Что послужило причиной краха костылевской ночлежки кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Пути, приводящие на "дно".
2. Что послужило причиной краха костылевской ночлежки?
3. Что любят и что презирают обитатели ночлежки? Какова их система ценностей?
4. С чем пришёл в ночлежку Лука и что он разрушил?

2) Отчаяние человека, ставшего жертвой своей судьбы, всегда приводит к краху.

1-Сатин попал на "дно" после того, как отсидел в тюрьме за убийство (акт 1)

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

Клещ потерял работу, хотя "честный труженик", "с малых лет работал" (акт 1).

Бубнов ушёл из дома "от греха подальше", чтобы не убить жену и её любовника, лишился "своего заведения" и оказался в ночлежке, хотя сам признаётся, что "ленив", да ещё и запойный пьяница, "пропил бы мастерскую" (акт 3).

Актёр когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в "Гамлете" могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, "пропил душу" (акт 2). Слаб душою. Клещ сопротивляется - результат тот же.


Нищий Бубнов, в прошлом хозяин мастерской, также живёт в ночлежке и работает картузником, сломившись под давлением внешних обстоятельств — среды, которая его окружает, подлой, грязной, без добрых людей. Сатин — 40-летний пьяница, который привык существовать за счёт шулерства и не хочет жить честно. Актёр ждёт, что его вылечат в чудесной лечебнице, от которой он узнаёт от Луки, бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу, но, утратив духовную опору в лице странника, кончает жизнь самоубийством. Он надеялся на чью-то помощь и не верил в себя, в способность собственными усилиями вернуться к прежней жизни — играть на сцене.

Печально, что в наше время есть немало подобных людей, не желающих что-либо делать, чтобы жить достойно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Каков конфликт драмы

  • Девушка постоянно подвергается насмешкам, издевательствам. Она – женщина легкого поведения, которая постоянно читает любовные романы, верит в чистую любовь. Настя мечтает, как ее заберет какой-нибудь Рауль, вытащит из болота, в которое она попала;
  • Для сожителей ее мечты кажутся глупыми, смешными, учитывая то, чем она занимается. Настю все время дразнят, подшучивают над ней;
  • Горький в образе девушки показывает, что сохранить чистую душу, веру в чудо можно в любых обстоятельствах;
  • Через поведение ночлежников автор передает потерю человеческого лица, моральную скудность.

В пьесе противопоставлены два понятия – правда и сострадание. К завершению истории становится понятным, что преимущество получает правда. Сострадание Луки никак не помогло героям:

  • Актер, не выдержав борьбы с самим собой, повесился;
  • Пепел оказался в тюрьме;
  • Наталья попала в больницу;
  • Утешитель Лука пропал.

Отдельно писатель рассматривает конфликт жителей пристанища и действительности. Однозначное решение отсутствует. В пьесе не раз говорится: жизнь, состояние человека зависят от его отношения, действий. Однако, рассмотрев Костылева, Василису, можно увидеть отсутствие человечности. Все их поступки предопределены получением выгоды, дохода. Именно эти герои являются хозяевами жизни.

По мнению современников, писатель ввел персонажей Костылевых, чтобы осудить представителей государственной власти, уставы существующего строя в стране.

В бытовом конфликте пьесы присутствуют три персонажа – Наташа, Пепел, Василиса. Владелец ночлежки женился на Василисе, но она не любит мужа. Главная цель брака для нее – выбраться из нищеты. Девушка утешается, изменяя мужу с Пеплом. Ее мучает ревность любовника к Наташе, которая приходится ей родной сестрой.

Василиса постоянно оказывает психологическое давление на Наталью, бьет ее, несмотря на признание Пепла. Мужчина отказался от Василисы. Он остается с Наташей. Поражение приводит сестру в ярость, она вместе с мужем избивает Наташу. Пеплу приходится заступиться за девушку, убить владельца пристанища.

Несоответствие человека и общества описывается во многих эпизодах. Яркий пример – персонаж Сатин. Мужчина образованный, неглупый, знающий. Он вполне мог бы стать среднестатистическим членом общества, добиться уважения. Ему не позволяет этого сделать постоянное противопоставление себя принятым канонам.

Актер, которому автор не дал имя, не смог побороть тягу к бутылке. Человек творческой души остро переживал проблему. В завершении постановки он покончил с собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Драматургические поиски начала XX века

Алексей Максимович Горький

Мы изучали его рассказы в 9 классе. Как вы помните, молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Когда сам Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдоним Горький, в этом уже был вызов, брошенный литературной среде, сама писательская судьба сквозила в этом псевдониме.

Стать босяком для героев Горького значило сохранить свободу ценой отказа от имущества. Действительно, недоумевают они, зачем обладать собственностью, если тебе не принадлежит твоя жизнь? Что и говорить, для тех, кто по каким-то причинам лишился собственности, такое самооправдание превращалось в жизненную философию.

История создания

Сохранились воспоминания о том, как писатель представлял будущую концовку пьесы.

Со временем писатель отказался от замысла показать, как честный труд преображает людей и вытаскивает их даже с самого дна.

Композиция пьесы

В поисках спасения

С появлением в ночлежке Луки — странствующего старика — драматический конфликт обостряется, и все события словно ускоряются. Ведь старик приносит в ночлежку надежду. Они так ждут её, так верят, что даже не задумываются — а он-то кто? Почему самому Луке приходится ночевать рядом с ними? Почему на старости лет он так и не обрёл своего угла? Да что угла, даже паспорта у
него нет. И всё же есть у него одна важная черта, которой он отличается от ночлежников: это — способность к состраданию, умение утешать и жалеть.

Не все безусловно верят Луке, но все хотят ему поверить. Ночлежники видят, что намерения Луки — добрые, что этот бездомный старик сострадает им, хотя и сам нуждается в сострадании.

Выдающееся драматургическое мастерство Горького проявилось в том, что постановкой и обсуждением философских вопросов он сближает зрителей и ночлежников. Конечно, бытовые проблемы ночлежников вряд ли смогли бы надолго задержать зрительский интерес. Горькому удалось показать, что люди всегда и везде остаются людьми, если у них находятся силы обсуждать высокие человеческие вопросы: судьба, Бог, совесть, надежда.

Герои в поисках истины

Лука пытается предотвратить убийство Костылёва. Он советует Ваське Пеплу уйти вместе с Наташей. Однако всё заканчивается трагически.

Драматургическое новаторство М. Горького проявилось в философичности пьесы и в напряжённых диалогах, развёрнутых в полифоническом театральном действии. В пьесе нет ничего однозначного. За каждым героем — своя правда и свои заблуждения, и даже монолог Сатина, казалось бы однозначно призывавший людей к уважению и гордости, вызывал острые споры критиков и зрителей.

Лука и Сатин

В первых постановках роль Сатина играл замечательный русский артист и театральный деятель Константин Сергеевич Станиславский. В своих воспоминаниях он рассказал о том, как Горький работал над этим образом, как создавался образ Сатина:

Новаторство Горького-драматурга

В философской насыщенности пьесы, в том, что напряжённые диалоги о важнейших проблемах бытия разворачивались в полифоническом театральном действии, и проявилось драматургическое новаторство Горького.

Решаем читательские задачи

Что любят и что презирают обитатели ночлежки? Какова их, как принято говорить, система ценностей?

Что артистического осталось в Актёре?

С чем пришёл в ночлежку Лука и что он разрушил?

Каким ночлежники запомнили Луку: заносчивым или милосердным, доброжелательным или опасным?

Почему прославляющий человека монолог произносит пьяный Сатин?

Критики в течение многих лет воспринимали Сатина в качестве антипода Луки, персонажа, который ему противопоставлен. Но разве мы не видим в словах Сатина понимания Луки? Противоречит ли понимание противопоставлению?

Насколько ожидаема концовка пьесы? Стала ли она неожиданной для вас?

Что послужило причиной краха костылёвской ночлежки?

Давайте поспорим

Сатина играл Станиславский, который признавался, что эти слова в устах его героя звучат неестественно. Кто же, по-вашему, несёт людям правду и спасение в этой пьесе?

Готовимся к ЕГЭ

Как в литературоведении называется текст пьесы, который не звучит на сцене?

С каким персонажем большинство обитателей ночлежки связывают свои надежды на будущее?

Чем оборачиваются мечтания ночлежников?

иллюстрация к пьесе

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.

Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.

Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.

Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.

Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.

Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.

Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.

Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.

Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.

Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.

Действие первое

Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.

Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.

В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.

Выпивший сапожник Алешка встречает Василису, разыскивающую Пепла. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев.

Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе

Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки.

  • Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука.
  • Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща.
  • В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену.
  • Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать.

Действие третье

  • Разговор на заднем дворе ночлежки. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, а также Бубнов.

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.

Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.

Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.

Далее события разворачиваются следующим образом:

Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.

Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают серию мелких конфликтов, которая прерывается совместной попойкой. В конце Актер покончил с жизнью. Так автор символично показал крушение всех надежд героев. Они не просто не могут, но и не хотят выбираться со дна.

Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.

Читайте также: