Чем отличается православная школа от обычной

Обновлено: 15.05.2024

Третий год во Всеволожске существует Православная гимназия, в которой учатся дети с первого по четвертый класс. В ней состоялась встреча за круглым столом с педагогами гимназии. Сегодня мы публикуем их ответы на некоторые заданные вопросы.

– Что представляет собой Православная гимназия сейчас, кто в ней учится, кто преподает?

Татьяна Викторовна Парамонова, директор гимназии:

– Педагогический состав у нас с высшим образованием, по всем предметам работают специалисты. Всего у нас 24 учащихся. В начале нового учебного года гимназия переехала в прекрасное здание, расположенное в микрорайоне Бернгардовка, рядом с храмом во имя свв. Константина и Елены.

Кроме обычных предметов, которые преподаются по программе школ России, у нас по пятницам для мальчиков – столярное дело, для девочек – шитье. Мы считаем правильным, если дети с первого класса будут приобщаться к труду. В школе большой актовый зал, здесь в том числе проходят два раза в неделю занятия по физкультуре, третий раз мы будем заниматься в детской спортивной школе Олимпийского резерва. В школе имеются два фортепиано, к праздникам дети готовят спектакли и музыкальные номера. Это является неотъемлемой частью учебного процесса.

Если говорить о педагогическом составе, то он у нас практически не меняется. Все владеют своими предметами, учителя очень доброжелательные, добросовестные и, разумеется, – православные. Елена Евгеньевна Шандрова – преподаватель музыки и учитель 2 класса. Алена Павловна Волкова – учитель первого класса. Ольга Васильевна Приходько – преподаватель физкультуры. Жанна Викторовна Ермолаева – учитель технологии, Екатерина Евгеньевна Краснова – преподаватель риторики.

– Религиозные предметы кем и как преподаются?

Т.В. Параманова: Религиозный предмет в нашей гимназии – это Закон Божий. До революции он существовал во всех русских школах, сейчас лишь в православных гимназиях. Его ведут священники: священник Арсений Гуцу – настоятель храма св. прав. Лазаря, иерей Дионисий Бунцев из храма Константина и Елены, также иерей Александр Завацкий из храма прп. Серафима Саровского. Для детей большая польза в том, что приходят батюшки и ведут такие уроки.

– Как осуществляется набор в гимназию? Принадлежность православию обязательна?

Т.В. Парамонова: Воцерковление родителей – это обязательно. Перед началом каждого учебного года у нас проходит собеседование с родителями, желающими отдать детей в гимназию. Приглашаются все учителя, а также священники, курирующие обучение.

– Многим было отказано?

Т.В. Парамонова: В этом году мы всех приняли, поскольку родители являются прихожанами всеволожских храмов. Их мы хорошо знаем.

– Критерий успешности любой школы – знания учеников. У Вас все-таки замкнутый коллектив, есть ли объективные данные об успеваемости? Как она выглядит на фоне обычных школ?

О.В. Приходько: Мы работаем по той же программе, что и образовательные школы. Любой предмет – математика, русский язык, чтение – у нас даются в нужном объеме. Однако мы углубляем программу заданиями и текстами с православным уклоном.

Т.В. Парамонова: Главное, что в конце каждого года мы сдаем экзамены в 4-й школе города Всеволожска. У всех детей имеются личные дела, они сдают экзамены, им выставляют в личное дело отметки за год. Каждую четверть мы пишем итоговые контрольные работы. Таким образом, имеется объективная картина успеваемости наших учеников.

– И как успехи за прошлый год?

– За прошлый год все сдали успешно экзамены за первый и за второй класс.

– Отчисленные есть?

– Нет, отчисленных нет.

– Отучатся дети в православной гимназии четыре года, а в пятый класс пойдут в общеобразовательную школу, где в классах иной раз по 35 человек. Не потеряются ли они там? Как будет решаться вопрос социализации?

Е.Е. Краснова: Если ребенок проявил себя как личность, он не потеряется. Имея коммуникативные способности, он соберет возле себя небольшой коллектив. Кроме того, наши дети посещают кружки, секции, спортивные мероприятия наряду с детьми из обычных школ, и никаких проблем при общении не возникает.

– В православной гимназии преподают предметы риторику, для чего она нужна?

– Круг чтения как-то по-особому формируется? Или идет в русле общеобразовательной школы?

– А каким образом у детей поощряется и развивается творческая жилка вне обязательной школьной программы?

Т.В. Парамонова: К Рождеству Христову и на Пасху делаем выставки рисунков. Они проходят с призами, с обсуждением лучших работ. Детские рисунки сохраняем на весь период обучения, чтобы ученик открыл потом свою папочку и увидел, как он делал когда-то первые шаги в рисовании.

– Какие у гимназии планы на будущее, последует ли развитие?

Ж.В. Ермолаева: Не хотелось бы отпускать детей на половине пути, а довести их до сознательного возраста…

Т.В. Парамонова: И у меня теплится надежда, что мы не ограничимся начальной школой, а рано или поздно в православной гимназии появятся классы с пятого по девятый. Тогда это будет полноценное образование.

– Если бы Вас попросили ответить в нескольких словах, в чем самое главное отличие православной гимназии от общеобразовательной школы, как бы вы ответили?

Т.В. Парамонова: Молитва во всех делах – это главный воспитательный элемент. Наши дети ходят в храм, мы даем знания, формируем умение правильно поступить и сделать свой выбор в поступках по Заповедям Божиим. В результате дети к 11 годам приобретают вместе с семьей навык христианской нравственности.

Гимназия — это негосударственное среднее учебное заведение, у которого есть лицензирование и аккредитация (лицензирование означает право преподавать, а аккредитация — право выдавать аттестат государственного образца). Все те требования, которые государство предъявляет к обычным школам, выполняются и в православной гимназии. То есть соответствие государственным стандартам образования, санитарно-технические нормы и так далее. В этом отношении никакой разницы с обычной муниципальной школой нет. Нет здесь и платы за обучение (вернее, родители оплачивают только питание детей и гимназическую форму).

Но чем же она от школы отличается?

Фото Виталия Каплана

Урок во втором классе. Детям здесь интересно учиться — еще и потому, что они не боятся задавать вопросы. На уроке подчас бывают разговоры не только по изучаемой теме, но и просто о жизни. Фото Виталия Каплана

Но самое главное даже не это, а та система отношений, та атмосфера, которая здесь культивируется. Уважение к личности ученика, дружба учителей и учеников (причем дружба, не переходящая в фамильярность и попустительство), забота старших учеников о младших. Да, такое можно встретить и в хорошей светской школе, но здесь это вытекает из объединяющей всех гимназистов и учителей православной веры.

Гимназия действительно гарантирует духовную безопасность ребенка?

Стопроцентную гарантию духовной безопасности не может дать никто, в том числе и православная гимназия. Но, действительно, в этой гимназии дети духовно гораздо более защищены, чем их сверстники в обычных школах.

Фото Виталия Каплана

В этом здании гимназия занимается с 2005 года. Поначалу оно было совсем неприспособлено для работы с детьми, пришлось делать несколько ремонтов, не прерывая при этом учебного процесса. Сейчас здесь уютные кабинеты, большая столовая, спортзал. Естественно, все это требовало больших вложений, и если бы не помощь спонсоров и местной администрации, ничего бы этого не было. Фото из архива Семёновской гимназии

Но ведь после тепличных условий могут быть проблемы во взрослой жизни. Как быть?

Фото Виталия Каплана

Одиннадцатиклассники переходят для занятий в другой кабинет, но по пути обсуждают что-то с отцом Андреем (помимо того, что он духовник гимназии, он ещё и классный руководитель 11 класса). Фото Виталия Каплана

Однако бывают ситуации и гораздо более сложные, чем у Дмитрия. Так, например, одному из выпускников, курсанту Академии МВД пришлось выдержать тяжелейшее давление атеистически настроенных преподавателей, вплоть до того, что с него пытались сорвать крест. Парень выдержал, не сломался, но можно представить, насколько ему было трудно.

Есть ли причины не отдавать ребенка в гимназию?

Да, такие причины есть. Это равнодушие родителей к вере. В первые годы Семеновской гимназии подчас туда отдавали детей из неверующих семей — из тех соображений, что там высокий уровень обучения и хорошая моральная обстановка. Но рано или поздно начинались проблемы — когда гимназия и семья тянули ребенка в разные стороны. Гимназия пыталась воспитывать его в православной вере, настаивала на посещении храма, соблюдении постов — а родители считали все это необязательной блажью. Или, скажем, в гимназии пытались приучить ребенка к честности, а дома он постоянно был свидетелем того, как родители врут друг другу и посторонним. Или, например, гимназия нетерпима к сквернословию — а в семье это обычное дело. Когда возникают такие противоречия, то у ребенка происходит тяжелый внутренний кризис. Когда становится невозможным доверять и родителям, и учителям, то ребенок может впасть в депрессию, а может вообще перестать верить взрослым, пытаться ими манипулировать.

Именно поэтому в Семеновской гимназии почти все ученики — из воцерковленных семей, где родители не только на словах, но и на деле готовы придерживаться общего с гимназией подхода к воспитанию. Эта система воспитания строится на Православии и подразумевает взаимодействие с родителями. Если же родителям Православие не нужно, то лучше, наверное, не отдавать ребенка в православную школу.

А кто там работает? Священники?

Все остальные учителя гимназии — миряне. Все они имеют профильное образование. Директор гимназии, Светлана Александровна, преподает с 1990 года, по специальности — учитель математики. Директором православной гимназии стала в 2007 году, а до того работала завучем в сельской школе.

Правда ли, что в гимназии дети живут как в армии, по строгому монастырскому уставу?

Фото Виталия Каплана

2009 год. Соревнования по спортивной гимнастике. Учитель физкультуры и тренер Андрей Лызлов (за три года до рукоположения). Фото из архива Семёновской гимназии

Что там с оценками и экзаменами?

Куда потом деваться ученикам? В семинарии?

Попасть в гимназию очень сложно?

Да, попасть в гимназию сложно. И не только потому, что туда стараются принимать только детей из воцерковленных семей, причем с первого класса, но и потому, что существуют предельные нормы наполняемости классов и при всем желании педагогов нельзя взять детей больше, чем положено. То есть просто нет мест, и освобождаются они крайне редко. Впрочем, иногда бывает, что дети поступают в гимназию со стороны. При этом им подчас не только сложно попасть, но и сложно учиться, потому что требования здесь высокие, уровень обучения гораз­до выше, чем в среднем по городу. Один шестиклассник, к примеру, рассказал, что помогает делать уроки своему другу-семикласснику из обычной школы и это не доставляет ему особых трудностей.

Кстати, у многих гимназистов есть друзья из обычных школ, которые мечтают попасть в гимназию.

Чем провинциальная гимназия отличается от столичной?

Десять лет спустя

Семеновская гимназия

Очерк вышел давно, с тех пор многое изменилось и в мире, и в стране, и в церковной жизни. И нам стало интересно, а что же происходит с Семеновской гимназией? Оправдались ли наши ожидания? Удалось ли сохранить ту атмосферу, которая была десять лет назад?

На этот счет были опасения. Во-первых, десять лет — большой срок для социально-педагогического проекта, мы знаем немало примеров, когда начинания, вознесшиеся мощно, спустя какое-то время угасали. Во-вторых, в 2007 году в гимназии сменилось руководство, и непонятно было, что там происходит сейчас. Поэтому-то и решили снова приехать и посмотреть своими глазами.

Что ж, оказалось, что за десять лет и впрямь изменилось многое — но это позитивные изменения. Лучше стало с финансированием, полностью отремонтировали здание, собран сильный преподавательский состав. Если в 2006 году самым старшим гимназистам было по 12-13 лет, то сейчас уже прошло пять выпусков, и результаты экзаменов, результаты поступления в вузы впечатляющие. Авторитет гимназии в Семенове по-прежнему очень высок, туда многие хотят попасть.

А самое главное — сохранилась атмосфера. Здесь все так же неформально тепло, здесь ученики и учителя доверяют друг другу, здесь дети учатся не только спрягать глаголы и решать уравнения, но и быть православными. Не по форме, а по сути.

В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.


Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.


Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

Плюсы и минусы заведения

В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

  • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
  • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
  • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
  • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.

Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

Николай БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. Ученицы

Берут ли в школу только воцерковленных детей или достаточно, чтобы родители ребенка считали себя верующими, нужен ли православной школе духовник и какие функции он выполняет, какие изучают предметы, отличные от светских, заставляют ли детей молиться или общие молебны – вещь необязательная. Эти и другие вопросы были заданы нескольким московским священникам: отцу Сергию Махонину, директору и духовнику школы во имя Иоанна Богослова, отцу Константину Сопельникову, духовнику Православного центра непрерывного образования во имя преп.Серафима Саровского, отцу Иоанну Воробьеву, зам.директора по воспитательной работе Свято-Петровской школы (бывш.Традиционной гимназии), отцу Василию Секачеву, учителю истории, члену Совета Димитриевской школы, отцу Николаю Петрову, преподавателю ОПК, члену Совета Димитриевской школы.

Чем православная школа отличается от светской?

Отец Константин Сопельников: Основная задача светской школы – дать знание ребенку (чем глубже, тем полезнее). Православная школа наряду с получением знаний детьми ставит еще очень важную цель – это воспитание и развитие внутренних качеств ребенка. Детям необходимо привить любовь к Богу, Родине, семье и интерес к труду и учебе. Православная школа видит своей задачей воспитание целостной, нравственной личности, помогает ребенку в становление его характера, мировоззрения и отношения к окружающим его людям.

В православной школе должны учиться воцерковленные дети?

Отец Сергий Махонин: Мы принимаем верующих детей, но другие к нам и не идут. Требования для приема в 1 класс простые – мы принимаем адекватных родителей, с которыми можно вести диалог. Потом это переходит на детей. У нас должно быть единство воли, чувств, мыслей, без фарисейской, лицемерной окраски, которую сейчас так легко получить в том числе и в церковной ограде.

Отец Иоанн Воробьев: Теоретически в православной школе необязательно должны учиться лишь воцерковленные дети. Но есть теория, а есть практика. На практике получается, что ребенок, который в семье не воспитывается в церковной традиции, в православной школе оказывается чужим. Мы экспериментировали, брали в школу разных детей, но опыт показал, что нецерковные дети или уже в школе начинают отторгать наши принципы, или выйдя из нее. То есть пребывание в нашей школе им на пользу не пошло. Думаю это связано с тем, что без семьи школа в плане воспитания бессильна. Мы не можем воспитать ребенка, если в этом не участвует его семья. Таким образом, получается, что православная школа – для православных детей.

Может ли школа быть миссионерской?

Да. Но у нашей школы – другая цель. Наша школа возникла для того, чтобы уберечь наших детей, детей нашего прихода, от светского влияния, помочь им сохранить некую чистоту и целомудрие, сохранение чего в обычной школе почти невозможно. Есть же школы, которые ставят именно миссионерскую задачу перед собой. Но такая школа будет другой по атмосфере, по наполнению. И я не знаю, каков будет результат. Думаю, что перед такой школой должна будет стоять задача в первую очередь воспитать родителей этих детей.

У православной школы должен быть духовник?

Кто такой духовник? Какими вопросами он занимается?

Отец Иоанн Воробьев: Духовник школы – человек, который определяет церковное направление жизни школы, это законодатель. И школа возникает как некое детище духовника, который определяет принципы жизни семей, родителей и соответственно детей. В школе должно быть единство подхода, потому что если установки не будут едиными, то требования станут расплывчатыми. Это единство и определяет духовник. На его авторитет ориентируются и опираются. Именно поэтому я думаю, что духовник православной школе необходим.

Отец Василий Секачев: Духовник – это человек, который за школу отвечает перед Богом. За школу как таковую – чтобы дети были в ней должным образом обучены, одеты, воспитаны. Школа должна давать не только обучение, но и воспитание. Под обучением, вслед за древними, я подразумеваю добродетели разума, под воспитанием – нравственные добродетели. Первых не будет без вторых. Вот за этим и должен следить духовник. А также улаживание всяких конфликтов: между детьми, детьми и учителями, учителями. К сожалению, мы не святые.

Отец Сергий Махонин: Наша школа не приходская, в которой люди объединены одной общиной, у нас учились и учатся дети из более 40 разных московских и подмосковных приходов. Задача духовника нашей школы – объединить разных детей, разные семьи. Духовник должен цементировать процессы, иногда болезненные, должен разрешать недопонимание, психологические сложности, которые периодически возникают. Это может быть связано с какими-то поведенческими моментами (в одном приходе принято одно, в другом – другое) или с вопросами церковной аскезы, где духовнику необходимо находить золотую середину, аккуратно учитывая возможности разных семей. Думаю, важнейшим для духовника в такой школе, является умение координировать. Надо сказать, что за 20 лет, что наша школа существует, никаких резких, серьезных конфликтов никогда не было.

Должны ли учащиеся исповедоваться у духовника школы?

Отец Иоанн Воробьев: Не обязательно. Достаточно, чтобы ребенок исповедовался у своего духовника, который писал рекомендательное письмо, когда ребенок в нашу школу поступал. В каких-то сложных воспитательных вопросах, мы обращаемся к духовнику ребенка и решаем их совместно.

Отец Николай Петров: Если у учащихся есть свой духовник, конечно, нет. К духовнику должно быть доверие, иначе исповедь будет формальной. Нельзя заставлять исповедоваться, кроме вреда от этого ничего не будет.

Можно ли сказать, что духовник православной школы заменяет собой психолога в светской?

Отец Константин Сопельников: Нет, так сказать нельзя. Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств. Вопросы же касающиеся духовной сферы может помочь решить учащемуся только священник. Священник помогает исходя не просто из знаний, но и из духовного и личного опыта, при помощи церковной и келейной молитвы, при помощи совершения таинств.

Отец Николай Петров: Заменяет. Духовник вполне обладает возможностями разрешать сложные ситуации, у него достаточно для этого опыта, он близок детям, а в разрешении конфликтов важнее всего откровенность.

Отец Василий Секачев: Духовник (священник) дает человеку мир с Богом, психолог – с самим собой и окружающими. Достичь последнего без Бога по-настоящему невозможно. А помочь человеку придти к Богу может только священник. Есть конечно такие психологи, которые делают с Богом, со Христом, но все равно они же в конце концов советуют обратиться к священнику.

В православной школе обязательны общие молитвы, молебны, Богослужения? Почему?

Для нас это событие, это праздник, а если ребенок не относится к этому как к празднику, как к общему делу, встает вопрос, а туда ли он попал. Молитва – очень важная часть нашей жизни.

Отец Василий Секачев: Обязательно должны. Молитва перед уроками совместная. А из богослужения лучше всего общие Литургии, причем не обязательные. Это постепенно соберет народ. Хор должен быть. Церковный хор из детей, тоже добровольный конечно. Опыт показывает, что когда это есть, все в лучшую сторону меняется.

Какие специализированные предметы д.б. в православной школе? ОПК, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.?

Отец Константин Сопельников: Желательно, чтобы в православной школе были предметы: Основы Православной культуры, Церковно-славянский язык, хоровое пение, но ни в коем случае нельзя допустить формального подхода к преподаванию этих дисциплин. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет, его задача состоит в том, чтобы не просто дать знания, а возжечь интерес и желание учащихся к изучению предмета.

Учителя православной школы должны быть воцерковленными людьми? Может достаточно быть просто хорошим учителем, профессионалом и верующим человеком?

Отец Иоанн Воробьев: Думаю, для православной школы важно, чтобы учитель был человеком церковным. Другое дело, что церковность это понятие субъективное – кто-то каждый день в храм ходит, кто-то раз в неделю, а кто-то реже, но это не говорит о степени церковности, потому что люди все разные, у них разное воспитание, образование. Важно, чтобы учитель говорил с детьми на одном языке, поэтому он должен жить настоящей церковной жизнью. Это необходимо, потому что на любом предмете – математике, физике – ученики сталкиваются с вопросами, где нужно дать нравственную оценку происходящему. Учитель должен уметь ответить правильно. У нас бывали случаи, когда профессионал в своей области, не мог завоевать авторитета у школьников, потому что какие-то мелочи, свидетельствовавшие о невоцерковленности человека, вылезали наружу. Он предлагал поставить спектакль или пойти в поход, а желающих не было. Я не говорю, что мы отдадим предпочтение человеку церковному, но при этом плохому специалисту. Мы ищем воцерковленных профессионалов.

Отец Константин Сопельников: Православный учитель, будь то учитель литературы, математики или физики, может показать детям красоту Православия, при этом не обязательно говорить с ними о Боге. Он может не только давать им знания, но и учить их собственным примером, примером жизни во Христе.

Отец Василий Секачев: В идеале и дети, и учителя должны быть прихожане одного храма – того, при котором устраивается школа. Или, по крайней мере, их костяк должен быть таким. Другие все-таки тоже должны быть церковными людьми. Конечно, бывает так, что какой-то талантливый человек, педагог по призванию, нецерковный человек. Но, как правило, он или вносит какое-то смущение (курит, например), или просто долго не задерживается в школе. Педагог по призванию – кто его призвал? Бог. Вот к Богу и надо вернуться. Почему не задерживается? Сил не хватает. Другие-то может и не семи пядей во лбу, а с Божией помощью как-то справляются. А он один, только на себя надеется, без общения с Богом в таинствах, это тяжело. Тем более с православными детьми.

Георгий Горлов.jpg

- Отец Георгий, кто и зачем поступает учиться в православную гимназию?

- В основном к нам приводят детей воцерковленные родители, или те, кто стремится воцерковиться. Есть и те, кто просто ищет для детей место, чтобы и хорошо учили и плохому не научили. Но со временем эти люди понимают, что наша школа все-таки православная. Хотя у нас светское учреждение, и мы даем светское образование, у нас большой духовный компонент и православное воспитание, вольно или невольно приходится входить в церковную жизнь. Весь уклад жизни в гимназии устроен по церковному календарю. Мы стараемся, чтобы ученики с детства жили в этом состоянии годового и дневного богослужебного календарного круга, чтобы они понимали, что Церковь - это духовный организм, который живет по своим законам.
День у нас начинается с молитвы. Важно, чтобы дети приучились к этому. Ученики начальной школы поют правило Серафима Саровского, а с 5 класса ребята вместе читают полное молитвенное правило. Каждый урок, каждое дело начинается и заканчивается молитвой. У нас есть устоявшиеся традиции. По четвергам служим молебен с акафистом нашему покровителю святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Главное наше общее дело – литургия, которую мы служим в гимназическом храме по субботам. Детям тяжело заниматься созерцанием, поэтому они поют или прислуживают. Они стараются изо всех сил. Так происходит взросление.
Немаловажно, что в нашей школе нет давления со стороны старших учеников на младших. Это происходит, в том числе, и потому, что у нас учатся дети из многодетных семей. Еще, чем мне нравятся наши дети, так тем, что в основном они принимают всех в разных обстоятельствах. Иногда приходят сложные дети, которые не учились по два года. Возникает противоречие. Слово гимназия говорит об уровне образования, а православная об уровне милосердия, и не всегда они сходятся. Учителя порой недовольные, но мы берем этих детей. И их тройки становятся важнее пятерок отличников. Какая радость, когда они поступают в вузы и хорошо учатся.
- Соблюдаются ли в школе посты?
- Мы соблюдаем посты, конечно, с послаблением. Возникает сложность, потому что есть невоцерковленные семьи, и иногда возникают противоречия. Просим родителей поддержать детей. В воспитании главное - единство требований в семье и в школе. Если в семье делается одно, а в школе другое, это, конечно, пагубно влияет на душу человека. Появляется опасность фарисейского воспитания: ребенок нам научится говорить то, что мы хотим услышать, а дома – то, что нужно родителям.
Дети не тяготятся постными днями. Великий пост – особенное время. В первую седмицу после уроков мы собираемся в храме и читаем канон Андрея Критского.
У нас есть свои традиции: 1 сентября мы начинаем в храме – с исповеди и причастия. От других школ нас отличает христоцентричность. Преподавание наук интегрируем с духовными знаниями. С 1 по 11 класс преподаем Закон Божий, а также основы православной культуры. Со второго по пятый класс дети изучают церковно-славянский язык, порой мне кажется, что он интереснее им, чем русский. Цель предмета – научить их читать священные тексты и открыть им уши, чтобы они слышали и понимали, что происходит в храме.

Храм.jpg

- Слышала, ваши ученики изучают древнегреческий и латынь. Как им удается справляться с такой нагрузкой, если и в обычных школах совсем нелегко учиться?
- В седьмом-восьмом классах дети изучают основы древнегреческого и латинского языков. В 11 классе к основному английскому школьники могут по желанию добавить уроки французского. Несколько лет подряд выпускники поступают на факультеты иностранных языков (с французским профилем) и учатся наравне с теми, кто изучал этот язык с начальных классов. Мы стараемся соответствовать образу классической гимназии.
Дети сегодня вообще каторжные труженики. Отбыв срок по шесть-семь уроков в школе, они посещают секции, музыкальную школу, а потом до ночи учат уроки. Жизни практически нет. Поэтому мы стараемся организовать учебный процесс так, чтобы они могли не только потрудиться, но и отдохнуть, чтобы продлить их временной отрезок детства. Иногда учителя предлагают позаниматься с детьми на каникулах. Я им запрещаю: сами не отдыхаете и детям не даете. Тем не менее, с нас никто не снимает ответственности за их будущее. Мы должны быть школой, которая дает возможность сделать детям любой выбор. Мы даем хорошее образование, чтобы дети могли поступить в любое учебное заведение. Далеко не все гимназисты поступают в духовные учебные заведения, как в семинарии или Свято-Тихоновский университет. Многие мальчики выбирают служение Отечеству. Из них получаются мужчины. Следим за судьбами выпускников, переживаем. Наша большая семья растет.

девочка.jpg

Георгий Горлов.jpg

Ученики гимназии проводят благотворительные ярмарки. Что-нибудь приготовят, создадут, а потом успешно друг другу продают. Собираем по 50-70 тыс. рублей и передаем их либо больным детям, либо болеющим родителям учеников, в этом году себе же на пристрой к зданию собрали.
Год заканчивается экзаменом по творчеству. Каждый ученик защищает проект на любую тему: от приготовления блюда, до какой-то научной работы на духовную тему, или поэзии.

Школа должна быть доступной
- На что живет гимназия?
- Мы дошли до Конституционного суда, чтобы наши дети смогли получать бесплатное образование. Финансирование нам выделят только на оплату государственных предметов. На коммуналку и прочее денег нет, поэтому приходится брать оплату с родителей, но не на образование, а на содержание детей, причем она раз в 8 меньше, чем в других частных школах. Есть фиксированная ставка, но, наверное, половина школы платит меньше. Много нуждающихся семей. Сегодня человек может заплатить, а завтра нет, не тащить же ребенка в другую школу. Этот вопрос был решен сразу. Я всегда считал, что школа должна быть доступной, тем более, если она православная. Никто ни от чего не застрахован. Господь нас содержит. С 2001 года так существуем. Сложно бывает, но всегда приходит помощь от наших единомышленников. Оба корпуса у нас в безвозмездной аренде.
- Как пришла идея открыть православную гимназию?
- В здании по Рыбаковской (где сейчас занимается начальная школа) гимназию пытались открыть до нас, но не получилось. Родители пришли к владыке Валентину, но он сказал, ищите человека, который этим будет заниматься, и открывайте. Если бы мне 20 лет назад сказали, что я буду заниматься школой, я бы посмеялся. Но эти родители пришли ко мне. Тогда я вел воскресную школу при Димитриевском храме, и у нас не было своего здания, зато заниматься приходило под 100 человек. Честно говоря, я покусился на здание! Какие хоромы! Конечно, я его взял. Это потом уже получилось, что воскресная школа отошла на второй план, а потом и вовсе распалась, а гимназия стала основным делом. Второй корпус (для среднего и старшего звена) у нас был на переулке Среднем, там было очень тесно. Потом мы согласились переехать на Чулочный. Это решили дети, когда увидели огромные коридоры. У нас не было ни сил, ни средств на ремонт, но Господь помог чудесным образом. За год здание было практически готово и мы его освятили, хотя нам говорили, что только три млн рублей понадобится на проект. Бизнесмены полностью отремонтировали второй этаж и сказали никому не говорить их имена. Помогали родители.

IMG_0976.JPG

Читайте также: