Чем отличается папа римский от патриарха кратко

Обновлено: 28.06.2024

Пат­ри­арх — глав­ный архи­ерей (епи­скоп), пред­сто­я­тель Помест­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви. Пер­вый сре­ди рав­ных епи­ско­пов Пат­ри­арх име­ет пер­вен­ство чести сре­ди и под­от­че­тен Помест­но­му и Архи­ерей­ско­му Соборам.

Пат­ри­арх при­над­ле­жит к тре­тьей сте­пе­ни свя­щен­ной иерар­хии – епископату.
Сан Пат­ри­ар­ха явля­ет­ся пожизненным.
Осу­ществ­ляя свою кано­ни­че­скую власть, Патриарх:
а) несет ответ­ствен­ность за испол­не­ние реше­ний Собо­ров и Свя­щен­но­го Синода;
б) пред­став­ля­ет Собо­рам отче­ты о состо­я­нии Церк­ви за меж­со­бор­ный период;
в) под­дер­жи­ва­ет един­ство Церкви;
г) созы­ва­ет засе­да­ния Выс­ше­го Цер­ков­но­го Сове­та и пред­се­да­тель­ству­ет на них;
д) пред­став­ля­ет на утвер­жде­ние Свя­щен­но­го Сино­да кан­ди­да­ту­ры чле­нов Меж­со­бор­но­го Присутствия;
е) осу­ществ­ля­ет началь­ствен­ное наблю­де­ние за все­ми сино­даль­ны­ми учреждениями;
ж) обра­ща­ет­ся с пас­тыр­ски­ми посла­ни­я­ми ко всей пол­но­те Церкви;
з) под­пи­сы­ва­ет обще­цер­ков­ные доку­мен­ты после соот­вет­ству­ю­ще­го одоб­ре­ния Свя­щен­ным Синодом;
и) осу­ществ­ля­ет испол­ни­тель­но-рас­по­ря­ди­тель­ные пол­но­мо­чия по управ­ле­нию Мос­ков­ской Патриархией;
к) сно­сит­ся с Пред­сто­я­те­ля­ми Пра­во­слав­ных Церк­вей во испол­не­ние поста­нов­ле­ний Собо­ров или Свя­щен­но­го Сино­да, а рав­но и от сво­е­го имени;
л) пред­став­ля­ет Пра­во­слав­ную Цер­ковь в отно­ше­ни­ях с выс­ши­ми орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти и управления;
м) име­ет долг хода­тай­ства и печа­ло­ва­ния перед орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти, как на кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии, так и за ее пределами;
н) утвер­жда­ет уста­вы Само­управ­ля­е­мых Церк­вей, Экзар­ха­тов, Мит­ро­по­ли­чьих окру­гов и епархий;
о) утвер­жда­ет жур­на­лы Сино­дов Экзар­ха­тов и Мит­ро­по­ли­чьих округов;
п) при­ни­ма­ет апел­ля­ции от епар­хи­аль­ных архи­ере­ев Само­управ­ля­е­мых Церквей;
р) утвер­жда­ет поста­нов­ле­ния выс­ше­го обще­цер­ков­но­го суда в слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных Поло­же­ни­ем о цер­ков­ном суде;
с) изда­ет ука­зы об избра­нии и назна­че­нии епар­хи­аль­ных архи­ере­ев, руко­во­ди­те­лей сино­даль­ных учре­жде­ний, викар­ных архи­ере­ев, рек­то­ров духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а так­же иных долж­ност­ных лиц, назна­ча­е­мых Свя­щен­ным Сино­дом, за исклю­че­ни­ем рек­то­ров духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а так­же игу­ме­нов (игу­ме­ний) и намест­ни­ков мона­сты­рей епар­хи­аль­но­го подчинения;
т) име­ет попе­че­ние о свое­вре­мен­ном заме­ще­нии архи­ерей­ских кафедр;
у) пору­ча­ет архи­ере­ям вре­мен­ное управ­ле­ние епар­хи­я­ми в слу­чае дли­тель­ной болез­ни, кон­чи­ны или нахож­де­ния под цер­ков­ным судом епар­хи­аль­ных архиереев;
ф) наблю­да­ет за выпол­не­ни­ем архи­ере­я­ми их архи­пас­тыр­ско­го дол­га по окорм­ле­нию епархий;
х) име­ет пра­во посе­ще­ния в необ­хо­ди­мых слу­ча­ях всех епар­хий Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви (пра­ви­ло 34 свя­тых Апо­сто­лов, пра­ви­ло 9 Антио­хий­ско­го Собо­ра, пра­ви­ло 52 (63) Кар­фа­ген­ско­го Собора);
ц) утвер­жда­ет годо­вые отче­ты епар­хи­аль­ных архиереев;
ч) пре­по­да­ет архи­ере­ям брат­ские сове­ты как отно­си­тель­но их лич­ной жиз­ни, так и отно­си­тель­но испол­не­ния ими архи­пас­тыр­ско­го дол­га; в слу­чае невни­ма­ния к его сове­там пред­ла­га­ет Свя­щен­но­му Сино­ду выне­сти над­ле­жа­щее постановление;
ш) при­ни­ма­ет к рас­смот­ре­нию дела, свя­зан­ные с недо­ра­зу­ме­ни­я­ми меж­ду архи­ере­я­ми, доб­ро­воль­но обра­ща­ю­щи­ми­ся к его посред­ни­че­ству без фор­маль­но­го судо­про­из­вод­ства; реше­ния Пат­ри­ар­ха в таких слу­ча­ях для обе­их сто­рон обязательны;
щ) при­ни­ма­ет жало­бы на архи­ере­ев и дает им над­ле­жа­щий ход;
ы) раз­ре­ша­ет архи­ере­ям отпуск на срок более 14 дней;
э) награж­да­ет архи­ере­ев уста­нов­лен­ны­ми титу­ла­ми и выс­ши­ми цер­ков­ны­ми отличиями;
ю) награж­да­ет кли­ри­ков и мирян цер­ков­ны­ми наградами;
я) по пред­став­ле­нию Учеб­но­го коми­те­та утвер­жда­ет созда­ние новых кафедр в духов­ных учеб­ных заведениях;
я1) утвер­жда­ет при­суж­де­ние уче­ных сте­пе­ней и званий;
я2) име­ет попе­че­ние о свое­вре­мен­ном изго­тов­ле­нии и освя­ще­нии свя­то­го мира для обще­цер­ков­ных потребностей.

Дог­ма­ти­че­ские пред­по­сыл­ки рим­ско-като­ли­че­ско­го уче­ния о вла­сти папы.

Като­ли­че­ские бого­сло­вы стро­ят свое уче­ние о вла­сти папы на двух пред­по­сыл­ках, кото­рые они пыта­ют­ся обос­но­вать тол­ко­ва­ни­ем Свя­щен­но­го Писания.
Эти пред­по­сыл­ки следующие:
1) рим­ские папы явля­ют­ся пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­ла Петра;
2) пре­ем­ству­е­мую папа­ми власть апо­стол Петр полу­чил от Христа.
Близ­ко при­мы­ка­ю­щим к ним явля­ет­ся вопрос об отно­ше­нии Пет­ра к дру­гим апостолам.

Пат­ри­арх управ­ля­ет Цер­ко­вью сов­мест­но со Свя­щен­ным Сино­дом, явля­ясь его пред­се­да­те­лем. Отно­ше­ния меж­ду Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси и Свя­щен­ным Сино­дом, в соот­вет­ствии с обще­пра­во­слав­ной тра­ди­ци­ей, опре­де­ля­ют­ся 34‑м пра­ви­лом свя­тых Апо­сто­лов и 9‑м пра­ви­лом Антио­хий­ско­го Собора.

1. Власть пред­сто­я­те­ля (Пат­ри­ар­ха, мит­ро­по­ли­та или архи­епи­ско­па) огра­ни­че­на пре­де­ла­ми воз­глав­ля­е­мой им Помест­ной Церк­ви. Никто из пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хов не впра­ве рас­про­стра­нять свою пат­ри­ар­шую власть на кано­ни­че­скую тер­ри­то­рию дру­гой Помест­ной Церкви.

2. Власть Пат­ри­ар­ха над про­чи­ми епи­ско­па­ми воз­глав­ля­е­мой им Помест­ной Церк­ви носит адми­ни­стра­тив­ный харак­тер. По сте­пе­ни свя­щен­ства Пат­ри­арх равен про­чим епископам.

Власть папы пре­вос­хо­дит власть про­чих епи­ско­пов като­ли­че­ской церк­ви не толь­ко в адми­ни­стра­тив­ном, но и в сакраль­ном отно­ше­нии. — это надо изло­жить подроб­нее: как и чем пре­вос­хо­дит (еди­но­лич­но при­ни­ма­ет любые реше­ния при необ­хо­ди­мо­сти, никем не свя­зан в них; непогрешимость)

Обще­ствен­ная роль рим­ских пер­во­свя­щен­ни­ков по край­ней мере послед­них полу­то­ра сто­ле­тий, начи­ная с 1870 года, с обра­зо­ва­ния неза­ви­си­мой ита­льян­ской госу­дар­ствен­но­сти, когда папы пере­ста­ли быть пра­ви­те­ля­ми тер­ри­то­рии, зани­мав­шей до это­го всю сере­ди­ну Аппе­нин­ско­го полу­ост­ро­ва, харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что они пре­тен­ду­ют на некий уни­вер­са­лизм, на то, что­бы отра­жать инте­ре­сы всех като­ли­ков и во всех стра­нах, где испо­ве­ду­ет­ся католицизм.

1. Вла­сти папы под­чи­не­ны все наци­о­наль­ные като­ли­че­ские церк­ви мира.

2. Власть папы пре­вос­хо­дит власть про­чих епи­ско­пов като­ли­че­ской церк­ви не толь­ко в адми­ни­стра­тив­ном, но и в сакраль­ном отношении.

3. На про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий папы пре­тен­до­ва­ли не толь­ко на высо­чай­шую духов­ную, но и на высо­чай­шую граж­дан­скую и поли­ти­че­скую власть. Сего­дня папа явля­ет­ся и гла­вой Като­ли­че­ской церк­ви, и гла­вой суве­рен­но­го горо­да-госу­дар­ства Вати­кан. Имен­но здесь нахо­дит­ся офи­ци­аль­ная рези­ден­ция папы, а так­же цен­траль­ные учре­жде­ния Като­ли­че­ской церкви.
Рим­ско-като­ли­че­ское уче­ние, при­зна­ю­щее еди­но­лич­ную власть папы над Цер­ко­вью, ста­вит Цер­ковь в при­ни­жен­ное поло­же­ние, так как обре­ка­ет ее чле­нов на без­ого­во­роч­ное и сле­пое послу­ша­ние папе, совесть цер­ков­ную — на мол­ча­ние. Все это нахо­дит­ся в про­ти­во­ре­чии с духом хри­сти­ан­ской сво­бо­ды, с духом Ново­го Завета.
В рим­ском като­ли­циз­ме вера в свя­тость Като­ли­че­ской (Собор­ной), то есть все­об­щей, Церк­ви под­ме­не­на верой в непо­гре­ши­мость папы.

Рим­ский като­ли­цизм пони­ма­ет един­ство как без­ого­во­роч­ное под­чи­не­ние всех одно­му. Истин­ная Цер­ковь для като­ли­ка та, кото­рая во всем под­чи­ня­ет­ся папе. Дело выгля­дит почти так, как если бы в тех слу­ча­ях, когда тре­бу­ет­ся раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом, прав­дой и не прав­дой, в папе виде­ли сре­до­то­чие всей духо­нос­но­сти Церк­ви и един­ствен­но­го обла­да­те­ля истины.

Римо-като­ли­кам Цер­ковь пред­став­ля­ет­ся не как вопло­ще­ние трой­че­ской жиз­ни в мире, а как монар­хи­че­ское госу­дар­ство, в кото­ром все под­дан­ные под­чи­не­ны одно­му обла­да­те­лю абсо­лют­ной власти.
Перед нами, сле­до­ва­тель­но, тут два совер­шен­но раз­лич­ных обра­за Церк­ви и два раз­лич­ных пони­ма­ния ее единства.

В XIV в. исклю­чи­тель­ным пра­вом папы ста­но­вит­ся постав­ле­ние епи­ско­пов в Рим­ско-като­ли­че­ской Церк­ви. По нынеш­не­му кано­ни­че­ско­му пра­ву епи­скоп­ская хиро­то­ния в Рим­ско-като­ли­че­ской Церк­ви так­же может быть совер­ше­на толь­ко по полу­че­нии на это пол­но­мо­чия от папы. Это неиз­вест­ное Древ­ней Церк­ви поло­же­ние при­ве­ло к тому, что сей­час все епи­ско­пы Рим­ско-като­ли­че­ской Церк­ви явля­ют­ся избран­ни­ка­ми папы; они — избран­ни­ки, но не Церк­ви, как это было в древ­но­сти. А это ведет к еще боль­ше­му укреп­ле­нию гос­под­ства папы над Церковью.
В пер­вой поло­вине XV в. в Рим­ско-като­ли­че­ской Церк­ви была пред­при­ня­та попыт­ка огра­ни­че­ния абсо­лют­ной вла­сти папы. Три вели­ких Собо­ра — Пизан­ский (1409), Кон­станц­ский (1414–1418) и Базель­ский (1413–1443) – про­воз­гла­си­ли поло­же­ние о том, что Все­лен­ские Собо­ры выше папы и что папа может быть судим и низ­ло­жен Собором.

Это были так назы­ва­е­мые рефор­ма­ци­он­ные Собо­ры, кото­рые сде­ла­ли попыт­ку при­знать за собой выс­ший над папа­ми авто­ри­тет. Одна­ко про­воз­гла­шен­ный ими прин­цип про­су­ще­ство­вал в Рим­ско-като­ли­че­ской Церк­ви недолго.

Пред­сто­я­тель любой Помест­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви под­су­ден Собо­ру епи­ско­пов этой Церк­ви. Напри­мер, по уста­ву Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пра­во суда над Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси при­над­ле­жит Архи­ерей­ско­му Собо­ру. Ни один Пат­ри­арх не может обла­дать абсо­лют­ной вла­стью не толь­ко во Все­лен­ской Церк­ви, но даже в пре­де­лах сво­ей соб­ствен­ной Помест­ной Церкви.

Пра­во рас­смот­ре­ния вопро­са об ухо­де Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси на покой при­над­ле­жит Помест­но­му Собо­ру. Пра­во суда над Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси при­над­ле­жит Архи­ерей­ско­му Собо­ру, дей­ству­ю­ще­му в соста­ве Помест­но­го Собо­ра. Судеб­ное реше­ние Архи­ерей­ско­го Собо­ра всту­па­ет в силу после утвер­жде­ния 2/3 голо­сов чле­нов Помест­но­го Собора.
Пат­ри­ар­хи могут собрать­ся и в слу­чае нестро­е­ния на той или иной кафед­ре выне­сти суж­де­ние. Вспом­ним реак­цию на нестро­е­ния в Иеру­са­лим­ском Пат­ри­ар­ха­те, дело Пат­ри­ар­ха Нико­на, при том, что оно, может быть, было не слиш­ком пра­во­ре­ша­е­мо, но пока­за­тель­но. Ведь был при­ме­нен прин­цип Собор­но­го суда внут­ри помест­ной Церк­ви — устав Рус­ской Церк­ви под­ра­зу­ме­ва­ет воз­мож­ность отре­ше­ния от долж­но­сти даже и Пред­сто­я­те­ля при совер­ше­нии тех или иных, недо­пу­сти­мых с точ­ки зре­ния кано­нов и цер­ков­ных уста­вов действий.

При­мер. Осуж­де­ние Несто­рия было осу­ществ­ле­но от лица Церк­ви отца­ми III Все­лен­ско­го Собора.

В отли­чие от этой дог­мы като­ли­циз­ма, не име­ю­щей кор­ней в древ­них веро­учи­тель­ных текстах, в Пра­во­слав­ной Церк­ви сло­ва, дей­ствия и поступ­ки любо­го епи­ско­па могут быть пред­ме­том рас­смот­ре­ния и кано­ни­че­ски закон­ный епи­скоп­ский суд может выне­сти при­го­вор любо­му из них. Из-под дей­ствия это­го прин­ци­па, само собой разу­ме­ет­ся, не изъ­ят в Пра­во­слав­ной Церк­ви и пер­вый из ее епи­ско­пов –Кон­стан­ти­но­поль­ский патриарх.

Не нахо­дит под­твер­жде­ния дог­мат о пап­ской непо­гре­ши­мо­сти и в уче­нии о Таин­ствах. По пра­во­слав­но­му уче­нию, епи­ско­пы ста­но­вят­ся пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­лов через Таин­ство свя­щен­ства и в этом Таин­стве полу­ча­ют необ­хо­ди­мые для их слу­же­ния осо­бые дары. Бла­го­дать епи­скоп­ства пре­по­да­ет­ся в Рим­ско-като­ли­че­ской Церк­ви тоже через Таин­ства. Но таин­ства, в кото­ром Рим­ско­му епи­ско­пу, как пре­ем­ни­ку апо­сто­ла Пет­ра, пре­по­да­ва­лись бы исклю­чи­тель­ные дары, отли­ча­ю­щие его от дру­гих епи­ско­пов и дру­гих апо­сто­лов, Цер­ковь нико­гда не зна­ла, и в латин­ском обря­де тако­го таин­ства тоже нет. Так назы­ва­е­мая пап­ская коро­на­ция, по пони­ма­нию самих римо-като­ли­ков, это не таин­ство, а лишь тор­же­ствен­ная цере­мо­ния, кото­рая к пап­ской вла­сти (полу­ча­е­мой до это­го, во вре­мя избра­ния) ниче­го не при­бав­ля­ет и не сооб­ща­ет всту­пив­ше­му на пап­ский пре­стол ника­ких осо­бых бла­го­дат­ных даров. Таким обра­зом, чрез­вы­чай­ные пол­но­мо­чия, кото­ры­ми не обла­да­ет никто из епи­ско­пов, – неогра­ни­чен­ную власть над Цер­ко­вью и исклю­чи­тель­ный дар непо­гре­ши­мо­сти – чело­век полу­ча­ет без вся­ко­го свя­щен­но­дей­ствия. При­чи­на это­го толь­ко в том, что Цер­ковь нико­гда не зна­ла такой вла­сти и тако­го дара.

С точ­ки зре­ния като­ли­циз­ма папа обла­да­ет непо­гре­ши­мо­стью в офи­ци­аль­ных выска­зы­ва­ни­ях (от лица церк­ви) по вопро­сам веры и мора­ли (то есть не может оши­бать­ся). Папа впра­ве про­воз­гла­шать и утвер­ждать новые дог­ма­ты (о кото­рых не зна­ла и кото­рые не про­по­ве­до­ва­ла ран­не­хри­сти­ан­ская Церковь).

При­мер. Дог­мат о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии – утвер­жден бул­лою папы Пия IX в 1854 г.; уче­ние о непо­гре­ши­мо­сти папы воз­ве­де­но на сте­пень дог­ма­та и кано­ни­зи­ро­ва­но Пием IX на Вати­кан­ском собо­ре в 1870 г.

В пра­во­вой вла­сти внут­ри­цер­ков­ных отно­ше­ний нет ни кано­ни­че­ских запре­тов, ни обще­цер­ков­ных тра­ди­ций, соглас­но кото­рым Пат­ри­арх апри­о­ри являл­ся бы лицом, недо­ступ­ным для пуб­лич­ной обли­чи­тель­ной критики.

При­мер. Во вре­ме­на рас­про­стра­не­ния моно­фе­лит­ской ере­си её под­дер­жи­вал не один, и не два Пат­ри­ар­ха. Одна­ко со сто­ро­ны пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков бла­го­че­стия, вклю­чая подвиж­ни­ков, не обла­дав­ших епи­скоп­ским саном, эта ересь пря­мо обли­ча­лась как лже­уче­ние, а Пат­ри­ар­хи – как про­по­вед­ни­ки лжеучения.

В свя­зи с нали­чи­ем в веро­уче­нии Рим­ской церк­ви дог­ма­та о непо­гре­ши­мо­сти Рим­ско­го папы обли­че­ние выска­зы­ва­ний Рим­ско­го папы, сви­де­тель­ству­ю­ще­го офи­ци­аль­но, от лица церк­ви, может быть рас­це­не­но как поку­ше­ние на дог­ма­ти­че­ское уче­ние церкви.

Пат­ри­арх – пер­вый сре­ди рав­ных; место рас­по­ло­же­ния его кафед­ры, в зави­си­мо­сти от усло­вий и обсто­я­тельств, может изме­нить­ся, и это не при­ве­дёт к деваль­ва­ции её достоинства.

Рим­ской кафед­ре воз­да­ёт­ся осо­бая честь. Рим­ские пред­сто­я­те­ли име­ют при­тя­за­ния на исклю­чи­тель­но высо­кое поло­же­ние во все­лен­ской Церкви.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Пат­ри­арх выби­ра­ет­ся на Помест­ном собо­ре (на собо­ре могут при­сут­ство­вать и миряне).
См. Поло­же­ние об избра­нии.

Рим­ский пер­во­свя­щен­ник выби­ра­ет­ся на спе­ци­аль­ном собра­нии – кон­кла­ве. Сего­дня в состав кон­кла­ва вхо­дят исклю­чи­тель­но кардиналы.

Все пра­во­слав­ные Пат­ри­ар­хи при­зна­ют высо­чай­ший авто­ри­тет и досто­ин­ство Свя­щен­но­го Предания

После раскола христианской церкви на католическую и православную, у каждой появился собственный глава. У католиков это Папа Римский, а у православных – Патриарх. В чем между ними разница и что общего?

Что общего между Патриархом и Римским Папой?

Невзирая на существующие расхождения, православные и католики соглашаются с тем, что перед Господом все христиане равны, без каких-либо исключений. При этом не имеют никакого значения ни сан, ни статус самого человека.

При этом католическая и православная церкви базируются на строгой иерархической структуре. В обеих ветвях христианства выделяют три степени священства. Это дьяконы, священники и епископы.

Католиков и православных объединяет тот факт, что епископов они считают непосредственными наследниками апостолов, учеников Иисуса Христа. Они руководители и блюстители своего прихода, имеющие всю полноту власти. Епископ управляет церковью при поддержке духовенства и мирян.

При этом он опирается на священников и дьяконов, которых наделяет соответствующим саном. В его власти не только его присваивать, но и лишить, а также запрещать служение.

Папа Римский и Патриарх – епископы, являющися непосредственными руководителями своих церквей.

Патриарх

Если какие-то вопросы выходили за рамки епископа и конкретного прихода, их было принято рассматривать на Соборах. Такая традиция появилась еще во времена первых апостолов. Здесь встречались самые влиятельные священнослужители, которые решали вопросы, волнующие всех.

Заручившись поддержкой византийского правителя, такие патриархи активно вмешивались в деятельность соседних епархий, даже устраивали судебные разбирательства над епископами. Несмотря на то, что подобная практика в одно время была весьма распространена, в православной церковной традиции она так и не закрепилась. В результате Римский Папа стал считаться православными Патриархом, заседающим в Риме.

В настоящее время Патриарх есть в каждой Поместной церкви. При этом основная власть сосредоточена в руках Собора епископов. Когда наступает межсоборный период, руководство берут на себя Синоды (так называют небольшие соборы, в состав которых входят самые титулованные или авторитетные епископы).

Роль Патриарха заключается в оперативном решении насущных церковных проблем. Его вмешательство во внутренние дела епархий не предполагаются. Примечательно, что в православии он не считается непогрешимым, как и Синод или Собор.

Получается, что патриаршеству придают административные функции, наделяя главу Поместной церкви исключительными полномочиями. При этом патриаршество в православной традиции не считается непременным атрибутом, обязательным условием ее существования и сохранности. Даже сейчас Греческой церковью руководит Синод, в котором ключевую роль играет архиепископ. В России Синод руководил церковью, начиная с вступления на престол Петра I и вплоть до того, как к власти пришли большевики. В Синод входили не только архиереи, но и гражданские чиновники, отстаивающие позицию императора.

Папа Римский

В католической традиции считается, что Иисус выбрал Петра главой апостолов. От него ведет свою историю Римская церковь. Поэтому Римский Папа считается больше, чем епископом, заседающим в Риме. Он непосредственный преемник Петра, фактический наместник Сына Божьего на земле.

У Папы абсолютная церковная власть, он считается основой и гарантом сохранности и единства католичества во всем мире. Собор также существует, но у него исключительно совещательные функции.

У Папы абсолютная власть над всей церковью, а также над конкретными епархиями. Стоит отметить, что сегодня в католической церкви существует сразу несколько патриархатов. Например, Антиохийский или Александрийский, представляющие сирийский и коптский обряд соответственно. Это немногочисленные церковные общины, которые сумели сберечь уникальную идентичность, духовные и культурные традиции. При этом они стали частью католичества, утвердив главенство Папы.

Католики считают, что Папа совершенно непогрешим в вопросах веры и духовности, он нравственный идеал. Его декреты и решения не могут быть обжалованы или отменены, против них нельзя апеллировать.

Непогрешимыми и заведомо верными считаются решения Собора епископов при условии, что они согласуются с преемником апостола Петра. В католичестве эта непогрешимость отождествляется с таким понятием, как Божественное откровение.

В чем различие между Патриархом и Папой? Есть ли какие-то общие черты? Как относится православным к Папе Римскому? Есть ли у Патриарха Московского и всея Руси какие-либо особенные полномочия? На эти вопросы отвечает профессор Московской духовной академии прот. Максим Козлов


- В чем различие между Патриархом и Папой с институциональной, функциональной и исторической точек зрения?

Общины естественно тяготели к некоторым местам первоначальной христианской истории, в особенности к так называемым кафедрам апостольского происхождения. Это были, конечно же, Иерусалим - мать всех Церквей, Александрия, Антиохия, Рим. При этом в первые десятилетия первенствующее положение занимала Иерусалимская церковь - как место земного подвига Господа и как место, откуда вышли на проповедь апостолы.

После взятия Иерусалима во время Иудейской войны и разрушения его императором Титом в 70-м году место первенства в древнехристианской Церкви занял Рим - столица империи, город, где пострадали два первоверховных апостола Пётр и Павел, и где несравненно ни с каким другим местом империи просияло множество христианских мучеников.

Во времена гонений христиан сотнями, иной раз тысячами, свозили в Рим, и они подвергались страданиям в Колизее, в других римских цирках во время тех или иных языческих праздников. При этом Римская Церковь деятельно участвовала в служении христианским мученикам.

Впоследствии к этим четырём историческим центрам - Иерусалим, как мы знаем, через некоторое время был восстановлен как город - добавился восстановленный святым равноапостольным Императором Константином Новый Рим, или - как он впоследствии стал называться - Град, Полис, Константинополис, город Константина.

Получалось, что на Востоке было много кафедр апостольского происхождения, а на Западе фактически одна - Римская. На Востоке сохранилась на много веков твёрдая имперская государственность, на Западе в пятом веке всё рухнуло и погрузилось во тьму нестабильных, непрочных, полудиких варварских государств (которая продлилась вплоть до образования империи Карла Великого). Единственным стабильным институтом в этом море варварских завоеваний и государственной непрочности оставалась Римская Церковь, Римская кафедра.

Постепенно к ней начинали тяготеть и другие Церкви Запада, и со временем в Риме стало вырабатываться особое самосознание, - что это не просто первая из кафедр, а это такая кафедра, без которой не может быть полноценной церковности.

Патриарх первый среди равных, и при этом кафедра его может менять своё место. Вспомним о Русской Церкви. Первенствующая кафедра была Киевская, Владимирская, Московская, потом фактически Петербургская, теперь опять Московская, и это выглядит совершенно естественным. Достоинства древних Патриархатов Александрийского и Антиохийского ныне в основном в памяти об их прежней великой истории. Возникают новые поместные Церкви и новые Патриархаты, и мы смотрим на это как на иной раз трагический, болезненный, но, тем не менее, понятный путь церковно-исторического развития.

С католической же точки зрения вне Римской кафедры нет полноты церковности. Они сейчас не скажут, что вовсе нет церковности, но нет полноты, окончательной истинности церковности.

Апостол Пётр и его приемники, римские Папы, есть краеугольный камень Церкви и как носитель власти, и как носитель непогрешимого, безошибочного веро- и нравоучительного авторитета. Соответственно, Папа Римский в Католической Церкви никем не может быть судим. Нет никакого действия, которое бы совершил Римский Папа, за которое какой-либо орган в Римо-Католической Церкви мог официальным образом подвергнуть это действие рассмотрению и, допустим, вынести ему порицание или осуждение. Нет никакого органа, который мог бы лишить Папу его папской власти, скажем, за недостоинство нравственной жизни, что случалось в средние века и в новое время (мы помним целый ряд пап эпохи Возрождения, напр. из семейства Борджиа). Более того, по католическому пониманию и Вселенский Собор является Вселенским только в том случае, если он Папой созван, и его решения Папой утверждены. По сути дела это не более чем совещательный орган при Римском епископе, хотя и имеющий весь вид полноты епископского представительства.

Это, конечно, более чем расходится с православным пониманием Церкви, с православной экклезиологией, которая действительно, видит в соответствии с древними канонами необходимость иметь первенствующего епископа в народе. Таковыми в одних случаях являются Патриархи, в других поместных автокефальных Церквях архиепископы и митрополиты, но они расположены по определённому чину, по диптихам, в соответствии порядку достоинства кафедр. Но это в основном имеет значение литургического поминовения, свидетельствует о нашем взаимном вероучительном единстве и взаимообщении в таинствах.

В каких-то случаях это критерий судебный. Например, Патриархи могут собраться и в случае нестроения на той или иной кафедре вынести суждение. Вспомним реакцию на нестроения в Иерусалимском Патриархате, дело Патриарха Никона, при том, что оно, может быть, было не слишком праворешаемо, но показательно. Ведь был применен принцип Соборного суда внутри поместной Церкви - устав Русской Церкви подразумевает возможность отрешения от должности даже и Предстоятеля при совершении тех или иных, недопустимых с точки зрения канонов и церковных уставов действий.


Общественная роль римских первосвященников по крайней мере последних полутора столетий, начиная с 1870 года, с образования независимой итальянской государственности, когда папы перестали быть правителями территории, занимавшей до этого всю середину Аппенинского полуострова, характеризуется тем, что они претендуют на некий универсализм, на то, чтобы отражать интересы всех католиков и во всех странах, где исповедуется католицизм. Исторически Православие шло иным путем. Будучи универсалистской религией по сути, тем не менее оно принципиальным образом существует как сообщество поместных, то есть преимущественно национально-государственных, Православных Церквей, каждая из которых духовно реализуется в истории своего народа, своей культуры, своего государства - Румынии, Греции, Грузии, России, Белоруссии, Кипра и других православных стран. Хотя, конечно, на определенных этапах исторического бытия в это сообщество входили и иные народы, включались иные территории, а иной раз и небесконфликтно, рождались новые Поместные Церкви. Таким образом, глава каждой Поместной Церкви, в том числе и Патриарх Московский и всея Руси, есть хранитель и выразитель этой историко-религиозной, историко-культурной традиции Православия. Он является, с одной стороны, символом ее единства и неразрывности, а с другой, вместе со всеми предстоятелями Православных Церквей, - символом такого единства, какое было у апостолов, собранных вокруг Христа. И ныне предстоятели Поместных Церквей собраны вокруг невидимого Главы нашей Церкви. Поэтому таким значимым и дорогим для всех православных людей явилось совместное служение всех православных патриархов на Рождество 2000 года в граде Вифлееме в пещере Рождества Христова. Вот он, образ единства Православия, олицетворенный не единой персоной главного епископа, а семьей собранных вокруг Христа народов и их иерархов.

- А есть ли какие-то общие черты у Патриаршества и папства?

- Общее присутствует в том объёме, насколько это не является специфически католическим. То есть, то, что в папстве наличествует из строя древней неразделённой Церкви, то нас и объединяет. Это можно наиболее ясно проиллюстрировать, если мы посмотрим официальный титул Папы. В нём есть как элементы, относящиеся к общецерковному пути исторического развития, так уже и к специфически католическому.

Итак, нынешнего понтифика Бенедикта 16-го именуют следующим образом - епископ Рима. Это вполне общий критерий. Викарий Христа - а вот это, конечно, уже католическое понимание. Викарий - то есть, наместник Христа на земле, подобного рода понимание православные не присваивают никому из епископов. Преемник князя апостолов - тоже специфически католический термин. Князем апостолов является апостол Пётр, и католики считают, что Папа в некотором особенном смысле является носителем тех полномочий, которые Господь будто бы дал апостолу Петру, назвав его камнем Церкви. Это место Евангелия от Матфея католики понимают в том смысле, что не просто Христос, но и апостол Пётр в некотором смысле является краеугольным камнем Церкви.


Первенствующий епископ Италии - ну, это нормально. Термин католический, но, тем не менее, мы не видим здесь несоответствия. Архиепископ и митрополит провинции Лацио, область вокруг Рима - вполне соответствует нашим критериям. А вот дальше опять будет момент, который отсутствует в православии.

Суверенный, то есть, независимый светский правитель государства града Ватикан. Православной иерархии и в Православной Церкви несвойственно было создание теократической государственности. Мы знаем, что в средние века Папская область была небольшой по размеру и вообще мыслилась как некоторый суверен по отношению вообще ко всем монархам. Они в каком-то смысле были вассалами по отношению к Папе Римскому, включая императора, вспомните средневековый спор империи и папства. Ныне территория государства Ватикан небольшая, но настояние, что Папа является светским государем по-прежнему остаётся. Нужно отметить, что на сегодня он самый абсолютный из всех абсолютных монархов.


Последний элемент папского титула, который довольно парадоксально сочетается со всей предыдущей высотой именований - раб рабов Божиих. Это тоже отсутствует где-либо в титулатуре кого-либо из православных Патриархов.

Нам могут сказать, что есть и в православии титулы очень высокие, что, скажем, Александрийский Патриарх называется 13-м апостолом и судьёй всей Вселенной. Но здесь есть важные различия. Если для православия эти высокие именования, включая Святейшество, 13-й апостол, есть скорее то, что относится к области литургики или к нашему прошлому византийской истории, то для католиков этот папский титул есть предмет веры.

Хороший католик должен верить, что Папа действительно Верховный Первосвященник, викарий Христа и преемник князя апостолов и что у него есть совершенно особые полномочия быть гарантом, хранителем церковной истины и никому неподсудным авторитетом, в то время как ни один Александрийский Патриарх не будет претендовать на то, чтобы войти в рассмотрение юридических дел в пределах других канонических территорий и считать, что есть особо богоустановленные права в связи с тем, что он именуется 13-м апостолом.

- В связи с этим как православному человеку следует относиться к Папе Римскому?

Эти два момента мы перенесём и на Римского епископа. С одной стороны он для нас, несомненно, епископ, несомненно, Предстоятель, хотя и пребывающий вне единства Вселенского Православия, но древней и уважаемейшей Римской кафедры. С другой стороны, мы не можем говорить, что то, что нас разделяет с Римским Папой, это только моменты национального, культурного, государственного развития, вторичные по отношению к сути Евангельского благовестия и что только человеческие предрассудки и предубеждения мешают быть едиными. Насколько у нас общего с католиками в общем депозите христианской вере, настолько же и существенно то, что нас от католицизма и от Римского епископа как главы Католической Церкви отделяет.

- Есть ли у Патриарха Московского и всея Руси какие-либо особенные полномочия по сравнению с другими православными Патриархами?

- Московская кафедра на сегодня занимает 5-е место после Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Наш Патриархат ведёт свою историю с конца 16-го столетия, когда соборным решением восточных Патриархов в 1589-м году первый из русских митрополитов, святитель Иов, был возведён в Патриаршее достоинство.


На сегодня отличие Московского Патриархата не в каких-то канонических прерогативах или в статусе, но в том реальном факте, что именно Русская Церковь является крупнейшей во всём православном мире и по количеству паствы, и по количеству приходов и монастырей, и в значительной мере, может быть, самой динамичной по той позитивной тенденции в сторону роста и укрепления, которая наблюдается в последнее время. Поэтому, мы храним единство веры в союзе мира. Да, между поместными Православными Церквями возникают иной раз трения и непонимания, но это трения и непонимания между своими. Главное - вероучительное евхаристическое единство во Вселенском Православии есть. Недавно оно было засвидетельствовано в Константинополе на общей встрече глав поместных Православных Церквей, в которой участвовал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.

Папа Римский у католиков-это как бы наместник Бога на земле, он считается безгрешным (что в принципе невозможно, т. к. безгрешен только Бог; даже Христос не велел называть себя "всеблагим (безгрешным), ибо благ только Бог").А патриарх-это просто священнослужитель высокого ранга.

Непогрешимым считается а не безгрешным1
Грехи здесь непричем
Русские не знают своего родного языка.
Непогрешимость - безошибочность.

Патриарх сидит в большой стране и главенствует над небольшим кусочком земного шара. Папа римский сидит в маленький стране и главенствует над огромным куском земного шара.

Читайте также: