Что называют системой управления в информатике кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация: В лекции рассматриваются основы управления системами и в системах, цикл управления, типы управления, методы обработки информации при управлении.

Благодаря постоянным потокам информации система осуществляет целесообразное взаимодействие с окружающей средой, т.е. управляет или бывает управляема. Информация стала средством не только производства, но и управления.

Своевременная и оперативная информация может позволить стабилизировать систему, приспосабливаться и адаптироваться, восстанавливаться при нарушениях структуры и подсистем. От степени информированности системы, от богатства опыта взаимодействия системы и окружающей среды зависит развитие и устойчивость системы .

Избыточность может быть как позитивной, так и негативной.

Суть задачи управления системой – отделение ценной информации от "шумов" (возмущения информации) и выделение информации, которая позволяет этой системе существовать и развиваться.

Управление – целенаправленная актуализация знаний (рис. 5.1).

Управление в системе – внутренняя функция системы, осуществляемая в системе независимо от того, каким образом, какими элементами системы она должна выполняться.

Управление системой – выполнение внешних функций управления, обеспечивающих необходимые условия функционирования системы.

Общая схема управления системой

Управление системой (в системе) используется для различных целей:

Как правило, эти цели интегрируются.

В целом информация используется для двух основных глобальных целей: сохранение стабильного функционирования системы и перевод системы в заданное целевое состояние.

Управление любой системой (в любой системе) должно подкрепляться необходимыми для этого ресурсами – материальными, энергетическими, информационными, людскими и организационными. При этом характер и степень активизации этих ресурсов может повлиять (иногда лишь косвенно) и на систему, в которой информация используется. Более того, сама информация может быть зависима от системы.

Управление – непрерывный процесс, который не может быть прекращен, ибо движение, поток информации в системе не прекращается.

Цикл управления любой системой (в любой системе) таков:

\to

сбор информации о системе

\to

обработка и анализ информации

\to

получение информации о траектории

\to

выявление управляющих параметров

\to

определение ресурсов для управления

управление траекторией системы.

Основные правила организации информации для управления системой:

  1. выяснение формы и структуры исходной (входной) информации;
  2. выяснение средств, форм передачи и источников информации;
  3. выяснение формы и структуры выходной информации;
  4. выяснение надежности информации и контроль достоверности;
  5. выяснение форм использования информации для принятия решений.

Функции и задачи управления системой:

  1. Организация системы.
  2. Мониторинг системы.
  3. Анализ и синтез, агрегирование системы.
  4. Прогнозирование (поведения) системы.
  5. Планирование (ресурсов, элементов, структуры) системы.
  6. Учет и контроль ресурсов системы.
  7. Регулирование (адаптация) системы.
  8. Реализация решений в системе (относительно системы).

По характеру управления, охвата подсистем и подцелей (цели системы) управление может быть:

  1. стратегическое , направленное на разработку, корректировку стратегии поведения системы;
  2. тактическое , направленное на разработку, корректировку тактики поведения системы.

По времени управляющего воздействия системы могут быть: долгосрочно управляемые и краткосрочно управляемые .

Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно.

Информационная система управления (ИСУ) является совокупностью организационных, технических, программных и информационных средств, которые объединены в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, которая предназначена для выполнения функций управления. С помощью информационной системы накапливается и перерабатывается поступающая нормативная, плановая и учетная информация в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития системы управления, корректировки целей и планирования нового цикла воспроизводства.

Требования к обработке информации в информационной системе:

  • информация должна быть полной и достаточной;
  • информация должна предоставляться своевременно;
  • информация должна быть достоверной;
  • обработка информации должна быть экономичной;
  • информация должна быть адаптивной к изменяющимся информационным потребностям пользователей.

Классификация информационных систем управления

Классификация ИСУ проводится по наиболее характерным чертам (признакам), которые присущи информационным системам. Например:

По характеру представления и логической организации информации:

  • Фактографические ИС предназначены для накопления и хранения данных в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (элементов информации), отражающих сведения по каким-либо фактам, событиям и т.д., отделенному от других сведений.
  • Единичным элементом информации документальных ИС является входной документ. При создании информационной базы структуризация не производится или производится ограниченно.
  • В геоинформационных системах содержатся отдельные информационные объекты, привязанные к общей электронной топографической основе (электронной карте).

По функциям и задачам:

  • Справочные ИС, предоставляющие пользователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.). Например, картотеки, электронные справочники, программные или аппаратные электронные записные книжки и т.д.
  • Информационно-поисковые ИС, предназначенные для поиска и получения сведений по разным поисковым образам.
  • Расчетные ИС, предназначенные для обработки информации по определенным расчетным алгоритмам.
  • Технологические ИС, предназначенные для автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонент производственной или организационной структуры.
  • Локальное автоматизированное рабочее место (АРМ) –комплекс программно-технических средств, предназначенный для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте;
  • Комплекс связанных АРМ, которые реализуют в полном объеме функции управления;
  • Компьютерная сеть АРМ, которая обеспечивает интеграцию функций управления в рамках предприятия;
  • Корпоративная информационная система (КИС), которая обеспечивает полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

Готовые работы на аналогичную тему

Информационные системы управления предприятием

Принято выделять 3 уровня систем управления: стратегический, тактический и оперативный. Каждый из этих уровней имеет собственные задачи, для решения которых необходимо получить соответствующие данные, например, путем запроса к информационной системе. С помощью информационных технологий запросы обрабатываются и формируется ответ на конкретный запрос. Следовательно, на каждом из трех уровней управления формируется информация, которая служит основой для принятия соответствующих решений.

С помощью информационных технологий, которые применяются к информационным ресурсам, создается новая информация или информация в качественно новой форме. Такая продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.

Требования к информационной системе компании (в частности, информационной системе управления предприятием):

  • возможность накопления определенного опыта и знания, обобщение их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;
  • постоянное совершенствование и развитие;
  • быстрая адаптация к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;
  • соответствие насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.

Таким образом, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это система, которая содержит описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия.

Задачи ИСУП

Задачи, которые решает ИСУП, большей частью определены областью деятельности, структурой и особенностями предприятий:


К информационной системе управления (ИСУ) причисляют различные средства для организации и технически-программного обеспечения управленческого процесса.

Они объединены в систему с целью обеспечения управленческих функций. Так происходит преобразование информации. Система служит основным средством преобразования нормативных, учетных и плановых сведений в аналитические. В последующем, они используются как основа для создания новых циклов воспроизводства и планирования. Также информационные системы предназначены для прогнозирования и корректировки целей.

Обработка информационных данных происходит с учетом таких требований:

  • Достаточность информации;
  • Своевременность предоставления данных;
  • Соответствие полученных данных реальным фактам;
  • Экономичность в проведении процедуры обработки;
  • Адаптивность информации меняющимся потребностями пользователей.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Информационные системы управления

В классификации ИСУ выделяют несколько признаков, по которым их объединяют в соответствующие группы. Такими критериями являются:

Логика планирования этапности представления информации:

  • Фактографические ИС отображают фактические сведения и информацию о событиях предприятия. Они созданы для того, чтобы хранить и накапливать данные, которые могут быть в последующем представлены как экземпляры или структурные составляющие;
  • К единичным элементам информационных систем документального типа причисляют входные документы. Особенность их в том, что в данном случае база не структурируется или структурируется с ограничениями;
  • Геоинформационные системы с отдельными информационными элементами. Они привязываются к общей основе, например, по электронной карте.

Функции и задачи:

  • Справочные ИС, благодаря которым происходит разработка классов различных объектов. В их числе, контактные данные, геоинформация с указанием улиц, литературные источники и другое. Это известные всем системы картотек и справочников записных книг;
  • Информационно-поисковые ИС, которые используются для того, чтобы получать различные сведения по поисковым образам;
  • Расчетный тип ИС. Данные системы предполагают обработку информации через специальные расчетные алгоритмы;
  • Технологические ИС помогают автоматизировать технологический цикл, а также отдельные компоненты производства и организации.

Масштаб:

  • Автоматизированное рабочее место (АРМ) локального уровня включает в себя программно-технические средства с целью реализации функций управления на отдельно взятом рабочем месте;
  • Комплекс связанных АРМ. Они же и служат для реализации управленческих функций в наиболее полном объеме;
  • Сеть компьютеров АРМ на предприятии. Разрабатываются они с целью интеграции функций управления;
  • Корпоративная информационная система (КИС) создана для полнофункционального распределения управленческих стратегий на крупномасштабном предприятии.

Управление предприятием с помощью информационных систем

Системы управления можно разделить на три уровня, на каждом из которых решаются определенные задачи. Это цели стратегического, оперативного и тактического уровней. Для решения задач такого порядка требуется запрос к ИС. Обработать запросы можно с помощью информационных технологий. Они анализируют тематику поиска, которую задает пользователь. Соответствующие решения принимаются с учетом трехуровневой информации.

Новая информация должна кардинально отличаться от предыдущей. Для этого к работе с ресурсами применяют специальные технологии. Такой продукт имеет соответствующее название информационного продукта или услуг.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Управление предприятием предполагает соответствие таким требованиям:

  • Накопление знаний и опыта, а также применение формализованных процедур с целью обобщения данных. К данному пункту можно отнести и алгоритмизацию решений;
  • Улучшение показателей трудоспособности предприятия и последующее совершенствование деятельности;
  • Оптимизация работы производства в соответствии с постоянно меняющимися условиями среды для последующей адаптации;
  • Анализ требований и потребностей человека в соответствии с психологическими аспектами организации деятельности и управления персоналом.

Полноценная характеристика рыночного цикла производства отображается в понятии информационной системы управления предприятием (ИСУП). Она включает в себя множество аспектов деятельности производства и их последующий анализ. К тому же, следует уделить внимание и этапу бизнес-планирования.

Задачи ИСУП

Говоря о ИСУП, выделяют ряд задач, которые он решает. Их определяют деятельность, структура и особенности предприятия:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2.3 Автоматизированные системы управления

Автоматизированная система, сокращенно АС – это система, в состав которой входит объект управления и управляющие системы, некоторые функции в таких системах отведены выполнению человеком.

Автоматизированная система – это организационно-техническая система, которая гарантирует выработку решений, основанных на автоматизации информационных процессов во всевозможных отраслях деятельности (производство, управление, проектирование, экономика).

Все функции автоматизированных систем направлены на достижения определенной цели посредством определенных действий и мероприятий. Основополагающая цель АС – наиболее эффективное использование возможностей и функций объекта управления.

Выделяют следующие цели:

обеспечение релевантных данных, необходимых для принятия решения;

более быстрый и качественных сбор информации и её обработки;

уменьшение числа решений, которые обязано принимать лицо, принимающее решения (ЛПР);

увеличение контроля и дисциплинарного уровня;

уменьшение затрат ЛПР на реализацию процессов;

чётко обоснованные принимаемые решения.

Основные выделяемые признаки, по которым осуществляется классификация автоматизированных систем:

сфера, в которой функционирует объект управления: строительство, промышленность, непромышленная сфера, сельское хозяйство;

вид рабочего процесса: организационный, экономический, промышленный;

уровень в системе государственного управления.

В зависимости от выполняемых функций АИС различают следующие типы автоматизированных систем:

АСУП – системы управления предприятием;

АСУТП – системы управления технологическими процессами;

АСУПП – системы подготовки производства;

ОАСУ – отраслевые системы управления;

АСК – системы контроля качества продукции;

ГПС- гибкие производственные системы;

ЧПУ – системы управления станками с числовым программным обеспечением;

группы систем или интегрированные системы.

Главная цель АИС – это хранение данных, обеспечение качественного поиска и передачи данных в зависимости от запросов для наибольшего соответствия запросов пользователей.

Автоматизированные информационные системы производят операции как с помощью технических средств, так и с помощью человека, однако, основная роль передается компьютеру. ИС классифицируются по степени автоматизации, а также по сфере применения и характеру деятельности.

Выделяют следующие наиболее важные принципы автоматизации процессов (рис. 1).

Рисунок 1 – Принципы автоматизации процессов

Классификация автоматизированных информационных систем имеет следующую структуру:

система, охватывающая один процесс в организации;

осуществляется несколько процессов с организации;

нормальная работа одного процесса сразу в нескольких взаимосвязанных организациях;

система, организующая функционирование нескольких процессов в нескольких взаимосвязанных системах.

Также информационные системы классифицируются по степени автоматизации проводимых операций:

ручные – в них отсутствуют современные средства для обработки информации, и все операции осуществляются человеком в ручном режиме;

автоматизированные – производят операции как с помощью технических средств, так и с помощью человека, однако, основная роль передается компьютеру. ИС классифицируются по степени автоматизации, а также по сфере применения и характеру деятельности;

автоматические – абсолютно все операции по обработке информации осуществляются с применением технических средств без участия человека.

Подводя итоги, можно отметить важность автоматизации систем управления в различных сферах. На сегодняшний день внедрение подобных систем обеспечивает более качественное управление производством, сводя к минимуму участие человека в этих процессах и исключая тем самым, ошибки, связанные с человеческим фактором. Развитие и разработка автоматизированных систем управления дает возможность улучшать многие сферы: производство, экономику, энергетику, транспортную сферу и другие.

Читайте также: