Что общего между окружающим пахаря миром и его душой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кольцов не был бы народным поэтом, если писал лишь о страдании и бедах народа. Даже герои его стихотворений, наполненных грустью и тоской, люди мужественные, сильные и, главное, свободные. Крепостничества как такового нет в поэзии Кольцова – для поэта оно просто не существует.

У меня ль плечо –
Шире дедова,
Грудь высокая –
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою.

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося.

Степь – это не просто бескрайний простор, это и своеобразный символ свободы. Правы критики: во всех стихотворениях Кольцова есть много размашистого, широкого, степного, свободного и в колорите и в тоне.

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!

Кольцову крестьянский быт знаком с детства. В своих стихах он не приукрашивает его и не поэтизирует. Сама поэзия заключена в процессе труда. С Кольцовым в русскую поэзию пришли пахари, косари, жницы.

Весела работа в поле при восходе солнца:

Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.

Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою
Слуга и хозяин.

Весело гляжу я
На гумно, на скирды,
Молочу и вею.

Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы,
Сладок будет отдых
На снопах тяжелых!

Тяжелый сноп – гордость земледельца-созидателя, труд должен увенчаться урожаем, им самим выращенным:

Зернышку сготовим
Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит
Мать – земля сырая.
Выйдет в поле травка –
Вырастет и колос.
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.
.
Уроди мне, боже,
Хлеб – мое богатство!

ТелЕгу готовлю.
КрасАвица зорька

а иногда и на третий:

КолыбЕль святую.
В золотЫе ткани.

Эти ударения то на второй, то на первой стопе придают стихотворению ритмическую оригинальность.

Природа у Кольцова – одухотворенная. И восход солнца, и гроза представлены Кольцовым во всем блеске ярких ослепительных картин, потому что поэт воспринимает природу и душою и сердцем:

Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;

Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор.

Что ты спишь, мужичок?
Ведь весна на дворе.

Труд пахаря-землепашца столь же естественен, как и весенние ручьи, как пробуждение земли после зимнего сна.

Стихотворение строится на антитезе:

Что ты был? и что стал?
И что есть у тебя?

Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Пусть снежком порошит,
Под санями хрустит.

Все соседи на них
Хлеб везут, продают,
Собирают казну,
Бражку ковшиком пьют.

Красавица зорька
В небе загорелась.
Из большого леса
Солнышко выходит.

Рано утром, когда вновь народившееся чистое, по-детски невинное солнце выходит в мир и стихии света и тепла набирают силу, начинается работа хлебопашца. По народным поверьям, дело, начатое на восходе солнца, обязательно должно увенчаться успехом. Вспомним народную мудрость: “Кто рано встает, тому Бог подает”. Пахарь выходит в поле еще до первых лучей солнца. Создается впечатление, будто солнце, завидев пахаря, выходит ему навстречу. Таким образом, трудной работе хлебопашца придается торжественный смысл.

Работа Рощиной Екатерины (МОУ Лицей №19, 9 класс)

Хлеб – моё богатство!

Пахарь – простой человек, довольный своей работой, своей жизнью. Лирический герой этого стихотворения радуется очень простым и понятным всем вещам: разгорающейся заре, кипящей в поле работе. Крестьянин очень весел – становится понятно, что пашня – его стихия, ведь ему приятно сеять хлеб, работая в поте лица ранним утром. Герой стихотворения надеется на хороший урожай, тихо молясь во время работы. Очень приятно представлять себе образ простого русского крестьянина, работающего в поле, - на душе сразу становится тепло!

В стихотворении нет сравнений, потому что автору ни с чем не сравнить природу, красоту пашни. Мне кажется, что невозможно найти что-то прекраснее яркой, свежей зари на фоне ещё только светлеющего неба. Каждый человек невольно остановится и представит себе эту живописнейшую картину. У автора нет и гипербол, так как нечего преувеличивать в и так великой красоте природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь” (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках “Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью “Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развития)

Работа с текстом повести

От имени кого ведется повествование?

Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.

Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

Как автор описывает Савелия?

Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

Как относится Анисимыч к деньгам?

Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

Каких примет придерживался Анисимыч?

Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?

Читайте также: