Чем связаны понятия душа дух духовность кратко

Обновлено: 30.06.2024

Что такое душа?

Что такое дух?

Дух — владыка тела. Например, когда человек в общественном месте хочет почесать ногу под штаниной, он останавливает себя. Это действие нашего духа — он помогает игнорировать потребности тела, когда это нужно, и дисциплинировать себя. Если лошадь захочет скинуть конюха, потому что ей неудобно, она это сделает. Если захочет лягнуть копытом — лягнет. Лошадь не будет контролировать себя, потому что эти действия в ее природе. Контроль ей не нужен. Зато контроль и дисциплина нужна человеку — у людей есть разум, что уже означает, что в их силах больше, чем просто удовлетворение базовых инстинктов.

Дух взаимодействует с более высокими уровнями нашей жизни — он тесно связан с духовностью, Господом. Если мы хотим прийти к Богу и пустить Его в себя,то мы открываем ему в первую очередь наш дух — разум. Душа и так всегда принадлежала Господу, а вот дух контролирует человек. Поэтому если вы хотите быть ближе к Господу, нужно работать с духовностью, развивать дисциплину. Если вы не будете подпитывать дух, то он будет медленно чахнуть и деградировать. Душа, например, чахнет и печалиться, когда мы не даем чего-то своему телу, не следуем инстинкту. Духу все равно на земное — его пища это что-то высокое.

Что общее между душой и духом?

Дух и душа, как уже было сказано, близкие понятия. Душа связана с телом — она дает ему жизнь. Чтобы душа не умирала и не чахла, человек должен работать не только с телом, но и с духом. Поэтому можно сказать, что дух питает душу. А сам дух получает подпитку от Господа. На протяжении жизни человека дух стремиться к Богу, потому что Он — источник его жизни и силы. Поэтому люди и обращаются к Всевышнему — даже без просветления они приходят к Нему самостоятельно. Потому что это естественная потребность нашего духа.

Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум, веру и волю. Разум, направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь.

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.




Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум, веру и волю. Разум, направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь.

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.

Дух, душа и духовность нематериальная основа жизни

Дух, душа и духовность близкие по смыслу родственные слова. Их объединяет корень дух-/душ-.

Все они обозначают нематериальную (идеалистическую) основу жизни человека. — Информацию определяющую мотивацию поступков и устремления людей. Представляющую из себя основанную на вере систему приоритетов духовных ценностей которая определяет жизненные цели и содержит алгоритмы методов их достижения, поведенческие стереотипы . И в конечном итоге влияет на формирование мировоззрения.

Духовность — это общее понятие, обозначающее нематериальную основу индивидуальной и общественной жизни вообще, в любом её проявлении.
,
Дух — представляет из себя души людей , а в некоторых случаях, и других живых организмов объединённые общей нематериальной (идеалистической), основой в группы. Группы бывают самые разнородные от микрогрупп состоящих из 2-х и более человек до больших социальных сообществ — нации, классовые сообщества (буржуазия, пролетарии, крестьяне), демографические ( по полу, возрасту),этнические т.п. В глобальном масштабе плоть до всего человечества. И даже, природные сообщества. Сообщества могут быть формальными и неформальными, постоянными и временными (например, пассажиры поезда или самолёта). В данном контексте наиболее подходящим синонимом к слову дух -является слово эгрегор.
Идеология сообществ становится руководящим принципом в выборе целей, эмоциональной оценке событий и моделей поведения их участников.

Душа является совокупностью генетически и культурно передаваемой из поколения в поколение информации. Носителем которой является каждый отдельно взятый индивид. Эта информация так же, определяет систему приоритетов жизненных ценностей человека, его цели и способы их достижения.

Таким образом, можно сделать вывод, что дух и душа — это проявление духовности на разных социальных уровнях. Дух — это духовная основа сообществ, а душа — духовная основа каждого отдельно взятого индивида.
То или иное понимание или не понимание индивидуумом смысла этих терминов во многом обусловлено уровнем его интеллекта и оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения и как следствие, определяет смысл жизни человека.

Дух человека

Д ля человека, только вставшего на путь самопознания, может быть сложно уловить разницу между некоторыми философскими и религиозными терминами. Одним из первых сложных вопросов, озаряющих искателя, является вопрос о душе и духе. На понимании подобных нюансов и на том, какие выводы для себя делает человек, разбирая и пропуская через себя информацию, строится духовный фундамент личности.

Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.

Махатма Ганди

С позиции православия душа — это самое важное, что есть в нашем теле, а дух — самое важное, что есть в нашей душе. Душа — это прежде всего ум, чувства и воля, но по своей природе она инертна и нуждается в направлении. Дух — истинный рулевой для души. Там, где живёт сильный дух, душа начинает раскрываться, подобно цветку лотоса.

статуя шивы

Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни — и человек стал душою живой

Связь души с духом

Животные созданы Богом, но не стремятся познать Бога. Их жизнь связана с инстинктами. Так, человек имеющий только зачатки духа и не развивающий их, тоже живёт инстинктами. У него есть душа, но она апатична. Она потеряла связь с Всевышним.

девушка, руки к небу

Человек может вести внутренний диалог, слышать голос совести (как если бы он настроил радиоприёмник на необходимую волну) и через этот диалог взаимодействовать не только с самим собой, но и с Богом. Это взращивание ростка и его питание. А семя закладывается в душу при рождении и может засохнуть и не превратиться в настоящее дерево без должного внимания.

Душевность и духовность

Русский язык наполнен фразеологизмами, связанными с душой, вот лишь несколько примеров:

  • Душа в пятки ушла
  • Камень с души упал
  • Как бальзам на душу
  • На душе кошки скребут
  • Стоять над душой

Связь тела и души издревле заложена в наших традициях, отсюда бесчисленное количество идиом, пословиц и поговорок, дошедших до наших дней. Ведя разговор о душе на бытовом уровне, мы воспринимаем её как нечто непорочное, и посему душевность в нашем языке никогда не имеет негативного смыслового окраса. Какой он, душевный человек? Не ищите энциклопедического ответа, для каждого существует своё определение душевности и душевного. Более того, по мере развития осознанности это определение будет видоизменяться и трансформироваться.

Душевность — ореол, теплота, наполненность, выраженная в благих действиях. Это свойственная некоторым людям эмоциональная самоотдача. Это стремление выслушать и помочь советом или делом. Душевный поступок — это исходящее изнутри желание проявить свою любовь к ближнему.

рука поддержки

Как мы влияем на окружающую среду, так и она оказывает влияние на нас. Если человек испытывает голод, если он постоянно беспокоится за свою безопасность, если он на передовой военного конфликта или просто болен — в такой жизненной ситуации говорить о душевности, духовности и осознанности не приходится.

Наша главная задача как вида и каждого отдельно взятого индивида — это преображение внутренней и внешней среды, это забота о тех, кто в ней нуждается. Создание такого мира, в котором человек сможет реализовать свой потенциал. Такая задача в высшей степени альтруистична. Стремление к реализации этого плана есть проявление душевности высшего порядка.

Чтобы быть духовным человеком, необязательно исповедовать религию или философию. Даже глубоко укоренённый в своих идеях атеист способен на жертву и альтруизм. В своём стремлении он может превзойти многих верующих, порой слепо и фанатично следующих законам и табу, давно ушедшим в прошлое. Если разобраться, духовность вообще не связана с религией. Она стоит вне её, будто огромная опора, без которой наш мир не сможет противостоять натиску времён.

Более подробно понятие духовности разбирается в следующей статье нашего клуба.

Душа и дух, как тело и его органы, нуждаются в правильном осознанном к себе отношении. Открывая себя миру, делая что-то и не стремясь получить компенсацию, мы накапливаем благость. Вне зависимости от религии и вероисповедания принципы человечности и альтруизма не должны ставиться под сомнение. Будьте добры друг к другу.

Душа и дух. Разница и соотношение

По-видимому, Апостол Павел не вполне ясно представлял себе, куда следует двигаться. В учении Христа сформирована четкая система взглядов и целей, но апостол Павел, с энтузиазмом ринувшийся распространять и пропагандировать христианство, как выясняется, не понимал главных положений учения того, кого он называл своим Учителем.

В одной из книг я прочитал о том, что в индийской философии понятия души и духа считаются родственными, а в высшем своем проявлении это одно и то же. Апостол Павел говорит, по сути дела, то же самое: дух и душа — это единое целое, на каком-то уровне они неразделимы. Высказывания апостола Павла, вероятно, соответствуют тем истинам, которые были изложены в Ведах, и той картине мира, которая была принята в иудаизме.

Из этих высказываний апостола следует, что дух, духовность важнее души. Но если дух важнее души, то это уже совсем другая картина мира и другая модель развития.

Апостол Павел говорит совершенно противоположные вещи. Может быть, он имел в виду то, что в душе соединены как Божественное, так и животное начала, — то есть душа может иметь как высшие, так и низшие проявления. Тогда в одних случаях душевное ниже духовного, а в других — наоборот. Но поскольку апостол Павел не мог объяснить, что такое душа, то его высказывания остались неясными и позволяющими толковать его слова как угодно.

Что же такое дух, и почему дух важнее души? Наверное, апостол Павел ориентировался на здравый смысл. Духовный человек — это тот, у которого высокий уровень развития сознания и понимания, который читает Священные книги и правильно внутренне ориентирован. Если задать себе вопрос, может ли умный человек быть душевным, то ответ, безусловно, будет утвердительным. А если задуматься о том, может ли глупый человек быть духовным, то ответ не будет столь однозначным. Получается, что развитое сознание, духовность, духовное возвышение человека гораздо более значимы, чем душевность, то есть теплота чувств.

Сейчас, вдумываясь в эти строки апостола, я понимаю, что очень сложно определить понятия духа и души. Причина в том, что в рамках языческого, прямолинейного мышления, которое не может объединить противоположности, мы воспринимаем человека как нечто единое и не видим, что человек есть объединение противоположностей.

Наш мозг состоит из двух полушарий, которые работают как две противоположности, создавая общую картину мира. Для того чтобы двигаться, необходимы два противоположных процесса — возбуждение и торможение. Процесс восприятия мира также включает в себя процессы возбуждения и торможения, — такова диалектика.

В душе кроются наше животное начало, инстинкты и память о прошлом. То, что мы называем сознанием, это опыт нашей жизни. А то, что можно назвать подсознанием, душой, — это опыт всех наших жизней, всех наших предков, и этот опыт может насчитывать миллионы и миллиарды лет. Кроме того, в душе есть знания не только о прошлом, но и о будущем.

Душа первична по отношению к духу. Душа развивается через устремление к Богу. Духовность есть побочный результат развития души. На внешнем уровне дух и душа разделяются.

Читайте также: