Чем знаменит введенский собор кратко

Обновлено: 15.04.2024

Чебоксарский Введенский собор — объект культурного наследия России. Пожалуй, самое уникальное и старое здание города.

Чебоксарский Введенский собор

История собора начинается с 26 мая 1555 года. Именно эта дата стоит в наказной грамоте царя Ивана Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию.

Царь Иван Грозный

Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий

Сказано — сделано. Согласно историческим данным, в двадцатых числах июля 1555 года архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать город Чебоксары.

Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери.

По одному из преданий здесь стояло большое языческое капище — керемет.

Владимирская икона Божией Матери

В общей сложности на строительство каменного Введенского собора ушло больше 100 лет. Вместо полотняной церкви была выстроена деревянная соборная церковь, затем к 1657 году отстроен каменный храм с теплыми приделами и шатровой колокольней. Современные архитекторы установили — строительство шло по очень строгим канонам. Создатели строго придерживались сторон света. На востоке был установлен алтарь, на северной стене — богородица, на западной — картины страшного суда, на юге — Иисус Христос.

За свою многовековую историю собор не раз страдал от от стихийных бедствий. В 1755 году в Чебоксарах во время пожара сгорело более 1000 домов. Тогда собор сохранился только благодаря каменным стенам. В 1773 году, также во время пожара, пострадала кровля.

Свою первую реставрацию собор пережил в 19 веке. Деньги православные чуваши собирали всем миром — в 20-хх годах 19 века капитально отремонтировали колокольню, переложили полы, повесили новые колокола. В 30-хх годах заменили старинные фрески, в 1845 -м перезолотили иконостас.

Колокольня Введенского собора

Кстати, Введенский собор, пожалуй, единственный, который действовал в Чувашии практически во все время своего существования. Единственное исключение — период с с 1939 по 1943 год. В это время здесь размещалась художественная галерея, благодаря чему основные храмовые сооружения хорошо сохранились. Затем начались богослужения, но до 1985 года в пределах Алексия и Харлампия священномученика находился краеведческий музей.

Придел в честь святого священномученика Харалампия

Доподлинно известно, что 6 апреля 1945 г. настоятель Введенского собора направил телеграмму самому Сталину о внесении в фонд обороны 136200 рублей, которые собрал Церковный совет, духовенство и верующие города Чебоксары. На эти деньги впоследствии была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, за что Сталин телеграммой поблагодарил председателя Церковного совета Введенского собора.

И сегодня Введенский собор прекрасно сохранил древние фрески, украшающие стены, своды, колонны, конные проемы. Специалисты не сомневаются, художников, работавших над храмовой живописью было несколько. Скорее всего, они были из числа местных жителей — достаточно заметно влияние национальных чувашских традиций. По признанию реставраторов, богатство сюжетов и качество исполнения делают роспись собора по истине уникальной среди фресковой живописи XVII века во всем Среднем Поволжье.

Мастера, проводившие здесь восстановительные работы в начале 2000-х годов, рассказывают, что под сводами главного купола есть шахты, однако ходы к ним были замурованы задолго до наших дней. Зачем их создавали, куда они ведут и кто их заложил — выяснить уже вряд ли удастся.

Удивление специалистов вызвали и соборные фрески, точнее техника их исполнения. Живопись исполнена так, что повторяет фактуру и кладки кирпичей Это уникальная авторская работа, где мельчайшие детали порой изображены в швах между главным строительным материалом того времени.

Эта особенность относиться к изображениям, над которыми работали в 18 веке. Художники были не только большими мастерами, но и знатными шутниками. На одной из фресок апостолы изображены бородатыми, а люди, их побивающие, бритыми — на европейский манер. Как отметили современные реставраторы, одна из дерущихся фигур имеет поразительное сходство с портретом царя.

Новая история Введенского собора началась в 2004 году. Осевший фундамент и трещины, прорезавшие главное здание, поставили вопрос ребром — быть или не быть старейшему храму Чувашии дальше. Справедливости ради отметим, особенно долго не выбирали. Было получено федеральное финансирование, которое направили в первую очередь на укрепление фундамента и стен, затем на поэтапную реставрацию комплекса в целом. Фактически весь комплекс необходимых работ не завершен до сих пор, однако с уверенностью можно говорить о том, что главный храм и один из символов города Чебоксары продолжает творить историю.

Введенский собор до реконструкции. 1995г.

Как сообщает Банк России, у этой монеты масса драгоценного металла в чистоте составляет
31,1 г, проба сплава — 925, ее диаметр — 39,0 милиметров. С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант. На Санкт-Петербургском монетном дворе ее отчеканили тиражом в 7,5 тыс. экземпляров.

Введенский собор нач. ХХ века

В 1976 году чувашский народ отметил 425-летие добровольного вхождения Чувашии в состав Русского государства. Верующие Чувашии, особенно проживающие в г. Чебоксары, молитвенно праздновали также знаменательную дату в их церковной жизни — 325-летие существования Введенского кафедрального собора.

История собора имеет тесную связь и с историей города Чебоксары, и с историей христианского просвещения народов Среднего Поволжья.

В историческом пути чувашского народа к числу этапных вех относятся расселение булгаро-чувашских племен в Среднем Поволжье (VII—VIII вв.), возникновение Булгарского государства (X в.), завоевание предков чувашей монголо-татарами (1236 г.), добровольное вхождение Чувашии в состав Русского государства (1551 г.)

Вхождение чувашского народа в состав России определило характер его дальнейшего развития, оно явилось значительным актом и для всего Русского государства, поскольку привело к усилению его мощи. Предпосылки этой акции созревали в длительном историческом процессе как в самом чувашском народе и в Казанском ханстве, так и в Русском государстве.

Согласно преданиям, чуваши не раз обращались к русским властям с просьбой помочь в борьбе с ханским засильем и взять чувашей под покровительство Русского государстваiv.

С другой стороны, московское правительство в борьбе против Казани делало ставку на правобережную часть ханства — Горную сторону, т.е, в основном на Чувашию, понимая, что присоединение Горной стороны предрешит судьбу Казани. Для облегчения этой цели московское правительство в 1523 году в устье Суры основало город Васильсурск, после чего часть присурских чувашей на некоторое время была включена в состав Русского государстваv.

Во время казанских походов в 1547—1548 и 1549—1550 годах русские войска беспрепятственно пропускались через чувашские земли, причем сборным пунктом русских войск в первом походе был район устья р. Цивиля, в гуще чувашских селений. Поход русских войск на Казань в 1549—1550 годах возглавлял царь Иоанн IV. Тогда московские войска не сумели взять Казань. На обратном пути в конце февраля 1550 года Иоанн Грозный остановился в устье р. Свияги и облюбовал Круглую гору под будущий город Свияжск, распорядившись заготовить в Угличском уезде лесоматериалы для нового городаvi.

К этому времени среди чувашей были христиане, которые особенно стремились объединиться с братьями по вере.

Возвращаясь из Казани, Иоанн IV распорядился управлять Горной стороной из Свияжска. В 1555 году была построена русская крепость в Чебоксарах, в 1590 году основаны города Цивильск и Ядрин.

Вхождение чувашского народа в состав России освободило его от ига казанских ханов, позволило сохранить себя как народность. Прекратились опустошительные набеги отрядов ногайских и крымских татар.

Благодаря помощи деятелей русской культуры еще в период крепостного права из среды чувашей выдвинулись такие талантливые деятели науки и культуры, как архитектор П.Е. Егоров, востоковед архимандрит Иакинф (Н. Я. Бичурин), двухсотлетие со дня рождения которого отметила Чувашия 9 сентября 1977 года, широко осветив его деятельность в местной печати, этнограф С. М. Михайлов и многие другие.

Вместе с другими народами России чуваши всегда поддерживали борьбу русского народа против внешних врагов. Они активно участвовали в борьбе против польской и шведской интервенции в 1612 году, против полчищ Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

В 1552 году, взяв Казань, царь Иоанн IV прежде всего водрузил хоругвь на покоренной земле, повелев на этом месте построить храм в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя, Чье изображение было на хоругвиxiv.

На новую кафедру в сане архиепископа был назначен настоятель Селижаровского монастыря игумен Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин), который по жребию был избран во епископа 3 февраля. Рукоположение его во епископа было совершено 7 февраля с особой торжественностью. Столь же торжественно совершались и проводы на кафедру (26 мая), и путешествие до Казани.

Святитель достиг пределов своей новой епархии в 20-х числах июля там, где предполагалось построить Чебоксарскую крепостьxviii.

По совещании с местной гражданской властью святой Гурий указал место соборному храму в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставил полотняную церковь. Обозначив место для крепости, он обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены, прочитал молитвы на освящение храма, осенил местность крестом. Потом совершил Божественную литургию (первую в своей епархии и на Чувашской земле), произнес поучение и благословил граждан города Чебоксары Владимирской иконой Божией Материxix. В субботу утром, 27 июля, святитель Гурий был встречен под стенами города Сви-яжска.

Вскоре святитель Гурий со своими сподвижниками отбыл из Чебоксар. Там же, где он указал место постройки соборного храма, была возведена деревянная однопрестольная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она была освящена или самим святителем Гурием, или же, по его благословению, одним из его ближайших сподвижников — Германом, архимандритом Успенского монастыря в г. Свияжске.

Сохранились немногие сведения лишь о внутреннем убранстве храма. Главной его святыней была Владимирская икона Божией Матери — благословение святителя Гурия. Иконостас был невелик, с небольшими иконами. В храме имелись иконы строгановских писем, но неизвестно какие. Среди утвари было два потира: один, особенно ценный, — дар святителя Гурия, другой был привезен или из Персии, или же из Западной Европы. В храме было много деревянных венцов, стояло деревянное резное изображение Ангела, державшего ларец, вероятно, с мощами святых угодников. Но ничего из упомянутого не сохранилось, все сгорело во время пожара 1649 года, уничтожившего почти весь город.

Ныне существующий собор построен в 1651 году. Освящение его совершил, вероятно, митрополит Казанский Корнилий I (1650- 1656)xx. Первоначально был построен только холодный храм с главным престолом, а в 1657 году — теплые приделы: справа — во имя Преподобного Сергия Радонежского, слева — во имя преподобного Алексия, человека Божия, и священномученнка Харалампияxxi. Рядом с собором была возведена шатровая колокольня.

В XVII веке в России интенсивно развивается гражданское и церковное зодчество. Во многих городах России, таких, как Ярославль, и в небольших городхах и селениях возводятся свои, порой очень интересные храмовые здания. К их числу можно отнести и пятиглавый Введенский собор в Чебоксарах — крестовокупольный храм с отдельно стоящей шатровой колокольней — восьмерик на четверике.

Во Введенском соборе соединились простота и строгость его основного кубического объема, лаконичность и непритязательность декоративной отделки фасадов, плоскостей стен, окон, барабанов пятиглавия. В то же время налицо характерный контраст между могучим кубом храма и его скупой декоративной обработкой. Ряд плавных полукружий закомар смягчает суровый характер Введенского собора.

Внутри храма — четыре массивных столпа несущих на себе крестовые своды. Четыре угловых барабана являются как бы продолжением столпов. Столпами собор делится на три нефа. Правый и левый нефы вдвое уже центрального. Алтарь также разделен на три части.

Хорошо вписываются в интерьер храма хоры, устроенные над западным входом.

Введенский собор неоднократно страдал о стихийных бедствий. Наибольший ущерб принес грандиозный пожар 1773 года, уничтоживший большую часть гражданских и церковны сооружений города. Тогда на Введенском собсре сгорела кровля. Во время ремонта кровли венцы ее были подняты, при этом оказались закрытыми закомары и основания барабанов. Вскоре после пожара и весь собор был обновлен.

В 1822 году была отреставрирована колокольня, в конце 20-х годов в храме были переложены полыxxiii, отреставрированы Царские врата, иконостас пополнился новыми иконами, были заменены некоторые колоколаxxiv.

В 30-е годы XIX столетия было проведено поновление стенной живописи собора: старинные фрески заменены росписью в стиле классицизма. К сожалению, были повреждены фрески колонн во время ремонтных работ в 184 году. В 1845 году был заново позолочен иконостас. Значительные ремонтные работы провсдились и в пределах собора.

В сборе средств на ремонтные работы большое участие принимали православные чувашиxxv.

Неоднократно Введенский собор посещав Казанские правящие епархиальные архиере (г. Чебоксары до Октябрьской революции входил в состав Казанской епархии). Дважди побывал в Чебоксарах 41-й Казанский архиепископ Арсений (Брянцев; 1897—1903): первый раз в 1898 году и затем — в 1900 году Владыка осматривал интерьер и стенную живопись собора, интересовался его историей обратил внимание на отсутствие документальных источников, описывающих историю создания храма, историю храмовых икон и церковной утвари. Он рекомендовал клирикам восполнить этот пробел. Архиепископ Арсений был большим знатоком древнерусского искусства, и именно ему принадлежит заслуга организации сбора средств для последующей реставрации проводившейся в 1904 году, и подбор квалифицированных мастеров. На эти работы были выделены средства и из епархиальной казны Это были последние работы, проводившиеся дореволюционный период.

Ремонтные работы в соборе неоднократно проводились в послевоенное время. Самые значительные за все время существования собор выполнялись в 1971—1974 годах. Была положена новая штукатурка в местах утрат, заделаны трещины, укреплен отстающий штукатурный слой, удалена копоть, роспись расчищена от поздних записей и т. д. Отреставрированы также резные позолоченные иконостас и киоты. Были сделаны два новых киота у клиросов по образцу старинных взамен пришедших в негодность.

В соборе хорошо сохранились древние фрески, которые украшают стены, своды, колонны, конные проемы. Нам не известны имена художников. Несомненно, их было несколько: одному не под силу расписать громаду такого собора. Художники были местные, поскольку в живописи заметно влияние национальных чувашских традиций. Можно полагать, что многообразием сюжетов и совершенством исполнения роспись Введенского собора не имеет себе ранных среди фресковой живописи XVII пека во всем Среднем Поволжье.

Арки, цоколи столпов, а также части стены между оконными проемами украшены растительным орнаментом. Основную часть росписи южной стены собора составляют изображения на темы кондаков и икосов акафиста Иисусу Сладчайшему. 25 изображений снабжены подписями-стихами из текста 13 кондаков и 12 икосов. Изображения даны пятью ярусами по пять изображений в каждом.

Большую часть северной стены занимает акафист Божией Матери. Схема изображений такая же, как и в акафисте Иисусу Сладчайшему. В акафисте Богоматери художник частично, в изображениях второго и третьего ярусов сверху, изменил последовательность расположения кондаков и икосов.

Северная стена также украшена растительным орнаментом — преимущественно ярко-красными, синими и белыми цветами на темном фоне.

Живопись алтаря более поздняя и в настоящее время отреставрирована.

Престол и жертвенник прежде были деревянными. В начале 50-х годов престол был поставлен на на деревянное возвышение. В 1975 году при настоятеле собора протоиерее Евгении Прохорове устроено из белого и черного мрамора облачение хорошей работы с вызолоченными рельефными изображениями. Святой престол ныне поставлен на каменном возвышенном основании, выложенном белым мрамором.

Художественный, в стиле русского классицизма резной пятиярусный иконостас и резные киоты за клиросами и у столпов при ремонтных работах 1971 — 1974 гг. позолочены.

Оригинальны (возможно единственные в своем роде) Царские врата с резным изображением; сошествия Святого Духа на Божпю Матерь и апостолов, а в нижней их части — четырех евангелистов.

Рядом — храмовая икона Введения но храм Пресвятой Богородицы. Возле храмовой иконы — южная дверь с изображением святого мученика Тимофея, имеющим чувашские черты. В южной части иконостаса — образ Божией Матери местных, чувашских писем.

С левой стороны от Царских врат — местная вкладная икона Божией Матери — Владимирскаяxxvi. По сторонам ее предстоят святитель Гурий и угодники Божии, в честь которых в соборе имеются приделы, — священномученик Харалампий, преподобные Алексий, человек Божий, и Сергий Радонежский, чудотворец.

Второй ярус — праздничные иконы. Под третьим ярусом, над Царскими вратами, изображение Тайной вечери. В третьем ярусе — деисусный чин, в четвертом — Божия Матерь с предстоящими пророками, в пятом ярусе — Господь Саваоф с предстоящими ветхозаветными патриархами.

В соборе почти у всех икон всегда много приношений богомольцев — в том числе домотканые холщовые полотенца, вышитые национальными узорами.

В иконе Святителя Николая есть вставленный в него небольшой металлический образ под стеклом, как бы в ковчеге. Старожилы говорят, что это явленная икона Святителя из с. Ишаки Чебоксарского района, особо почитаемая верующими чувашами.

Образ святителей Казанских Гурия и Варсонофия и небольшие, в пол-ладони, ковчежцы с их честными мощами помещены в икону святой мученицы Хариессы и благоверного князя Новгородского Георгия, которая находится в киоте у северо-западного столпа. На ковчежцах выгравировано Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Несколько ниже помещен еще один ковчежец — с мощами и образом святителя Германа, что восполняет недостающее его изображение в иконе Казанских святителей.

В соборе у северной стены похоронены архиепископы Чебоксарские Иларий (Ильин; 1946—1951) и Вениамин (Новицкий; 1973- 1976).

Епархией ныне управляет Преосвященный Варнава (Кедров), [с 2001 года — митрополит] бывший иноком Троице-Сергиевой Лавры, откуда происходил и первый архипастырь нашего края святой Гурий (родом он был из Радонежа, где подвизался святой Сергий). Владыка Варнава за короткое время стяжал любовь клира и мирян.

Добрую память оставил по себе протоиереи Борис Зороастров (+ 1966 г.). Во Введенском соборе он служил с 1949 года. Будучи русским, отец Борис выучил чувашский язык и всегда старался проповедовать слово Божие прихожанам-чувашам на родном для них языке. Тщанием отца Бориса в соборе совершаются дополнительные службы на чувашском языке, хотя в силу местных условий — в ночное время. На эти службы всегда собирается очень много богомольцев-чувашей.

Клир собора в настоящее время составляют как русские, так и чуваши. В составе хоров в основном чуваши. Проповеди на чувашском языке произносятся по праздникам за ранней литургией.

Воистину благословенны труды храмоздателей и всех, кто благоукрашает святые храмы. Ныне как ценный памятник чувашской истории стоит белокаменный Введенский собор, храня в себе многие духовные и художественные сокровища. Это наследие, оставленное нам предками, — великое наше достояние, и наша святая обязанность с любовью к нему относиться и всячески беречь его. Клир, все работники церкви и прихожане уделяют много внимания содержанию собора в исключительном порядке.

Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности.

Есть и иная ценность собора — как приходского храма. Подлинно христианская теплота из века в век сохраняется в живой вере его прихожан, в запечатленной здесь христианской любви, в благодатных дарах церковного общения. Здесь всегда с глубоким чувством совершаются богослужения, за которыми каждый прихожанин приобщается к бесценному дару Божию — церковному общению в молитве и обретает подлинный мир души.

Прежний храм со дня основания его святителем Гурием был центром духовной жизни сначала только прихода, теперь же Введенский собор является духовным центром всей Чебоксарской епархии.

Протоиерей Илия КАРЛИНОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

При составлении статьи автор частично использовал отчеты о реставрации собора в 1971—1974 гг.

i Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, т. III. Казань, 1884, с. 286 — 287.

ii Архиепископ Н и к а и о р. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 9, примечание.

iv Известия Общества археологии, истории л этнографии, т. Ill, с. 289—290.

vi ПСРЛ (Полное собрание русских летописей), т. XX, с. 475—478.

vii ПСРЛ, т. XIX, с. 63.

viii ПСРЛ, т. XXI, с. 641.

x ПСРЛ, т. XIII, с. 165.

xi Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. I. СПб., 1863, с. 22—23.

xii Архиепископ Черниговский Филарет. История Русской Церкви. СПб., 1894, с. 39.

xiii ПСРЛ, т. XXI, с. 643.

xiv С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн. Ill, т. VI, с. 472.

xv Н. М. Карамзин. История Государства Российского, т. VIII, с. 193.

xvi С. М. Соловьев. Цит. соч. Кн. Ill, т. VI, с. 463.

xvii Русская летопись по Никонову списку. Изд. Академии наук. Ч. VII, СПб., 1791, с.231.

xviii Первые исторически достоверные упоминания о Чебоксарах относятся к 1371 году — ко времени путешествия великого князя Димитрия Донского в орду (Россия: полное географическое описание. СПб., 1901, с. 302).

xix Акты археологических экспедиций, т. I, с. 258.

xx ЦГА ЧАССР (Центральный государственный архив Чувашской АССР), ф. 295, оп. 1, д. 24. По иным источникам, датой сооружения собо ра считают 1657 год. Эта дата, возможно, при нимается на основании указания о строитель стве приделов, почему и полагают, что собор освящен митрополитом Лаврентием II (1657- 1672). Если принять во внимание время его пребывания на Казанской кафедре, то он мог совершить лишь освящение приделов.

xxi ЦГА ЧАССР, ф. 206, оп. 4, д. 5. В Сергиев ском приделе — просой работы одноярусный иконостас. В настоящее время готовится новый резной иконостас по образцу старинных иконостасов. Приделы во имя преподобного Алексия, человека Божия, и священно-мученика Харалампия по площади почти равны главному храму. В настоящее время в них хранятся фонды Краеведческого музея ЧАССР.

xxii После сооружения Введенского собора в Чебоксарах началось строительство других каменных храмов, а также гражданских до мов. В течение второй половины XVII и в
XVIII веке в Чебоксарах было построено не сколько храмов и монастырь (Известия по
Казанской епархии, 1888, с. 527).

xxiii Пол храма покрыт рельефными чугунными плитами, полы алтаря и приделов — каменные.

xxiv Все колокола, имевшиеся прежде в Чебоксарах, были отлиты местными литейщиками. К сожалению, ни одного образца их мастерства не сохранилось.

xxv Известия по Казанской епархии 1872, с. 859.

Введенский кафедральный собор в Чебоксарах — самое старинное здание не только в городе, но и во всей Чувашии. Храм причислен к памятникам федерального значения и является единственным сооружением XVII века в городе, которое сохранилось до сегодняшних дней.

введенский собор в чебоксарах

История собора

Собор строился на протяжении ста лет, смог устоять при стихийных бедствиях и войнах, а при советской власти закрывался лишь на короткий срок. В настоящее время на стенах храма можно увидеть фрески XVI-XVII веков.

Возведение и основание

Датой основания собора считается 26 мая 1555 года. Именно этот день был указан в грамоте, содержащей наказ царя Ивана IV Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию о строительстве церкви.

В июле 1555 года владыка приехал на место основания города Чебоксары вместе со своими служителями. Он указал на вершину большого косогора и дал распоряжение построить на ней соборную церковь, которая была названа в честь иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы.

введенский кафедральный собор в чебоксарах

Поначалу была возведена полотняная церковь, которая называлась походной. Обустраивались такие сооружения очень быстро: в потолок вбивали несколько гвоздей или ставили специальные крепления, на которые вешали полотно. При необходимости его можно было легко сложить и перенести на другое место. В такой церкви была отслужена первая в новой епархии литургия, которую возглавил владыка Гурий.

По завершении службы архиепископ благословил жителей Владимирской иконой Божией Матери, которую привез с собой. Этот образ по-прежнему находится в Чебоксарском кафедральном соборе и считается самой древней, высокочтимой святыней, которой жители Чувашии молятся об избавлении от напастей и скорбей.

Позже была построена соборная церковь из дерева. Сохранились сведения, что она была украшена венцами, а иконостас располагался в центральной части. В 1649 году случился пожар, и церковь сгорела. Собор из камня и бута, сохранившийся до сегодняшнего дня, построили в 1657 году.

Стены расписаны изображениями новозаветных событий и ликов святых. Церковь была единственным каменным зданием, поэтому поначалу не отапливалась, лишь через 6 лет построили теплые приделы.

введенский собор в чебоксарах

Рядом была возведена шатровая колокольня.

введенский собор в чебоксарах

Историческая судьба

Собор почти все время действовал, лишь в советское время его закрыли на пять лет, с 1939 по 1943 год в нем была размещена картинная галерея. В 1945 году настоятель пожертвовал крупную сумму на развитие оборонной промышленности. Благодаря этому появилась танковая колонна им. Дмитрия Донского. До 1985 года в п риделах священномучеников Алексия и Харлампия располагался краеведческий музей.

2004 год стал судьбоносным: решался вопрос, оставить или снести самый древний храм Чувашии, так как фундамент здания осел и появились значительные трещины на фасаде. В итоге было принято решение в пользу поэтапной реставрации.

2013 год считается особенным для храма. ЦБ РФ выпустил серебряные монеты, посвященные архитектурным памятникам. На одной из них был изображен Введенский собор.

введенский собор в чебоксарах

Реставрации здания

Введенский кафедральный собор в Чебоксарах не раз становился жертвой стихийных бедствий, поэтому в здании проводились ремонтные работы.

Основные этапы реставрации храма:

  1. Восстановление кровли после пожара в 1773 году.
  2. Реставрация колокольни в 1822 году.
  3. Замена фресок росписью в стиле классицизма в 1830 году.
  4. Обновление фасада в 1904 году.
  5. Укрепление слоев штукатурки, ремонт трещин, очищение от копоти, покраска кровли с куполами, установка новой отопительной системы в период с 1971 по 1974 год.

В сборе средств для реставрации активное участие принимали чебоксарские прихожане.

Современное положение

В храме более 10 лет действует библиотека, ее фонд насчитывает 1600 книг. В архиве представлены произведения по аскетике для монашествующих, богослужебная литература и периодические издания для тех, кто только начинает знакомство с православием.

При соборе действует воскресная школа, занимающая кирпичное двухэтажное здание. Занятия проводят в 3 аудиториях. Возраст воспитанников воскресной школы от 3 до 17 лет.

введенский собор в чебоксарах

Ребята изучают азы нравственности, церковнославянский язык, литургику, Закон Божий и другие дисциплины.

введенский кафедральный собор в чебоксарах

Дети участвуют в утренниках на Рождество и Пасху, ежегодно выступают на творческом фестивале Чебоксарско-Чувашской епархии, участвуют в конкурсах разного формата.

введенский собор в чебоксарах

Архитектура и убранство

Введенский собор украшает Старый город и особенно хорошо виден с берега Волги. Храм является духовным центром всей Чебоксарской епархии и одной из главных достопримечательностей. Ежегодно его посещают туристы из разных уголков России.

Внешний вид

введенский собор в чебоксарах

В архитектуре можно заметить тенденции московского стиля церковного строительства. Здание должно было выполнять функции крепости, поэтому отличается могучим основанием, с которым контрастирует декоративная отделка.

введенский собор в чебоксарах

введенский собор в чебоксарах

Внутреннее оформление

В храме расположены 4 столпа, которые несут крестовые своды и разделяют пространство на 3 нефа. Угловые барабаны смотрятся как продолжения столпов.

введенский собор чебоксары адрес

Позолотили киоты и резной иконостас с 5 ярусами в стиле классицизм в 1971—1974 годах. В настоящее время алтарь стоит на мраморном основании.

введенский кафедральный собор в чебоксарах

Южную стену украшают композиции на темы кондаков и икосов акафиста Иисусу (5 ярусов по 5 изображений на каждом), северную — акафист Божией Матери, западную — картины Страшного Суда. На арки и цоколи столпов нанесен орнамент из цветов.

введенский собор в чебоксарах

Стены, своды и колонны украшены изображениями, которые относятся к эпохе классицизма.

введенский собор в чебоксарах

Отличительная особенность убранства — масляная живопись на евангельские темы, написанная на тонкой обмазке , повторяющей фактуру кирпичной кладки. Мельчайшие детали аккуратно прорисованы даже в швах между строительными материалами. Эта работа ручная, очень трудная и затратная.


У стены паперти находятся места погребения епископов Илария и Вениамина. В главном приделе в 2009 году чугунные плиты пола заменили на мраморные.

введенский кафедральный собор в чебоксарах

Величие Введенского храма не передать на фотографиях или видеозаписях. Особую атмосферу и умиротворение можно почувствовать только при посещении.

введенский собор чебоксары адрес

Святыни собора

В соборе хранится множество икон, у каждой из которых своя история.

Особо почитаемыми святынями являются следующие:

  1. Икона Спасителя в жемчужном и серебряном обрамлении. Это подарок собору от митрополита Казанского и Свияжского Тихона. Перед образом совершают молитвы в любых трудных ситуациях, просят о даровании семейного благополучия.
  2. Владимирская икона Божией Матери. Образ написан в XVI веке и обрамлен позолоченной ризой. Богородица оберегает семью, исцеляет от болезней и укрепляет веру христиан.
  3. Икона святителей Казанских Гурия и Германа. Образ содержит серебряные ковчежцы с частицами мощей.
  4. Икона Смоленской Божией Матери. Ее передал храму митрополит Тихон.

У чудотворных икон много приношений: цепи, перстни, кресты и домотканые полотенца с орнаментом.

введенский собор в чебоксарах

Как проходят богослужения

Богослужения в храме совершаются каждый день. Божественная литургия начинается в 7:40, вечерня и утреня — накануне в 15:40 в будние дни. В выходные ранняя литургия начинается в 6:30, а поздняя — в 8:30. Любая церковная служба состоит из 3 видов богослужений, которые объединены в суточный круг.

Традиционно во время вечерни верующие вспоминают события Ветхого Завета и приносится благодарность Господу за прожитый день. Утреня посвящена земной жизни Иисуса и состоит из покаянных и благодарственных молитв.

Литургия является важнейшим богослужением, во время которого прихожане вкушают освященные особым образом хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христа. Таинство делает веру крепче, позволяет человеку стать причастником вечной жизни и соединиться с Богом. В соборе по праздничным дням во время ранней литургии звучат проповеди на чувашском языке.


Всенощное бдение проводится накануне воскресных дней и особо почитаемых праздников. Торжественная храмовая служба объединяет по содержанию вечерню, утреню и первый час. Богослужение направляет мысли мирян к духовному свету Христа и символизирует переход от Ветхого Завета к Новому, от прошедшего дня к грядущему. В храме совершаются молебны о здравии, панихида, отпевание.

График совершения основных таинств и треб:

  1. Общее Крещение: ежедневно в 11:00, индивидуальное — в 10:00, 13:00 и 14:00 по записи.
  2. Общее Венчание: понедельник и среда в 9:30, пятница — в 10:30, воскресенье — в 12:00. Индивидуальное — по записи.
  3. Таинство Соборования: четверг во время 2 и 6 седмиц Великого поста, в Великую Среду на Страстной седмице.
  4. Таинство Покаяния: пятница в 15:00 (во время Великого поста), суббота в 15:00 и перед литургией в течение всего года (в период других постов).
  5. Причастие: на каждой Божественной литургии.

введенский собор в чебоксарах

Крестные ходы и праздники

Крестный ход символизирует шествие по жизненному пути и проводится для прославления Господа в период церковных праздников, освящения мест, где происходили православные чудеса. Крестный ход может отличаться по длине маршрута.

Иногда верующие идут по кругу, так как он является символом бесконечности и вечной жизни. Мужчины, возглавляющие ход, несут крест, хоругви, главную храмовую икону. Затем идут священники и прихожане с другими святыми образами и сопровождающий транспорт.


В соборе проводятся крестные ходы по великим праздникам:

  • день памяти Владимирской иконы Божией Матери;
  • Светлое Христово Воскресение — Пасха;
  • день памяти в честь Казанской иконы Божией Матери.

введенский кафедральный собор в чебоксарах

Как добраться до Введенского кафедрального собора

Собор расположен по адресу: г. Чебоксары, улица К. Иванова, дом 21. Первая Чебоксарская городская больница им. Осипова П. Н. и дво рец развлечений Renaissance находятся неподалеку.

Добраться до храма можно с помощью следующих транспортных средств:

Видео о храме

Посмотрите видеоролик об истории Введенского собора и его внутреннем убранстве.

5,00

Введенский собор в Чебоксарах является одним из старейших зданий в Чувашии. Обители присвоен статус памятник федерального значения. Это Кафедральный собор Чебоксарской и Чувашской епархии.

Адрес собора — Чувашская Республика, Чебоксары, улица Константина Иванова, 21.

История объекта началась еще в 1555 году. В этом году 26 мая в грамоте Ивана IV была указана информация о том, что необходимо заняться поиском места для возведения святыни. Гурий поставил церковь из дерева. В 1559 году она сгорела.


В советский период закрытие церкви осуществлялось на небольшое время. В 1943 году уже возобновили богослужения. В 1945 году церковь в фонд обороны внесла 136200 рублей, получив за это благодарность от Сталина.

До 1985 года большая доля пределов была отдана под музей. Сегодня участок и сам храм прекрасно благоустроены. Здесь есть Воскресная школа, библиотека, функционирует тюремное служение. Также в храме есть библиотека, которая включает более 1600 книг.

За весь период своего существования объект постоянно находился на реставрации. Несмотря на множество ремонтных работ, старинный облик прослеживается. Конечно, имеется много мелких утрат. К примеру, первый ярус пришлось загородить притвором, который появился позднее.


Внутреннее убранство хорошо сохранилось. Остались целыми фресковые росписи, иконостас, шатровая колокольня. В храме похоронены два чебоксарских архиерея 3-й четверти XX века. Также здесь хранится много святынь — Владимирская икона Божией Матери, Чудотворная Казанская икона Божией Матери и другие.

Внутри храм имеет четыре столпа. Они делят помещение на три нефа. Угловые барабаны эффектно продолжают столпы. В храме много икон. Иконостас имеет пять ярусов и выполнен в стиле классицизм. Алтарь монтирован на мраморе. На стенах прослеживаются библейские мотивы. Все изображения относятся к эпохе классицизма.

Привлекает внимание масляная живопись на евангельские темы. Она выполнена на тонкой отмазке. Все акценты детально выполнены. Даже в швах стенах продолжается рисунок. Работа выполнена вручную и заняла много времени у мастеров.

Обитель хорошо заметна с волжского побережья. Белоснежные очертания заметны издалека. Красивая святыня с пятью шлемовидными главами на круглых барабанах прекрасно вписывается в местный ландшафт.

В объекте четко прослеживается московская стилистика. Здание имеет могучее основание, так как предполагалось, что оно должно выполнять функцию обороны. Закомары, наличники украшают фасад. С правой стороны монтирована восьмигранная высотка.

Читайте также: