Что должно быть у музыкального руководителя в детском саду атрибуты

Обновлено: 02.07.2024

Документация муз. рук. (планы, отчёты, портфолио, рабочая программа)

Оказывается, у каждого педагога вот такой комплект должен быть.

У большинства стоит ВОРД 2003 года. Не могла бы ты пересохранить в 2003, а то хочется умные словечки почитать.

ВСЕМ ДОБОЙ НОЧИ! я ТОЖЕ ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К ПОЗДРАВЛЕНИЯМ ЖЕНЕ!

и ПРОДОЛЖАЮ ВЫКЛАДЫВАТЬ ВСЕ О ПОРТФОЛИО.
3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО?
Методическое портфолио состоит из титульного листа, пояс¬нительной записки и двух частей: инвариантной и вариативной
Титульный лист представляет автора методического порт-фолио, его должность, имеющуюся квалификационную категорию, координаты образовательного учреждения. Образец титульного листа дан в приложении.
ии_ указаны все материалы, которые вошли в порт-..; фрлир,и дана к ним краткая аннотация. В аннотации необходимо > обосновать необходимость включения данных материалов в порт-фолио.
. ;.,;.,-;; ;, Аннотация - краткое изложение сути, содержания материа-, ла* Аннотация призвана раскрыть назначение данного материала.
Помещение в портфолио не обоснованных музыкальным ру¬ководителем материалов снижает ценность свидетельств профес¬сионализма аттестуемого. Краткий вариант введения методическо¬го портфолио аттестующегося на высшую квалификационную ка¬тегорию дан в приложении.
Инвариантная часть включает материал, показывающий знание требований и содержания музыкального образования детей дошкольного возраста. Эти материалы могут быть представлены в виде:
• авторских образовательных программ;
• программ кружковой работы;

• календарного планирования, созданного на основе про¬
граммы;
• разработок сценариев занятий, праздников, развлече¬
ний, выделенных на основе какого-либо признака (система
музыкальных занятий одного типа, для какого-либо возраста
детей, определенного содержания);
• дидактических материалов к музыкальным занятиям
(карточки, схемы, аудио-, видеоматериалы, аранжировки во¬
кальных сочинений и т. д.);

• рекомендации родителям;
• описание результатов проведения диагностики (какой
диагностический инструментарий использовался, как прово¬
дилась, результаты, выводы).
Полагаем, что эта часть методического портфолио не вызовет никаких затруднений, так как это все те материалы, которые имеет каждый музыкальный руководитель. Единственное, что Вам при¬дется сделать, это систематизировать их и оформить для презента¬ции.
Вариативная часть включает различную методическую продукцию, раскрывающую основную стратегию музыкального воспитания, на которую ориентируется музыкальный руководитель в своей профессиональной деятельности. Эта стратегия должна соответствовать современным тенденциям развития музыкально-педагогического образования. Представлять в вариативной части все, что Вы когда-нибудь и где-нибудь сделали, не имеет смысла.
В вариативной части необходимо раскрыть глубину, мастерство своей педагогической деятельности, а не разносторонность лично¬стных интересов. Не забывайте, пожалуйста, что это методическое портфолио, а не музей вашего профессионального опыта.
В этой части могут быть представлены материалы созданные в разной форме. Ниже предлагаются 7 различных форм методиче¬ской продукции и дается их краткое описание. Эти формы неодно¬значны как по объему, так и по содержанию. Среди них есть ком¬плексные, т. е. те, которые включают в себя множество других форм. Эти формы являются комплексными и по представлению профессиональных компетенций музыкального руководителя. Есть такие формы, которые имеют локальный характер, они менее тру¬доемки, невелики по своему объему и раскрывают только одну из профессиональных компетенций музыкального руководителя.
Не переживайте, если на сегодняшний день Вы имеете огра¬ниченное количество объектов методической продукции. Рассмат¬ривайте наполнение методического портфолио как перспективу Вашего профессионально-личностного развития. Каждый из мето¬дических материалов требует серьезной работы и необходимых умений. Возможно, в Вашей практической деятельности есть мате¬риалы, которым нужно придать соответствующую форму, и они уже сегодня могут занять свое достойное место в методическом портфолио. Перечень форм методической продукции этим списком не ограничивается.
При оценке вашего методического портфолио обязательным критерием будет соответствие всех материалов уровню профес¬сиональных компетенций запрашиваемой Вами категории.
Сценарий — это конспективная или подробная запись музы¬кального занятия, развлечения, праздника. В сценарии обычно до¬словно приводится весь текст (взрослых и детей, тексты песен, слова ведущих), в ремарках даются сценические указания: оформ¬ление, движение, освещение и т. д. Текстовый материал размеща¬ют ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой. В сце¬нарий, как правило, включают методические советы, что дает воз¬можность импровизировать в зависимости от условий его вопло¬щения.
8
Репертуарно-методический сборник методическое посо¬бие, которое создается музыкальным руководителем из материала. редко встречаемого в литературе, или из собственных сочинений. Содержанием таких сборников могут стать вокальные произведе¬ния, аранжировки инструментальной музыки для исполнения детьми, танцевальные композиции или фольклорный материал, расчиганные на детей определенного возраста. Объем сборника не ограничен. Сборник должен обязательно содержать: (вступитель¬ную часть, которая может иметь различные названия: вступление, предисловие, пояснительная записка, от составителя), основной материал, составляющий содержание сборника, и оглавление (со¬держание).
Методическая копилка - одна из форм методического посо¬бия практического характера. В методической копилке может быть один или несколько разделов. Сюда помещаются новые идеи, опи¬сание различных методов, приемов, педагогических ситуаций, т. е. изюминки, которые создают индивидуальный имидж педагогиче¬ской деятельности музыкального руководителя. Формой копилки может служить отдельная тетрадь или карточки. Если в копилке несколько разделов, то они должны отличаться друг от друга, на¬пример, по цвету или специальным символам.
Методическая разработка — комплексная форма методиче¬ской продукции. Она включает в себя методические рекомендации, методические советы, сценарии и т. д. Примерная схема методиче¬ской разработки:
" название разработки;
• автор, должность, место работы;
• пояснительная записка (введение);
" сценарий или сценарный план;
• методические рекомендации или советы;
" список литературы.
Методические рекомендации - комплексная форма, связан¬ная с раскрытием одной или нескольких частных методик, вырабо¬танных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций •- рекомендовать наиболее эффективные, рацио¬нальные варианты, образцы действий применительно к деятельно-
сти музыкального руководителя или детей. В методических реко¬мендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел. иллюстри¬рующих методику на практике.
Методические рекомендации могут быть предназначены для воспитателей или родителей, т. е. они должны иметь точного адре¬сата; от этого зависит их стиль изложения и объем.
Как один из вариантов предлагается следующая схема напи¬сания рекомендаций:
• Вступительная часть -• объяснительная записка, где обос¬
новывается актуальность, необходимость данных рекомендаций,
дается краткий анализ (срез) положения дел по данному вопросу,
указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать
настоящая работа.
• Изложение главного тезиса ~ что именно рекомендуется
делать по исправлению или улучшению существующего положе¬
ния.
• Методические указания по решению той проблемы, для ко¬
торой создан материал.
• Примерные образцы решений - разработки с методически¬
ми комментариями, советами по улучшению состояния проблемы.
Реферат - это работа описательного характера, в которой представлен итог углубленной работы автора над определенной темой. Текст реферата представляет краткое, логичное изложение содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ. Содержание этих источников подвергается критическому осмыс¬лению. Текст реферата должен отражать точку зрения автора на рассматриваемую проблему, освещать имеющийся практический опыт.
Реферат не содержит поучительных интонаций - он знакомит, описывает имеющийся материал. По своему содержанию он может быть информационно-просветительским или информационно-аналитическим. Задача реферата информационно-прос¬ветительского содержания - на основе анализа литературных ис¬точников создать целостную картину по той или иной проблеме. 'Задача реферата информационно-аналитического показать раз-
личные точки зрения, сильные авторских позиции, найти наиболее эффективные пути решения в направлении освещаемой в реферате проблемы. По своему содержанию он чаще носит рекомендатель¬ный характер.
Примерная схема написания реферата: а) название реферата, автор, место работы; б) развернутый план; в) изложение темы (по частям, с пунктами, подпунктами и т. д.); г) библиография; д) при¬ложения.
Статья - это материал, создаваемый для публичной презен¬тации своего опыта. Он может быть связан с:
• описанием ЧЕГО-ЛИБО: музыкальных занятий, праздников,
педагогических средств, способов деятельности, системы работы;
• повествованием о ЧЕМ-ЛИБО: об актуальных проблемах
музыкальной педагогики, о затруднениях педагогической практики
с которыми сталкиваетесь Вы и Ваши коллеги;
• рассуждением ПО ПОВОДУ, содержанием которого могут
быть конкретные решения реальных педагогических задач, к кото¬
рым Вы пришли в своей практической деятельности, конкретные
предложения способов улучшения качества музыкального воспи¬
тания в дошкольном образовательном учреждении, взаимодейст¬
вия музыкального руководителя с воспитателями, родителями или
другими специалистами ДОУ и т. д.
Если основная мысль не вызывает затруднения, то лучше из¬лагать от общего к частному. В начале статьи лучше ознакомить с основной идеей. При написании статьи придерживайтесь стройной логики. Для этого можно использовать общий алгоритм написания статей:
1. Вводная часть - краткое предисловие к основному выска¬
зыванию; не следует начинать издалека, приводить общеизвестные
факты и положения, давать обзор состояния проблемы.
2. Основная часть - здесь раскрывается существо проблемы.
Не следует приводить пространных рассуждений и описаний, один
и тот же материал представлять в различной форме (в тексте и таб¬
лице и т. п.).
3. Заключение - итоги работы, рекомендации по практическо¬му применению могут приводиться в виде перечисления. Не сле¬дует эту часть статьи заменять общей фразой.
Приступая к работе над статьей, задайте себе 3 вопроса: О ЧЕМ? ДЛЯ КОГО? ЗАЧЕМ? Эти вопросы помогают четко сфор¬мулировать тему статьи, цель, читательский адрес.
Ваша статья выиграет, если в ней будут присутствовать:
• актуальность рассматриваемой проблемы, практических ре¬
зультатов;
• четкость и логическая последовательность;
- убедительная аргументированность;
— научная обоснованность;
- точность формулировок, т. е. отказ от общих рассуждений и
лишних слов.
Результативная часть включает материал, состоящий из тех документов, которые являются свидетельством каких-либо по¬бед или участия в творческих конкурсах, фестивалях - как самого музыкального руководителя, так и созданного им творческого кол¬лектива, отдельных детей. Свидетельством этого являются дипло¬мы, почетные грамоты, программы конференций, конкурсов, кон¬цертов. Здесь же могут быть представлены свидетельства, удосто¬верения о повышении квалификации музыкального руководителя. Все материалы описываются на одном листе в строго структуриро¬ванном порядке. Схему такого описания педагог определяет само¬стоятельно.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО
Материал, который включается в портфолио, может быть со¬бран за прошедшие пять лет с момента последней аттестации. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Все материалы на бумажных носителях помещаются в одну папку. Аудио- и видеоматериалы представляются на соответсвующих но¬сителях.
В папке обязательно наличие четко сформулированного ог¬лавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.
13
п.). Основной шрифт - Т1тез N6^ Котап, кегль 14, междустроч¬ный интервал - одинарный.
Каждый раздел портфолио начинается с новой страницы. Вверху страницы обозначается название раздела: введение, вариа¬тивная часть, инвариантная часть, результативная часть.
Материал, представленный на аудио- и видеоносителях, опи¬сывается на листе бумаге, т. е. необходимо раскрыть его содержа¬ние.
Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4.
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО
Презентация методического портфолио является формой сда¬чи квалификационного экзамена по теории и методике музыкаль¬ного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Она может быть также использована как форма презентации на мастер-классе, творческом отчете.
Методическое портфолио предоставляется в экзаменацион¬ную комиссию для ознакомления с материалами за две недели до экзамена.
Рекомендации к презентации методического портфолио
Презентация проводится в устной форме, возможен компью¬терный вариант презентации или устный с использованием на¬глядной демонстрацией аудио- или видеофрагментов. Чтобы иметь технические средства для презентации, необходимо сообщить за¬ранее руководителю курсов повышения квалификации. Текст вы¬ступления лучше составить заранее. Во время презентации записи помогут Вам чувствовать себя свободнее и увереннее.
Регламент общего выступления - до 15 мин., сюда включает¬ся Ваше выступление, вопросы и ответы.
В выступлении необходимо представить:
• содержание портфолио,
• краткий комментарий по некоторым материалам,
• иллюстрации их содержания в практических формах дея¬
тельности.

ВСЕМ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Продолжаю о портфолио:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа методического портфолио
Муниципальное образовательное учреж¬
дение д/с № 28 Ворошиловского района
г. Волгограда
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО

Ирины Павловны Равчеевой,
музыкального руководителя
высшей квалификационной категории
Адрес:
МОУ ЦРР д/с № 28
г. Волгоград,
ул. Дубовская, И-а,
т. 944961

Приложение 2. Образец содержания методического портфолио

№ Название материала Аннотация, кол-во страниц
п/п
1. Перспективное плани- Состоит из репертуарной кар-
рование музыкальных тотеки по всем видам музы-
занятий (по всем воз- кальной деятельности в каж-
растам) дой возрастной группе на год
(в репертуарных карточках
указано название программ-
ного произведения, автор,
задачи музыкального разви-
тия, решаемые при помощи
Л м указанного произведения)
У
Р4 2. Репертуарные карточки Дан перечень карточек и их
3 для календарного пла- варианты, описание техноло-
га
I нирования музыкаль- гии использования. Всего
Св ных занятий (по всем разработано 652 карточки
1* возрастам)
1 3. Комплексы упражне- Комплексы собраны по разде-
К ний для логоритмики лам:
- основные виды дви-
жений и ориентировка в про-
странстве;
— упражнения для сня-
тия мышечного тонуса;
— дыхательные упраж-
нения;
- пальчиковый тренинг;
- развитие голосового
аппарата;

16
17Результативная часть


прослушанном (4 стр
Опорные схемы, помогающ детям научиться говорить о
пр Во
Образцы аналитического библиографического описания Статья из сборника
Затямина, Т. А. Подготовка педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности как пробле¬ма современного профессионального образования [Текст] / Т А За тямина // Музыка и педагогика: матер. Ш Междунар. научно-практ [ф. «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подго- Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического жусства [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф зв дан и прикладная прогр. (546 Мб). - М. : Большая Рос. энцикл [и 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ): зв., цв.; 12см + руко-вод. пользователя (1л.) + открытка (1л.). - (Интерактивный мир) Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20x14 см. Видеоиздания
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес- в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж. Клуни; Рагатоиш РПт*.'-М.^ Премьер-видеофильм, 2002. - 1 вк. - Фильм вышел на экраны в Приложение 3 )бразцы библиографического описания изданий Нотные издания
Бойко, Р. Г. Петровские звоны [Ноты]: (Юность Петра) : муз - к рус. истории времен Петра Первого : ор. 36 / Ростислав БоЙ-со; [крат, предисл. И. Мартынова и Е. Светланова]. - Партитура -М.: Композитор, 2001. - 96 с. Эшпай, А. Я. - Партитура и голоса [Ноты] / А. Я. Эшпаи М.: Композитор, 2001.- 34 с., 4 парт. (68 с. партий разд. паг.) Аудиоиздания Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукопись] / Геннадий Гладков; исп : Ливанов, 0. Анофриев [и др.]. - М.: Экстрафон, 2002.
1 МК.
Таблица не втавилась, если не понятно-смотрите в ящичке:rolleyes:

Задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно?

Ее задачи:

* обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

* обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

* получение и закрепление знаний о музыке;

* развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

* учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования учитываем при ее создании в нашем детском саду.

В музыкальном кабинете собрана библиотека:

* Картотека методической литературы:

◄ сборники сценариев праздников и развлечений;

◄ картотека художественной литературы:

◄ произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

* Картотека музыкально-дидактических игр:

◄ игры для развития звуковысотного слуха,

◄ игры на развитие динамического слуха,

◄ игры на развитие тембрового слуха,

◄ игры на развитие ладогармонического слуха,

◄ игры на развитие памяти и музыкального слуха,

◄ игры для развития детского творчества.


* Картотека музыкальных игр и упражнений:

◄ русские нарoдные игры и хороводы,

◄ игры с музыкальными инструментами,

◄ игры на развитие воображения,

Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов.

Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используем самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

В музыкальном кабинете много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементы костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.), атрибуты для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций.

Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

В нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. В музыкальном кабинете находятся: детские пианино и синтезатор, ксилофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), металлофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), арфы, гармошки, бубны, бубенцы, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки, балалайки.

Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

Ребята с удовольствием играют в оркестре музыкальных инструментах, исполняя музыку русских, зарубежных и современных композиторов.



Развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется.

На данный момент она включает в себя:

◄ разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй и мягкой игрушки, платочный театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр живой руки;

◄ большая и малая ширма для кукольного театра;

◄ ширма для теневого театра;

◄ костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

◄ маски животных и людей;

◄ декорации к спектаклям;

◄ видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;

◄ фонотека театральных шумов;

◄ аудиозаписи детских спектаклей.



Не могу не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Создана видеотека фильмов, презентаций, музыкальных клипов по знакомству детей с композиторами, музыкальными инструментами и произведениями; голоса птиц, музыкальные загадки и т.д.

В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

Для проведения музыкальной НОД постоянно изготавливаю наглядный материал, исходя из темы недели. Для проведения интересных тематических мероприятий, стараемся придумать и сделать красочное оформление музыкального зала.

Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носит проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Мы стремимся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

1. Восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

2. Воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;

3. Музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д., атрибуты, шапочки маски для игр, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.



Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

Подготовительная группа
-Фланелеграф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах.
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке, балалайки, скрипки, дудочки, саксофоны, гармошки. (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

*Психологическая (учитываем возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая).

*Эстетическая (учитываем дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).

* Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)


Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий мы привлекаем родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки
• воспроизведение музыки
• музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Подготовительная гру ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Нашу работу никто не видит, потому что мы – волшебники.

Кто сказал, что рабочий день музыкального руководителя – 5 часов? Нет, это круглосуточная работа. Занятие – это тоже праздник, на котором дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом, узнают новое, и получают много удовольствия от музыки. Именно занятие – показатель работы муз.руководителя.

Всегда интересно, когда на праздниках, исполняя песню, дети встают в разных построениях (полукруг; 4 полукруга; на кружочках; солисты впереди; два ряда:1-девочки, 2-й – мальчики; отдельно мальчики и девочки; парами врассыпную; в шахматном порядке; в кругу лицом к елке или к зрителям; и т.д.)

За организацию праздников для взрослых отвечает профком (юбилей, новый год, 8 марта и т.д.), так как муз. руководители работают с детьми. Мы можем помочь музыкой (по их просьбе).

Если в детском саду два муз. руководителя, для более эффективной работы можно распределить группы по параллелям (Например: 1-й ведет - 2 средних, 2 подготовительных, 2-й - 2 младших, 2 старших группы) .

Музыкальный руководитель – это пример стиля в дошкольном учреждении, а музыкальный зал – визитная карточка детского сада. Поэтому музыкальный руководитель женщина всегда должна быть стильной, женственной и элегантной (юбки, платья, светлые тона одежды), музыкальный руководитель мужчина - стильным, элегантным и мужественным (рубашка, брюки).

Основные праздники в детском саду – Новый год, Выпускной.

Такие праздники как Колядки и Масленица силами взрослых.

День дошкольного работника отмечается без участия детей.

В сценарии до мелочей важно прописывать реквизит, чтобы при подготовке к празднику ничего не забыть.

При обсуждении сценария с воспитателями и методистом распределять, кто отвечает за изготовление атрибутов к празднику, закупку необходимого. Назначать репетиции. Герои и ведущий обязательно учат свои слова наизусть.

Сценарии разрешается повторять раз в несколько лет, но для развития своего профессионального мастерства лучше брать что-то новое и интересное. Праздник в детском саду – это не показательное выступление. На утреннике дети тоже хотят: - Веселиться и видеть все действие не из-за шторки, а воочию;

- На занятиях не репетировать до умопомрачения, а получать удовольствие от общения с музыкой в разных видах деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на д.м.и.); -

На празднике исполнять общие танцы (вальс, кадриль, полька и т.д.), а не пассивно сидеть (по причине – плохо справляются с движениями)

Хорошо брать на утренник больше общих игр, где все дети участвуют и двигаются в пространстве. Лучше не использовать игры-эстафеты, ведь праздник музыкальный, а не спортивный.

В работе с детьми стараться использовать только детскую музыку.

Она имеет 4 направления:

  1. Детские песни.
  2. Классическая музыка.
  3. Русский фольклор.
  4. Фольклор других стран.

Для эффективной работы нужно иметь хорошую базу:

Репертуар песен для разных групп удобно хранить в отдельных папках.

Для каждой возрастной группы – своя.

Так как у детей дошкольного возраста, в первую очередь развито наглядно-образное мышление, на каждом занятии необходимо использовать наглядный материал (игрушки, репродукции картин, иллюстрации); Желательно просматривать свои праздники на видео для самоанализа. Каждый новый учебный год музыкальным руководителям нужно писать свои пожелания по приобретению для музыкального кабинета канцелярии, костюмов и атрибутов к праздникам и развлечениям; Также перед праздником пишутся пожелания о необходимом. «Праздник – мощное средство воспитания чувств.

В начале занятия дети обычно разучивают какое-то новое движение.

Праздник рассчитывается так: время занятия умножается на два (вторая младшая – 30 минут, средняя – 40 минут, старшая – 50 минут, подготовительная – 1 час)

Для игры на д.м.и. много потрясающих оркестровок можно взять в программе Т.Э. Тютюнниковой. Не надо придумывать сложные движения.

Игры на празднике не должны быть однотипные.

Например: 1. Сложить из букв слово.

В каждом занятии должны быть две импровизации, тогда в конце года вы детей не узнаете, такими они будут творческими. Важно следить за грамотностью своей речи: чтобы не было сорных слов, косноязычия. Хорошо самим культурно обогащаться – ходить в музей, в филармонию, в театр.

Посещайте профессиональные курсы лучших педагогов дошкольного образования.

Репертуар, который используется музыкальным руководителем, должен быть доступен для восприятия детьми дошкольного возраста (например, тема стиляг не подходит для дошкольников – они еще читают и смотрят сказки).

Много полезного можно почерпнуть из вебинаров потрясающего педагога Т. Э. Тютюнниковой. Хорошо, когда есть команда – люди, которые помогают словом и делом, потому, что музыкальный руководитель совмещает в себе очень много видов деятельности (музыкант, сценарист, хореограф, режиссер, художник-оформитель, мастер по изготовлению атрибутов и т.д.). И иногда какую-то задумку интересную может не докрутить, где-то логически не домыслить, что-то не суметь сам сделать.

Читайте также: