Чем отличается папа римский от патриарха кратко
Обновлено: 28.06.2024
Патриарх — главный архиерей (епископ), предстоятель Поместной Православной Церкви. Первый среди равных епископов Патриарх имеет первенство чести среди и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.
Патриарх принадлежит к третьей степени священной иерархии – епископату.
Сан Патриарха является пожизненным.
Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх:
а) несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода;
б) представляет Соборам отчеты о состоянии Церкви за межсоборный период;
в) поддерживает единство Церкви;
г) созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них;
д) представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры членов Межсоборного Присутствия;
е) осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями;
ж) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Церкви;
з) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;
и) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;
к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
л) представляет Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;
м) имеет долг ходатайства и печалования перед органами государственной власти, как на канонической территории, так и за ее пределами;
н) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов и епархий;
о) утверждает журналы Синодов Экзархатов и Митрополичьих округов;
п) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;
р) утверждает постановления высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;
с) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных учебных заведений, а также иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом, за исключением ректоров духовных учебных заведений, а также игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения;
т) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;
у) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;
ф) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;
х) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (правило 34 святых Апостолов, правило 9 Антиохийского Собора, правило 52 (63) Карфагенского Собора);
ц) утверждает годовые отчеты епархиальных архиереев;
ч) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;
ш) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;
щ) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;
ы) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;
э) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;
ю) награждает клириков и мирян церковными наградами;
я) по представлению Учебного комитета утверждает создание новых кафедр в духовных учебных заведениях;
я1) утверждает присуждение ученых степеней и званий;
я2) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.
Догматические предпосылки римско-католического учения о власти папы.
Католические богословы строят свое учение о власти папы на двух предпосылках, которые они пытаются обосновать толкованием Священного Писания.
Эти предпосылки следующие:
1) римские папы являются преемниками апостола Петра;
2) преемствуемую папами власть апостол Петр получил от Христа.
Близко примыкающим к ним является вопрос об отношении Петра к другим апостолам.
Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34‑м правилом святых Апостолов и 9‑м правилом Антиохийского Собора.
1. Власть предстоятеля (Патриарха, митрополита или архиепископа) ограничена пределами возглавляемой им Поместной Церкви. Никто из православных Патриархов не вправе распространять свою патриаршую власть на каноническую территорию другой Поместной Церкви.
2. Власть Патриарха над прочими епископами возглавляемой им Поместной Церкви носит административный характер. По степени священства Патриарх равен прочим епископам.
Власть папы превосходит власть прочих епископов католической церкви не только в административном, но и в сакральном отношении. — это надо изложить подробнее: как и чем превосходит (единолично принимает любые решения при необходимости, никем не связан в них; непогрешимость)
Общественная роль римских первосвященников по крайней мере последних полутора столетий, начиная с 1870 года, с образования независимой итальянской государственности, когда папы перестали быть правителями территории, занимавшей до этого всю середину Аппенинского полуострова, характеризуется тем, что они претендуют на некий универсализм, на то, чтобы отражать интересы всех католиков и во всех странах, где исповедуется католицизм.
1. Власти папы подчинены все национальные католические церкви мира.
2. Власть папы превосходит власть прочих епископов католической церкви не только в административном, но и в сакральном отношении.
3. На протяжении многих столетий папы претендовали не только на высочайшую духовную, но и на высочайшую гражданскую и политическую власть. Сегодня папа является и главой Католической церкви, и главой суверенного города-государства Ватикан. Именно здесь находится официальная резиденция папы, а также центральные учреждения Католической церкви.
Римско-католическое учение, признающее единоличную власть папы над Церковью, ставит Церковь в приниженное положение, так как обрекает ее членов на безоговорочное и слепое послушание папе, совесть церковную — на молчание. Все это находится в противоречии с духом христианской свободы, с духом Нового Завета.
В римском католицизме вера в святость Католической (Соборной), то есть всеобщей, Церкви подменена верой в непогрешимость папы.
Римский католицизм понимает единство как безоговорочное подчинение всех одному. Истинная Церковь для католика та, которая во всем подчиняется папе. Дело выглядит почти так, как если бы в тех случаях, когда требуется различать между добром и злом, правдой и не правдой, в папе видели средоточие всей духоносности Церкви и единственного обладателя истины.
Римо-католикам Церковь представляется не как воплощение тройческой жизни в мире, а как монархическое государство, в котором все подданные подчинены одному обладателю абсолютной власти.
Перед нами, следовательно, тут два совершенно различных образа Церкви и два различных понимания ее единства.
В XIV в. исключительным правом папы становится поставление епископов в Римско-католической Церкви. По нынешнему каноническому праву епископская хиротония в Римско-католической Церкви также может быть совершена только по получении на это полномочия от папы. Это неизвестное Древней Церкви положение привело к тому, что сейчас все епископы Римско-католической Церкви являются избранниками папы; они — избранники, но не Церкви, как это было в древности. А это ведет к еще большему укреплению господства папы над Церковью.
В первой половине XV в. в Римско-католической Церкви была предпринята попытка ограничения абсолютной власти папы. Три великих Собора — Пизанский (1409), Констанцский (1414–1418) и Базельский (1413–1443) – провозгласили положение о том, что Вселенские Соборы выше папы и что папа может быть судим и низложен Собором.
Это были так называемые реформационные Соборы, которые сделали попытку признать за собой высший над папами авторитет. Однако провозглашенный ими принцип просуществовал в Римско-католической Церкви недолго.
Предстоятель любой Поместной Православной Церкви подсуден Собору епископов этой Церкви. Например, по уставу Русской Православной Церкви право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору. Ни один Патриарх не может обладать абсолютной властью не только во Вселенской Церкви, но даже в пределах своей собственной Поместной Церкви.
Право рассмотрения вопроса об уходе Патриарха Московского и всея Руси на покой принадлежит Поместному Собору. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору, действующему в составе Поместного Собора. Судебное решение Архиерейского Собора вступает в силу после утверждения 2/3 голосов членов Поместного Собора.
Патриархи могут собраться и в случае нестроения на той или иной кафедре вынести суждение. Вспомним реакцию на нестроения в Иерусалимском Патриархате, дело Патриарха Никона, при том, что оно, может быть, было не слишком праворешаемо, но показательно. Ведь был применен принцип Соборного суда внутри поместной Церкви — устав Русской Церкви подразумевает возможность отрешения от должности даже и Предстоятеля при совершении тех или иных, недопустимых с точки зрения канонов и церковных уставов действий.
Пример. Осуждение Нестория было осуществлено от лица Церкви отцами III Вселенского Собора.
В отличие от этой догмы католицизма, не имеющей корней в древних вероучительных текстах, в Православной Церкви слова, действия и поступки любого епископа могут быть предметом рассмотрения и канонически законный епископский суд может вынести приговор любому из них. Из-под действия этого принципа, само собой разумеется, не изъят в Православной Церкви и первый из ее епископов –Константинопольский патриарх.
Не находит подтверждения догмат о папской непогрешимости и в учении о Таинствах. По православному учению, епископы становятся преемниками апостолов через Таинство священства и в этом Таинстве получают необходимые для их служения особые дары. Благодать епископства преподается в Римско-католической Церкви тоже через Таинства. Но таинства, в котором Римскому епископу, как преемнику апостола Петра, преподавались бы исключительные дары, отличающие его от других епископов и других апостолов, Церковь никогда не знала, и в латинском обряде такого таинства тоже нет. Так называемая папская коронация, по пониманию самих римо-католиков, это не таинство, а лишь торжественная церемония, которая к папской власти (получаемой до этого, во время избрания) ничего не прибавляет и не сообщает вступившему на папский престол никаких особых благодатных даров. Таким образом, чрезвычайные полномочия, которыми не обладает никто из епископов, – неограниченную власть над Церковью и исключительный дар непогрешимости – человек получает без всякого священнодействия. Причина этого только в том, что Церковь никогда не знала такой власти и такого дара.
С точки зрения католицизма папа обладает непогрешимостью в официальных высказываниях (от лица церкви) по вопросам веры и морали (то есть не может ошибаться). Папа вправе провозглашать и утверждать новые догматы (о которых не знала и которые не проповедовала раннехристианская Церковь).
Пример. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии – утвержден буллою папы Пия IX в 1854 г.; учение о непогрешимости папы возведено на степень догмата и канонизировано Пием IX на Ватиканском соборе в 1870 г.
В правовой власти внутрицерковных отношений нет ни канонических запретов, ни общецерковных традиций, согласно которым Патриарх априори являлся бы лицом, недоступным для публичной обличительной критики.
Пример. Во времена распространения монофелитской ереси её поддерживал не один, и не два Патриарха. Однако со стороны православных подвижников благочестия, включая подвижников, не обладавших епископским саном, эта ересь прямо обличалась как лжеучение, а Патриархи – как проповедники лжеучения.
В связи с наличием в вероучении Римской церкви догмата о непогрешимости Римского папы обличение высказываний Римского папы, свидетельствующего официально, от лица церкви, может быть расценено как покушение на догматическое учение церкви.
Патриарх – первый среди равных; место расположения его кафедры, в зависимости от условий и обстоятельств, может измениться, и это не приведёт к девальвации её достоинства.
Римской кафедре воздаётся особая честь. Римские предстоятели имеют притязания на исключительно высокое положение во вселенской Церкви.
В Русской Православной Церкви Патриарх выбирается на Поместном соборе (на соборе могут присутствовать и миряне).
См. Положение об избрании.
Римский первосвященник выбирается на специальном собрании – конклаве. Сегодня в состав конклава входят исключительно кардиналы.
Все православные Патриархи признают высочайший авторитет и достоинство Священного Предания
После раскола христианской церкви на католическую и православную, у каждой появился собственный глава. У католиков это Папа Римский, а у православных – Патриарх. В чем между ними разница и что общего?
Что общего между Патриархом и Римским Папой?
Невзирая на существующие расхождения, православные и католики соглашаются с тем, что перед Господом все христиане равны, без каких-либо исключений. При этом не имеют никакого значения ни сан, ни статус самого человека.
При этом католическая и православная церкви базируются на строгой иерархической структуре. В обеих ветвях христианства выделяют три степени священства. Это дьяконы, священники и епископы.
Католиков и православных объединяет тот факт, что епископов они считают непосредственными наследниками апостолов, учеников Иисуса Христа. Они руководители и блюстители своего прихода, имеющие всю полноту власти. Епископ управляет церковью при поддержке духовенства и мирян.
При этом он опирается на священников и дьяконов, которых наделяет соответствующим саном. В его власти не только его присваивать, но и лишить, а также запрещать служение.
Папа Римский и Патриарх – епископы, являющися непосредственными руководителями своих церквей.
Патриарх
Если какие-то вопросы выходили за рамки епископа и конкретного прихода, их было принято рассматривать на Соборах. Такая традиция появилась еще во времена первых апостолов. Здесь встречались самые влиятельные священнослужители, которые решали вопросы, волнующие всех.
Заручившись поддержкой византийского правителя, такие патриархи активно вмешивались в деятельность соседних епархий, даже устраивали судебные разбирательства над епископами. Несмотря на то, что подобная практика в одно время была весьма распространена, в православной церковной традиции она так и не закрепилась. В результате Римский Папа стал считаться православными Патриархом, заседающим в Риме.
В настоящее время Патриарх есть в каждой Поместной церкви. При этом основная власть сосредоточена в руках Собора епископов. Когда наступает межсоборный период, руководство берут на себя Синоды (так называют небольшие соборы, в состав которых входят самые титулованные или авторитетные епископы).
Роль Патриарха заключается в оперативном решении насущных церковных проблем. Его вмешательство во внутренние дела епархий не предполагаются. Примечательно, что в православии он не считается непогрешимым, как и Синод или Собор.
Получается, что патриаршеству придают административные функции, наделяя главу Поместной церкви исключительными полномочиями. При этом патриаршество в православной традиции не считается непременным атрибутом, обязательным условием ее существования и сохранности. Даже сейчас Греческой церковью руководит Синод, в котором ключевую роль играет архиепископ. В России Синод руководил церковью, начиная с вступления на престол Петра I и вплоть до того, как к власти пришли большевики. В Синод входили не только архиереи, но и гражданские чиновники, отстаивающие позицию императора.
Папа Римский
В католической традиции считается, что Иисус выбрал Петра главой апостолов. От него ведет свою историю Римская церковь. Поэтому Римский Папа считается больше, чем епископом, заседающим в Риме. Он непосредственный преемник Петра, фактический наместник Сына Божьего на земле.
У Папы абсолютная церковная власть, он считается основой и гарантом сохранности и единства католичества во всем мире. Собор также существует, но у него исключительно совещательные функции.
У Папы абсолютная власть над всей церковью, а также над конкретными епархиями. Стоит отметить, что сегодня в католической церкви существует сразу несколько патриархатов. Например, Антиохийский или Александрийский, представляющие сирийский и коптский обряд соответственно. Это немногочисленные церковные общины, которые сумели сберечь уникальную идентичность, духовные и культурные традиции. При этом они стали частью католичества, утвердив главенство Папы.
Католики считают, что Папа совершенно непогрешим в вопросах веры и духовности, он нравственный идеал. Его декреты и решения не могут быть обжалованы или отменены, против них нельзя апеллировать.
Непогрешимыми и заведомо верными считаются решения Собора епископов при условии, что они согласуются с преемником апостола Петра. В католичестве эта непогрешимость отождествляется с таким понятием, как Божественное откровение.
В чем различие между Патриархом и Папой? Есть ли какие-то общие черты? Как относится православным к Папе Римскому? Есть ли у Патриарха Московского и всея Руси какие-либо особенные полномочия? На эти вопросы отвечает профессор Московской духовной академии прот. Максим Козлов
- В чем различие между Патриархом и Папой с институциональной, функциональной и исторической точек зрения?
Общины естественно тяготели к некоторым местам первоначальной христианской истории, в особенности к так называемым кафедрам апостольского происхождения. Это были, конечно же, Иерусалим - мать всех Церквей, Александрия, Антиохия, Рим. При этом в первые десятилетия первенствующее положение занимала Иерусалимская церковь - как место земного подвига Господа и как место, откуда вышли на проповедь апостолы.
После взятия Иерусалима во время Иудейской войны и разрушения его императором Титом в 70-м году место первенства в древнехристианской Церкви занял Рим - столица империи, город, где пострадали два первоверховных апостола Пётр и Павел, и где несравненно ни с каким другим местом империи просияло множество христианских мучеников.
Во времена гонений христиан сотнями, иной раз тысячами, свозили в Рим, и они подвергались страданиям в Колизее, в других римских цирках во время тех или иных языческих праздников. При этом Римская Церковь деятельно участвовала в служении христианским мученикам.
Впоследствии к этим четырём историческим центрам - Иерусалим, как мы знаем, через некоторое время был восстановлен как город - добавился восстановленный святым равноапостольным Императором Константином Новый Рим, или - как он впоследствии стал называться - Град, Полис, Константинополис, город Константина.
Получалось, что на Востоке было много кафедр апостольского происхождения, а на Западе фактически одна - Римская. На Востоке сохранилась на много веков твёрдая имперская государственность, на Западе в пятом веке всё рухнуло и погрузилось во тьму нестабильных, непрочных, полудиких варварских государств (которая продлилась вплоть до образования империи Карла Великого). Единственным стабильным институтом в этом море варварских завоеваний и государственной непрочности оставалась Римская Церковь, Римская кафедра.
Постепенно к ней начинали тяготеть и другие Церкви Запада, и со временем в Риме стало вырабатываться особое самосознание, - что это не просто первая из кафедр, а это такая кафедра, без которой не может быть полноценной церковности.
Патриарх первый среди равных, и при этом кафедра его может менять своё место. Вспомним о Русской Церкви. Первенствующая кафедра была Киевская, Владимирская, Московская, потом фактически Петербургская, теперь опять Московская, и это выглядит совершенно естественным. Достоинства древних Патриархатов Александрийского и Антиохийского ныне в основном в памяти об их прежней великой истории. Возникают новые поместные Церкви и новые Патриархаты, и мы смотрим на это как на иной раз трагический, болезненный, но, тем не менее, понятный путь церковно-исторического развития.
С католической же точки зрения вне Римской кафедры нет полноты церковности. Они сейчас не скажут, что вовсе нет церковности, но нет полноты, окончательной истинности церковности.
Апостол Пётр и его приемники, римские Папы, есть краеугольный камень Церкви и как носитель власти, и как носитель непогрешимого, безошибочного веро- и нравоучительного авторитета. Соответственно, Папа Римский в Католической Церкви никем не может быть судим. Нет никакого действия, которое бы совершил Римский Папа, за которое какой-либо орган в Римо-Католической Церкви мог официальным образом подвергнуть это действие рассмотрению и, допустим, вынести ему порицание или осуждение. Нет никакого органа, который мог бы лишить Папу его папской власти, скажем, за недостоинство нравственной жизни, что случалось в средние века и в новое время (мы помним целый ряд пап эпохи Возрождения, напр. из семейства Борджиа). Более того, по католическому пониманию и Вселенский Собор является Вселенским только в том случае, если он Папой созван, и его решения Папой утверждены. По сути дела это не более чем совещательный орган при Римском епископе, хотя и имеющий весь вид полноты епископского представительства.
Это, конечно, более чем расходится с православным пониманием Церкви, с православной экклезиологией, которая действительно, видит в соответствии с древними канонами необходимость иметь первенствующего епископа в народе. Таковыми в одних случаях являются Патриархи, в других поместных автокефальных Церквях архиепископы и митрополиты, но они расположены по определённому чину, по диптихам, в соответствии порядку достоинства кафедр. Но это в основном имеет значение литургического поминовения, свидетельствует о нашем взаимном вероучительном единстве и взаимообщении в таинствах.
В каких-то случаях это критерий судебный. Например, Патриархи могут собраться и в случае нестроения на той или иной кафедре вынести суждение. Вспомним реакцию на нестроения в Иерусалимском Патриархате, дело Патриарха Никона, при том, что оно, может быть, было не слишком праворешаемо, но показательно. Ведь был применен принцип Соборного суда внутри поместной Церкви - устав Русской Церкви подразумевает возможность отрешения от должности даже и Предстоятеля при совершении тех или иных, недопустимых с точки зрения канонов и церковных уставов действий.
Общественная роль римских первосвященников по крайней мере последних полутора столетий, начиная с 1870 года, с образования независимой итальянской государственности, когда папы перестали быть правителями территории, занимавшей до этого всю середину Аппенинского полуострова, характеризуется тем, что они претендуют на некий универсализм, на то, чтобы отражать интересы всех католиков и во всех странах, где исповедуется католицизм. Исторически Православие шло иным путем. Будучи универсалистской религией по сути, тем не менее оно принципиальным образом существует как сообщество поместных, то есть преимущественно национально-государственных, Православных Церквей, каждая из которых духовно реализуется в истории своего народа, своей культуры, своего государства - Румынии, Греции, Грузии, России, Белоруссии, Кипра и других православных стран. Хотя, конечно, на определенных этапах исторического бытия в это сообщество входили и иные народы, включались иные территории, а иной раз и небесконфликтно, рождались новые Поместные Церкви. Таким образом, глава каждой Поместной Церкви, в том числе и Патриарх Московский и всея Руси, есть хранитель и выразитель этой историко-религиозной, историко-культурной традиции Православия. Он является, с одной стороны, символом ее единства и неразрывности, а с другой, вместе со всеми предстоятелями Православных Церквей, - символом такого единства, какое было у апостолов, собранных вокруг Христа. И ныне предстоятели Поместных Церквей собраны вокруг невидимого Главы нашей Церкви. Поэтому таким значимым и дорогим для всех православных людей явилось совместное служение всех православных патриархов на Рождество 2000 года в граде Вифлееме в пещере Рождества Христова. Вот он, образ единства Православия, олицетворенный не единой персоной главного епископа, а семьей собранных вокруг Христа народов и их иерархов.
- А есть ли какие-то общие черты у Патриаршества и папства?
- Общее присутствует в том объёме, насколько это не является специфически католическим. То есть, то, что в папстве наличествует из строя древней неразделённой Церкви, то нас и объединяет. Это можно наиболее ясно проиллюстрировать, если мы посмотрим официальный титул Папы. В нём есть как элементы, относящиеся к общецерковному пути исторического развития, так уже и к специфически католическому.
Итак, нынешнего понтифика Бенедикта 16-го именуют следующим образом - епископ Рима. Это вполне общий критерий. Викарий Христа - а вот это, конечно, уже католическое понимание. Викарий - то есть, наместник Христа на земле, подобного рода понимание православные не присваивают никому из епископов. Преемник князя апостолов - тоже специфически католический термин. Князем апостолов является апостол Пётр, и католики считают, что Папа в некотором особенном смысле является носителем тех полномочий, которые Господь будто бы дал апостолу Петру, назвав его камнем Церкви. Это место Евангелия от Матфея католики понимают в том смысле, что не просто Христос, но и апостол Пётр в некотором смысле является краеугольным камнем Церкви.
Первенствующий епископ Италии - ну, это нормально. Термин католический, но, тем не менее, мы не видим здесь несоответствия. Архиепископ и митрополит провинции Лацио, область вокруг Рима - вполне соответствует нашим критериям. А вот дальше опять будет момент, который отсутствует в православии.
Суверенный, то есть, независимый светский правитель государства града Ватикан. Православной иерархии и в Православной Церкви несвойственно было создание теократической государственности. Мы знаем, что в средние века Папская область была небольшой по размеру и вообще мыслилась как некоторый суверен по отношению вообще ко всем монархам. Они в каком-то смысле были вассалами по отношению к Папе Римскому, включая императора, вспомните средневековый спор империи и папства. Ныне территория государства Ватикан небольшая, но настояние, что Папа является светским государем по-прежнему остаётся. Нужно отметить, что на сегодня он самый абсолютный из всех абсолютных монархов.
Последний элемент папского титула, который довольно парадоксально сочетается со всей предыдущей высотой именований - раб рабов Божиих. Это тоже отсутствует где-либо в титулатуре кого-либо из православных Патриархов.
Нам могут сказать, что есть и в православии титулы очень высокие, что, скажем, Александрийский Патриарх называется 13-м апостолом и судьёй всей Вселенной. Но здесь есть важные различия. Если для православия эти высокие именования, включая Святейшество, 13-й апостол, есть скорее то, что относится к области литургики или к нашему прошлому византийской истории, то для католиков этот папский титул есть предмет веры.
Хороший католик должен верить, что Папа действительно Верховный Первосвященник, викарий Христа и преемник князя апостолов и что у него есть совершенно особые полномочия быть гарантом, хранителем церковной истины и никому неподсудным авторитетом, в то время как ни один Александрийский Патриарх не будет претендовать на то, чтобы войти в рассмотрение юридических дел в пределах других канонических территорий и считать, что есть особо богоустановленные права в связи с тем, что он именуется 13-м апостолом.
- В связи с этим как православному человеку следует относиться к Папе Римскому?
Эти два момента мы перенесём и на Римского епископа. С одной стороны он для нас, несомненно, епископ, несомненно, Предстоятель, хотя и пребывающий вне единства Вселенского Православия, но древней и уважаемейшей Римской кафедры. С другой стороны, мы не можем говорить, что то, что нас разделяет с Римским Папой, это только моменты национального, культурного, государственного развития, вторичные по отношению к сути Евангельского благовестия и что только человеческие предрассудки и предубеждения мешают быть едиными. Насколько у нас общего с католиками в общем депозите христианской вере, настолько же и существенно то, что нас от католицизма и от Римского епископа как главы Католической Церкви отделяет.
- Есть ли у Патриарха Московского и всея Руси какие-либо особенные полномочия по сравнению с другими православными Патриархами?
- Московская кафедра на сегодня занимает 5-е место после Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Наш Патриархат ведёт свою историю с конца 16-го столетия, когда соборным решением восточных Патриархов в 1589-м году первый из русских митрополитов, святитель Иов, был возведён в Патриаршее достоинство.
На сегодня отличие Московского Патриархата не в каких-то канонических прерогативах или в статусе, но в том реальном факте, что именно Русская Церковь является крупнейшей во всём православном мире и по количеству паствы, и по количеству приходов и монастырей, и в значительной мере, может быть, самой динамичной по той позитивной тенденции в сторону роста и укрепления, которая наблюдается в последнее время. Поэтому, мы храним единство веры в союзе мира. Да, между поместными Православными Церквями возникают иной раз трения и непонимания, но это трения и непонимания между своими. Главное - вероучительное евхаристическое единство во Вселенском Православии есть. Недавно оно было засвидетельствовано в Константинополе на общей встрече глав поместных Православных Церквей, в которой участвовал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.
Папа Римский у католиков-это как бы наместник Бога на земле, он считается безгрешным (что в принципе невозможно, т. к. безгрешен только Бог; даже Христос не велел называть себя "всеблагим (безгрешным), ибо благ только Бог").А патриарх-это просто священнослужитель высокого ранга.
Непогрешимым считается а не безгрешным1
Грехи здесь непричем
Русские не знают своего родного языка.
Непогрешимость - безошибочность.
Патриарх сидит в большой стране и главенствует над небольшим кусочком земного шара. Папа римский сидит в маленький стране и главенствует над огромным куском земного шара.
Читайте также: