Чем восприятие отличается от ощущения кратко в психологии

Обновлено: 05.07.2024

ощущение и восприятие

Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Зачем и как тренировать ощущения?

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

  • Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
  • Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
  • Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
  • Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
  • Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

  • Насколько адекватно мое восприятие?
  • Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
  • Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
  • Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
  • Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
  • Мое восприятие целостное?
  • Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Ощущение и восприятие

Ежедневно человеческий организм взаимодействует с окружающей средой, через систему своих ощущений. Судя относится восприятие запахов, ощущение вкусов, а также способность различать цвета, температуру и яркость освещения. На чем строятся такие способности человеческого организма, а также, как при этом работает наш мозг? В чем различия между восприятиями и ощущениями? Для чего необходимо понимать, как это все функционирует? Расскажем обо всем этом в нашем материале.

Что такое ощущение

Ощущениями (или по-другому чувственным опытом) называется такой психический процесс, который связывает изменение свойств и состояний в окружающей среды с сигналами, возникающими в отдельных органах чувств.

Если сказать проще, то это своеобразная сенсорная система, которая позволяет организму воспринимать внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Примерами могут стать глаза, которые улавливают свет, или уши, которые позволяют определить колебания звуковых волн.

Все те, кто начинает обучение психологии и саморазвитию, должны понимать глубинные составляющие этого процесса. Само по себе ощущение, как процесс, строится на нескольких последовательных этапах:

  1. Специфические рецепторы идентифицируют раздражитель при его возникновении;
  2. Воздействие раздражителя на сенсорную систему генерирует электрический импульс (потенциал действия), который затем интерпретируется головным мозгом;
  3. Возникший электрический импульс поступает к определенной части мозга через цепочку нейронов, а затем мозг превращает его в информацию (применяя механизм восприятия).

В данном случае есть два важных момента. Организм подвергается воздействию ощущений круглосуточно, но в конкретный момент времени можно испытать только одно ощущение (специфическая функция внимания). При этом спустя некоторое время, можно вспомнить и о других ощущениях, если попытаться вспомнить о них.

Некоторые внешние раздражители не способны улавливаться органами чувств человека, поэтому информация о присутствии радиоволн, рентгеновского излучения и микроскопических прикосновениях к коже нам не доступна. Кроме этого, нам не доступен весь спектр запахов и вкусов. Если сравнить человеческий аппарат ощущений, то становится ясно, что у многих животных он более совершенный.

Большое количество известных психологов работало над проблемой измерения интенсивности ощущений. Точка в этих исследованиях до сих пор еще не поставлена, но есть некоторые моменты, на которых хотелось бы заострить внимание:

Научная психология

  1. Абсолютный порог – это такое количественное значение фактора стимуляции, которое может быть обнаружено при помощи органов чувств человека в 50% случаев. Иными словами – это приграничное значение, которое определяет чувствительность. В качестве иллюстрации можно привести тихий звук, который может быть услышан, или минимальное прикосновение, которое можно ощутить. Если пороговое значение не достигнуто, то органы чувств проигнорируют воздействие стимулирующего фактора.
  2. Разностный порог (заметная разница) – это такая количественная разница для стимулирующих факторов, чтобы органы чувств определили их, как два отдельных ощущения (также выявляется для 50% случаев). Например, в соседнем помещении работает телевизор, а затем вы понимаете, что кто-то увеличил для него громкость. В данном случае разностный порог будет определяться, как суммарный уровень звука, который позволит вам понять, что стимулирующий фактор изменился. Необходимо понимать, что абсолютного значения для данного типа показателя не существует. Например, вы занимаетесь в спортзале и поднимаете штангу весом в 8 килограммов. Если прибавить к ней еще 5, то разница сразу почувствуется. А вот если речь идет о штанге весом 75 килограммов, то прибавку в 5 килограммов будет сложно ощутить. Эти иллюстрации свидетельствуют о том, что необходимо оперировать не абсолютным отношением, а процентным. Для примера выше соответствующие значения составили 37,5% и 7%.
  3. Финальный порог – это предельное количество стимулирующих факторов, которые могут ощущаться человеческим организмом.

Для научного обоснования понятия ощущений представлено несколько теорий, позволяющих глубже вникнуть в суть происходящего.

Теория обнаружения сигналов

Наверняка в вашей жизни случалась ситуация, когда вы находились в помещении с большим скоплением людей. В такие моменты концентрация внимания была максимально затруднена, поскольку на организм воздействует большое количество стимулов. В таких обстоятельствах, к примеру, сложно разговаривать с кем-то.

Сенсорная адаптация

Знакома ли вам ситуация, когда сначала (в момент появления) запахи и звуки представляются яркими и четкими, а затем они уходят на задний план, а ощущения как бы притупляются? Как только организм приспособился к монотонному воздействию, то это отключает его восприятие – как пример можно привести фоновое тиканье часов или запах собственных духов. Процесс получил название сенсорной адаптации и был сформирован в результате эволюции. Логика достаточно простая – если стимул неизменен на протяжении длительного времени, то нет необходимости в его постоянном ощущении.

Свойства ощущений

Модальность (разновидность) – это качественная характеристика любого возникающего ощущения. Иными словами – это основное направление соответствующего ощущения (осязание, зрение, вкус, слух, обоняние). В пределах каждой группы могут выделять субмодальности. Пример для вкусовой модальности – четыре субмодальности, среди которых ощущения соленой, кислой, сладкой и горькой пищи.

Инерционность – само по себе ощущение не возникает в организме синхронно с воздействием раздражителя, а наблюдается задержка в сотые доли секунды. При исчезновении раздражителя, ощущение также будет исчезать с некоторой задержкой. В данной категории следует выделить такое понятие, как длительность ощущения, которая характеризует временной критерий ощущения, как такового.

Интенсивность – количественная характеристика ощущения, которая будет изменяться в зависимости от отдельных качеств раздражителя и уровня чувствительности рецептора. Простой пример – когда заложен нос при простуде, часть запахов пропадает или искажает из-за снижения чувствительности сенсорной системы.

Пространственное расположение раздражителя – это способность рецепторной системы улавливать информацию о локализации источника раздражения (к примеру, мы ощущаем направление падения солнечных лучей).

Степень чувствительности – это характеристики ощущений, которые могут быть измерены количественно. Если говорить о нижней границе, определяющей возможность воздействия раздражителя, то это нижний абсолютный порог чувствительности. Если говорить о предельной силе раздражителя, свыше которой ощущение пропадает, то это – верхний абсолютный порог чувствительности.

Адаптация – это процесс своеобразной трансформации, которая включает в себя изменяющуюся чувствительность в органе чувств, что происходит вследствие воздействия раздражителя. Тут выделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная – сильный раздражитель притупляет ощущения, позитивная – слабый раздражитель повышает чувствительность.

Взаимодействие между ощущениями – это взаимосвязанный процесс, который увеличивает или уменьшает чувствительность одного из органов чувств, под воздействием другого. В данной категории выделяются отдельные формы:

Синестезия – стимуляция происходит одного анализатора ощущения, а вместе с этим раздражение наблюдается и в другом анализаторе, ассоциированном с первоначальным (пример про лимон, описанный в пункте выше вызывает зрительновкусовую синестезию). Исследованиями в данной области занимались такие известные ученые, как Лурия А.Р., Павлов И.П. и Бершетейн Н.А.

свойства и классификация ощущений

свойства и классификация ощущений

Классификация ощущений

Источником любого ощущения выступает раздражитель с определенной физической характеристикой. Исходя из этого, ощущения можно классифицировать в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на определенные сенсорные системы:

  1. Органические – они сопряжены с базовыми физиологическими потребностями, среди которых выделяется голод, жажда, недостаток кислорода и другие. Подобную группу сопровождает повышенный уровень эмоциональной насыщенности, однако, большинство таких ощущений относится к неосознанным. К примеру, некоторые группы болезней принято ассоциировать с эмотивной характеристикой (для сердца – недостаток любви и радости, для печени – избыток злости и гнева);
  2. Статические – эта группа ощущений несет в себе данные о статусе тела в пространстве, о движениях, которые совершаются, а также о положении отдельных конечностей друг относительно друга;
  3. Кинестетические – источником данной группы ощущений являются рецепторы, локализованные в мышцах и суставах. Кинестетические ощущения тесно связаны со зрительным аппаратом, поскольку наибольшая группа движений происходит под контролем зрения;
  4. Кожные ощущения – восприятие температуры, боли, окружающего давления, а также тактильных прикосновений;
  5. Осязательные ощущения – имеют несколько другую природу, нежели прикосновения, отличаясь своей преднамеренностью вместе с активным воздействием на предмет осязания. Одна из движущих сил познания мира в движении;
  6. Вкусовые и обонятельные – формируют психоэмоциональную среду, которая дает позитивный или негативный фон ощущений;
  7. Слуховые – отличаются двойственностью, поскольку у человека имеется пара из рецепторов для восприятия звука. Это объясняет затруднения людей, глухих на одно ухо, в восприятии источника звука, а также его местоположения;
  8. Зрительные ощущения – через цвет оказывается воздействие на человека, которое обуславливается не только нормальной физиологией, но и ассоциативным рядом конкретного индивида. Одни оттенки способны действовать на ЦНС возбуждающе, а другие и вовсе могут ввести в трансовое состояние. Среди стандартных ассоциаций – голубой цвет (ясное небо), оранжевый цвет (языки пламени) и другие.

Зачем и как тренировать ощущения?

При регулярной тренировке ощущений наблюдается значительное улучшение памяти. Известный факт, что информация будет запоминаться намного лучше, если она ассоциирована с каким-либо ощущением с органа чувств. К примеру, для улучшения прогресса в английском слова можно писать, делать более яркими или даже формировать связь с каким-то запахом. При этом процессы, протекающие в памяти, помогают хорошо развивать творческое мышление. Другими словами, можно говорить о том, чем больше ощущений испытывает человек, тем лучше у него когнитивные способности.

Расскажем об одном достаточно простом упражнении, которое отличается своей эффективностью. Его принцип состоит в том, что необходимо уделять 5-10 минут в день для тренировки одного своего чувства:

  • Зрение – сконцентрируйте внимание на предметах, попавших в поле зрения, при этом старайтесь уловить даже самые мельчайшие части, особенности формы, игру света и тени и т.д.;
  • Обоняние – возьмите продукты питания, которые находятся под рукой и старательно обнюхайте их (желательно заниматься этим в одиночестве). Постарайтесь детально проанализировать запахи, а также провести их сравнение между собой. Необходимо сконцентрироваться на обонянии, притупив все другие чувства;
  • Слух – сосредоточьтесь на звуковой информации вокруг. Для начала проведите сравнение отдельных звуков между собой, а затем постарайтесь выделять некоторые из них и попробуйте переключаться с одного на другой;
  • Осязание – сконцентрируйтесь на прикосновениях к различным поверхностям (смартфон, вода, стекло, одежда) и попробуйте уловить различия в возникающих тактильных ощущениях;
  • Вкус – возьмите несколько продуктов с разными вкусовыми характеристиками и попытайтесь понемногу попробовать их, сравнивая вкус и его оттенки. Для более углубленной тренировки пробуйте несколько разновидностей одного продукта (сорта сыра, виды хлеба и т.д.).

Некоторые могут усомниться в эффективности такой тренировки, утверждая, что все эти процессы происходят ежедневно. Важный момент в том, что ежедневное проявление ощущение – бессознательный процесс, а тренировка только тогда будет эффективной, когда является осознанной. Любые другие проявления ощущений воспринимаются мозгом, как фон.

Упражнения для самопознания

Что такое восприятие

Поговорим теперь о таком процессе, как восприятие и о его принципиальных отличиях от ощущений.

Ощущением будет называться сама способность услышать звуковые волны, в то время, как восприятие будет превращать их в прекрасную мелодию скрипки. Именно восприятие массива ощущений является важнейшим отличием от животных, а также вносит индивидуальные различия между людьми.

Само по себе восприятие действительно стало феноменальным явлением, поэтому многие ученые предпринимали неоднократные попытки сформировать теоретические основы данного процесса.

Принцип гештальта

Сохранение постоянства восприятия

Представьте себе такую ситуацию, что при любом изменении объекта через призму нашего восприятия, приходилось бы проводить его полную переработку в сознании. К примеру, по мере приближения к небоскребу, приходилось бы каждый раз заново оценивать его размер, потому что с каждым шагом здание кажется все больше и больше.


Способностью чувствовать и ощущать природа наделила всех живых существ на земле, но умение воспринимать происходящее требует наличия не только нервной системы, но и более высокоразвитых функций. Психология занимается исследованием большого спектра психических процессов, в том числе ощущений и восприятия человека. Эти понятия часто используются как равнозначные и взаимозаменяемые в речи, но в рамках научного подхода каждое из них имеет свои особенности.

Определение

Ощущение - это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.

Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.

color contrast

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Ощущение как основа восприятия

Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.

Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.

Так, в психологии восприятие - это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.

целостность восприятия

Характеристика ощущений

Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:

  • Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений - контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
  • Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
  • Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
  • Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.

органы чувств

Свойства восприятия

В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:

    Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.

elephant trunk

Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой - без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:

  1. Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
  2. Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
  3. Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
  4. Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
  5. Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
  6. Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
  7. Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
  8. Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый - с огнем и т. д.

artist making a picture

Разновидности восприятия

В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:

  1. Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.

восприятие пространства

Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.

Нарушение восприятия

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

нарушение восприятия

Синестезия как особый способ восприятия мира

Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.

Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.

феномен синестезии

Упражнение на восприятие

Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.

Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений. Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление.

Читайте также: