Что объединяет портретное искусство эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы попробуем провести границу между картинами, похожими на возрождение, и тем Возрождением, в котором наука и искусство действительно стали единым целым.

Точкой отсчета Возрождения можно считать начало XV века, когда итальянские художники открыли для себя центр перспективы и впервые попытались изобразить пространство таким образом, чтобы у него была единая точка схождения на линии горизонта, а предметы уменьшались по мере удаления от переднего плана.

Сначала очень немногие мастера разглядели потенциал в работе с центром перспективы, но затем поняли его главное преимущество: он прямо сообщался с миром зрителя, который теперь мог воспринимать картину как часть реального мира.

Так произведения приобретали трехмерность, а задний фон переставал напоминать декорацию.

Но даже после этого открытия многие художники не стали применять его на практике, предпочитая старые методы. Частично в этом была виновата обычная консервативность, но главной причиной были заказчики.

Клиентам из знатных семей была ближе привычная и понятная готика с золотыми красками, помпезностью и таинственностью, они ценили сложный символизм и богатые рамы.

Такая клиентура не давала художникам с новаторскими идеями развернуться в полную силу. Именно поэтому рациональные принципы не применялись повсеместно, а сосуществовали со старой доброй готикой, лишь вобрав в себя новый репертуар модных сюжетов.

Как отличить Возрождение

Перспектива и естественное освещение

✅ Да, это Возрождение

Революцию в живописи начал флорентиец Томмазо Мазаччо на заре XV века. Он одним из первых внимательно подошел к изучению перспективы и расположению фигур на картине.

Мазаччо стал активно использовать точку перспективы и таким образом радикально поменял восприятие картины зрителем. На его полотнах задний фон становится трехмерным, а свет идет из одного источника, что подчеркивает естественность происходящего.

В отличие от многочисленных предшественников художник старается сделать фон максимально интересным для изучения, взгляд зрителя не перестает блуждать между очертаниями отвесных скал и разнообразием флоры. Благодаря особой технике сфумато, которая позволила изобразить воздух вокруг фигур, пейзаж кажется одновременно фантазийным и реалистичным.

В других своих работах Леонардо демонстрирует результаты бесконечных упражнений в области изучения законов движения, атмосферы, поведения дыма и гидравлики.

❌ Нет, это не Возрождение

Еще одним мастером эпохи Возрождения по умолчанию считается Сандро Боттичелли.

Однако научные методы в своих картинах он использует весьма условно.

Положение фигур в пространстве и пропорции

✅ Да, это Возрождение

Иногда рациональное искусство выдают пропорции персонажей картины и их положение в пространстве.

В отличие от царившей в то время готики фигуры на полотнах Мазаччо приобретали характер, выражения их лиц резко отличались друг от друга, а пропорции соответствовали человеческим.

Кстати говоря, Мазаччо впервые придумал изображать персонажей твердо стоящими на земле; у его предшественников они обычно стояли на цыпочках или висели в пространстве.

❌ Нет, это не Возрождение

Положение фигур в пространстве нечетко, некоторые из них как будто висят в воздухе, хотя по идее должны крепко стоять на земле (обратите внимание на лошадь). Пропорции фигур тоже пострадали: Мадонна кажется гораздо выше остальных героев картины.

Подобно Боттичелли, многие художники того периода знали о рациональном течении в искусстве и достижениях своих коллег, но не проявляли к ним никакого интереса. Они скорее обращались к прошлому, продолжая традиции Средневековья и ностальгируя по прежним техникам. Некоторые из них изобретали собственные методы, но основные элементы всё равно брались из готики.

Геометрия

✅ Да, это Возрождение

Одним из важнейших принципов рационального Возрождения стал принцип геометрии, который был взят из архитектуры и применялся во всех видах искусства.

Заядлым любителем геометрии и светотени был Пьеро делла Франческа, знаменитый экспериментатор и новатор эпохи Возрождения (кстати, его работами можно вживую насладиться в Эрмитаже до 10 марта 2019 года).

Его интерес к геометрии не случаен — он увлекался математикой в целом и даже написал два трактата.

Любопытно изображение мужчины в доспехах — это непосредственный заказчик картины, герцог де Монтефельтро. Хотя он и преклоняется перед Мадонной, его фигура искусственно не уменьшена, как это бывало в готике, и не менее материальна, чем фигуры святых.

Вся композиция заключена в полукруг, подчеркивая интимность и исключительность происходящего. Особенное восхищение вызывает яйцо под потолком, поскольку оно расположено аккурат над спящим младенцем. Подобная точность потребовала немалых ухищрений и геометрических вычислений.

Ее незаконченность позволяет даже лучше понять замысел художника, поскольку Мадонна и три волхва выписаны ярче остальных фигур и позволяют нам увидеть четкий треугольник, который и становится явным центром картины. Персонажи вокруг Мадонны и волхвов образуют полукруг, что еще сильнее подчеркивает глубину пространства и трехмерность изображения.

Даже в незавершенном виде у каждого персонажа есть своя эмоция и выражение лица, что резко контрастирует с привычными готическими правилами. Наконец, каждая фигура запечатлена в определенной позе — Леонардо кропотливо изучал анатомию, поэтому смог добиться редкой в то время точности позиций человеческого тела в пространстве.

❌ Нет, это не Возрождение

Непропорционально длинные фигуры на этой картине не образуют завершенную композицию, они оторваны друг от друга. Младенец и Мадонна смотрят в разные стороны, словно не имеют отношения друг к другу.

Художник даже не пытается создать видимость перспективы, поэтому пол на картине резко переходит в золотой фон. Хотя эта работа написана около 1490 года, по технике исполнения и замыслу она отстает от своих современников на целое столетие.

Расцвет Возрождения пришелся на конец XV века, и именно в это время создавались самые известные произведения этого периода, хотя продлился он всего около сорока лет. Признанными мастерами Ренессанса стали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.

Леонардо стремился создавать изображения без искажения пространства, задействуя знания в области оптики и аналитические наблюдения. Микеланджело сконцентрировался на особенностях анатомического строения и геометрии, а Рафаэль стал экспертом в области цвета. Все трое стремились к простоте, к отсутствию дополнительных украшений.

Период их творчества стал апогеем Возрождения, его высшей точкой, когда художники старались максимально отойти от предшествующей готики и связать искусство с наукой. Кроме того, искусства впервые начали взаимодействовать между собой: художники задействовали в своих картинах архитектурные и скульптурные приемы (идеи пространства, структуры и геометрических форм).

Как случился кризис Ренессанса

К 1509 году Леонардо, Рафаэль и Микеланджело покинули Флоренцию, оставив после себя целый пласт нового направления, которому рвались подражать художники двух школ. Главой первой школы был Фра Бартоломео, талантливый живописец. Будучи монахом, он выбирал для своих картин религиозные сюжеты, но не забывал о принципах Леонардо и Рафаэля: геометрическом расположении фигур, естественных источниках света и оптических эффектах.

Он не стремился имитировать стиль мастеров, но демонстрировал глубокое понимание принципов их работы. Его произведения отличались аккуратностью и яркими цветами.

Эта работу можно считать гармоничным представителем позднего Ренессанса.

К 1517 году Высокое Возрождение исчерпало себя и довольно быстро угасло в тех же мастерских, где оно предположительно должно было найти своих последователей.

Высокое Возрождение идеализировали, вознесли на пьедестал и стали бездумно копировать, позабыв о первоначальных принципах. Картины превратились в образцы, и места для дальнейшего развития не предвиделось.

Следующее поколение художников качнуло маятник в обратную сторону: их привлекал принцип преувеличения и дисгармонии.

Что такое маньеризм

Молодые художники перешли от изучения природных явлений к намеренной искусственности. Пейзажи свелись к минимуму, фигуры вновь начали удлиняться и терять пропорции, а центр перспективы и архитектурное понятие пространства были выброшены на свалку.

Мастера, которые продвигали новое течение — маньеризм, — предлагали свой вариант развития искусства. Полотна перестали перекликаться с реальностью; зрителю предлагали разгадывать символы, а не наслаждаться правильностью геометрии или проработанностью перспективы.

Непропорциональные фигуры на картинах никак не соотносились друг с другом, свет вновь начал исходить из разных точек.

Рациональный Ренессанс — это не отдельный период, а скорее маленькая группа художников, предлагающая новый подход в искусстве, авангардисты XV века.

Новое движение требовало от художников не только таланта, но и рационального подхода и упорства, знания текущего интеллектуального дискурса и подготовки в математике и геометрии.

Вместо того чтобы бесконечно подражать картинам с яркими рамами, золотыми красками, нимбами, символами и непропорциональными фигурами, мастера принялись изучать законы природы, анатомии и пропорций, а вместо тускло освещенных помещений художники обратились к естественному свету.

Результатом их трудов стало тесное взаимодействие искусства и навыков наблюдения, восприятия, измерения, описания и оптики и в конечном счете новое рациональное и научное искусство , которое в полном смысле можно назвать искусством Ренессанса.

В то время(Крымская Война) практически весь театр боевых действий происходил на Черном Море. Севастопль по факту считался главным городом, портом и фортом Крымского п-ва. Потеря города означало бы потеря Крыма.

Не сложившиеся были отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь.

Василий II Васильевич Темный, великий князь Московский и Владимирский, сын великого князя Василия I Дмитриевича. Родился в 1415 г., княжил с 1425 года по 1462 год. Василию Васильевичу было 10 лет, когда умер его отец. Его кандидатура на великокняжеский стол могла считаться и юридически не прочной: завещание Дмитрия Донского, его деда, заключало в себе слова, обосновавшие притязание дяди Василия, Юрия Дмитриевича, на великое княжение. Решение спора между дядей и племянником зависело на деле от великого князя литовского Витовта, опекуна семьи Василия I. Опираясь на него, митрополит Фотий склонил Юрия к мирному договору (1425), по которому тот обязался не добиваться великого княжения силой; только ханское пожалование признано было авторитетным на случай, если бы Юрий возобновил свои притязания. Зависимое от Литвы, московское правительство не протестовало против состоявшегося в 1425 г. назначения особого западнорусского митрополита. Не составило Литве труда получить отречение (в 1428 г.) московского великого князя от самостоятельной политики в Великом Новгороде и Пскове.

Давид и Соломон - Израиль

Кир - Цар Персии

Цин Шихуан - Китай

В состав племенного союза сарматов входили племена:

Какие социальные слои участвовали в революции?Были ли решены проблемы, которые породили революцию?Какой главный итог революции?

Укажите виды деятельности, распространенные у восточных славян. 1) бортничество; 2) добыча болотных и озерных руд; 3) кочевое ск

Во времена Возрождения, портретная живопись развивается так интенсивно, что появляется разные виды портрета. Основной формой, конечно, остаётся портрет, на котором человек изображён по грудь, но начинают писаться и поясные, затем поколенные, а вскоре и изображения людей в полный рост.

Рафаэль - Raffaello Sanzio da Urbino (1483-1520) - Дама под покрывалом (Донна Велата) ок. 1516 (живопись на Gallerix.ru)

Аристократические и просто богатые супружеские пары украшали свои дома и замки своими портретами, написанными на отдельных холстах, но объединёнными общими фоном и колоритом. Яркий этому пример – работа живописца Пьеро дель Франческа, на которой изображены супруги Баттиста Сфорца и Федерико да Монтефельтро, герцогиня и герцог Урбинские.

Собираясь позировать для парадного портрета, мужчины и дамы облачались в свои самые роскошные и торжественные наряды, а в качестве фона художник обычно изображал пышные драпировки, величественные пейзажи или античные архитектурные формы. Великим мастером парадного портрета считался П.Рубенс – знатнейшие его современники мечтали заполучить свой портрет работы этого знаменитого живописца.

Немаловажное место в европейской живописи семнадцатого века занимает и камерный портрет, который часто называют интимным. Цель такой картины показать зрителю то душевное состояние изображённого на ней человека, те эмоции и чувства, которые владели им в момент позирования. Самый известный мастер интимного портрета – великий голландец Рембрандт.

"Он в старой раме, с блеклыми тонами,
В губах усмешка, взгляд лукав и строг,
И кажется, везде следит за нами,
Чуть в комнату вступаешь на порог"

В.Брюсов. "Портрет женщины".

Продолжим наш разговор об эпохе Возрождения, мы его закончили в прошлый раз на новых тенденциях Раннего Возрождения. Тогда эти новые тенденции активно взаимодействовали с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее, а основной школой новаторства, распространившегося по всей Италии, стала Флоренция. Именно тогда была создана цельная концепция творчества, в которой на первый план даже в сюжетах на религиозную тему выходит образ конкретного человека, появляется портретный жанр как таковой, а на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество.


Мы не всегда можем с точностью определить к какому стилю и даже к какой эпохе относится творчество того или иного художника, так как большинство из них не только жили на стыке эпох, но и меняли стили и жанры своих произведений. Поэтому понятно, что некоторые исследователи относят одних и тех же художников к разным эпохам, как это произошло, например, с Пинтуриккьо. Знаменитый "мальчик" выше вполне отвечает особенностям Высокого Возрождения, а портрет ниже можно отнести к эпохе Раннего Возрождения.


Сегодня мы переходим к следующему этапу развития живописи, начиная с эпохи Высокого Возрождения (чинквече́нто) - наивысшего расцвета искусства, пришедшегося на сравнительно небольшой отрезок времени - первой трети XVI века (1500 - 1530 годы).


Впервые термин "Возрождение" упоминается художником и критиком Вазари в 16 веке для обозначения эпохи, наступившей после "мрачного средневековья" и ставшей поворотным моментом в истории европейского искусства. Наивысшему расцвету искусств в эпоху Высокого Возрождения, центром которого становится Рим, способствовало во многом вступление на папский престол Юлия II, человека не только смелого, но и знатока искусств, любителя античности, сумевшего привлечь к своему двору лучших художников Италии.


При нем создаются те шедевры архитектуры, скульптуры и живописи, которые и сегодня поражают нас своим совершенством. Античное искусство не только изучается и воспроизводится, но и перерабатывается в соответствии с возможностями (применение масляных красок, например, все большее распространение станковой живописи) и требованиями современности, приобретая классические черты, но не мешая художникам проявлять самостоятельность и фантазию. Великий Рафаэль (1483-1520) помимо фресок и картин на религиозные темы, ставшие предметом поклонения многих поколений, создает портреты, восхищающие зрителя и сегодня своей живостью и внутренним светом.



Одна из характерных особенностей эпохи Ренессанса - связь искусства и науки, особенно ясно проявившаяся в период Высокого Возрождения. Желание придавать миру и человеку правдивое отражение подталкивало художников к изучению наук, пробуждало их к познанию мира, к появлению в их среде художников-ученых, из которых самым известным и прославленным был Леонардо да Винчи (1452–1519), художник, изобретатель, инженер и анатом.


Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж. Об этой картине я писала подробно тут: http://botinok.co.il/node/90011. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину "Дама с горностаем"(Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани.


Контуры фигуры женщины со зверьком в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создают впечатление идеальной грации и красоты. Характерной чертой живописи Леонардо стало "сфумато" - расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень, когда кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, особенно хорошо это проявляется в картинах или портретах, включающих пейзаж и так называемую "воздушную перспективу" - вспомните его "Мону Лизу". А вот на этом листе, с профилями уродцев и карликов, в правом верхнем углу изображен один из наиболее мерзких злодеев в итальянской истории – Александр VI Борджиа самый развратный и жестокий из пап, уничтожавший своих врагов всеми возможными зверскими способами: кинжалом, ядом или на костре, как Савонаролу.


Рисовальщик и архитектор, скульптор, поэт, музыкант, философ, математик и теоретик искусства, автор названия "Золотое сечение", использовавший эту "божественную меру красоты" в своих произведениях, Леонардо да Винчи в своей жизни и творчестве воплотил в себе всесторонне развитую личность эпохи Высокого Возрождения. Художник и критик Вазари сказал о нем: «Препятствия лежали в самой душе Леонардо. Именно они побуждали его искать превосходства над совершенством. ".
Творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564), строго говоря, не совсем относится к нашей теме -


он был скульптором прежде всего, портретные изображения встречаются в его фресках на религиозные темы, но большое количество рисунков показывает нам его талант художника, умеющего передать внутреннюю напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.


Джованни Белинни (около 1430–1516) считается одним из "отцов" эпохи Высокого Возрождения в Венеции. Уже в его многочисленных "мадоннах" можно видеть вполне "земные" одухотворенные лица итальянских женщин на фоне величавых пейзажей. Но в начале 16 века Беллини проявляет интерес к портрету в полном соответствии с ренессансной гуманистической направленностью в живописи.


Сандро Боттичелли (1445 — 1510), строго говоря, следовало бы отнести к эпохе Раннего Возрождения, но он настолько опередил свое время во Флоренции, что во многих своих работах вполне отражал радостное восприятие жизни, гуманистические тенденции, характерные для Высокого Возрождения.


Только в последние годы жизни, после знакомства с доминиканским монахом Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни, в творчестве Боттичелли появляется аскетизм и сдержанная гамма темных красок.


«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Его чисто личное искусство отразило лицо века. " -А.Бенуа.
Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был и Джорджоне ( Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - 1476 или 1477 -1510), художник, музыкант и певец. Почти ничего, кроме слухов и предположений, не известно о его происхождении и ранних годах жизни, он был в Венеции учеником Беллини и уже в раннем творчестве проявил себя как художник, для которого главным в творчестве было отражение богатства внутреннего мира человека, его жизненных сил и одухотворенности.


Творчество Джорджоне имело новаторские открытия в области передачи мягкой прозрачной светотени для отражения органического слияния человеческой фигуры и пейзажа (вспомните его "Спящую Венеру"). Его влюбленность в красоту человека и земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, оказало большое влияние на многих итальянских художников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Человек в зеркале искусства.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


Человек в зеркале искусства: жанр портрета Тема урока:

Человек в зеркале искусства: жанр портрета Тема урока:

Портрет — изображение определённого человека или группы людей, фиксация внешн.

Рубенс. Голова францисканского монаха

Рубенс. Голова францисканского монаха

Погрудный портрет

Поясной портрет

Поколенный портрет

Портрет в рост

Парный портрет

Групповой портрет

Парадный портрет Петра Великого

Парадный портрет Петра Великого

Ф. Рокотов. Портрет А.Струйской (камерный портрет)

Ф. Рокотов. Портрет А.Струйской (камерный портрет)

Э. Греко. Мужской портрет с рукой на груди

Э. Греко. Мужской портрет с рукой на груди

 История портрета

Древнеегипетский портрет

Нефертити XIV в. до н. э

Нефертити XIV в. до н. э

Древнегреческий портрет

Сократ Перикл

 Древнеримский портрет Гай Юлий Цезарь Каракалла

Древнеримский портрет Гай Юлий Цезарь Каракалла

Портрет Средневековья


Начало XVIII века. Стиль - рококо. Ф. Буше. Маркиза де Помпадур Ф. Буше. Дама.

Начало XVIII века. Стиль - рококо. Ф. Буше. Маркиза де Помпадур Ф. Буше. Дама с синим венком

Этьен Морис Фальконе (1716-1791). Памятник Петру I.

Этьен Морис Фальконе (1716-1791). Памятник Петру I.

А. Осьмёркин. Портрет художника М.Н. Аветова А. Осьмёркин. Портрет А. Ахматовой

А. Осьмёркин. Портрет художника М.Н. Аветова А. Осьмёркин. Портрет А. Ахматовой

Домашнее задание: Найти в интернете информацию об Александре Петровне Струйск.

Домашнее задание: Найти в интернете информацию об Александре Петровне Струйской, Марии Александровне Лопухиной. (Всем) 1.История Нефертити (презентация) 2. О древнегреческом скульпторе Праксителе (презентация) 3. О портрете Каракаллы (презентация) 4. Портреты А.Дюрера, М.Караваджо и Э.Греко (слайды с названием картин)

Выбранный для просмотра документ карточки (2).docx

Жанр портрета

1.Кто из великих голландских художников писал портреты-биографии? А) Дюрер

Б) Рембрандт В) Караваджо

2. В каком стиле писали художники Антуан Ватто, Франсуа Буше? А) Рококо Б) Барокко

3. В какой области искусства творил Морис Фальконе? А) Музыка Б) Живопись

4. Назови картину и автора.

5. Кому посвящен памятник и кто автор скульптуры?

Жанр портрета

1.Кто из великих голландских художников писал портреты-биографии? А) Дюрер

Б) Рембрандт В) Караваджо

2. В каком стиле писали художники Антуан Ватто, Франсуа Буше? А) Рококо Б) Барокко

3. В какой области искусства творил Морис Фальконе? А) Музыка Б) Живопись

4. Назови картину и автора.

5. Кому посвящен памятник и кто автор скульптуры?

Выбранный для просмотра документ карточки.docx

Человек в зеркале искусств

1. Какие виды портретов ты знаешь?

2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

3. Назови особенности портретов Древнего Египта

4. Назови особенности портретов Древней Греции

5. С чем связан римский портрет

6. Каковы особенности портретов в Средние века

7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения?

8. Соотнесите названия портретов с буквенным обозначением. Допишите фамилии художников написавших эти портреты.

3.Мужской портрет с рукой на груди

А) Б) В

Человек в зеркале искусств

1. Какие виды портретов ты знаешь?

2. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

3. Назови особенности портретов Древнего Египта

4. Назови особенности портретов Древней Греции

5. С чем связан римский портрет

6. Каковы особенности портретов в Средние века

7. Что объединяет портретное искусство эпохи Возрождения?

8. Соотнесите названия портретов с буквенным обозначением. Допишите фамилии художников написавших эти портреты.

3.Мужской портрет с рукой на груди

А) Б) В

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Задачи урока: углубление представлений о жанре портрета в искусстве; осмысление его выразительных и изобразительных функций в разные эпохи; изучение исторической эволюции жанра; формирование навыков интерпретации портретов различных эпох и стилей на основе имеющегося художественного опыта, знаний, приобретённых в процессе изучения темы.

Формирование УУД: личностных — познание человека, его духовных, жизненных, религиозных устремлений через портретные образы;

познавательных — приобретение новых знаний на основе сопоставления портретов разных людей в исторической перспективе;

коммуникативных — виртуальная беседа с творцами портретов и их моделями, выражение личного отношения в форме устных и письменных аргументированных высказываний;

регулятивных — развитие воли в процессе освоения достаточно большого объёма сведений о жанре портрета;

информационных — формирование навыков по сбору и систематизации информации о создателях портретов, эстетическо-нравственной атмосфере в конкретные исторические эпохи, создание и представление для обсуждения в классе компьютерных презентаций.

— сопоставление разных произведений на основе рассуждений учащихся из разных групп. Выявление сходства и различий портретов с учётом времени их создания.

Организационный момент.

1)Проверка домашнего задания.

Введение в тему урока.

Слайд 1 .

УЧ. Что вы видите на этом слайде?

Дети: На слайде изображены разные люди.

Уч. Как называется жанр в изобразительном искусстве изображающий людей?

Дети: Портрет.

Уч. Какая тема урока, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: О портретах.

- УЧ . Что такое портрет? ( ответы детей)

Слайд 3 . Портрет — изображение определённого человека или группы людей, фиксация внешнего облика и своеобразия личностных черт.

Цель портретного жанра – узнаваемость изображённого на нём человека.

Главное внимание в портрете обычно уделяется лицу изображаемого человека.

По прошествии времени зритель не может судить о степени сходства портрета с моделью, но составить своё мнение об изображённом человеке может благодаря той информации, которую ему представляет художник. В данном случае важны взгляд, движение губ, осанка и др., которые выражают эмоции, отношение к жизни, к людям. Художники не сразу научились передавать сильные человеческие чувства. Но когда это произошло, портретное искусство значительно обогатилось новым содержанием.

Портреты различаются в зависимости от того, какая часть человеческой фигуры вошла в картину:

1.Голова, погрудный , поясной, поколенный, в рост;

Индивидуальные, парные и групповые портреты;

3. Парадный, камерный;

На парадном портрете человек предстаёт в лучшие минуты своей жизни, он тщательно одет и причёсан. Важнейшую роль играют внешние атрибуты подчёркивающие социальное положение модели, её заслуги перед обществом.

Камерные (кабинетные) портреты отличаются небольшими размерами. Камерный портрет во все времена выполнял функции современной семейной фотографии. В такие портреты художники, как правило, не вкладывали глубокого смысла. Но были среди камерных портретов и такие, которые художник выполнял по зову сердца. Эти выстраданные произведения внутренне содержательны, психологичны и раскрывают не только внешний, но и внутренний мир, душевные переживания героев.

Автопортрет – изображение самого себя.

Психологический портрет, портрет-характер, портрет-биография.

Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету – характеру, или к портрету биографии.

К психологическим портретам можно отнести портреты испанского художника Эль Греко (1541-1614) . В своих портретах художник передаёт необычную внутреннюю сосредоточенность человека, погружённость в свой внутренний мир. Запечатлённые им бледные лица, с огромными, тёмными, словно бездонными, глазами, отличаются одухотворённостью и неповторимой красотой.

Э. Греко.
Мужской портрет с рукой на груди

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.

Точную дату возникновения жанра портрета назвать невозможно. Можно с уверенностью сказать, что скульптурный портрет более древний, чем живописный.

Слайд 16 . Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция).

Слайд 17 . Скульптурный портрет Древнего Египта, связан с религиозными представлениями Египтян о загробной жизни. В египетском портрете сходство было необходимым: душа умершего должна найти своё вместилище. Предполагают, что египетские портреты изготавливали с натуры, с лиц живых людей, но они лишены возрастных особенностей.

Слайд 18 . В начале XX века археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в ХIV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной лёгкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт лица.

Слайд 19. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, и были выполнены по идеальному канону красоты.

Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.

Слайд 20 . Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи.

Слайд 21. Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Оказывая почести бюсту усопшего родителя, римляне верили в покровительство умерших предков, а также изготавливали скульптурные портреты живых людей. Это способствовало развитию реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость, деспотизм, одухотворённость или высокомерие.

Слайд 22. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.

Слайд 23. Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.

Слайд 24 . Перелом в портретном искусстве, наступил в эпоху Возрождения (Ренессанса). Он был связано с изменением идеологии эпохи.

Ренессансный человек он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве. Портрет передаёт достоинство, уверенность, доблесть человека.

Ярким представителем этого направления был французский художник Франсуа Буше. Обращаясь к мифологии, аллегории, пасторали, Буше создаёт нарядные, праздничные импровизации, уводящие зрителя в мир любовных грёз.

Слайд 27. В конце XVIII в. в искусстве появилось такое направление, как романтизм. Подлинным романтическим пафосом проникнут портрет Фредерика Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа . Перед нами настоящий психологический портрет, передающий пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряжённым колоритом картоны, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением тёплых и холодных тонов.

Слайд 28. В портретном искусстве 20-21 вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает традиции реалистического искусства, воспевая красоту, величие человека, другое ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.

Д/З. Найти в Интернете информацию об Александре Петровне Струйской, Марии Александровне Лопухиной.

1.История Нефертити (презентация)

2. О древнегреческом скульпторе Праксителе (презентация)

3. О портрете Каракаллы (презентация)

4. Портреты А.Дюрера, М.Караваджо и Э.Греко

(слайды с названием картин)

Проверочная работа по теме урока на карточках.

Портрет — изображение определённого человека или группы людей, фиксация внешнего облика и своеобразия личностных черт.

Цель портретного жанра – узнаваемость изображённого на нём человека.

Главное внимание в портрете обычно уделяется лицу изображаемого человека.

Портреты различаются в зависимости от того, какая часть человеческой фигуры вошла в картину: Голова, погрудный , поясной, поколенный, в рост;

2.Парные и групповые портреты;

3. Парадный, камерный;

4.Автопортрет – изображение самого себя.

5.Психологический портрет, портрет-характер, портрет-биография.

Э. Греко.
Мужской портрет с рукой на груди

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту.

Скульптурный портрет Древнего Египта связан с культом мёртвых. В египетском портрете сходство было необходимым.

В Древней Греции – скульптурный портрет это идеализированные, обобщённые образы героев или богов.

Римский портрет связан с культом предков. Развитию реалистический портрет.

В средние века реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Создаются отвлечённые образы связанные со священным писанием.

Портретное искусство эпохи Возрождения объединяет заветы Античности и Средневековья. На первый план выходит человек с индивидуальными чертами лица, неповторимым физическим обликом и духовным миром.

Художники эпохи Возрождения: Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело да Караваджо, Эль Греко.

Читайте также: