Что известно о социально экономическом развитии общественных отношениях восточных славян кратко

Обновлено: 07.07.2024

На протяжении 6 — 9 веков росли производственные силы, видоизменялись родо-племенные институты, шел процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении 6 — 9 веков следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из нее индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родо-племенных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплоченность.

Наряду с земледелием у славян получило развитие скотоводство. В их хозяйстве разводились лошади, коровы, овцы, свиньи и прочее.

Распространенными промыслами были охота, рыболовство и бортничество.

К 9 веку повсеместно на территории расселения восточных славян образовалась значительная площадь расчищенных от леса старопахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. С каждым столетием сокращалась роль примитивной и трудоемкой подсечной формы земледелия и неразрывно связанного с ней коллективного труда и хозяйства членов родовых общин.

Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Таких племен, имена которых уже забыты, было на всей русской равнине, вероятно, 100 — 200. Каждое из этих племен собирало народное собрание (вече). Постепенно усиливалась власть племенных князей. Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей — все это производило к укреплению племен, к объединению их в более значительные группы. Русский летописец Нестор не знал мелких восточнославянских племен, а говорил только о крупных их объединениях: радимичах, кривичах, древлянах, вятичах.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжелом коллективном труде по подсеке и корчевке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производительного коллектива из патриархальной общины.

О сдвигах в социально-экономических отношениях к 9 — 10 векам свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм поселений, наблюдаемые почти во всех славянских землях. Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью. Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи. Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских соседских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников 9 века встречаются городища со многими сотнями изб. Это поселения широко разросшихся сельских общин.

Нарушение родовой сплоченности, уход отдельных смердов из общины в неукрепленные починки и заимки, разумеется, ослабили их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинению или экономическому закабалению этих смердов.

Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений. Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

В 9 — 10 веках формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идет выделение из их среды знати — бояр и князей.

Известно большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц — Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и других. Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей. По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожженных рабынь и рабов. Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа — жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов. Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов. Княжеские и боярские курганы представляли собой огромные земляные холмы, для насыпки которых требовался труд многих тысяч крестьян.

Интересную картину представляют, например, черниговские курганы. В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдаленных друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, и несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами. Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими войсками проживали в загородных селах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Таким образом, на основании анализа погребальных памятников 9 — 10 веков можно сделать вывод о наличии в это время классового расслоения общества и об использовании господствующим классом феодалов труда зависимых крестьян.

К 9 веку у славян получило значительное развитие ремесло. Кузнецы научились изготовлять не только железо, но и высококачественную сталь. Появились серебряных дел мастера, гончары и ремесленники ряда других специальностей. Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов, но он не решен еще в полной мере историками. В условиях родо-племенного строя существовали определенные центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богам и отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточением важнейших видов производства. В древнем Пскове, например, археологами обнаружено много железоплавильных горнов.

При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно все же указать определенную грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является 9 столетие.

Часть крестьян, как можно полагать на основании более поздних известий, эксплуатировалась князьями путем взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла на их землях барщинные работы. Из источников можно вынести совершенно определенное впечатление, что в 9 веке у восточных славян уже образовалось феодальное государство.

В исторической науке одной из важнейших является проблема происхождения народа (этногенез). Её решение даёт возможность определить ареал зарождения этноса, источники его культуры, языка, особенности мышления. То есть, те факторы, без которых не возможно представить движение народа в пространстве и времени.

В І тыс. н.э. в период Великого переселения народов на политическую арену стремительно выходят славяне – одна из основных ветвей древнеевропейского населения. Этногенез славян проходил в форме смешания родственных, соседних и пришлых племён.

Первые письменные свидетельства о славянах под именем венедов, антов, склавинов появились в античной литературе в І – ІІ веке н.э. в трудах Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Современные археологи считают, что становление славянского этноса начинается в междуречье Вислы, Днепра, Припяти и Карпатами. Постепенно славяне заселяют всю Восточную Европу и часть Балканского полуострова.

Становление и расселение славянского этноса проходило в период Великого переселения народов и войн, которые сопровождали эти грандиозные перемещения различных племён и народов.

Большую роль в истории славянства сыграли племена готов, которые в ІV в. стали перемещаться из Прибалтики в Причерноморье. Нашествие готов раскололо славянские племена на венедов, антов, склавинов. Вскоре готы, сыгравшие огромную роль в жизни славян, раскололись на две ветви: остготы (осели в низовье Днепра) и вестготы (осели между Днестром и Дунаем). В ІV в. готы сами оказались под давлением племён пришедших с Азии – гуннов. Гунны заселили огромные территории от Дона до Карпат и создали мощное государство, которое стало прямой угрозой Римской империи. Но после смерти вождя гуннов Аттилы, государство гуннов приходит в упадок. После гибели государства гуннов, славяне уже беспрепятственно смогли заселить к VІІ в. территории Южной Европы, в том числе Балканский полуостров.

Еще одно племя, с которым пришлось воевать славянам – это племя аваров, пришедшее в Северное Причерноморье из Азии. Авары создали на среднем течении Дуная своё государство, которое просуществовало с VІ по VІІІ вв. и погибло под ударами франков и угров. Однако и сам антский славянский союз распался в результате войн с аварами.

Славянская общность распалась на три ветви: западную (поляки, чехи, словаки, сербы), южную (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы), восточную (русские, белорусы, украинцы). На территории современной Украины в VІІ ст. проживали племена полян (центральная Украина), древлян (северо-западная), северян (северо-восток), уличей и тиверцев (юго-запад), волынян и дулебов (запад).

Социально-экономическое развитие славян.

В период VІ – ІХ ст. в истории славян происходят глубокие изменения, которые способствовали возникновению в ІХ ст. государства – Киевская Русь.

Социально-экономическая сфера.

Основные занятия славян – земледелие, скотоводство, ремесло. Земледельческие культуры: пшеница, рожь, ячмень, овёс. Использовалась двупольная система земледелия. В обиходе были такие орудия труда как: серпы, косы, мотыги, рала с железными наральниками.

Рост продуктивности труда привёл к распаду родовых общин, возникновению территориальных общин, формированию отдельных семей, которые становились хозяйственными единицами общества. Начинается социальное расслоение общества - племенная и военная знать всё больше концентрирует в своих руках ценности и богатства, произведенные рабами и обедневшими общинниками. Постепенно землевладельцы превращаются в феодалов, а свободные общинники в - феодальное зависимое население, что обеспечило предпосылки для возникновения государства.

В ІV – VІІ ст. у восточнославянских племён активно розвиваються ремёсла – кузнечное, ювелирное, гончарное. Наиболее развитыми были отрасли: добыча железной руды и обработка металла, как раз те отрасли, что определяли уровень развития общества, т.к. от них зависело состояние двух жизнеобеспечивающих сфер – земледелия и военного дела. Увеличивается ассортимент (более 30 названий), совершенствуется технология.

Политическая сфера.

Основой общественных отношений славян были племенные союзы. На кануне возникновения Киевского государства существовало 14 крупных племенных союзов. Постепенно с распадом родоплеменных отношений и появлением классов в VІІ – ІХ ст. происходит объединение племенных союзов. Так по свидетельствам арабских авторов появляются три центра восточнославянской государственности: Куявия (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде) и Артания (Ростово-Суздальская Русь).

Общественные отношения. В V – VІ ст. общественный строй славян находился на стадии распада первобытнообщинных и переход к классовым отношениям. Это был период военной демократии, когда реальная власть принадлежала племенным собраниям, а не племенной знати.

Однако в VІІ – ІХ ст. начинается активний процес создания государства. Этому способствовало:

1. Постоянная военная активность привела к тому, что особую роль начинает играть княжеская власть. Сначала выборная, а затем наследственная.

2. Усиление роли княжеской власти способствовало выделению дружины во главе с князем в особую привилегированную касту.

3. Социальное расслоение общества привело возникновению постоянных органов управления и принуждения.

Культура и быт.

Поселения у славян имели площадь 1 – 2,5 га располагались на берегах рек. Жилищем служили полуземлянки или землянки с очагом, а с V ст. – печкой-каменкой. В деревне могло быть от 5 до 70 изб. Деревни находились на расстоянии нескольких километров друг от друга. Керамика была лепною, иногда с узорами.

Изменения в общественной жизни восточных славян в VІ – ІХ ст., (совершенствование техники и технологий, развитие ремесла и торговли, распад родоплеменных отношений, классовое расслоение) способствовало созданию в ІХ ст. мощного древнерусского государства. Дальнейшее становление государственности у славян было закономерным результатом внутренней эволюции общества, хотя не малую роль сыграл внешний фактор: варяги, Хазарский каганат, своей агрессией подталкивавший к консолидации все славянские земли.

В VII—VIII вв. у славян развивается земледелие, совершен-ствуются орудия труда (соха, рало), на юге подсечное земледелие заменяется пашенным. В земледелии начинают ис-пользовать лошадь.

Выросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к соседской общине, в рамках которой не весь род, а каждая се-мья в отдельности вела свое самостоятельное хозяйство.

Города строились как торговые и военные поселения, одновременно формируясь в качестве племенных центров. В городах появляется постоянно проживающее здесь торговое и ремесленное население.

Возросшая социальная дифференциация позволила выделиться племенной знати, которая, в свою очередь, опиралась на вооруженные отряды — дружину. Знать с дружиной теперь не только ходила в походы, но и начинала наводить свой порядок в племени. Она захватывала земли, облагала население данью, сконцентрировав в своих руках управление племенем. Военная добыча и дань являлись источником обогащения и, следовательно, усиления власти князя и знати.

Древнейшей формой землевладения в лесных районах была так называемая подсечная система. Она заключалась в том, что на выбранном участке подрубали лес, когда деревья подсыхали, их сжигали, удобренную золой почву возделывали и засевали. После 2—3 лет эксплуатации участок забрасывали и выжигали новый. Подсечная система соответствовала первобытнообщинному строю. Она была посильна лишь труду общины. Именно такая форма землевладения господствовала у большей части восточнославянских племен до VII—VIII вв.

Восточные славяне в это время жили большими патриархальными семейными общинами, у которых было хозяйство, основанное на общем труде. Одна или несколько таких семей населяли хорошо известные археологам укрепленные поселения — городища.

В VII—VIII вв. у восточнославянских племен лесной и лесостепной зоны распространяются соха и рало с железным наконечником. Об этом свидетельствуют находки железного сошника при раскопках г. Ладоги в слоях VII—VIII вв. и железного наральника у с. Волынцево Сумской области в слоях примерно того же времени.

В дальнейшем земледельческие орудия продолжали совершенствоваться. Появляется рало с полозом и более совершенным наральником, соха с переворачивающим землю присошником (лопаткой). Приблизительно в VII—VIII вв. в качестве тягловой силы стала использоваться лошадь. Все эти изменения указывали на победу пашенного земледелия. Огневая подсечная система оставалась лишь в дальних северных районах и в слабо заселенных, малообжитых местах на юге. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, гречиху, горох, бобы, лен, коноплю. Из огород­ных культур возделывали свеклу, лук, репу, капусту и др.

Наряду с развитием земледелия у восточных славян повсеместно развивалось ремесло. Это нашло свое выражение в появлении новых орудий ремесленного труда, новых ремесленных специальностей и в отделении ремесла от сельского хозяйства. Древнерусские литейщики умели получать великолепную сталь, из которой кузнецы изготавливали мечи, ножи, кинжалы, сабли, копья, а также напильники, пилы, ножни­цы, стамески и оружие.

Деньгами на Руси в то время служили меха ценных пушных зверей, главным образом куницы, поэто­му деньги на Руси назывались кунами. Первоначально в ходу были целые шкурки, затем их сменили более удобные в обращении лоскутки меха: резаны, ногаты, мордки, являвшиеся знаками стоимости цельных шкурок. Примерно с VIII в. меховые кунные деньги стали вытесняться металлическими. Однако общее название денег и денежных единиц длительное время оставалось прежним. Высшей единицей в кунной системе была гривна кун, за ней шли ногаты, куны, резаны.

В IX в. в связи с развитием ремесла и торговли на Руси стали появляться города с постоянным ремесленным и торговым населением. К IX в. относится возникновение таких городов, как Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск и, вероятно, Чернигов. Это не только древнейшие, но и самые крупные древнерусские города. В большинстве случаев древнерусские города возникали на базе древних городищ, которые были выгодно расположены на важных торговых и военных путях.

Развитие земледелия, ремесла и торговли подрывало основу родового строя у восточных славян. Достигнутый ими уровень земледелия и ремесла делал возможным ведение самостоятельного хозяйства силами отдельной семьи. Большие семейные общины становились ненужными. Примерно к IX в. у большей части восточных славян они разложились, их место заняли территориально-соседские общины, состоящие из отдельных семей.

Переход восточных славян к сельско-соседской общине легко доказывается археологическими дан­ными. Он отразился в формах поселений, жилищ и могильников. Вместо родовых усыпальниц и небольших укрепленных городищ в IX в. археологам уже известны индивидуальные, или парные, погребения и городища со многими сотнями изб, представлявшими собой поселения разросшихся сельских общин.

Выделившаяся племенная знать создает вокруг себя вооруженную силу — дружину. Опираясь на эту силу, она подчиняет себе своих соплеменников, за­хватывает их земли, угодья и облагает население данью.

Таким образом, в IX в. у восточных славян на лицо были объективные предпосылки для возникновения государства.

Читайте также: