Чему учит философия кратко самое главное

Обновлено: 04.07.2024

2. Философия учит тебя любить не только мудрость, но и других людей.

5. Философия освобождает от стереотипов.

6. Философия помогает впустить в свою жизнь больше смысла.

7. Философия помогает изменить свою жизнь.

8. Ты можешь увидеть новыми глазами "Возвращение блудного сына".

9. Ты можешь услышать по новому "Ромео и Джульетту" Чайковского.

10. Философия поможет уйти от внутреннего беспокойства и внешнего благополучия и получить взамен приключения вовне и покой внутри.

11. Философия учит жить не любой ценой.

12. Философия учит тебя держать равновесие в движении.

13. Философия учит рисковать, чтобы стать лучше.

14. Философия помогает сдвигать мир, начиная с себя.

15. Философия учит тебя быть собой.

16. Философия учит тебя браться за невозможные мечты и дела.

17. Философия учит тебя не сдаваться и не опускать руки в трудных ситуациях.

18. Философия учит тебя быть оптимистом.

19. Философия учит тебя проявлять оригинальность, талант, бодрость и чувство юмора.

20. Философия учит тебя быть примером – а не критиком.

21. Философия учит тебя познавать красоту этого мира.

22. Философия учит тебя благодарить.

23. Философия формирует мировоззрение: твое отношение к основам бытия, окружающему миру, обществу.

24. Философия помогает лучше понять самого себя и других людей.

25. Философия позволяет видеть великое в малом и малое в великом.

26. Философия учит, что у тебя нет врагов – все для тебя учителя.

27. Философия поможет понять, что Моцарт-это гениальный композитор, а не конфеты.

28. Философия поможет обнаружить в числе мудрецов Михаила Пришвина и Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Антуана де Сент-Экзюпери.

29. Философия – это интереснейшее приключение на всю жизнь.

30. Философия помогает стать спокойнее и увереннее в себе.

31. Философия помогает воспитывать детей счастливыми.

32. Философия дарит настоящих друзей.

33. Философия учит тебя выбирать и учит выбирать лучшее в себе и других, хотя это и бывает непросто.

34. Философия объединяет людей.

35. Философия соединяет то, что сложно соединить без нее.

36. Философия учит ответственности и дает свободу.

37. Философия поможет понять, что у тебя уже все есть, что тебе нужно, что начать жить так, как мечтаешь.

38. Изучение философии помогает просыпаться с улыбкой на лице.

39. Философия учит тебя искать себя, быть собой и не потерять себя.

40. Философия помогает не сражаться против недостатков, а развивать достоинства.

41. Философия открывает, "как поучительно непрактичное" (Ян Твардовский).

42. Философия вдохновляет "в одном мгновенье видеть вечность и небо - в чашечке цветка".

43. Философия ставит перед нами такие вопросы, ответом на которые будет вся наша жизнь.

44. Философия приглашает прожить на собственном опыте вслед за Буддой, что "ненависть не побеждается ненавистью, но любовью", и убедиться вместе с Марком Аврелием, что "не случившееся с нами является несчастьем, а способность достойно перенести это - счастьем".

45. Философия и философы учат понимать, что многое в мире преходящее, но были, есть и будут вечные ценности.

46. Философия учит осознанно делать шаги и принимать решения, чтобы не просто накапливать опыт для себя, а быть и для кого-то примером.

48. Философия и философы учат понимать, что случайностей не существует.

49. Философия и философы учат не бояться смерти.

50. Философия учит, что из любой ситуации всегда есть выход.

51. Философия и философы учат, у тебя все будет так, как ты веришь.

52. Философия и философы учат, что надо менять не обстоятельства, а точку зрения на них.

54. Философия дает возможность понять, что мы знаем много, но надо учиться применять хотя бы часть того, что мы знаем.

55. Философия дает возможность понять, что мы не одиноки.

56. Философия дает счастье озарений.

57. Философия позволяет расширить горизонты.

58. Философия исцеляет от тоски и безнадежности.

59. Философия позволяет открыть глубины своего сердца.

60. Философия позволяет найти суть покоя.

61. Философия учит, что есть время для посева и для снятия урожая, есть время для завоеваний и для спокойствия.

62. Философия позволяет сохранить вкус тайны, напоминая, что всё познать невозможно.

63. Философия учит, что бегу времени противостоят традиции.

64. Философия помогает проснуться забытым мечтам.

65. Философия учит отвергать споры, в которых ничего не рождается.

66. Философия показывает, что в книге значимы не чернила и бумага, а мудрость.

67. Философия открывает, что кирпичи и черепица - ничто без замысла зодчего.

68. Философия показывает, что любой путь возможен, потому что всегда возможно разобрать построенный дом и сложить новый.

69. Философия показывает, что не море создано для корабля, а корабль для моря.

70. Философия открывает, что смысл вещей не в вещах, а в устремлении.

71. Философия подвигает на укрепление связующих нитей и преодоление разъединенности.

72. Философия дает понять, что смысл жизни в том, на что она потрачена.

73. Философия открывает, что не получая, а отдавая обретаешь благородство.

74. Философия открывает, что тишину тоже можно творить.

75. Философия помогает дышать полной грудью, радуясь необъятным просторам мира.

76. Философия позволяет любить оазисы в пустыне.

77. Философия открывает, что каждый человек - хранитель сокровища.

78. Философия учит, что в сотрудничестве секрет величия.

79. Философия позволяет увидеть, что бесплодных усилий не бывает.

80. Философия подсказывает, что найти свою истину можно в тишине, и для этого необходимо время.

81. Философия открывает, что человек подобен дереву: корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам

82. Философия учит, что человек, поднимаясь ступенька за ступенькой вверх, видит всё по-иному.

83. Философия учит брать пример с текущей воды - не упускать ни одной возможности двигаться вперед.

85. Философия учит в поисках причин обращать взгляд к истокам.

86. Философия открывает, что будущее не предугадывают, а созидают в настоящем.

87. Философия показывает, что нет ничего драгоценнее невидимого наследства, которое передают друг другу люди из поколения в поколение.

88. Философия открывает, что невозможно передать всю полноту жизни только словом или книгой.

89. Философия открывает, что важны не факты, а способы их постижения.

90. Философия учит, что важны не готовые формулы, а образы и картины, на которых видны связующие нити.

91. Философия дает понять, что дальше и успешнее идет тот, кто упорно преодолевает себя и препятствия.

92. Философия учит, что главное в человеке - возрастание человеческого.

93. Философия открывает, что душа человека расширяется благодаря размышлению и молитве

94. Философия учит дружить с детством.

95. Философия помогает быть всегда в движении.

96. С философией вам точно не будет скучно, всегда будет, о чем поразмышлять.

97. Изучая философию, вы перестанете беспокоиться о том, что несущественно.

98. Философия помогает видеть лучшее в любой ситуации и извлекать опыт из происходящего.

99. Философия дает посох в дорогу и ключ для двери.

100. Философия объединяет жизнь лепестка и Вселенной.

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

101 причина чтобы заняться философией

— лучше понять самого себя и этот сложный мир вокруг
— систематизировать отрывочные и разрозненные знания о человеке и его внутреннем мире
— узнать, что делает нас по-настоящему свободными
— научиться принимать осознанные и свободные от обстоятельств решения
— узнать, как мудрые люди разных времен умели решать задачи, стоящие перед нами сегодня
— научиться применять в повседневной жизни основные идеи самых великих учений древности
— сделать свою жизнь более наполненной смыслом и новыми открытиями
— заниматься всем этим в компании единомышленников

Но со временем жизнь преподносит различные вызовы и сложности, и немало людей начинает обращаться к философии. Кто-то сходил на выставку современного искусства и захотел понять, почему оно существует именно в такой форме. А кто-то узнал про проблему эвтаназии и понял, что это сложная этическая дилемма. Некоторые задумались о процессах познания, о природе мышления, в конце концов, о том, что такое бытие. Что действительно есть, а что — иллюзия? В свою очередь, философия уже давно дала свои ответы на эти и другие вопросы.

Сегодня запрос на философию особенно велик. Об этом свидетельствует появление новых просветительских площадок, курсов, сообществ, которые обращаются к фундаментальным проблемам философии. Их аудитория — люди, не имеющие отношения к академическому классу.

Современные люди относятся к философии двояко. С одной стороны, действительно наблюдается органический запрос на ее методологию; с другой — философия как дисциплина все еще сложна и закрыта для большинства. Можно выделить три основные причины того, почему человеку бывает трудно подступиться к философии:

  • Травматичный опыт столкновения с философией в вузах. Философия обладает специфическим языком и понятиями, с которыми очень сложно работать. Зачастую они кажутся несоотносимыми с жизнью. Курсы длятся один-два семестра, в которые пытаются втиснуть всю историю философии. Это не дает возможности студентам погрузиться в дисциплину, вникнуть в тексты, в результате — зубрежка перед экзаменом, высокомерие преподавателя и самокритика. Такой опыт может навсегда отвернуть человека от философии.
  • Замещение философии историей предмета. Большинство образовательных программ и преподавателей вузов склонны строить обучение по хронологическому принципу. У самых мотивированных студентов это может выработать определенную эрудицию, в остальных случаях в головах по результатам обучения останутся лишь самые яркие образы. Такое образование не только не учит работе с концепциями, но и накладывает на дисциплину узкие рамки, не соответствующие всей широте развиваемых ею навыков.

Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людеи, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним!

Философское пробуждение как раз и происходит в тот момент, когда люди начинают интересоваться происхождением своих убеждений. Они дистанцируются от самих себя и рассматривают свое мышление в виде объекта: как оно работает, почему оно содержит какие-то идеи, что в нем принято на веру, а что получено благодаря исследованию. Это именно то, чем занимается философия испокон веков — римский политик Цицерон даже называл ее матерью всех наук. Не только потому, что это одна из самых древних наук, но и потому, что философия дает инструменты для того, чтобы каждая наука могла осмыслить себя. Поэтому существует философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. Если физик оперирует формулой, то философ физики интересуется тем, что за этой формулой стоит: какое восприятие мира, какое отношение ко времени, какое представление о человеке. Не зря многие физики приходят со временем к философии: физика не отвечает на вопросы о глубоком смысле того, что происходит в природе, она просто описывает эти процессы.

Философия — это способ пробудиться. Сделай небольшое усилие, может быть, тебя затянет. Скорее всего, тебя затянет, если ты отнесешься к этому всерьез. Например, в известном фрагменте из „Государства“ Платон пишет о том, что если человек не владеет диалектикой, как он отдаст себе и другим отчет хоть в чем-нибудь? Как он сможет идти к поставленной цели, идти стойко как воин? Как он может действовать, не имея понятия о благе? То есть этот человек — некий платоновский приговор — еще спит. И философия дает возможность проснуться

В экзистенциальном смысле философ — это любой порядочный, чистоплотный во взаимоотношениях с истиной (и научной, и этической) человек, старающийся не путать мнение и знание, а удовлетворительное решение — с оптимальным, всегда решающий с точки зрения неразрешимости.

Философия — это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты.

Когда человек в своей повседневной практике начинает задаваться вопросами о смысле различных событий — например о насилии, о статусе человеческой жизни, о власти, о прекрасном и безобразном, — то ему трудно говорить на эти темы, выражать мысли и эмоции. И каково удивление людей, когда они, обратившись к философии, понимают, что она предоставляет язык говорения о таких сложных вещах. В философии, как и в любой науке, есть устоявшийся понятийный аппарат — экзистенция, бытие, конатус, абсолют, трансцендентное и трансцендентальное, субстанция и прочее. У всех этих понятий есть своя история развития и значения, и они описывают вещи, которые нельзя нащупать. Но они все же существуют. И интересуют людей, которые к философскому сообществу не принадлежат.

У языка философии есть уникальное свойство: с одной стороны, он обладает научной формой и структурностью, аргументация на нем выстроена исходя из строгих требований; с другой стороны, он описывает те измерения реальности, которые науке или обыденному сознанию напрямую недоступны. Обретение такого языка дает возможность легитимировать эти мысли о, казалось бы, абстрактном — материализовать их в конкретной форме, чтобы затем общаться с другими людьми на эти темы.

Когда люди только соприкасаются с философией, обычно их волнуют вопросы практической философии, этики, вопросы о значимости того, что человек конечен, об обоснованиях наших предпочтений. Когда человек с этими вещами сталкивается, он обнаруживает, что, оказывается, были какие-то люди, которые тоже об этом думали, пытались выразить то, как они думают, на своем странном языке, в котором он вдруг узнает структуру той сложности, с которой он имеет дело. И вдруг перестает быть безъязыким. У него появляется язык, на котором он про эти вещи может, во-первых, сам с собой выяснять какие-то отношения. А, во-вторых, у него появляется почва для того, чтобы разговаривать об этом с другим человеком. Мы живем в мире, в котором невероятно умножились разнообразные трудносоизмеримые друг с другом языки. Философия может предложить какой-то универсальный язык, в который все остальные как в ячейки уложатся. Который гибок и позволяет увидеть, где, в какой точке два языка не сходятся и почему. И таким образом, может быть, через прояснение исходного неполного понимания или непонимания, прийти к какому-то возможному разговору между изолированными, далеко уже ушедшими друг от друга способами осмысления мира. И потребность в таком понимании усугубляется осознанием того, что, несмотря на огромное влияние науки и технологии в современном мире, особенно в свете событий, связанных с пандемией, мы чем дальше, тем больше понимаем, насколько явно и наука, и техника наталкиваются на жесткие границы

доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, кандидат философских наук, спикер курса «Понять философию: точки входа

Философия сегодня — это один из немногих способов приблизиться к тому, чтобы подумать мысль, которую до тебя никто не думал. Людей, которым это удается, очень-очень немного

И, наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых средах.

Специфика языка философии — в том, что он может охватить мир не в локальном, а в более глобальном масштабе. Он предполагает описание мира одновременно с нескольких углов. Например, если мы понимаем, какие метафизические представления были у античного человека, то можем сразу же определить, к каким этическим и политическим идеям он приходил. Например, Платон делил мир на вещи и идеи — последние он наделял реальным, подлинным бытием, в то время как у вещей оно ниже по статусу, т. к. они постигаются чувственным познанием. А оно обманчиво. Этика Платона также выводилась из этого принципа: т. к. человек постигает идеи душой, значит, основой его добродетели и будут качества души.

Мы живем в своих информационных пузырях. Даже интернет разделен на эти пузыри, и мы все сидим не в каком-то одном интернете, а в разных. Это особенно видно на материале споров проваксеров и антиваксеров: люди существуют в абсолютно разных информационных пузырях, поэтому даже не задумываются об основаниях своего мышления. Философ в данном случае способен понять, что корни антиваксерства лежат в консервативном образе мысли, в котором биология мыслится как что-то устойчивое, во что нельзя вмешиваться. Также здесь играет большую роль конспирологическое мышление, которое используется различными дискурсами власти для удержания контроля. Философия помогает воспарить над этими пузырями, походить по ним, посмотреть, что происходит внутри, сопоставить, сравнить и проанализировать.

Философия — это один из важных инструментов того, что Ф. Джеймисон называл когнитивным картированием. Это как способ навигации в мире, в себе, который помогает понимать, что происходит, помогает планировать, переосмыслять собственную историю, собственные нарративы. Это ценный инструмент для жизни, технология для жизни, без которой мне было бы сложно справляться Мне, наверное, хотелось бы, чтобы какие-то сообщества тоже разделяли эту идею, когда философия могла бы их поддерживать в навигации по современному миру, который нам очень сложно представить. Сегодня мы сталкиваемся с огромным массивом процессов и событий. Сложно ориентироваться, легко потеряться. Философия дает какой-то способ навигации. Это одна из ее важнейших функций сегодня.

Зачем нужна философия в вузах?

Великий римский мыслитель Цицерон считал, что философия — мать всех наук. Но это было ещё до нашей эры в Древнем Риме. Зачем же тогда современным студентам нужна философия, да ещё и в техническом вузе? Вот об этом вы и узнаете из нашей статьи.

Подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы первыми получать новые полезные материалы. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое философия

Философия — это особая форма изучения мира, в процессе которой человек разрабатывает систему знаний, основные принципы мироустройства и своего места в мире.


Британский философ Бертран Рассел

Однако сколько философов — столько мнений. Особенно нам нравится цитата Бертрана Рассела, британского учёного и общественного деятеля:

Философия — это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.

Студенты философских факультетов очень хорошо знакомы с этим ощущением, когда открываешь что-то новое в обычных на первый взгляд вещах. Но чтобы получать удовольствие от философских рассуждений, необходимо разбираться в различных концепциях, помнить множество имён мыслителей и связанные с ними идеи и не путать методы познания между собой. Непосильная задача для учащихся других факультетов, у которых и своих профильных предметов хватает.

В итоге студенты других вузов вместо удовольствия испытывают лишь страдания, из года в год записывая философию в одни из самых сложных университетских предметов. Давайте попробуем изменить это отношение, осознав для чего на самом деле нужно изучать древних и современных философов в наше время.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Зачем нужна философия в вузах

Что даёт человеку изучение философии? Университетское образование — это не просто набор профессиональных компетенций, которые помогут устроиться в жизни и построить успешную карьеру. Это ещё и формирование широкого кругозора, высокого интеллектуального уровня, системного, логического и критического мышления, а также умения видеть взаимосвязи предметов и явлений. Всё это невозможно выработать без преподавания философской дисциплины в вузе.

Философию в университетах России, как правило, изучают на младших курсах. Почему? Это помогает студентам познакомиться с теоретическими основами науки, выучить и научиться применять разные методы исследования, грамотно и логически подходить к использованию данных и аргументировать свои выводы и убеждения. Всё эти умения будут нужны студенту для того, чтобы критически относиться к новому материалу по любому другому предмету, писать курсовые, самостоятельные и дипломные работы по специализации и уверенно защищать их.

Функции философии в вузах

Конечно, философия в техническом или гуманитарном вузе не предполагает такой глубины погружения в философские концепции и размышления, как на профильном отделении. Однако и здесь она выполняет свои основные функции. Среди них:

  1. Мировоззренческая. Философия формирует отношение к миру и основные жизненные принципы человека.
  2. Методологическая. Философия создаёт основные методы познания, которые применяют абсолютно в любом научном направлении.
  3. Интерпретирующая. Философия помогает оценивать исследовательские результаты и их вклад в развитие науки.
  4. Познавательная. Философия даёт инструменты, позволяющие изучать мир и его явления в правильном, научном, неискажённом свете.
  5. Критическая. Философия учит всё подвергать сомнению и проверке.
  6. Оценивающая. Философия помогает разобраться со своими ценностями и отделить нужное от пустого, расставить приоритеты.
  7. Воспитательная. Философия показывает положительные примеры, развивает гуманизм в человеке и помогает ему стать лучшей версией себя.
  8. Предсказательная. Философия учит заглядывать в будущее и предсказывать возможный ход событий, опираясь на уроки прошлого.


Умение критически мыслить и задавать вопросы будет полезно во всех областях жизни

Все эти функции — это разные направления, в которых можно применять философские знания.

Фактчекинг — это метод проверки достоверности фактов, сведений, цитат и прочей информации, которую используют люди в научных и публицистических статьях, СМИ и в политике. Корни данного метода уходят в критическую функцию философии, которая учит всё ставить под сомнение и проверять. Этот метод надёжно оберегает от порчи, сглаза и теорий заговоров.

Зачем студентам философия: практический аспект

Если не пропускать занятия по философии в институте и должным образом изучать учебную литературу по предмету, можно не только узнать много нового, но и получить практические навыки. Какие конкретно? Давайте перечислим самые важные:

  • не просто думать, а эффективно рефлексировать;
  • расставлять приоритеты, отделяя важное от несущественного;
  • формировать жизненные взгляды и отношение к миру;
  • упорядочивать события, находя глубинный смысл;
  • понимать прошлый опыт человеческой истории;
  • познавать мир, используя философские методы;
  • интерпретировать научные результаты;
  • интегрировать разные концепции и делать неожиданные открытия;
  • прогнозировать будущее, учитывая опыт прошлого;
  • уметь поддержать любую интеллектуальную беседу и показать высокий уровень знаний;
  • стимулировать любопытство и желание изучать жизнь.


Сократ — один из самых знаменитых философов древности. Особенно ценным остаётся его метод диалога

Как видите, философия в университете не только помогает студентам научиться мыслить шире и блистать знаниями в интеллектуальном обществе, но и понимать научные методы, используя их на практике.

Без философии студенческая жизнь в университете была бы неполной и бессистемной. Так что меняйте отношение к предмету, чтобы получать от него пользу и удовольствие. А если понадобится помощь в написании философского эссе или любой другой письменной работы, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.

Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши навыки. Но оно ценно само по себе.

Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:) Кроме помощи в составлении "личной конституции", о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир - не черно-белый. Такому человеку. Читать далее

Понятие истины - предмет философии. Вы бы для приличия черпали истины не из досужих фантазий псевдо-философской. Читать дальше

Напрямую философия не несет пользы - ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех - это уже не философия, а догматика или идеология. По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них касаются личности, а. Читать далее

Вы бы для приличия почитали кого-то из философии, а не болтунов. Ну, логику Аристотеля, Гегеля, что ли. Ох уж эта. Читать дальше

Мне кажется, что философия наука не для каждого. И изучать ее только для пользы вряд ли есть смысл. Само по себе изучение науки, в том числе и философии, вред вряд ли нанесет. Но и не всегда будет глобальная польза. Есть возможность как минимум провести для себя переоценку ценностей, взглянуть как бы со стороны. А размышления точно не повредят. Есть курсы по философии. Читать далее

Сударыня, Вы натурально заблуждаетесь. Давайте я Вам расскажу истину. Может быть Вам это поможет. 1. "Философ" -. Читать дальше

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями. Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши. Читать далее

Только математика язык всего мира, а философия под каждый язык отдельная, потому от неё меньше пользы. Как только. Читать дальше

Читайте также: