Что по утверждению г кельзена школа юридического неопозитивизм означает чистота юридической науки

Обновлено: 18.05.2024

Нормативистское учение о праве является частью юридического позитивизма, направлением юридического неопозитивизма.

Нормативизм представляет собой правовую доктрину, которая рассматривает право как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания.

Г. Кельзен опирался на философию И. Канта о сущем и должном. К наукам о сущем он относил естественные науки, историю, социологию и др., а к сфере должного – этику и юриспруденцию.

В понимании Г. Кельзена право есть нормативный порядок, система норм, регулирующих человеческое поведение и осуществляемых в принудительном порядке.

Право он рассматривал в статическом и динамическом аспектах. Статическая теория права пытается понять право (его действительность, сферу действительности и т. д.) как уже готовый порядок, не принимая во внимание его создание. Во втором случае право рассматривается в движении, в постоянно обновляющемся процессе самосоздания.

Основанием действительности одной нормы может быть лишь действительность другой нормы. Норма, представляющая собой основание действительности другой нормы, является по отношению к ней высшей нормой. Действительность наивысшей нормы не может выводиться из какой-то более высокой нормы, она постулируется в качестве таковой. Наивысшую норму Г. Кельзен назвал основной нормой.

Основная норма – это общий источник действительности всех норм, принадлежащих к одному порядку, их общее основание действительности. Именно основная норма конституирует единство некоего множества норм, так как она представляет собой основание действительности всех норм, принадлежащих к этому порядку.

И так как он обращается к теории познания И. Канта, то, возможно, Г. Кельзен мыслил себе основную норму сродни кантовскому категорическому императиву.

Однако основная норма изменяется вслед за изменением фактических составов, истолковываемых как создание и применение действительных правовых норм. Основная норма соотносится лишь с действенной конституцией, созданной посредством законодательного акта или обычая. Конституция действенна, если созданные в соответствии с ней нормы в общем и целом применяются и соблюдаются.

Общие нормы устанавливаются законом или обычаем. Индивидуальные нормы создаются судебными и административными органами при решении конкретных дел.

Установление индивидуальных норм судами представляет собой процесс, который начинается с конституции, проходит через законодательство и обычай к судебному решению и приводит к исполнению санкции.

То есть в данном процессе право постоянно воссоздает само себя, идет от абстрактного к конкретному, это есть процесс индивидуализации или конкретизации. Индивидуальная норма, которая устанавливает, что против определенного индивида должна быть применена определенная санкция, создается только судебным решением.

До этого она не действует. Кельзен настаивал на том, что судебное решение есть продолжение правотворческого процесса. Более того, он считал, что суд может создавать не только индивидуальные нормы, но и общие. Это происходит, когда суд создает прецедент, что возможно в двух случаях.

Учение Г. Кельзена получило широкое распространение как среди юристов Европы, так и Америки, в частности, идеи структурирования системы законодательства, верховенства международного права над национальным законодательством, конституционного контроля.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Идею византизма в русской политической теории обосновал:
Н. Леонтьев
П. Победоносцев
Бакунин
Д. Кавелин

В чем смыл социологического позитивизма (вторая половина XIX в.)?
наука об обществе в целом, отдельных социальных институтах, процессах и общественных группах
отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов
направление в буржуазной социальной мысли, представители которого биологические принципы естественного отбора переносят на человеческое общество
исследование права в тесной связи с другими социальными явлениями (органическая теория государства, теория насилия, социолого-психологические концепции и т.д.)

Развитие революционно-демократической мысли в Литве и Белоруссии тесно связано с крестьянским восстанием 1863 года. Это восстание возглавил:
З. Сераковский
все ответы верны
А. Мацкявичюс
К. Калиновский

Гегель выделял следующие ветви власти:
Законодательную
Федеральную
Правительственную (исполнительную)
Судебную
Исполнительную
Царскую

Когда произошел роспуск I Интернационала?
1884 год
1880 год
1876 год
1887 год

В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня:
Ма-ат
Сидора
Исида
Ламайя

Индийская варна войнов называется:
Варна кшатриев
Варна вайшиев
Варна брахманов
Варна шудр

Государство в теории Макиавелли означает:
все ответы верны
политическое состояние общества
отношения властных и подвластных
наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона


Концепция Г. Кельзена, ориентированная на чистоту позитивистской теории права, по сути своей отвергает не только разного рода естественно-правовые доктрины, но и вообще философию права с присущим ей различением права и закона как метафизические и идеологизированные учения, не соответствующие позитивистским критериям строго научного понимания права.

С учетом философской продуманности, оснащенности и изощренности чистого учения его можно, конечно, характеризовать как позитивистскую философию позитивного права.

Данная тема является актуальной, т. к. в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется. Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

Чистая теория права в понимании Кельзена — это доктрина, в которой, отсутствуют все фрагменты не присущие юридической науке.

Кельзен утверждал, что юридическая наука не должна заниматься социальными предпосылками и нравственными истоками правовых установлений как считают сторонники данных теорий. По его мнению, прерогатива юридической техники заключается в том, чтобы составлять специфически юридическое содержание права.

В основу своей позиции Кельзен взял философию неокантианства. Приверженцы данной концепции разделяли область теоретических знаний на две категории: науки о должном и науки о сущем.

К первой категории Кельзен отнес юриспруденцию и этику, которые изучают обусловленные нормами отношения, способы и механизмы поведения людей в социальных рамках. Ко второй относятся социология, история и прочие естественные науки, которые изучают явления природы и общественную жизнь исходя из причинно-следственных связей.

Главным различием между двумя категориями выступает то, что в науках о должном основополагающим является принцип вменения, а в науках о сущем — принцип объективной причинности.

Согласно этому нормативисты выступали против применения в юриспруденции исследовательских приемов, нашедших свой отклик в других областях познания. Чистое учение о праве исключает так же применение идеологических оценок.

Одним из первых, кто поставил задачу деидеологизации правоведения, воплощения объективно строгой науки о государстве и праве являлся Г. Кельзен. Он считал, что истинная наука несет в себе релятивистский характер. Таким образом, признается возможное существование в обществе обширного количества систем идеологии, но в тоже время отсутствует превосходство одной над другими.

По мнению Г. Кельзена, право — это осуществляемая в принудительном порядке совокупность норм. Согласно Кельзену, государство более позднее нежели право. Так право существовало в первобытную эпоху, где в обществе было в одних случаях разрешено совершать акты принуждения, в других запрещено исходя из обеспечения общей безопасности. Примером в данном случае может послужить акт мести.

В дальнейшем функцию принуждения начинают исполнять специально созданные органы власти, таким образом, происходит переход от правового сообщества к государству.

В связи с появлением подобных органов децентрализованные способы принуждения имеют место быть только за пределами государства, то есть в сфере международных отношений.

Право своего времени Кельзен характеризует как децентрализованное международное право и совокупность государственных правопорядков.

Г. Кельзен считает, что право вмещает в себя кроме общеобязательных норм, установленных государственной властью, так же процесс их применения на практике.

Крайне занимательно выглядит тот факт, что истолкованное им мнение по поводу применения общих норм административными и судебными органами является продолжением правотворческой деятельности государства в качестве создания индивидуальных нормативных предписаний.

Г. Кельзена создал политическое учение, взяв за основу тождественность права и государства. Будучи родоначальником нормативизма он считал, что государство сходно правопорядку в части организации принуждения.

Находясь в поиске аргументов для обоснования своей позиции, Кельзен пришел к умозаключению, что каким бы не был политический режим, государство является правовым. Кельзен подразделял государства на два вида: демократические и недемократические.

По его мнению, демократия это не только формально- юридические способы разрешения социальных конфликтов и принятие законов большинством голосов. Исходя из своей сущности демократия — это постоянный поиск компромиссов, в ходе чего предполагается защита интересов меньшинства и сдержанность по отношению к чужим взглядам.

Этика, как и правоведение, по мнению Кельзена, изучает и описывает нормы морали, которые установлены властной инстанцией в области морали или установившиеся на основании обычая, то есть является наукой о нормах, а не о фактах

Справедливость как свойство человека проявляется в его социальном поведении по отношению к другим людям. Социальное поведение человека, согласно Кельзену, справедливо, если оно соответствует некоей норме, которая предусматривает это поведение, т. е. устанавливает его в качестве должного и тем самым конституирует ценность справедливости. Социальное поведение человека несправедливо, если оно противоречит некоей норме, предписывающей определенное поведение и эту норму можно назвать нормой справедливости.

С этих позиций Кельзен возражает против того, что справедливость, как и несправедливость, считается также свойством самих норм, что нормы тоже оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, когда говорят о хорошем или плохом, справедливом или несправедливом позитивном праве.

По Кельзену же, норма (права или морали) может быть — и это по существу ее единственная характеристика — либо действительной, либо недействительной, причем при конфликте норм (например, нормы справедливости, на которую опирается естественное право, и нормы позитивного права) лишь одна из них может считаться действительной. Поэтому, замечает Кельзен, когда норму позитивного права считают действительной лишь постольку, поскольку она соответствует естественному праву, то собственно действительным в этой норме является только естественное право.

Кельзеновское очищение права от справедливости продиктовано позитивистским характером его чистого учения. Уже то, что Кельзен относит справедливость к морали, предрешает его негативное отношение к теории естественного права, да и вообще к любой концепции различения права и закона. Своеобразие кельзеновского легизма обусловлено спецификой его нормативизма: разрывом сущего и должного, трактовкой приказания власти как логического долженствования, любой практически успешной системы насилия (включая тиранию, деспотизм, диктатуру, социализм, фашизм, словом — любой тоталитаризм) как действенного социального порядка принуждения и, следовательно, объективного правопорядка, оправданного гипотетической основной нормой.

Чистое учение о праве как должном тем самым предстает как нормологическая легитимация сущего, включая любое действенное насилие, в том числе и организованной и действенной банды. Между правом и произволом при таком подходе нет принципиального различия. Различие это в лучшем случае не качественное, а количественное: большой произвол в масштабах страны — это, по Кельзену, право, а малый произвол — правонарушение. Кельзеновское очищение права от любого содержания в действительности означает оправдание всякого содержания права.

В отличие от традиционного позитивизма чистое учение о праве изображает объективную действительность позитивного права как обусловленную постулированием основной нормы и благодаря такой предпосылке, согласно Кельзену, истолковывает отношения между людьми как нормативные отношения, т. е. как конституируемые объективно действительными правовыми нормами обязанности, полномочия, права, компетенции и т. д.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические правовые представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимание противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. Нормативизм отвечал запросам современной западной юридической науки, отвечал потребности в формализации права, вызванной развитием автоматизированных способов обработки нормативного материала.

Положительной чертой данного учения выступает то, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом и такими нравственными ценностями как справедливость, свобода и равенство, что верно было замечено сторонниками естественно-правовой теории.

Недостатком, на мой взгляд, может послужить тот факт, что данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в связи, с чем теряется четкий критерий законного и противозаконного. Определить это с позиции справедливости, представление о которой у различных людей могут не совпадать, крайне затруднительно, такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может отличаться у различных людей.

  1. Кельзен Г. Чистое учение о праве: Сб. переводов. – Вып. 1. – М., 1987; Вып. 2. – М., 1988. — 213 с.
  2. Краевский А. А. Чистое учение о праве Ганса Кельзена и аналитическая философия // Российский ежегодник теории права. № 3. 2013. СПб., 2014. C. 790–811.
  3. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Вып. 2 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; Пер.: Лезов С. В. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1988. — 213 c.

Основные термины (генерируются автоматически): чистое учение, норма, норма справедливости, государство, мнение, мораль, некая норма, социальное поведение человека, чистая теория, юридическая наука.

Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления.

чистое учение, норма, норма справедливости, некая норма, чистая теория, юридическая наука, социальное поведение человека, государство, мнение, мораль. О генетических источниках всеобщих норм права и морали.

Понятие и соотношение юридической и социальной.

Основная сила норм социальной справедливости в демократическом обществе, должна быть направлена на приведение действующего законодательства, регулирующего поведение людей, в соответствие с нормами нравственности.

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Социальные нормы оказываются в условиях, в которых развертываются и строятся поведение и деятельность людей, и

Для морали преимущественны ценности добра, справедливости, свободы как непременного условия для возможности осуществления морального выбора.

Соотношение норм права и нравственности | Статья в сборнике.

Ивлев Ю. В. Логика для юристов: учебник. — М., 2011. Кельзен Г. Чистое учение о праве.

Право как выразитель идеи справедливости | Статья в журнале.

Справедливость это требование морали, а не права и по мнению

[2, с.5] Это некий идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как ее составных частей.

Основное значение юридической справедливости и ее социальная ценность состоит в том, что она.

Нравственные основы общества в правовом государстве

моральный вред, мораль, норма, норма морали, страдание, нравственная сфера человека, юридическая литература, социально-нормативное регулирование, общественное сознание, правило поведения.

О генетических источниках всеобщих норм права и морали

Не являются ли ценности, которые они защищают региональными, чисто европейскими?

Сам Р. Ю. Рахматуллин в ряде работ утверждает, что генетическими основаниями всеобщих норм права и морали выступает сакральное начало, которое проявляет себя в разных ипостасях [7.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

«Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства

В 19:14 поступил вопрос в раздел История политических и правовых учений, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

    Ответ: исключение из юридической науки идеологических и аксиологических (ценностных) аспектов

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Колобова Елизавета Максимовна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 55 751 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Читайте также: