Что давали в школе для профилактики в советское время

Обновлено: 05.07.2024

Равнодушно-враждебное отношение основной массы украинского населения к русской армии, освобождающей Украину от нацистов и участи туземцев Запада с минимально возможными для украинцев потерями, имеет ряд объективных и субъективных причин и одну сверхпричину: их именно так и "запрограммировали". "Перепрограммировать" население Украины будет значительно сложнее, чем разгромить ВСУ. Последнее уже фактически сделано, на первое потребуется время.

Ход специальной военной операции России на Украине поставил перед гражданами нашей страны целый ряд острых вопросов – от надуманных по своей сути до совершенно реальных. К числу первых следует отнести нередко озвучиваемое недоумение: почему так медленно продвигаемся? Спокойно! Продвигаемся стремительно, особенно с учётом четырёхкратного численного превосходства противника, использующего, видимо, подсказанную англосаксами подлую тактику – прятаться и воевать в жилой застройке, прикрываясь в качестве живого щита гражданским населением.

Территория "Украины имени Ленина" огромна. Быстро, примерно за неделю, её можно проехать на тяжёлой военной технике только в том случае, если никто не сопротивляется и солдат встречают хлебом и солью. И тем не менее под Киевом русские десантники появились в первый же день операции (американцы с многочисленными союзниками добрались до Багдада в 2003 году, преодолевая слабое сопротивление иракской армии и испепеляя с воздуха всё на своём пути, примерно за три недели).

А на шестой день русская армия совместно с корпусами ЛНР и ДНР разбила и закупорила в донбасском котле 80 процентов украинской армии. Окружила Киев. Зачистила половину Харькова. Подошла к Запорожью и Кривому Рогу. Пробила сухопутный путь в Крым вдоль берега Азовского моря. Взяла Херсон. Окружила Николаев (как и Киев, этот город может быть взят в любой момент). А русские танковые колонны движутся к Приднестровью, отрезая Одессу, где – многие с надеждой – ждут русского десанта.

Мы – русские, какой восторг!

Это фантастические достижения, невозможные для любой другой армии мира. Ещё пара-тройка дней, и украинская армия на Левобережье, юге Украины и в районе Киева, в том числе на правом берегу Днепра, лишённая управления, лишившаяся большей части военной техники и боеприпасов, прекратит организованное сопротивление, начнётся массовая сдача в плен. Этот неизбежный финал тормозился тем, что абсолютно лживая украинская пропаганда внушала своим военным, что на других участках фронта, кроме их собственного, враг разбит и изгнан за пределы страны. Хотя в действительности разгром ВСУ произошёл в течение одной недели, и скоро украинские вояки это поймут. Шок будет страшным.

Несколько дней назад под Харьковом в плен сдался украинский полк, теперь начнут сдаваться бригады. И это при том, что Россия в первые пять дней конфликта сознательно избегала наносить украинским военным потери, видя в них тех же русских и рассчитывая на их здравый смысл. Поставленная перед ВС России президентом и Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным задача по демилитаризации и денацификации Украины решалась прежде всего уничтожением военной техники и инфраструктуры, а также приданных ВСУ нацистских военных формирований – аналога гитлеровских карателей. Если бы с самого начала операции жестоким ударам были подвергнуты и казармы ВСУ, где неправильно поняли проявленное по отношению к ним милосердие и доверие, она пошла бы ещё быстрее.

Короче, так и хочется сказать вслед за нашим блистательным полководцем Александром Суворовым: "Помилуй Бог, мы – русские! Какой восторг!".

А теперь о грустном

Мы все очень переживаем по поводу событий на Украине. И не только потому, что всегда жалко оказавшихся не в то время не в том месте простых людей, которые очень мало на что влияют. Кто-то переживает там за своих сыновей или мужей, которых марионеточная киевская власть гонит на убой и которые, если не сдадутся (последние данные – сдались гарнизоны нескольких городов), могут погибнуть. Но в России ощущается также недоумение: почему, несмотря на максимальную осторожность в выборе целей и желание русских всячески щадить гражданских лиц и даже украинских военных, отношение к нашим войскам оказалось равнодушно-враждебным, значительно реже – дружественным? Последнее имеет в основном место на востоке и юге Украины, хотя и там триколорами русских, в отличие от 2014 года, почти не встречают. В чём дело? Причин этому много. Остановимся на главных.

Во-первых, люди запуганы. В России это знали, а на Западе сознательно закрывали глаза – на Украине существовал жесточайший репрессивный режим. Многие люди на востоке и юге Украины рады освобождению, это видно по их глазам и лицам, но ещё не верят до конца в то, что это свершилось, что палачи из СБУ и всевозможные нацистские каратели не вернутся и не призовут их к ответу, не расправятся с ними прямо сейчас за их симпатии к России, использование русского языка. Рабская привычка жить под ярмом оккупанта даёт о себе знать: они всё ещё боятся.

Во-вторых, последние 30 лет и особенно последние восемь лет украинцев обрабатывали чудовищной, изощрённо-тотальной пропагандой. С помощью неё удалось превратить большинство людей в русофобских зомби, которые смирились со своей нищетой, свыклись с ужасом своей "зробитчанской" жизни, лживостью искусственного украинства, изливая раздражение всем этим на Россию, которая уже восемь лет, дескать, воюет с Украиной, не даёт стране развиваться, не пускает украинцев в Европу и прочее.

В-третьих, речь идёт об элементарном страхе за родных и близких, опасениях лишиться имущества в ходе военных действий, разрушении привычного уклада жизни. Как видно по украинским городам, они ужасно убогие: здания и дороги в плохом состоянии, люди скверно одеты. Никому не пожелаешь такой жизни, но деваться некуда: они привыкли, затянувшаяся оккупация с её зверствами в отношении несогласных, геноцидом в Донбассе стала почти что нормой. А тут такие судьбоносные перемены! Жизненные планы надо менять, к чему-то новому приспосабливаться. Страшновато. Что будет дальше?

Но самое главное, пожалуй, другое. Украинцы интуитивно понимают, что их псевдогосударство, с которым они тем не менее связывали какие-то надежды, рушится безвозвратно, что грядёт другая Украина или несколько государств на нынешней украинской территории, то есть совершенно неизвестная, чреватая вызовами эпоха. Всё, что они делали, чем жили, оказалось неправильным. А когда люди смотрят вокруг себя, на взорванные ВСУ мосты, или видят готовых партизанить сумасшедших маргиналов, с которыми никто не будет цацкаться (как и с не желающими сдаваться укровояками), их охватывает беспокойство. Встряска, даже если она к лучшему, многих пугает, особенно обывателей. К новой реальности нужно время привыкнуть.

Что с того?

После того, как война вскоре закончится и ВСУ на всей территории новой страны (Украины в урезанных границах) или стран (будущие Новороссия, Малороссия) сложат оружие, Москве необходимо решить одну главную задачу, которая потянет за собой все остальные. А именно – поставить у руля демилитаризированной Украины или бывших Украин новую, ориентированную на Россию власть. Для обеспечения решения злободневных текущих задач потребуется создать новую небольшую армию и мощные полицейские силы из вменяемых украинцев прежде всего для нейтрализации спятивших соотечественников, некоторые из которых неисправимы.

А затем нужно будет заняться стратегическими вопросами. Про экономику мы сейчас даже не говорим, она, по сути, вторична. Намного важнее другое. Во-первых, необходимо не просто прекратить на государственном уровне отравление украинцев русофобией, но и провести полнейшую денацификацию системы образования, даже детских садов, где детей начинали учить ненавидеть Россию. Вопрос "любишь - не любишь?" не зависит напрямую от уровня благосостояния.

Поэтому чтобы украинцы полюбили Россию, их необязательно "покупать", обеспечивать невиданные ранее блага (это они сами должны себе обеспечить, с нашей, разумеется, помощью). Для этого их надо прежде всего "перепрограммировать". Полностью вылечить Украину, 30 лет жившую вначале в режиме "не-России", а потом и "анти-России", можно будет только со временем. И это лишний раз говорит о том, что дальше тянуть со вскрытием украинского гнойника было нельзя. Ещё немного, и никакое лечение уже бы не помогло: на Россию наши западные враги спустили бы зомби с ядерными амбициями и бактериологическим оружием.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Результаты массовых обследований детей дошкольного и школьного возраста различных регионов Российской Федерации: Европейской части, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока свидетельствуют о недостаточном потреблении витаминов. Глубина этого дефицита нарастает в зимне-весенний период, однако у многих детей недостаточная обеспеченность витаминами сохраняется и в более благоприятные летние и осенние месяцы. Дефицит не ограничивается только аскорбиновой кислотой или какими-то другими отдельными витаминами, а носит, как правило, характер сочетанного полигиповитаминоза. Наряду с недостатком витамина С, наиболее часто отмечается недостаточное потребление витаминов В1, В2, В6, ниацина, фолиевой кислоты и каротина.

Недостаточное потребление витаминов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на здоровье, физическом развитии, заболеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения.

Витаминный дефицит резко усиливает отрицательное воздействие на организм вредных экологических условий, повышенного радиационного фона, увеличивает риск онкологических заболеваний и генетических нарушений, в том числе индуцируемых радиацией.

Гиповитаминозный фон, характерный для большого числа здоровых детей, усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, при которых имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов. Лекарственная терапия, антибиотики и хирургические вмешательства вносят дополнительный вклад в углубление гиповитаминозов. Практически каждый больной ребенок, если он не получает дополнительно витамины, - это гиповитаминозный больной.

Подтверждением этому служат результаты исследований витаминного статуса детей различного возраста, находящихся на лечении в стационарах. При обследовании в августе 1990 г. больных детей в возрасте от 9 до 18 лет г. Екатеринбурга дефицит витамина С был выявлен у 60 - 67%, В1 - у 40 - 44%, В2 - у 50 - 70%, фолиевой кислоты - у 69%, А - у 28 - 29% и Е - у 40 - 50% больных.

В Москве среди детей 9 - 15 лет, больных инсулинзависимым сахарным диабетом, дефицит витамина С имел место в 40%, В1 - в 30%, В6 - в 50% и ниацина (витамина РР) - в 66% случаев.

Нарушая обмен веществ, ослабляя организм, витаминный дефицит усугубляет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению, снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, осложняет исход хирургических вмешательств, течение послеоперационного процесса.

Широкое распространение полигиповитаминозных состояний, их неблагоприятные последствия для здоровья молодого поколения диктуют настоятельную необходимость принятия широкомасштабных мер по профилактике витаминного дефицита у детей в дошкольных, школьных и детских лечебно-профилактических учреждениях.

К сожалению, как показывают обследования, С-витаминизация готовых блюд в дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждениях не проводится с той широтой и настойчивостью, которых это мероприятие безусловно заслуживало, а контроль за ее регулярным осуществлением со стороны органов здравоохранения явно ослаблен.

Кроме того, в условиях массовых полигиповитаминозов, охватывающих практически весь набор необходимых детскому организму витаминов, одна лишь С-витаминизация недостаточна.

В этой ситуации наиболее эффективными и одновременно экономичными средствами кардинального улучшения витаминного статуса и профилактики полигиповитаминозов являются регулярный прием поливитаминных препаратов профилактического назначения: "Ревит", "Гексавит", "Ундевит" и др. в течение всего зимне-весеннего периода года или включение в рацион специализированных продуктов питания и готовых блюд, обогащенных полноценными поливитаминными премиксами.

О высокой эффективности этих мероприятий свидетельствует большой отечественный и зарубежный опыт, в том числе результаты крупномасштабных исследований по профилактической витаминизации учащихся средних школ в 1986 - 1988 гг. в г. г. Москве, Красноярске, Кемерово, Норильске, Оренбурге и ряде столиц СНГ (общее количество учащихся, охваченных витаминизацией, более 15 тыс. человек). Регулярный прием учащимися на протяжении 6 - 8 зимне-весенних месяцев поливитаминного препарата "Ундевит" приводил к ощутимому положительному эффекту в отношении витаминной обеспеченности, что выражалось в повышении уровней витаминов в крови и моче, снижению частоты микросимптомов витаминной недостаточности.

Прием поливитаминных препаратов существенно снизил заболеваемость учащихся, особенно простудными заболеваниями. Так, только в Москве витаминизация снизила число обращений родителей в поликлинику с временной нетрудоспособностью по уходу за больными детьми на 30% в сравнении с контрольными школами, где витаминизация не проводилась. Витаминизация оказала выраженный благоприятный эффект на умственную работоспособность и физическую выносливость детей, оцениваемые по объективным физиологическим тестам.

Не менее эффективным способом профилактики полигиповитаминозов и оптимизации витаминного статуса детей в детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждениях является регулярное включение в рацион продуктов питания или готовых блюд, обогащенных полноценными поливитаминными смесями (премиксами).

В этих целях с успехом используется концентрат безалкогольного напитка "Золотой шар", разработанный специалистами Института питания РАМН и выпускаемый акционерным обществом "Валетек" (ТУ 100422-01-92, Гигиенический сертификат 1-П-11/1185).

Концентрат этого напитка содержит все 12 необходимых растущему организму витаминов (А, Е, Д, С, В1, В2, В6, В12, ниацин, пантотеновую кислоту, фолиевую кислоту, биотин) и бета-каротин в дозах и соотношениях, соответствующих физиологическим потребностям человека.

Один стакан напитка "Золотой шар" (15 г порошкообразного концентрата на 200 мл воды) обеспечивает суточную потребность в указанных выше витаминах детей в возрасте 1 - 6 лет на 100%, 7 - 10 лет - на 75% и 11 - 17 лет - на 50%.

Премикс 730/4 может быть использован также для обогащения поливитаминами питьевого молока как в производственных условиях (на молокозаводах), так и на пищеблоках дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений, а также в домашних условиях.

Двухлетняя апробация показала, что регулярное включение в рацион детей поливитаминного напитка "Золотой шар" или молока, обогащенного премиксом 730/4, в количестве 1 стакана в день, нормализует биохимические показатели витаминной обеспеченности организма, способствует снижению заболеваемости, улучшению выносливости и показателей физического развития.

Кафедрой питания детей и подростков ЦОЛИУВ совместно с лабораторией обмена витаминов и минеральных веществ НИИ питания РАМН разработан и апробирован способ использования поливитаминного премикса 730/4 для обогащения витаминами первых и вторых блюд на молочной основе: молочных супов, каш и овощных пюре.

С этой целью премикс (0,15 г на порцию супа, каши или пюре) вносят в готовое блюдо за 3 мин. до окончания варки, предварительно растворяя его в небольшом количестве воды.

Специально проведенные исследования показали высокую сохранность витаминов, вводимых в готовые блюда по указанной выше методике. Она составила для наименее устойчивого витамина (аскорбиновой кислоты) 60 - 80% и для более устойчивых (рибофлавин, тиамин и др.) - 80 - 90%. Содержание витаминов в готовых блюдах, обогащенных премиксом по разработанной технологии, обеспечивает дополнительное получение витаминов детьми 7 - 17-летнего возраста с любым из указанных блюд в количестве, соответствующем половине их средней суточной потребности.

Апробация разработанной технологии показала, что включение готовых блюд, обогащенных премиксом 730/4, в рацион детей обоего пола 9 - 15 лет, страдающих инсулинзависимым сахарным диабетом, способствовало существенному улучшению их витаминного статуса, что выражалось в нормализации клинико-биохимических показателей витаминной обеспеченности организма и исчезновении клинических микросимптомов витаминной недостаточности.

Учитывая массовое распространение полигиповитаминозов среди детей дошкольного и школьного возраста, углубляющихся в условиях продовольственного кризиса и роста цен, крайне неблагоприятные последствия витаминного дефицита для развития и здоровья молодого организма, а также большой положительный отечественный и зарубежный опыт профилактического применения витаминов, представляется необходимым рекомендовать проведение массовой профилактической витаминизации детей дошкольного и школьного возраста.

Для профилактической витаминизации в дошкольных, школьных и детских лечебно-профилактических учреждениях, а также в домашних условиях в зависимости от местных условий и ресурсов могут быть рекомендованы следующие широко апробированные и хорошо оправдавшие себя альтернативные варианты:

Выбор того или иного способа профилактической витаминизации зависит от условий, возможностей и желания осуществляющих эти мероприятия учреждений. В целях разнообразия каждый из способов может чередоваться с остальными двумя.

Осуществление этих мероприятий совершенно необходимо в зимне-весеннее время, а в регионах, неблагоприятных в экологическом отношении (крупные промышленные центры, области, пострадавшие от радиационных испытаний и катастроф), особенно для ослабленных, плохо питающихся, часто болеющих и отстающих в физическом развитии детей, - круглогодично.

Для покрытия расходов, связанных с приобретением поливитаминных препаратов, продуктов и премикса, следует привлекать средства базовых и шефствующих предприятий и организаций, социальных и детских фондов, местной администрации и родителей.

Мамин платок на шее, теплые носки, одеяло, пластинка в проигрывателе — иногда болеть не так уж и плохо. Особенно, если среди лекарств встречаются эти лакомства.

Жженый сахар

Приторно-сладкий, с каким-то нездешним вкусом, этот сироп был фаворитом у детей. Тем более, что большая часть детских препаратов была такая же горькая и противная, как и у взрослых. Если повезет, мама даст заесть ложкой сахара, если нет — морщись и жди, пока пройдет горечь. А тут — амброзия и нектар.

Пандемия COVID-19, которая застала врасплох буквально всю планету, поставила перед человечеством новые задачи. Вдруг придет новый вирус, который опять заставит нас концентрировать на борьбе с ним все ресурсы здравоохранения. Член-корреспондент РАН Петр Чумаков предлагает обратиться к опыту прошлых лет: почти полвека назад в СССР придумали, как противостоять многим инфекциям с помощью дешевой и простой разработки отечественных ученых.

В СССР велась серьезная работа по исследованию эффективного способа профилактики вирусных инфекций

Фото: Кадр из видео

Об этом сын легендарного изобретателя вакцины от полиомиелита рассказала на собрании Научного совета РАН "Науки о жизни" на тему: "Вакцины и новые методы лечения COVID-19: проблемы и перспективы".

Как отметил профессор Чумаков, пандемия убедительно показала нашу уязвимость перед внезапно возникающими вирусными инфекциями: "При возникновении таких угроз требуется минимум год на создание вакцины, а уже в первый год COVID-19 унес жизни миллиона человек, а сегодня потери составляют более 4 миллионов.

Но коронавирус может стать первым в череде будущих вызовов. Мы до сих пор не знаем происхождения этого вируса, не ясно, природный он или искусственный. Но современные технологии позволяют создавать смертельные вирусы, и в будущем мы можем увидеть еще много серьезных внезапных пандемий. Поэтому уже сегодня требуется подумать о создании средств, которые позволят экстренно защитить население в тот период, пока не созданы вакцины".

Сын легендарного ученого рассказал, что около 50 лет назад в СССР велась довольно серьезная работа по исследованию дешевого и, как показали результаты исследований, довольно эффективного способа профилактики вирусных инфекций. Петр Чумаков - один из последних живых участников и свидетелей этой работы, которой занимался его отец – предлагает возродить это забытое направление.

"Все началось в 1959 году, когда в СССР бушевала эпидемия полиомиелита, на борьбу с которой были брошены все силы. Ученые вели мониторинг образования антител на прививки и обнаружили, что у ряда детей они не появляются. Оказалось, что у этих детей идет одновременная инфекция в кишечнике: инфекция непатогенными энтеровирусами, поэтому у них не приживается вирус полиомиелита и не образуются специфические антитела. Эти энтеровирусы не вызывают болезненных проявлений, но обеспечивают защиту от реинфекции другими вирусами", - рассказывает ученый.

На основе полученных данных была создана целая панель живых энтеровирусных вакцин, которые тщательно испытывались советскими исследователями на протяжении нескольких лет. И по итогам была установлена их высокая эффективность против многих вирусных инфекций.

Оказалось, такой метод профилактики несет даже определенный онкопротективный эффект, но это уже другая история. "На основании серии проведенных работ была разработана концепция о вирусах-симбиотах, обладающих полезными свойствами, которые могут быть использованы для профилактики различных заболеваний. Была опубликована работа о полезных для организма непатогенных энтеровирусах, выделено несколько их серотипов. Однако между учеными возникли споры – а не могут ли эти вирусы оказаться болезнетворными и нести долгосрочные последствия для организма?", - продолжает Чумаков.

Несколько живых энтеровирусных вакцин (ЖЭВ) прошли массовые эпидемиологические испытания. Одно из них длилось 3 года в семи городах СССР – эффективность нескольких ЖЭВ исследовалась при вспышках гриппа и ОРЗ. Например, проведенные в 1970 году исследования в Таллине и Хабаровске вакцин на основе энтеровируса-1 и энтеровируса-7 показали снижение вирусной нагрузки на население в 2,62 раза.

При сочетании ЖЭВ с полиомиелитной живой вакциной кратность снижения достигла уже 3,35. За три года было исследовано 5 серотипов ЖЭВ для неспецифической экстренной профилактики гриппа и ОРЗ на популяции в 152 тысячи человек - заболеваемость снизилась в 4,2 раза; предохранить от гриппа удалось более 22700 тысяч человек. По тем временам такая профилактика была гораздо более эффективной, чем вакцинация от гриппа.

Исследования продолжались и на других вирусах, причем, даже в других странах. Так, в 1978 году была вспышка энтеровируса-71 в Болгарии, и наши вакцины ее успешно купировали. При их применении удалось достичь ускоренного выздоровления пациентов с генитальными и урологическими поражениями вирусом герпеса, улучшения состояния и стабилизации процесса при хронических формах клещевого энцефалита, положительной динамики при герпетическом поражении ЦНС, рассеянном склерозе, боковом амиотрофическом склерозе, выраженного эффекта при хроническом стоматите, ускоренного выздоровления при гепатите А, кори, краснухе, ветрянке, паротите и пр.

Ученые пришли к выводу, что применение ЖЭВ в теории может защищать от очень широкого спектра инфекций, и эта защита наступает очень быстро и длится не менее 3 недель. Такие средства просто массово применять, стоят они сущие копейки, в их производстве тоже нет ничего сложного, технологии давно освоены. "Думаю, такие средства могут помочь и в будущем при вспышках неизвестных инфекционных болезней, поэтому сегодня нужно вернуться к масштабным исследованиям этого метода экстренной профилактики", - считает Петр Чумаков.

Сегодня такие исследования местами идут. Так, были изучены возможности ЖЭ для купирования вспышек бурсальной болезни у птиц; проведены международные исследования по гепатитам В и С. Сейчас идут доклинические исследования для их применения в онкологии. Однако ученый считает, что эффективность этих средств как профилактики в случае сезонных инфекций недооценена и требует переосмысления.


Не знаете, где взять защитную маску? А вот в Советском Союзе каждый ученик начальных классов мог изготовить ее самостоятельно.

В России, как и в Европе, обучение населения основам гражданской обороны началось во время Первой Мировой войны: тогда появились оповещения о бомбардировках, о правилах поведения во время химических атак, инструкции по оказанию медицинской помощи. В 1930-х для граждан стали проводиться регулярные мероприятия по информированию жителей о способах защиты от разного рода угроз.

От младенцев до пенсионеров

Лекции по гражданской обороне и практические тренировки в СССР были обязательными с 8 лет и шли на протяжении всей жизни. Главная задача таких занятий состояла в обучении жителей защите от воздействий ядерного, химического и бактериологического оружия.

Подростки и гражданская оборона.

Подростки и гражданская оборона.

Вводные уроки начинались со второго класса школы. Для разных возрастов были свои программы, однако уже младшеклассники умели шить себе простейшие маски из марли и ваты и эвакуироваться, услышав определенные сигналы. Уже в начальной школе рассказывали про оружие массового поражения. Школьники знали, что от ударной волны ядерного взрыва нужно прятаться в лесных массивах и оврагах, а от радиации - в подземных убежищах.


Школьники на занятиях по дезактивации, май 1942.

Школьники на занятиях по дезактивации, май 1942.

В средних и высших учебных заведениях и на предприятиях учения по гражданской обороне проходили с учетом выбранной специальности.

Практические занятия по гражданской обороне - обучение обеззараживанию местности - на Московском локомотиворемонтном заводе.

Практические занятия по гражданской обороне - обучение обеззараживанию местности - на Московском локомотиворемонтном заводе.

Для родителей детей, которые в силу возраста не могли надевать себе противогаз, были разработаны специальные защитные камеры с прозрачными окошками, которые нужно было устанавливать на коляску или санки.


Для пенсионеров лекции проводили во дворах и парках местные органы ГО, причем вне зависимости от возраста гражданина, особое внимание уделялось морально-психологической подготовке. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие и действовать по инструкции.

Нина Деева, Марина Никольская и Лиза Быстрова в специальных капюшонах на практическом занятии по тушению зажигательных бомб, 1941.

Нина Деева, Марина Никольская и Лиза Быстрова в специальных капюшонах на практическом занятии по тушению зажигательных бомб, 1941.

Вспышка слева, вспышка справа!

Помимо лекций, советские граждане должны были выполнить определенные нормативы. К примеру, на скорость выбрать противогаз: по команде нужно было подойти к столу, измерить свою голову, найти противогаз необходимого размера,привинтить фильтр-коробку к маске, надеть и проверить герметичность. Отличным считался результат в одну минуту, плохим - в две. По другому нормативу, нужно было надевать собственный противогаз на скорость: отличным считался результат в 10 секунд, неудовлетворительным - больше 12.

Гражданская оборона.

На занятиях по гражданской обороне, 1990.

На занятиях по гражданской обороне, 1990.

Также для широкого круга читателей выпускалась брошюра под названием “Это должен знать и уметь каждый”. Начиналась она с утверждения, что “империалистический лагерь готовит самое страшное преступление против человечества — мировую термоядерную войну, которая может причинить невиданные разрушения”, а потому долг каждого советского гражданина - “еще в мирное время изучить средства и способы защиты от оружия массового поражения и уметь применять их на практике”, чтобы защитить свою семью.

В ней было подробно описано, какие меры должны предприниматься при той или иной угрозе. Например, при применении бактериологического оружия (к особо опасным в СССР относили сибирскую язву, чуму и холеру) в очагах поражения вводился бы карантин: прекращается работа культурно-массовых учреждений, регламентируется въезд и выезд, формирования проводят поквартиные обходы. Членам семьи и контактировавшим с больным гражданам выдают средства экстренной профилактики и защиты и устанавливают за ними постоянное медицинское наблюдение. После этого проводится дезинфекция помещений, а также санитарная обработка формирований.

А что сегодня?

Хотя многие относились к подобным учениям не самым серьезным образом, в СССР во многих семьях были противогазы, а подростки умели шить маски из подручных материалов и знали, где находится ближайшее бомбоубежище.

Практические занятия по гражданской обороне на пункте выдачи средств индивидуальной защиты в среднеобразовательной школе №182.

Практические занятия по гражданской обороне на пункте выдачи средств индивидуальной защиты в среднеобразовательной школе №182.

После распада СССР гражданскую оборону отдали в ведение МЧС, а на предприятиях и в учебных заведениях теперь проводятся просто учения по противопожарной безопасности, то есть эвакуация по сигналу тревоги. Уроки по гражданской обороне проводятся и сегодня, но не в таком масштабе. Бывшие убежища превратились в места паломничества диггеров, в музейные объекты или оказались законсервированы. Тем не менее, старшее поколение до сих пор помнит, что нужно делать при угрозе применения оружия массового поражения.

Читайте также: