Что отличает самообразование от обучения в школе

Обновлено: 30.06.2024

В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.

Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:

В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.

Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.

Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.

Как перейти на самообразование

Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:

  1. Сначала необходимо уведомить органы управления образования по месту жительства.
  2. После или одновременно с этим нужно отчислиться из текущей школы.
  3. Затем выбратьшколу для аттестаций. Необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность по основным программам.
  4. При желании можно также заключитьдоговор об аттестациях. В этом документе указывается периодичность и формы проверки знаний школьника на самообразовании.
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
‍Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!

Как учатся на форме самообразования

Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.

Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.

Кому подходит самообразование

Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:

  • недовольны качеством обучения в обычной школе;
  • хотят пройти программу 10–11 классов ускоренно;
  • уже начали работать, но всё же хотят получить полное среднее общее образование;
  • считают, что жалко тратить по 6–8 часов в день на школу, когда можно больше внимания уделять подготовке к экзаменам и олимпиадам.

Плюсы и минусы самообразования

Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:

✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.

✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.

✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.

✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.

Минусы

❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.

В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Плюсы и минусы? Что лучше? Если я выбрал свою профессию, нужно ли учиться в школе или заниматься самообразованием и готовиться ?

Честно говоря все мое школьное обучение мне казалось, что я тупо трачу свое время. Плюсы конечно в общении и в обязательности. Т. е. вы в любом случае должны будете в школе придти и выслушать урок. А дома вы можете позволить себе сделать это позже. Это в данном случае минус.
Но и на самообразовании не мало плюсов: вы четко знаете на что вы обращаете внимание, всегда выходите за рамки школьного обучения, узнаете больше фактов. Тем более сейчас учителя в школе занимаются бумажками. А при сдаче ЕГЭ и ГИА мы узнали то, что нас учили все года совершенно не тому, что нужно за исключением русского языка!

Единственный плюс в школьном обучении-это умение общаться со сверстниками. Его нигде не нагонишь и не выучишь.

При самообразовании -надо перелопатить множество литературы, а в школе, если преподаватель толковый- даст больше конкретики.


Самообразование — это процесс самостоятельного получения знаний из различных вспомогательных источников: книг, научных журналов, аудио-,видеокурсов (обучающих дисков, аудиокассет), а также посещения различных тренингов, семинаров.

Cамообразование – это полностью выбранная вами стратегия. От начала и до конца вы сами можете выбирать, какие предметы вы намерены изучить, какие курсы вам нужно посетить, где вам нужно изучить теорию, а где вы желаете получить практические навыки и т.д.

Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня, составляющего цель обучения.

При обучении человек должен следовать образовательной программе, которое выбирает для него конкретное образовательное учреждение, при этом мнение самого обучающегося никого не интересует.

Значение самообразования

1. Самообразование укрепляет личностное мировоззрение, расширяет кругозор.

2. Самообразование помогает в профессиональной деятельности.

3. Самообразование развивает сообразительность.

4. Самообразование помогает совершенствованию коммуникативных навыков.

3. Самообразование не дает состариться и ослабеть мозгу. Человек, как любое живое существо, склонно к "самоампутации" ненужных функций, т.е. если не будет развиваться, то невольно станет стареть.

Значение самообразования для учителя

1. Повышение качества преподавания предмета.

2. Развитие готовности к педагогическому творчеству.

3. Профессиональный и карьерный рост.

4. Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Образование, самообразование

Что касается самообразования, под ним понимаются навыки/умения, получаемые людьми самостоятельно без внушительной помощи других лиц, которые выполняют образовательные функции.

Что такое самообразование? Это процесс самостоятельного приобретения знаний или умений. Человек черпает информацию, нарабатывает навыки без каких-либо формальных инструкций. Он получает образование без фактического формального учебного процесса. Обучение любым наукам действительно может быть отличным опытом. Люди легко создают индивидуальные планы, которые помогают им отслеживать собственные достижения в выбранной сфере.

самообразование

Планирование в образовательных учреждениях РФ

Важными являются условия для обоснованного планирования оценки. Образовательные учреждения должны следить за своевременным реагированием на потребности и запросы общества. Стратегические планы являются инструментами, с помощью которых устанавливаются приоритеты и виды деятельности. Образовательные стратегии определяют видение и направления политики программ. Они также описывают цели образования, способы реализации и процессы обзора. С внесением вклада в процесс стратегического планирования оценка соединяет управление образованием и стратегию.

На уровнях программы оценки и отдельных исследований планирование является итеративным процессом. Такая тенденция зависит не только от проблем, которые необходимо решить, но и от возможности их решения. Распределение ограниченных ресурсов для оценки является основной обязанностью менеджеров, которые ее ставят. Она требует экспертного знакомства с методами и ограничениями. Также должно присутствовать четкое понимание тенденций политики и организационного контекста, в котором разрабатываются и реализуются образовательные программы.

В российскую сеть учреждений, работающих в сфере образования, входят:

  • детсады, ясли – подготовка дошкольников;
  • лицеи, гимназии, школы начального (до четвертого класса), среднего общего (с четвертого по девятый класс) и среднего полного (десятый-одиннадцатый класс);
  • техникумы, колледжи, училища, лицеи – специальное среднее образование;
  • дома юношеского творчества, секции – дополнительное образование;
  • докторантура, аспирантура, ординатура, магистратура – работа по созданию научных кадров;
  • академии, университеты, институты – высшее образование;
  • курсы, институты для переквалификации, повышения уровня квалификации – постдипломное образование;
  • духовные академии, теологические факультеты, семинарии – духовные учебные заведения.

Основные задачи образования

Современное образование имеет самые разные цели. Среди основных такие:

  • социальная – выполняется социализация индивидов (социальная функция);
  • экономическая – создание профессиональной, социальной общественной структуры;
  • культурная – применение культурного наследия, которое было накоплено раньше, для воспитания личностей.

Сегодня образование отличается многообразием способов получения (домашнее обучение, экстернат, школа, дистанционное обучение, различные курсы для самообразования и прочее).

Характерные образовательные тенденции

Тренды современного образования представлены такими течениями:

  • демократизацией процесса;
  • беспрерывностью;
  • ростом длительности обучения;
  • гуманитаризацией;
  • гуманизацией;
  • компьютеризацией;
  • интернационализацией.

Структура управления образованием

Цифровая грамотность

Создание программы обучения цифровой грамотности основывается на этапах развития учащихся. Преподаватели должны осознавать риски (отвлекающие факторы) и многочисленные возможности обучения, которые может обеспечить интеграция, использование технологий в классах. В связи с увеличением числа учителей, использующих технологии, которые позволяют учащимся взаимодействовать с контентом при помощи цифровой грамотности, в некоторых школах принимаются официальные программы обучения и планы цифрового обучения.

Цифровая грамотность охватывает простые задачи для учащихся: создание презентаций в классе, сложную совместную работу по разработке видеоклипов или применению цифровых инструментов. В ближайшие годы значение цифровой грамотности будет продолжать расти, так как используются новые подходы к обучению с помощью новых технологий.

Реформы в сфере российского образования

Реформы образования в РФ имеют определенные направления – для ЕГЭ они в полной мере соответствуют течениям, названным выше. Официальный web-ресурс науки, образования России (2009) называет такие приоритеты политики государства и нормативного, правового регулирования в образовательной сфере:

  • улучшение качества учебной литературы для школьных учреждений;
  • обеспечение доступа к высококачественному общему образованию для каждого гражданина;
  • совершенствование качества образования, ориентированного на профессиональное становление граждан;
  • повышение зарплат сотрудникам образования;
  • расширенное участие общества в управлении структурой образования;
  • увеличение сети учреждений общеобразовательного уровня;
  • модернизация переподготовки, подготовки, повышения квалификации сотрудников, работающих в образовательной сфере;
  • переход на полное бюджетное финансирование (подушевое) учреждений общего процесса образования.

Образовательная парадигма представляет собой комплекс смыслообразующих свойств, определяющих суть особенности практической/теоретической схемы деятельности педагогов, а также взаимного действия. К примеру, парадигмой педагогики являются традиции и непосредственно парадигмы гуманитарной, научной, технократической педагогики и прочее.

Каждая парадигма образования имеет свой взгляд на цель образования, демонстрирует, что значит учить, а также показывает роль учителей и учеников в процессе обучения. Важно знать о различных парадигмах образования, потому что они влияют на структуру и практику образования — как учат студентов, как их оценивают, чему дают оценку и что включают в учебную программу. Осознание различных парадигм и того, как они работают вместе, может способствовать согласованию программ обучения и оценки.

Образование в РФ

Подходы к улучшению образования

Обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством компьютерных и сетевых технологий часто рассматривается как основное условие равного доступа к образованию. Тем не менее, медийная грамотность не является результатом обычной поставки технологий. Можно ожидать, что все, кто принимает участие в образовательных процессах — учащиеся, учителя, исследователи, родители — нуждаются в медийной грамотности. Знания и навыки, которые позволяют им общаться, учиться и получать информацию через компьютерные сети, нужно в настоящее время не только для профессиональной деятельности, но и в обеспечении комфортного быта.

Читайте также: