Что проверяет роспотребнадзор в школьной библиотеке

Обновлено: 02.07.2024

В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе "Сводный план проверок"). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.

Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД "Коммерсантъ" онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами "антиковидных" требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.

В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).

Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.

Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.

Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.

Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:

  • превышение в воздухе на территории жилой застройки концентрации вещества, специфического для деятельности нескольких предприятий, в зоне влияния которых находится эта территория;
  • несоответствие качества воды, проба которой взята из крана в квартире, нормативному уровню железа. Это может свидетельствовать как о неисправности системы водоснабжения в доме или районе, так и сантехники в квартире;
  • несоответствие качества воды в зоне рекреации утвержденным параметрам. Оно может быть следствием неисполнения балансодержателем обязательных требований по осуществлению производственного контроля, очистке дна, своевременному сбору и вывозу отходов либо же природных факторов;
  • выявление в ходе обследования, проводимого на основании жалобы, источника шума, субъективное ощущение запаха близи нормируемых территорий (жилых кварталов, лечебно-профилактических учреждений, детских, спортивных площадок и т. п.) без лабораторного подтверждения.

Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). "Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки", – подчеркнул Алексей Худобородов.

При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие "критические точки".

  1. Санитарное состояние помещений, проведение уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
  2. Осуществление дезинфекционных мероприятий, в том числе условия хранения, приготовления и использования растворов дезинфицирующих средств, наличие обученного персонала, наличие СИЗ.
  3. Проведение медицинских осмотров: декретированного контингента (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), "профвредников", деятельность которых предполагает возможность получения профессиональных заболеваний (например, в связи с вредными или опасными условиями труда), и остального персонала (в части проведения диспансеризации). Стоит отметить, что 1 апреля вступают в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами и иных работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, и непосредственно перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н).
  4. Проведение профилактической вакцинации: для всех – в соответствии с национальным календарем прививок, для отдельных категорий работников – с учетом профессии (например, сотрудники предприятий общественного питания должны прививаться от кори), а также гигиенической аттестации (для декретированного контингента).
  5. Водоснабжение: качество и безопасность питьевой воды, объективные методы контроля качества воды, подача горячей воды с нормативной температурой.
  6. Состояние внутренней среды и условия труда: параметры микроклимата, электромагнитные поля и аэроионный состав воздуха (зависят от количества, мощности и правильности установки техники, разведения электропроводки), уровни шума и вибрации на рабочих местах, содержание в воздухе пыли и химических веществ (зависит от качества отделочных материалов, эффективности вентиляции и уборки).
  7. Организация питания сотрудников и посетителей (если речь идет о предприятиях общепита).
  8. Обращение с отходами: оценка классов опасности, правильность оборудования мест для сбора отходов, своевременность сбора и вывоза.
  9. Реализация требований антитабачного законодательства: контроль за соблюдением запретов курения в определенных местах, наличие запрещающих знаков установленного образца.
  10. Соблюдение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности – если такой порядок предусмотрен для реализуемых работ и услуг.
  11. Осуществление производственного контроля.

Роспотребнадзор подготовил рекомендации для работы библиотек

Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0195-20 опубликованы на сайте Роспотребнадзора 23 июня 2020 года.

Утверждаю Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав жителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова

3.1. Профилактика инфекционных болезней

2.1. Коммунальная гигиена

Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в библиотеках

Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0195-20

Деятельность библиотек возобновляется на основании решения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и по предложениям, предписаниям главных государственных санитарных врачей Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

1. Перед открытием в помещениях библиотеки проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия, разрешенных к применению в установленном порядке.

Система вентиляции очищается, проводится проверка эффективности ее работы.

2. Ограничиваются контакты между сотрудниками библиотеки разных отделов и функциональных групп, не связанных общими задачами и производственными процессами.

3. Обеспечивается рассадка сотрудников в рабочих кабинетах с учетом дистанции не менее 1,5 метров, в случае невозможности — организовывается посменная работа.

4. Ежедневно, перед началом работы библиотеки осуществляется контроль температуры тела работников библиотеки с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания.

5. Запрещается прием пищи на рабочих местах. Прием пищи осуществляется в столовой для сотрудников или специально выделенной комнате по заранее установленному графику с учетом соблюдения дистанции 1,5 метра.

6. При входе в библиотеку, а также на рабочих местах, в комнате приема пищи, читальных и компьютерных залах, иных мест возможного скопления посетителей, организовываются места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе, с помощью установленных дозаторов.

7. Сотрудники библиотеки обеспечиваются запасом одноразовых масок и перчаток (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок и перчаток не реже 1 раза в 3 часа), а также кожными антисептиками для обработки рук.

8. Осуществляется контроль за использованием сотрудниками библиотеки при обслуживании посетителей и при работе с книгами и журналами защитных масок и перчаток.

9. Рекомендуется установка защитных экранов в местах взаимодействия с посетителями (стойки выдачи книг), а также в читальных и компьютерных залах между посетителями.

10. Предусматривается возможность выдачи книг без контакта с человеком, в том числе путем внедрения сервиса предварительного заказа, подтверждение получения книги читателем онлайн.

11. Ограничивается доступ посетителей в залы обслуживания для самостоятельного выбора изданий до отмены ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (Сovid-19).

12. Организовывается прием книг после использования в короба (корзины), хранение осуществляется на специально отведенных полках, столах по возможности в отдельном помещении. Повторное использование возвращенных книг и журналов проводится через 5 дней.

13. Все издания, поступающие в библиотеку с целью комплектования фондов, в том числе в упакованном виде, хранятся в отдельном помещении и передаются для дальнейшей работы через 5 дней после получения (для посылок, бандеролей отчет хранения проводится с даты отправки).

14. В компьютерных залах проводится дезинфекция компьютерной мыши и клавиатуры после каждого посетителя. Используются одноразовые наушники.

15. Предоставление ручек и карандашей посетителям проводится через стойку выдачи книг с последующем возращением для дезинфекции.

16. Обеспечивается соблюдение социальной дистанции на расстоянии не менее 1,5 метра при нахождении посетителей и сотрудников, в том числе путем нанесения соответствующей разметки. По возможности необходимо открыть максимальное количество дверей внутри здания и между помещениями.

17. Рекомендуется организовать движение посетителей в читальных и компьютерных залах в одну сторону.

18. Посетители допускаются в помещения библиотеки при наличии гигиенической маски. Рекомендуется обеспечить возможность приобретения посетителями гигиенических масок и дезинфицирующих салфеток для обработки рабочих поверхностей и инвентаря.

19. Осуществляется сбор использованных масок и перчаток сотрудников и посетителей библиотеки в полиэтиленовые мешки с последующей утилизацией как ТБО.

20. Осуществляется ежедневная влажная уборка служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Работники, участвующие в уборке помещений, проходят инструктаж по применению дезинфицирующих средств.

21. Осуществляется влажная уборка с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия каждые 2 часа в туалетах, в том числе всех контактных поверхностей. Обеспечиваются в туалетах условия для соблюдения правил личной гигиены, устанавливаются дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук.

22. Осуществляется дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, поручней лестниц, перил, поверхностей столов, стульев, выключателей, оргтехники и т.д.

23. Осуществляется, при наличии условий и возможностей, проветривание не реже чем 1 раз в два часа помещений библиотеки.

24. Организовывается информирование посетителей и сотрудников библиотеки путем размещения текстовой и визуальной информации о необходимости соблюдения посетителями библиотеки мер по предотвращению распространения коронавируса. Необходимая информация размещается на официальных сайтах библиотек.

25. Запрещается прием пищи посетителями при нахождении в библиотеке (за исключением воды).

26. Исключается проведение в помещениях библиотеки массовых мероприятий.

Все проводимые мероприятия организовываются с учетом настоящих рекомендаций.

27. Иные виды деятельности (общественное питание, торговля и др.) В помещениях библиотеки осуществляются после принятия решений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о возобновлении такой деятельности на территориях субъектов с учетом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций, разработанных для осуществления таких видов деятельности в условиях рисков распространения заболевания новой коронавирусной инфекции (Сovid-19).

Роспотребнадзор может проверить соблюдение санитарных норм в учебных заведениях, то есть, выполняются ли требования Федерального закона от 30 марта 1999 года N° 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В статье 28 оговорены особые требования к условиям воспитания и обучения. Предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства, а также проводиться и приниматься:

  • меры по профилактике заболеваний;
  • мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников;
  • меры по организации питания учащихся и воспитанников.

Следует отметить, что статья 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N° 3266-1 "Об образовании" устанавливает требования к охране обучающихся и воспитанников. Например, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений. То, как соблюдаются эти требования, также контролируются органами Роспотребнадзора.

Порядок проверок Роспотребнадзора, а также перечень полномочий конролеров приведены:

  • в Федеральном законе от 30 марта 1999 года N° 52;
  • в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N° 294-ФЗ;
  • в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Роспотребнадзора от 24 марта 2010 года N°103;
  • в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года N° 569.

Проверку проводят специалисты территориальных органов Роспотребнадзора. Они имеют право беспрепятственно посещать проверяемые объекты, требовать документы, касающиеся предмета проверки и т.д. Но в начале проверяющие должны вручить предписание о проведении контрольных мероприятий и предъявить служебные удостоверения (в данном документе должен быть указан точный юридический адрес учреждения).

По окончании мероприятия составляется в двух экземплярах акт. Один из них вручается представителю учреждения. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, оформляется протокол. В этом случае учреждению может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Если ошибки не будут исправлены, материалы проверки рассматривает главный санитарный врач территориального органа Роспотребнадзора. Он может вынести мотивированное постановление о наложении административных штрафов или предупреждений, предъявить иск в суд и т.д.

Роспотребнадзор привлекает учебные заведения и их руководителей к ответственности по статье 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эту статью по праву можно назвать "школьной", так как она предусматривает ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Размер штрафа составит:

  • для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • для юридических лиц – от 20000 до 30000 руб.

Эта статья применяется, если нарушены санитарные требования к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

На практике, в большинстве случаев нарушения связаны с тем, что у учебных заведений отсутствует имущество или оборудование , предусмотренное санитарными правилами, или само школьное здание не соответствует санитарным нормам.

Если в школе нет медпункта учреждение могут наказать. При проверке одной из школ выяснилось, что в ней отсутствует медицинский кабинет и штатный врач. Проверяющие сочли это нарушением и оштрафовали школу по статье 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях на 20 000 руб. Руководство не согласилось с таким решением. Аргументы были следующими: учебное заведение не является интернатом или школой полного дня, а значит, медицинский кабинет необязателен.

В отдельных случаях нарушения санитарного законодательства руководство школ пытается отнести на недостаточность бюджетного финансирования. Принимают ли арбитры во внимание такой довод?

Например, при проверке школы Роспотребнадзор выявил нарушения и учреждение было привлечено к ответственности по статье 6.7 Кодекса РФ Об административных правонарушениях.

На суде представители учебного заведения сослались на то, что избежать нарушений им помешала недостаточность бюджетного финансирования. Арбитров такие объяснения не удовлетворили (постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2010 года по делу N° А55-12200/2009).

Было установлено, что школа имела возможность соблюсти все правила и нормы санитарного законодательства, но для этого не были предприняты все зависящие от учреждения меры. А раз так, то это не исключает его вину (ч.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях)

Суд отказался признать правонарушение малозначительным и освободить учреждения от ответственности по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В некоторых случаях руководство учебного заведения за нарушение санитарных правил могут привлечь к уголовной ответственности. Она предусмотрена статьей 236 Уголовного кодекса РФ.

Если нарушение санитарных норм повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, то наказание может быть такое:

  • штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • обязательные работы на срок до 180 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • ограничение свободы на срок до одного года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, может караться:

  • обязательными работами на срок от 180 до 240 дней;
  • исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет;
  • лишением свободы на срок до пяти лет.

Поскольку пренебрежительное отношение образовательного учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей могло привести к существенной угрозе общественным отношениям (в данном случае здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию учащихся).

Однако недостаточность бюджетного финансирования все-таки может быть принята во внимание. При условии, если будет доказано, что учреждение выполнило все зависящие от него действия, чтобы не допустить нарушения санитарных правил. Например, если оно неоднократно обращалось в администрацию города с просьбами о выделении финансирования на ремонт помещения, но деньги так и не поступили.

Такую ситуацию рассмотрел ФАС Уральского округа, когда Роспотребнадзор привлек школу к ответственности за то, что помещение не соответствовало санитарным нормам. Судьи поддержали учреждение. Они указали, что со стороны учебного заведения были выполнены все возможные действия, чтобы не допустить нарушения санитарных правил (постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2010 года N° Ф09-190/10-С1).

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

— получили лицензию на образовательную деятельность - в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска - в течение одного года со дня принятия такого решения

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

памятка

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

  • в рамках межведомственного взаимодействия;
  • по итогам мониторинга системы образования;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
  • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
  • с сайтов образовательных организаций.

Как долго будут проверять

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Какие документы запросят

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

  • содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
  • подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
  • требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
  • подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
  • необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
  • требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
  • подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

  • протоколы контрольных действий;
  • документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
  • заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
  • предписание об устранении нарушений – если они есть.

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Читайте также: