Чему способствует пластилинография в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дети появляются на свет с еще не способными к активному функционирова- нию, но достаточно сформированными органами чувств. Пользоваться своими ощущениями они должны еще научиться. Малыш в жизни сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов. Он знако- мится с произведениями искусства: живописью, музыкой. Ребенка окружает при- рода со всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием… Каждый малыш это воспринимает. Но если это происходит без грамотного педаго- гического руководства, оно может оказаться поверхностным, неполноценным.

Ведь именно дошкольный возраст особенно благоприятен для накопления представ- лений об окружающем мире, совершенствования органов чувств. Сенсорное развитие ребенка во многом зависит от того, как ребенок мыслит, видит, воспринимает мир ося- зательным путем. Насколько хорошо ребенок в детстве будет развит, настолько просто и естественно он овладеет новым в зрелом возрасте.

Родители сегодня не проявляют интерес к изобразительной деятельности. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творче- ства (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют

внимание творчеству, не владеют навыками, но и не развивают творческие способности своих детей. И как следствие дети приходят в детское учреждение со слабо развитыми навыками мелкой моторики и сенсорных эталонов.

Одним из средств, способствующих и творческому и сенсомоторному развитию детей, является работа с пластилином.Лепка – самый осязаемый вид художе- ственного творчества. Занятия лепкой восстанавливают внутренний баланс орга- низма и душевного равновесия, оказывают определенное психотерапевтическое воздействие на детей. Такие занятия способствуют развитию творчества, чувства гармонии цвета и формы, эстетических чувств. Чем же полезны занятия лепкой для детей? Во-первых, дети, воспроизводя пластически предметы с натуры по па- мяти или по образцу, знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Во-вторых, развивается наблюдательность, внима- ние. Лепка способствует полету детской фантазии. На занятиях лепкой дети име- ют дело с действительной формой предметов, они не только рассматривают, но и осязают их со всех сторон руками. А впечатление становится отчетливее, если в восприятии принимают участие все органы чувств.

Однако на современном этапе возникает необходимость обучения детей творить новое, многообразное, неповторимое.

Жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, данное искусство пленяет и очаровывает детей и легко воспринимается ими. Оно вносит в жизнь радость яркими, сочными красками.

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию так- тильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет пред- ставление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомотрику – ориен- тировку в пространстве, согласованность в работе руки и глаза, координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии яв- ляется рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит опре- деленную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

Основные идеи и принципы

Свою работу по обучению детей технике рисования пластилином - пластилиногра- фии, я начала 2017 году.Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для ра- боты с пластилином.

Основной идеей занятий пластилинографией является развитие художественного вкуса детей и развития личности в целом.

Свою работу строю по следующим основные принципам:

1. Принцип доступности - все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

2. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.

3. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием ре- чи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.

6. Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать. При использовании этого прин- ципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

А основные направления моей работы это в первую очередь:

o Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

o Самостоятельная деятельность дошкольников.

o Совместная деятельность детей и родителей.

o Интеграция образовательных областей в организованной образовательной дея- тельности.

o Развивающие игры, рассматривание альбомов иллюстраций по данной теме.

o Беседы, наблюдения, экспериментирование.

Основные направления работы

Современные исследования и передовой опыт в области художественно- эстетического развития детей свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер.

Целью данного кружка является развитие художественно-творческих способностей у детей через нетрадиционную работу с пластилином – пластилинографию.

В качестве основных, мною были намечены следующие задачи:

1. Создание условий для формирования и развития творческих способностей до- школьников.

2. Освоение традиционных и нетрадиционных техник работы с пластилином. Развитие:

o эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка;

o мелкой моторики, координации движения рук;

o пространственного представления и цветового восприятия;

o Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.

o трудолюбия и старания;

o эстетического вкуса и любви к прекрасному;

o аккуратность в работе с материалом.

Для успешной реализации поставленных задач был разработан практический мате- риал:

o конспекты занятий с использованием техники пластилинография;

o методические рекомендации и консультации для родителей и педагогов;

o картотека пальчиковой гимнастики согласно перспективному плану кружка;

o дидактические игры;

o наглядный материал.

Занятия проводятся раз в неделю, и большое внимания уделяется развитию вообра- жения,творческих способностей детей, а также сенсомоторной координации.

В работе с детьми мною применяются разнообразные методы и приёмы художе- ственно-эстетического развития, которые имеют развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой и творческой активности.

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интере- са к технике пластилиновой графики.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. Приемы составления более сложных изображений демон- стрирую при помощи документ-камеры. Благодаря такому гаджету дети могут видеть на экране движения рук воспитателя, выполняющего определенные действия с пластилином. Это помогает дошкольникам лучше понять новые приемы и способы их использования в своей работе.

Позволяют передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, ука- зывать пути ее решения.Словесные методы включают в себя: беседу; рассказ, художе- ственное слово, совет и указания педагога, вопросы к детям,а также советы, стимули- рующие активность и самостоятельность детей. Все три основных метода (словесный, наглядный и практический) применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к самостоятельному поиску детьми способов художественной выразитель- ности.

Обучение пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнооб- разных приемов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приемов работы с пластилином:

o Раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиня- ется и получает форму цилиндра.

o Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.

o Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

o Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии – это заглаживание, надавливание и размазывание,

которые, необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняет- ся усилиями кончиков пальцев. Кроме того, при создании картин в технике пластили-

нографии дети учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными спосо- бами.

При выполнении работ из пластилина важно уметь организовать последовательность действий. Поэтому я учу ребят составлять определенный план предстоящей деятельно- сти, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно. В старшей группе на определенных занятиях я предоставляют детям возможность выполнять работу по своему желанию.

Анализ детских работ и наблюдения за детьми на занятиях пластилинографией в средней группе показали, что к старшему дошкольному возрасту, дети овладели определенными техническими навыками при работе из пластилина. Движения рук ре- бят стали более точными, ловкими, дети стали в состоянии составить декоративные, предметные, и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. Поэтому постепенно за- дания для детей я стала усложнять. Опираясь на знания детей, их умения и навыки, разъясняю задание, не прибегая к наглядным действиям, а чаще ставлю вопрос о том, как выполнить то или иное действие.

Также мы с ребятами организовываем для родителей выставки работ. Создаем в группе мини галерею из детских работ, что позволяет родителям воочию увидеть, как творчески растут их дети.

Воспитателей приглашаю на мастер-классы, где они по достоинству могут оценить необычность, увлекательность и пользу занятий пластилинографией.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пластилинография - как одна из не- традиционных техник изобразительной деятельности очень актуальна на сегодняшний день. Она охватывает всевозможный спектр разнообразных методов и приемов, позво- ляющих сформировать творчество ребенка, ведь лепка - один из самых любимых деть- ми видов изобразительной деятельности.

Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интерес- ной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.

Таким образом, использование пластилинографии как средство развития творческих способностей детей за три года моей работы позволило добиться следующих результа- тов:

o Пробуждение интереса к лепке;

o Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью обра- зов предметов и явлений окружающего мира;

o Развитие сенсомоторной координации;

o Умение ориентироваться на листе бумаги;

o Закрепление знаний по цветовосприятию;

o Развитие эстетического вкуса и творческих способностей детей.

Анализ полученных результатов использования пластилинографии в детском саду показал, что занятия в такой нетрадиционной технике работы с пластилином вызывает неподдельный интерес, увлеченность представляемым материалом. А, ведь, как извест- но, лишь то, что вызвало у ребенка интерес может послужить стимулом к дальнейшему развитию.

Наблюдая положительную динамику в освоении техники пластилинографии, мною была поставлена цель – обобщить, систематизировать и дополнить цикл занятий по пластилинографии для всех возрастных групп детского сада.

А также размещаю материал на страницах своего мини-сайта и участвую в заочных интернет-конкурсах.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими)

Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. ) Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

  • формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
  • освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
  • обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие мелкой моторики;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие эмоций и фантазии.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

  • во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
  • предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
  • устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
  • покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

Сначала важно научить ребёнка надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов, не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Чем интересна и полезна пластилинография детям младшего дошкольного возраста

Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Картина создается не красками или карандашами, а с помощью пластилина, при этом объекты могут быть как плоскими, так и объемными. Создавая картину, можно для яркости и образности дополнительно использовать в работе бисер, бусинки, природный и бросовый материал.

Пластилинография обладает для дошкольников еще большей привлекательностью, потому что малыши даже не подозревают, что с помощью пластилина можно не только делать разнообразные и интересные поделки, но еще и рисовать чудесные картины.

Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому что ему очень интересно увидеть конечный результат своего труда.

Предлагаю вам посмотреть работы моих малышей.






Надеюсь наши пластилиновые картины лучшее подтверждение тому, что пластилинография интересна и полезна детям дошкольного возраста. Ну, а мы продолжаем творить!

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Для разновозрастной группы для детей с ЗПР и детей среднего возраста с ТНР общеобразовательной группы. Автор Фадеева Елена Николаевна В.

Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста Тема:"Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста" Проблема.

Пластилинография — эффективное средство сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДА У детей, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, недостаточно развит сенсомоторный опыт. Они испытывают затруднения в процессе.

пластилинография занятие

Суть понятия

Лошадка

Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными

Что нужно для занятий

Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

Для изготовления поделки нужны будут:

  • дощечки для лепки;
  • стеки;
  • ножницы;
  • специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
  • шприц без иглы;

Красный пластилин в шприце

Заготовки-жгутики из мягкого пластилина удобно делать шприцем

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Три девочки рисуют пластилином

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Виды пластилинографии в ДОУ

В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

Видео: контурная пластилинография — мастер-класс

Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии

Прямая пластилинография — это начальный уровень выполнения поделок, которые могут выкладываться в контуры или располагаться на подложке без них В модульной пластилинографии комбинируются элементы разной формы: шарики, жгутики, колбаски и др Фактурная пластилинография заключается в использовании элементов разной степени выпуклости Чтобы сделать фон для витражной пластилинографии, достаточно подложить под прозрачную основу лист бумаги с нанесёнными на него контурами, при этом поделка может выполняться разными видами рисунка пластилином, в том числе и многослойным Для выполнения многослойных поделок детям требуется определённая мышечная сила, чтобы сделать переходы гладкими Для контурной пластилинографии используются жгутики разной толщины

Видео: техника обратной пластилинографии

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:

Клоун в витражной пластилинографии

В старших группах поделки в нетрадиционной технике лепки из пластилина могут быть основой для составления описания или даже целых рассказов

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

  • скатывание;
  • раскатывание;
  • сплющивание;
  • размазывание;
  • налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
  • отработка уже изученных навыков;
  • освоение умения работать со стекой и ножницами;
  • отщипывание;
  • прищипывание;
  • оттягивание;
  • примазывание;
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом;
  • в мини-группах, парах.
  • повторение освоенных навыков;
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
  • индивидуальная;
  • в парах.
  • изготовление поделки по образцу;
  • самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
  • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
  • заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
  • использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.).
  • индивидуальная работа;
  • в мини-группах;
  • коллективная (всей группой).
  • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
  • комбинация видов пластилинографии;
  • сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).
  • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
  • отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра — осваивают контурный вид В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов В старшей группе дети учатся заполнять пластилином всё пространство рисунка В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

Флаг России

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Шаблонами для пластилинографии могут служить и обычные раскраски.

Шаблон с изображением дедушки и бабушки можно использовать для контурной пластилинографии Шаблон хрюшек можно использовать и в средней группе, если мелкие детали выложить мозаикой или просто раскрасить фломастерами В шаблоне, изображающем маму с детьми, прямой пластилинографией выкладываются кресло, собака, книга, остальные детали раскрашиваются или выкладываются пластилиновыми шариками, жгутиками, сделанными при помощи шприца без иглы Семья бегунов — сложный рисунок, так как в нём много элементов и мелких деталей, для выполнения которых требуется много времени, а значит использовать изображение можно либо для проекта, либо в работе кружка

Шаблон такой ёлки подойдёт для прямой пластилинографии, а в старших группах рисунок можно выполнить жгутиками В средней группе этот шаблон можно использовать так: ёлку раскрасить, а игрушки сделать из пластилиновых шариков, старшие дошкольники могут обойтись и без раскрашивания, скомбинировав прямую и мозаичную пластилинографию Шаблон снеговика может использоваться для прямой пластилинографии в первой младшей группе Рисунок Снегурочки прост в исполнении, так как для него не требуется использовать много цветов пластилина

Сложность исполнения овечки в прямой технике будет в том, чтобы попасть в границы контура шерсти, в этом смысле удобнее работать шариками мозаичной пластилинографии или жгутиками контурной Обычно цыплёнок — это первый опыт пластилинографии в младшей группе На рисунке петушка можно отрабатывать приём смешения пластилина разных цветов Для выполнения коровы требуется прорисовать мелкие детали, поэтому задание подойдёт для старших дошкольников, владеющих разными видами пластилинографии


Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка.

В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

«Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество.

Эстетическое восприятие — это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно — выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.

Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).

Наличие самостоятельной творческой деятельности — свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

– развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

– развитию воображения, творческих способностей;

– развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Все родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, активным, умным, и делают для этого всё необходимое. Уровень развития достижения ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с его самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Что же такое мелкая моторика — это совокупность действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы своего рода — воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощь которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я также использую и занимаюсь тестопластикой, где широко используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев. Лепка — так же является одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное. Воспроизведя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Развивается так же наблюдательность и детская фантазия. Лепить можно из разных материалов. Одним из экологически чистых материалов является солёное тесто. Лепка из солёного теста — тестопластика, является одним из видов художественного конструирования и мощным способом развития у детей умственного развития, творчества, художественного вкуса и многих других качеств. Тесто — экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Лепкой из солёного теста можно заниматься с года до самой школы, хотя и многие взрослые не прочь полепить из солёного теста. В процессе работы дети знакомятся со свойствами теста, такими как пластичность, вязкость, вес, целостность массы. Постепенно развивается умение владеть солёным тестом. Занятие тестопластикой формируют умение видеть основные формы предметов, синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук — формировать зрительный контроль за движением своих рук. С помощью лепки происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, стремление к самосовершенствованию. Занятие тестопластикой вызывает у детей только положительные эмоции, желание творить. Тестопластика сегодня актуальна, так как развивает мелкую моторику рук, что способствует развитию речи. Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через пластилинографию и тестопластику.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, развитие речи, развитие, соленый тест, дошкольный возраст, лепка, рука, детский сад, изобразительное творчество.

Читайте также: