Чем прославился царь саул кратко

Обновлено: 02.07.2024

1-е тысячелетие до нашей эры начнется тогда же, когда бронзовый век сменится железным.

В это же время в Израиле наступает период монархии. Саул (по-еврейски "Shaoul" значит "Желанный") — первый царь Израиля.

Та иерархия, которую мы видим в библейских книгах, дает пророкам преимущество над царями. Один из пророков — против собственной воли — полагает начало монархии, другие будут возвещать ее конец.

Можно удивиться, что ни рож­дение Саула, ни рождение Давида не описывается как что-то чудесное. Эту нишу занимает рождение судьи и пророка Самуила (1 Цар 2. 1-21; ср. 9. И): он дарован Богом бесплодной женщине Анне, столь удрученной своим горем, что священник, видящий, как она молится в святилище, думает, что она пьяна. Когда Бог внемлет ее мольбе, она возносит такую по­бедную песнь, которая вполне соответствует рож­дению какого-нибудь военачальника (1 Цар 2. 1-10).

Однако Анна рождает Самуила, а Самуил не станет военачальником. Уместно спросить: а не относилась ли эта воинственная песнь первона­чально к рождению Саула?

Происхождение монар­хии рассматривалось поздними редакторами как смесь добра и зла, которую невозможно напрямую приписывать чудным делам Божиим. Отсюда и пе­ремена места этой древней песни с ее батальными и победными акцентами — песни, которая в один прекрасный день вдохновит "Песнь Богородицы" (Лк 1. 46-55).

О начале царствования Саула повествуется трижды. В 1 Цар 9. 1 - 10. 16 Саул после помаза­ния на царство входит в состояние пророческого транса. В 1 Цар 10. 17-26 обрамление военное, и повествование подчеркивает исполинский рост Саула. Не потому ли ему понадобилось прятаться в обозе?

Его не помазывают на царство, а провоз­глашают царем. В 1 Цар 10. 27 - 11.15 Саул рассекает на части пару волов, и этот жест вызывает столько страха и уважения, что сподвигает колена Израи­левы на победу, которая оборачивается для Саула новым возведением на царствование. Самуил при­зывает не обольщаться тем, что обстоятельства сложились в пользу монархии; из его речи следует, что монархия — зло, которое Бог только терпит (1 Цар 12. 1-25).

Эта речь — эхо первого обличения монархии, прозвучавшего из уст того же пророка (1 Цар & 10-22). Предваряя всю историю режима, он предвозвестил огосударствление, которое сделает каждого под­данного рабом, обслуживающим богатства и войны царя. Тем не менее, это предсказание начнет сбы­ваться только во времена Соломона и, особенно, во времена его сына. Саул же будет просто не способен исполнить и даже постичь подобную программу. Ни атмосфера того времени, ни, тем более, его собственный характер ему этого не позволят.

Его образ останется символом того Израи­ля, который еще не очень-то отличается от Ха­наана. Сигналом к смене эпох послужит экспансия филистимлян — народа чужеродного, пришед­шего из-за моря. Писатель представляет их как обладателей "тридцати тысяч колесниц и шести тысяч конницы" (1 Цар 13. 5), а также, что особенно важно, как обладателей монополии на производство железных орудий (1 Цар 13. 19-22).

В конце концов, они достигнут территории Галилеи. Именно там Саул окончит свою жизнь в борьбе с ними. А пока доминирующей особенностью его царствования будет неопределенность функций царя, жертвой чего он и окажется. Такой неясный статус очень точно соответствует страху, который живет в его душе.

Поначалу же он становится жертвой двойст­венной и очень примитивной формы профетизма — бреда. Свидетели удивляются (1 Цар 10. И). Рассказ о деятельности Саула обрамлен двумя преступ­лениями, за которые он платит своим низложением. Он совершил обряд жертвоприношения, узурпи­ровав место Самуила (1 Цар 13. 7-15).

Трофеи, которые Саул должен был уничтожить во имя "заклятия", он сохранил, чтобы использовать их для жертвоприношения (1 Цар 15. 15, 21-23). Виновен он или нет, речь всё время идет о превышении им своих полномочий. Такая ситуация тем более по­разительна, что Израиль, вплоть до Вавилонского пленения, будет предпочитать более определенное различение функций царя, священника и пророка, в то время как у первого царя они остаются смешан­ными, что делает его фигурой архаичной.

Действия, которые в эпоху Судей представлялись насилием, допустимым в силу обычаев, у Саула приобретают вид каких-то совершенно не приемлемых край­ностей. Так, Саул готов убить собственного сына, чтобы исполнить обет (1 Цар 14. 44): подобная черта, о которой без малейшего сомнения рассказывается в связи с Иеффаем (Суд 11. 35-37), осуждается в Сауле. Он пойдет намного дальше: желая истребить в Номве "восемьдесят пять священников, носивших льняной ефод" (1 Цар 22. 18*), он, когда его телохра­нители погнушаются это сделать, поручит то же самое потомку Исава. Крайности, святотатство, а также страх, который могла успокоить только арфа прекрасного юноши из Вифлеема по имени Давид.

Давид появляется тогда, когда Саул кло­нится к закату. Ребенок Давид убивает великана- филистимлянина Голиафа, не пожелав облачаться в доспехи, которые предлагал ему царь; Давида величают женщины; Саул терзается ревностью. Он проявит к юноше столько же ненависти, сколь­ко и любви.

Саул оказывается двойником Давида — двойником того солнца, которое, в силу только того, что оно солнце, вытесняет Саула в ночную тьму. Может быть, самый драгоценный плод истории отринутого царя — знание о том, что этот человек был любим, память о слезах, которые проливал Самуил, произнесший вердикт о его низложении (1 Цар 15. 26, 35). Трудно не предположить, что Бог упрекает Самуила за его плач о падении Саула (1 Цар 16. 1), чтобы не показать, что в это же время плачет и Он Сам.

Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо филистимляне опа­сались , чтобы евреи не сделали меча или копья.

1 Цар 13. 19

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы увидеть больше!

Саул первый царь израильский ( I Цар. IX, 2 ), сын Киса из колена Вениаминова.

Отец Саула был человек знатный среди израильтян, и сын его Саул отличался своей красотой и ростом. Не было красивее его среди Израиля – от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил, и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать об них. Саул так и сделал и отправился по указанию слуги к пророку.

Самуил, получивший свыше откровение о приближении Саула и наставление, как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов. Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все, что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию ( I Цар. X, 2–6 ).

Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и, наконец, по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликиул: да живет царь!

В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своей блестящей победой над Наасом и аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов Саул получил повеление Божие наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя амаликитского и пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Пр. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем.

С этого времени Саул упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы; злой дух овладел им; царские почести более не утешали его. Образ действий Саула во все это время относительно Давида показывает, что он теперь потерял всякое великодушие и благородство. Незадолго до его смерти снова возгоралась война с филистимлянами. Саул с робостью приготовлялся к этой войне и видел себя совершенно оставленным Богом, не получая от Него никакого откровения ни в сновидениях, ни устами первосвященников, ни через пророков. Тогда он обратился к суеверию и просил слуг своих поискать ему волшебницу. Те указали ему волшебницу в Аэндоре. Переменив свои одежды, он отправился к ней ночью и просил ее вывести ему Самуила (Самуила тогда уже не было в живых).

В чем состояло волхвование женщины, неизвестно; только она увидела Самуила, громко вскрикнула и, обратившись к Саулу, сказала: зачем ты обманул меня? ты – Саул. – И сказал ей царь: не бойся; скажи, что ты видишь? – Женщина отвечала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. – Какой он видом? спросил Саул. Женщина отвечала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинное одеяние. Саул понял, что это был Самуил, пал лицом на землю и поклонился ему. Явившийся спросил Саула: зачем ты потревожил меня и заставил выйти? Саул отвечал: очень тяжело мне; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать? Явившийся сказал: если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то что сказал через меня; Он отнимет царство от рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду, за то что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот Он предаст Израиля вместе с тобою в руки филистимлян и завтра ты и сыновья твои будете со мною.

Слова эти так сильно поразили Саула, что он вдруг пал всем телом на землю и силы не стало в нем, ибо он целые сутки был без пищи. Тогда женщина, подошедши и видя его в таком ужасном положении, упросила его принять пищи, чтобы подкрепить себя. Он сначала отказывался, но потом послушался, встал с земли и сел на ложе. Она заколола тельца и испекла опресноки и все это принесла и предложила Саулу и слугам его; и они подкрепили себя этой пищей и в ту же ночь отправились обратно.

На другой день произошло сражение на горе Гелвуйской. Евреи были разбиты и прогнаны. Три сына Саула были убиты на глазах его. Он сам, израненный стрелами, опасаясь поругания над собой необрезанных, просил оруженосца прекратить жизнь его, и, когда тот не согласился на сие, он пал на свой меч и умер. На другой день филистимляне отыскали труп Саула и трупы сыновей, отрубили голову Саула и воткнули ее в капище Дагона, оружие его положили в капище Астарты, а труп его и трупы сынов его повесили на стенах Вефсана. Узнавши об этом, облагодетельствованные некогда Саулом жители Иависа Галаадского, пришедши ночью, сняли трупы со стен Вефсана, сожгли их и похоронили остатки их близ своего города под дубом, почтив память своего благодетеля семидневным постом ( I Цар. XXXI ; IПар. X ).

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Саул - основатель Израильско-Иудейского царства (1025-1004 гг. до н.э.). Угроза порабощения филистимлянами и аммонитянами поставила израильские племена перед необходимостью объединения под началом одного вождя. В этой обстановке пророк Самуил объявил царем Саула, сына Киса, из племени вениаминитян. Будучи от природы человеком незаурядным и мужественным, Саул прекрасно справился с ролью объединителя. Вскоре двенадцать израильских племен сплотились в одно государственное образование, получившее название Израиль.
Освободительную войну Саул начал с нападения на аммонитян, осаждавших город Яшеб (Иашеб). У стен этого города ополчение Саула нанесло поражение аммонитянам. Этот первый успех поднял авторитет Саула среди соплеменников, которые окончательно признали его своим повелителем. Впоследствии Саул собрал большое войско из представителей всех израильских племен и начал упорную борьбу с филистимлянами — заклятыми врагами Израиля. И на этот раз удача сопутствовала Саулу. Он освободил от филистимлян свой родной город Гива и одержал над ними ряд побед в других местах. С целью обороны израильских племен, проживавших в Заиорданье, Саул вел успешные военные действия против царя Моава. Защищая северные пределы своего царства, Саул воевал с арамейским царством Соба. На юге ему пришлось столкнуться с амалекитянами и одолеть их в нескольких битвах. С племенами калебитов и кенитов Саулу удалось установить мирные отношения. Наконец, он увеличил территорию Израиля за счет присоединения нескольких ханаанейских городов.
Таким образом, энергичная деятельность Саула привела к возникновению в Палестине царства, с которым приходилось считаться соседям. Однако созданное им государство носило еще следы племенных отношений. Так, Саул каждый месяц собирал дружину у себя дома и советовался с ней под священным тамариском. Царь раздавал своим воинам захваченные у врага земли и виноградники. В царстве Саула не было ни настоящей столицы, ни административно-бюрократического аппарата, ни регулярной армии с опытными военачальниками.
Под конец царствования Саул стал вспыльчивым, склонным к суевериям и напрасным тревогам, нередко он бросался из одной крайности в другую. Он рассорился с пророком Самуилом, выдвинувшим его на царство, отчего последний порвал с ним и удалился в город Рама. После разрыва с Самуилом Саул стал страдать припадками тяжелой душевной болезни. Временами его состояние доходило до безумия.
В 1004 г. филистимляне напали на Израиль. Саул вынужден был встать на оборону страны. У Гелвуйских гор произошла решающая битва. Войско Саула было смято превосходящим по численности противником и обращено в бегство. В этой битве погиб сам Саул и трое его сыновей.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Шаул (Саул), царь Израиля в 1030-1009 гг. до Р. Х.
Из исторических преданий еврейского народа известно, что после своего поселения в Палестине израильтяне в продолжение нескольких столетий управлялись судьями и жрецами-первосвященниками. Но во второй половине XI в. до Р. Х., когда пророком и судьей в Израиле был Самуил, народ потребовал у него назначить царя. (Причиною этого были нечестивые сыновья Самуила, которые своими беззакониями и глумлением над справедливостью грозили подорвать основы гражданственности.) Хотя и с неохотой Самуил должен был исполнить желание сограждан и стал просить у Бога помощи в этом важном деле. Господь указал ему в колене Вениаминовом на отважного и сообразительного юношу Шаула. Однажды, встретившись с ним, когда Шаул искал потерявшихся ослиц, Самуил окропил его елеем и рукоположил в цари. Затем он собрал народ в Масфафу, представил Шаула израильтянам и сказал: "Этого человека Господь Бог назначил царем над вами". Далеко не все евреи восприняли Шаула всерьез. Много было таких, пишет Иосиф Флавий, которые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров. Однако спустя месяц после избрания Шаул снискал всеобщее уважение во время войны с амманитским царем Наасом. Этот царь напал с огромным и отлично вооруженным войском на заиорданских иудеев. Чтобы лишить их способности к военной службе, он велел всем, кто попадал ему в плен, выкалывать правый глаз. Узнав об этом, Шаул воспылал гневом, велел подрезать жилы у своих быков и послал их по стране с угрозой, что он сделает то же самое со скотом тех ослушников, что не явятся на следующий день с оружием к Иордану. Из страха перед этой угрозой, а также перед вражеским нашествием евреи во множестве сошлись в войско царя. Шаул скрытно переправился через реку, внезапно напал на врагов и в ожесточенном бою перебил множество амманитян, включая самого Нааса. Затем он пошел в их страну и совершенно опустошил ее.
Этот подвиг сильно способствовал распространению славы Шаула. С тех пор его авторитет в глазах народа сделался непререкаемым, а власть над страной получила твердое основание. В следующие годы он еще укрепил их удачными войнами с филистимлянами, моавитянами, идумеями и амалекитянами. Евреи под его управлением достигли благополучия и счастья, сделавшись могущественнее всех окрестных народов. Но так продолжалось только до тех пор, пока Господь благоволил к Шаулу. Однажды пророк Самуил передал царю Божие повеление: "Так как амалекитяне причинили много зла евреям во время их странствований по пустыне, когда они, выйдя из Египта, направлялись в ныне принадлежащую им страну, то Я повелеваю Шаулу отмстить амалекитянам, объявить им войну и, одержав над ними победу, не щадить никого из них, но перерезать всех, какого бы возраста они не были, начиная с женщин и кончая грудными младенцами? При этом запрещаю вам щадить их крупный и мелкий скот, не оставлять его в свое собственное пользование, но повелеваю посвятить все Мне, Господу Богу вашему, дабы? было истреблено даже самое имя амалекитян". Шаул обещал в точности исполнить Божие повеление. И действительно, уже в первой битве он истребил множество врагов. Потом евреи набросились на амалекитянские города, стали брать их один за другим и беспощадно избивать всех жителей, не считаясь ни с возрастом, ни с полом. Поначалу все строго соблюдали указание Господа, но позже, пресытившись убийствами, воины стали щадить мелкий и крупный скот, оставляя добычу себе. Сам Шаул первый подал пример неповиновения, сохранив жизнь амалекитянскому царю Агагу. По возвращении в Израиль он узнал от Самуила, что Господь гневается на евреев из-за их ослушания. Однако более чем на других вознегодовал Бог на Шаула и с этих пор отнял у него Свое благоволение.
Вскоре Самуил по слову Божию тайно помазал на царствие оруженосца Шаулова Давида. А Шаул тогда же почувствовал себя одержимым какой-то странной болезнью, выражавшейся у него в ощущении, что его душат злые демоны. Вместе с тем он стал испытывать сильную неприязнь к Давиду, который прославился на весь Израиль успешными битвами с филистимлянами. Шаул догадался, что Господь именно ему задумал передать Израильское царство. Не желая допустить этого, он велел своему сыну Ионату тайно убить Давида. Но Ионат был другом Давида и, вместо того чтобы исполнить отцовское повеление, предупредил того об опасности. Давиду удалось бежать, и все попытки Шаула поймать его остались безуспешны. С этого времени военная удача, прежде сопутствовавшая ему во всех начинаниях, совершенно изменила царю. Около 1009 г. до Р. Х. филистимляне начали крупномасштабную войну против Израиля. Шаул встретил их со своим войском у горы Гилбоа. Он молил Господа о помощи, но Он отдал победу врагам. Когда началось сражение, филистимляне сразу стали одерживать верх и перебили множество евреев. Среди других пали и все сыновья Шаула. Сам он, получив множество ран, заколол себя мечом.

Не был иудеем

В судьбе Саула (по крайней мере, по рассказу Священного Писания) уже проглядывает истинный характер будущего иудаизма. Саулу было приказано начать священную войну с амаликитянами: "Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла". Так и были истреблены все, "от мужа до жены, от отрока до грудного младенца", но "Саул и народ пощадили царя Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят. ". (Первая Книга Царств, 15, 9). За это Саул был отлучен Самуилом, тайно избравшим ему в преемники Давида из Иудеи. Саул пытался вернуть себе благосклонность левитов, усердствуя в "полном истреблении", затем пробовал убить Давида и этим спасти свой трон, но тоже безуспешно. В конце концов он покончил с собой. Вполне возможно, что ничего этого в действительности не было, и что это только рассказ из книги Самуила, написанной левитами сотни лет спустя. Неважно, правда это или аллегория, важны выводы из этой истории: Иегова требует "полного истребления" иноплеменных и ожидает, что его приказ будет выполнен буквально; жалость и снисхождение - тяжкие преступления, и прощены быть не могут. Этот урок повторяется много раз в будущем, причем не важно будут ли описанные события фактами или вымыслом.

Со смертью Саула 3000 лет тому назад перестало существовать и объединенное государство; Израиль не хотел иметь царем иудея Давида. Как пишет Кастейн, "остальной Израиль игнорировал его" и провозгласил царем сына Саула, Иевосфея, в результате чего произошло окончательное разделение на Израиль и Иудею. Согласно Книге Самуила, Иевосфей был убит и его голова послана Давиду, который восстановил номинальное единство страны и сделал ее столицей Иерусалим. В действительности, однако, Давиду не удалось объединить ни царство, ни племена: он лишь основал династию, продержавшуюся еще одно правление.

Рид Дуглас. Спор о Сионе, Глава 2. Конец Израиля.

Нарушил Закон

Саул истребил покоренное население, но пощадил царя Агага и сохранил в живых лучших животных. За это несоблюдение Закона, требовавшего полного уничтожения, Саул был отвергнут, лишен трона и уничтожен (так, по крайней мере, гласит левитская версия истории).

Рид Дуглас. Спор о Сионе, Глава 8. Закон и идумеи.


До Саула у евреев древнего Израиля не было царя. Но ситуация в стране накалялась из-за того, что Судьи Израиля не могли противостоять давлению со стороны соседних государств. Больше всех зарились на израильские земли филистимляне. Кроме того, сыновья священника Илии не только глумились над справедливостью и совершали беззаконные поступки, но и во время битвы потеряли Ковчег Завета.

После этого израильский народ потребовал у пророка Самуила поставить над ними правителя. Всевышний возвестил Самуилу, что на царство в Израиле должен быть помазан юноша из колена Вениаминова. Тем временем Саул отправился в город искать отцовских ослиц. Самуил сообщил юноше, что тот должен стать царем и помазал его на царство.

Эпоха царей (или Израильско-Иудейского царства) продолжалась примерно с 1029-985 г. до н.э, но данные относительно точных годов правления несколько рознятся, поэтому они не приводятся здесь.

Царь Саул

Годы жизни и правления царя Саула

Согласно ТаНаХу, царь Саул был человеком высокого роста и "не было никого красивее его". Но были у него и отрицательные черты, которые сослужили ему плохую службу: подозрительность, приступы ярости, меланхолия и ревность.

После того, как Самуил помазал его на царство, Саул собрал людей в Массифе и там бросили жребий, который указал на него, и народ, для которого помазание Саула все еще оставалось тайной, провозгласил его своим царем.

Саул был достойным правителем и одержал много побед над врагами. Именно он создал в Израиле первые регулярные войска, которые успешно бились против филистимлян.

В первый период своего царствования вера Саула во Всевышнего была крепка — за богохульство он даже готов был принести в жертву собственного сына Ионафана.

Но потом наступил второй период, который был омрачен конфликтом с Самуилом. Они окончательно разорвали отношения после того, как Саул не исполнил повеление Самуила и полностью не истребил амалекитян. После этого Саул чувствовал, что Всевышний оставил его, а царские почести больше его не утешали. Да и Самуил считал, что ошибся и выбрал народу не того царя.

Всевышний, отвернувшись от Саула, послал пророка Самуила, чтобы помазать юношу Давида на царство. После помазания на юного Давида снизошел Дух Творца.

После этого Давид оказался при дворе царя Саула, где успокаивал своевольного правителя игрой на кинноре и подружился с сыном царя Ионайаном. А потом будущий правитель совершил настоящий подвиг, победив в бою великана-фелистимлянина Голиафа, сразив его камнем из пращи.

Саул продолжал воевать с филистимлянами, но не чувствовал поддержки Всевышнего. Перед битвой при Гелвуе он не получил ответ свыше об исходе сражения, отправился к Аэндорской волшебнице, чем еще больше разгневал Всевышнего. Да и вызванный чародейкой дух Самуила предрек Саулу гибель.

Так, собственно, и произошло. В битве с филистимлянами пали три его сына: Аминадав, Иосафан и Мелхисуа, в сам Саул, окруженный врагами, с помощью одного из своих воинов бросился на свой меч. Так закончилось царствование Саула, на смену которому пришел Давид.

Царь Давид

Свой расцвет древний Израиль пережил при царе Давиде, который мудро правил государством. Давид был младшим сыном Иессея из Вифлеема, правнуком Воза и Руфи. В книге Самуила говорится, что он был очень красноречив и красив, смел и отважен, а еще обладал огромной силой. В юности он пас овец.

От преследований царя Саула Давид был вынужден бежать сначала к Самуилу, затем к Анхусу — филистимскому царю. Какое-то время Давид укрывался в Адолламской пещере, но конец его мытарствам положило переданное через пророка Гада повеление Всевышнего идти в землю Иуды.

Тем временем филистимляне нанесли израильтянам поражение при Гелвуе. После этого Давид со своими сторонниками прибыл в Хеврон, и местные старейшины провозгласили его царем. Таким образом, Иудея отделилась от Израиля — ведь царем другой части был провозглашен сын Саула Иевосхей. Междоусобная борьба завершилась победой Давида — старейшины в Хевроне избрали его царем всего Израиля. Интересно, что частью армии нового царя командовал филистимлянин Еффей, который происходил из того же города, что и побежденный Давидом Голиаф.

Свое царское правление Давид начал с победоносной войны против иевусеев, в результате которой его армия захватила Иерусалим. Именно туда царь перенес столицу государства, именно здесь родился будущий царь Соломон.

За годы правления Давида Иерусалим был превращен в сакральный центр иудейского государства, при нем богослужения стали более экзальтированными и музыкальными. В последнем нет ничего удивительного — ведь Давид был еще поэтом и музыкантом, и сам сочинял псалмы.

Еще до воцарения в Иерусалиме Давид сумел вернуть в земли Израиля Ковчег завета с каменными скрижалями десяти заповедей и теперь собирался построить для него Храм. Но это намерение осуществил Соломон, а Давид только начал подготовку к строительству.

Давид расширил и укрепил Иерусалим. Но, увы, его царствование не было безоблачным — против царя выступил его сын Авессалом. Разгорелась новая междоусобица, приведшая к гражданской войне. И снова победа была за Давидом, который после окончания смуты продолжил войны с внешними врагами. Битвы неизменно заканчивались победой израильского войска.

А потом был мятеж Савея, после подавления которого о своих правах на царский престол заговорил следующий по старшинству сын Давида — Адоний. После этого по настоянию свой жены Вирсавии и пророка Нафана Давид передал власть Соломону. Царь Давид правил Израилем 40 лет.

Царь Соломон

В Первой книге царей (Мелахим алеф) сказано, что Всевышний дал Соломону царский престол при условии, что он никогда не будет уклоняться от служения ему. Новый царь Израиля был наделен терпением и мудростью, которая осталась в веках и передается бесчисленными поколениями.

В отличие от Давида, Соломон был мирным правителем и практически не вел войн. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма. Также он приумножил политические достижения Давида как в мире, так и внутри страны.

Именно во времена Соломона древний Израиль достиг зенита своего могущества. Мудрый царь сумел покончить более чем с 500-летней враждой между евреями и арабами — для этого он женился на дочери египетского фараона.

Однако Соломон прогневал Всевышнего, возведя по просьбе одной из своих жен языческий жертвенник, где он поклонился ее божествам. За это Всевышний пообещал народу Израиля лишения, но уже после окончания царствования Соломона. Мудрый царь умер на 40 году своего правления, это случилось, кода он наблюдал за строительством алтаря. Приближенные похоронили Соломона только после того, как черви начали точить его посох.

Разделение царства, последствия

После смерти Соломона на царский трон взошел его сын Ровоам. Он жестко проводил свою политику внутри страны, чем вызвал недовольство части населения — десять колен Израилевых отказались считать его свои повелителем.

После этого недовольные объединились вокруг Иеровоама и образовали свое государство в северной части Израиля. Столицей нового государства стал Шомрон, а цари отошли от монотеизма и начали поклоняться финикийским божествам.

В общем, цари Израиля правили двумя государствами, нередко случались междоусобицы и государственные перевороты. А через некоторое время десять колен Израилевых были уведены в рабство. Южное Царство завоевал Навуходоносор, а Северное Царство разрушили ассирийцы.

Цари Израиля совершили великие дела. И пусть те времена уже давно прошли, но следы их правления мы наблюдаем до сих пор. Кто не знает о подвиге Давида или о мудрости Соломона? Их имена навечно вписаны в историю человечества.

© Еврейский культурный центр детские развивающие центры, курсы иврита, раннее развитие детей

Читайте также: