков
Иоанн
Андрей
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков
Фаддей
Симон
Иуда Искариот
Лк 6:14 и след. Симон
Андрей
Иаков
Иоанн
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков
Симон
Иуда
Иуда Искариот
Деян 1:13 Петр
Иоанн
Иаков
Андрей
Филипп
Фома
Варфоломей
Матфей
Симон
Иуда
Иуда Искариот
Иаков
Ин
Андрей
Симон
Сыны Зеведеевы
Филипп
Нафанаил
Иуда
Искариот
Фома

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ
Время А. давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. значение. Свидет-во А. сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, к-рый в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. была основана Церковь (Деян 2:1 и след.) . Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидет-ву А., к-рых не могли сдержать ни угрозы (Деян 4:17,20) , ни преследования (Деян 12:1 и след.) . Стремление А. к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2Кор 11:23-28) . Их свидет-ва зависели не от уровня их образованности (Деян 4:13; 2Кор 11:6) , а от того огня, к-рый горел в их сердцах (Лк 12:49; 24:32; Деян 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян 4:1-4; ср. также 2Кор 13:8) . Ничто не могло остановить А. в их стремлении выполнить поручение Учителя: "Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их" (Мф 28:19 , досл. перевод греч. текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим 1:16) . Так, их свидет-во "о великих делах Божиих" (Деян 2:11) и "учение Апостолов" (Деян 2:42) стали фундаментом, на к-ром воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Еф 3:6) оказываются "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф 2:20 и след.) . см. Священное Писание (II,В-Г) см. Евангелие от Матфея (I,2).

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14), говорили от Его имени (Мк. 6:6-13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви.

Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 10:2) к числу апостолов относятся

Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) - одно лицо.

Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19:28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1:21-26).

Апостольское служение

Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11, 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14, 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).

Семьдесят апостолов

Собор семидесяти апостолов
Собор семидесяти апостолов
Апостольство есть прежде всего дар апостольского служения, и поэтому с самого начала круг апостолов не ограничивается двенадцатью. Наряду с основным преданием, говорящим о двенадцати апостолах, в Ев. от Луки сообщается, что Христос “избрал. и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти” (Лк. 10, 1); таким образом, помимо двенадцати существовало еще и семьдесят апостолов [1]. Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V - VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику "семидесяти апостолов" были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики ап. Павла) за их великие миссионерские труды.

Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел, причислявший себя к апостолам (Рим 1:1; 1 Кор 1:1; 1 Кор 9:1), хотя он и не встречал Иисуса Христа при Его жизни, но стал христианином уже после Распятия, Воскресения и Вознесения Христа. При жизни апостола Павла находились люди, которые оспаривали его притязание на апостольское звание, что видно из его посланий. Христианская Церковь признала за Павлом звание Апостола и величает его Апостолом Язычников, а также особо - наравне с ап. Петром - Первоверховным Апостолом.

Почитание апостолов

Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери “соблюсти их во имя Твое” (Ин. 17, 11); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня 258 г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост, завершающийся 29 июня. С V-VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.

Новые апостолы и равноапостольные святые

Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. Церковь так же называет некоторых святых, особенно потрудившихся распространеии Благой Вести об Иисусе Христе, равноапостольными. Об этом лике святых см. подробнее ст. равноапостольный.

Молитвословия

Тропарь апостолам, общий

Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Тропарь апостолу единому, общий

Апостоле святый [имя рек], моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Использованные материалы

[1] Число 70 также является символическим: по преданию именно на 70 (или 72) языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение, поэтому это число символизирует проповедь всем народам земли (по этим же соображениям в III в. до н.э. были избраны для перевода священных книг на греческий язык 70 (или 72) толковников)

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: