Что изучает медицинская психология кратко

Обновлено: 19.04.2024

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на границе с медициной. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

Объектом изучения медицинской психологии является пациент, или медицинский работник.

Предметом изучения медицинской психологии является:

  • психика больного человека;
  • изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников;
  • изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

Медицинскую психологию делят на:

  1. Общую клиническую психологию, которая разрабатывает:
  • проблемы основных закономерностей психологии больного человека;
  • проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса;
  • учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке;
  • рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.
  1. Частную клиническую психологию , раскрывающую:
  • аспекты психологии больных при определенных заболеваниях;
  • особенностей врачебной этики;
  • Нейропсихологию – служит для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга;
  • Нейрофармакологию – исследует влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
  • Психотерапию – изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного;
  • Патопсихологию, которую можно отнести к клинической психологии ;
  • Специальнуюя психологию – изучает людей с отклонениями от нормального психического развития, связанных с врождёнными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

Место медицинской психологии в структуре психологии.

Структура методов психодиагностики

Психодиагностика, как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который устанавливаться на трех уровнях:

  • симптоматический диагноз (ограничивается констатацией особенностей или симптомов). Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
  • этиологический диагноз (учитывает, помимо особенностей и наличия симптомов, причины их возникновения);
  • типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий, а также их причины возникновения. .

  • наблюдение – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное, не включённое);
  • эксперимент - активное вмешательство исследователя в ситуацию (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующийся) . Дополнительные методы:
  • Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития;
  • моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена;
  • анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ);
  • беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты).

Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

Назовите базовые этические ценности клинического психолога

Деятельность клинического психолога относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность). Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того, необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

Профессиограма практического психолога

Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др.

Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

Особенности оказания психологической помощи клиенту

  • Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании.
  • Психологическое консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр.
  • Психологическая коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе.
  • Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения ) или его действий (ятропатия) , медицинской сестры ( соророгения ), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам ( эгогения ). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения .

Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…


Книга включает в себя полный курс лекций по медицинской психологии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Предназначена для студентов колледжей, медицинских вузов.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии
  • Тема 2
  • Тема 3

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинская психология. Полный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предмет, структура и задачи медицинской психологии

Предмет изучения медицинской психологии

Структура медицинской психологии

Медицинскую психологию можно подразделить на общую и частную. Общая медицинская психология занимается такими вопросами, как изучение изменений психики человека, вызванных тем или иным заболеванием с разработкой критериев здоровой психики, больной психики и временно измененной; психология поведения медицинских работников вообще и врачей в частности, психологический климат лечебно-профилактических учреждений различного типа; влияние психики на физическое состояние человека и наоборот, т. е. психосоматические и сомато-психические взаимодействия; основные особенности, характеризующие индивидуальность человека (темперамент, характер, личность) и их возможные изменения в процессе онтогенеза; этика и деонтология в деятельности медицинских работников, включающая вопросы врачебного долга и врачебной тайны; вопросы психогигиены, включающие в себя психологию семьи, брака, половой жизни, психологию межличностных взаимоотношений человека в кризисные периоды его жизни (подростковый, климактерический, старческий); вопросы психотерапии, психотренинга, психологических консультаций.

Частная медицинская психология занимается изучением индивидуальных особенностей тех или иных пациентов. Она изучает особенности протекания психических процессов у личностей с психической патологией; у лиц, страдающих заболеваниями, требующими хирургических вмешательств, особенно в такие периоды, как подготовка к операции и послеоперационный период; психологические особенности лиц, страдающих врожденными дефектами, особенно если это касается дефектов органов чувств, приводящих к инвалидности; психологические особенности граждан при проведении различных видов экспертиз, в том числе военно-врачебной, судебной, медико-социальной, психические особенности лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также психические особенности больных при любой другой соматической патологии. Максимальное применение в психиатрической практике находит патопсихология, в неврологической — нейропсихология, в соматической — психосоматика.

Задачи медицинской психологии

Основной задачей медицинской психологии является изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения. Этими этапами могут быть осознание самого факта каких-либо неполадок в организме, требующих медицинского вмешательства, момент принятия решения обращения к врачу, реакция пациента на факт осознания того, что он болен и нуждается в посторонней помощи, отношение к объему назначенного лечения и обследования, а также возможного прогноза относительно жизни, здоровья и трудоспособности, прогнозирование своей дальнейшей значимости в семье, на работе и в обществе в целом, внутренняя адаптация психики заболевшего к описанным проблемам. Все возникающие смежные проблемы взаимодействия пациента и медицинского персонала рассматриваются и оцениваются в свете основной задачи — оказания максимально возможной и эффективной помощи больному. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методы психологии в медицинском аспекте. Деятельность медицинской психологии находит отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения: амбулаторно-поликлиническом, госпитальном, санаторно-курортном, аптечном, на разных этапах подготовки медицинских кадров, научно-исследовательской работе, в области организации здравоохранения и некоторых других аспектах. Медицинская психология развивается в тесном взаимодействии с психотерапией, психиатрией, неврологией, нейрохирургией, сурдопсихологией, олигофренопедагогикой, трудотерапией и др.

Таким образом, медицинскую психологию, подобно всей психологии в целом, можно разделить на общую и частную. Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача. Вопросом частной медицинской психологии является разработка различных методов лечения в конкретном применении к тем или иным областям медицины. Общая и частная медицинская психология тесно переплетаются с философскими, биологическими, социологическими и многими другими дисциплинами.

Немецкий ученый, психиатр, считается одним из родоначальников нового направления в психологии – медицинской психологии.

З. Фрейд (1856-1939)

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа, ученик знаменитого французского психоневролога Жана Мартена Шарко.

Создал первую развернутую теорию личности и оригинальный метод лечения невротических расстройств.

Ф.М. Александер (1891-1964)

Франц Александер (1891-1964)

Именно его работы сыграли решающую роль в признании эмоционального напряжения значимым фактором возникновения и развития соматических заболеваний.

Выполнил цикл работ об эмоциональных причинах появления гипертонии и язвы желудка, ставших классикой психосоматики.

В.М. Бехтерев (1857-1927)

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Выдающийся российский невропатолог, психиатр, рефлексолог, физиолог и психолог.

В 1885 г. создал первую в России экспериментальную психофизическую лабораторию.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя В.М. Бехтерева.

В 1918 г. организовал и возглавил Государственный институт по изучению мозга и психической деятельности.

П.Б. Ганнушкин (1875-1933)

Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933)

Русский психиатр и патопсихолог, ученик С.С. Корсакова и В.П. Сербского.

Автор концепции малой психиатрии.

Один из создателей системы психоневрологических диспансеров в стране.

П. Б. Ганнушкин описал признаки поведенческой патологии в виде склонности к дезадаптации, тотальности и стабильности.

В.Н. Мясищев (1893-1973)

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)

Российский психолог, невропатолог и психотерапевт, ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.

Проблематику медицинской психологии разрабатывал на протяжении всей своей научной деятельности.

Разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов.

Б.В. Зейгарник (1900-1988)

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)

Российский психолог, доктор психологических наук, ученица К. Левина.

Одна из основоположников отечественной экспериментальной патопсихологии.

А.Р. Лурия (1902-1977)

Лурия Александр Романович (1902-1977)

Российский психолог, специалист в области дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга.

Один из создателей отечественной нейропсихологии.

Внес важный вклад в развитие диагностики и классификации разных форм умственной отсталости.

Б.Д. Карвасарский (1904-1984)

Карвасарский Борис Дмитриевич (1931-2013)

Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный психотерапевт Министерства здравоохранения РФ.

Заложил основы широкой современной инфраструктуры психотерапевтической помощи населению.

Отрасли медицинской психологии

Патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой.

Патопсихология изучает психические расстройства экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании следующих данных:

1) для дифференциальной диагностики расстройств психики;

2) для установления меры выраженности психического дефекта в интересах экспертизы – медицинской, судебной, военной, трудовой и пр.;

3) для оценки эффективности производимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;

4) для анализа возможностей личности пациента с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств – в целях выбора психотерапевтических мероприятий проведения психической реабилитации.

Нейропсихология изучает заболевания центральной нервной системы, преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Нейропсихология рассматривает соотношение мозга и психики.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы – психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием.

Соматопсихология изучает психологические факторы, сопровождающие серьезные физические нарушения и тяжелые болезни (слепота, увечье, рак и т.п.)

В круг ее проблем входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы пациентов с различными заболеваниями, не относимым к неврологическим и психическим.

Психология инвалидности изучает психическое состояние больного человека, влияние болезни (инвалидности) на психику человека, а также разрабатывает методы лечения и реабилитации инвалидов.

Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.

Психогигиена – это раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения психических расстройств.

Также это набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение психических расстройств.

Психопрофилактика изучает причины, способствующие возникновению психических заболеваний, с целью их своевременного выявления и устранения.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задача коих — предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций.

Методы психогигиены и психопрофилактики включают:

2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;

3) информирование населения, и пр.

Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики — помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.

Психология посттравматического стресса изучает психологические аспекты затяжной или отсроченной реакции на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью человека.

Психологическая реабилитация – это система комплексных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию психических нарушений пациентов и инвалидов, а также людей, перенесших тяжелую психологическую травму.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия.

Психотерапия – это оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических. Это совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. Это влияние на психику пациента, в том числе на отношение к самому себе, к своему состоянию, другим людям, к окружению и жизни в целом.

Психотерапия может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

1) психотерапия клиническая, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы – гипноз, тренировка автогенная, внушение и самовнушение, терапия рациональная;

2) психотерапия личностная – индивидуальная и групповая – ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к окружению социальному и собственной личности.

Личностно ориентированная психотерапия широко применяет различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В психотерапии индивидуальной решающий фактор эффективности лечебных воздействий — психотерапевтический контакт терапевта и клиента, основанный на взаимном уважении и доверии, на способности терапевта к сопереживанию, эмпатии.

Как методы активирующего терапевтического воздействия широко применяются трудотерапия, психотерапия групповая, психотерапия семейная, способствующие повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Это новое направление в науке и практике, ориентированное на поддержание и развитие здоровья человека от рождения до смерти.

Психология здоровья лежит в основе валеологии – науки об индивидуальном здоровье.

Аспекты здоровья (по В.А. Ананьеву)

Потенциал тела – понимание и осознание потребностей своего тела, физическое развитие, гармоничное сексуальное развитие.

Потенциал чувств – цивилизованное выражение своих чувств, понимание и уважение чувств других.

Потенциал разума – способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться, умение приобретать объективные знания и использовать их в своей жизни.

Потенциал воли – способность человека к самореализации, умение ставить и достигать цели, выбирая адекватные средства.

Креативный потенциал – способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в своей жизнедеятельности.

Общественный потенциал – способность оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление повышать свою культуру общения, уровень коммуникативной компетентности.

Духовный потенциал – способность развивать свою духовную природу, воплощать в жизнь высшие ценности.

Читайте также: