Чем отличается народный праздничный костюм от современной одежды 5 класс кратко

Обновлено: 18.05.2024

Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

Давайте представим, что мы живем в восемнадцатом веке. Что мы можем рассказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? А какую одежду тогда носили?

Чтобы ответить на эти вопросы нужно изучить культуру русского народа. Ведь русский народный костюм - это отражение жизни целого народа, все, чем он любовался и восхищался отраженно в одежде.

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю.

Все эти явления природы и окружающий их мир русский народ изображал на стенах жилищ, посуде, одежде.

А основным элементом русского народного костюма являлась рубаха. На ней изображали весь окружающий мир в символах.

В своей работе я хочу объяснить значение этих символов и как русский народ зашифровывал эти символы в вышивках.

Русская народная рубаха

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Часто парни и девушки еще в 19 веке до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня >- кусок ткани, ведь слово > когда-то имело еще значение >. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери- рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой - если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинание, то есть навести порчу. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком- стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой в виде геометрического орнамента.

Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом на шее и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком - стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов - ластовицы, - которые

6 могли быть из грубой ткани или кумача. Рубаха от вставленных ластовиц становилась просторнее, не рвалась под мышками при резких взмахах руки и могла служить дольше.

На Руси никогда ни ходили >, а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверию, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберегом. На Русском Севере, особенно среди старообрядцев, существовала традиция: пояс, подаренный при крещении, носить на теле до смерти и не снимать его даже в бане. Такой пояс - оберег состоял из сплетенных собой трех красных нитей. Одновременно другой пояс мог завязываться поверх одежды.

Одежа была повседневной и праздничной. В декоре крестьянского дома, господствовали законы представлений о мире.

Рубаха основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечье, грудь, подол. Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи- >. Ее носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Считалось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.

Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже - металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

3. Культовое значение элементов орнамента

В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

В узорах вышивки господствует образ плодородной земли. Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли? Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшались орнаментами, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Давайте приоткроем тайну рисунков в вышивке. В украшение рубахи человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: две прямые горизонтальные линии обозначали дорогу жизни; солнце изображалось кругом или кругом с крестом; земля изображалась с помощью ромба или четырех точек стоявших в три ряда; вертикальная линия или точки превращались в дождь, снег; конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был стольже необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце; семена - в распаханную землю сеятели бросали семена, их изображали в виде точек или галочек; птицы - символизировали свет, тепло.

Древо жизни. В произведениях народного искусства встречается причудливый узор - разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях оно было символом растительности сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? На все эти вопросы я постаралась ответить в своей работе >. Человек всегда пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

К сожалению, мы утратили традицию надевать на праздники национальный костюм, но знать и помнить его мы обязаны, ведь это наша история, наши корни.

- продолжить традицию одевания русского народного костюма на школьных праздниках;

- применять символы вышивки в оформлении русских народных праздников проводимых в школе

Современная одежда проще и практичнее. Женская одежда была длинной. Праздничная одежда украшалась вышивкой,лентами,жемчугом(у богатых). Замужняя женщина в обязательном порядке должна была быть в головном уборе - платок,кокошник. Сейчас это необязательно. Женщины носят брюки,что раньше было немыслимо.
Из народной одежды сохранился,например,сарафан,но он отличается от того,который носили раньше. В современной праздничной одежде тоже могут присутствовать элементы вышивки,кружева.

Казахстан… Это наш родной край, который мы должны и обязаны беречь и ценить. Казахстан - это величие огромных горных вершин, диких лесов, жара пустынь, громадные скалы, бриллиантовые озера, бескрайние степи, стремительно бегущие реки, искрящиеся мощью ледники в солнечном свете, уникальный животный и растительный мир: Казахстан – земля родная Очень любим мы тебя. Море, горы, даль степная- Это Родина моя! Как велика моя земля, Как широки ее просторы- Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы. Наша страна богата своей историей, обычаями и традициями. Казахстан – родина таких великих людей как Ходжи Ахмета Яссауи, великого просветителя Аль Фараби, Абая Кунанбаева. Любовь к своей Родине – есть истинный патриотизм каждого из нас. Он заключается в знании и уважении традиций и обычаев, в культуре, в нежном и бережном отношении ко всем гражданам родного государства. Это любовь к красотам края, в котором мы живем, к его природным богатствам, к предкам, творившим его историю, ко всему, что всплывает в памяти при слове Родина. Любить Родину – это значит сострадать и радоваться вместе с нею. Верить в нее, понимать и принимать ее всем сердцем, всей душой. С таким чувством жили и живут люди разных национальностей и разных вероисповеданий в нашем государстве.

1) В книгах содержится много полезной информации,потому уничтожая книгу,соответственно уничтожаешь информацию.
2) При коммунистической власти были запрещены издания направленные на разжигание ненависти к власти и коммунизму.
3) В книгах много знаний,например в исторической литературе можно узнать что-либо о каком-то событии или человеке,владея определённой информацией можно иметь знания,опасные для чего-либо.

Из Гаскони в париж прибывает молодой шевалье д'Артаньян. По дороге он ставлкивается с незнакомцем, который ломает го шпагу и натравливает на него прислугу в Менге. В Париже д'Артаньян в первый же день вызывает на дуэль трёх мушкетёров - Атоса, Портоса и Арамса. Но в дуэль вмешиваются гвардейцы кардинала, и вражда перерастает в дружбу, четверо друзей побеждают гвардейцев.

Какую роль в рассказе о Герасиме играет сравнения?Найдите их в начале и в конце рассказа и подумайте, в чём причина такой резкой

Ответить на вопрос "Почему Гоголь собрал в один сборник, такие повести, как "Тарас Бульба" и "Повесть о том.." (4-5 предложений,

вспомни и запиши пословицы и поговорки,в которых отрожена любовь к родине,готовность ее защищать.чем они близки к стихотворению

Помогите. Чем отличается народный торжественный костюмчик от современной одежды? Какие виды российской народной одежки, ее детали сохранились до нашего медли?

  • Ljudmila Koburova
  • Литература
  • 2019-04-13 13:03:29
  • 0
  • 1

Современная одежка проще и практичнее. Женская одежка была длинноватой. Праздничная одежка украшалась вышивкой,лентами,жемчугом(у богатых). Замужняя женщина в неотклонимом порядке должна была быть в головном уборе - платок,кокошник. Сейчас это необязательно. Женщины носят штаны,что ранее было невообразимо.
Из народной одежды сохранился,например,сарафан,но он отличается от того,который носили ранее. В современной праздничной одежке тоже могут находиться элементы вышивки,узоры.

Наряды делили на праздничные и повседневные. В будни носили простые вещи из грубой материала, на них практически не было декора. А на праздники надевали одежду ярких цветов с вышивкой.

Костюмы отшивали из грубого сукна, льна и шёлка. Подкладку делали из материала — киндяк.

Образ человека сильно отличался в зависимости от региона. Жители северных краев носили много верхней одежды. Она была распашной или накидной. Также были вещи, которые надевали через голову. Костюм аристократов был наполнен роскошью, его расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом. Обычно дорогую одежду передавали из поколения в поколение.

Женский наряд

Женские вещи были намного разнообразней мужских. В Древней Руси девушки надевали сорочницу (длинная рубаха), сарафан и передник.

Обязательный элемент одежды – вышивка. Каждый регион имел свой узор, который отличался по цвету. Орнамент использовали для декора подола и рукавов.

Женские сарафаны шились в форме трапеции, были распашными и глухими. Шили изделие из одного или несколько полотен. На каждый день шили платье из сукна и ситца. Праздничные наряды шили из дорогой материи.

История женского наряда часть 1 и часть 2

Мужской наряд

Для пошива брали натуральные ткани, с декоративным растительным орнаментом.

В мужской наряд входила сорочка, штаны и пояс. На голове носили грешневик из валяной шерсти, на ногах — лапти. В холода мужики доставали валенки. На праздники обували сапоги из кожи.

Для детей

Чаще всего малыши носили свободные сорочки без декора. Для детей из богатых семей шили костюмы, которые копировали одеяние взрослого.

Детали мужского костюма

Внутреннюю часть рубахи дополняли подкладкой. Рукава были широкие, сужающиеся к низу. Воротник мог быть круглым или квадратным. Его декорировали завязками и пуговицами.

Дополнял костюм кафтан. Поверх надевали свитку, кожух или сермягу. На торжества надевали парадный плащ или однорядку, сшитую из шерсти.

Простой люд выбирали шубу из меха зайца или овчины. Аристократия — из чернобурки или соболя. Классическая русская шуба была длиной до пяток. Рукава были очень длинные, но руки продевали в специальные прорези.

Существовало несколько видов головных уборов: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая — это маленькая круглая шапочка, плотно прилегающая к голове. Шили её из войлока, знатные славяне — из бархата. Мурмолка — это высокая шапка, расширяющиеся кверху, с декором из меха лисы, соболя или зайца.

Детали женского костюма

Сверху рубахи надевали летник. Классический наряд был до пола. Его шили из шёлка. Аристократы носили летник, с декором из золотой и жемчужиной вышивки. Ворот был украшен ожерельем.

В холода надевали длинные шубы. Руки продевали в прорези, которые распологались под рукавами. Для согрева ладоней использовали муфту.

Замужние дамы обязательно покрывали голову , даже находясь в доме. Каждый день использовали волосник или повойник, сверху повязывали яркий платок.

Летом девушки носили венчик. В холода его заменяли на меховые шапки. При этом национальный костюм и сегодня ассоциируют с кокошником. Его обильно украшали, он становился главным элементом наряда.

Зимний костюм

Зимой сверху многослойных платьев надевали теплую одежду. Крестьяне носили шубы, пошитые из овчины или шкурок зайцев. Знать щеголяла в соболиных шубках.

Шубу носили мехом внутрь, а снаружи обшивали грубым сукном или парчой. Мужчины зимой надевали кожухи, пошитые из телячьих или овечьих шкурок. Изделие было до середины бедра или до пяток.

Для девушек шили короткие душегрейки, их дополняли меховые шапки. Поверх шапки накидывали платок.

Зимняя одежда состояла из нескольких элементов:

  • Шапка-ушанка.
  • Платок из шерсти.
  • Шубейка.
  • Валенки.

Национальные мотивы

В наши дни традиционный наряд — это часть истории Руси. Одежда в русском стиле очень сдержана. Для украшения платьев используют цветочный орнамент, ручную вышивку, кружево или набивной рисунок. Для оформления подола и манжетов — бахрому.

Очень популярны вещи из натуральных тканей, природных цветов. Сарафаны делают длинными или короткими. Наиболее стильно смотрятся приталенные модели, которые подчеркивают миниатюрную фигуру. Женщины с плотным телосложением и пышными формами могут носить наряд свободного кроя.

Также нужно дополнить облик аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким костюмом хорошо смотрятся объемные бусы и серьги.

В качестве головного убора можно использовать яркий расписной платок. Сверху платья надевают жилетку или пальто. В холода можно надеть шубку, муфту и теплую шапочку из меха.

Заключение

Национальный костюм — это неотъемлемая часть истории страны. Наряд можно сшить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах.

Из видеоролика вы узнаете некоторые факты о национальном костюме.

Хочу поделиться своими мыслями об истоках моды и стиля, надеюсь, что будет интересно и сильно не утомит.

На мой взгляд, наступило время возвращения с нашим истокам, традициям. Хаос в сердцах и душах, постепенно проходит: происходит возвращение к православной вере, нашим традициям. В свете этого мои рассуждения на тему русского национального костюма. Он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов (Центральный регион, Северный регион, Юг), их семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя, являясь одним из проявлений народного прикладного искусства и ремесел.

Причем женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской. Основные элементы народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха с широкими рукавами, декорированной вышивкой на подоле, рукавах и по плечам (особенности вышивки — цвет, количество, расположение все имело свое значение). Рубахи были на любой случай: венчальная, свадебная, молельная, убивальница (девушка носила ее перед свадьбой в знак прощания с девственностью), покосная, праздничная, будничная, смертянка и т.п. Следуюшими элементами русского костюма были сарафан, юбка (панева), душегрея, которые присутствовали в разных регионах (Центральные губернии — рубаха+сарафан, Север — рубаха+сарафан+душегрея, Юг — рубаха+юбка(панева) с широким поясом-передником).

Русский костюм от истоков к современности, фото № 1

Русский костюм от истоков к современности, фото № 2

На фото комплекты костюма с душегреей

Русский костюм от истоков к современности, фото № 3

Следующее фото сарафан с праздничной рубахой длиннорукавкой

Русский костюм от истоков к современности, фото № 4

Русский костюм от истоков к современности, фото № 5

На этих фото праздничные костюмы с юбкой и широким поясом. Причем, все имело значение: цвет (черный — почва, черноземье, красный — красота, праздник), элементы рисунка (полоски — пашня, солярные знаки и пр.)

Интересно, что кардинальные изменения в костюме и одежде стали происходить после Реформ Петра I. Европейские одежды, начиная с царя и его окружения, распространялись все шире и к началу 19 века охватили горожан всех сословий. И лишь крестьяне сохраняли верность национальным традициям. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства.

Для примера несколько фото (дочери Шабельской в народных костюмах) :

Русский костюм от истоков к современности, фото № 6

Русский костюм от истоков к современности, фото № 7

Также в начале 20 века французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован русским великолепием, и мотивы русской народной одежды звучат в его моделях, представленных публике в 1910 - 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева.

Русский костюм от истоков к современности, фото № 8

Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой — подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру, ее еще называли русской Коко Шанель. Ламанова, сотрудничая с Мухиной, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль.

Русский костюм от истоков к современности, фото № 9

Начиная с 60-х годов в коллекциях Вячеслава Зайцева постоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства.

Русский костюм от истоков к современности, фото № 10

Русский костюм от истоков к современности, фото № 11

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды. Модельеры различных домов моды И. Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Валентино и др. создают потрясающие коллекции, используя "русский стиль" . Например, дом моды Шанель:

Русский костюм от истоков к современности, фото № 12

Мне нравится и кажется интересной коллекция Валентино:

Русский костюм от истоков к современности, фото № 13

Русский костюм от истоков к современности, фото № 14

Русский костюм от истоков к современности, фото № 15

Русский костюм от истоков к современности, фото № 16

Думаю, каждый российский художник в своем творчестве обращается к народным традициям и чарпает из них огромную силу и вдохновение:

Русский костюм от истоков к современности, фото № 17

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Надеюсь, что моя публикация проявит ваш интерес и желание к просмотру и поиску интересных идей в коллекциях национального русского костюма, не восторгаться ими не возможно.

Читайте также: