Что признается предвыборной агитацией кратко

Обновлено: 07.07.2024

Предвы́борная агита́ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Содержание

Официальное толкование

4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) ;

Легальная предвыборная агитация

Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов [1] .

Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами [2] .

Нелегальная предвыборная агитация

См. также

Примечания

  1. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 48. Ч. 2.
  2. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 48. Ч. 3.
  3. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 45. Ч. 5.
  • Избирательное право
  • Связи с общественностью

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Предвыборная агитация" в других словарях:

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ, в избирательном праве (см. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО) деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против кандидатов (списков… … Энциклопедический словарь

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) … Юридический словарь

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — В избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

Предвыборная агитация — (англ. election agitation) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме деятельность граждан РФ … Энциклопедия права

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) … Юридическая энциклопедия

Предвыборная агитация — См. Агитация предвыборная … Российское избирательное право: словарь-справочник

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) … Энциклопедический словарь экономики и права

предвыборная агитация — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). * * * (англ. election… … Большой юридический словарь

1. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 1.1 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

1.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а действия, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

2. Предвыборная агитация может проводиться:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ подпункт 1 пункта 2 статьи 49 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

ГАРАНТ:

См. практические рекомендации Роскомнадзора от 19 января 2018 г. для редакций средств массовой информации по соблюдению требований законодательства РФ о выборах

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 3 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в подпункт 6.1 пункта 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

6.1) международным организациям и международным общественным движениям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в подпункт 7 пункта 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

8) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ пункт 5 статьи 49 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 6 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1

6.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ пункт 7 статьи 49 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 6.1 настоящей статьи, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

1) на использование политической партией высказываний выдвинутого ею кандидата о данной политической партии;

2) на использование обнародованных высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) на цитирование высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1

7.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования политической партией изображений выдвинутого ею кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц, либо использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц. При этом получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 9 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети "Интернет" и в течение указанного срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата.

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8 1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е 1 ) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8 1 . Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

9. Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;

б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;

в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

г) на использование изображений кандидатов, выдвинутых на соответствующих выборах;

д) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, со своими супругом, детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

________________
1 Как указано в пункте 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П, введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) – с другой, как направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июня 2006 года № 7-П (пункт 3.1 мотивировочной части) // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

явная неадекватность освещения какого-либо события (предвыборного меро­приятия того или иного кандидата, избирательного объединения) информационному поводу. Это может проявляться как в чрезмерном освещении незначительного события, так и в замалчивании информации о явно вызывающем общественный интерес событии. При этом, однако, необходимо учитывать, были ли представители организаций, осуществляющих выпуск СМИ, своевременно уведомлены о соответствующем предвыборном мероприятии;

систематичность (в нескольких номерах периодического печатного издания, нескольких выпусках теле- или радиопередачи) и тенденциозность (с устойчивым преобладанием позитивных или же негативных оценок) освещения конкретной, имеющей непосредственное отношение к избирательным кампаниям кандидатов, избирательных объединений, темы одним автором (скорее – агитационная цель автора, хотя не исключена и цель редакции). Иной вариант – явно тенденциозная компиляция материалов разных авторов, посвященных конкретной, имеющей непосредственное отношение к избирательным кампаниям кандидатов, избирательных объединений, теме (скорее – агитационная цель редакции, хотя не исключена и цель отдельных авторов);

Ограничение для кандидата, политической партии свободы выбора содержания агитационного материала, распространяемого на телевидении, предусмотрено пунктом 5 2 статьи 56 комментируемого Федерального закона, введенным Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ.

________________
1 См.: С.В. Большаков, А.Г. Головин. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации // М. Весь Мир. 2006. С. 92–93; в решении Большого жюри Союза журналистов России от 19 ноября 1999 года были предложены следующие критерии квалификации соответствующей деятельности в качестве агитационной, которые, на наш взгляд, служат признаками наличия в деятельности представителя СМИ агитационной цели: 1) в выпусках аналитической программы допускалось смешение информации и комментария, а также отождествление мнений и версий с установленными фактами; 2) выпуск в эфир компрометирующей информации без принятия должных мер к ее проверке с обращением к объекту критики; 3) несоблюдение требования качественно равного изложения позиций обвинения и защиты; 4) проведение информационной кампании по целенаправленной дискредитации граждан и организаций; 5) несоблюдение международной Декларации принципов поведения журналистов, обязывающих оперировать только фактами, которые установлены журналистом лично, использовать только достойные методы получения информации и делать все возможное для исправления любой опубликованной информации в случае, если установлено, что она наносит урон искажением истины. – См.: Федотов М.А. СМИ в избирательной кампании: нормы и практика // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году // М.: 2000. С. 23–31.

5. В комментируемом пункте закреплен один из основополагающих принципов проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: если проведение агитации влечет расходы, то эти расходы оплачиваются из избирательного фонда, фонда референдума. Данное требование корреспондирует требованиям пунктов 5 и 6 статьи 59 комментируемого Федерального закона. Оплата расходов на агитацию за кандидата, избирательное объединение (т.е. и за список кандидатов) может производиться только из избирательного фонда данного кандидата, избирательного объединения, вместе с тем нельзя считать нарушением данного требования оплату агитации за кандидата из избирательного фонда выдвинувшего его избирательного объединения и оплату агитации за избирательное объединение из избирательного фонда выдвинутого им кандидата, поскольку в данном случае агитация за кандидата означает и агитацию за избирательное объединение и наоборот. Если же агитация проводится против какого-либо кандидата (кандидатов), списка (списков) кандидатов, то конкретизация, из какого избирательного фонда она оплачивается, не требуется.

Исключение из правила комментируемого пункта 5 содержится в положении пункта 6 статьи 59 комментируемого Федерального закона о том, что избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

С учетом возможности совмещения дней голосования на разных выборах следует особо отметить, что оплата агитационных материалов в поддержку либо против какого-либо избирательного объединения, кандидата из избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов на других выборах, кандидата, выдвинутого на других выборах, является нарушением требований комментируемой нормы. Ответственность за это нарушение предусмотрена частью 1 статьи 141 1 УК РФ, статьями 5.18, 5.20 КоАП РФ. Вместе с тем положения комментируемого пункта не препятствуют выпуску кандидатами агитационных печатных и иных материалов, оплаченных совместно несколькими кандидатами (как на одних и тех же выборах, так и на выборах разного вида и уровня) из своих избирательных фондов (в долях, соответствующих объему агитации за каждого из них).

________________
1 СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках, предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда. Что касается участия граждан в финансировании предвыборной агитации, то оно заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются законом (пункты 5 и 10 статьи 58) (пункт 3 мотивировочной части). Указанным постановлением были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения комментируемого пункта 5 статьи 48 и статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 комментируемого Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов 1 .

________________
1 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
2 Российская газета. 1995. 17 янв.
3 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.

Для лиц, замещающих государственные должности или выборные муниципальные должности, в пункте 8 комментируемой статьи установлен особый режим проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, а в пункте 8 1 – особый режим агитации по вопросам референдума.

Список лиц, которым запрещено проводить агитацию при исполнении должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, дополнен руководителями негосударственных организаций, что обусловлено изменениями в пунктах 4 и 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона.

________________
1 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1. Ч. I. Ст. 6.
2 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
3 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
4 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855.

религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;

религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях;

в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Согласно пункту 3 статьи 7 указанного Федерального закона право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии имеют также религиозные группы. При совершении указанных обрядов и церемоний запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума любым членам и участникам религиозных организаций, религиозных групп.

________________
1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
2 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

________________
1 См.: пункт 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.

Административная ответственность за нарушение запретов, установленных комментируемым пунктом, предусмотрена статьей 5.11 КоАП РФ.

________________
1 СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4916.

Нарушение требований комментируемого пункта влечет ответственность кандидата, избирательного объединения по статьям 5.8 и 5.12 КоАП РФ.

____________
1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

________________
1 См.: Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2004 года № 1315 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4110.


Особое внимание в избирательном законодательстве уделяется информационному обес­печению выборов, включающему в себя информирование избира­телей и непосредственно саму предвыборную агитацию. Послед­няя, в свою очередь, способствует гласности проведения выборов, а также осознанному волеизъявлению граждан.

Информирование избирателей осущест­вляют органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законо­дательством о выборах.

Размещаемые в средствах массовой информации или распро­страняемые иными способами информационные материалы должны подаваться в доступной для избирателя форме, не нарушать равен­ство кандидатов и, что самое главное, быть достоверными и объективными.

Право на предвыборную агитацию представляет собой относи­тельно самостоятельное правовое явление.

Выделяют следующие основные признаки предвыборной агитации:

1. призывы голосовать за кандидата или кандидатов, список кандидатов, либо против него (них);

2. выражение предпочтения какому-либо кандидату или избира­тельному объединению, за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;

3. описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;

4. распространение информации, где преобладают сведения о каком-либо кандидате или кандидатах, избирательном объединении в сочетании с положительными или отрицательными комментариями в их адрес;

5. распространение информации о деятельности кандидатов не связанных с их профессиональной деятельностью или исполнение ими своих должностных обязанностей;

6. деятельность, способствующая созданию позитивного или нега­тивного отношения избирателей к какому-либо кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата или список кандидатов.

Важно отметить, что перечисленные в пунктах 2-6 признаки предвыборной агитации, признаются таковыми, если указанные действия совершаются средствами массовой информации неоднократно и с целью вызвать у избирателя желание голосовать за вышеназванных субъектов.

Избирательное законодательство устанавливает следующие ос­новные формы проведения предвыборной агитации:

- на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях;

- посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиови­зуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Избирательным законодательством Российской Федерации вы­деляются следующие виды предвыборной агитации, которые осу­ществляются через средства массовой информации:

- выступление – личное обращение кандидата к избирателям с изложением предвыборной программы;

- интервью – ответы кандидатов, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные журналистами в ходе личной встречи;

- пресс-конференция - изложение кандидатом своей предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;

- предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов по широкому кругу общественно-значимых проблем, решение которых прилагается в соответствующих предвыборных программах;

Предвыборная агитация, по своей сути предоставляющая широкую возможность субъектам правоотношений участвовать в агита­ционном процессе, выделяет две группы субъектов права на предвы­борную агитацию, которые занимают различное правовое положение.

К таким разновидностям относят общий и специальный субъекты предвыборной агитации. К первой категории субъектов избирательное законодательство относит всех граждан Российской Федера­ции, обладающих избирательными правами.

К числу специальных субъектов права на предвыборную агитацию избирательное законодательство причисляет – кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.

Правовое положение субъектов агитационной деятельности при ее претворении в жизнь также различно.

Например, избирательное законодательство предоставляет спе­циальным субъектам дополнительные права:

- право на доступ к средствам массовой информации для прове­дения предвыборной агитации;

- право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов;

- право на получение от органов государственной власти и ме­стного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

В агитационной деятельности не могут участвовать члены из­бирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объ­единения, а также лица, замещающие государственные и муници­пальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или слу­жебных обязанностей или с использованием преимуществ должно­стного или служебного положения.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности; пре­дотвращению изготовления подложных и незаконных предвыбор­ных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соот­ветствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно опре­делять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Не допускается изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласования с автором. Журналисты, другие творческие работники, а также должност­ные лица средств массовой информации, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении из­бирательной кампании через средства массовой информации.

Действенным инструментом определения электоральных настрое­ний граждан при подготовке к предвыборной агитации является прове­дение социологических опросов общественного мнения, их политиче­ских приоритетов и взглядов. Опубликование в средствах массовой информации результатов таких социологических опросов с одной сто­роны может способствовать ознакомлению избирателей с предпочте­ниями и настроениями электората, с другой оказать влияние на формирование убеждений и конкретной позиции избирателей.

Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в избирательную комиссию муниципального образования списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

В средствах массовой информации предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке.

Средства массовой информации не вправе допускать публикации, пере­дачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации кандидатов. Они обязаны предоставить возможность опубликовать, пере­дать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. На­рушение этих норм закона может повлечь судебную ответствен­ность этих средств массовой информации и их должностных лиц.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставлять всем кандидатам помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на безвозмездной основе для проведения предвыборной агитации.

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность при проведении агитационных публичных мероприятий.

Субъекты агитационной деятельности вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности и для проведения агитационных публичных мероприятий.

Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводят­ся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыбор­ных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением из­бирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную ко­миссию, зарегистрировавшую кандидата.P>

Органы местного самоуправления по предложению избиратель­ной комиссии, комиссии референдума не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны на территории каждого избирательного участка обору­довать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и знакомиться с информацией. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам равной площади для размещения таких материалов.

Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов без согласия собственников, а также на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.

Граждане Российской Федерации вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.

Однако, при проведении агитации избиратели могут пользоваться не всеми её формами, предусмотренными законом. Например, избиратели не имеют права выпускать печатные агитационные материалы, права доступа к средствам массовой информации. Данные ограничения для избирателей обусловлены тем, что оплата теле- и радио эфирного времени, печатной площади, агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов кандидатов.

Финансирование предвыборной агитации осуществляется исключительно из средств избирательных фондов. Факт признания обязательности финансирования предвыборной агитации исключительно из средств избирательного фонда является принципиально важным фактором в первую очередь для обеспечения равенства прав граждан, избирателей и непосредственно самих кандидатов.

Законодательство России о выборах предусматривает определённые ограничения при проведении предвыборной агитации, выражающиеся в качестве требований о недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации. Так, например, запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, предвыборная агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. Данные меры берут своё начало из конституционных норм.

При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах.

В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.

Председатель ЦИК Карелии, руководитель Карельского регионального отделения АЮР встретился с директором Северного института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

--> Председатель ЦИК Карелии, руководитель Карельского регионального отделения АЮР встретился с директором Северного института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Состоялось заседание ЦИК Карелии

03.03.2022
Состоялось заседание ЦИК Карелии

Члены ЦИК Карелии провели встречу со студентами ПетрГУ

03.03.2022
Члены ЦИК Карелии провели встречу со студентами ПетрГУ

Читайте также: