Что нового принесли в архитектуру скульптуру и живопись деятельности искусства возрождения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Период Возрождения - это возвращение к античности, перенимание опыта у прежних мастеров. Этот период был в 14-16 веках и зародился в Италии. Характерные черты для этой эпохи: 1) Гуманизм (любовь к людям), интерес к человеку как к личности. 2) обращение к античности 3) сближение с природой: изучение законов перспективы, знание анатомии, действие света, построение объёмной композиции, использование пейзажа на заднем плане ( у художников). 4) библейские и мифологические сюжеты 5) влияние католической церкви на культуру 6) светский характер культуры.

Для архитектуры характерно: 1) ордерная система 2) соразмерность пропорций 3) простота и спокойствие объёма, ритм 4) симметричность 5)статичность

То что было характерно для этой эпохи, то они и привнесли, т.е. эти характеристики.

Ответ. Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения. Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного. Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Ответ. Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

Ответ. Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.

Искусство эпохи Возрождения это художественный стиль, включающий живопись, скульптуру и архитектуру, который появился в Европе около 1400 года; конкретно в италии. Искусство было одним из главных представителей европейского ренессанса. На этом этапе он начал узнавать художников, которые все еще имеют известность, таких как Ботичелли, Джотто и ван дер Вейден.

Этот этап истории человечества называется эпохой Возрождения, потому что это был период, который представил ряд значительных улучшений в литературных, философских, музыкальных и научных работах. Это был период, который возник в Италии в конце средневекового европейского этапа, прежде чем распространился по всему континенту..


Движение основывалось главным образом на сочетании средневековых аспектов того времени и современных идей, которые начали появляться в начале 15-го века..

Этот период положил начало переменам в Европе, которые положительно изменили социальную направленность человечества и заложили основы для развития современных обществ..

  • 1 Общая характеристика
    • 1.1 Влияние греческого искусства
    • 1.2 Гуманизм
    • 1.3 Улучшение окраски
    • 1.4 Коммерческое Возрождение
    • 1.5 Reencounter классических текстов
    • 1.6 Влияние христианства
    • 3.1 Характеристики
    • 3.2 Представители
    • 3.3 Основные работы
    • 4.1 Характеристики
    • 4.2 Представители
    • 4.3 Работы
    • 5.1 Характеристики
    • 5.2 Представители
    • 5.3 Работы

    Общие характеристики

    Влияние греческого искусства

    Одним из основных факторов, повлиявших на культурные изменения в восприятии искусства, было влияние греческой скульптуры и живописи. На самом деле, многие аспекты эпохи Возрождения довольно похожи на те, которые присутствовали в художественных произведениях Греции.

    Это произошло после того, как итальянские художники того времени изучали греческие тексты, произведения и искусство, чтобы использовать их как вдохновение для своих творений. На это изменение в восприятии искусства повлиял Петрарка, известный итальянский художник XIV века..

    Это породило движение, которое основывалось не только на адаптации человеческой культуры к эпохе после Средневековья, но и придерживалось традиционных принципов древних произведений, которые отмечены в искусстве до и после..

    гуманизм

    Наибольшее количество произведений искусства, созданных в эпоху Возрождения, было вдохновлено философской верой гуманизма. Сам по себе гуманизм уже сыграл важную роль в достижении бесчисленных достижений древней Греции, таких как появление демократических идей в политике.

    Эта вера помогла художникам отбросить религиозное влияние, которое обычно отражалось в произведениях того времени..

    Фактически, введение гуманизма в мир искусства привело к тому, что больше внимания стало уделяться представлению о действиях, которые считаются грехами, и более открыто говорить о религии..

    Гуманизм также привлек больше внимания к деталям черт людей в живописи.

    Работы эпохи Возрождения были сосредоточены на гуманистическом убеждении, что правильные действия являются ключом к счастью, но религиозное влияние, которое могло иметь это понятие, было оставлено в стороне..

    Улучшение живописи

    В течение пятнадцатого столетия несколько известных голландских художников развили усовершенствования того, как масляная живопись была создана. В эпоху Возрождения итальянские художники использовали новые голландские методы для улучшения своих картин.

    Это явление повлияло на качество и продолжительность художественных произведений, а также внесло значительные изменения в картину во всем мире..

    Кроме того, Ренессанс был во многом благодаря присутствию блестящих итальянских персонажей. Многие из них стали считаться лучшими из всех времен с точки зрения влияния, такие как Пьеро делла Франческа и Донателло.

    Присутствие этих художников сделало качество искусства в целом невероятно улучшенным, потому что даже художники с меньшей популярностью были вдохновлены появлением новых методов для улучшения их собственных произведений..

    Коммерческий Ренессанс

    Ренессанс был усилен новым потенциалом, которым регионы должны были торговать своими собственными природными активами..

    То есть каждый регион разработал систему экспортной торговли, которая привела к значительному увеличению его богатства..

    Кроме того, Флоренция стала очень важным культурным центром в то время благодаря открытию Банка Медичи, который невероятно увеличил богатство города и открыл бесчисленные двери для итальянских художников..

    Reencounter классических текстов

    Одним из главных влияний литературы эпохи Возрождения было появление средневековых текстов, которые были утеряны в темную эпоху человечества..

    Литературные люди, которые изучали эти тексты, использовали свое влияние, чтобы улучшить свои произведения и придать старый оттенок движению, которое в то время было современным.

    Влияние христианства

    Хотя произведения, созданные в эпоху Возрождения, не были связаны с критикой католической церкви, христианская религия оказала положительное влияние на некоторых представителей этого культурного движения..

    Среди них был Эразм, голландский литературовед, который использовал христианство первых четырех веков в качестве вдохновения для своих работ.

    Эстетические принципы

    В дополнение к священным изображениям многие из произведений художников эпохи Возрождения были посвящены таким вопросам, как брак, рождение или семейная повседневная жизнь..

    Средний класс Италии стремился подражать аристократии, чтобы поднять социальный статус, и одним из способов была покупка произведений искусства для их домов..

    Хотя архитектурные работы и скульптуры были тесно связаны с древнегреческой и римской культурой, картина эпохи Возрождения представила ряд особых характеристик, которые сделали ее уникальной.

    Одним из них является пропорция как основной инструмент искусства. Раньше при составлении картины часто игнорировали реальные пропорции людей, потому что другие аспекты были более актуальными. Однако, это изменилось с включением гуманизма в философию художников.

    Техника перспективы также сопровождалась ракурсом. Эта техника состоит в том, чтобы нарисовать объект намного ближе, чем он есть на самом деле, чтобы изменить визуальный фокус того, кто ценит работу.

    Да Винчи был первым итальянским художником, который назвал термин, известный сегодня как сфумато. Эта техника была применена, чтобы дать трехмерную перспективу живописи эпохи Возрождения. Это было достигнуто путем создания тонкого цветового перехода между краями каждого объекта и фоновым ландшафтом.

    Последней символической техникой эпохи Возрождения был кьяроскуро, в котором сочетались сильные светлые тона и слабые тона, чтобы создать трехмерную перспективу, как сфумато.

    картина

    черты

    Классицизм и реализм

    Классицизм был одной из тенденций, использованных художниками эпохи Возрождения для определения метода своих работ.

    Классицизм был техникой, которая защищала приверженность классическому искусству, стремилась создавать простые произведения, эстетически сбалансированные, ясные для глаз и использующие традиции Запада..

    Кроме того, в работах отстаивался физический реализм, фундаментальная черта гуманистической философии.

    манерность

    Когда эпоха Возрождения подходила к концу, художники начали отказываться от классицизма и привязались к маньеризму.

    Эта техника стремилась выразить немного больше сложности в работах, поэтому физические формы предметов имели тенденцию быть нарисованными более искаженными, чем это было принято в начале движения.

    католицизм

    Одна из причин, по которой так много произведений искусства со сценами католицизма, заключается в том, что в этот период католическая церковь доверила несколько картин итальянским художникам..

    Движение ренессансной живописи характеризовалось наличием нескольких аллегорических произведений католической религии.

    представители

    Основными художниками эпохи Возрождения были итальянцы. Однако по мере расширения движения по всей Европе появились другие важные фигуры, особенно в Нидерландах и Испании..


    Леонардо да Винчи

    Возможно, самый признанный художник эпохи Возрождения сегодня. Да Винчи создал уникальные произведения, которые стали важными наследиями человечества, такими как Мона Лиза или Тайная вечеря.

    Кроме того, он был одним из самых важных фигур эпохи Возрождения, чтобы обеспечить инновационные знания в различных областях науки и общественных наук.

    Сандро Боттичелли

    Боттичелли был одним из ведущих художников начала эпохи Возрождения. Он был из школы во Флоренции и был частью Золотого века итальянских художников шестнадцатого века. Он посвятил себя живописи мифологических и религиозных работ.

    Miguel Angel

    Микеланджело был итальянским художником, скульптором и архитектором, возможно, одним из авторов эпохи Возрождения, сохранившим лучшие произведения с тех пор..

    Он создал такие работы, как Страшный суд и он нарисовал одно из самых внушительных художественных произведений в истории: потолок Сикстинской капеллы.

    Брейгель

    Питер Брейгель был голландским художником и одним из ведущих представителей живописи эпохи Возрождения в своей стране. Он посвятил себя созданию пейзажей и сцен изо дня в день, представляя различные повседневные сцены и времена года.

    Эль Греко

    Эль Греко был греко-латиноамериканским художником, который подписывал свои картины на греческом языке. Он был главным и самым важным представителем испанского Ренессанса, и он использовал драматический и экспрессионистский стиль. Он считается предшественником как кубизма, так и экспрессионизма..

    Основные работы

    -Поклонение Агнцу Божьему, Юбер и Ян Ван Эйк, 1430.

    -Свадьба Арнольфини, Ян Ван Эйк, 1434

    -весна, Сандро Боттичелли, 1470-е годы.

    -Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1496.

    -Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1510 г..

    -Школа Афин, Рафаэль, 1511.

    архитектура

    черты

    Отсрочка с готическим стилем

    Идеи архитекторов эпохи Возрождения шли вразрез с готическими идеями создания конструкций с высоким уровнем сложности их дизайна и большой высоты..

    Вместо этого они цеплялись за классические идеи создания чистых конструкций, которые были бы максимально простыми. Это привело к созданию округлой архитектуры.


    причины

    Экстерьер зданий эпохи Возрождения раньше украшали классические мотивы, такие как колонны и арки..

    Чтобы создать эти мотивы, внешность раньше была довольно плоской, служа своего рода холстом, который можно будет украсить позже. На этих поверхностях были четко отражены идеи древнего традиционного искусства..

    здания

    Наиболее распространенными зданиями того времени были церкви, городские особняки и эксклюзивные особняки в сельской местности. Многие из самых известных дизайнов архитектуры эпохи Возрождения были созданы итальянским художником Палладио.

    представители

    Брунеллески

    Этот автор признан одним из самых важных архитекторов в истории, кроме того, считается первым инженером современной эпохи.

    Он был одним из отцов-основателей эпохи Возрождения и одним из первых художников, которые стали планировщиками и строителями своих собственных работ..

    Это признано главным образом для разработки техники, способной с предельной эффективностью представлять линейную перспективу, распространенную в эпоху Возрождения..

    Альберти

    Альберти называют образцовым человеком эпохи Возрождения. Он привносил разные идеи в разные гуманистические области, дополняя друг друга, создавая уникальный стиль того времени..

    Его обычно признают за его работу над архитектурными фасадами, так как это была область, в которой он наиболее выделялся.

    шпагат

    Донато Браманте был первым архитектором, который представил художественный стиль архитектуры эпохи Возрождения в Милане, в дополнение к стилю последнего периода эпохи Возрождения в Риме. Он даже разработал Базилику Сан-Педро, работу, которую Микеланджело позже выполнил.

    Антонио да Сангалло

    Сангалло создал одно из самых важных произведений эпохи Возрождения в Италии; на самом деле, он признан в основном за создание Палаццо Фарнезе, здание, где жила престижная семья Фарнезе.

    Сангалло был одним из главных учеников Браманте, и его архитектура находилась под влиянием этого художника.

    Palladio

    Андреа Палладио был архитектором, который эволюционировал в эпоху Возрождения Венеции. Влияние, которое он имел на древнеримское и греческое искусство, сделало его одной из самых важных фигур в истории архитектуры..

    завод

    -Собор Флоренции, Ди Камбио и Брунеллески, 1436.

    -Базилика Сан-Педро, Браманте, Мигеля Анхеля, Мадерно и Бернини, 1626 г..

    -Дворец Фарнезе, Антонио да Сангалло, 1534.

    -Ротонда, Палладио, 1592.

    -Базилика Сан-Лоренцо, Брунеллески, Микеланджело, 1470.

    скульптура

    черты

    Привязанность к классике

    Подобно живописи, ренессансная скульптура в целом определялась теми же характеристиками, что и скульптура до средневековья..

    Черты каждой скульптуры были явно вдохновлены классической скульптурой, и цель состояла в том, чтобы найти большую степень реализма в каждой работе посредством анатомически пропорциональной резьбы.


    Увеличение инвестиций

    В эпоху Возрождения местные органы власти каждого города (в частности, Флоренции) вложили значительные средства в скульптуру..

    В свою очередь, люди, которые имели большие экономические возможности, также вкладывали большие суммы денег, нанимая скульпторов для создания персонализированных работ.

    Число новых работодателей, заинтересованных в инвестировании в скульптуры, значительно расширило их создание, что, в свою очередь, сделало скульптора более прибыльной профессией..

    Создание бюстов было также распространено в эту эпоху, когда известные художники создавали произведения этого стиля с 1450 года..

    Следует отметить, что Церковь также оказала большое влияние на скульптуру, как это произошло с живописью эпохи Возрождения. Из-за этого многие работы, созданные по просьбе Церкви, были на христианские темы..

    Ренессанс пионеризм

    Скульптура была первым из великих искусств, сделавших шаг к тому, что сейчас известно как Ренессанс. Говорят, что создание скульптурных дверей для собора Флоренции было первой работой с явным классическим влиянием, которая была создана в Италии..

    Творческий потенциал скульптуры в начале Ренессанса был даже больше, чем у живописи. Во многом это было связано с творческим потенциалом одного из его первых представителей: Донателло.

    представители

    Донателло

    Донателло был одним из самых влиятельных художников эпохи Возрождения благодаря большому количеству оригинальных идей, которые он внес в скульптуру..

    У него был бесподобный художественный талант, который позволял ему комфортно работать с различными материалами, такими как бронза, дерево и глина..

    Он работал с несколькими помощниками и смог разработать новый метод для лепки небольших деталей, хотя его основной работой было создание работ для архитектурных работ.

    Miguel Angel

    Хотя Микеланджело был влиятельным художником, область, в которой он больше всего выделялся, была скульптурой.

    Он создал две самые влиятельные скульптурные работы в истории человечества: La Piedad и Дэвид. Влияние Микеланджело было весьма существенным во всех основных направлениях искусства эпохи Возрождения

    Лоренцо Гиберти

    Гиберти был одним из первых влиятельных художников эпохи Возрождения. Ему было поручено создать первоначально двери баптистского района собора Флоренции, которые были названы тем же Микеланджело, что и Райские врата.

    Джамболонья

    Джамболонья был художником родом из нынешней Бельгии, но жил и работал в Италии. Он высоко оценен как один из ведущих художников маньеризма эпохи Возрождения. Его работы с бронзой и мрамором оказали большое влияние на художников того времени..

    Андреа дель Веррочио

    Дель Веррочио был одним из художников эпохи Возрождения, чье влияние было довольно значительным, но помимо своих работ он узнал по количеству художников, которых он обучал.

    Он владел важной художественной школой во Флоренции, и это привело к подготовке таких важных художников, как Леонардо да Винчи и Пьетро Перуджино..

    В развитии культуры и искусства выделяют несколько периодов. Самые крупные из них — Античный, Средневековый, Возрождение, Просвещение, Новое искусство. Эта периодизация условна. Например, искусство эпохи Возрождения начало зарождаться в Италии в конце XIII века, однако в других странах получило распространение лишь в XV столетии. Каждый из периодов имеет характерные особенности, которые проявляются во всех сферах искусства.

    Периодизация эпохи Возрождения

    Периодизация эпохи Возрождения

    Внутри большого периода выделяют несколько малых: Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто. В среднем, каждому из них соответствует одно столетие, отсюда и произошло их название. К периодам эпохи Ренессанса относят:

     Зарождение Ренессанса

    Зарождение Ренессанса

    Развитие и расцвет эпохи

    В отличие от Средневекового, искусство Ренессанса приобрело светский характер. В нём начинает проявляться интерес к античной культуре, что является характерным признаком Возрождения.

    Архитектура Проторенессанса спокойная, уравновешенная, для неё характерен титанизм и устойчивость, в скульптуре ярко выражено влияние античности. Представителями являются итальянский архитектор Арнольфо ди Камбио и скульптор Николо Пизано, одна из их совместных работ — фонтан Маджоре, весьма известна и в настоящее время.

    Живопись и литература стали более реалистичны и чувствительны. Особенно ярко это выражено во фресках итальянского художника Джотто. Он совершил настоящую революцию в искусстве того времени. Джотто ушёл от плоских, нереалистичных фигур и бесчувственных лиц, которые были характерны для фресок Византии. Художник наполнил свои работы эмоциями и переживаниями, сделал их более реалистичными и смог изобразить библейские сюжеты в простой и понятной форме. Самое грандиозное его творение — цикл фресок, который находится в Капелле Скровеньи (город Падуя).

    Поэзию Проторенессанса представляют Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо. Ф. Петрарка написал немало произведений на латыни, имеющих большое значение в истории, однако знаменитость ему принесли итальянские стихи, обращённые к возлюбленной поэта. Они покорили сердца людей своей искренностью и непосредственностью.

    Развитие и расцвет эпохи

    Периодизация эпохи Ренессанса

    Искусство Возрождения имело не только эстетическую, но и познавательную функцию. Стремление изобразить окружающий мир максимально реалистично побуждало художников и скульпторов изучать пропорции человека, механизм движений человека и животных, строение скелета и мышц, законы перспективы. Они были разносторонними личностями и оставили след не только в искусстве, но и в науке. В частности, многие открытия и наблюдения, сделанные творцами того времени, использовались в медицине и математике.

    К архитектурным творениям эпохи Кватроченто (Раннее Возрождение) относится одна из самых известных достопримечательностей современного Рима — Собор Святого Петра. Его архитекторами были знаменитые Донато Браманте и Микеланджело Буаноротти.

    Новаторства появились и в скульптуре. Так, итальянский скульптор Донателло изобразил в одной из своих работ полководца Гаттамелата, восседающего на коне. До этого героями скульптур были лишь боги, святые или богатые люди. Кроме того, его работа стала первой конной скульптурой в этой эпохе.

    Расцвет эпохи Ренессанса пришёлся на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти. Они являются ярчайшими представителями изобразительного искусства и скульптуры того времени. Произведения этих авторов до сих пор известны и почитаемы во всём мире.

    Несмотря на то что все они представляют один и тот же период, каждый имеет свой стиль. Например, образы на портретах Леонардо да Винчи будто бы оживают на глазах. Он смог добиться этого эффекта, растушевав линии на изображении, сделав контуры и свет более мягкими. Благодаря ему сама профессия художника обрела новые грани и возможности. Интересно и то, что у знаменитого на весь мир Леонардо да Винчи насчитывается всего 19 завершённых полотен. Самые известные из них, дошедшие до нынешних дней:

    Развитие и расцвет эпохи

    Угасание искусства Возрождения

     Угасание искусства Возрождения

    За активным развитием и расцветом культуры последовал период упадка и обеднения. Во времена позднего Возрождения широкое распространение получил маньеризм — направление в искусстве, для которого характерны беспорядочность, неестественность, пресыщенность и отсутствие гармонии. Кризиса смогла избежать лишь Венеция, где не было власти Папы Римского. Отчасти это объясняется её автономностью, кроме того, искусство Возрождения пришло в Венецию чуть позже, чем в Рим и Тоскану. Великими творцами этого периода стали Тициан, Джорджоне, Бенвенуто Челлини и другие.

    Список художников эпохи Возрождения и их картин можно представить кратко в виде таблицы. Этот способ подойдёт для того, чтобы проанализировать культуру Ренессанса в классе, на уроках художественной культуры и составить общую характеристику эпохи Ренессанса:

    По данным, приведенным в таблице, можно понять, какие сюжеты были любимыми в творчестве ренессансных художников. Это, прежде всего, библейские сказания и мифы.

    Эти авторы завершили эпоху Ренессанса в Италии. Однако этот стиль продолжал существовать: характерные черты ренессансного искусства нашли отражение в голландской, испанской, немецкой и даже русской культуре.

    Северное Возрождение

    Северным возрождением принято называть культуру этого периода в Германии, Франции и Нидерландах. В каждой из стран она имела свои отличительные черты, однако идейная составляющая у них одинакова: это обращение к душе человека, его чувствам и переживаниям, гуманистические принципы.

    Влияние готического стиля

    В отличие от Итальянского Возрождения, в искусстве Северной Европы изучению анатомии и правильному построению пропорций не придавалось большого значения, внимание было обращено на детализацию. В искусстве Северного Возрождения прослеживается влияние готического стиля и идей Реформации.

    Имена и произведения многих представителей Северного Ренессанса дошли до наших дней. К ним относятся:

    • Уильям Шекспир.
    • Ганс Гольбейн.
    • Жан Фуке.
    • Марк Дюваль и другие.

    В кроссвордах часто встречается вопрос: немецкий художник эпохи Возрождения (5 букв). Несомненно, это Альбрехт Дюрер — знаменитый мастер ксилографии, практик и теоретик искусства, учёный-математик. Он, как и Леонардо да Винчи, является автором многих трудов в различных областях.

    Влияние Ренессанса на Россию

    Картины эпохи Возрождения

    Несмотря на сильную привязанность русской культуры к собственным традициям и Византийскому влиянию, искусство Ренессанса также нашло отражение в ней. Во времена правления Ивана III на Русь были приглашены зарубежные архитекторы и скульпторы. В основном они участвовали в постройке храмов и церквей. Например, Успенский собор был спроектирован Аристотелем Фиораванти, итальянским архитектором.

    Под влиянием Европейского Возрождения и готического стиля на Руси появились шатровые храмы. Этот был абсолютно новый, уникальный тип храма, не имеющий аналогов в мире. Началось развитие книгопечатания, иконопись стала более реалистичной, появился новый тип светского портрета — парсуна.

    Таким образом, живопись, литература, скульптура и архитектура эпохи Возрождения имеют огромное историческое значение. Повышенный интерес к этой эпохе легко объяснить. Ведь именно в это время жили и творили великие деятели искусства. Их произведения до сих пор считаются не только эталонами женской и мужской красоты, но и учебными пособиями по основам живописи, а репродукции их картин знакомы каждому культурно развитому человеку.

    Урок 4. Эпоха Возрождения: Ренессанс в искусстве

    Этот урок, посвященный эпохе Возрождения или Ренессансу, будет для вас легким, понятным и изящным, если вы хорошо изучили урок №2, где мы разбирали искусство Древней Греции и Древнего Рима. Эпоха потому и получила такое название, что в этот период истории началось возрождение античных традиций в искусстве.

    Разумеется, культура и искусство обогатились новыми стилями и веяниями, появились новые, характерные данному историческому периоду черты. И если античное искусство нашло отклик в вашей душе, с высокой степенью вероятности искусство Ренессанса точно так же затронет ваше сердце и разум.

    Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми памятниками культуры, именами творцов и произведениями искусства.

    Содержание:

    Итак, какой же отрезок времени мы имеем в виду, когда говорим о Ренессансе?

    Периодизация эпохи Возрождения

    Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. В целом же периодизация Ренессанса выглядит следующим образом:

    • Раннее Возрождение – 15 век.
    • Высокое Возрождение – начало 16 века.
    • Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.

    Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.

    И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.

    По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т.д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.

    Общая характеристика Ренессанса

    Ренессанс – это, прежде всего, возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности. Такой подход получил название гуманизма. Идеями гуманизма пропитано все искусство Ренессанса, все стили и направления, зародившиеся в данный период. Тому было несколько предпосылок.

    Во-первых, это рост и развитие городов-республик, где формировались принципиально новые, отличные от феодальных, социально-экономические отношения. Там не было землевладельцев и крестьян, зато были торговцы, ремесленники, банкиры и прочие группы населения, без которых городская жизнь и городская инфраструктура невозможны как таковые. Вполне логично, что у них были свои взгляды на жизнь, изрядно отличавшиеся от взглядов консервативного и набожного сельского населения.

    Вторым важным фактором, повлиявшим на идеологию Ренессанса, стало падение Византийской империи. Оно сопровождалось массовым исходом населения из охваченных военными конфликтами земель. Бывшие подданные Византии оседали в Европе, знакомили местное население с достижениями своей культуры, усваивали нормы и правила городской жизни, в результате чего рождался уникальный симбиоз культур, ставший основой новой эпохи в искусстве.

    Возможно, что и переселенцы, пережившие стресс, связанный с военными действиями у себя на родине и кардинальной сменой привычного образа жизни, тоже стали носителями запроса на новые веяния в культуре и искусстве. Так или иначе, Ренессанс – это принципиально новое явление в искусстве, с которым мы и познакомимся в данном уроке. Начнем, как обычно, с архитектуры.

    Архитектура

    В архитектуре Ренессанса с самого начала эпохи четко прослеживаются черты античного зодчества: симметричность, рациональность, практичность, более светский характер строений и их оформления, внимание к инженерным деталям. В этом заключается принципиальное отличие как от тяжеловесных строений романского периода, так и от мрачноватой готики.

    Проторенессанс

    Считается, что предтечей новой эпохи в архитектуре стали творения художника и архитектора Джотто ди Бондоне (1266-1337). В частности, спроектированная им церковь Санта-Кроче во Флоренции:

    Базилика Санта-Кроче

    Конечно, там еще просматриваются элементы готики, однако в целом здание визуально легче, чем традиционные готические образцы архитектуры.

    Архитектура раннего Ренессанса

    Сразу скажем, что в качестве типичных образцов ренессансной архитектуры мы рассмотрим творения итальянских зодчих. Во всех остальных государствах Европы еще нестойкие традиции Ренессанса смешивались с местными особенностями национального зодчества. Поэтому неискушенному читателю будет сложно вычленить элементы ренессансной архитектуры и отделить их от национальных особенностей.

    Одним из первых образцов архитектуры раннего Средневековья считается

    Оспедале дельи Инноченти или Воспитательный дом во Флоренции, спроектированный архитектором Филиппо Брунеллески (1377-1446):

    Оспедале дельи Инноченти

    Поясним, что Воспитательный дом – это некое подобие приюта для бездомных детей, где им оказывают медицинскую помощь и пытаются адаптировать к нормальной жизни. Данный проект Филиппо Брунеллески воплотил в жизнь в самом начале своей карьеры.

    В числе прочих заслуг Филиппо Брунеллески стоит назвать открытие перспективы в архитектуре, что позволяло представить объект в трехмерном пространстве со всеми возможными искажениями зрительного восприятия еще до начала его строительства.

    Он же первым возвратил к жизни элементы античной архитектуры, тщательно изучая и замеряя развалины строительных конструкций античного периода, коих в Риме предостаточно, и вписывая их в свои проекты.

    Архитектура высокого Ренессанса

    В эпоху высокого Ренессанса центром итальянской архитектуры становится Рим, и наличие наглядного материала в виде останков конструкций сыграло в этом немалую роль, став источником вдохновения многих мастеров эпохи. Заимствование идей идет полным ходом, светские и культовые здания становятся все больше похожи на образцы античной архитектуры, впрочем, изрядно осовремененные по меркам того времени.

    В качестве примера приведем темпьетто (ротонду) во дворе римского монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, которую построил в 1502 году итальянский архитектор Донато Браманте (1444-1514):

    Темпьетто во дворе Сан-Пьетро-ин-Монторио

    Архитектура позднего Ренессанса

    По мере развития архитектура строений эпохи Возрождения все больше усложнялась. Появлялось множество разнородных деталей, фасады начали всячески украшать и расписывать, чего не наблюдалось в массовых масштабах в предыдущие отрезки времени, а сами строительные конструкции становились все более изощренными. В качестве образца вычурности и избыточности часто приводят Палаццо дель Те в Ломбардии, спроектированный Джулио Романо (1492-1546):

    Палаццо дель Те

    Дворец (палаццо) принадлежал одному из представителей местной знати, а страсть богатых людей к украшательству зашкаливала всегда. К слову, данный тренд полностью сохранился и в наше время. Как бы там ни было, но поздний Ренессанс дал жизнь сразу двум направлениям в архитектуре. Это, во-первых, маньеризм (от итальянского maniera – манера, манерность), который как раз и символизировал избыточность форм и украшений.

    Скульптура

    Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в период Средневековья в силу разных причин претерпела упадок. Там, где скульптурные традиции сохранились, они были в большей степени дополнением к архитектурной практике, нежели самостоятельным направлением в искусстве. Пионером в деле возрождения скульптурных традиций античности стала Италия.

    Тут наблюдаются два тренда. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать античные скульптурные традиции в плане соблюдения пропорций и придания статуям общего гармоничного вида. С другой, творцы эпохи Возрождения стремятся избавиться от избыточного монументализма скульптуры, который нередко наблюдался в более ранние периоды.

    Скульптура раннего Ренессанса

    Жертвоприношение Авраама от Лоренцо Гиберти

    В дальнейшем деление рельефа на пространства станет классикой жанра. В изготовлении статуй наблюдаются два тренда: подражание классике и стремление к реализму. В качестве материала используется как мрамор, так и бронза. Интересна статуя Георгия Победоносца в исполнении скульптора Никколо Донателло (1386-1466):

    Статуя Георгия Победоносца

    Как видим, здесь наблюдается явное сходство со скульптурами периода античности. Однако и Донателло, и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только обнаженной натуры, как в античные времена.

    Скульптура высокого Ренессанса

    В период расцвета Ренессанса мы наблюдаем все те же тенденции, что зародились в ранний период Возрождения. Однако техника исполнения достигла величайших высот. Из образцов скульптуры высокого Ренессанса достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):

    Статуя Давида

    Здесь мы видим лучшее воплощение античных традиций в скульптуре. Кроме того, здесь ясно прослеживается контрапост. Это прием, усиливающий визуальное впечатление от композиции путем умышленного контрастного противопоставления правой и левой части композиции.

    Скульптура позднего Ренессанса

    Персей

    Живопись

    Как и в прочих жанрах искусства, в живописи наблюдается заимствование художественных приемов Античности. Даже в библейские сюжеты постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Впрочем, это произошло не одномоментно.

    Проторенессанс

    Что касается темы живописи, здесь самое время вновь вспомнить о Проторенессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его наработки послужили источником вдохновения и были позаимствованы главными фигурами эпохи Возрождения в живописи: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (1483-1520). Эти наработки вряд ли сможет обнаружить глаз человека, не имеющего художественного образования, поэтому в этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.

    Особенности творчества Джотто ди Бондоне:

    Полиптих Барончелли

    Живопись раннего Ренессанса

    Мадонна Евхаристии

    Живопись высокого Ренессанса

    Расцвет Ренессанса предопределен творчеством таких великих художников, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

    Амур, умерь слепящее сиянье

    Двух дивных глаз, ниспосланных тобой…

    Афинская школа

    Витрувианский человек

    Мадонна Дони

    Живопись позднего Ренессанса

    Мадонна с длинной шеей

    Литература

    Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.

    Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.

    Проторенессанс

    Литература раннего Ренессанса

    Литература высокого и позднего Ренессанса

    В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.

    Маньеризм в литературе

    Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению.

    Музыка и зрелищные искусства

    Эпоха Возрождения в музыке характеризуется расширением технических возможностей передачи музыкальных идей, появлением новых музыкальных инструментов. Помимо известных с древнейших времен ударных, духовых и струнных инструментов, традиционно изготавливаемых из доступных в регионе материалов, появляются струнные смычковые инструменты. Например, виола:

    Виола

    В эпоху возрождения появились клавишные инструменты, такие как клавесин, чембало, клавикорд, верджинел. Таким образом, возможностей для передачи богатства мелодических звуков стало заметно больше.

    Содержание музыкальных произведений стало более светским, что, впрочем, не означает отказа от дальнейшего развития церковной музыки. Так, именно в эпоху Возрождения появилась Римская школа в музыке. Под Римской школой принято понимать творчество композиторов второй половины 16 – первой половины 17 веков, работавших в Сикстинской капелле и писавших церковную многоголосую музыку, ориентируясь на каноны, принятые на Тридентском католическом соборе (собрании).

    В светской музыке появляются новые жанры. Например, в Италии появился мадригал – произведение любовного лирического характера. Наиболее известными авторами мадригалов считаются Лука Маренцио (1553-1599) и один из основателей жанра Якоб Аркадельт (1507-1568).

    Эпохе Возрождения мы обязаны и возникновением баллады, прочно занявшей свое место в музыкальной культуре, и удерживающей свою нишу в искусстве по сей день. Кроме того, возникло бесчисленное множество жанров, имевших локальное или региональное значение, однако сохранявших свое влияние на протяжении многих десятилетий той эпохи. Например, вильянсико в Испании, фроттола в Италии и многие другие.

    В наследие от Ренессанса нам достались сборники музыкальных произведений для различных музыкальных инструментов. Так, лютнист и композитор Эммануэль Адрианссен (1554-1604) составил сборник произведений для лютни Pratum Musicum:

    Pratum Musicum

    В эпоху Ренессанса продолжает развиваться танцевальное искусство. В этот период явно заметно разделение танцев на народные и придворные. Технические танцевальные приемы эпохи Ренессансы систематизированы в трудах Доменико из Пьяченцы (1390-1470), Антонио Корнацано (1430-1484), кстати, тоже родившегося в Пьяченце, и Гульельмо Эбрео (1420-1484). Их работы имели большое значение как для историков, пытавшихся воссоздать культурный облик эпохи, так и собственно для развития хореографии.

    Проверьте свои знания

    Как и следует полагать, за периодом Возрождения наступает эпоха Нового времени.

    Читайте также: