Что говорит прокопий кесарийский об одежде восточных славян кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок в 6 классе

Тема: Восточные славяне.

Тип урока: урок-путешествие.

Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством, с соседями показать их взаимоотношения;

Формировать умение работать с картой, способствовать овладению техникой исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных); учить работать с дополнительной литературой; привить учащимся объективность в исследовании; учить изложению мыслей вслух перед аудиторией;

Воспитать глубокое уважение к истории отечества и чувство патриотизма.

Основные понятия:

- повторить: присваивающее и производящее хозяйство, язычество, колонизация.

- новые: залежная и подсечно-огневая система земледелия, быт, нравы, дань, колонизация.

Орг. момент. (вступительное слово учителя):

Утро, пробуждается природа,

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины изящные как ивы,

Дети словно крепкие дубки.

Учитель сообщает тему и цели урока.

Проверка д/з (тест на компьютере, карточки с вопросами).

Вопросы: Откуда мы знаем, как жили наши предки? По каким источникам можно узнать о жизни наших предков? Приведите примеры. Кто был первым летописцем на Руси? Как называются труды монаха Нестара?

Изучение нового материала.

Происхождение славян.

Славяне произошли от индоевропейцев, говоривших на схожем языке и имевшие много общих черт во внешнем облике. Племена индоевропейцев проживали на большей территории Европы и значительной части Азии. Эти племена находились в постоянном движении и осваивали новые земли. Но постепенно отдельные части племен стали отдаляться друг от друга. И примерно 4 тыс. лет назад произошло выделение балтославян, они занимали центральную и восточную Европу. А приблизительно в V в. до н.э. балтославяне разделились на балтов и славян. А в V в. н.э. в ходе своих передвижений и новых освоений славяне разделились на три ветви: южную, восточную и западную.

Расселение славянских племен

Восточные славяне расселились на территории от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут и Днестр на Юге, от предгорья Карпат на западе до междуречья рек Оки и Волги на востоке. На этой территории проживало от 12 до 15 восточно-славянских племенных союзов. Названия этих союзов были связаны с местностью где они жили: Поляне- живущие в полях, древляне – в лесах, дреговичи – в болотах, ильменские племена – близь озера Ильмень, полочане – по берегам р. Полота.

Занятия восточных славян

Археологические находки свидетельствуют о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат, кроме того, здесь находились древние очаги скифской земледельческой культуры Северного Причерноморья.
Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия ( подсека ): сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. Несколько лет такой участок давал обильный урожай. После истощения почвы приходилось вырубать деревья на новом участке и уже на нем заниматься земледелием. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона и др.
У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог : поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, затем снова распахивалось и засевалось. Здесь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа. Во II - V вв. основной хозяйственной единицей была родовая община. Земля обрабатывалась всеми членами рода общими орудиями труда, и произведенный необходимый продукт распределялся между всеми поровну.
В VII - VIII вв. в связи с совершенствованием техники обработки железа и стали пашенная система постепенно вытесняет подсечно-огневую, и различия в организации земледелия на севере и юге сглаживаются. К IX в. пашенное земледелие у восточных славян стало господствующей отраслью хозяйства. Теперь основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Родовая община к этому времени распалась, ее сменила соседская сельская община. В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотные земли, лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но общинная земля уже делилась на наделы, которые обрабатывала отдельная семья своими орудиями труда. Собранный урожай становился собственностью этой семьи. Орудия труда со временем совершенствовались, и у каждой семьи появлялся не только необходимый, но и прибавочный продукт. Это вело к неравномерному накоплению прибавочного продукта в каждой семье, что в свою очередь вело к росту имущественного неравенства внутри общины.
Немаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло, но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело.

а) Внешний облик восточных славян.

б) Жилище и поселок восточных славян.

в) Обычай восточных славян.

г) Божества восточных славян.

д) Низшие существа восточных славян.

5. Общественный строй восточных славян. (Самостоятельное изучение п.5)

Учитель. Охарактеризуйте понятие вече и запишите его определение в тетрадь.

Ученик. Вече – это народное собрание на Руси.

Учитель. Как было организовано народное ополчение?

Ученик. Народное ополчение состояло из мужского населения, которое собиралось во время военной опасности. Ополчение строилось по десятичной системе, т.е. делилось на десятки, сотни, тысячи.

Закрепление.

1)Работа с историческими документами.

Прокопий Кесарийский о славянах.

Маврикий Стратег о славянах.

« Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Вопросы и задания к документам:

Какие выводы месте жительства славян можно сделать на основе данных текстов?

Какие сведения о внешнем облике славян дают нам источники?

Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

2) Решение задачи – новеллы.

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливо стью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольство вались самой простой, а иногда, в случае нужды, питались даже сырым мясом животных и рыбой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озер, на высоких местах, чтобы жилье не затопило во время весенних разливов.

Славяне еще не умели строить надежные жилища - сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности - устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Ответ: славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт научил славян хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.


Самым популярным источником информации о славянах считается Повесть временных лет Нестора. Но в данной летописи хронология ведется лишь с 9 века. До этого времени о славянах можно найти лишь обрывочные сведения, зачастую противоречивые. Одни византийские авторы 6 века отнесли их к готам, другие - к венетам. Разобраться в этом вопросе поможет Прокопий Кесарийский.

Прокопий был участником военных действий римлян против вандалов в Ливии и готов в Италии, которые более 100 лет удерживали эти Римские провинции. Славяне начали нападать на Восточную Римскую империю сразу же после победы римлян над вандалами и готами. Вот какие факты о славянах сообщил Прокопий.

1. Форма правления славян:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.

Это первое отличие от готов, которые за 200 лет до славян уже имели своих правителей. Анты, по данным Прокопия, - родственные славянам народы.

2. Вера славян:

Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Готы же за 100 лет до встречи Прокопия со славянами уже были христианами арианского толка - не признавали Троицу, то есть считали Иисуса Христа не Богом, а человеком.



3. Вооружение славян:

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами.

А готы согласно Прокопию "были всадниками, в бою пользовались копьями и мечами. "

4. Внешний вид славян:

Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмно-красные.

Вот внешний вид славян действительно похож на готов, что по-видимому и вызвало путаницу у византийских авторов. Вот как описывает готов Прокопий:

Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид.

Разница только в темно-красности славян, которая не известно к чему относится. Может имеется ввиду цвет кожи?



5. Язык славян:

У тех и других [славян и антов] один и тот же язык, достаточно варварский.

Прокопий различал готский язык, на котором говорили готы, вандалы, визиготы и гепиды. Таким образом, если бы славяне говорили бы на готском, Прокопий обязательно бы это отметил.

Здесь также следует отметить противоречие с Вильгельмом Рубруком, написавшем в 13 веке следующие строки:

Язык русских, поляков, чехов (Воеmorum) и славян один и тот же с языком вандалов, отряд которых всех вместе был с гуннами.

6. Образ жизни славян:

Данный отрывок крайне интересен. Массагетами Прокопий называет гуннов. Но славяне определенно не могли быть гуннами. Вот как описывает гуннов член посольства к Аттиле - Приск Панийский:

Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи.

Помимо внешнего различия у славян в отличие от гуннов не было лошадей, баранов, луков, стрел, гаданий на бараньих лопатках, привычки делать себе шрамы на лице после смерти родителей.



Аскетичный образ жизни славян существенно отличался и от быта готов. Например, вот что рассказал Прокопий о вандалах 6 века:

Из всех известных нам племен вандалы были самыми изнеженными. С того времени, как они завладели Ливией, все вандалы ежедневно пользовались ваннами и самым изысканным столом, всем, что только самого лучшего и вкусного производит земля и море. Все они по большей части носили золотые украшения, одеваясь в мидийское платье, которое теперь называют шелковым, проводя время в театрах, на ипподромах и среди других удовольствий, особенно увлекаясь охотой, они наслаждались хорошим пением и представлениями мимов; все удовольствия, которые ласкают слух и зрение, были у них весьма распространены. Большинство из них жило в парках, богатых водой и деревьями, часто между собой устраивали они пиры и с большой страстью предавались всем радостям Венеры.

Следует отметить, что не только Прокопий считал, что славяне и анты произошли от одного племени. Вот, что писал в 6 веке гот Иордан:

У левого склона Альп, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов . Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Таким образом, из этих описаний славян 6 века Прокопия Кесарийского можно сделать следующие выводы. Славяне - имели внешность готов, а образ жизни - гуннов, но не являлись ни готами, ни гуннами. Неразрешенной остается загадка, кем до 6 века являлись славяне и почему язык русских и славян в 13 веке сравнили с языком вандалов, но это темы отельных статей.

Автор опирается на документальные исторические источники, а не на собственные фантазии. И это большой плюс. Но считаю нужным уточнить, что кроме Прокопия историю славян писали и другие древние хронисты. И эти описания существенно разнятся! Например Исидор, также живший в 6 веке, в своей "Истории вандалов", даёт совершенно другие сведения. Например, король вандалов Гейзерих в 429 году захватил Рим и 14 дней грабил город. А у этого Гейзериха было второе имя — Арий. Забавно!? (см. п 79 "Истории вандалов"). Вот ещё интересный момент. Жители Италии составили латино-вандальский словарь (надо же как-то с этими варварами общаться!). Так вот, в этом словаре половина слов РУССКИЕ (или восточно-славянские). Даже сейчас, спустя 1600 лет легко читаются и понимаются русскими, украинцами, белорусами, сербами, поляками. Или в п. 66 Исидор пишет, что готы - одного рода со скифами (сам Исидор потомок римских аристократов в Испании, ему незачем врать по поводу происхождения готов!). В истории славян очень много интересного, но лжи о наших предках ещё больше!

НАПАДЕНИЕ СЛАВЯН И АНТОВ

Эти славяне, победители Асбада 3 , опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был на фракийском побережье 4 и от Византии отстоит на 12 дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян 5 , бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары 6 стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих масло и смолу, но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Но потом варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. Мужчин до 15 000 они тотчас всех убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Сначала они не щадили ни возраста, ни пола, но как этот отряд, так и другие с того момента, как они ворвались в область римлян, они всех, не разбирая лет, убивали так, что вся земля Иллирии 7 и Фракии 8 была покрыта непогребенными телами

Приложение 9 ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ

Приложение 9 ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен

И ЕЩЕ О СЛАВЯНАХ

И ЕЩЕ О СЛАВЯНАХ Какова же была роль славян в ассимиляционных процессах на территории Древнерусского государства? По Кожинову: «Ко времени прихода славян северную часть этой территории населяли финно-угорские племена, средин-ную — балтские, южную — тюркские и

1. О славянах

1. О славянах Вопрос о происхождении славян в науке был поставлен гораздо позже, чем проблема образования русского государства, так как проблема этносов считалась второстепенной. Интерес к прошлому у народов усиливается с ростом культуры, с перерастанием народностей в

Прокопий Кесарийский

Прокопий Кесарийский IV …Был некто Хилвудий, близкий к дому императора Юстиниана, очень находчивый в военных делах и настолько выше денег, что за величайшее богатство в имуществе своем считал ничего не иметь. И этого-то Хилвудия император, в то время, когда четвертый год

Евсевий Кесарийский

Прокопий Кесарийский: личность и творчество

Прокопий Кесарийский: личность и творчество (А.А. Чекалова)1 апреля 527 г., за три дня до Пасхи, когда, по византийскому обычаю, не полагалось ни приветствовать, ни воздавать почести кому бы то ни было, выходец из крестьян Флавий Петр Савватий Юстиниан и его жена Феодора, в

Прокопий Кесарийский: Штрихи к творческому портрету

Прокопий Кесарийский: Штрихи к творческому портрету Среди историков, творивших в VI-VII веках на территории формальной наследницы Великого Рима, Византийской империи, имя Прокопия Кесарийского (490/507-562) всегда выделяется особо. И не только потому, что всю жизнь он был близок

ДОЩЕЧКА Д 2 (Об антах и князьях после Кия)

ДОЩЕЧКА Д 2 (Об антах и князьях после Кия) Публикуется впервые. По-видимому, целая, не разломанная. Аверс имеет 17, реверс 18 строк. По содержанию своему исключительно интересна и важна, ибо связывает руссов с антами и дает перечисление князей после Кия. К сожалению,

ДОЩЕЧКА Д 4 (Об антах и Мезенмире)

9. МАВРИКИЙ СТРАТЕГ. О СЛАВЯНАХ И АНТАХ

Занятие № 2 Византийские авторы VI века о славянах и антах

Занятие № 2 Византийские авторы VI века о славянах и антах ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Сопоставьте информацию об авторах приведенных ниже текстов. Что представляют собой их труды по своему основному содержанию? Когда были написаны эти сочинения, и с каким временем могут быть

Так как славяне были весьма воинственны, главное, что интересовало византийцев – как эти храбрые дикари идут в бой.

Прокопий Кесарийский

Снимок экрана 2020-10-09 в 11.27.38.jpg

Снимок экрана 2020-10-09 в 11.27.48.jpg

Снимок экрана 2020-10-09 в 11.27.58.jpg

Маврикий

[…] Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Снимок экрана 2020-10-09 в 11.28.13.jpg

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. […] Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим […].

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.

Снимок экрана 2020-10-09 в 11.28.22.jpg

Маврикий рекомендовал для борьбы со славянами активно использовать метательное оружие, заранее заготавливать плавсредства, воевать зимой (когда сложнее укрываться в лесу) и избегать лесов, строить укрепления, держать крепкий строй и ссорить славянских вождей. Впоследствии, когда натиск славян на Византию усилился, эти наставления стали очень актуальными для греков — славяне стали очень сильным соседом, постоянно оказывавшим влияние на империю, а славянские воины все так же оставались опасными и храбрыми противниками.

Читайте также: