Чем отличалась гражданская война в ливане 1975 1983 гг кратко

Обновлено: 19.05.2024

гражданская война в Ливане ливанская война фото

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Площадь Пляс де Мартир (на фотографии, которую держит мужчина — то же место в 1960-х)


Бейрут до войны. 1959 год.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Развалины Бейрута.

До 1975 года Бейрут, несмотря на сложную религиозную картину, оставался жемчужиной Ближнего Востока. Город был довольно богат, здесь можно было встретить развалины римских сооружений и величественные руины мамлюкских укреплений. К 1990 году столица Ливана превратилась в пыльное месиво из бетона и снарядов — от богатой материальной истории не осталось ничего. Особенно большую роль в этом сыграла осада Бейрута израильской армией в 1982 году. Бомбардировка сравняла город с землей.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Солдат вооруженных сил Франции на улицах Дамаска

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Боец исламской милиции направляет автомат в сторону укреплений, где засели бойцы-христиане. Бейрут, 1982.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Зеленая линия, разделяющая враждующие стороны города. Бейрут, 1990.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Отель Holiday Inn, Бейрут.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Аэропорт Бейрута, 1982.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Аэропорт Бейрута, 1982.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Гражданские прячутся в гараже, переоборудованном в убежище во время уличных боев в Бейруте.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Пара справляет свадьбу. Восток Бейрута, 1987.

гражданская война в Ливане ливанская война фото

Мать и ее дети наблюдают за парадом на Зеленой линии. 22 ноября 1992 года.


Христианская милиция на улицах Дамаска.


Одно из немногих зданий, сохранившихся в Бейруте с довоенных времен. Сейчас здесь находится музей Гражданской войны.

Ливанскую политическую элиту окончательно расколол вопрос в отношении Организации освобождения Палестины (ООП) и нахождения палестинцев в Ливане вообще. Так мусульманские лидеры, включая премьер-министра, осудили действия армии против ООП, призвав военнослужащих-мусульман к неповиновению. Одновременно в христианских районах Ливана прошли демонстрации в поддержку армии. Ливанская армия стала стремительно распадаться, бывшие военнослужащие пополняли ряды всевозможных военных формирований (милиций), которые создавались разными конфессиональными группами и партиями. Все крупнейшие движения создали свои собственные вооруженные формирования.

Таким образом, Ливан раскололся по политическому и конфессиональному признаку — правые христиане против левых мусульман, включая палестинцев. В свою очередь правых христиан поддерживал Израиль и США, а левых мусульман — арабские страны и СССР.

Как началась Ливанская война. Ч. 2


Руководитель "Национально-патриотических сил Ливана" Камаль Джумблат (справа)

Первый этап гражданской войны



Уличные бои в Бейруте

Симпатии Советского Союза были в это время целиком на стороне НПС Ливана и палестинцев. И это было не удивительно. Акции правохристианских формирований отличались крайней жестокостью и сначала на порядок превосходили палестинские вылазки по степени кровавости. Это хороший пример тем, кто считает, что христианство — это религия добра и милосердия (что крестовые походы, инквизиция и действия христианских колонизаторов давно в прошлом), а ислам — оплот радикализма. В реальности любые войны под знаменем религии отличаются крайней степень жестокости и легко перерастают в геноцид.

Вмешательство Сирии

К январю 1976 года относится и начало вмешательства Сирии в дела Ливана. Правая христианская милиция начала активные действия, установив блокаду двух лагерей палестинских беженцев в контролируемом палестинцами пригороде Бейрута Карантина. Карантина была преимущественно мусульманским районом трущоб в христианском восточном Бейруте, который контролировали силы Организации освобождения Палестины. Население составляли курды, сирийцы, армяне и палестинцы. Карантина занимала стратегически важное положение, отрезая христианские кварталы Восточного Бейрута от христианских предместий города и христианской зоны контроля в Горном Ливане с центром в г. Джуние. Результат штурма и последующей зачистки 18 января 1976 года — 1000-1500 погибших палестинцев, включая мирных жителей. В итоге палестинцы обвинили фалангистов в намеренном истреблении мирных жителей, что было абсолютной правдой. В мировом сообществе прокатилась волна возмущения действиями фалангистов. Симпатии мирового сообщества склонились в сторону палестинцев.


Фотография сделанная Франсуазой Демюльдер во время резни в Карантине

Возобновляются столкновения в Бейруте. Установив контроль над банковской улицей в Бейруте, палестинцы предпринимают одно из самых знаменитых ограблений в мировой истории. В течение марта-апреля они грабят 11 банков! Для вскрытия банковских сейфов в Бейрут прибывают лучшие криминальные специалисты из Европы. В частности, было взорвано хранилище филиала Британского банка, а ценности, находящиеся в нем украдены. Сумма, заявленная министром финансов страны, составила 50 миллионов долларов в золотых слитках, наличными, в акциях и драгоценных камнях.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна


Христианство существовало в области, известной сегодня как Ливан, с 4 века. В 5 веке христианство стало доминирующей религией. После появления Ислама многие христианские общины побережья Ливана были исламизированы, здесь же расселялись арабские колонисты. Однако горы Ливана оставались оплотом христианства. Наиболее многочисленная община христиан Ливана, Марониты, получила название от патриарха Антиохии 8 века, ученого, Иоана Марона. История Ливана настолько связана с историей христиан Ливана, что без них и особенно маронитов, не было бы и самого Ливана.


Ливан периода Оттоманской Империи
В 1860г началась гражданская война между христианами и друзами. Причиной стала раздача ливанской земли. Друзы атаковали христианские деревни, их поддержали турецкие чиновники, к друзам присоединились суниты и шииты. Оттоманские войска не вмешивались, не желая противостоять мусульманам. В результате 15000 христиан было убито, десятки тысяч потеряли кров. Это была первая ливанская гражданская война между христианами и мусульманами.

События 1860г вызвали отклик в Европе, особенно во Франции. Крупные французские силы прибыли в Бейрут для защиты христиан. Иностранное вмешательство убедило османское правление в необходимости дать христианам некоторую автономию. Османы сформировли отряд из 160 человек (который позднее вырос до 10000). Это усилило христиан.

Не только Франция заботилась о защите христиан Ливана, в этом же направлении прилагала усилия и Россия. Защита международного сообщества помогла выжить христианам среди мусульманского окружения.

Ливанская Автономия в Оттоманской Империи (1861г)
Уступая иностранному давлению, в 1861г оттоманское правительство вынуждено было объявить Горный Ливан, населенный христианами, автономной областью, которая управлялась губернатором-христианином и советом из 12 человек.

Создание христианской автономии вызвало напряжение в отношениях с друзами и мусульманами, которое в 1903г вылилось в столкновения и привело к смерти 7 христиан и 15 мусульман. Приблизительно 20000 христиан, главным образом марониты, вынуждены были спасаться в горах.


Французский Мандат (1920г)
Власть христиан в Ливане упрочилась с учреждением в сентябре 1920г французского мандата. Создание Великого Ливана генералом Гоурдом, верховным комиссаром Сирии и Ливана, было первым шагом Франции в создании ливанского государства. Христиане впервые почувствовали себя хозяевами на своей земле. Их древняя мечта обретала реальность.

Великий Ливан включал не только Горный Ливан, где христиане составляли 85%, но и прибрежные и южные районы, где проживали и мусульмане. Для мусульман, после поражения арабской армии под Майсалуном, изгнания короля Фейсала и занятия Дамаска французами, это стало последним ударом. Ливанские мусульмане, предпочитавшие протекторат Сирии, стали для Ливана бомбой замедленного действия.


Образование Государства Ливан (1943г)
В 1943г было образовано государство Ливан. Президент Ливана, Бишар Аль-Хори (христианин) и премьер-министр, Риад Солех (мусульманин), заключили неписанное соглашение, названное Национальным Пактом. Национальный Пакт предусматривал политическую систему, согласно которой должность президента закреплялась за маронитами, премьер-министра - за суннитами, а председателя парламента - за шиитами. Пакт регулировал места в парламенте, министерские посты, армейские и административные должности. Пакт действовал в течение 32 лет, пока не наступил 1975 год.

Ливанская политическая ситуация между 1943-1975гг характеризуется ростом напряжения. Главными причинами напряжения стали гражданская война 1958г, арабско-израильские войны 1967 и 1973гг, приток палестинских беженцев и приход ООП в Ливан в 1970г. Эти события стали катализаторами гражданской войны 1975г и падения политической системы в 1990 году.

Образование Государства Израиль (1948г)
Создание Израиля нарушило гармонию между ливанскими христианами и мусульманами. Причина - в публичных встречах христианских лидеров с израильскими. Мусульмане смотрели на Израиль, как на врага и любое сотрудничество с ним считали изменой.


Патриарх Антуан Арида был первым христианским лидером, подписавшим соглашение с еврейским руководством в 1946г. Соглашение устанавливало принципы близких связей и сотрудничества между маронитами Ливана и еврейским ишувом (сообществом) в Палестине, на основе взаимного признания прав и национального уважения. Другие христианские лидеры также публично выражали симпатии еврейской общине Палестины, среди них, архиепископ Бейрута, Игнатиус Мубарак. Христиане не делали тайны из своего стремления к взаимо-выгодным связям с еврейским ишувом. Это показывает, что христиане искали союзника, для защиты от мусульман, которые постепенно дистанцировались от Национального Пакта. Мусульмане, видя в Израиле препятствие своему доминированию, искали поддержку у палестинских арабов.



Гражданские волнения (1958г)
Первый вызов Национальному Пакту был брошен в 1958г. Объединение Сирии и Египта породило волну пан- арабизма и привело к мусульманским вооруженным выступлениям, к которым присоединились левацкие нассеристы и баасисты (БААС - сирийская соц.пария). Силам правительства удалось обуздать бунты при помощи американских морских пехотинцев, посланных Эзенхауэром.

Бунты 1958г проявили поляризацию ливанского общества, с одной стороны - христиане, отстаивающие суверенитет Ливана, с другой - мусульмане и левые, стремящиеся к объединению с арабской лигой.


Шестидневная война (1967г)
Война 1967г еще больше обострила отношения между христианами и мусульманами вследствие отказа ливанского правительства от участия в войне против Израиля. Этот отказ привел в ярость многих ливанских мусульман.

После поражения Арабов в войне 1967г палестинские арабы предприняли ряд военных акций против Израиля с территории Ливана. Израиль принял ответные меры. Палестинские военные действия против Израиля разделили христиан и мусульман. Мусульманские лидеры поддержали палестинских арабов, христианские лидеры выступили против втягивания Ливана в ближневосточный конфликт.

Каирское соглашение 1969г дало палестинцам право автономного управления в их лагерях в Ливане. Христиане возражали против этого соглашения, утверждая, что оно нарушает суверенитет Ливана.

В ответ христианская партия Фаланг (Катаиб) и Национально -Либеральная партия Камилла Шамуна, создали военные лагеря христианской милиции. Позже, в 1970г, милиция помогала ливанской армии в столкновениях с палестинскими боевиками.


В сентябре 1970г иорданская армия изгнала палестинских боевиков, не позволив им превратить Иорданию в плацдарм для атак Израиля. Изгнанные из Иордании боевики пришли в Ливан, который собирались превратить в очередную базу своей деятельности.

Каирское соглашение 1969г было в интересах палестинцев. Мусульманские и левые парламентские фракции использовали палестинскую автономию в Ливане для усиления своей военной и политической власти.

Христианские Политические Партии и Организации Ливана
Партия Фаланг (Kataib) - наиболее важный участник событий. В начале 1950х Фаланги вошли в парламент. Членами партии были не только христиане, хотя Фаланги, по существу, были партией маронитов.


Радикальная часть партии считала создание Большого Ливана в 1920г ошибкой, так как оно снизило процент христиан. В целях сохранения своего народа и культуры в условиях быстро растущего мусульманского населения, они были готовы на отделение христианского Ливана. Вторая часть партии (Пьер Жмаэль) полагала, что христиане смогут выжить путем компромисов с мусульманами и Сирией. Третья часть партии (Башир Жмаэль) относилась скептически к возможности компромиса с мусульманами и видела выход в союзе с Израилем, в мобилизации ливанской диаспоры и в поддержке стран Запада. Башир Жмаэль и его линия пользовалась наибольшей популярностью у христиан. Позже, он был избран президентом, но был убит за 12 дней до вступления в должность. Его брат, вступивший в должность, был намного слабее.

Ливанские Силы (Lebanese Forces LF) - армия Фаланг, насчитывала до 20000 человек, из них 3000 кадровых военных. Под руководством Башира Жмаэля ЛС стали мощной армией. В гражданской войне до 1982г ЛС объединяли силы всего Ливанского Христианского Фронта.


Национально Либеральная Партия - основной союзник Фаланг. Руководитель партии Камилл Шамун, бывший президент Ливана в период с 1952 по 1958 гг, был жестким противником пан-арабизма и коммунизма. Партия выступала против присуствия Сирии в Ливане.

Партия Аль Маради - представляла интересы Сулэймана Франжье, президента Ливана в начале гражданской войны. Имела вооруженные силы – (Освободительная Армия Згарта). С 1975 по 1978гг состояла в союзе с Фалангами, который закончился конфликтом.

Орден Монахов Маронитов. Маронитская церковь играла большую роль в ливанской политике. Она стремилась сохранить права христиан. Глава Ордена, отец Шарбэль Кассис, проводил провоеную линию. Орден, владея значительными пахотными землями, обеспечивал финансовую и политическую поддержку маронитской милиции. В монастырях хранилось оружие, боеприпасы и провиант для солдат. Священники считали своим долгом защитить христиан от палестинцев и мусульман.

Лига Маронитов - военая милиция, возглавляемая Шакером Абу Сулейманом, горячим сторонником отца Кассиса. В отличие от Фаланг, Лига не имела политического представительства. Лига была союзником Фаланг, но не сливалась с ними.


Защитники Кедров - военное формирование, около 500 человек, коммандир - Этьен Сакр. Защищали конфессиональную идеологию и были самыми жесткими бойцами среди христианской формирований. Разделяли идеологию Саида Акла, которая отделяла Ливан от арабского мира. В концепции Акла - Ливан и его народ - наследники финикийской цивилизации, внесшей вклад в развитие мировой культуры, роль ислама и арабизма в культуре Ливана в ней минимизирована. Защитники Кедров не скрывали своих отношений с Израилем, в отличие от Фаланг и Национальных Либералов. Они прямо заявляли в 1976г, что христиане должны обратиться к Израилю с просьбой о защите того, что еще сохранилось от Ливана.

Аль Танзим (Организация) - первоначально, небольшое тайное общество христианских офицеров ливанской армии, которые поддерживали Фаланги. Танзим принимал и гражданских лиц, главным образом из верхних слоев общества. Танзим имел свою милицию, около 200 человек.

Начало Гражданской Войны (1975г)
Результатом гражданской войны стало ухудшение положения христиан в Ливане и их политического статуса. Война началась в 1975г, ее причинами считают два события:

Первое: в феврале 1975г союз рыбаков выступил против создания монопольной Протеиновой Компании. Выступление вышло за мирные рамки, армия применила оружие, смертельно ранив Маруфа Саада, лидера сунитской организации Нассериты Сидона. Последовали демонстрации в главных городах Ливана и стычки между христианскими войсками и мусульманскими боевиками, к которым присоединились палестинцы.

Второе: покушение 13 апреля 1975г на Пьера Жмаэля, лидера Фаланг, во время его посещения церкви. Жмаэль выжил, но трое его телохранителей погибли. Группа милиционеров маронитов предприняла ответные меры, захватив автобус с палестинцами и убив 27 из них. Инцидент повлек столкновения по всей стране между фалангистами, с одной стороны, и палестинскими и лево-мусульманскими формированиями - с другой, приведя к 300 жертвам за три дня.

Примечание:
Кроме упомянутой в тексте версии о происхождении самоназвания маронитов от Патриарха Иоана Марона VIII веке, существует и другая, возможно, более правильная версия, согласно которой это название происходит от отшельника Мара Марона, жившего в IV веке недалеко от города Кирра в Сирии.


Хезболла (1985–1990) (с 1980 г., в основном КСИР и армейские военизированные формирования)

ВСООНЛ (с 1978 г.)
[[]] (1982–1984 гг.)

Плантилла: Силы сдерживания арабских государств Лиги арабских государств Геодатос (1976–1982) [ 3 ]


(1976–79) (1976–79) (1976–79) Ливия (только 1976) Плантилла: Геодатос, Южный Йемен (1976–77)





Гражданская война в Ливане ( арабский : الحرب الأهلية اللبنانية ‎ - Al-Harb al- Ahliyyah al-Libnāniyyah ) была многогранной гражданской войной в Ливане , длившейся с 1975 по 1990 год и повлекшей за собой оценочное число погибших от 2 до 120,01 ] . , около 76 000 человек остаются перемещенными лицами в Ливане. [ 6 ] Был также исход почти миллиона человек из Ливана в результате войны. [ 7 ]

До войны Ливан был многоконфессиональным обществом, в котором мусульмане -сунниты и христиане составляли большинство в прибрежных городах, мусульмане- шииты проживали в основном на юге и в долине Бекаа на востоке, а горное население составляло большинство друзов и христиан. Правительство Ливана находилось под значительным влиянием элит среди христиан- маронитов . [ 8 ] ​[ 9 ] ​ Связь между политикой и религией укрепилась под мандатом французских колониальных держав. с 1920 по 1943 год, а парламентская структура отдавала предпочтение лидерству своего христианского населения. Однако в стране проживало большое количество мусульман, и многие панарабские и левые группы выступали против прозападного правительства. Создание государства Израиль и перемещение ста тысяч палестинских беженцев в Ливан во время исхода 1948 и 1967 годов способствовали изменению демографического баланса в пользу мусульманского населения. Холодная война оказала на Ливан мощное дезинтегрирующее воздействие, тесно связанное с поляризацией, предшествовавшей политическому кризису 1958 г. , поскольку марониты встали на сторону Запада, а левые и панарабские группы встали на сторону союзных с Советским Союзом арабских стран . [ 10 ]

Боевые действия между маронитскими и палестинскими силами (в основном из Организации освобождения Палестины ) начались в 1975 году, позже левые, панарабские и ливанские мусульманские группировки заключили союз с палестинцами; [ 11 ] но в ходе боевых действий альянсы менялись быстро и непредсказуемо. Кроме того, иностранные державы, такие как Израиль и Сирия , были вовлечены в войну и сражались на стороне разных фракций. Силы по поддержанию мира, такие как Многонациональные силы в Ливане и ВСООНЛ , также были размещены в Ливане.

Разработка

Начало войны (1975-1977 гг.)

Уже во время Шестидневной войны в Ливане проживало около 400 000 палестинских беженцев. В стране уже была история конфликтов между различными группами мусульман, христиан и друзов . Между 1968 и 1975 годами ООП начала формировать вооруженные ополчения из числа беженцев для совершения нападений на Израиль , который взял под свой контроль большую часть юга страны, что привело к столкновениям с силами ливанской армии. Столкнувшись с этой угрозой своей традиционной власти, ливанские христиане начали вооружаться, за чем последовала милитаризация различных политических или религиозных групп. Около 1971 г. ситуация вышла из-под контроля, что привело к локальным дракам. Столкнувшись со столкновениями между различными группировками, ливанское правительство, сильно ослабевшее, не смогло поддерживать порядок, что привело к ожесточенным столкновениям в Бейруте между христианами с востока города и палестинцами из различных лагерей в нем, и которые вскоре распространился на остальную часть страны (апрель 1975 г.).

Столкнувшись со столкновениями между националистическими, правыми и христианскими группами против палестинцев и левых, национальное правительство призвало к вмешательству сил Лиги арабских государств , состоящих в основном из сирийских солдат, которые в конечном итоге поддержали правительство, контролируемое христианами. Столица, как и вся страна, была поделена между разными сторонами, которые постоянно воевали друг с другом.

16 июля 1981 года палестинские ракеты убили трех израильских мирных жителей. На следующий день израильские самолеты подвергли массированной бомбардировке офисы ООП в Бейруте, в результате чего погибло от 200 до 300 человек, в основном гражданские лица Ливана, и более 800 человек получили ранения. [ 15 ] Столкнувшись с нападениями палестинских ополченцев из Южного Ливана на свою территорию, Израиль решил начать наступление , уничтожив их базы и вынудив их отступить на север и занять территорию вместе с христианскими ополченцами, оставив реку Литани в качестве предела. .

В 1982 году, столкнувшись с нападениями палестинских ополченцев из центрального Ливана, израильские войска начали новую кампанию на север, победив как палестинцев, так и их левых и сирийских союзников. ООП эвакуируется из Бейрута, когда израильская армия захватывает город. Столкнувшись с израильской интервенцией и их союзом с христианами, сирийские войска начали поддерживать исламские группировки.

Израильская оккупация (1983-1985 гг.)

После израильской оккупации палестинцы и их союзники инициируют партизанскую кампанию и атаки смертников, с помощью которых они вынуждают израильтян снова отступить к югу от Литани, оставив своих христианских союзников в покое. Столкнувшись с ситуацией в стране, войска ООН обосновываются в Ливане, в основном на юге, и пытаются реорганизовать ливанское правительство и вооруженные силы, в дополнение к коалиционным силам, состоящим из США , Франции , Италии и Соединенного Королевства , которые пытается восстановить мир в столице, но терпит неудачу.

Конец войны (1986-1989)

В последний период гражданской войны различные попытки мира и примирения терпят неудачу, частично предотвращенные палестинскими ополченцами, поэтому для противостояния им формируется союз между христианскими, левыми, сирийскими и ливанскими мусульманскими силами. Демобилизация комбатантов и их включение в формальную политику началась медленно.

мирный договор и амнистия

В 1990 году были умиротворены последние конфликтные зоны, особенно в Бейруте, а годом позже была объявлена ​​всеобщая амнистия бывшим комбатантам, хотя сирийская оккупация части севера и востока страны продлится до 2005 года, а израильская оккупация южную часть до 2000 года. Эта длительная война унесла жизни от 130 000 до 250 000 человек, еще один миллион был ранен, 100 000 с различной степенью постоянной инвалидности и еще миллион бежали из страны за границу.

Читайте также: