Что нового в общественной мысли внесли философы просветители кратко развитие

Обновлено: 30.06.2024

Период, для которого характерна философия Нового времени, называют утром рационализма. В свою очередь эпоха Просвещения – торжество рационализма. Оформились идеи, которые только зарождались в период Возрождения и далее получили своё развитие в XVII-XVIII вв.

Просвещение – время гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Просвещение в качестве идейно-мировоззренческого движения своего апогея достигло во Франции, но, несмотря на это, распространение движение получило практически во всех странах Европы. Многие исследователи говорят о том, что Новое время и Просвещение неразрывно связаны между собой и их нельзя разорвать, поскольку концептуально идеи Просвещения не отрицают философию Нового времени, а скорее продолжают их и углубляются. Именно поэтому некоторых философов относят и к Новому времени, и к Просвещению. Однако философы эпохи Просвещения не только исследуют классические идеи рационализма, но и разрабатывают новые, основанные на критике картезианской метафизики.

Особенности философии и культуры эпохи Просвещения

Особое место в философии Нового времени занимает как раз философия эпохи Просвещения. Отсчёт идёт от деятельности Канта.

Кант писал: "Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения".

Стоит всё же разобраться, почему именно XVIII в. принято называть веком Просвещения, и какой смысл имеет этот термин. А содержание у этого понятие такое: символизируется свет, а также просвещение этим самым светом. В свою очередь свет – это один из самых древних религиозных символов, который обозначает, в первую очередь, Бога и Божественный Свет духа святого.

В тропаре на Рождество Христово поётся песня: "Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло миру свет разума".

В этих словах таится сокровенный смысл и, несмотря на то, что говорится о "свете разума" имеется в виду просвещение человека и всего человечества светом учения Христа.

Преподобный Симеон Новый Богослов писал: "Тьма непросвещенной Богом души – начало кромешной тьмы".

В свою очередь, деятели эпохи Просвещения говорили о другом смысле слова и понимали просвещение человека светом своего разума, полностью свободного от предрассудков. Кант тоже имел своё видение термина "просвещение".

Кант писал: "Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине".

Кант утверждал, что девизом Просвещения должна стать фраза: "Имей мужество пользоваться собственным умом!" Он говорил, что Просвещение – это способ выхода человека из собственного несовершеннолетия, виной всему его несмелость, и находится он в таком состоянии по своей воле. Кант объясняет, что несовершеннолетие человека заключается в том, что он не может самостоятельно пользоваться своим разумом, чтобы принимать взвешенные решения, не опираясь на кого-то иного, кто является авторитетом.

В конечном счёте, понятие "Просвещение" стали употреблять по отношению к широкому культурному движению в Европе и Северной Америке в конце XVII–XVIII вв. Главная задача деятелей Просвещения состояла в том, чтобы распространить идеалы научного знания, политических свобод, общественного прогресса, а также уйти от предрассудков и суеверий.

Предпосылки эпохи Просвещения

Мотивом к наступлению эпохи Просвещения служили и социально-экономические назревающие факторы. Здесь смело можно говорить о кризисном положении феодализма, а также становление капиталистических отношений в Западной Европе.

Важную роль в зарождении просветительских взглядов сыграло и научное естествознание XVIII в. Б. Франклин, Л. Эйлер, Ж.-Л. Де Бюффон, А. Лавуазье, К. Линей активно трудились на научном поприще, что не заставило долго ожидать новых научных открытий и изобретений. Эти учёные и исследователи, а также множество других деятелей оказывали серьёзное содействие развитию и росту интереса к науке, а также закреплению её авторитета в общественном сознании.

Культура эпохи Просвещения

Философия стала культурным центром в период эпохи Просвещения. Сами философы называли этот период веком философии. Считалось, что философия занимает центральное место среди остальных наук и способствует переменам в обществе.

Гегель в своём курсе лекций по философии заметил, что философские идеи этого времени стали источником зарождения французской революции.

Несмотря на то, что эпоха Просвещения всё же выделена в отдельный этап развития философской мысли, существует мнение, что воззрения некоторых философом серьёзно разнились и даже в некоторых случая противоречили друг другу. Тем не менее, этот период характеризуется определёнными идеологическими и культурными признаками.

Вера в разум человека – один из наиболее важных признаков эпохи Просвещения. Последователи верили в то, что с помощью человеческого разума можно привести общественность к прогрессу, ранее неизведанному. Просветители были убеждены, что все человеческие беды от непонимания и незнания, которые можно победить путём познания и просвещения.

Деятели науки эпохи Просвещения были уверены в том, что существует конкретный, стройный порядок природы, который полностью зависит от её законов. А познание и правильное истолкование этих законов даст возможность сформировать естественную мораль, естественную духовность и естественное право, которое позволит избавить человечество от социальной и природной зависимости.

Просветители не отделяли практику от теории, практическое познание в совокупности с теоретическим обеспечивало прогресс, а он, в свою очередь, был ключевой целью общественной жизни.

В художественной литературе также были свои особенности, характерные для данного периода. С помощью литературы философия проникала в массы, это вовсе не было целью просветителей, но популярность идей возрастала в разы. Это было не поверхностное изображение, а скорее с глубоким смыслом посредством сатирического описания общественных норм, законов и даже политических событий. Именно в этот период появляется жанр философский роман. Свои произведения в этом жанре представили Монтескье – "Персидские письма", Вольтер – "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Микромегас", Дидро – "Жак-фаталист и его хозяин". Пропагандой философский идей послужили и произведения "Фауст" Гете, драмы Шиллера – "Разбойники", "Мария Стюарт", "Коварство и любовь" и др.

Таким образом, XVIII в. становится этапом возрождения тенденций решения проблем индивидуальных и общественных, природных и социальных. Такие взгляды были характерны античным софистам. Они, в свою очередь, рассуждали о различиях того, что существует согласно законам природы и того, что обязано своим существованием человеку и его деятельности. Отсюда прижившиеся название для софистов – античные просветители. Схоже с французскими материалистами они придерживались мнения о том, что человек – это природное создание. Ввиду этого его чувства и склонность к проявлению различных эмоций являются определяющим фактором, характерным человеку. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов-просветителей.

Просвещение зарождается в Англии, однако очень быстро его идеи распространяются по миру. В восемнадцатом столетии в странах Европы философия кардинально меняется. Вера перестает быть главным аспектом философских взглядов. Значимость приобретает разум. Эпоха Просвещения стала важным шагом к трансформации мира. Она стимулировала стремительное развитие производства, науки, техники и других направлений человеческой деятельности. Этот период является переломным в истории.

Философы из разных стран придерживались схожих взглядов. Наука и разум были признаны основными аспектами в достижении успеха и развитии человека. Философия эпохи просвещения и ее лидеры способствовали следующим событиям мировой важности:

  • Создание общественного договора;
  • Формирование естественного хода развития в обществе и истории;
  • Раздел власти;
  • Введение понятия разумного эгоизма;
  • Формирование гражданских прав человека.

Философия эпохи Просвещения кратко

Все философские труды, созданные просветителями, подчеркивают значимость равенства между людьми, необходимость свободы для каждого человека. Каждый философ верил в неограниченность возможностей разума. Только разум может помочь индивиду осознать бытие во всех его аспектах. Для того чтобы в мире царствовал всеобщий разум и была свобода, должны быть соблюдены три условия:

  1. Общество должно прийти к рациональному переустройству;
  2. Необходимо образование, знания, научный подход к решению проблем бытия;
  3. Природа самого человека должна быть изучена.

Идея просветителей заключалась в решении экономических, социальных и политических вопросов с помощью науки.

Какая идея объединяет всех философов Просвещения

Суеверия, воплощенные в религии, подвергались критике, восхвалялась религиозная терпимость. Касательно веры строгие запреты отсутствовали, однако кардинально изменилось отношение к ней:

  • Религия приносит в жизнь людей суеверия, порождает слепую веру в чудо;
  • Истина может быть получена через разум. В разумном мире не место культу и догматизму божества;
  • Естественная религия является разумной альтернативой. Она позволяет находить универсальные ценности, не пропагандируемые священниками, а бытующие в мире;
  • Свободное толкование Библии позволит лишить желания поклоняться авторитарным образам, проводить обряды.

Исходный опыт прежних лет заставил просветителей уделить особое внимание моральной стороне. Отказ от религиозного преклонения не означал отказ от идей нравственности, человеколюбия, взаимопомощи и моральных принципов. Воспитание морали в человеке является необходимым условием. Это позволит совершенствовать мир, общественные взаимоотношения. Общая идея философов эпохи Просвещения:

  • Индивидуализм, его ценностные ориентиры должны быть признаны;
  • Совершенствование людей как членов общества.

Отдельные изменения касались политической сферы. Власть не является Божьими посланцами, как в Средневековый период. Ее главная задача – обеспечить благополучную жизнь для людей, которые сами должны выбирать своего правителя. Известными просветителями в Америке были Томас Пейн, Бенджамин Франклин, российскими философами эпохи Просвещения стали Александр Радищев, Николай Новиков.

В Англии выделяли значимость Адама Смита и Джона Локка, во Франции – Дени Дидро и Вольтера. Эти люди были успешны в политике, науке, публицистике. Они сыграли важную роль в развитии европейских стран.


В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.


Идеология Просвещения

Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

  • познание природы человека;
  • разумное воспитание и образование;
  • рациональное переустройство общества.

Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.

Распространение Просвещения

Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.

Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.


Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.

Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:

которые читают вместе с этой





Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”

Философская категория

Теория

Представители

Отношение к природе

В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.

Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри

В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.

Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк

Целостная механико-материалистическая концепция природы

Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.

Соотношение случайности и необходимости

Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.

Д. Гартли, Ж. Ламетри

“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)

Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.

Сенсуализм в теории познания

Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.

Ж. Локк, Э. Кондильяк

Гедонизм в этике

Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.

Общество и история

Естественные права человека

Право на жизнь, свободу и собственность.

Теория общественного договора

Добровольное подчинение людей политической власти.

Д. Локк, Ж. Ж. Руссо

Теория разумного эгоизма

Сознательное ограничение своих естественных желаний.

Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее

Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.

Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.

Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:

  • гражданские права человека;
  • общественный договор;
  • разделение властей;
  • разумный эгоизм;
  • естественное развитие истории и общества.

Что мы узнали?

Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Читайте также: