Что составляет методологическую основу бухгалтерского учета кратко

Обновлено: 29.06.2024

В каждой компании или предприятии должен быть организован достоверный и полный бухучет активов и пассивов экономического субъекта. Однако сделать это, не зная методов ведения БУ, невозможно. В статье разберемся с ключевыми элементами метода бухгалтерского учета.

В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Метод бухучета и его элементы

Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:

Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.

Документирование

Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.

Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:

  1. Первичная — это документы, которые являются основным подтверждением свершенного факта хозяйственной жизни организации.
  2. Учетные регистры — это специальные журналы, в которых регистрируются первичные документы в хронологическом порядке.

Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).

На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.

Методология бухгалтерского учета

Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:

  1. Кассовый метод в бухгалтерском учете, при котором факт хозяйственной деятельности отражается в момент движения денежных средств. Например, списания денег со счета или в момент поступления оплаты.
  2. Способ начисления, при котором операция отражается в момент ее непосредственного совершения, независимо от движения денег на счетах предприятия. Например, в день начисления дохода, а не в день его получения.

Калькуляция и оценка

Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.

Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.

Отчетность и баланс

К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.

Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация является одной из отличительных особенностей бухгалтерского учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами, поэтому обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям, а именно: первичные документы должны быть достоверными, понятными, не допускать двоякости прочтения, объективными. От качества первичных документов зависит качество всего бухгалтерского учета.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности бухгалтерского учета и с целью сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, производственные запасы, незавершенное строительство, незавершенное производство, готовая продукция предприятий, денежные средства и другое.

Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки. Внеплановая инвентаризация производится при смене материально ответственных лиц по требованию аудиторов, по требованию следственных органов.

Во всех случаях создается комиссия, и составляются акты инвентаризации и подписываются всеми членами комиссии.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источников его формирования денежной оценки на определенную дату (обычно на первое число месяца).

Средства предприятия отражаются в денежном выражении в бухгалтерском балансе в двух группировках. Одна группировка показывает, какими средства предприятие располагает, а другая из каких источников оно возникает.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т.к. в них отражено одно и тоже имущество, но с одной стороны по составу и размещению, а с другой стороны по источникам его образования. Таким образом, баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой левая часть показывает средства или имущество предприятия по его структуре и называется актив баланса, а в правой части отражаются источники поступления и финансовые ресурсы, и называется пассив баланса. Общую величину баланса называют валютой баланса.

Система счетов и двойная запись

Это прием, который означает что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций, в бухгалтерском учете осуществляют еще и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и хозяйственных операциях.

Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют большое значение для систематизации хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – это способ регулирования хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Заключается этот способ в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия имеет очень большое значение для построения всей системы бухгалтерского учета, в основе оценки имущества лежат затраты выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценки имущества, отражения в балансе должны проводится единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, материальные активы и малоценные быстроизнашивающиеся предметы показываются по остаточной стоимости.




Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости строительной продукции, а так же работ и услуг, это способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу строительной продукции.

Финансовая отчетность предприятий

Отчетность предприятий – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность строительной организации за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, для подготовки, образования и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы ведения бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается их непрерывное сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете денежных, трудовых и натуральных показателей, однородная группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Взаимосвязанное отражение имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить итоговые систематизированные отчетные показатели.

На основе бух учета ведется отчетность предприятий

Отчетность предприятий – система показателей характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность строительной организации за определенный период.

Показатели отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия для подготовки и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы ведения бух учета взаимосвязаны в рез те их применения обеспечивается непрерывное и сплошное документально обоснованное отражения в системном бух учете всего имущества в дененжном трудовом и натуральном критериях всего имущества. Отражаются как источники образования имущества так и все операции на счетах бух баланса

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются путем:

- системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи

- оценки собственного капитала и обязательств

- оценки других статей баланса

- калькуляции и отчетности предприятия

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация является одной из отличительных особенностей бухгалтерского учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами, поэтому обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям, а именно: первичные документы должны быть достоверными, понятными, не допускать двоякости прочтения, объективными. От качества первичных документов зависит качество всего бухгалтерского учета.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности бухгалтерского учета и с целью сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, производственные запасы, незавершенное строительство, незавершенное производство, готовая продукция предприятий, денежные средства и другое.

Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки. Внеплановая инвентаризация производится при смене материально ответственных лиц по требованию аудиторов, по требованию следственных органов.

Во всех случаях создается комиссия, и составляются акты инвентаризации и подписываются всеми членами комиссии.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источников его формирования денежной оценки на определенную дату (обычно на первое число месяца).

Средства предприятия отражаются в денежном выражении в бухгалтерском балансе в двух группировках. Одна группировка показывает, какими средства предприятие располагает, а другая из каких источников оно возникает.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т.к. в них отражено одно и тоже имущество, но с одной стороны по составу и размещению, а с другой стороны по источникам его образования. Таким образом, баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой левая часть показывает средства или имущество предприятия по его структуре и называется актив баланса, а в правой части отражаются источники поступления и финансовые ресурсы, и называется пассив баланса. Общую величину баланса называют валютой баланса.

Система счетов и двойная запись

Это прием, который означает что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций, в бухгалтерском учете осуществляют еще и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и хозяйственных операциях.

Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют большое значение для систематизации хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – это способ регулирования хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Заключается этот способ в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия имеет очень большое значение для построения всей системы бухгалтерского учета, в основе оценки имущества лежат затраты выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценки имущества, отражения в балансе должны проводится единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, материальные активы и малоценные быстроизнашивающиеся предметы показываются по остаточной стоимости.

Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости строительной продукции, а так же работ и услуг, это способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу строительной продукции.

Финансовая отчетность предприятий

Отчетность предприятий – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность строительной организации за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, для подготовки, образования и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы ведения бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается их непрерывное сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете денежных, трудовых и натуральных показателей, однородная группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Взаимосвязанное отражение имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить итоговые систематизированные отчетные показатели.

На основе бух учета ведется отчетность предприятий

Отчетность предприятий – система показателей характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность строительной организации за определенный период.

Показатели отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия для подготовки и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы ведения бух учета взаимосвязаны в рез те их применения обеспечивается непрерывное и сплошное документально обоснованное отражения в системном бух учете всего имущества в дененжном трудовом и натуральном критериях всего имущества. Отражаются как источники образования имущества так и все операции на счетах бух баланса

5. Методологическая основа бухгалтерского учета.

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.

1. Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения; позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

3. Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило на 1-е число месяца.

4. Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

5. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

6. Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

7. Отчетность предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период.

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации; соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности хозяйственных операций;
  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;
  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.

Содержание

История

Бухгалтерский учёт широко использовался в Центральных Андах (Перу, Боливия) в государственных и общественных целях в I тысячелетии н. э. на основе узелковой письменности Инков — кипу, состоявшей как из числовых записей десятичной системы [1] , так и не числовых записей в двоичной системе кодирования [2] . В кипу применялись первичные и дополнительные ключи, позиционные числа, кодирование цветом и образование серий повторяющихся данных [3] . Кипу впервые в истории человечества использовалось для применения такого способа ведения бухгалтерского учёта как двойная запись [4] .

Новое время

Метод бухгалтерского учёта

Совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в Бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:

  • документирование
  • оценка
  • составление баланса и отчётности.

Субъекты бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт может вестись:

    , входящей в состав предприятия; ;
  • руководителем организации; .

Принципы бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учёта — основные, исходные, базовые положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения. Основными принципами бухгалтерского учёта можно считать следующие:

Защитная функция бухгалтерского учёта

Под защитной функцией бухгалтерского учёта понимают обеспечение охраны имущественных интересов участников экономической деятельности, а именно:

    (участников, акционеров) предприятия;
  • работников предприятия;
  • государства.

Различают две составляющих защитной функции бухгалтерского учёта:

  • предупредительная (превентивная),
  • охранительная (следообразующая).

Предупредительная (превентивная) функция направлена на затруднение совершения нарушений тем или иным лицом путём осуществления текущего контроля. То есть сама система бухгалтерского учёта построена таким образом, чтобы все действия лиц, участвующих в осуществлении хозяйственных операций были максимально прозрачны; известны большому кругу лиц; подвержены немедленному контролю; взаимосвязаны с действиями других лиц.

Охранительная (следообразующая) функция срабатывает после того, как совершено нарушение. Она обеспечивается способностью системы учёта адекватно отражать факты деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности против воли злоумышленников. То есть несмотря на усилия лиц, заинтересованных скрыть информацию о совершаемых нарушениях, при грамотно поставленном бухгалтерском учёте в учётных документах остаются следы, позволяющие выявлять такие факты.

Охранительная функция реализуется через систему последующего финансового контроля:

  • в плановом порядке,
  • при возникновении информации о противоправных действиях. [6][7]

Бухгалтерский учёт в банках

Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. [9]

В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности (IFRS).

Профессия бухгалтера

Для того, чтобы овладеть профессией бухгалтера, необходимо знать теорию бухгалтерского учёта — теоретические, методологические и практические основы его организации.

Большее значение имеет понимание функций бухгалтерского учёта — контрольной, информационной и аналитической. Для достижения успеха в профессии бухгалтера требуется также овладение методами бухгалтерского учёта.

Читайте также: