Чем отличается исполнительная власть от законодательной власти кратко

Обновлено: 08.07.2024

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Значит, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.

Исполнительная власть — в соответствии с теорией разделения властей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов. Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках) , либо главе государства (в парламентских странах) . Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальна. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента. В России исполнительная власть представлена правительством РФ, которое состоит из президента и администрации президента, а также отраслевых министерств, федеральных служб и агентств.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами) .

Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль) , в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав) , когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все дей­ствия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название — исполнительные.

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- является постоянно действующим органом;

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

- утверждение изменения границ;

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

- отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

- Председателя Правительства РФ;

- заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

- организует охрану собственности и общественного порядка;




- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В судебную систему входят :

- Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

- система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

- не вступивших в силу международных договоров;

- споры между федеральными органами власти;

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

- споры между высшими гос. органами власти субъектов;

- проверяет конституционность законов;

- дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

- судья не может быть привлечен к административной ответственности;

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- является постоянно действующим органом;

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

- утверждение изменения границ;

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

- отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

- Председателя Правительства РФ;

- заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

- организует охрану собственности и общественного порядка;

- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В судебную систему входят :

- Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

- система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

- не вступивших в силу международных договоров;

- споры между федеральными органами власти;

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

- споры между высшими гос. органами власти субъектов;

- проверяет конституционность законов;

- дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

- судья не может быть привлечен к административной ответственности;

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Раз­де­ле­ние вла­стей – это од­но­вре­мен­но по­ли­ти­ко-пра­во­вая док­три­на и кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип, ле­жа­щий в ос­но­ве ор­га­ни­за­ции вла­сти лю­бо­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства. Окон­ча­тель­но дан­ная кон­цеп­ция была сфор­му­ли­ро­ва­на фи­ло­со­фа­ми-про­све­ти­те­ля­ми Дж. Лок­ком и Ш. Мон­те­с­кье. Дан­ная док­три­на ис­хо­дит из по­ло­же­ния, что власть в го­су­дар­стве де­лит­ся на три неза­ви­си­мые и са­мо­сто­я­тель­ные ветви – за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. В со­от­вет­ствии с таким раз­де­ле­ни­ем со­зда­ют­ся выс­шие ор­га­ны го­су­дар­ства – пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, глава го­су­дар­ства. При этом кон­сти­ту­ция го­су­дар­ства за­креп­ля­ет юри­ди­че­ское ра­вен­ство всех трех вет­вей вла­сти.


Рис. 1. За­се­да­ние Пра­ви­тель­ства РФ


Рис. 2. Де­пу­та­ты ГД

Таким об­ра­зом, за­ко­но­да­тель­ная власть – это де­ле­ги­ро­ван­ная на­ро­дом своим пред­ста­ви­те­лям го­су­дар­ствен­ная власть, ре­а­ли­зу­е­мая кол­ле­ги­аль­но путем из­да­ния за­ко­но­да­тель­ных актов, а также путем на­блю­де­ния и кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью ап­па­ра­та ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, глав­ным об­ра­зом в фи­нан­со­вой сфере.
За­ко­но­да­тель­ная власть ре­а­ли­зу­ет­ся из­би­ра­е­мым пар­ла­мен­том – выс­шим пред­ста­ви­тель­ным (за­ко­но­да­тель­ным) ор­га­ном го­су­дар­ства. Пар­ла­мент может иметь как двух­па­лат­ную, так и од­но­па­лат­ную струк­ту­ру. Двух­па­лат­ный пар­ла­мент обыч­но со­сто­ит из верх­ней и ниж­ней па­ла­ты, как, на­при­мер, в РФ (Го­су­дар­ствен­ная Дума и Совет Фе­де­ра­ции). Верх­няя па­ла­та яв­ля­ет­ся про­ти­во­ве­сом ниж­ней па­ла­те и предо­хра­ня­ет пар­ла­мент от по­спеш­ных ре­ше­ний ниж­ней па­ла­ты. Ру­ко­вод­ство па­ла­та­ми пар­ла­мен­та осу­ществ­ля­ют пред­се­да­те­ли палат, ко­то­рые ве­да­ют внут­рен­ним рас­по­ряд­ком па­ла­ты и пред­се­да­тель­ству­ют на за­се­да­ни­ях. Пред­се­да­тель па­ла­ты пред­став­ля­ет па­ла­ту во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми, а также ру­ко­во­дит пре­ни­я­ми, го­ло­со­ва­ни­ем в па­ла­те, ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту внут­ри­пар­ла­мент­ских ор­га­нов и т.д.
Каж­дая из палат на весь срок своих пол­но­мо­чий об­ра­зу­ет ко­ми­те­ты и ко­мис­сии, как по­сто­ян­ные, так и вре­мен­ные. Они яв­ля­ют­ся ра­бо­чи­ми под­го­то­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми палат по раз­лич­ным на­прав­ле­ни­ям их де­я­тель­но­сти. Их за­да­ча глав­ным об­ра­зом со­сто­ит в пред­ва­ри­тель­ном рас­смот­ре­нии за­ко­но­про­ек­тов.
Пар­ла­мент об­ла­да­ет боль­ши­ми пол­но­мо­чи­я­ми в сфере за­ко­но­твор­че­ства, так как он на­де­лен пра­вом из­да­вать за­ко­ны. Од­на­ко на­зва­ние дан­ной ветви вла­сти вовсе не озна­ча­ет, что кроме за­ко­но­да­тель­ной де­я­тель­но­сти пар­ла­мент не вы­пол­ня­ет ни­ка­кой дру­гой роли. Важ­ной функ­ци­ей за­ко­но­да­тель­ной вла­сти также яв­ля­ют­ся фи­нан­со­вые пол­но­мо­чия. Прак­ти­че­ски это озна­ча­ет, что пар­ла­мент еже­год­но утвер­жда­ет го­су­дар­ствен­ный бюд­жет, уста­нав­ли­ва­ет на­ло­ги. Пар­ла­мент на­де­лен пра­вом уча­стия в фор­ми­ро­ва­нии выс­ших и цен­траль­ных го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и выс­ших су­деб­ных ор­га­нов. Он осу­ществ­ля­ет кон­троль за ра­бо­той пра­ви­тель­ства и дру­гих ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, при­ни­ма­ет ре­ше­ния об от­ре­че­нии от вла­сти пре­зи­ден­та и дру­гих выс­ших долж­ност­ных лиц, а также осу­ществ­ля­ет ра­ти­фи­ка­цию (одоб­ре­ние) меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров, ре­ша­ет во­про­сы войны и мира и т.д. Свои пол­но­мо­чия пар­ла­мент осу­ществ­ля­ет на сес­си­ях.
Ис­пол­ни­тель­ная власть, в от­ли­чие от за­ко­но­да­тель­ной вла­сти, носит про­из­вод­ный ха­рак­тер, то есть про­из­вод­на от пар­ла­мен­та или главы го­су­дар­ства, по­сколь­ку фор­ми­ру­ет­ся этими го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми. За­да­чи ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти со­сто­ят глав­ным об­ра­зом в ис­пол­не­нии ре­ше­ний, при­ня­тых пар­ла­мен­том и пре­зи­ден­том. Ис­пол­ни­тель­ная власть носит под­за­кон­ный ха­рак­тер, и все дей­ствия и акты ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ос­но­вы­ва­ют­ся на за­коне, не долж­ны ему про­ти­во­ре­чить и на­прав­ле­ны во ис­пол­не­ние за­ко­на. От­сю­да их на­зва­ние – ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны.
Од­на­ко в на­сто­я­щее время роль пра­ви­тель­ства в осу­ществ­ле­нии го­су­дар­ствен­ной вла­сти по­сте­пен­но по­вы­ша­ет­ся во мно­гих стра­нах мира. Пра­ви­тель­ство не толь­ко ис­пол­ня­ет ре­ше­ния, при­ня­тые пар­ла­мен­том, но порой и само на­прав­ля­ет де­я­тель­ность пар­ла­мен­та. Ис­пол­ни­тель­ная ветвь вла­сти от­ли­ча­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми при­зна­ка­ми:
1. ис­пол­ни­тель­ная власть и ее ор­га­ны дей­ству­ют непре­рыв­но и везде на всей тер­ри­то­рии го­су­дар­ства;
2. ис­пол­ни­тель­ная власть, в от­ли­чие от за­ко­но­да­тель­ной и су­деб­ной, имеет дру­гое со­дер­жа­ние, по­сколь­ку опи­ра­ет­ся на люд­ские, ма­те­ри­аль­ные, фи­нан­со­вые и иные ре­сур­сы и имеет в своем рас­по­ря­же­нии во­ору­жен­ные фор­ми­ро­ва­ния: армию, ор­га­ны без­опас­но­сти, по­ли­цию.

Сле­до­ва­тель­но, ис­пол­ни­тель­ная власть – это вто­рич­ная под­за­кон­ная ветвь го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ко­то­рая имеет уни­вер­саль­ный и ор­га­ни­зу­ю­щий ха­рак­тер и на­прав­ле­на на обес­пе­че­ние ис­пол­не­ния за­ко­нов и дру­гих актов за­ко­но­да­тель­ной вла­сти.
Ис­пол­ни­тель­ная власть ре­а­ли­зу­ет­ся го­су­дар­ством через пра­ви­тель­ство – выс­ший орган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и его ор­га­ны на ме­стах. Пра­ви­тель­ство осу­ществ­ля­ет вер­хов­ное по­ли­ти­че­ское ру­ко­вод­ство и общее управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ства. Оно при­зва­но обес­пе­чи­вать охра­ну су­ще­ству­ю­ще­го кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, за­щи­ту внеш­них ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, осу­ществ­ле­ние эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и иных функ­ций в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Пра­ви­тель­ство осу­ществ­ля­ет на­зна­че­ния на выс­шие во­ен­ные и граж­дан­ские долж­но­сти, а также в его ве­де­нии на­хо­дит­ся ад­ми­ни­стра­тив­ный ап­па­рат. Во мно­гих стра­нах пра­ви­тель­ство об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы и может ока­зы­вать ре­ша­ю­щее воз­дей­ствие на за­ко­но­да­тель­ный про­цесс.


Рис. 3. Дом Пра­ви­тель­ства РФ

За про­во­ди­мый курс пра­ви­тель­ство, как пра­ви­ло, несет со­ли­дар­ную по­ли­ти­че­скую от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том. Это вы­ра­жа­ет­ся в том, что пар­ла­мент может от­ка­зать пра­ви­тель­ству в до­ве­рии. Вотум недо­ве­рия пра­ви­тель­ству, вы­не­сен­ный пар­ла­мен­том, при­во­дит к от­став­ке пра­ви­тель­ства и за­мене его новым пра­ви­тель­ством или к ро­спус­ку пар­ла­мен­та гла­вой го­су­дар­ства (в пар­ла­мент­ских и сме­шан­ных рес­пуб­ли­ках).
В пре­зи­дент­ских рес­пуб­ли­ках ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит еди­но­лич­но пре­зи­ден­ту, ко­то­рый са­мо­сто­я­тель­но фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство. В таких го­су­дар­ствах пра­ви­тель­ство от­вет­ствен­но толь­ко перед пре­зи­ден­том, ко­то­рый может са­мо­сто­я­тель­но от­пра­вить его в от­став­ку (на­при­мер, в США). Пар­ла­мент не имеет ры­ча­гов вли­я­ния на пра­ви­тель­ство, не может вы­ра­зить ему вотум недо­ве­рия, но и пре­зи­дент в таких рес­пуб­ли­ках не может до­сроч­но рас­пу­стить пар­ла­мент.
Ис­пол­ни­тель­ная власть на ме­стах осу­ществ­ля­ет­ся по­сред­ством либо на­зна­ча­е­мых из цен­тра мест­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (мест­ной ад­ми­ни­стра­ци­ей), либо вы­бор­ны­ми ор­га­на­ми мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. Обыч­но ру­ко­вод­ство мест­ны­ми де­ла­ми по­ру­ча­ет­ся на­зна­ча­е­мо­му или из­би­ра­е­мо­му пред­ста­ви­те­лю цен­траль­ной вла­сти (гу­бер­на­то­ру, пре­фек­ту), ко­то­рый осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние дан­ной тер­ри­то­ри­ей.
Раз­де­ле­ние вла­стей как кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип может иметь место как при мо­нар­хи­че­ской, так и при рес­пуб­ли­кан­ской фор­мах прав­ле­ния. Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ное и жест­кое раз­де­ле­ние вла­стей ха­рак­тер­но для пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки.

Читайте также: