Что проверяет пфр в школе

Обновлено: 07.07.2024

Помимо камеральных проверок Пенсионный фонд проводит и выездные проверки работодателей (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Методические рекомендации, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда от 03.02.2011 № 345р).

Виды выездных проверок ПФР

Помимо камеральных проверок Пенсионный фонд проводит и выездные проверки работодателей (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Методические рекомендации, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда от 03.02.2011 № 345р).

Цель таких проверок — проконтролировать, правильно и рассчитаны и уплачены пенсионные взносы и взносы на обязательное медицинское страхование.

Выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся по утвержденному графику совместно с территориальным отделением ФСС.

Внеплановые проверки ПФР проводят только в определенных случаях, например, при ликвидации компании (письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 №19-5/10/2-1748). Такие проверки могут проходить и без участия ФСС России (ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как проходит выездная проверка

В ходе выездной проверки работники ПФР могут проверить период не больше трех лет, которые предшествуют году, когда было принято решение о проверки (ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В общем случае выездная проверка проходит в помещении организации. Но если плательщик не может предоставить помещение для проверяющих, то выездную проверку проводят на территории отделения ПФР (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Выездная проверка не может проводиться более 2 месяцев, однако в некоторых случаях ее могут продлить на четыре и даже месяцев (ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Узнайте о предстоящих проверках ПФР и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт

Компания получает решение о проведении проверки, подписанное руководителем (замруководителя) ОПФР. В нем, в частности, указывают проверяемый период и сотрудников ПФР, которые проводят проверку (ч. 1, ч. 4-9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Кроме того, компании передадут требование о представлении документов. Так, ОПФР может потребовать у компании копии документов, на основании которых исчислены и уплачены взносы, и документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, п. 7.4 Методических рекомендаций, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34р).

Документы нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования (ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Запрашивать документы, которые не относятся к предмету проводимой проверки, ПФР не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 №120р).

Итоги проверки

В последний день проверки сотрудники ПФР составят справку о проведении проверки. После этого в течение двух месяцев ПФР подготовит акт выездной проверки. Если компания не согласна с актом, то в течение 15 дней со дня его получения она может представить письменные возражения в территориальный орган ПФР (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Материалы проверки рассмотрит руководитель (замруководителя) ОПФР (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ) и решит, привлекать компанию к ответственности или нет. Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней. Если компания не согласна с решением, она может обжаловать его в судебном порядке (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Как только вы становитесь работодателем, готовьтесь к проверкам со стороны Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС). Проверяют в первую очередь отчетность — сходится ли она с контрольными показателями. Так же проверяется, применяете ли вы льготы, специальные пониженные тарифы и возмещаете ли денежные средства из фондовых бюджетов.

Рассмотрим подробнее суть этих проверок и требования фондов к работодателям. Отдельно расскажем про камеральные проверки, отдельно — про выездные.

Камеральные проверки ПФР и ФСС

Камеральные проверки касаются любых документов (отчетов), которые работодатель предоставляет в ПФР и ФСС. Они проводятся исключительно по данным отчетного периода.

Длительность проверки — 3 месяца с момента отправки отчетности. Если вы, к примеру, отправили квартальный отчет в конце апреля, результаты проверки могут прийти только в конце июля.

Срок ответа от работодателя — 5 дней с момента получения требований по результатам проверки. Требования вам могут пояснить устно — это решение Фонд примет самомтоятельно, после чего пригласит вас на встречу (ч. 3–4 ст. 34 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

По результатам камеральной проверки к вам может приехать выездная проверка, которая затронет уже 3 календарных года года (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о проверке принимает Фонд: без решения выездная проверка не проводится.

Выездные проверки Пенсионного Фонда и ФСС


Сроки выездных проверок прописываются изначально в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Стандартный срок проведения выездной проверки — до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до полугода.

Проверка ФСС: на что обращают внимание

Фонд Соцстрахования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные пособия и т п. Также анализируются ваши цели использования средств на выплату пособий.

Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.

После того, как данные были проанализированы, ответственные сотрудники Фонда составляют акт.

Внеплановые проверки ФСС

Специалисты Фонда потребуют от вас, проверяемой организации, представить заверенные копии документов, в которых расписаны расчеты и информация об уплате страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Вас могут попросить показать кадровые документы (трудовые книжки, табели, договоры ГПХ), зарплатные ведомости, документы по больничным, различные производственные акты и т п. Вы должны представить все документы в 10-дневный срок после получения требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Проверка ПФР: что нужно представить

Пенсионный Фонд смотрит, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34 Р, вас могут попросить показать учредительные документы, приказы по учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, вписку из банка и т п.

Кто находится в зоне особого внимания ПФР и ФСС?

В письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 детально описано, по какому принципу Фонды отбирают организации для проверок. Эти проверки не являются спонтанными.

Например, фонды обращают внимание на те компании, которые:

  • Имеют необлагаемые выплаты;
  • Применяют пониженные тарифы;
  • Имеют обнаруженные ошибки в расчетах по итогам камеральных проверок;
  • Не платят взносы несколько периодов подряд;
  • Постоянно исправляют отчеты, вносят корректировки и т п.

Мы рекомендуем сдавать отчеты без опозданий, проверять все расчеты и всегда иметь в наличии документы, эти расчеты подтверждаюшие и обосновывающие.

Автор статьи: Борис Юзефпольский

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

В соответствии с Федеральным законом № 167‑ФЗ [1] государственные (муниципальные) учреждения, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями. Данный статус накладывает на названные организации определенные обязательства, к которым, в частности, относится обязанность своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы, представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В свою очередь, ПФР имеет право проверять документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок. В статье мы рассмотрим вопросы, сопряженные с осуществлением таких проверок.

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ [2] , страхователи (в том числе государственные (муниципальные) учреждения) представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы), включающие:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

3) не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность предоставляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27‑ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167‑ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27‑ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

Ниже рассмотрим вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий, а также взаимодействием учреждения с проверяющими лицами ПФР.

Каков порядок назначения проверки?

Как следует из п. 5 Методических рекомендаций № 11п [3] , документальные (выездные) проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования проводятся на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР, которое оформляется в установленном порядке.

Из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась проверка персонифицированного учета, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ПФР.

Какие документы будут затребованы при проверке?

Примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованного лица, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 11п. Вот некоторые из перечисленных документов:

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.

На что обратят особое внимание контролеры?

Отметим, что в первую очередь проверяются индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию (достигающих пенсионного возраста) в течение ближайших двух лет. Если таковых работников в учреждении нет и численность работающих лиц – до 30 человек, проверка индивидуальных сведений будет проведена в отношении всех работников.

Если у организации большая численность, то осуществляется выборочная проверка (не менее 7% от общей численности). Однако обращаем внимание, что в случае установления недостоверных сведений специалисты ПФР вправе провести сплошную проверку (п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Что если обнаружены ошибки и несоответствия?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ при обнаружении в представленных страхователем данных ошибок и (или) несоответствий сведениям, имеющимся у ПФР, специалисты фонда направляют уведомление об устранении их в течение пяти рабочих дней. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Что если учреждение не согласно с результатами проверки?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, проверяемое учреждение в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. К письменным возражениям следует приложить документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений.

Каков порядок рассмотрения материалов проверки?

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР. Решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает учреждение о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов выносится решение (ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ):

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Можно ли обжаловать вынесенное решение?

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Федерального закона № 27‑ФЗ).

[3] Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 № 11п.

Светлана Симонова

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда

Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

страхователь обратился за выделением средств;

сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

Читайте также: