Чем вулкан отличается от горы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Теория вулканического превосходства над остальными горными вершинами у меня возникла лет 10 назад, когда я впервые погулял по Камчатке и забрался на свои первые вулканы. Именно тогда я начал понимать причины, почему меня так тянут к себе именно вулканы, а не просто горы. За это время идеи вулканического превосходства вылились в стройную теорию, которую я и хочу здесь рассказать.

Сразу же хочется принести извинения перед аудиторией горных туристов, а также перед теми, кто их организовывает и водит на самый верх. Этот текст ни в коем случае не наезд, а просто изложение моих собственных наблюдений, возможно ошибочных.

Начну с простого вопроса.

Сколько стран имеют вулканы в качестве национальных символов? Армения, Танзания, Япония… А просто горы? Что-то не припомню.. Какие горы являются государственными и/или национальными символами? И есть ли вообще такие – мне неведомо.

На этом можно было бы и закончить доказательную часть, но для пущей убедительности я продолжу. И начну с самого простого и очевидного – с красоты.

Что такое вулканы? Мы знаем, что это большие горы, извергающие фонтаны огненной магмы из своих вершин. Мы даже знаем названия самых известных — вроде Везувия или Сент-Хеленс. Но в мире есть множество фактов об этих огнедышащих горах, которых вы точно не знали.


Мауна-Кеа, вид из космоса

Чтобы понять вулканы, нам нужно понять состав Земли и тектонику плит. Здесь можно привести аналогию: Земля — это шар расплавленной породы с охлажденной корой. Такой себе пирог. Только кора — это поверхность Земли, на которой мы живем, и она разбита на пластины. Эти пластины плавают в океане расплавленной породы под поверхностью, который называется мантией. Как и обычный океан, океан магмы (расплавленной породы) в мантии тоже имеет потоки. Горячая магма поднимается от ядра Земли, а холодная уходит к нему. Это порождает потоки, которые движут плитами земной поверхности и образуют тектонику плит.

Тектонические плиты движутся в стороны, расходятся или сходятся, сталкиваясь. Эти два состояния и образуют вулканы. Вулканы — это отверстие или трещина в земной коре, через которую могут выходить магма и горячие газы. Когда тектонические плиты расходятся, новая магма поднимается вверх, образуя свежие партии земной коры. Когда плиты сходятся, они зачастую подползают одна под другую. Это называется субдукцией. Невероятная сила плавит камни субдуцируемой плиты, образуя магму. Это второе состояние, порождающее вулканы.

Отличный способ взглянуть на границы плит — найти вулкан. Они могут располагаться на континентах, но самые интересные из них все же образуются в цепях островов, не на границах плит.


Извержение вулкана Вильярика, 3 марта 2015 года

Океанические вулканы имеют значение, потому что помогают образовать новые острова. Существуют определенные места, которые не являются тектоническими границами. Это регионы, в которых находятся горячие точки Земли. В них поднимающаяся магма оказывается концентрированной и плавит кору. На дне океана вырастает вулканическая гора. Со временем вулкан растет, пока над поверхностью океана не показывается остров. Если плита проходит над горячей точкой, со временем она может образовать цепочку островов вроде Гавайев.

Перед вами десять интересных фактов о вулканах.

Есть три основных вида вулканов

Хотя все вулканы представляют собой достижение горячей магмы поверхности Земли и извержение, они делятся на разные типы. Щитовые вулканы имеют лавовые потоки с низкой вязкостью, которые растекаются на десятки километров; это делает вулканы очень широкими с плавными краями. Стратовулканы включают разные типы лавы, извергают пепел и камни и вырастают до невероятных высот. Еще один тип вулканов — шлаковые конусы — представлен небольшими вулканами и демонстрирует короткие извержения, которые выращивают конус всего до 400 метров в высоту.


Снимок Везувия, сделанный прибором ASTER

Чем магма отличается от лавы

На 30 километров под вашими ногами находится мантия Земли. Это область сверхгорячей породы, которая простирается до ядра Земли. Она настолько горячая, что расплавленная порода образует гигантские пузыри жидкого камня под названием магмовые камеры. Эта магма легче окружающей породы, поэтому поднимается наверх, ищет трещины и слабости земной коры. Когда она, наконец, достигает поверхности, она извергается из-под земли в качестве лавы, пепла, вулканических газов и пород. Магмой она называется под землей, а лавой — когда извергается.

Вулканы могут быть действующими, спящими или потухшими

Действующий вулкан — этот тот, который извергался в исторические времена (в последние несколько тысяч лет). Спящий вулкан — это тот, который разразился в исторические времена и может извергнуться снова. Потухший вулкан — этот тот, который, по мнению ученых, извергаться не будет.


Фонтан лавы на Гавайях

Вулканы могут быстро расти

Хотя некоторые вулканы формируются на протяжении тысяч лет, другие могут вырастать в течение ночи. Например, шлаковый конус вулкана Парикутин появился на мексиканском кукурузном поле 20 февраля 1943 года. Через неделю он был в 5 этажей высотой, а к концу года вырос до 336 метров. Его рост завершился в 1952 году и остановился на отметке в 424 метра. По меркам геологов, это довольно быстро.

Около 20 вулканов извергаются прямо сейчас

Где-то в мире порядка 20 действующих вулканов извергаются, пока вы читаете это. Некоторые только начинают, другие продолжают. 50-70 вулканов разгорелось в прошлом году и 160 были действующими в течение последнего десятилетия. Геологи считают, что за последние 10 000 лет было порядка 1300 извержений. Три четверти всех извержений произошло на дне океана, и большая их часть продолжает действовать, но геологи об этом не знают. Если добавить подводные вулканы, в общей сложности за последние 10 000 лет произошли извержения порядка 6000 вулканов.

Вулканы опасны

Но об этом вы, конечно, наслышаны. Некоторые из самых смертоносных вулканов включают Кракатау, который извергался в 1883 году, породив цунами, унесшее жизни 36 000 человек. В 79 году н. э. взорвался Везувий, похоронив города Помпеи и Геркуланум, убив 16 000 человек. Вулкан Гора Пели на острове Мартиника уничтожил город с 30 000 человек в 1902 году. Самый опасный момент в извержении вулкана — пирокластические потоки, которые движутся по стороне вулкана со скоростью в сотни километров в час с температурой более 1000 градусов по Цельсию.


Извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль

Высочайший вулкан Солнечной системы находится не на Земле

Самый высокий вулкан Солнечной системы находится не на Земле, а на Марсе. Гора Олимп — это гигантский щитовой вулкан, который вздымается в высоту на 27 километров и составляет 550 километров в поперечнике. Ученые считают, что гора Олимп смогла стать такой большой, потому что на Марсе вообще нет никакой тектоники плит. Даже одна горячая точка могла раздуваться в течение миллиардов лет, вытягивая вулкан все выше и выше.

Самый высокий и самый крупный вулканы на Земле находятся рядом

Высочайший вулкан на Земле — это Мауна-Кеа на Гавайях, его высота составляет 4207 метров. Он немногим выше самого крупного вулкана на Земле, Мауна-Лоа, с высотой 4169 метров. Оба являются щитовыми вулканами, которые поднимаются со дна океана. Если бы вы могли измерить Мауна-Кеа от основания в океане до самого пика, вы получили бы 10 203 метра (выше самого Эвереста).

Наиболее удаленной точкой от центра Земли является вулкан

В 2020 проснулся крупнейший вулкан Европы

19 апреля 2020 года в Италии проснулся крупнейший европейский вулкан Этна, который расположен на восточном побережье Сицилии. Огромные столбы пепла и дыма достигали нескольких километров в высоту, а из юго-восточного кратера текли потоки раскаленной лавы. Дым и пепел было видно за много десятков километров от самого вулкана. Подробнее об этом и других действующих вулканов мы писали в этой статье.

Цель: формирование у учащихся представления о вулканах, как фактора проявления внутренних процессов Земли.

Задачи урока:

  • показать особенности строения вулкана в сравнении с горами.
  • на примере использования информационных источников познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие
  • опираясь на знания учащихся о внутреннем строении Земли рассмотреть механизм действия вулканов
  • на основе сопоставления карт формировать умения определять районы распространения вулканов
  • познакомиться с ролью вулканов в природе.

Планируемый результат: Учащиеся должны: знать/понимать определения основных понятий темы; уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм рельефа, называть отличия потухших вулканов от действующих, объяснять закономерности распространения вулканов, определять по карте географические координаты и абсолютную высоту вулканов.

Основные понятия: вулканизм, вулкан, кратер вулкана, жерло вулкана, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава

Ресурсы

  • Учебник (авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова) стр. 49-51
  • Атлас стр. 14-15, 16-17
  • Физическая карта полушарий
  • Иллюстрации с изображением вулканов

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Определение целей и задач урока

Под руководством учителя учащиеся определяю цель урока

Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока, психологически настраивает их на восприятие материала

Постановка проблемы урока и ее решение:

а) отличаются ли вулканы от гор?
б) если бы не происходило движение земной коры, было ли возможно образование вулканов?

Изучение рисунка 31 на стр. 49, ответы на вопросы учителя

Учитель задает вопросы по рисунку, помогает сделать вывод об особенностях строения вулканов

в) если вулкан потухший, то …

Работа с текстом учебника, стр. 50

Учитель приводит примеры, показывающие относительность деления вулканов на действующие и потухшие

г) работа с картами с целью выявления закономерности в расположении вулканических зон (нахождения ответа на вопрос о совпадении сейсмических зон с зонами вулканизма)

Учащиеся, работая с картами должны сделать вывод о совпадении сейсмических зон и зон вулканизма

Учитель помогает сформулировать вывод о совпадении сейсмических зон и зон распространения вулканов как на суше, так в океане

Практическая работа: определение географических координат и абсолютных высот вулканов

д) знакомство с характеристиками отдельных вулканов

е) роль вулканов в природе

Работа с текстом, стр. 51

Учитель проверяет правильность выполнения работы

Помощь в выборе источников информации (работа при подготовке к уроку)
Подготовка вопросов для учащихся, рассказ учителя о роли вулканов в природе.

Ответы на вопросы

Конспект урока

Когда вулканы молчат,
о них забывают.
Индонезийская пословица.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о вулканах, о том, где и почему образуются вулканы, чем они отличаются от гор, какую роль играют вулканы в природе.

(На доске иллюстрации или слайды с изображением вулканов).

Отличаются ли вулканы от гор?

Ученик: В отличие от гор, на вершине вулкана имеется кратер, которым заканчивается жерло (работа с терминами: кратер (от греч. krater- большая чаша) – углубление на вершине вулкана, жерло – канал, по которому магма из очага поднимается к кратеру)

Учитель: Чаще вулканы имеют форму конуса, но могут быть и площадными в виде щитов или трещинными.

Конус вулкана имеет слоистое строение. Как выдумаете, почему?

Ученик: магма, поднимающаяся из земных глубин, застывает, превращаясь в лаву. При следующем извержении накладывается новый слой лавы и, таким образом, происходит нарастание конуса.

(Работа с терминами: магма – (греч. magma – густая мазь)- расплавленная масса, образующая в глубинных зонах Земли), лава – итал. lava – раскаленная масса, изливающаяся на поверхность Земли).

Учитель: Через жерло вулкана на земную поверхность из недр выносятся продукты извержения: расплавленная лава, пепел, бомбы и обломки пород, газы. Под каждым вулканом располагается крупная, объемом в несколько кубических километров камера, заполненная магматическим расплавом – магматический очаг (магматическая камера). У вулкана Ключевская Сопка на полуострове Камчатка такая камера находится на глубине 70-75 км, а у Везувия на глубине – до 4-5 км.

Расплавленная магма насыщена большим количеством газов, основной объем (свыше 90%) которых представлен парами воды, углекислым газом, азотом, кислородом и другими веществами.

Под давлением вышележащих толщ горных пород магматический расплав пребывает в устойчивом равновесном состоянии, но в какой- то момент это равновесие нарушается. Давление в очаге магмы нарастает, разрушается свод магматической камеры. При этом газ вырывается на дневную поверхность и происходит взрыв. Газ увлекает за собой магму, которая устремляется по жерлу и выбрасывается через кратер, в одних случаях распыляясь в атмосфере тучами пепла с бомбами, а в других изливаясь по склонам потоками раскаленной лавы.

Если не происходили бы движения в земной коре, могли бы образовываться вулканы?

Ученик: При движении земной коры магма по трещинам может подниматься ближе к земной поверхности, образовывать очаги магмы (магматические камеры), при нарастании давления в которых ведет к извержению вулканов.

Учитель: Для обозначения вулканов на картах существуют условные знаки.

Ученик: По условным знакам можно определить вулканы действующие и вулканы потухшие.

Учитель: Используя текст учебника, объясните отличия вулкана действующего от вулкана потухшего.

Ученик: Вулканы, об извержении которых есть упоминания в литературе или которые извергаются в настоящее время - вулканы действующие, об извержении которых нет упоминаний –вулканы потухшие.

Учитель:деление вулканов на действующие и потухшие является относительным.

К неожиданным извержениям можно отнести извержения в 1912 году вулканов Катмай на Аляске и в 1956 году вулкана Безымянный на Камчатке. Эти вулканы также считались потухшими.

Учитель: Существует ли закономерность в размещении вулканов на Земле?

Учащиеся рассматривают карту, на которой отражено расположение сейсмических зон и физическую карту полушарий в атласах.

Делают вывод, что сейсмические зоны и зоны вулканизма совпадают. Вулканы есть на суше и в океане.

Практическая работа

Цель: определение географических координат и абсолютных высот вулканов (расширение знаний географической номенклатуры). Работу можно проводить по вариантам, предложив найти на карте другие вулканы.

gora-i-sopka-chem-oni-otlichayutsya-opisanie-i-foto-karyakskaya-sopka-vulkan-v-petropavlovsk-kamchatskiy

Гора и сопка – понятия, относящиеся к рельефу местности. И то, и другое – возвышенности, которые часто причисляют к синонимам. На самом деле есть ли разница между горой и сопкой, если да – то какая? Попробуем прояснить этот вопрос.

Происхождение слов гора и сопка

gora-i-sopka-chem-oni-otlichayutsya-opisanie-i-foto-gora-chogori-k-2-gemalayskie-gory

Фото: гора Чогори, К-2, Гималайские горы (вершина горы Чогори, вторая в мире из самых высоких гор)

Дальнейшее углубление в историю происхождения обоих терминов на этом, пожалуй, прервём, так как в парадигме эволюции языков индоевропейской и старославянской групп существует столько гипотез и предположений, что разбираться в них – не имеет смысла.

Какая разница между горой и сопкой: сравнение

gora-i-sopka-chem-oni-otlichayutsya-opisanie-i-foto-gora-kuka-novaya-zelandiya-yuzhnye-alpy

Фото: гора Кука, Новая Зеландия, южные Альпы

gora-i-sopka-chem-oni-otlichayutsya-opisanie-i-foto-barhatnye-sopki-na-kamchatke

Фото: бархатные сопки на Камчатке

У сопки, в отличие от горы, гораздо больше значений при употреблении в языке. В таких регионах Российской Федерации, как Кольский полуостров, Забайкалье и Дальний Восток сопкой называется положительная форма рельефа – общее название возвышенностей с округлой вершиной. А таковыми могут быть и горы, причем довольно высокие, и холмы.

gora-i-sopka-chem-oni-otlichayutsya-opisanie-i-foto-klyuchevskaya-sopka-vulkanicheskaya-na-kamchatke

Фото: Ключевская сопка, вулканическая, на Камчатке (вулканы — это сопки)

Если же мы перенесемся на Курилы или Камчатку, то там сопкой уже будет называться действующий или спящий (погасший) вулкан. Тогда как на Кавказе и Крымском полуострове сопка будет употребляться в значении грязевого вулкана, то есть уже геологического образования в узком смысле. Внешне – это возвышенности в виде конуса с усеченной вершиной, круглой и похожей на блюдце.

Кавказские и крымские сопки-вулканы выбрасывают из своего жерла грязевые массы вместе с газами, водой и нефтью. Иногда извержения из них могут быть крупными, как в 1794 году случилось на Таманском полуострове.

Читайте также: