Что находится в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Что такое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

ДОУ имеет большое значение в образовании, поскольку отвечает за формирование у детей определенных навыков, за их социализацию. Также ДОУ позволяет родителям снять с себя часть обязанностей по воспитанию ребенка и уделить внимание работе и карьере.

В России большинство из них являются государственными или муниципальными, что делает их доступными для большинства населения. Однако с каждым годом возрастает количество частных детских садов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды ДОУ

Деятельность и основные задачи

Задачи ДОУ определяют характер его деятельности. Можно перечислить следующие функции:

  1. Забота о физическом и психическом здоровье детей, охрана жизни, ответственность за нее в течение нахождения ребенка в ДОУ, проведение необходимой работы по устранению и предотвращению различных изъянов в развитии ребенка.
  2. Обеспечение достаточных условий для развития детей по следующим направлениям: речь, социализация, эстетика и физическая культура.
  3. Организация воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
  4. Формирование определенных личностных качеств, например, стремление соблюдать права окружающих людей, патриотизм, беспокойство о природе и так далее.
  5. Коммуникация с семьями дошкольников, оказание родителям необходимой методической и консультативной помощи по обучению, воспитанию и развития их детей.

Как организован образовательный процесс

ДОУ занимает начальное место в иерархии образовательных учреждений.

Группы в ДОУ организованы в соответствии с возрастом детей:

  • 1,5-2 года — посещение ясельной группы;
  • 2-3 года — первая младшая;
  • 3-4 года — вторая младшая;
  • 4-5 лет — средняя;
  • 5-6 лет — старшая;
  • 6-7 лет — занятия по подготовке к школе.

Образовательный процесс — это взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее собственную специфику и особенные цели.

Образовательный процесс в ДОУ строится на определенных принципах:

  1. Принцип целостности развития ребенка — единство всех сторон воспитания.
  2. Принцип систематичности и непрерывности воспитания — оно должно осуществляться в течение всего дня, что ребенок находится в учреждении, информация обязана быть непротиворечивой.
  3. Принцип учета возрастных возможностей детей — составлять программу следует исходя из возрастных, физических, психологических особенностей детей, необходимо насыщать образовательную программу такими занятиями, которые лучше всего подходят детям дошкольного возраста — спортивной нагрузкой, развивающими играми (в особенности групповыми), рисованием, лепкой и всем тем, что способствует развитию мелкой моторики.
  4. Принцип постоянного прогрессирования — постепенное усложнение задач, которое ведет не только к развитию возможностей, навыков и умений малыша, но и к осознанию этого процесса. Следование данному принципу закладывает основы для адекватной самооценки и соответствующего успеха ребенка.
  5. Принцип эмоционально-психологического комфорта ребенка.
  6. Принцип гуманизации — отражает взаимосвязь между образовательным процессом и потребностями, как общества, так и отдельной личности.

Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ

Нормативно-правовая база дошкольного образования — это документы международного, федерального, регионального уровня, а также уровня ДОУ.

Документы международного уровня:

  1. Декларация прав ребенка (1959 г.).
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

Документы федерального уровня:

Региональные документы варьируются в зависимости от субъекта (область, край, республика и так далее).

Требования к оборудованию дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с действующими нормативами СанПиНа 2.4.1.3049-13. Они касаются как самих помещений детского сада, так и прилегающей территории.

Территория

По нормам СанПиНа, территорию дошкольной образовательной организации рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений. Предполагается, что озеленение должно составлять 50% площади незастроенной территории. Также на территории детского сада обязательно должно быть наружное электрическое освещение.


На улице должна быть оборудована игровая зона, включающая площадки отдельно для каждой группы, и как минимум одна физкультурная площадка. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из безопасных для здоровья материалов. Ещё по действующим нормам на территории детского сада должен быть установлен теневой навес, а также место для хранения колясок, велосипедов и санок.

Групповая ячейка

Групповая ячейка дошкольного учреждения представляет собой изолированные помещения для каждой детской группы. Такая ячейка должна включать следующие комнаты:

  • раздевалку для приема детей и хранения верхней одежды;
  • групповую для проведения игр, занятий и приема пищи;
  • спальню;
  • буфетную для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
  • туалетную, совмещенную с умывальной.

В раздевальной комнате, помимо оборудованных мест для хранения одежды, должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви. Все шкафы для одежды и обуви должны иметь индивидуальные крючки и полки для головных уборов. Приемная для детей младенческого и раннего возраста должна иметь место для кормления грудью, быть оборудована пеленальными столами и раковиной для мытья.


Вся детская мебель должна соответствовать возрасту детей и быть из безвредных для здоровья материалов. Остекление окон следует делать только из цельного стеклополотна, разбитых стекол быть не должно. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение, которое должно быть достаточным и безопасным.

Размещать аквариумы, а также клетки с животными или птицами в помещениях групповых комнат нельзя. В групповых и спальнях также не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках. Про наличие телевизоров в нормах СанПиНа ничего не сказано, а значит, устанавливать их разрешено.

Туалетные помещения включают умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне должны быть размещены детские умывальники и душевой поддон, а в зоне санитарных узлов — унитазы. Согласно требованиям, в туалетах младшей и средней групп должно быть не меньше четырех унитазов. В старшей и подготовительной группах — 1 унитаз на 5 детей, при этом унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинках.

В соответствии с нормами рекомендуется организовывать отдельные туалетные комнаты для персонала. В зданиях детского сада обязательно должна быть канализация, горячая и холодная вода, отвечающая санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Возраст имеет значение не только для комфортного развития, но и для адаптации малышей к новой обстановке.

Пищеблок

В детских садах пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом постройки. В построенных недавно необходимо оборудовать пищеблок, где еда будет готовиться из полуфабрикатов, или буфет-раздаточную для приема готовых блюд, поступающих из организаций общественного питания.

Музыкальный зал и спортзал

Обязательных требований к оборудованию спортивного и музыкального залов нет. В строящихся и реконструируемых зданиях их рекомендуют обустраивать. Если воспитанников меньше 120, разрешается иметь один общий зал для занятий спортом и музыкой.

Медицинский блок

В нормах СанПиНа указано, что в существующих дошкольных учреждениях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. А вот во вновь строящихся детских садах должен быть предусмотрен медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, а также туалета.

Прачечная

В детском саду рекомендуется организовать постирочную комнату, но при этом указано, что в случае ее отсутствия возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.

Предметно-развивающая среда в старшей группе

1. Спортивное оборудование: кегли, мячи, коврики массажные, обручи, скакалки, бубен, ленточки.

5. Оборудование для закаливания: дорожки для массажа стоп ног (из пуговиц).


1. Комнатные растения;

2. Природный материал;

3. Календарь природы;

4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

5. Ящики для рассады, вазы для цветов;

6. Дневник наблюдений за растениями;

7. Дневники наблюдений за погодой;

8. Картотека дидактических игр по экологии;

9. Разные виды энциклопедий;

• Деревья и листья и т. д.

Альбом: Времена года: природные явления и времена суток



1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки.

2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки большие и маленькие;

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики,

бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.


1. Стенд с портретом президента В. В. Путина и символами государства;

5. Карточки: Расскажите детям о Московском Кремле;

7. Кукла в русском национальном сарафане.


1. Макет перекрёстка и улицы;

2. Дорожные знаки;

3. Демонстрационные картинки;

4. Различные виды транспорта;

5. Настольные и дидактические игры по ПДД;

6. Полицейская форма инспектора ГИБДД, фуражки;

7. Многоэтажный гараж;

8. Железная дорога;



1. Тематическая подборка детской художественной литературы;

2. Портреты писателей и поэтов;

3. Формуляры читателей;

4. Книжкина Аптечка


УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ:

1. Наборы геометрических фигур, цифр для магнитной доски;

2. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

9. Вкладыши геометрических фигур.


1. Касса букв6 согласные и гласные;

2. Гимнастика для язычка;

3. Картотека пальчиковых игр;

4. Логопедическая азбука;

6. Разрезная азбука

10. Шнеровка для мелкой моторики рук;


УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

2. Пластмассовый напольный конструктор;

5. Игрушки со шнуровками и застёжками;

6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;

8. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.

9. Геометрическая мозайка.

10. Конструктор настольный деревянный


1. Пеньюар для посетителя;

2. Халат для парикмахера;

3. Набор парикмахера;

4. Шампуни, бальзамы, крема

5. Журналы причёсок.


1. Касса, весы, калькулятор;

2. Кондитерские изделия;

3. Хлебобулочные изделия;

4. Изделия бытовой химии;

5. Корзины, сумки;

6. Предметы-заместители;



1. Медицинские халаты и шапочки;

4. Набор доктора;

5. Таблица для проверки зрения;

Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.


1. Комплект кукольной мебели;

2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;

3. Куклы, одежда для кукол;

5. Комплект пастельных принадлежностей для кукол;

6. Гладильная доска, утюги.



1. Демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс, стекло;

2. Резервуары с крупами;

3. Мерные стаканчики;



УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования;

2. Образцы по аппликации и рисованию;

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, емкость для клея, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон.

4. Материал для лепки: пластилин, стеки, доски для лепки;

6. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, трафарет, набрызг


1. Кровать детская – 23 шт

2. Матрац – 23 шт

3. Простынь – 46 шт

4. Наволочка – 46 шт

5. Подушка – 23 шт

6. Одеяло - 23 шт

7. Пододеяльник - 46 шт.

8. Шкаф для методической литературы



КОМНАТА ДЛЯ УМЫВАНИЯ

1. Раковина - 3 шт.

2. Шкафчики для полотенец– 25 шт




Каждый родитель, принимая решение отдать ребенка в детский сад, надеется на то, что там будет комфортно и безопасно. Родители тщательно изучают дошкольные учреждения, чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор. Но как узнать подходит ли конкретный детский сад вашему ребенку?

В конце материала - практический чек-лист по выбору детского сада

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.


Самостоятельность и инициативность

Первая составляющая, связанная с инициативностью, - полноценное развитие игры. Развивать свободную игру, не заданную взрослым человеком можно одинаково хорошо и в саду, и дома. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя автором игры. За инициативностью стоит воображение. Для развития воображения надо поддерживать естественное любопытство. В хорошем детском саду воображение развивают игрушки: это не готовые, мастерски связанные крючком пельмешки, а всевозможные кубики, цилиндрики, камушки, палочки, – всё, что может превращаться во что угодно, так называемый, полифункциональный материал.


Хороший педагог знает, как помочь ребенку, который стесняется говорить. Как вариант, можно сесть рядом, предложить на ушко все рассказать ребенку, чтобы потом озвучить сказанное вслух, или, например, проговорить вместе. Так малыш понимает: то, что он думает настолько важно, что вся группа должна про это знать! При таком подходе постепенно придет уверенность, что эмоции и дела ребенка ценны. Помните, что доверие формируется в мелочах: важно заглядывать в глаза, слушать внимательно, присаживаться на один уровень с детьми.

Читайте также: