Что проверяет профсоюз в школах

Обновлено: 08.07.2024

Профсоюз может быть всероссийским или в одной компании

Профсоюзы в России разные:

  • первичные — объединения на предприятиях и в организациях. Первичные профсоюзы не зависят от размера компании и формы собственности, поэтому создать свое объединение могут слесари из одного цеха, журналисты газеты, работники ИП Лососев;
  • региональные — объединения в рамках одного города или региона. Могут быть отраслевыми или объединять несколько профсоюзов из разных сфер;
  • общероссийские — профсоюзы, которые объединяют работников отрасли из разных регионов. Например, профсоюз машиностроителей.

Еще есть ассоциации — это самые крупные профсоюзные организации, например Федерация независимых профсоюзов России или объединение профсоюзов СОЦПРОФ. В них входят общероссийские, региональные и первичные профсоюзы.

Вот примеры разных профсоюзов:

По закону каждый может создать свой профсоюз или вступить в уже существующий и выйти из него в любой момент.

Профсоюзы могут устроить забастовку или не дать уволить человека

По закону профсоюзы защищают права работников. Вот что может сделать профсоюз:

Конечно, это всё в теории, на практике многое зависит от активности самих профсоюзов и желания работодателя идти на контакт.

Руководители завода начали вести переговоры, но затем резко изменили политику: стали делать выговоры, угрожать увольнением. Через месяц лидера профсоюза Валентина Урусова задержали по делу о хранении наркотиков. Активистов профсоюза стали увольнять с предприятия, а Урусова осудили на шесть лет. Из тюрьмы он вышел через пять лет, в 2013 году.

Жители России не верят в профсоюзы

В России к профсоюзам относятся как к пережитку прошлого. В некоторые профсоюзы, особенно в госструктурах, вступают добровольно-принудительно: платят 1% от зарплаты в качестве взноса и иногда получают билеты в театр.

За некоторыми профсоюзами стоят политические партии: например, объединение профсоюзов СОЦПРОФ поддерживает Единую Россию, а объединение профсоюзов Тамбовской области выходит на митинги под флагами этой же партии:


Первомайский митинг в Тамбове, в котором участвует областное объединение профсоюзов. Фотография из соцсетей объединения

Часто членство в профсоюзах формальное, а сами организации мало чем помогают работникам, да люди не спешат обращаться за помощью в профсоюз. Центр изучения общественного мнения в 2019 году проводил опрос об отношении к профсоюзам в России, и вот что получилось:

  • 53% опрошенных считают, что профсоюзы не помогают защищать права;
  • 7% — меняют работу, если что-то не так;
  • 6% — идут к начальству, если возникли проблемы;
  • 2% — обращались за помощью в профсоюз.

Отдельно 82% опрошенных отметили, что профсоюзы в России не играют значительной роли.

В нашем профсоюзе тысяча участников, но мы не стремимся делать традиционный профсоюз, скорее просто объединяем людей, которые хотят защитить свои права. Поэтому у нас нет членских взносов, мы не дарим билеты на концерты и не ходим на первомайские митинги.

Наши цели — это личная безопасность водителей такси, достойные зарплаты и соблюдение прав.

Мы часто сотрудничаем с полицией, еще можем обращаться в прокуратуру и контролирующие органы. Можно сказать, что мы — прослойка между водителями, государством и обществом.

Бойкот считаем нерабочим инструментом, потому что водителям каждый день нужно зарабатывать деньги, чтобы кормить семьи.

Считаю, что тех профсоюзов, которые были раньше, конечно, уже нет и не будет. Бизнесу профсоюзы неудобны, но если совсем без них, где-то может начаться произвол. Мы не просим ничего сверхъестественного: чтобы были комфортные условия труда, вовремя платили заработанные деньги и уважали мнения работников.

I. Наличие в первичной организации нормативных документов:

- Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности";

- правил внутреннего трудового распорядка;

- положения о первичной профсоюзной организации данного учреждения.

II. Состояние делопроизводства, документации:

- наличие плана работы выборного профсоюзного органа (профсоюзного комитета);

а) наличие протоколов профсоюзных собраний;

б) наличие протоколов заседаний профкома;

в) наличие заявлений членов профсоюза;

- наличие акта приема-передачи профсоюзных дел при смене председателя.

III. Участие выборного профсоюзного органа в установлении системы оплаты труда и материального поощрения:

- учет мнения (согласование) при расстановке кадров и распределении учебной нагрузки;

- учет мнения (согласование) при проведении тарификации;

- учет мнения (согласование) при принятии положения о доплатах и надбавках стимулирующего характера;

- учет мнения (согласование) при принятии положения о премировании;

- учет мнения (согласование) при принятии положения об использовании бюджетного фонда.

IV. Участие выборного профсоюзного органа в регулировании трудовых отношений:

- учет мнения (согласование) при утверждении правил внутреннего трудового распорядка;

- создана ли комиссия по трудовым спорам;

- создана ли комиссия по социальному страхованию или избран уполномоченный по соцстраху;

- учет мнения (согласование) при утверждении графиков сменности;

- учет мнения (согласование) при утверждении графика отпусков;

- производилась ли проверка профсоюзным комитетом в ______ гг. соблюдения трудового законодательства в учреждении.

V. Организационная работа в профсоюзной организации:

- всего работающих _________ чел.;

- из них членов профсоюза ________чел.;

- % профсоюзного членства _______чел.;

- принято в члены профсоюза в _______ гг. _______ чел.;

- наличие журнала учета (учетных карточек) членов профсоюза;

- наличие заявлений об удержании членских профсоюзных взносов безналичным путем;

- имеется ли задолженность по перечислению членских профсоюзных взносов на счет профсоюзной организации со стороны администрации учреждений, органов местного самоуправления (сумма);

- наличие сметы, утвержденной профсоюзным собранием;

- расходование средств профсоюзной организации за _______ г.:

а) на материальную помощь _______ руб. ________ % к членским взносам _____,, количество членов профсоюза, получивших материальную помощь ________ чел.;

б) на оздоровление и отдых членов профсоюза и членов их семей ______ чел. ____ руб. _______ % к членским взносам;

в) культурно-массовую работу _______ чел._______ %;

г) поощрение профсоюзного актива _______ руб. ______ %;

д) прочие расходы ______ руб. ________ %;

- участие председателя профсоюзной организации в заседаниях районного, городского комитета (совета), совещаниях, семинарах;

- обучение на профсоюзных курсах, в школах профактива;

- участие профсоюзной организации в коллективных действиях работников образования за последние три года;

- регулярное предоставление информации в выборные профсоюзные органы территориальной организации;

- оздоровлено детей в лагерях в _______ гг. (чел.).

VI. Выводы и предложения по улучшению деятельности профсоюзной организации

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В целях эффективной защиты трудовых прав работников, профсоюзным организациям необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации - необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной. Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего - при ведении коллективных переговоров. Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя. Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения. Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

- реорганизация или ликвидация организации;

- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

- другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата - не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении - не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб. Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Согласно Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-I “О государственной тайне”, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, являются государственной тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом президента РФ от 30.11.1995 № 1203.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98 “О коммерческой тайне” относит к информации, составляющей коммерческую тайну, сведения любого характера, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в отношении которых обладателем сведений введен режим коммерческой тайны. Это могут быть производственные, технические, экономические, организационные сведения, сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности. Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет ответственность вплоть до уголовной.

Еще одной разновидностью конфиденциальной информации является служебная тайна. В соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера (утв. Указом президента РФ от 6.03.1997 № 188) под служебной тайной следует понимать служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Многие профактивисты наверняка сталкивались с ситуациями, когда под предлогом, что те или иные сведения относятся к конфиденциальной информации, работодатель отказывал организации в предоставлении этих сведений. Что в таких случаях надо знать представителям работников?

НЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Наиболее часто отказ работодателя предоставить профорганизации сведения, нужные для защиты работников, связан с режимом коммерческой тайны. Здесь необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 5 ФЗ “О коммерческой тайне”, не могут составлять коммерческую тайну следующие сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, угрожающих безопасности;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты и условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о вакансиях;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности этих НКО;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Таким образом, если сведения подпадают под один из этих пунктов, то отнесение их к коммерческой тайне - неправомерно.

Обязательным признаком конфиденциальности информации, согласно ст. 3 ФЗ “О коммерческой тайне”, является установление обладателем в отношении нее режима коммерческой тайны. В связи с этим работодатель обязан предпринять следующее (ч. 2 ст. 10 ФЗ “О коммерческой тайне”):

1) определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

2) ограничить доступ и установить порядок обращения с данными, составляющими коммерческую тайну;

3) вести учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и (или) лиц, которым они были предоставлены или переданы;

4) регулировать отношения в части использования этой информации работниками - на основании трудовых договоров и контрагентами - на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанести на материальные носители или включить в состав реквизитов документов, содержащих конфиденциальные данные, гриф “Коммерческая тайна” с указанием ее обладателя.

Информация, в отношении которой перечисленные меры работодателем не приняты, не является коммерческой тайной.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 6 ст. 10 ФЗ “О коммерческой тайне”). Поэтому даже в тех случаях, когда работодателем в отношении каких-либо сведений введен режим коммерческой тайны с соблюдением всех вышеперечисленных требований, это не может служить препятствием для предоставления таких сведений профсоюзной организации в целях ведения коллективных переговоров, заключения колдоговора, соглашения. В соответствии с ч. 8 ст. 37 ТК РФ участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, при получении от работодателя необходимых для ведения коллективных переговоров данных, отнесенных к коммерческой тайне, профсоюзные представители одновременно принимают на себя бремя ответственности за сохранность этой информации.

КАК БЫТЬ С ДАННЫМИ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ?

Еще один часто используемый работодателями предлог для отказа профорганизациям в предоставлении информации - это наличие в составе запрашиваемых сведений персональных данных работников.

Вопросы защиты персональных данных регулируются ФЗ-152 от 27.07.2006 “О персональных данных”. Кроме того, особенности защиты персональных данных работника в рамках трудовых отношений регулируются нормами ТК РФ.

Согласно ст. 3 ФЗ “О персональных данных”, персональные данные - это любые сведения, относящиеся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Статья 7 указанного закона устанавливает, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать их третьим лицам и не распространять без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, кроме случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (абз. 2 ст. 88 ТК РФ).

Эти положения законодательства зачастую используются работодателями для отказа профсоюзу в предоставлении информации, содержащей персональные данные. Но при этом работодатели упускают из вида другие нормы законодательства, имеющие немаловажное значение в данном вопросе.

Как следует из положений п. 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ “О персональных данных”, допускается передача персональных данных, если это необходимо для осуществления прав и законных интересов третьих лиц при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Абзац 8 ст. 88 ТК РФ устанавливает требование к работодателю передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Профсоюзы в силу закона (ст. 29 ТК РФ) и их уставных документов являются представителями работников в социальном партнерстве. Право профсоюзов на получение от работодателей сведений, необходимых для выполнения тех или иных функций, предусмотрено многочисленными нормами законодательства (см. предыдущую часть статьи). Информация, запрашиваемая профсоюзами от работодателей и подпадающая под определение персональных данных, всегда касается вопросов трудовых отношений: это сведения о заработной плате, времени труда и отдыха, предоставлении работникам установленных гарантий и компенсаций и т.п. Без этих данных профсоюзы не могут контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства, выполнение условий колдоговоров и соглашений. Поэтому отказ работодателей предоставить эту информацию профсоюзам нельзя признать правомерным - его необходимо своевременно обжаловать (см. № 15 , 2013).

Следует признать, что законодательство, регулирующее вопросы предоставления работодателями информации (в том числе персональных данных работников) профсоюзам, нуждается в совершенствовании. В качестве мер по улучшению можно предложить следующее:

- сокращение сроков предоставления сведений в соответствии со ст. 51 ТК РФ;

- ужесточение ответственности работодателя за непредоставление данных по запросу профорганизации;

- включение в ФЗ “О персональных данных” норм, регулирующих вопросы предоставления персональных данных работников по запросу профсоюзной организации;

- устранение на законодательном уровне противоречий, связанных с предоставлением по запросу профсоюзов информации, отнесенной работодателем к коммерческой тайне.

Вопросы предоставления сведений профорганизации могут быть урегулированы в рамках коллективного договора или соглашения. Стороны могут установить в данных актах порядок, пределы и другие условия предоставления сведений, а также урегулировать “скользкие” вопросы, связанные с коммерческой тайной, персональными данными и т.п. При этом для определения состава предоставляемой профсоюзу информации можно использовать положения Рекомендации МОТ № 129 от 1967 года о связях между администрацией и работниками на предприятии.

В Рекомендации указано, что предоставляемые администрацией данные должны по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия. В частности, администрация должна предоставлять следующие сведения:

- общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;

- возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;

- общие условия труда;

- социально-бытовое обслуживание персонала (медобслуживание, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений, банковское обслуживание и т.д.);

- системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

- общее положение предприятия и перспективы или планы его развития;

- разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;

- методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями, с другой.

Пунктом 1.11. Отраслевого Соглашения по государственным бюджетным, государственным автономным учреждениям здравоохранения и государственным профессиональным образовательным организациям среднего образования, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Оренбургской области на 2016 – 2019 годы предусмотрено предоставление Сторонами друг другу полной и своевременной информации по организационно-правовым, социально-трудовым вопросам и социально-экономическому положению организаций. Пунктом 10.2 Отраслевого Соглашения по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2016 г.г., установлена обязанность работодателей по представлению бесплатной информации о деятельности учреждения, необходимой для реализации уставных целей и задач Профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам в рамках обеспечения гарантий прав Профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций.

от 4 октября 2016 года N 5-3

В целях оказания практической помощи организациям Профсоюза в осуществлении ими профсоюзного контроля при проведении проверок и приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации ранее утвержденных Рекомендаций (постановление Президиума ЦК Профсоюза от 17.03.2009 N 14-14) отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовлены новые Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений.

Данные Рекомендации переработаны с учетом последних изменений внесенных в действующее законодательство Российской Федерации в том числе с учетом законодательства о специальной оценке условий труда и предназначены для практического применения в работе всех организаций Профсоюза.

Президиум Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации

постановляет:

2. Руководителям региональных организаций Профсоюза:

2.1. Использовать настоящие Рекомендации в практической деятельности в целях повышения эффективности работы правовых, технических инспекторов труда ЦК Профсоюза и иных представителей профсоюзных организаций по защите прав и интересов работников медицинских организаций.

2.3. Активизировать практическую деятельность по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, в том числе путем укрепления инспекций труда ЦК Профсоюза.

2.4. Укреплять взаимодействие с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений норм трудового права, соглашений и коллективных договоров.

2.5. Развивать институт оперативного информирования членов Профсоюза о работе правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза.

2.6. На заседаниях президиумов комитетов региональных организаций Профсоюза рассматривать итоги работы правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза.

2.7. Довести до правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза настоящие Рекомендации.

3. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) довести настоящее постановление до руководителей региональных организаций Профсоюза для использования в практической деятельности.

Приложение
к постановлению
Президиума ЦК Профсоюза
от 4 октября 2016 года N 5-3

Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений

Основными задачами правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза является - осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюза (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей и других лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций.

I. Общие положения

1. Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее - Рекомендации) разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с положениями о правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза, утвержденных Президиумом ЦК Профсоюза с учетом обобщения итогов проведения проверок инспекторами труда Профсоюза по соблюдению работодателями норм трудового законодательства.

2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок учреждений здравоохранения (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав (далее - трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права) профсоюзным представителем или инспекторами труда, а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении соответствующих проверок.

3. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся с целью:

- выявления нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников учреждений здравоохранения всех форм собственности;

- обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников, являющихся членами Профсоюза;

- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников учреждений здравоохранения и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. В своей деятельности профсоюзный представитель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Уставом Профсоюза работников здравоохранения РФ, Положениями о правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза и настоящими Рекомендациями.

II. Планирование и порядок проведения проверки инспектором труда (профсоюзным представителем)

5. Председатель региональной организации Профсоюза обеспечивает формирование ежегодных (полугодовых) планов проведения инспекторами труда ЦК Профсоюза мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с учетом тематических проверок, утверждаемых Президиумом ЦК Профсоюза.

Планы по проведению проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут корреспондироваться с планами работы государственной инспекции труда, органов прокуратуры, органов управления в сфере здравоохранения, а также других государственных органов надзора и контроля.

Планирование мероприятий на предстоящий год, осуществляемых в целях соблюдения работодателями трудового законодательства необходимо начинать в четвертом квартале года, предшествующего плановому, с учетом анализа результата по ранее выявленным нарушениям. Особое внимание при планировании проверок уделять оптимизации медицинских организаций в ходе реформирования здравоохранения в соответствующем субъекте РФ (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

6. По истечении полугодия подводятся итоги работы инспектора труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на следующее полугодие. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обсуждаются на заседаниях выборных коллегиальных органах Профсоюза, а также могут обсуждаться на совещаниях или совместных с органами государственного надзора и контроля коллегиях.

7. В целях обеспечения учета и контроля проводимых проверок ведется соответствующий журнал, в котором производится запись о проведенном мероприятии, (дата, время, правовые основания, цели, задачи и предмет мероприятия, выявленные нарушения, составленные протоколы, выданные представления, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего(-их) данное мероприятие и его (их) подпись (приложение* к Рекомендациям).

8. Проверки проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных коллегиальных или единоличных органов организаций Профсоюза (председателя) (приложение N 2 к Рекомендациям).

9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:

- номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;

- наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(-ых) на проведение проверки;

- наименование юридического лица, в котором проводится проверка;

- сроки, цели, задачи и предмет проверки;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица (медицинской организации) одновременно с удостоверением инспектора труда ЦК Профсоюза или внештатного инспектора труда.

О времени посещения медицинской организации целесообразно предварительно договориться с руководителем, уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб организации и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.

11. В случае направления письменного уведомления работодателю в нем указываются: основание проведения проверки, дата проведения проверки, фамилия, имя, отчество инспектора труда (в том числе внештатного), уполномоченного на проведение проверки, контактный телефон и др.

12. При посещении медицинской организации инспектору труда следует представиться руководителю организации, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с правами и полномочиями инспектора труда (в том числе внештатного), разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам организации о подготовке необходимых документов для проверки.

В ходе проверки желательно не только работать с документами, но и встретиться с работниками, выслушать их жалобы и заявления, при необходимости взять объяснения должностных лиц по тем или иным фактам допущенных нарушений.

Одновременно необходимо поставить в известность председателя региональной организации Профсоюза (заместителя председателя) о факте воспрепятствования инспектору труда в проведении проверки.

При проведении проверки инспекторами труда (профсоюзным представителем) в случае отказа руководителя учреждения здравоохранения предоставить доступ к информации, содержащей персональные данные работника, необходимо разъяснить руководителю требования, относящиеся к передаче персональных данных работника.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" для осуществления своей уставной деятельности профессиональные союзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.


Согласно
ст.370 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условии коллективных договоров, соглашений. Действия представителей работников профессионального союза в части, касающейся запроса и получения от работодателя документов, содержащих персональные данные работников, необходимых для осуществления профессионального контроля за соблюдением трудового законодательства, подпадают под исключение, предусмотренное п.1 ч.2 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и не требует согласия указанных лиц на обработку их персональных данных.

Представители профессионального союза, получившие документы, содержащие персональные данные работника, обязаны соблюдать требования конфиденциальности и безопасности при их обработке, а также обеспечить их использование только в целях, для достижения которых они были предоставлены.

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель обязан передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"), и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Читайте также: