Что бихевиористская школа считает основополагающей социологической парадигмой социальный

Обновлено: 06.07.2024

Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, объяснительную модель, на которую опираются различные концепции, детализирующие научное знание на основании направления реализации исследований, закрепленных в исходной парадигме.

Содержание парадигм и концепций существенно отличается в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Следует отметить, что в современной научной литературе единый подход к классификации парадигм отсутствует.

Парадигмы, основанные на понимании социальной реальности

На основании учета подходов к пониманию социальной реальности выделяют пять основных парадигм:

  1. Парадигму социальных фактов, которая сводит все многообразие социальных процессов, социальных реалий, саму социальную реальность к двум основным фактам: социальным институтам и социальным структурам. Становление данной парадигмы связано с именами Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Т. Парсона и др.;
  2. Парадигму социальных дефиниций, основы которой были заложены М. Вебером, рассматривает социальную реальность как способ понимания людьми социальных процессов, социальных фактов. В соответствии с основными положениями данной парадигмы представители определенного социума выстраивают собственное поведение в соответствии с пониманием социальной реальности;
  3. Парадигма социального поведения выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Сущность данной концептуальной схемы заключается в понимании поведения человека в качестве соответствующей реакции на определенные внешние стимулы;
  4. Парадигма психологического детерминизма возникла на положениях фрейдизма. В понимании данной объяснительной схемы социальная реальность представляет собой арену противоборства личности и общества;
  5. Парадигма социально-исторического детерминизма, истоки которой представлены в работах классиков марксизма. В рамках данной модели социальная реальность рассматривается как совокупность взаимодействий между людьми, результат их совместной, совокупной деятельности. В центре внимания научной парадигмы – социальные структуры, в результате взаимодействия которых осуществляется конструирование социальной реальности.

Таким образом, в современной социологической теории единый подход к пониманию сущности социальной реальности отсутствует, что приводит к порождению разнообразных парадигм и концепций.

Парадигмы социальной теории, основанные на учете особенностей предмета анализа

На основании выделения предмета анализа всю совокупность научных парадигм социального знания можно представить в следующем виде:

  • Социологический реализм, объектом исследования которого выступает социум, социальные структуры, социальные системы, социальные институты;
  • Социологический номинализм, объектом изучения в котором выступает индивидуум, человек, личность, социальные общности и группы;
  • Конструктивистская парадигма, объектом изучения в которой выступает изучение личности и общества как органической целостности.

Социологический реализм как одна из основных парадигм социального знания

Традиции социологического реализма восходят к О. Конту, Г. Спенсеру, впоследствии были развиты в трудах Р. Мертона, Т. Парсона и пр. Указанная объяснительная модель стремится к интерпретации социальной реальности с позиций изучения социальных институтов и социальных систем, в процессе функционирования которых эта реальность формируется.

Главным недостатком данной парадигмы выступает ее нацеленность исключительно на реализацию структурно-функционального анализа, отсутствие учета эволюции самих социальных институтов, социальных систем; тот факт, что реализация анализа нацелена на обеспечение равновесия, порядка, а не на поиски новых возможностей социального развития.

Таким образом, в современной научной литературе представлены различные научные парадигмы понимания социальной реальности, ориентированные на детальный анализ различных социальных систем, социальных структур, их взаимодействий, взаимодействия личности и общества.

Парадигма – базовый научный принцип. Метод, лежащий в основе различных социологических теорий. Обычно парадигма связана с учением выдающегося социолога и оформляется в виде научной социологической школы.

Сложились и завоевали признание 4 социологических парадигмы:

Парадигма "социальных фактов" сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии.

Основным элементом парадигмы "социальных дефиниций" являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям.

Парадигма "социального поведения" уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Человеческое поведение представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. не желаемого социального поведения.

Основными элементами парадигмы "социального детерминизма" являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности.

Парадигма социального бихевиоризма (теория социального обмена)

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX – нач. XX в. Бихевиоризм – наука о поведении. Для бихевиоризма принципиально важным является отказ от признания любых внутренних психологических звеньев, опосредующих действий человека как реакцию на воздействие среды; поведение человека объясняется однозначно жесткой схемой "стимул-реакция" (S – R). Достигнув наибольшего расцвета в 20-е годы XX столетия, психологический бихевиоризм оказал значительное влияние на идеи и методы западной социологии – особенно американской. Самой значительной бихевиористской школой о социологии является теория социального обмена.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его экспериментальную основу составляют исследования поведения животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на животных, но и на людях. В результате были получены уникальные методики воздействия на поведение.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении “социального бихевиоризма”, впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории “стимул-реакция”, социальный бихевиоризм включает теорию “поля”, теории “социального обучения”, а также различные “психотерапевтические” теории. Теория “поля” отличается от теории “стимул-реакция” тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В “психотерапевтических” теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории “социального обучения” придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Бихевиористская парадигма - это формальная организационная схема, в которой предлагается, как поведение организма может быть объяснено различными причинами окружающей среды, не принимая во внимание внутренние психические процессы.

Следует помнить, что, согласно этой теории, поведение как людей, так и животных поддается наблюдению, измерению и количественной оценке.

Бихевиористская парадигма возникла в начале 20-го века, особенно с теорией, предложенной и развитой Бурхусом Фредериком Скиннером (1904–1989), пропагандистом бихевиоризма в 1940-х и 1960-х. Эта тенденция также известна как экспериментальный анализ поведения.

Скиннер полагался на паттерны стимула-реакции наблюдаемого условного поведения, не принимая во внимание психические процессы.

Таким образом, Скиннер отличается от своих предшественников, которые изучали классические условные рефлексы и фокусировались на оперативном поведении, которое реагирует добровольно в различных условиях.

Таким образом, Скиннер использовал экспериментальный метод, включая ящик Скиннера, и определил, что существует два класса поведения, которые:

Поведение реакции, которое представляет собой непроизвольное и рефлекторное поведение, которое реагирует на различные раздражители как у людей, так и у животных. Например, вздрагивание, когда неожиданно слышен странный громкий звук.

Оперантное поведение, который относится ко всему, что мы делаем, и начинается с серии стимулов, вызывающих реакцию. Например, ходьба.

В этом смысле бихевиористская парадигма основана на том факте, что знание - это совокупная копия или отражение реальности, которую копирует субъект как пассивная сущность. Следовательно, существуют стимулы, которые вызывают у людей такую ​​же реакцию.

Следовательно, поведенческая парадигма допускает большую точность после непрерывной практики и повторения экспериментов, которые состоят в определении окончательного поведения в ответ на стимул.

См. Также Бихевиоризм.

Поведенческая парадигма в образовании

Бихевиористская парадигма в образовании стремится предоставить знания студентам через различные структуры, усиливающие информацию. То есть процесс обучения сопровождается различными стимулами и подкреплениями для получения от ученика положительной реакции на обучение.

Следовательно, эта парадигма основана на идее, что учитель разрабатывает планирование целей и поведенческих программ, которые будут разрабатываться в процессе преподавания и обучения и не должны изменяться.

Кроме того, согласно парадигме бихевиоризма, ученик - пассивный рецептор, обучение которого может быть изменено внешними стимулами которые находятся вне школы и могут вызывать разные ответы.

С другой стороны, бихевиористская парадигма позволила учителю наводить порядок в классе и сохранять активное внимание учеников, прежде всего потому, что бихевиористы стремятся к хорошему поведению от них.

Однако бихевиористская парадигма находится в процессе перестройки, многие специалисты дополняют ее другими аспектами.

В настоящее время существует нео-бихевиоризм, который пытается интерпретировать эту теорию на основе новых подходов, для которых он считает, что положительное должно быть усилено над отрицательным, и использовать подкрепление в качестве мотивации, позволяющей получить желаемый ответ. Это связано с тем, что процессы обучения необходимо усилить, чтобы изменить желаемое поведение.

Характеристики бихевиористской парадигмы

Ниже представлены основные характеристики, определяющие бихевиористскую парадигму.

A.Определенные проявления конфликтных ситуаций в обществе.

B. Особые знаки, символы, присутствующие в социально значимых ритуалах и событиях.

C. Выражения, обозначающие зависимость индивида от общества.

D.Выражения обыденной речи, наиболее полно отражающие специфику социальных событий и процессов.

Что такое гражданские права, по мнению А. Гидденса?

A.Социокультурные права.

B. Естественные права граждан.

C. Система допустимого равенства и справедливости.

D. Собственно гражданские (право человека на индивидуальную свободу и равенство перед законом) и экономические гражданские (право создавать профсоюзы и право на забастовки) права.

89. Что бихевиористская школа считает основополага­ющей социологической парадигмой?

A.Социальный факт.

B. Социальную дефиницию.

C. Социальный обмен.

D. Социальный поступок.

Какую парадигму современной социологии можно охарактеризовать следующим образом: теоретико-методологическое направление в современной западной социологии и социальной психологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании?

A. Постмодернизм.

B. Символический интеракционизм.

C. Экзистенциализм.

D. Этнометодология.

Назовите российского социолога - основоположника социологии права и психологического направления в социологии.

A.П. Сорокин.

B.Л. Петражицкий.

C. М. Ковалевский.

D.Н.Кондратьев.

Когда произошло оживление работы отечественных социологов после революции 1917 г.?

B.В середине 70-х гг.

C. В конце 80-х - начале 90-хгг.

93. Американский социолог Т. Парсонс ввел в научный оборот следующую систему координат:

A.Человек - общество.

B. Организм - среда.

C.Человек - космос.

D. Действующее лицо - ситуация.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: