Что можно назвать научной философией кратко

Обновлено: 08.07.2024

Вначале резюмируем предыдущие главы. В них мы определили, что собой представляют суть, смысл, задача и цель философии как науки. Здесь повторим:

Суть философии – познание истины (познание сущности вещей и явлений);

Смысл философии – служение человечеству (улучшение качества жизни);

Задача философии – формирование научного мировоззрения;

Цель философии – создание объективной картины мира (научной картины).

Теперь, исходя из вышеназванных определений сути, смысла, задачи и цели философии мы должны дать точное определение непосредственно самой научной философии.

Итак, что же такое научная философия? Вот наше определение:

Философия – это наука об истине, так как сама суть философии заключается в познании истины, в изучении истинности значимых явлений и знаний; задача философии сводится к формированию научного мировоззрения с целью создания объективной картины мира. Смысл философии состоит в служении человечеству. Так как основная задача философии – это формирование научного мировоззрения, то её можно назвать также и наукой о мировоззрениях. Главная же цель философии, как уже говорилось, – создание объективной картины мира.

Таково, на наш взгляд, действительное и полное определение философии как науки.

На этом можно было бы и закончить разговор об определении философии, да и вообще о научной философии, хотя бы на том основании, что никто сегодня не воспринимает философию такой, какой она есть на самом деле, то есть как науку об истине. Многим философам это кажется слишком простым и незначительным определением.

Теоретическим ядром мировоззрения философия может быть лишь тогда, когда она является наукой! Никак иначе. Иначе она сама перестаёт быть философией. А наукой она может быть только при строгом соблюдении всех четырёх её составляющий, названных выше: сути, смысла, задачи и цели.

Как мы уже говорили, основная задача философии – мировоззренческая. Поэтому философия также является наукой о мировоззрениях, как видно из определения. И это сбивает многих с толку: они считают философию мировоззрением, что в корне не верно.

Рассмотрим некоторые определения философии, широко распространённые сегодня, но являющиеся, мягко говоря, не совсем верными.

«Философия – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.).

Философия – это культура разумного мышления, которое осуществляется в рационально-понятийной форме.

Возьмём для примера учебник по философии 2002 года А.Г. Спиркина. Сначала в учебнике утверждается:

В предыдущих главах мы говорили о том, что взгляд на философию, как науку о всеобщем, давно устарел. Но философы крепко держатся за эту устаревшую идею. И сбивает их на эту дорогу всё та же мировоззренческая задача философии, которую они путают с сутью философии.

Однако в данном определении учебника нам важно то, что так или иначе философия сначала признаётся наукой. Но далее в этом же учебнике утверждается иное:

Видимо, вскоре философы, чтобы быть до конца последовательными, должны будут во всеуслышание заявить, что наука, сознание и мировоззрение суть одно и то же. И тогда любое мировоззрение, даже самое примитивное, из которого можно вывести хоть какую-то теорию, смело можно будет объявить наукой! Что, собственно, в России уже произошло с теологией. И это не удивительно при современном состоянии русской философии, которая практически вновь стала служанкой религии.

Поэтому мы не тешим себя надеждой, что в ближайшем будущем в России изменится ситуация, относительно состояния философии. Для этого должно произойти гораздо больше времени, так как должно измениться самосознание людей, занимающихся философией, то есть, самосознание самих философов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

течение в совр. бурж. философии, исследующее структуру науч. знания, средства и методы науч. познания, способы обоснования и развития знания. Ф. н. опирается, с одной стороны, на различные позитивистские концепции теории познания, с др. стороны — на естествознание (физику, химию, биологию и др. науки), откуда она черпает материал для методологич. обобщений.

С конца 50-х гг. в центре внимания Ф. н. оказываются проблемы анализа развития науки. Появляются концепции, претендующие на описание развития науч. знания в целом или в отд. историч. периоды. Значит. влияние приобретают методологич. концепция Поппера, теория науч. революций Куна, историч. модель развития науч. знания Тулмина, концепция науч.-исследо-ват. программ Лакатоса, а также теории Дж. Агасси, У. Селларса и др. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критич. отношение к неопозитивистской модели науки.

На первый план в совр. Ф. н. выдвигаются след. проблемы: анализ структуры науч. теории и её функций; понятие науч. закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения науч. теорий, законов и гипотез; методы науч. исследования; реконструкция развития науч. знания. Исследуя историю развития науки и используя материал совр. естествознания, представители Ф. н. нередко высказывают продуктивные идеи, выдвигают новые методологич. проблемы. Однако отрицание принципа отражения и истолкование природы науч. познания с кантианских, прагматистских либо конвенцио-налистских позиций приводит представителей Ф. н. к неразрешимым противоречиям, существенно ограничивает объяснит. возможности их концепций, не позволяет воспроизвести процесс развития науки во всей его диалектич. сложности и многообразии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.

Термин “философия науки” (Wissenschaftstheorie) впервые появился в работе Е. Дюринга “Логика и философия науки” (Лейпциг, 1878). Намерение Дюринга построить философию науки как “не только преобразование, но и существенное расширение сферы логики” не было им реализовано, однако данная терминологическая новация оказалась весьма своевременной.

Проблематика философии науки (структура и развитие научного знания) восходит к Платону и Аристотелю. С формированием науки Нового времени философия науки в единстве с теорией познания становится важнейшей областью философского исследования в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лейбница, д'Аламбера, Дидро, Канта, Фихте, Гегеля, позже — Б. Больцано, который еще ограничивается термином “наукоучение” (Wissenscgaftslehre). Состояние и значение современ

ной философии науки определяется местом науки в обществе, в мировоззрении, а также набором ее внутренних, исторически сформированных понятий и проблем. В 20 в. философия науки выступает также как один из наиболее технически сложных разделов профессиональной философии, использующий результаты логики, психологии, социологии и истории науки и представляющий собой по сути междисциплинарное исследование. В таком качестве она оформилась ко 2-й пол. 20 в., но как особое философское направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. Здесь философия науки выступает как совокупность философских течений и школ, образующих особое философское направление, сформированное в ходе поэтапного развития и отличающееся внутренним многообразием (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, некоторые течения в неокантианстве, неорационализм, критический рационализм). Вместе с тем философия науки продолжает существовать в рамках таких философских учений, в которых анализ науки не является главной задачей (марксизм, феноменология, экзистенциализм, неотомизм). В первом случае проблематика философии науки практически исчерпывает содержание философских концепций, во втором — анализ науки встроен в более общие философские контексты и детерминирован ими. Однако в целом тематика философии науки, ее концептуальный аппарат и центральные проблемы определяются прежде всего в рамках философии науки как особого философского направления и лишь при его посредстве попадают в фокус внимания других философских школ и течений.

В качестве особого направления философия науки формируется в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. Ее возникновение знаменовало собой отчетливую постановку нормативно-критической задачи — привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Предпосылками выдвижения этой задачи на первый план явился резкий рост социальной значимости научного труда, профессионализация научной деятельности, становление ее дисциплинарной структуры в 19 в. На первом этапе развития философии науки в фокусе ее внимания оказалась гл. о. проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Содержание второго этапа эволюции философии науки (1900—20) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19—20 вв. Центральными фигурами данного этапа стали как философы, так и выдающиеся ученые (Э. Мах, М. Планк, А. Пуанкаре, П. Дюэм, Э. Кассирер, А. Эйнштейн и др.). Это предопределило то обстоятельство, что главным предметом анализа стали содержательные основоположения науки (прежде всего теории относительности и квантовой механики). Следующий период (1920—40) можно обозначить как аналитический. Он во многом воодушевлялся идеями раннего Л. Витгенштейна и определялся программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Берлинская группа — М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и др.). Свою задачу неопозитивистская философия науки видела в том, чтобы прояснить логическими методами отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, устранить из языка науки “псевдонаучные” утверждения и способствовать созданию унифицированной науки по образцу математизированного естествознания. Понятие науки вообще сводилось при этом к тому, что англичане называют “science” — естествознание. В рамках позднего неопозитивизма 1940—50-х гг. важное место занимает имманентная критика догм эмпиризма — эмпирического редукционизма и дихотомии аналитических и синтетических суждений. Этому сопутствует тщательное изучение логики научного объяснения, исследование вопроса редукции теорий и построение реалистических и инструменталистских моделей структуры научных теорий (Н. Кемпбелл, У. Куайн, Э. Нагель, У. Селларс, К. Гемпель, Р. Брейтвейт, П. Бриджмен). Понятие науки расширяется, предметом исследования становится история, в частности статус исторических законов и функции исторического объяснения. К этому же этапу философии науки с известными оговорками может быть отнесена и концепция логики научного исследования К. Поппера, центральными моментами которой явились критика психологизма, проблема индукции, разграничение контекста открытия и контекста обоснования, демаркация науки и метафизики, метод фальсификации и теории объективного знания. Уже в рамках аналитического этапа философии науки начинают подвергаться критике основные догмы неопозитивизма. Эта тенденция усиливается к кон. 1950-х гг., когда обсуждается знаменитая работа У. Куайна “Две догмы эмпиризма”, появляется перевод книги К. Поппера “Логика научного исследования” на английский язык, работы Т. Куна, М. Полани, Н. 1удмена, Н. Хэнсона.

Параллельно аналитической философии науки выдвигаются разные парадигмы изучения науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания (М. Шелер, К. Мангейм) и социологии науки (Л. Флек, Ф. Знанецкий, Р. Мертон). Предметами исследования становятся связь научного сообщества с определенными стилями мышления, социальные роли и ценностные ориентации ученых, этос науки, амбивалентность научных норм. В целом, допуская социальную природу и обусловленность научного знания, социологи продолжали рассматривать естествознание и математику в качестве объективного знания, дающего независимый от индивида и общества образ реальности. В этом отношении значительно более последовательной оказалась социальная история науки советского историка Б. Гессена, которая познакомила западных ученых и философов с возможностями марксистского подхода и оказала заметное влияние на перспективы анализа науки.

Постпозитивистский этап в развитии философии науки связан с дискуссиями между представителями “исторической школы” и “критического рационализма”. Главными темами стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания (М. Полани, С. Тулмин, Н. Хэнсон, Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Агасси, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, Г. Шпиннер, Л. Лаудан и др.). На этом этапе философия науки превращается в междисциплинарное исследование. Начинается взаимовлияние философии и ряда социальных и науковедческих дисциплин, в силу чего происходит размывание предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологией науки. Ответы на вопросы, поставленные в общем виде философами, дают социологи и историки в анализе конкретных познавательных ситуаций (case studies). Ученый химик и социальный психолог М. Полани критикует понятие “объективное знание” К. Поппера в своей концепции “личностного знания”. Историк физики Т. Кун выдвигает альтернативу попперовской теории развития научного знания как “перманентной революции”, давая противоположную интерпретацию революций в науке. Сторонники Франкфуртской “критической теории” формулируют программу “финализации науки”, предполагающую социальную ориентацию научнотехнического прогресса (М. Бёме, В. Крон). Авторы “сильной программы” в когнитивной социологии науки (Б. Барнс, Д. Блур) раскрывают макросоциальные механизмы производства знания из социальных ресурсов. Этнографические исследования науки (К. Кнорр-Цетина, И. Элкана) и анализ научной коммуникации и дискурса (Б. Латур, С. Вулгар) дополняют картину с помощью микросоциологических методов, показывающих, как научное знание конструируется из содержания деятельности и общения ученых (в ходе переписывания научных протоколов, в процессе научных и околонаучных дискуссий).

Многообразие подходов в рамках современной философии науки делает возможной их типологизацию, лишь прибегая к комплексным оценкам. Так, нормативистская ориентация в философии науки может быть представлена в двух вариантах. Первый, логицистский вариант предполагает перестройку научного мышления в соответствии с теми или иными стандартами и критериями (логический эмпиризм). Второй, историцистский вариант строится на анализе истории науки как системы нормативно значимых выводов из нее (Дж. Холтон). Здесь же предпринимаются попытки логико-методологической экспликации историко-научного материала (семантическая модель научной теории П. Суппеса, Ф. Саппе, М. Бунте), в рамках “критического рационализма” предлагаются фальсификационистские модели и методологии исследовательских программ. Сходные установки разделяют структуралистская концепция научных теорий Дж. Снида и В. Штегмюллера, конструктивистская философия науки П.Лоренцена, Ю. Миттельштрасса. Дескриптивистские тенденции получили развитие в “исторической школе” философии науки и когнитивной социологии науки, представители которой стремились к конкретному исследованию тех или иных эпизодов истории науки и брали на вооружение методы социологии и антропологии научного знания, феноменологические и герменевтические установки.

В процессе развития философии науки сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях философии науки. Одно из них гласит, что философия науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них. Согласно другому, философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики (подход, близкий к социологии науки). Далее, философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). Наконец, наиболее распространено убеждение, что философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания.

Стержневая проблематика философии науки существенно изменялась в процессе ее эволюции. В начале века в фокусе внимания философии науки находились, во-первых, идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, пространства и времени, соотношения динамических и статистических закономерностей Вторым элементом традиционной тематики философии науки стали структурные характеристики научного исследования — соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов С 1920-х гг на первый план выходит проблема демаркации — разделения науки и метафизики, математики и естествознания, естественно-научного и социально-гуманитарного знания Большую значимость приобретает в это время проблема эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания С эмпирическим редукционизмом тесно связан вопрос о статусе и значении теоретических терминов, анализ их сводимости к эмпирическим, а также их инструментального, операционального и онтологического смыслов Осознание относительной самостоятельности теоретического и эмпирического уровней научного знания переводит проблему обоснования науки в изучение процедур верификации, дедуктивно-номологического объяснения, подтверждения, фальсификации

В 1960-х гг проблематика философии науки существенно обновляется В рамках критики, а затем вообще отказа от фундаменталистских программ, предполагавших принципиальную возможность редукции всей совокупности научного знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам опыта, вводятся интегральные понятия, ориентирующие на социокультурный подход к проблеме оснований научного знания Возрождается интерес к метафизическим (философским) измерениям науки От проблем структуры научного знания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумучятивистские модели развития науки Для объяснения природы научных революций вводится понятие несоизмеримости Приобретает новое содержание понятие научной рациональности, на базе которого в философии науки формулируются критерии научности, методологические нормы научного исследования, критерии выбора и приемлемости теорий, осуществляется рациональная реконструкция эпизодов истории науки Возникает устойчивая тенденция историзации философии науки, в связи с чем соотношение философии и истории науки выдвигается в число центральных проблем Расширение предметного поля философии науки знаменует собой анализ мировоззренческих и социальных проблем науки В этой связи встает вопрос о социальной обусловленности и детерминации научного знания, о соотношении науки и иных форм рациональности, о возможности интернализма и экстернализма как подходов к реконструкции развития научного знания Важную роль начинают играть понятия “неявное знание”, “парадигма”, “тема”, “идеалы естественного порядка”, “традиция”, “социальная образность”, “исторические ансамбли”, “научная картина мира”, “стиль научного мышления”

На рубеже 1970—80-х гг, когда основные постпозитивистские концепции философии науки были уже разработаны и обсуждены, наметился сдвиг проблематики в двух разных направлениях Во-первых, представители этой дисциплины стали более внимательны к эпистемологическим основаниям выдвигаемых ими моделей, что привело к оживлению дискуссии о реализме и инструментализме, к более детальному обсуждению проблемы концептуальных каркасов и т π Еще более заметный сдвиг связан с распространением наработан

ных в философии науки (в основном на материале естествознания) моделей на анализ социальных и гуманитарных наук В дополнение к традиционному философско-методологическому анализу исторической науки (как антиподу “наук о природе”) стали активно развиваться методология экономической науки, философско-методологический анализ психологии, социологии, социальной антропологии и других наук о человеке Вместе с тем тенденции, связанные с переоценкой роли науки в современной жизни, с противостоянием сциентизма и антисциентизма, развэтием контркультурных и религиозных течений, привели к кризисным явлениям в рамках философии науки, к отрицанию ее философского и общекультурного значения (П Фейерабенд, Ρ Рорти)

Историография философии науки в 20 в , как правило, ограничивается ссылками на англо-американских и немецких авторов, чьи работы задают доминирующее направление развития Картина, однако, была бы неполной без учета вклада других национальных школ, образующих не столько периферию, воспроизводящую на свой лад общепризнанные идеи, сколько обширный резервуар альтернативных теорий и подходов Среди них заслуживает внимания французская (А Пуанкаре, Э Мейерсон, П Дюем, Г Башляр, А Койре, M Фуко), финская (Г Χ фон Вригт, Л Роутила, Я Хинтикка), польская (Л Флек, К Айдукевич, Т Котарбинский), российская (В И Вернадский, А А Малиновский, Б M Кедров, П В Копнин, Б Г Кузнецов, M Э Омельяновский, Э ГЮдинидр)

Лит: Венцковскии Л Э Философские проблемы развития науки M 1982, Витгенштеин Л Логико-философский трактат M , 1958, ЗотоеА Ф, ВоронцоваЮ В Буржуазная “философия науки > (становление, принципы, тенденции) M , 1978, Лекторский В А Философия, наука, философия науки — “ВФ>, 1973, № 4, Никифоров А Л Философия науки история и методология M 1998 Степин В С, Горохов В Г, Розов M A Философия науки и техники M , 1996 Структура и развитие науки M , 1978, DantoA, Morgenbesser S (eds ) Philosophy of Science N Y, I960, Esser H Klenowits К., Zehnpfenmng H Wissenschanstheorie Stuttg , 1977, Frank P Philosophy of Science Englewood Cliffs, 1957, Harre R Philosophies of Science Oxf, 1972, Kutschern M Wissenschaftstheorie Munch , 1972, Laiidan L Theories f Scientific Method from Plato to Max A Bibliographical Review — “History of Science”, 1969, 7, LoseeJ A Historical Introduction to the Philosophy of Science Oxf, 1980, Pap A An Introduction to the Philosophy of Science Glencoe, 1962, Popper K R Logik der Forschung W, 1934 Idem The Logic of Scientific Discovery L , 1959 Qume W Tw Dogmas of Empiricism — From a Logical Point of View Cambr 1953, ToulminS The Philosophy of Science An Introduction L, 1953

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Мальчик с книгой

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

  • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
  • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
  • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
  • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
  • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
  • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
  • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
  • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
  • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
  • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

  • Диалектика. Это способ теоретического размышления, при котором изучаются противоречия исследуемых объектов и явлений, наличие в них противоположных качеств, меняющихся свойств и сложных причинно-следственных связей.
  • Метафизика. Данный метод в некотором смысле противопоставляется диалектике. Он изучает каждый объект обособленно (игнорируются его внешние связи и зависимости от других объектов), статично (игнорируется то, как он меняется с течением времени) и однозначно (противоречия отбрасываются, истина должна быть абсолютной и единственной).
  • Догматизм. Этот метод свойственен теологическим течениям в философии. Убеждения принимаются и больше не оспариваются, несмотря на отсутствие доказательств и логического обоснования.
  • Эклектика. В рамках данного метода соединяются разносторонние идеи, понятия, факты и концепции, в результате чего делаются поверхностные выводы – недостоверные, но выглядящие правдоподобно. Эклектика может использоваться, например, чтобы обосновывать сомнительные идеи, делая их привлекательными для масс (для популяризации религии или идеологии, в политической пропаганде или в рекламе).
  • Софистика. Цель данного метода не в поиске истины и даже не в имитации этого поиска, как у эклектики. Центральная идея софистики заключается в том, что умелый оратор способен доказать что угодно так, чтобы это выглядело вполне логичным. Первые софисты считались мудрецами и мастерами красноречия, но со временем за ними закрепилась дурная слава, поскольку в полемике они прибегали к нечестным приёмам.
  • Герменевтика. Это искусство толкования текстов. Суть герменевтики заключается в том, чтобы при прочтении текста максимально полно учесть всё, что могло повлиять на смысл высказываний: культурную среду, образование автора, его социальный статус и другие факторы.

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

Генри Менкен, американский сатирик

Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.

Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.

Философия утверждает

Вольтер, французский философ, поэт, писатель.

Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.

Философия — это.

Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.

Философия это..

Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.

Пифагор

Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.

Форма философии

За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.

Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.

Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.

Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.

Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.

Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.

Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.

Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.

Философы — когда и где они впервые появились

Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.

Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.

На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.

Первые философы и их учения, возникшие на Земле

Что изучали философы в разные эпохи

Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.

Функции философии

Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.

Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.

Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию (это что?). В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.

По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:

  1. Мировоззренческая. Формирует представления о мире и месте в нем человека.
  2. Гносеологическая. Вырабатывает механизмы познания истины.
  3. Аксиологическая. Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей.
  4. Методологическая. Вырабатывает методы познания действительности.
  5. Мыслительно-теоретическая. Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать.
  6. Критическая. Все подвергает сомнению.
  7. Прогностическая. Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.

Основной вопрос философии

Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.

Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.

  1. Онтологическая определяет первичность бытия или сознания.
  2. Гносеологическая определяет, познаваем ли мир в принципе.

Основной вопрос философии

Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.

Решение вопроса

Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.

Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.

Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.

Бытие или сознание

Краткое резюме

Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.

Философский вопрос

Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.

И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

. Я спросил у ясеня, где моя любимая,

Ясень не ответил мне, качая головой.

Тополь забросал меня осеннею листвой.

— Так представляют себе диалог между молодыми людьми и философами. Философами, а впрочем как и психологами. Не становятся сразу после окончания соответствующего учебного заведения.

Спасибо за статью!

Да, это любимый предмет у филологов.

Не всем доступно мыслить философскими категориями, люди привыкли видеть лишь часть общей картины. Для многих, существует только белое и черное. Как по мне, именно в философском споре, можно найти ответы, на самые сложные проблемы человечества.

Философия — это очень развивающий предмет. Жаль только, что как в школах, так и в университетах изучается только история этой науки. Никто не обсуждает со студентами идеи, курс состоит из дат и очень сухих выжимок, которые не дают никакой пищи для размышлений.

Предметом изучения философии является наука, а с учётом того, что философия — это тоже наука, значит предметом изучения философии является философия, она изучает саму себя.

Философия совершенно бесполезна, может раньше она и имела практическое значение, но сейчас познание мира происходит через узкие научные отрасли, например через физику, биологию, химию. Так что, философия — это мертвая наука.

Нет никакого смысла всерьез рассматривать учения древних философов. Мир слишком изменился, так что они потеряли всю актуальность.

Читайте также: