Что нового было в политическом и экономическом курсе рузвельта 10 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первое послевоенное (1 МВ) десятилетие стало периодом относитель­ной стабильности и благополучия, причем в некоторых странах наблюдался высокий рост таких перспективных отраслей, как ав­томобильная, радиотехническая и химическая промышленность.

Причины "Нового курса" Рузвельта

С 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобаль­ные масштабы: число безработных в промышленных странах со­ставило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. Всеохватывающий кризис полу­чил впоследствии наименование Великая депрессия.
К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небыва­лого в истории этой страны размаха — безработным оказался каж­дый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными посел­ками. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Го­сударству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конку­рирующих групп.

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавша­яся начальным этапом ряда социально-политических реформ, по­лучила название "нового курса".

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одер­жал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при под­держке своих ближайших советников, получивших прозвище "мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной соци­альной программы, которая включала в себя:

  • вопросы реформиро­вания административной и отчасти судебной власти;
  • вопросы эко­номического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;
  • в последнем разделе на­блюдалось большое разнообразие — от проектирования строитель­ства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной до­лины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры "нового курса"

1. Экономические:

  • запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;
  • укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;
  • запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;
  • меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных послед­ствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые органи­зации - "трудовые лагеря", где они использовались на строитель­стве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

2. Правовые:

  • регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск про­дукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия креди­тования и цены на продукцию, устанавливались продолжитель­ность рабочего времени и размеры заработной платы;
  • сдвиг в области трудового (рабо­чего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию "судебных предписаний" в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);
  • ле­гализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за уча­стие в законных забастовках и принято правило "закрытого цеха", согласно которому предприниматель обязывался заключать с проф­союзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на за­бастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;
  • закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;
  • закон о со­циальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Итоги "нового курса" Рузвельта

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта?


Что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта?

Ответ

Суть реформ состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики.

Самыми радикальными мерами правительства Рузвельта были создание Национальной администрации восстановления промышленности и принятие соответствующего закона (НИРА), а также закона о регулировании сельского хозяйства (AAA).

Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:

    сбалансированный государственный бюджет, не допускающий роста госрасходов;

Федеральное правительство заказало серию публичных фресок у художников, которых оно наняло: Уильям Гроппер

Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.

Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.

Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.

Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.

Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.

В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.

Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.

Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.

Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.

В WPA занято от 2 до 3 миллионов безработных на неквалифицированном труде. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/New_Deal

В 1935 году введено страхование по старости и безработице.

В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.

Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).

Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.

Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).

Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращён обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы.

Второй важный закон – закон о регулировании сельского хозяйства – Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была издана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота (за это фермерам выплачивались премии).

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Большое значение имел закон о социальном обеспечении, принятый в июле 1935 г. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда: запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливалась единая заработная плата, её минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели – 44 часа.





Выводы

1. “Новый курс” в США. Социальные движения и социальная политика: Монография / Мальков В.Л.: М., 1973.

2. “Новый курс” Рузвельта. Послание Ф.Д. Рузвельта конгрессу (17 мая 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.

3. Галкин И.В., Тарасов А.А. Место административной реформы в преобразованиях периода “нового курса” 1930-х годов в США. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1992, N4.

4. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, - М.: ЮНИТИ, 2001

5. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива // США экономика, политика, идеология, №7, 1998

6. Костюк В.В. История экономических учений Курс лекций - М. Изд-во Центр, 1997.

7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран./ Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.- М.: Флинта, 2000.

9. США: проблемы истории и современная историография: Монография / Болховитинов Н.Н. М.: Наука, 1980

10. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. Голубовича. В. – Мн.,2002.

Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращён обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы.

Второй важный закон – закон о регулировании сельского хозяйства – Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была издана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота (за это фермерам выплачивались премии).

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Большое значение имел закон о социальном обеспечении, принятый в июле 1935 г. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда: запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливалась единая заработная плата, её минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели – 44 часа.

Выводы

1. “Новый курс” в США. Социальные движения и социальная политика: Монография / Мальков В.Л.: М., 1973.

2. “Новый курс” Рузвельта. Послание Ф.Д. Рузвельта конгрессу (17 мая 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.

3. Галкин И.В., Тарасов А.А. Место административной реформы в преобразованиях периода “нового курса” 1930-х годов в США. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1992, N4.

4. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, - М.: ЮНИТИ, 2001

5. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива // США экономика, политика, идеология, №7, 1998

6. Костюк В.В. История экономических учений Курс лекций - М. Изд-во Центр, 1997.

7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран./ Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.- М.: Флинта, 2000.

9. США: проблемы истории и современная историография: Монография / Болховитинов Н.Н. М.: Наука, 1980

10. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. Голубовича. В. – Мн.,2002.

Читайте также: