Что означает подразделение юридической науки на научные школы и направления

Обновлено: 04.07.2024

Взаимосвязь и особенности юридической науки, правоведения и юриспруденции

В качестве юридической науки выступает система особых знаний о специальное направление деятельности, в рамках и при помощи которого исследуется ряд реальных проявлений права и государства, логика их развития и бытия, происходит теоретико-прикладное изучение явлений права и государства.

Специфические особенности юридической науки

Для юридической науки свойственно иметь ряд специфических черт:

  1. Это общественная наука, так как исследует ряд общественных явлений.
  2. Это политическая наука, так как занимается общественными явлениями, которые относятся к направлению права, политики и государства. То, что говорят относительно права и государства, в прямой или косвенной форме затрагивает интересы разных социальных объединений.
  3. Это общественная наука, которая имеет прикладной характер, так как ряд правовых явлений лежат в плоскости изучения правоведения для практических целей, для того, чтобы у работников-практиков были необходимые знания. Для правоведения важно помогать рационализации законодательства, улучшать юридическую практику и решать проблемы правового воспитания.

В состав предмета юридической науки в первую очередь входит ряд закономерностей функционирования права и государства, их характеристики сущностного направления, логика появления и развития.

Юридические науки: виды

Так как юридическая наука выступает в качестве единой информационной системы, то она состоит из множества юридических наук, которые допустимо разделить не несколько видов. При разделении на виды юридических наук речь идет о ряде общетеоретических наук; о историко-юридических науках; науках, которые изучают определенные направления права; о науках, которые занимаются вопросами международного права; о прикладных юридических науках, для которых свойственно иметь комплексный характер; о науках, которые занимаются вопросами зарубежного права.

Во главе иерархии юридических наук находится ряд общетеоретических наук и, в первую очередь, общая теория права. Для нее свойственно заниматься рядом общих вопросов понимания явлений правовой действительности и выступать в качестве теоретической базы для того, чтобы установить и развивать иные юридические науки. В данном ключе общая теория права выступает в качестве базовой, фундаментальной науки.

Для исторических юридических наук свойственно рассматривать процессы развития государственно-правовых институтов в рамках определенного времени и места или исторические процессы развития учений о праве и государстве.

Для отраслевых юридических наук свойственно заниматься исследованием конкретных сфер правового регулирования. В состав юридических отраслевых наук входят науки разной направленности. Речь идет о государственных, гражданских, уголовных, административных, семейных, трудовых, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и иных направлениях права. Это ключевая по объему часть юридических наук и соответствующих учебных дисциплин. Исследование определенных правовых норм, развитие навыков их осуществления является одной из ключевых частей юридического образования.

В состав прикладных юридических наук входит криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика, судебная бухгалтерия и т.д. Для прикладных юридических наук свойственно использовать достижения в области естественных, технических и иных наук для того, чтобы решать юридические вопросы.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    В конце XIX – нач. ХХ в. произошло становление неклассической науки. Для последней было характерно стремление соотнести знания об объекте с особенностями самого субъекта, его средств и операций. Постнеклассическая наука, взяв на вооружение основные достижения неклассической науки и, прежде всего, ее стремление обеспечить адекватность знания, обратила свое внимание на соотнесение знания об объекте с ценностями и целями познающего субъекта. Ученые начали выявлять и изучать социальные и культурные условия познания. Особое место было уделено анализу сложных саморегулирующихся и саморазвивающихся систем. Они предпринимают очередную попытку обобщения научных знаний и создания общенаучной картины мира, создав концепцию универсального развития (эволюционизма).

    Выдающимся представителем постпозитивистской философии науки был американский философ Пол Карл Фейерабенд (1924 – 1994). Его учение, испытавшее влияние марксизма, представляет собой сочетание критического рационализма, научного материализма и идеологии контркультуры.

    Весьма интересным является воззрение в области философии права австрийского ученого О. Вайнбергера, который в рамках неопозитивизма разрабатывал познавательно-критическую теорию права.

    Видным философом и историком науки был живший в Великобритании Имре Лакатос (1922 – 1974). Он разработал универсальную концепцию развития науки. Его основная идея заключалась в том, что такое развитие основано на конкуренции научно-исследовательских программ. Такая программа представляет собой серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, она является основной единицей научного знания и состоит из ядра программы, защитного пояса и позитивной и негативной эвристики. Рост зрелой теоретической науки Лакатос рассматривает как смену исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную последовательность теорий. Каждая теория программы возникает как результат добавления вспомогательной гипотезы к предыдущей теории. Лакатос выделяет в развитии исследовательских программ две важнейшие стадии – прогрессивную и вырожденную (регрессивную).

    Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) заложил основы аналитической философии, много делал для изучения вопросов логической структуры языка, устранения неясностей в обозначении. Необходимо, по мнению философа, сконцентрировать активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача исследователя заключается в устранении путем анализа естественного языка философских и иных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевания.

    Переживает второе рождение и учение Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) о психоанализе, возникает неофрейдизм. Так происходит его соотнесение с выдвижением различных философских теорий (феноменологией, герменевтикой, структурализмом). Возникли психоаналитическая философская антропология, экзистенциальный анализ культурного психоанализа. Представителем последнего является Э. Фромм (1900 – 1980).

    (Э. Балибар, Д. Лекур и др.). Первое критиковало марксизм-ленинизм за недостаточную человечность, второе – как недостаточно научное учение.

    Социальные преобразования, произошедшие в XX в., самым серьезным образом повлияли на юридическую науку, практику, юридическую профессию и образование. Мировые войны, победа большевизма в России привели к колоссальным социальным изменениям в правовой сфере. Развитие экономики, научно-технический прогресс, процесс глобализации, затронувший буквально все стороны жизни в конце XX – нач. XXI в., также сказались на юридической действительности. Появились новые прежде неизвестные отрасли права, появилась тенденция к унификации правовых институтов в разных странах. Постепенно происходит и переоценка значимости различных правовых источников. Право вторгается во все большее число общественных отношений, оно усложняется. Наконец, повышается грамотность населения и его социальная активность, а правовые знания благодаря развитию образования, средств массовой информации, периодической печати и, прежде всего, сети Интернет становятся достоянием широких слоев населения.

    В этих условиях происходит и изменение роли юридического образования. Оно начинает носить массовый характер. Потребность в юридических кадрах быстро росла. Требовались как практические работники, так и научные. Причем наука теперь становится все ближе к практике, хотя, конечно, велико и значение общетеоретических исследований. В этих условиях высшие учебные заведения, университеты становятся важными элементами развития научных знаний в области права, без которых невозможна подготовка высококвалифицированных специалистов. Последние становятся востребованными в самых разных отраслях управления обществом и государством. Хотя и традиционная сфера их деятельности – правоохранительные органы, оказание юридических услуг частным лицам и компаниям остается важным местом приложения усилий. Влиятельной научной, общественной и политической силой становится юридическое сообщество. Так, американская (США) ассоциация юристов насчитывает порядка 600 тыс. членов. Она играет важную роль в порядке сближения законодательства отдельных штатов, выступает с инициативой изменения федерального законодательства и занимается вопросами профессиональной этики юристов.

    Такие объединения юристов играют важную роль во многих странах. В США адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, а также работники прокуратуры объединены в ассоциации юристов штата. В некоторых штатах предусмотрено, что для занятия юридической практикой требуется членство в подобной ассоциации. Диплом юриста предоставляет, как правило, в современных условиях возможность заниматься юридической практикой, однако для адвоката и для занятия некоторых иных должностей существуют некоторые дополнительные требования. Юридическое образование носит двухуровневый характер (бакалавр, магистр).

    Как уже говорилось выше, в ХХ в. особое значение приобретают философские учения, подвергающие анализу сам научный язык. Действительно, используя новые понятия, вводя их без особой необходимости в научный оборот, наука зачастую создает лишь видимость решения новых проблем. Особенно важным становится изучение структуры и функций языка для юриспруденции.

    Основателем психологической школы права был российский ученый Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931). Однако идеи социальной психологии, ее отдельные моменты также находили свое применение у западных ученых к вопросам государства и права. К таким ученым можно отнести французского социолога Г. Гарда, итальянского ученого С. Сигеля. Большое значение имела и теория психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 – 1939), Т. Парсонса, а также работы русского крупного русского ученого, социолога Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1939), вынужденного эмигрировать из страны. Он связывал право, юридические нормы с этическими нормами. Последние были связаны, в свою очередь, с религией, Богом. Он отмечал, что многие юридические конструкции имеют прямое отношение к психологии. Поэтому трудно говорить о чистоте юридических категорий.

    Ж. Маритен, феноменологической теории – вышеуказанный Э. Гуссерль, представителем экзистенциалистской философии права – Э. Фехнер, Г. Кон, а герменевтической теории – А. Кауфман.

    ХХ век демонстрирует нам быстрый рост экономики, развитие социальной жизни и небывалый научный прогресс. Однако философия и гуманитарные науки в этом ряду победителей явно отстают. Все попытки выяснить и объяснить основные вопросы мироздания пока не увенчались успехом, как и не увенчались успехом попытки создания всеобъемлющей правовой теории. Наверное, поэтому современные философы и ученые-юристы обратили свое пристальное внимание на методологию соответствующих исследований, и у многих из них нет стремления создать новую идеологизированную правовую теорию, которая в реальности мало что объясняет, и наоборот, присутствует сильное желание продолжать исследования, направленные на достижение более конкретных целей.

    Наука - это область общественной жизни, которая занимается изучением объективных закономерностей существования и развития природы и общества. Одновременно это и система достигнутых человечеством на протяжении своей длительной истории объективных знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений прошлого и настоящего. Объективные закономерности как объект науки - это знание о наиболее значимых, глубинных качествах явлений, их связях между собой, взаимодействии, тенденциях развития. Научные знания существуют во взаимосвязанной, упорядоченной системе, они логически обоснованы, доказаны, последовательно изложены.

    Подлинная наука всегда в непрерывном поиске истины. Это не нечто неизменное, статическое, а постоянное углубление и развитие наших представлений о мироздании, накопление знаний.

    В настоящее время наука - это важнейшая производительная сила, двигатель прогресса человечества, социальный институт, оказывающий существенное влияние на развитие мировой цивилизации.

    Наука подразделяется на целый ряд отраслей. Обычно выделяют три самостоятельные отрасли. Это естественные, технические и гуманитарные науки. Естественные науки изучают закономерности развития живой и неживой природы. В нее входят астрономия, физика, химия, биология и ряд других наук. Объектом естественной науки является также и человек как биологическое существо, его природные качества. Предметом технических наук является создание предметов, объектов в процессе трудовой деятельности человека для удовлетворения его потребностей, продукты творчества людей. В качестве примеров можно привести также отрасли технической науки, как строительное дело, металловедение, сопротивление материалов и др. Третья отрасль науки - гуманитарная (общественная). Ее предмет - это отношения между людьми, закономерности становления и развития общества, общественное бытие и общественное сознание.

    Будучи в своей основе единой, гуманитарная наука распадается на ряд отраслей знания, имеющих специфический предмет. Так, экономическая наука исследует производственные отношения между людьми, закономерности развития экономики общества. История определяет этапы развития человеческого общества с момента его создания, анализирует основные события, имевшие место в мире в целом и в отдельных государствах. Среди других наук, входящих в гуманитарную науку, можно назвать также социологию (науку об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, группах), политологию (науку о политической системе, власти), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном) и ряд других.

    Кроме того, отдельно существует еще одна отрасль - это философия, стоящая над всеми науками. Она изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого познания, направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные проблемы философии - это отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Она служит методологической базой, мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами.

    Юридическая наука (правоведение) является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук. Ее предметом является такое важное для жизни общества социальное явление, как право в качестве регулятора отношений между людьми и их коллективами, взаимоотношений государства и личности. Она изучает этапы становления и развития права, социальное назначение и роль в жизни общества в целом и отдельной личности в частности, содержание и направление совершенствования отдельных составных частей права (отраслей, юридических институтов, конкретных норм и т.д.).

    В юридическую науку включаются также те проблемы теории государства, которые непосредственно связаны с правом, без которых право не может быть глубоко и всесторонне понято и проанализировано как эффективный инструмент государственного руководства обществом. Учение о государстве в целом включается в особую науку - политологию, но изучать многие основные закономерности создания и развития государства признано также и правоведение, учитывая тесную и непосредственную связь между этими общественными явлениями, тот факт, что государство является тем инструментом, который создает право, организует и обеспечивает исполнение юридических норм. В юридической литературе правильно отмечается, что правоведение изучает правовые свойства государства, что ее предмет - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства[1].

    Юридическая наука - эффективный инструмент познания права и его роли в жизни общества, а также совершенствование правовой системы в целом и отдельных ее элементов, ее изменения в соответствии с динамикой, постоянного преобразования общественной жизни. При этом эффективность юридической науки во многом зависит от установления тесных связей и взаимодействия с другими отраслями гуманитарной, а также и естественной науки в творческом познании государственно-правовой действительности.

    Юридическая наука имеет древние корни. Еще величайшие мыслители Древней Греции - Платон и Аристотель много говорили о государстве и праве. Большой вклад в правоведение внесли римские юристы (Гай, Ульпиан, Цицерон и др.), а также средневековые схоласты - Блаженный Августин и Фома Аквинский.

    Следующий этап развития этой науки связан с разложением феодализма и борьбой нарождающейся буржуазии за власть, с обоснованием идей естественного права и критикой деспотизма феодального государства и "кулачного" права (Руссо, Вольтер Монтескье, Гобсс, Локк и др.).

    Огромное влияние на развитие юридической теории оказали идеи великих немецких мыслителей - Г. Гегеля и И. Канта, а также классиков марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), обосновавших классовую природу государства и права, а также определяющее влияние экономики на их возникновение и развитие.

    Исследованием научных проблем государства и права занималась также плеяда выдающихся юристов-теоретиков дореволюционной России - С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский и др. (более подробно об этом см. § 5 настоящей главы).

    В современных условиях и в западных странах, и в нашей стране продолжаются серьезные исследования по общим вопросам правоведения, а также по отдельным его дисциплинам. Изучаются философские проблемы права, практические аспекты его развития и совершенствования, вопросы правопонимания, правового государства, гражданского общества, национальной безопасности, охраны природы и др.

    В юридической науке существует довольно сложный комплекс наук, который можно было бы разбить на несколько самостоятельных частей. Одна из них - это теория государства и права, изучению которой посвящен настоящий учебник. Это основополагающая для юриспруденции наука, изучающая наиболее общие фундаментальные проблемы государства и права, имеющие методологическое значение для всех других отраслей правовой науки и практики. Именно поэтому ее часто называют общей теорией государства и права.

    Следующая часть - это историко-правовые науки, изучающие последовательные этапы становления и развития государства и права, юридической идеологии, государственные институты, законодательные памятники, правовые ученые и теории в их историческом, хронологическом развитии. Это отечественная и зарубежная история государства и права, а также история политических и правовых учений, раскрывающая этапы развития правовой науки, взгляды ученых прошлого и современности на государство и право.

    Наиболее значительная группа юридических наук - это отраслевые науки, изучающие закономерности создания и развития той или иной отрасли (части) права, регулирующей конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Это конституционное (государственное), административное, гражданское, трудовое, уголовное право и другие отрасли. Перечень таких наук постоянно расширяется и обновляется в силу развития регулируемых правом общественных отношений, специализации и дифференциации научных направлений. Совсем недавно в качестве самостоятельных отраслевых наук выделились, например, арбитражный процесс, экологическое, космическое право и др.

    Уместно выделить также науки, изучающие организацию юридической деятельности. Это судоустройство, прокурорский надзор, организация работы адвокатуры, нотариата, органов местного самоуправления.

    Особое место в системе наук занимает международное право. Если остальные отраслевые науки исследуют отдельные отрасли внутригосударственного (национального) права, то международное право занимает особое место, поскольку, регулируя отношения не внутри государства, а между государствами и другими участниками международного общения, оно имеет свои специфические закономерности регулирования.

    В юридическую науку включаются и так называемые технико-прикладные науки, которые находятся на стыке правоведения и других отраслей знания (технические науки, математика, статистика, химия, медицина, психология, кибернетика и др.), данные которых используются для решения правовых задач. Это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика и др.

    Ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельной части юридической науки также сравнительное правоведение (компаративистику), назначение которого состоит в сравнении между собой правовых систем разных государств, их институтов и отдельных норм для определения общих закономерностей и особенностей развития права в различных регионах, частях нашей планеты, использования опыта правотворчества и применения юридических норм других государств.

    По-разному учеными-юристами определяются функции правоведения. Это понятие обычно трактуется как основные направления научной деятельности, ее воздействия на общественную жизнь в целях ее прогрессивного преобразования. В учебниках по юриспруденции и монографической литературе нет единства в перечислении функций. Среди них называются теоретическая, методологическая, эвристическая, познавательная, идеологическая, воспитательная, прогностическая, гносеологическая, онтологическая, практически-организационная и др.

    Представляется целесообразным выделить три основные функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права. Это гносеологическая (познавательная), прогностическая и идейно-воспитательная (идеологическая). Гносеологическая функция - это выработка и оформление научных знаний о государстве и праве. Правоведение аккумулирует и приводит в систему идеи о государственно-правовой надстройке, объясняет, когда и почему возникли те или иные юридические категории, явления, факты, каково их социальное назначение, структура, в какой связи они находятся между собой, создавая тем самым научную основу для формирования политической идеологии, правосознания и юридической культуры.

    Эта функция направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, о состоянии борьбы с правонарушениями и обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

    Научное познание помогает выработать понятийный аппарат категорий государственно-правовой действительности, обеспечивает высокий профессионализм работников правотворческих, судебных и иных правоприменительных органов, взаимодействие между различными отраслями юриспруденции, единообразие в понимании и оценке правовых фактов, процессов, отдельных норм и способов их реализации. Такой понятийный аппарат используется не только для объяснения тех или иных юридических процессов, явлений, но и для выработки общих теоретических выводов, обобщающих закономерностей функционирования всей государственно-правовой надстройки, а также отдельных отраслей права и конкретных юридических институтов. Правоведение не только анализирует и обобщает проблемы государства и права, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и социальную роль.

    На основе познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовой действительности юридическая наука призвана давать глубокую и обоснованную оценку изучаемых явлений, определять их положительные и негативные черты, обосновывать степень демократизма форм правления и политических режимов в той или иной стране, степень обеспеченности и защиты прав и свобод личности, справедливости права и отдельных его институтов и т.д.

    Гносеологические функции являются основой для показа недостатков в работе государственного аппарата, своевременного выявления малоэффективных и устаревших правовых положений, пробелов и противоречий в действующем законодательстве, определения эффективности работы государственного аппарата и правового регулирования. Творчески-критический характер научной деятельности в сфере юриспруденции - необходимая ее черта, способствующая определению путей дальнейшего совершенствования государственно-правовых институтов, формирования гражданского общества и правового государства.

    Вторая основная функция юридической науки - прогностическая, определяющая в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, их будущую судьбу, формирующая научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Правоведение как бы встает на плечи юридической практики и с учетом ее достижений и недостатков на современном этапе определяет пути ее дальнейшего движения и развития.

    Научное предвидение распространяется как на усовершенствование отдельных государственно-правовых институтов, актов, норм, так и на общие тенденции развития политической и правовой жизни страны и всего мира. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в законах принципов народовластия, основ рыночной экономики, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д. Они являются непременными участниками подготовки всех наиболее значительных законов и иных правовых актов, осуществляют научную экспертизу разрабатываемых правотворческих решений, участвуют в работах по упорядочению, систематизации законодательства, являются авторами разработки многих инициативных законопроектов.

    Наконец, третья основная функция юридической науки - идейно-воспитательная (идеологическая). Правоведение воздействует на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, поведение людей не только через посредство тех или других государственно-правовых институтов, но и прямо, непосредственно, как важный идеологический фактор, пропагандирующий идеи справедливости, демократии, гуманизма, правового государства, естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны найти отражение в практике государственной жизни, действующем законодательстве. Юридическая наука активно воздействует на правосознание должностных лиц и отдельных граждан, создает научную основу для формирования в стране политической и правовой культуры.

    В юридической литературе неоднократно отмечается, что такая функция призвана обеспечивать глубокое знание студентами правовых и ряда других учебных заведений (вузов, техникумов, колледжей) основных понятий юриспруденции, принципов права, действующих норм, пропаганду правовых знаний среди населения, повышение квалификации работников правоохранительных органов и иных звеньев государственного аппарата, предпринимательских структур. Она способствует также повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формирования высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

    Правоведение обосновывает идеи законопослушания граждан и должностных лиц, необходимость строгого соблюдения и исполнения правовых норм, активного участия в общественно-политической жизни, вырабатывает правила научного толкования юридических предписаний, формирования психологических установок на правомерное поведение и активную жизненную позицию.

    Формы воздействия правоведения на юридическую практику весьма разнообразны. В их числе можно отметить создание крупных, фундаментальных работ по общим и отраслевым проблемам юриспруденции (монографии, ученые записки, статьи в теоретических журналах), сравнительное изучение зарубежного законодательства и практики его осуществления, научное комментирование вновь принимаемых законов, внесение в правотворческие органы научно обоснованных предложений о совершенствовании действующего законодательства и перспективах его развития, непосредственное участие в подготовке важнейших законопроектов, их научной экспертизе, инициативная разработка такого рода актов, составление разного рода методических правил, рекомендаций законопроектной и правоприменительной деятельности и т.д.

    Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Юридическая школа, Юридическая доктрина, Юридическая наука, образование и. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500

    Юридическая школа, Юридическая доктрина, Юридическая наука, образование и просвещение, правовая культура Докладчик: КУВШИНОВА ЕКАТЕРИНА Маг. МЧГП, 2 ак. Гр.

    План презентации Понятие научной школы Юридическая научная школа Юридическая доктрина Юридическая наука Правовая культура Юридическое образование и просвещение Список использованной литературы

    Юридическая научная школа Признаки: Научный коллектив (творческая группа специалистов во главе с научным лидером); Научный лидер – кто он? (в психологии - наиболее авторитетного члена социальной группы, личностное влияние которого является определяющим в социальных процесса); Обязательно ли д.ю.н? Исследования только в рамках ̆ научной специальности, по которой защитил докторскую диссертацию? Объединение на основании оригинальной научной идеи; Оригинальная идея - продукт мышления конкретного специалиста (ученого), как правило, отраженный на материальном носителе информации, содержащий новый для определенной отрасли науки (раздела науки и т.п.) замысел; Могут ли в научной школе одновременно разрабатываться несколько оригинальных идей? Реализация оригинальной научной идеи на практике.

    Юридическая доктрина Виды: общеправовая юридическая доктрина (доктрина позитивного права); юридическая доктрина отдельной отрасли права; юридическая доктрина отдельного правового института. Два послед­них обязательно должны базироваться на положениях первого! Значение в сфере правового регулирования: является фундаментальной основой для правотворческой деятельности; служит источником (формой) права в правоприменительном процессе.

    Юридическая наука Историческое развитие юридической науки связано с возникновением и развитием права. Функции: Констатирующая (фиксация государственно-правовых явлений) Интерпретационная (объяснение и изучение их сущности) Прогностическая (прогнозирование развития) Эвристическая (открытие и исследование новых явление) Методологическая (определение направлений, способов, ориентиров исследования) Политическая (научная база для государственно-правовой политики) Практическая (рекомендации, предложения) Идеологическая (разработка правовых идей) Воспитательная (формирование правовой культуры и сознания)

    Правовая культура Правовая культура - качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субьектов, а также в степени гарантированности государтсвом и гражданским обществом прав и свобод человека. Уровень развития правовых феноменов в целом, правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере. Элементы: Уровень развития правового сознания населения Уровень развития правовой действительности (на теоретическом и практическом уровне) Уровень развития всей системы юридических актов (от Конституции до состояния индивидуальных правовых актов) Правовая культура выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных групп, профессиональных групп и отдельных индивидов (правовая культура: населения в целом, групп, личности). Антипод – правовой нигилизм.

    Читайте также: