Что произошло с моисеем на горе синай кратко

Обновлено: 06.07.2024

На третий месяц после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив Горы Синай. Пред станом в грозном величии возвышалась священная гора, гранитные скалы которой отвесными утесами возносились к небу. Близлежащая местность была благоприятна для заселения ее многочисленным народом на длительный срок. Там было вдоволь воды, росли финиковые пальмы и деревья, годные на топливо и строительный материал. Стан зажил шумной жизнью. Новая система управления обеспечивала порядок.

Заключение Завета

Синайское законодательство и его значение

Но как ни величественна была Синайская гора, еще возвышенней были слова Самого Бога, которые сквозь громовые раскаты, молнии и дым доносились до слуха народа. Слова эти были простые, общедоступные и исполненные такого глубокого значения, что легли в основу как человеческой нравственности, так и его законодательства. Это было знаменитое десятословие, те десять заповедей Божиих, в каждой из которых открывалась вековечная истина. В первой заповеди открывался народу Сам Иегова, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он – не изобретение человеческого воображения, не простой символ природы, подобно идолам язычников; не отвлечение человеческого ума, подобно богам Нила, не способным сочувствовать человеку, нет, Он единый, живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. Но будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле.

В противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом – ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии (вторая заповедь). Имя Иеговы так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и во всяком пустом суетном деле или разговоре (третья заповедь). Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (суббота) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели (субботу) был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пятой заповеди определяются обязанности человека к своим ближним и, прежде всего, требуется почтение к родителям. Почтение к родителям издавна считалось нравственною обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшей законодательной санкции, и потому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих престарелых родителей или оставлять их без помощи. У древних народов мать вообще занимала низшее положение и после смерти своего мужа оставалась в подчиненном положении у своего старшего сына. Но теперь было заповедано, что сын, хотя и становился главой семейства, должен был также почитать свою мать, как почитал отец. Шестая заповедь установила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию.

Завет утверждается жертвенной кровью

Народ не мог до конца вынести особого присутствия Божия и просил Моисея быть посредником между ними и Богом. Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще заповеди, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни. Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей. Таким образом, договор или завет между Богом и израильским народом был скреплен жертвенной кровью. Этот Ветхозаветный Союз-Завет стал прообразом Новозаветного Союза-Завета между Богом и всем человечеством, который скрепил Своей Пречистой Кровью Сам Господь Иисус Христос.

Нарушение Завета

Восстановление Завета

Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей, призвав народ к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая, чтобы вознести горячую молитву к Господу о помиловании еврейского народа. Господь милостиво принял молитву праведника, повелел ему приготовить две каменные скрижали, подобные тем, которые он разбил, и опять взойти на гору. Приготовив две каменные плиты, Моисей поднялся на святую гору и пробыл там сорок дней и ночей в посте и молитве. В этот раз Господь особым способом показал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с радостной вестью вернулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так от него исходили лучи яркого неземного солнца (света). Поэтому, когда Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покрывалом.

Построение походного храма и его устройство

Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей объявил израильскому народу повеление Божие о построении Скинии (палатки), или походного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе необходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золота, серебра, меди и др). прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению скинии, доверив все связанные с ней работы двум прославленным мастерам – Веселиилу и Аголиаву. Вскоре строительство Скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама Скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены Скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся чистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

Преобразовательное значение Скинии

Ветхозаветное священство

Для совершения богослужений при Скинии необходимо было избрать особый класс глубоко верующих людей, которые не только совершали бы богослужения и были достойными посредниками между людьми и Богом, но и стояли бы на страже интересов истинной религии. Из всех израильских колен на такое ответственное и святое служение Богом было избрано колено Левино, так как оно не нарушило Завет, данный Богом, и ревностно защищало истинную религию. Ветхозаветное священство было разделено на три чина – первосвященнический, священнический и левитский. По повелению Божию в Первосвященнический чин Моисей возвел своего брата Аарона, а его сыновей поставил священниками. С этого времени первосвященники и священники должны были избираться из племени Аарона. Третий чин имели все представители колена Левина, которых называли левитами. Возведение в тот или другой чин сопровождалось особыми обрядами и жертвоприношениями, которые свидетельствовали о важности и ответственности данного священнического чина. С этой же целью священнослужителям даны были священные одежды, в которые они должны были облачаться во время совершения богослужения.

Первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, и поэтому он во время богослужения носил на груди наперсник (четырехугольник из материи с двенадцатью разноцветными камнями, по числу колен Израилевых, на каждом из которых было вырезано по одному имени). Только первосвященник, и то, однажды в год, имел право входить во Святая Святых для окропления жертвенной кровью крышки Ковчега. В этот день он приносил жертву за грехи всего Израиля. Первосвященник был главным хранителем закона и наблюдал за его исполнением. Священники обязаны были поддерживать неугасимый огонь в Скинии, приносить жертвы, возжигать курения, возносить к Богу молитвы народа и наставлять в законе Божием народ. Они имели право ежедневно входить в Святилище, где зажигали лампады, воскуряли фимиам и переменяли хлебы предложения. Все остальные левиты помогали священникам при богослужении, устанавливали Скинию, несли ее во время переходов.

Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.

О погребении пророка Моисея говорится в 34 (и последней) главе книги Второзакония . Согласно этой книге, пророк Моисей отошел ко Господу на горе Нево (или Аварим), с которой ему дозволялось взглянуть на чаемую им землю обетованную. Ступить на эту землю Моисей никак не мог. Ибо Бог лично разрешил ему только смотреть, но не вступать (Втор. 3:23–27).

По мысли протоиерея Геннадия Фаста , это (наказание - Христофор+) произошло "за воду Меривы, за то, что один раз и Моисей согрешил пред Ягве, за Божий гнев на ропот, непокорство и маловерие народа" (Этюды по Ветхому Завету. Книга 2. 10.1. Кончина и погребение Моисея).

На горе Нево величайший пророк обозрел уделы всех 12 колен Израилевых, удостоверился в их реальном существовании и отдал Богу душу. Согласно иудейскому преданию, Бог извлек душу Моисея из тела не абы как, но нежным поцелуем . Вот фрагмент предания с купюрами:

"Когда Моисей (в оригинале - Моше) лег, Бог сказал ему: "Закрой глаза," - и Моисей закрыл глаза. "Сложи руки на груди," - и Моисей сложил руки на груди. "Соедини ноги вместе," - и Моисей соединил ноги вместе. В это мгновение Бог позвал душу Моисея, чтобы она вышла из его тела. Но душа ответила: "Владыка миров! Ты вселил меня в тело Моисея на сто двадцать лет. И теперь в мире нет более чистого и праведного тела, чем у Моисея. …Я люблю его и не хочу покидать его" .В это мгновение Творец как бы нежным поцелуем извлек душу из тела Моисея" (Дварим раба 11:10).

Понятно, что в предании душа Моисея не очень хотела выходить из тела , к которому сильно привязалась за 120 лет обитания в нем. Больше того, душа пророка почему-то считала свое тело очень чистым и праведным (безусловно, если, конечно, абсолютно доверять иудейскому преданию).

Однако речь не о том. Автор желает обратить внимание читателей на тот факт , что после отшествия Моисея место его упокоения (а, значит, и тело) осталось сокрытым не только от широких масс, но и от избранных. Где находится могила Моисея не знает ни один иудей, ни один раввин. Второзаконие о месте погребения пророка говорит очень туманно :

"И умер там (там - на горе Нево: Христофор+) Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня" (Втор.34:5-6).

В этих стихах Иисус Навин (именно он и дописывал последние главы Второзакония) называет только страну. Это земля Моавитская. И город - Беф-Фегор . Согласно книге "Библейский культурно-исторический комментарий", в этих стихах речь идет не столько о городе, сколько об оазисе. Этот оазис (Беф-Фегор) называется "Хирбет–Айун–Муса (Ayun Musa)" и находится недалеко от Библейской Мерры и Суэцкого залива.

Иначе говоря, книга Второзаконие как бы говорит нам, что место упокоения Моисея находится "где-то в пустыне, у Беф-Фегора". И все.

Еще более загадочно выражается древний апокриф "Восхождение Моисея". В нем проводится мысль, что у Моисея нет и не может быть места упокоения на земле. Ни памятника, ни пещеры. Ибо ни одно место не может принять такого праведника. А "могила Моисея – от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона" (Восхождение Моисея").

Возникают вопросы : 1. Почему точное место погребения величайшего из пророков во Второзаконии не называется? 2. Что происходит с телом Моисея после исхода? 3. Кто хоронит тело вождя? Давайте разбираться.

1. Почему точное место погребения величайшего из пророков во Второзаконии не называется? Это самый легкий вопрос из всех. Ответ на него находим у свт. Иоанна Златоуста. Свт. Иоанн предполагает, что место упокоения Моисея (как и его тело) осталось сокрытым в целях предупреждения нечестия у иудеев. Ибо если бы тело Моисея осталось у них, то оно произвело бы "большой вред и для многих иудеев послужило бы соблазном" (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 5 на Евангелие от Матфея).

О том же самом говорит "Персидский мудрец" или Афраат (Иаков) Мудрый. У этого экзегета тело вождя скрывается, чтобы иудеи не сделали "гробницу его местом поклонения" (Доказательства 8. PS 1.1:379-380).

Таким образом, место погребения Моисея (а также его тело) скрывается для того, чтобы оно не превратилось в объект для идольского поклонения, в некоего "бога", во второго золотого тельца. Это объяснение кажется очень естественным и логичным. История Израиля насчитывает немало примеров обожествления предметов. Так, например, в Северном царстве царь Ровоам учредил культ поклонения золотым тельцам для того, чтобы его народ не ходил в Иерусалим, (3Цар.12:28). В этом же царстве народ также долгое время поклонялся медному змею , сделанному Моисеем. До тех пор, пока царь Езекия, сын Ахаза, этого змея не истребил (4Цар.18:5).


И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

Исход 3:7-8

Евреи — пожалуй, единственный народ на планете, у которого отношения с Богом похожи на семейные. Господь Бог Израиля склонен к обидам и приступам гнева, ему трудно угодить, зато он всегда защитит тех, кто ему верен. История Исхода, основополагающий еврейский миф и один из самых грандиозных эпосов в истории человечества, — история о том, как трудно и вместе с тем почётно быть избранным народом. А уж насколько тяжело быть главным пророком и вождём этого народа — представить невозможно.

То, что Исход следует сразу за книгой Бытия, повествующей о сотворении мира, изгнании первых людей из рая, Всемирном Потопе и основании израильского народа патриархом Авраамом, говорит о том, насколько важной оказалась для иудеев эта книга. По сути, именно Исход — история их формирования как нации, обретения собственных законов и государства. Разумеется, всё это послано Богом Яхве, а значит — священно и неприкосновенно.

Вот что рассказывает об этом Библия.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 1

Художники XVIII-XIX веков любили изображать масштабную картину исхода евреев из Египта. Смотрится действительно очень величественно

Но шли годы, Иосиф умер, евреев становилось всё больше (10-15 детей в семье было нормой), а новые фараоны стали думать, что на самом деле они ничего евреям не должны. Так что египтяне стали принуждать израильтян к тяжёлым работам и в конце концов обратили их в рабство.

Израильтяне находились в рабстве более двух веков, всё это время утешая и подбадривая друг друга легендой о грядущем спасении. Тем временем очередной фараон, видя, что рабы не прекращают размножаться, повелел убивать всех новорождённых еврейских мальчиков. Женщина по имени Йохавед в отчаянии положила своего младенца в плетёную корзину и отправила плыть по Нилу в надежде на божественное спасение. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай: Йохавед отправила свою старшую дочь Мириам присмотреть за малышом.

Как ни странно, крокодилы малышом не заинтересовались — зато заинтересовалась дочь фараона, отдыхавшая у реки. Принцесса приказала служанкам достать корзинку с младенцем и по совету очень кстати выскочившей из прибрежных кустов Мириам нашла для мальчика кормилицу-еврейку — ею оказалась, как нетрудно догадаться, Йохавед.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 9

Выловленный из воды Моисей, дочь фараона и совершенно случайно оказавшаяся рядом Мириам

Фараон, естественно, не согласился отпустить многочисленную бесплатную рабочую силу неведомо куда. Тогда Бог обрушил на страну серию стихийных бедствий и болезней, получивших название Десяти казней египетских. После десятой до фараона наконец-то дошло, что Моисей и его брат Аарон не шутят, и евреям было позволено уйти.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 20

В конце концов они допекли Бога своим неверием и тот проклял свой народ, заявив, что никто из тех, кто вышел из Египта, не увидит Земли Обетованной — она будет обретена лишь тогда, когда умрут все, кто успел побывать в рабстве. Так что евреям пришлось проблуждать по пустыне сорок лет, да и сам Моисей умер, увидев Ханаан лишь издалека. После этого начались завоевания израильтянами новых земель, но это уже совсем другая история.

Самое удивительное в этой грандиозной легенде — то, что она, возможно, выдумана от начала до конца. Хотя, казалось бы, убрать из истории божественное вмешательство и объявить счастливыми или трагическими случайностями всё, что без божественного вмешательства не объясняется, — и история великого переселения отдельно взятого народа готова.

Но проблема в том, что Исход евреев не подтверждается археологическими находками. В древнеегипетских текстах нет никаких упоминаний человека по имени Моисей и его брата Аарона. На Синайском полуострове, перекопанном археологами вдоль и поперёк, не обнаружено никаких следов перемещения огромной группы людей. В современном Израиле и Палестине, на территории которой находится древнейший город-крепость Иерихон (его разрушение с помощью громко звучащих труб описано в Исходе), также не найдено следов массового вторжения: здешние жители, несомненно, вели войны, но никаких новых поселений пришельцы извне не основывали и свою культуру в эти города не приносили. Более того, есть свидетельства (косвенные — в самой Библии), что семиты жили в этих местах с незапамятных времён и ниоткуда сюда не приходили.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 12

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 2

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 5

Рамзес II, Эхнатон, Хатшепсут — три претендента на роль фараона, не желавшего отпускать евреев

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 6

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 10

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 14

Однако параллели Книги Исхода с историей учёные ищут скорее для развлечения, чем для серьёзных доказательств (а евреи просто верят). Любопытнее другое. Дело в том, что в этой легенде множество бродячих мифологических и сказочных мотивов, а также исторических, но заимствованных из других культур. Так, законы, принесённые Моисеем с горы Синай (а он принёс оттуда не только скрижали с десятью заповедями), местами перекликаются с Кодексом Хаммурапи.

А история о спасении младенца Моисея из воды практически дословно совпадает с более древней легендой о детстве аккадского царя Саргона — этот великий правитель, известный и как военачальник, и как строитель храмов, был низкого происхождения. Надпись на одной из его статуй описывает, как он, будучи рождён в бедной семье, попал к своему приёмному отцу.


Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила.
Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь.
Она бросила меня в реку, река меня не потопила.
Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю…

Словом, очень похоже, что миф об Исходе был создан уже во времена, когда семитские царства Израиль и Иудея, они же Северное и Южное, были завоёваны сначала вавилонянами, а потом персами. Народ этих царств отчаянно нуждался в том, чтобы сохранить под игом завоевателей свою культуру, язык и поклонение единому Богу. Из осколков исторических преданий было собрано цельное полотно о том, как этот самый Бог позаботился о своём народе, избавив его от рабства и подарив прекрасную землю в вечное владение.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 24

Вавилонское пленение евреев, в отличие от египетского, археологией подтверждается

Гипотеза, выдвинутая историком, специалистом по древнееврейской культуре Стивеном С. Расселом, рисует довольно изящную картинку того, как могли собираться воедино куски мозаики. Северное царство Израиль сохранило предания кочевников-скотоводов, которые могли часто мигрировать в Египет и обратно, в зависимости от периодически настигающих эту страну кризисов, — поэтому сама идея Исхода могла принадлежать им. А Южное царство Иудея было занято частыми войнами с Египтом и своими соседями, поэтому ему принадлежат те страницы Исхода, где рассказывается о военных победах избранного народа над жителями Земли Обетованной.

Что, если Десять казней египетских были на самом деле? Точнее, так: будь они на самом деле, что могло бы их вызвать?

Гипотеза Марра и его коллег основывалась на предположении, что Десять казней начались с мощного извержения вулкана, сопровождавшегося взрывом. А что было дальше?

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 25

Встреча рассвета на горе Синай — популярное туристическое развлечение, благо извержение вулкана туристам не грозит

Так божественные казни в интерпретации учёных превратились в катастрофическое природное явление с разрушительными последствиями, которые лишили египтян пищи и поразили их болезнями. То, что эту катастрофу пережили евреи, могло быть позднейшей вставкой в рассказ о реальном ужасном событии.

Моисей и Исход: миф и реальная история в Библии

Вулкан, с которого всё это началось, мог быть Санторином — именно его извержение и взрыв уничтожили минойскую цивилизацию Крита (ту самую, которая построила Кносский дворец с его лабиринтом и Минотавром). До Египта всё это докатилось в виде волны цунами, облака пепла и грозы. Кстати, разошедшиеся перед евреями воды Красного моря тоже могли быть последствием цунами.

Другой потенциальный виновник казней — вулкан Алаль Бадр на территории Саудовской Аравии. Его также считают главным кандидатом на роль горы Синай, учитывая, что во время беседы Моисея с Богом вершину горы окутывало грозовое облако, пышущее молниями. Отождествление ныне существующей одноимённой горы с местом библейских событий восходит к более поздней традиции.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 21

Женой Эхнатона была та самая Нефертити, в честь которой до сих пор называют салоны красоты

Современный египетский писатель Ахмед Осман, известный своими ревизионистскими конспиролигическими теориями а-ля Николай Фоменко, вообще считает, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо. Есть также любительская гипотеза о том, что царевной, спасшей младенца Моисея, была Хатшепсут, дочь Тутмоса I и одна из четырёх египетских фараонов-женщин. Она правила в XV веке до нашей эры, за 300 лет до Рамзеса II. В этой гипотезе сам Моисей отождествляется с фараоном Тутмосом II, сводным братом и мужем Хатшепсут (инцест в семьях египетских фараонов был нормой и даже обязанностью), либо с архитектором Сенмутом, которой мог быть её фаворитом. Косвенно эта гипотеза подтверждается тем, что внешность Тутмоса II, если судить по статуям и изображениям, была скорее семитской, чем египетской. Однако исторический Тутмос II, хоть и совершил некоторое количество успешных военных походов, ни в каких попытках вывести из Египта семитский народ не был замечен.

Пасха мимо

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 23

Десятая, решающая казнь: ангел смерти забирает первенцев египтян и не замечает евреев

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
(Исход 12:12-14)

Тайная вечеря, описанная в Новом Завете, была традиционной трапезой Песаха, который начинают праздновать в 14-й день весеннего месяца нисана и продолжают в течение семи дней. Иисус, будучи евреем по рождению и воспитанию, придал ей новое содержание. А во времена раннего христианства именно в эти дни начали совершать богослужения и трапезы в память о крёстной жертве Христа, которые тоже стали называть Пасхой. Но ни о каком Исходе евреев из Египта христиане уже не вспоминают.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 29

Моисей, в отчаянии разбивающий скрижали с десятью заповедями, — один из ярчайших драматических моментов Исхода. Таким его изобразил Рембрандт

Легенда об Исходе оказалась настолько мощным и монументальным повествованием, что долгое время не имела в культуре иных интерпретаций, кроме собственно библейского текста. Логичнее всего было перевести эту историю на язык музыки, искусства, умеющего выражать невыразимое и описывать неописуемое. Именно композиторы первыми и взялись за эту сложную задачу — в эпоху барокко, тяготеющую к пышным усложнённым структурам, ярким эмоциям и идее Бога как непостижимого и подавляющего своим величием верховного существа.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 8

Нередко, изображая Исход, художники рисовали героев в одежде как у своих современников

Если личность пророка Моисея ещё поддавалась осмыслению в литературе, а эпическое настроение Исхода — в музыке, то полностью показать все грандиозные события, описанные в книге, мог только кинематограф. Книга Исхода словно только и ждала появления и расцвета Голливуда, с самого начала тяготевшего к гигантомании.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 15

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 28

Берт Ланкастер (вверху) и Бен Кингсли (внизу) в роли Моисея

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 27

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 18

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 3

Исход: боги и сайлоны

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 30


Изложение Нагорной проповеди предваряется словами евангелиста: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. (Мф. 5:1–2).

Горы всегда имели особое значение для человека. Даже в наши дни пребывание в горах ассоциируется в сознании многих людей не только с чистым воздухом и прекрасными пейзажами, но и с освобождением от суеты, возможностью побыть наедине с собой, с природой и с Богом. В сознании ветхого Израиля горы однозначно ассоциировались с присутствием Божиим. Псалмопевец говорит: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120:1–2).

Если для того, чтобы получить помощь от Бога, достаточно возвести очи к горам, то для того, чтобы встретиться с Богом, необходимо подняться на гору. Нередко Бог назначает человеку свидание не где-нибудь, а именно на горе.

Еще один пример — явления Бога Моисею в пустыне Синайской. Согласно повествованию книги Исход, Моисей восходит на гору, и Бог взывает к нему с горы. Моисей спускается к народу, пересказывает ему слова Божии, а потом вновь поднимается, чтобы услышать повеление Бога вернуться к народу и освятить его в течение трех дней:

Но и на этот раз Бог повелевает Моисею вернуться к народу и предупредить, чтобы никто под страхом смерти не приближался к горе. Только после того как Моисей восходит на Синай в четвертый раз, Бог изрекает заповеди, которые ложатся в основу так называемого Моисеева законодательства. Моисей пересказывает их народу и записывает. Но синайское богоявление на этом не кончается. Бог вновь призывает Моисея, и вновь встреча происходит на горе:

Когда Моисей спускается с горы, он обнаруживает, что за время его сорокадневного отсутствия народ отступил от Бога и начал поклоняться золотому тельцу. Он в гневе разбивает скрижали с записанными на них заповедями Божиими. Но Бог вновь призывает его: Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы (Исх. 34:1–2). Вновь встреча Моисея с Богом происходит на горе, и вновь Моисей получает от Бога наставления, которые должен, сойдя с горы, пересказать народу.

С горой Синай, известной также под именем Хорив, связано явление Бога пророку Илии. К этой горе Илия шел сорок дней и сорок ночей. После того как он приблизился к ней, Бог сказал ему:

Помимо Синая еще одна гора имела для народа израильского особое значение — Сион. На этой горе Давид построил свой город (2 Цар. 5:7–10). Ее же он многократно воспел в псалмах:

Согласно иудейской традиции, Сион — та самая гора в земле Мориа, на которую восходил Авраам, чтобы принести в жертву Исаака. На этой горе, по христианскому преданию, был погребен первый человек — Адам; на ней же был распят Иисус Христос.

В течение Своей земной жизни Иисус многократно поднимался на горы. В одном только Евангелии от Матфея мы встречаем восемь таких эпизодов 4 . В начале этого Евангелия мы читаем о том, как диавол берет Иисуса на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их (Мф. 4:8). Затем Иисус восходит на гору для произнесения Своей первой проповеди (Мф. 5:1). После того как в пустынном месте Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Он восходит на гору, чтобы помолиться наедине (Мф. 14:23; Мк. 6:46). Далее мы видим, как, взойдя на гору, Он исцеляет хромых, слепых, немых, увечных и иных многих (Мф. 15:30). Одно из главных чудес Иисуса — Преображение — происходит тоже на горе (Мф. 17:1–3; Мк. 9:2–4; Лк. 9:28–30). На горе Елеонской Иисус отвечал на вопрос учеников о признаках Его второго пришествия (Мф. 24:3; Мк. 13:3). По окончании Тайной Вечери Иисус с учениками, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26:30; Мк. 14:26; Лк. 22:39). Там же, в Гефсиманском саду, Иисус молится Отцу о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша сия (Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:41–46). Наконец, после воскресения Иисуса одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились (Мф. 28:16–17) 5 .

К этим эпизодам можно добавить рассказ Марка и Луки о том, как Иисус взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать (Мк. 3:13–14; Лк. 6:12–13). Следует также отметить, что, согласно Иоанну, насыщение пяти тысяч пятью хлебами происходило на горе (Ин. 6:3). Иоанн упоминает о том, как Иисус после посещения храма пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм (Ин. 8:1–2). Из слов Луки мы узнаём, что восхождение на эту гору было у Иисуса в обычае: Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21:37). Лука — единственный из евангелистов, кто уточняет, что после Тайной Вечери Иисус пошел на гору Елеонскую по обыкновению (Лк. 22:39).

Для странствующего проповедника, каким был Иисус, восхождение на горы, казалось бы, не было обязательным. Все основные дороги пролегали по равнинам, и при желании можно было легко избежать гор, общаясь с людьми в городах и селах. Между тем мы видим, как Иисус вновь и вновь восходит то на одну, то на другую гору. Иногда Он поднимается один — чтобы остаться наедине с Отцом. Иногда берет с Собой учеников. А иной раз целые толпы народа поднимаются вслед за Ним — в надежде услышать Его слово или получить исцеление.

Образ Иисуса, восходящего на гору, чтобы преподать наставление ученикам, а через них народу, напоминает о Моисее, восходящем на гору, чтобы получить от Бога наставление и передать его людям. Однако между двумя образами есть существенная разница. Моисей поднимается один, и народу строжайшим образом запрещено приближаться к горе; Иисус берет с Собой на гору тех, кому Он намеревается преподать новое учение, восполняющее Моисеево законодательство и призванное отныне служить нравственным мерилом для Его последователей. Моисей восходит на гору для встречи с Богом; Иисус Сам является Богом, Который приглашает людей на гору для встречи с Собой. Моисей поднимается на гору несколько раз и каждый раз, спускаясь, пересказывает народу то, что услышал от Бога; Иисус вместе с народом поднимается на гору один раз и говорит людям то, что они должны услышать.

Согласно преданию, появившемуся в IV веке, гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь, находится недалеко от Галилейского озера: называется она горой Блаженств, и с нее открывается живописный вид на озеро и окрестности 6 . В отличие от скалистого Синая, высота которого достигает 2285 метров, гора Блаженств имеет высоту лишь 110 метров, и восхождение на нее не представляет особого труда. Сам внешний вид этой горы, окруженной плодородными землями, напоминает о кротком Учителе, Который пришел не для того, чтобы в громах и молниях возвестить народу израильскому суровые законы, но для того, чтобы в веянии тихого ветра возвестить человечеству новые богооткровенные истины.

Слова Иисуса в Нагорной проповеди — это не плод книжной мудрости. Это слова Самого Бога, обращенные к человеку. От обычных человеческих слов они отличаются и по форме, и по содержанию. И именно осознание того, что слова Нагорной проповеди принадлежат Богу, а не просто человеку, пусть даже пророку и учителю, является ключом к пониманию ее смысла и значимости. Именно Бог в свое время призвал Моисея на гору Синай, чтобы дать ему каменные скрижали с заповедями для народа израильского. И именно Бог инициирует Новый Завет с Новым Израилем через Своего Сына, Который в Нагорной проповеди торжественно оглашает то, что Сам Бог через Него хочет сказать людям.

2. Выделено нами. — М. И.

3. Выделено нами. — М. И.

4. О символизме гор у Матфея см.: Lee D. Transfi guration. P. 43–46.

5. Некоторые ученые высказывают предположение, что Иисус после воскресения встретился со Своими учениками на той же самой горе в Галилее, на которой Он произнес Нагорную проповедь, являющуюся ядром того, чему ученики должны были научить все народы. См.: Schnelle U. Th eology of the New Testament. P. 438.

Читайте также: