Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Ребенок пришел в детский сад впервые или после выходных. Он оказался в непривычной обстановке, когда видит, что мама скрылась за дверями, что кто-то трогает его. Он может расстелятся, следствием чего могут стать слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю.

Как помочь ребенку адаптироваться, как помочь родителям подготовить ребенка к смене обстановки?

Как устанавливать воспитателю отношения с вновь прибывшими детьми?

Даже дружественная беседа может напугать замкнутого ребенка, так как для него любой социальный контакт связан с определенными трудностями.

Такие приемы будут способствовать созданию благоприятной обстановки и помогут ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

Во время проведения специально организованных занятий или во время свободной игры в группе могут возникнуть нестандартные ситуации, правильное разрешение педагогом которых помогает освоить образцы конструктивного выхода из сложных жизненных положений.

1. Овсяник Н.В. Воспитание без слез и принуждения: сопровождать и/или управлять? : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н. В. Овсяник.- 3-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 109.

2. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005

Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут детки в детском саду. И малыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, с радостью улыбается и кивает.

Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю.

ВложениеРазмер
chto_delat.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ ПРИ РАССТАВАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ

Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут детки в детском саду. И малыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, с радостью улыбается и кивает.

Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю.

Бывает и по-другому. Если малышу нравится общаться со взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в первый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без колебаний входит в группу. Он полон ожиданий, он не подозревает даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарования. Он хочет играть в кубики, а его одевают и ведут гулять. Он хочет спать, а его сажают за стол. Он хочет взять машинку, а ее отнимают другие дети. А главное — нет рядом мамы, некому пожаловаться, не у кого потребовать желаемое. И тогда уже на следующий же день ребенок вряд ли с восторгом пойдет в ясли. Скорее всего, он будет плакать и прижиматься к маме.

К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап в своей жизни. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются к детскому саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых), дети из коммунальных квартир (у них уже есть опыт общения с разными категориями детей и взрослых) и дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них, не образцом для педагогических экспериментов.

Но если все же ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок, скорее всего, уже не будет так расстраиваться из-за вашего ухода.

Проанализируйте, так ли переживает малыш, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть его приводят бабушка или дедушка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то спокойно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок наверняка чувствует себя отлично.

Если воспитатель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может вам ответить.

Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него и привлекательный предмет: игрушку, книжку или предмет, который принадлежит маме (ленту, платок и т. д.). Можно повесить в группе фотографии мам всех детей. Пусть ребенок видит ваше лицо и вспоминает вас.

Если у вас есть возможность, походите с ребенком в ясли первые дни (недели). Не бойтесь, что ребенок будет капризничать. Как показал опыт, ребенок, чья мама находится в группе, чувствует себя спокойнее и увереннее.

Если же вам непременно надо уйти и оставить ребенка в яслях, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребенок может уловить ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.

И если уж вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды и последовательны в своих поступках. Не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать вас из-за слез и капризов забирать его домой. Ваше спокойствие, доброжелательное отношение поможет ребенку обрести спокойствие.

Зная, что ваш малыш трудно переживает каждое утро разлуку с вами, попробуйте накануне, заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания- Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др. М. Сигал утверждает, что это поможет от влечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.

Забирая ребенка из яслей, спросите воспитателя, чем занимался малыш в течение дня. Попросите воспитателя обязательно заметить утром, какое красивое платье на вашей дочке. Иногда даже такой обычный прием отвлекает ребенка от грустных мыслей и переживаний и делает воспитателя более близким и понятным ребенку.

А. И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устройте небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого вы можете похвалить ребенка за проведенный день в яслях при всех участниках этого маленького праздника.

Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из яслей, гордятся им. Скорее всего, подобная доброжелательная обстановка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время прощания с вами.

Такой вопрос часто задают недоумевающие родители. Особенно те, которые достаточно давно начали водить своего ребенка в садик.

Практически каждое утро сердце мамы обливается кровью при виде несчастного малыша, который, вцепившись в мамину одежду, заливается безутешными слезами и ни за что не хочет ее отпускать.

Да и мама, встревоженная сильной реакцией роднулечки, уже начинает считать себя чудовищем без сердца, раз заставляет своего малыша плакать при расставании.

А вдруг это будет психологическая травма для него? Может, ну его, садик, раз ребенку лучше дома, вон как липнет к рукам?

И еще больше поражается рассказам воспитательницы об ее ребенке, как он, оторвавшись от мамы во время прощания, тут же бежит в группу. играть.

Слёз нет, улыбка аж до ушей. И вот уже бегает за кем-то из друзей. А о том, что он рыдал минут пять тому назад - даже не вспоминает.

- Уму непостижимо! - думает мама, теряясь в догадках.

Есть несколько причин. В этой статье поговорим про одну из них.

Феномен горьких детских слёз при расставании - что это? Притворство? Или попытка манипулировать?

Этот феномен на самом деле не случаен. Малыш не притворяется. Он на самом деле очень расстроен прощанием с мамой.

Но он хорошо помнит, что "надо попрощаться именно так", непременно со слезами, чтобы уж точно мама пришла за ним.

Здесь всплывает тот самый ранний опыт первых посещений садика и расставаний. Там как раз были слезы, сопли и крепкие объятия с мамой. А потом все было хорошо: новые игры, веселые друзья - скучать не приходилось.

Поэтому таким малышам, являющимися по своей натуре консерваторами, важно сохранить и поддержать эту закономерность. Потому что другого варианта они не знают.

Да, это повторяющееся действие плача, судорожных объятий и расставания с отрывом от сердца - своеобразный утренний ритуал для ребенка и для мамы . Они оба играют в эту ритуализированную игру с целью: пройти все этапы расставания, чтобы успокоиться.

Что делать маме малыша, который привык плакать при расставании с ней

Возможно ли как-то изменить ситуацию? Или так и терпеть ежедневные утренние слёзы, не зная, как помочь крохе?

Можно! Сначала маме важно:

1. Убедиться, что малышу без нее комфортно, т.е. поговорить с воспитателем, понаблюдать тайно за тем, как себя ведет ребенок.

Это реально сделать,

  • приоткрыв дверь, ведущую в группу,
  • заглянуть в окно, если группа на первом этаже,
  • или посмотреть, как играет ее ребенок на прогулке, когда группа выходит на свежий воздух.

Также некоторую информацию могут дать случайные реплики сына или дочки о детском садике дома в кругу семьи.

Если все в порядке, ребенок спокойно чувствует себя в группе, охотно включается в режим и игры - переходим к следующему пункту:

2. Создаем и выстраиваем другой ритуал, приятный как маме, так и ребенку.

Если предыдущий ритуал был "поплакать, пока мама не уйдет", то новый будет, к примеру, "поцелуй в кармашке" - когда мама и кроха приходят в группу, малыш переодевается и мама, обнимая на прощание, "кладет поцелуй" в его нагрудный кармашек костюмчика или сарафана. Или что-то символическое, которое можно спрятать в кармане. А ребенок в свою очередь, "оставляет свой поцелуй" маме в ее кармашек.

Вариантом "поцелуя в кармашке" может быть и ключик, якобы от их квартиры или дома: мама дает ключик "на хранение", пока ребенок в садике. Ключик нужен, чтобы вместе прийти домой.

На выстраивание нового ритуала понадобится некоторое время - периодически ребенок может вспоминать прежний способ прощания и скатываться в него, но если новый способ ему очень понравится, смена пройдет намного быстрее.

3. И последнее, о чем важно помнить маме: всегда держать свое слово, данное ребенку. Если обещает забрать "после обеда перед сном" - нужно прийти вовремя, чтобы малыш мог спокойно доверять маме и дальше.

И всякий раз, когда она говорит, что "придет тогда-то", у ребенка не появится весомого повода безутешно рыдать. Мама сказала - мама придет. Без сомнений. Точно-точно! :)

Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал .

Дополнительный материал:

7 причин детского нытья: чек-лист с краткими пояснениями. Практическая помощь родителям (при нажатии по ссылке откроется новое окошко с чек-листом 10 страниц, можно скачать с ГуглДиска).

Ваш малыш ходит в детский сад уже третий месяц, но по-прежнему плачет при расставании? Или с трудом остается на занятиях, куда вы начали его водить, или не отпускает вас из дома, оставаясь с бабушкой или няней? Что можно сделать в такой ситуации? Как научиться прощаться без слез?

Вы тревожная мама?

Кажется, еще совсем недавно кроха продолжал увлеченно трясти погремушкой, когда вы выходили из детской. Потом он стал "маминым хвостиком" — но вы были к этому готовы: все дети проходят через закономерный этап развития, когда между вами устанавливается глубокая эмоциональная связь.

Кроме того, если ребенок первого полугодия жизни чувствует себя с мамой одним целым, малыш постарше начинает понимать, что мама — другой человек, а значит, есть риск остаться без ее защиты. Понятно, что такое открытие поначалу пугает.

Но теперь-то он вроде бы уже подрос, а все равно не желает расставаться с вами надолго, оставаться в детском саду или на занятиях. Не стоит сразу паниковать и думать, что это навсегда: нежелание отходить от мамы — такой же этап развития, как и все остальные, и это тоже обязательно пройдет.

Грань тут довольно тонкая, но важно найти баланс: вы не можете бесконечно соглашаться с желанием ребенка быть только рядом с вами, потому что это мешает его полноценному развитию, но не можете и заставить его резко отделиться, если вдруг решили, что время пришло, — это приведет к обратному эффекту. Так что единственный верный вариант — помогать малышу постепенно становиться все более самостоятельным, учитывая его готовность к этому.

Вы тревожная мама?

Важно помнить, что дети копируют эмоциональное состояние родителей и остающихся с ними бабушек-дедушек. Как вы думаете, кто скорее найдет удовольствие в самостоятельных играх — ребенок спокойной и уверенной мамы или малыш, чья мама постоянно переживает, как бы чего не вышло?

Не надейтесь, что ваши страхи ребенок не замечает: мимика, жесты, тон выдают вас с головой. И если вы хотите научить его самостоятельности, не забегайте ежеминутно в детскую с озабоченным выражением лица.

Малыш тревожной мамы будет бояться далеко отойти от нее, у него возникает ложное ощущение безопасности: "раз мама за меня больше всех боится, значит, она лучше всех меня защищает". Неудивительно, что играть такой ребенок предпочитает только с мамой, а папу может даже оттолкнуть: "Уходи!". Отцы часто болезненно реагируют на такую "избирательность" чада, хотя все, что им нужно сделать, — это постараться почаще находить время для игр.

И позаботьтесь о том, чтобы все члены вашей семьи придерживались одинаковой тактики — про отсутствие мамы нельзя говорить плохо, даже в шутку. Например, бабушкины вздохи: "Ну что это мама так долго сидит в ванной? Забыла, что ли, про тебя. " или "Что-то мама долго не возвращается! Уж не случилось ли чего?" могут свести на нет все ваши педагогические усилия.

Не злоупотребляйте утверждениями вроде "Ты уже большой, так что должен. " Во-первых, не такой уж он и большой на самом деле, во-вторых, некоторые дети иногда слишком серьезно относятся к таким словам, и мысль, что теперь они должны думать и действовать как-то иначе, "как большие", слишком тревожит их.

Вы можете просто сказать ребенку, что многие его сверстники уже ходят в садик, им нравится там проводить время, потому что можно играть с другими детьми, узнавать на занятиях что-нибудь интересное, поиграть во что-то новое.

И конечно, не сердитесь на малыша, если он ведет себя как "мамин хвостик" — так к его неуверенности добавится еще и чувство вины за то, что не соответствует вашим ожиданиям. А он-то хочет, чтобы вы им гордились!

Как тренировать расставание

Как тренировать расставание

Воспитательные теории, предполагающие дисциплину и соблюдение требований, тут не подойдут: раз у ребенка есть потребность быть рядом с вами, насильственное изменение положения вещей приведет к обратному эффекту: он вообще не захочет от вас отходить, но к этому добавится еще и невроз.

Так же как младенческое нежелание лежать в кроватке в одиночестве отлично "лечится" ношением на ручках при любой возможности (то есть старательным удовлетворением важной потребности, а не ее отрицанием), то и к желанию подросшего малыша быть рядом стоит отнестись с пониманием.

Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы. Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время.

Убедитесь, что в течение дня у вас и ребенка есть возможность просто пообниматься, посидеть вместе или поваляться на ковре, полежать и пошептаться перед сном или утром, после звонка будильника и до подъема. Не пытайтесь сделать это время максимально "полезным" и не переживайте, что оно проходит впустую — это не так, в эти минуты малыш "впитывает" ваше внимание, наполняется им.

Во что поиграть, чтобы ребенок легче отпускал маму

Детский сад. В группе вашего садика — куклы, зайки и мишки, а вы с ребенком по очереди будете родителями, которые сначала приводят своих деток в садик, прощаются с ними, уходят на работу, а потом приходят забирать их. Что говорит "родитель"? Как себя ведет "ребенок"? Эта игра очень поможет в адаптации к детскому саду.

Я и мои близкие. Соберите в маленький фотоальбом снимки самого малыша и его родственников и друзей, любимого домашнего животного, даже любимых игрушек. Эти фотографии он будет рассматривать вместе с вами, а вы будете комментировать: "Смотри, вот мы с папой — мы тебя любим. А вот бабушка — и она тебя любит". Этот фотоальбом будет визуальной поддержкой для малыша — а еще его можно брать собой в садик.

Карточки "Пока-пока". Вырежьте из плотной бумаги 10 небольших карточек и вместе с ребенком нарисуйте на каждой разные условные обозначения: сколько раз надо обняться, поцеловаться или помахать рукой друг другу при прощании. Теперь когда мама или малыш будут уходить куда-то, они вытянут одну из карточек и выполнят то, что на ней написано. Например, "Три раза поцеловать в нос и один раз помахать".

Не доверяете бабушкам?

Поощряйте общение ребенка с другими значимыми взрослыми: с бабушками, дедушками и прочими родственниками. "Вопрос бабушек" иногда бывает довольно сложным, не все мамы довольны их методами воспитания и часто стараются максимально контролировать происходящее в это время, переживают, что бабушки "делают все не так".

Да, возможно, у старшего поколения действительно свои представления о режиме дня, дисциплине, порядке в доме и о том, можно ли есть конфеты перед обедом. Но подумайте сами: чем больше любящих людей окружает малыша, тем увереннее он себя чувствует.

Дайте ему возможность самому выстраивать свои собственные отношения с другими родственниками, понять, что люди разные, что мама делает так, а тетя — по-другому, что общаться с ними можно по-разному, что с мамой можно бегать по детской площадке и кататься с горки, зато с бабушкой — ходить в театры и слушать музыку. Не стоит руководить всем-всем, что происходит, когда вас нет рядом, просто договоритесь о самых значимых для вас моментах.

Ребенок плачет при расставании: что делать?

Как прощаться без слез? Во-первых, постарайтесь успокоиться сами. Скажите себе: "Я доверяю людям, с которым остался мой ребенок, они о нем позаботятся, ему с ними хорошо. Я сознательно выбрала этот садик — он подходит моему малышу, там заботливые воспитатели. Мой ребенок растет, становится более самостоятельным, я помогаю ему это сделать. Скоро мы увидимся".

Во-вторых, помогите маленькому освоиться в новой обстановке и в новой для него ситуации: вместе с ним все рассмотрите, узнайте, где находится туалет, где дети моют руки, где какие игрушки лежат, обсудите, какие тут действуют правила.

В-третьих, никогда не уходите незаметно, не прощаясь — это просто нечестно по отношению к ребенку. Но и не затягивайте прощание до бесконечности, так он еще больше расстроится. "До свидания, скоро встретимся!" говорите позитивным тоном: малыш легко считывает ваше настроение, так что если вы спокойны и дружелюбны, меньше шансов, что он разволнуется. А вот если явно грустите или тревожитесь, он может решить, что вы оставляете его там, где он не будет в безопасности.

Если ребенок все-таки расплакался в момент вашего ухода, не надо возвращаться обратно или соглашаться посидеть еще, ваши колебания только ухудшат ситуацию. Просто через 5-10 минут позвоните домой или воспитателю: скорее всего, малыш уже утешился (это лучше, чем вы будете волноваться еще несколько часов).

Придумайте небольшой ритуал прощания, тогда ребенку легче будет отпустить вас. Может быть, вы договоритесь, что он носит с собой в садик любимого медведя, и вы должны попрощаться с ними обоими определенным образом; или вы можете оставлять малышу какую-нибудь свою вещь (шарфик, заколку); или, прежде чем уйти на работу, вы быстро нарисуете в блокноте картинку про то, что интересного сегодня произойдет.

Чем точнее выполняется "прощальный" ритуал, тем спокойнее себя будет чувствовать ребенок. А еще обсудите с ним "план действий" на тот случай, если ему вдруг станет грустно. Может ли он подойти к воспитательнице и попросить ее посидеть с ним? Или пошепчет на ухо своему мишке, что уже соскучился, а мишка "пошепчет" ему, что мама скоро придет? Но не стоит ждать мгновенного результата: на то, чтобы малыш привык оставаться без вас, может уйти от пары недель до пары месяцев — и это совершенно нормально.

Читайте также: